Изготовление доспехов рыцарей средневековья из металла
Эта статья посвящена изготовлению средневекового шлема 14-15 ст. в домашних условиях.
Стоит начать с того, что я просто фанат Средневековья и всего, что с ним связано. Я пересмотрел множество фильмов, бывал на исторических реконструкциях, в музеях и т.п. И вот однажды в очередной раз пересматривая "Царство Небесное", мне в голову пришла мысль: "А почему бы не сделать себе полный рыцарский комплект лат?" Затем возник вопрос: "А как сделать красивые латы без листовой "нержавейки?" И тут руки опустились.
Решил я значит достать завалявшийся картон и сделать из него "макет". Это даже макетом сложно назвать.. сами посмотрите.
Затем я решил заклеить весь каркас бумагой. Здесь очень пригодилась моя алгебра.
После чего я разрезал носовую часть шлема и сделав ее более вытянутой, придал шлему красивый внешний вид. Также такая форма облегчает дыхание.
Начало положено. Я получил прилив сил, чтобы серьёзно заняться шлемом.
Следующей стадией было обклеивание шлема многочисленными слоями бумаги. А4, нарезанный на маленькие прямоугольники, идеально подошел для этого.
Обклеивая шлем, я стал замечать, что он становится невероятно прочным! Уже на 5 слоях бумаги изделие выдерживало 5 (. ) кг груза на куполе.
Канту будущего шлема я придал невероятную прочность, обклеивая его двумя десятками слоев бумаги, от чего он стал словно фанерным (а возможно и крепче)
Возможно, вы заметили глубокие выбоины на куполе шлема. Этого не избежать ибо мокрая бумага сильно деформируется, а высыхая, её выровнять становится невозможно. И этому есть решение. Я попробовал замесить массу для папье-маше и затереть ею все неровности. Получилось даже лучше, чем я предполагал.
Такой же самой массой я обработал основание шлема. Это прибавило прочности изделию, а также улучшило внешний вид.
После всего этого я снова нанес 3 слоя бумаги на шлем (внутри тоже), объединив тем самым все элементы. Теперь он был похож на настоящий шлем, который носили гордые рыцари сотни лет назад.
Третья глава не спроста так называется.
Шлем вроде как готов.. всё отлично, но нужно что-то ещё, что-то такое, что придало бы шлему неповторимости и уникальности. И угадайте, что я решил сделать? Я стал шпаклевать его. НИКОГДА не повторяйте моей ошибки.
Когда штукатурка высохла, она стала трескаться. Куски отваливались вместе с бумагой, все разваливалось на глазах. Я потерял надежду, что у меня будет великолепное украшение на полке. Но, собрав волю в кулак, я решил попробовать снова. Отреставрировав все критичные места, я обклеил шлем специальной сеткой. Купить её можно в любом строительном магазине.
После обклейки моё творение стало выглядеть примерно так:
Штукатурку я решил больше не использовать. Её я заменил шпаклевальнной гладью. Она так и называется. Купить её можно в том самом строительном магазине за гроши.
Вооружившись резиновым шпателем, я приступил к работе. Шаг за шагом я покрывал поверхность шлема. 3 тонких слоя толщиной в пару миллиметров.
После полного высыхания я зашлифовал поверхность наждачной бумагой. Шлем преобразился!
Шлем прекрасен, но не хватает деталей, а именно крестовидной накладки на лицевой части, мы же рыцари как-никак.
Сложность заключается в том, что вырезать хотя бы заготовку из бумаги невозможно - лицевой изгиб и смещённое смотровое отверстие не дают сделать это.
Не долго думая, я решил клеить накладку поверх шлема. Что бы не испачкать поверхность, я обмотал изделие пищевой пленкой.
Затем наносил клаптики бумаги в то место, где будет накладка. Слой за слоем. В итоге вышло 15 повторений. Этого вполне достаточно.
После высыхания я нарисовал маркером саму накладку. Выглядит неплохо:)
Далее снял пленку, а вместе с ней и накладку. Она легко отделилась и я принялся вырезать данную деталь.
На следующий день я "довёл до ума" накладку, обклеив её бумагой, что бы скрыть разметку маркером. После этого приклеил ее на шлем обувным клеем.
Вот и близятся завершающие этапы изготовления.
Не спрашивайте зачем, но я почему-то решил, что нужно покрыть шлем черной краской.
Кстати, черные латы носили рыцари-отступники, что бы их доспехи не подвергались коррозии. Но это уже совсем другая история.
И вот он - завершающий этап. Осталось придать шлему сталистый цвет. Для этого нам подойдет "эмаль суперхром"
Я покрывал шлем 3 слоями краски. Кадый высыхает на протяжении 5-7 минут. Важно не подносить баллончик слишком близко ибо будут некрасивые подтёки, но вы и так это знаете.
В итоге у меня получилось ЭТО!
Изготовление доспехов и холодного оружия в Средние века
В Средние века доспехи делались, как правило, из железа и стали. Они подразделялись на два основных типа — кольчуги и панцири. Кольчуги плелись из проволочных колец и по своей форме повторяли одежду. Панцири состояли из скрепленных между собой металлических пластин, которым придавалась форма, отвечавшая строению тела человека; пластины соединялись клепкой и ремнями.
Производство кольчуги было довольно сложным. Железная проволока протягивалась последовательно сквозь отверстия стальной волочильной доски до достижения нужного диаметра и затем плотно наматывалась на круглый штырь, так что получалось подобие спирали или пружины, которая затем разрезалась вдоль. Таким образом мастер получал множество более или менее одинаковых колец и сплетал их вместе, продевая одно сквозь другое, иногда с помощью пробойника. Затем требовалось надежно скрепить между собой концы каждого кольца, чтобы обеспечить кольчуге необходимую прочность. Для этого оба края кольца расплющивались стальными чеканами, и кольцо сжималось так, чтобы плоские концы зашли один за другой; сквозь них пробивалось отверстие, после чего кольцо заклепывалось. Так соединялось множество колец, образуя кольчугу нужного вида и размера.
В процессе протяжки через волочильную доску и обработки молотком в проволоке возникало внутреннее напряжение металла (гарт), отчего она становилась твердой и хрупкой и могла треснуть. Для воссоздания внутренней структуры металла («отпуска») проволоку отжигали, после чего она становилась достаточно мягкой, и ее можно было без особого труда обрабатывать вручную. На гравюрах того времени видно, что мастер-кольчужник работает голыми руками, то есть явно с холодным металлом.
Таков был общий принцип, а на практике производилось множество вариантов кольчуг, порой значительно отличавшихся друг от друга. Например, в некоторых кольчугах, чаще всего индийской работы, края колец не склепывались, а просто сжимались встык. Иногда для украшения кольчуг в них вплетались звенья из бронзы и латуни, составляя узоры разной степени сложности; для повышения прочности к кольчугам крепились железные пластины. Известны турецкие и египетские кольчуги XV века, на каждом звене которых выбиты рельефные надписи на арабском.
Изготовление доспехов, состоящих полностью из стальных пластин, началось в XIV веке. В то время в Европе возник целый ряд центров по их производству, из которых самыми знаменитыми были Милан, Аугсбург и Нюрнберг. Сделанные в них доспехи развозились по всем странам Европы.
Изготовление доспехов начиналось с подготовки стальных пластин, из которых мастер делал заготовки. Материалом для них обычно служили прямоугольные железные чушки, и первым этапом работы была их расковка в пластины нужной толщины — либо вручную, либо с помощью механического молота, приводимого в движение силой воды. По мере роста спроса на доспехи в крупных центрах металлообработки, таких как Инсбрук, начиная с XV века стали производить заготовки для панцирей — готовые стальные пластины, и мастера получили возможность использовать их в работе.
Полный комплект доспехов состоял из множества пластин, тщательно подогнанных под фигуру заказчика и соединенных шарнирами, заклепками и ремнями. Пластины формовали, расколачивая их на специальных фигурных наковальнях молотами разной формы, с обязательным регулярным отжигом. Мастер должен был обладать большим искусством, чтобы сделать пластину достаточно толстой в тех местах, где она обеспечивала защиту воина, и тонкой, где это было допустимо (обычно по краям пластин), для уменьшения веса доспехов. Шлемы выколачивались из плоских листов на наковальне. Когда шлем и нагрудник приобретали нужную форму в ходе выколотки, их края загибали, накручивая на проволоку. Очевидно, для этого использовался специальный зажим или тиски, обеспечивавшие ровную гибку металла.
Наиболее сложны в изготовлении были ножные латы — прежде всего потому, что они состояли из множества частей сложной формы, которая достигалась гибкой и выколоткой. Подвижные соединения ножных лат, обеспечивавшие воину свободу перемещений, делались из узких стальных полос, подогнанных так, что при движении они входили одна в другую или, наоборот, раздвигались, как составные части веера или подзорной трубы. Эти полосы, или пластины, крепились заклепками к несущей вертикальной полосе из кожи, которая размещалась внутри конструкции. Такого рода сочленения позволяли согнуть колено, ногу у щиколотки и локоть.
Очень часто поверхность лат покрывалась украшениями, требовавшими долгой и кропотливой работы. В XV веке декор доспехов обычно сводился лишь к выпуклым полосам, наносившимся чеканкой, и частичному золочению в готическом стиле. Однако, по мере того как доспехи все более превращались в парадную форму одежды, а их защитная функция становилась все менее востребованной, стали применяться все более изощренные методы украшения. Например, вся поверхность доспехов могла оксидироваться прокаливанием на огне или химической обработкой, что придавало ей блеск и переливчатую синюю окраску. Орнамент на доспехах, обычно в виде широких узорных полос, мог наноситься травлением (химический процесс с использованием кислот) либо обильным золочением; кожаные детали отделывались бархатом. В XVI веке парадные доспехи инкрустировались серебром. До наших дней сохранились части одного парадного комплекта, сделанные из золота и покрытые эмалью.
П опулярны были также облегченные виды доспехов, в которых защитные стальные пластины крепились на основу из ткани. Один из наиболее известных видов такого рода защиты назывался бригандиной и представлял собой короткую куртку, чаще всего без рукавов, из ткани (холста или сукна) или кожи, покрытую небольшими, находящими друг на друга, железными пластинами. Крепились пластины к матерчатой основе заклепками и часто лудились для защиты от коррозии.
Выделка холодного оружия — мечей, сабель, кинжалов — составляла особую часть кузнечного ремесла, возможно, самую почетную, с большим количеством ремесленных секретов. В средневековой Европе в производстве холодного оружия принимал участие целый ряд мастеров, специализировавшихся на какой-либо операции: один — ковал клинок, мастера- шлифовальщики его доводили и полировали, часто еще один мастер делал рукоять, другой — ножны. Когда изделие было готово, его передавали для продажи торговцу.
Материалом для клинка была заготовка из сплава стали и железа. Такой состав сплава придавал клинку необходимые качества — твердость и одновременно гибкость. Клинки имели разную форму: от коротких с односторонним лезвием, предназначавшихся для охоты, до длинных и узких обоюдоострых боевых. На первом этапе работы заготовку расковывали примерно до нужной длины и придавали ей форму хвостовыми молотами.
На большинстве клинков имеется продольное углубление, идущее до рукояти. Его можно сформовать ковкой или выбить чеканом; ^немецкие мастера разработали особую технологию, позволявшую получать клинки нужного профиля механическим способом, прокатывая их через стальные вальцы.
После предварительной шлифовки клинок нагревали до определенной температуры, определяя ее по цвету раскаленного металла, и затем остужали в масле. После клинок вновь нагревали,
но уже до более низкой температуры, выдерживали в свинцовой бане и давали остыть для уменьшения внутреннего напряжения металла. Затем к клинку приделывался хвостовик — короткий выступ, на котором крепилась рукоять; его или приваривали к клинку, или формовали из его оконечности.
Теперь клинок был готов для окончательной шлифовки и полировки. Это делалось на шлифовальных кругах, соединенных приводными ремнями с колесом, вращавшимся силой водного потока. Рабочий обычно лежал на скамейке позади колеса, удерживая обернутый тряпкой клинок под нужным углом к поверхности колеса. Таким образом клинок последовательно шлифовался на кругах со все более тонким зерном, и в завершение полировался до зеркального блеска. Иногда клинок после этого подвергался травлению кислотой или золочению. Легкий голубой оттенок на некоторых клинках, вероятно, появлялся благодаря особой обработке химическим способом или выдерживанию в свинцовой бане.
Некоторые виды холодного оружия (в первую очередь это относится к шпагам) воспринимались, прежде всего, как парадные и служили декоративным дополнением к костюму. Они украшались соответственно. Самой красивой их частью был эфес. Эфесы отливали из драгоценных металлов, причем каждый элемент отливался отдельно, в особой форме. Эфес типичной декорированной шпаги XVII—XVIII веков состоял из гарды, чашки, поперечины и деревянной рукояти, обмотанной проволокой. Если детали эфеса делались из драгоценных металлов или латуни, их отливали в формах, состоявших из двух половин. После отливки
эфесы практически всегда обрабатывались напильниками и резцами; поверхность, предназначенная для нанесения узора, матировалась специальным чеканом. Изучая отлитые из латуни эфесы, можно заметить, что одна и та же форма использовалась неоднократно, вплоть до полного износа, следы которого видны на некоторых из них.
Некоторые прекрасные эфесы сделаны из железа и стали. Скорее всего, обработка напильником, резцами и пробойником производилась на мягком железе, которое по завершении обработки прокаливали с углем для превращения железа в сталь. При нанесении ажурных насечных узоров и декора мастер должен был работать осторожно, чтобы украшение не пошло во вред функциональному назначению шпаги. Поэтому декор оружия обычно ограничивался неглубокой узорной резьбой, а более глубокую насечку наносили лишь на самые крупные детали эфеса.
До нас дошло очень небольшое число шпаг с эфесами из золота. Самые ранние из них хранятся в королевских арсеналах в Дрездене и Вене. Их обычно отливали и затем обрабатывали резцами; некоторые украшались эмалью и драгоценными камнями. Если использовались такие материалы, как фарфор или черепаший панцирь, украшением эфесов занимался ювелир. Из сохранившихся серебряных эфесов часть имеет гладкую поверхность, другие же покрыты рельефными или ажурными узорами в стиле рококо.
В конце XVIII века возникла мода на эфесы из блестящей полированной стали, украшенные заклепками с граненой шляпкой. Их делали в мастерской Мэттью Боултона в Бирлингеме, в Англии. Но самые изысканные и сложные стальные эфесы делали скульпторы и медальеры; некоторые из них, например Готфрид Лейгебе, скульптор, медальер и чеканщик монет курфюрста Саксонии, подписывали свои работы.
Многие эфесы украшались накладными деталями и инкрустацией. Из самых распространенных видов накладных декоративных элементов можно назвать серебряные листы с гравировкой; из наиболее популярных видов инкрустации — технику, известную в Европе как damascening. Этот термин объединял две различные техники инкрустации стали драгоценными металлами. В первой из них узор для последующей инкрустации вырезался на поверхности стали штихелем особой формы, который оставлял в металле рез с сечением, напоминающим ласточкин хвост (расширявшийся по мере углубления в толщу металла). В этот рез помещали золотую или серебряную проволоку и вколачивали ее так, что она принимала форму реза и прочно удерживалась в нем. В некоторых случаях проволока рельефно выступала над поверхностью металла; иногда ее вколачивали в рез заподлицо. В завершении процесса проволока окончательно отделывалась и полировалась. Такая инкрустация была прочной и долговечной, но очень дорогостоящей, так как для нее требовалось немалое мастерство гравера и значительное количество драгоценного металла. Поэтому эфесы, украшенные в такой технике, встречаются очень редко.
Гораздо более распространена была относительно простая техника всечки. В этом случае стальную поверхность сначала воронили обжигом или химическим способом, затем на участке, предназначенном для всечки, острым штихелем наносили тонкие и глубокие пересекающиеся линии. К обработанной таким образом поверхности прикрепляли тонкую проволоку либо тонко раскатанные листочки из золота или серебра, которые удерживались благодаря сцеплению мягкого драгоценного металла с насечками на стали. Затем изделие полировали. Хотя для этой техники требовалось меньше инкрустирующего металла, она имела существенный недостаток — нанесенный таким образом металл легко изнашивался и повреждался.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 76 (май 2010), стр.76
Как кузнецы-реконструкторы создают средневековые доспехи
В Самаре на улице, названной в честь основателя города князя Засекина, двое парней устроили филиал позднего швейцарского Средневековья, мастерскую «Старый Свет», или Old World. День и ночь они клепают броню, в которой не стыдно показаться Дон Кихоту. Мы узнали, откуда такая тяга к истории, как создаются сложнейшие конструкции в современных условиях и почему ради железа мастерам пришлось бросить учебу.
Кто за что отвечает
Как реконструкторы мастера занимаются концом XV века, Швейцарией. Это закат средневековья, на который пришелся расцвет инженерной мысли: доспехи стали лучше, крепче, тогда же стало появляться огнестрельное оружие – правда, им самарская кузница не промышляет.
В коллективе — профессиональное разделение. Евгений Явкин занимается основой брони: кирасами, шлемами. Василий Маньков делает подвижные части: руки, поножи. Артем Румянцев ищет покупателей на диковинный товар и занимается историческими изысканиями, чтобы точно перенести броню прошлого в настоящее.
Личные истории
Евгений Явкин, 29 лет
Начинали со всяких запорожцев, разбирали всякий хлам во дворе. Было такое увлечение техникой, хотелось знать, как устроены механизмы. В 2005 году я наткнулся на клуб толкиенистов. Они занимались ролевой игрой, одевались в одежду средних веков, и меня это затянуло. Потом через одного из участников узнал о существовании другого клуба, где люди занимаются не отыгрышем, а воссоздают средневековую эпоху. Мне это казалось всегда интересным: создавать предметы, соответствующие реалиям того времени. В 2006, будучи первокурсником «Политеха», я оказался в «Старом Свете». Настал момент, когда я не успевал ни в мастерской, ни в универе. Забрал документы и ушел окончательно в кузницу. Время тогда было такое, что родители пихали в вузы с мыслью: «Вот он сейчас отучится, будет зарабатывать много денег». Я всегда понимал, что это не мое. Моя любовь — делать что-то руками, что-то создавать.
Прошло уже 10 лет, как я занимаюсь этим профессионально. Начинали мы с раннего и классического средневековья. В клубе был упор на драку, бой. Все вещи ковались приближенно к источникам, а не идентично им. Грубо говоря, люди собирались, чтобы подраться, и снаряжение было заточено под сражение. Первый шлем я сделал при помощи 5-килограммовой гири, бревна и пары молотков — им уже по 12 лет, и они до сих пор в нашей мастерской. Листок железа стащил из гаража у деда.
Василий Маньков, 24 года
Я в детстве постоянно что-то крутил, привинчивал. Лет в 13 побывал на конюшнях: хотел покататься на лошадях. Там наткнулся на очень странных людей, которые сидели и делали странные железки. Так я попал на тренировку клуба исторический реконструкции «Старый Свет», а оттуда уже в мастерскую. Если занимаешься реконструкцией, тебе нужно свое снаряжение: щит, доспехи, меч. В 2005 железки стоили космических денег, да и в 13 лет ты особо не шикуешь – денег нет. Помаленьку я стал въезжать в это дело и делать доспехи сам. Тогда движение только зарождалось: никто ничего делать не умел, индустрии не было. У кого не получалось, покупали у тех, у кого получалось. Интернет еще был не так развит, находили информацию через журналы, библиотеки, других ребят. Материалы находили, где попало, делали все как рука ляжет.
Так сложилось, что мне интересней делать подвижные механизмы, состоящие из нескольких сегментов, соединений, двигающихся на заклепках. В университете я отучился всего один год на химико-биологическом факультете Политеха. Понял, что не мое и ушел. Мы уже делали доспехи за деньги, а это значит, что, чем лучше ты делаешь доспехи, тем больше за них получаешь.
Артем Румянцев, 26 лет (на фото в середине)
В 2010 году я пришел в «Старый Свет». Все мальчишки смотрели «Айвенго», «Робин Гуда» и любили средневековье, доспехи — правда, ничего в этом не понимали. Тогда клуб делал реконструкцию Англии времен войны Алой и Белой розы. Я начал заниматься фехтованием по средневековой технике HЕMA(Historical european martial arts). В 2012 съездил на специализированный фестиваль, и меня затянуло. В том же году окончил математический факультет СамГУ.
К мастерской как таковой я не имею отношения, так как ничего не делаю руками. Моя задача — поиск источников, информации. Слава богу, большинство европейских библиотек сейчас оцифровали документы, и если ты знаешь английский или немецкий, особого труда добыча фактов не составит. Мне интересно этим заниматься, пытаться понять, например, почему доспехи были с острыми краями – украшение ли это или что-то другое.
Реконструкция позволяет нам узнать, как многие вещи работают в жизни. Ты никогда не поймешь, почему алебарда имеет такую длину и форму, пока не возьмешь ее в руки и не подерешься ей. Только когда приходит осознание, что шипом можно хорошо проткнуть кирасу – убить человека.
Как работают мастера
В средние века работа шла в цехах – объединениях нескольких ремесленников-мастеров. Каждая мастерская делала свой продукт: листы металла нужной толщины или раскройку и обработку. Вместо болгарки – привод от водяного колеса. Также раньше не было такой качественной стали, поэтому современные доспехи будут покрепче своих предков.
Создание доспеха начинается с заказа. Это первый этап. Мастерская работает, когда есть заказ и деньги на его производство. Клиент присылает фотографию, что он хочет, и тут начинается сбор информации. Также он присылает своим размеры: обхват тела, ног, рук. Доходит до такого:
Второй этап – выбор металла и его обработка. Сталь используется хорошего качества: 30 ХГСА, 65Г. Нормальная термообработка и хорошая прочность – главное.
Все доспехи, которые делает мастерская, имеют сложную форму. После нагрева металла газовым резаком идет придача ему нужной формы молотками. Наковальня здесь — основной инструмент.
Третий этап – это нанесение деталей. Различные выкройки и декоративные узоры делаются отрезными дисками на болгарке, молотком и ножом. В основном они повышают прочность изделия или его общую красоту.
Потом идет долгий процесс полировки. Сначала напильником, потом лепестковыми дисками и липучими наждачными дисками, потом очень долго происходит трение руками. Делается это, чтобы приблизить доспех к средневековому образцу и чтобы меньше ржавел.
Понять, сколько сил и времени затрачивается на доспехи, можно по шлему, который есть в мастерской. Аналогов на территории СНГ ему сейчас нет. Это копия немецкого максимилиановского шлема, созданного по технологиям того времени. Забрало открывается с помощью нажатия на кнопку и открытия крючка.
Шлем одевается в двух частях: воротник и сам шлем. В XVI веке была необходимость создать легко одеваемые доспехи. Раньше броню привязывали к поддоспешнику, после в этом отпала необходимость, так как все быстро открывается и закрывается в конструкции. Ткань, пришитая к броне, — натуральная. Соединение между шлемом и воротником работает как подшипник. Василий двигает в нем голову абсолютно свободно. Шлем делали вдвоем, и ушло на него около двух месяцев. Примерная цена — 3000 евро.
Сами же мастера признаются, что никогда и не планировали много зарабатывать на этом деле. Оправдывают это тягой к искусству и прекрасному. Заниматься таким делом сейчас трудно. Хорошая сталь дорогая и в Самаре ее не найти. Нужно оборудование, помещение, а на все это — деньги.
Раньше людей в коллективе было больше. Приходили все, в основном, как на работу: кто-то делал кольчуги, кто-то бригантины. Но из-за большого количества времени, затрачиваемого на создание предметов, и относительно небольших цен на них, большинство поспешно покидали мастерскую. Учиться этому ремеслу нужно не один год. Остались самые стойкие идальго.
Текст: Даниил Брежнев. Фото: Мария Москвицова, группа Old World ВКонтакте, Даниил Брежнев
Уникальная профессия. Минчане бросили основную работу и изготавливают доспехи
В цикле «Работа» Onliner.by рассказывает о простых белорусах. Занимаясь повседневным трудом, зарабатывая на жизнь, они создают не только свою личную историю, но и общую историю страны. Одни из них плывут по течению, другие поймали удачу за хвост. Наши сегодняшние герои называют себя счастливыми, потому что занимаются любимым делом. Кому-то оно может показаться экстравагантным, ведь минчане Виктор Шевцов и Константин Дударев не возят из Москвы шмотки, а… изготавливают доспехи. О необычной профессии, заказах, расценках, коллекционерах и призвании — в нашем материале.
Мастерская, где работают Виктор и Константин, расположена на окраине Минска. Обычное помещение: молотки, станки, отвертки. Только в центре — рыцарский доспех стоимостью более $20 тыс., а на стенах — щиты и шлемы. Оружейники XXI века рассказывают о том, почему решили заняться нетипичным для Беларуси бизнесом.
Константин: Все началось в ранней юности. Мы увлекались рыцарским движением, исторической реконструкцией. Я скульптор, окончил Академию искусств. Виктор — инженер по сварке. Сначала мы изготавливали доспехи для себя, помогали соклубникам, а потом решили работать профессионально. В 2004 году организовали мастерскую под названием «Стальное наследие».
Виктор: На первых порах это был своего рода эксперимент. Мы оставались на основных работах, а вечерами, по выходным выкраивали время и выполняли заказы. Когда ощутили почву под ногами, появилась уверенность, что можем себя обеспечить, уволились и занялись исключительно доспехами. Купили необходимые инструменты, оснастку, запустили сайт. Пошли заказы из-за рубежа — из Америки, Европы и с Ближнего Востока. Одним из наших заказчиков был президент Общероссийского военно-исторического движения. Предмет гордости — заказы для белорусских исторических музеев. Мы получили возможность сделать доспехи для Мирского и Несвижского замков. Это произошло во многом после того, как освоили технологию старения металла. Музеям не нужны шлифованные и отполированные доспехи, им требуются экспонаты, максимально похожие на исторические.
Константин: Для Мирского замка мы изготовили большой арсенал. Многие, наверное, видели наш доспех крылатого гусара. Было много проектов и с Несвижем. Потом случилась девальвация, Несвижскому замку, к сожалению, сократили финансирование.
Виктор: Наша, если можно так назвать, идейная работа — воссоздание манифера, защитной латной перчатки Радзивилла Черного. Сохранились только отдельные части этого доспеха, который считается единственным в своем роде. Эти разрозненные элементы хранятся в музеях Нью-Йорка, Вены и Парижа. Мы взяли один элемент, который считается утерянным, — рукавицу для конных поединков. Известно, что гарнитур изготовил для Радзивилла мастер Кунц Лохнер. Нашли сохранившийся доспех этого мастера, по его образцу, выдержав стилистику, сделали манифер. Его также приобрел Мирский замок.
Кому все это надо
Виктор: Как такового рынка в Беларуси нет. Скорее, рынок сейчас является не республиканским, а международным. Приходится конкурировать не с белорусами, а с мастерами со всего мира.
Константин: Если говорить, для кого мы работаем, то это точно не реконструкторы. Редкий человек в Беларуси может позволить себе заказать подобные вещи, чтобы потом пойти в них в бой. Среди основных клиентов, помимо музеев, — коллекционеры. Вряд ли кто-то из них будет использовать доспехи по прямому назначению — скорее, их поставят в комнате на видном месте. Но все равно заказчики хотят, чтобы все работало, одевалось, подходило, было функциональным. Был у нас заказ и от крупнейшего коллекционера восточного побережья США — тоже повод для гордости.
Готический доспех, XV век. Изготовлен для президента Общероссийского военно-исторического общественного движения
Модельеры по стали
— К примеру, заказчик просит вас изготовить доспех периода Грюнвальдской битвы. С чего начинается работа?
Виктор: Мы выбираем конкретный образец, который человек хочет заполучить. Полностью снимаем с заказчика размеры. Фактически работаем, как обычные модельеры. Фотографируем клиента в полный рост, фотографируем голову в фас и профиль. Потом на бумаге рисуем эскиз. Прорисовываем все элементы, все пропорции. Далее снимаем выкройки и работаем уже в листовом металле: на горячую или на холодную. Чеканка, пропиловка — тут масса технологических моментов. Что-то выковываем, что-то иногда свариваем.
Константин: При этом в процессе работы человек может увидеть, как доспех будет сидеть на его фигуре. Часто бывает, заказчик представляет себе какой-то готический облик амуниции, а у самого пивной живот. Стараемся, чтобы изделие смотрелось эстетично, красиво.
Год на работу
Константин: Доспех, который сейчас стоит в нашей мастерской, — образца 1530 года. Это немецкий доспех постмаксимилиановской эпохи, или эпохи раннего Ренессанса. Его заказал минский бизнесмен, любитель истории. Над этим доспехом мы работали год!
Пластинчатый доспех Максимилиановского периода. Ботинки в виде «медвежьих лап». Использовался для конного боя. Практически неуязвимый, если человек хорошо подготовлен. Противники старались поразить рыцаря в область подмышек, подрезать сзади сухожилия, либо воткнуть кинжал в прорезь шлема
Мельчайшая проработка деталей — непременный атрибут любого качественного доспеха. Фактически это уже произведение искусства
Константин: В средние века доспехи эволюционировали регулярно, каждые 20—30 лет. Конец XIV — начало XV веков — ранняя готика, совершенно простые по форме доспехи, много элементов из кольчуги. Но доспех полностью покрывал тело воина. В конце XV века появились изящные линии, ребра, напоминающие водную рябь. В дальнейшем технологии оттачивались, металл становился более тонким, а доспех — более легким.
О бутафории
Виктор: Все зависит от его боевой подготовки! А также от того, будет доспех закаленный или нет. Иными словами, готов ли заказчик оплатить по-настоящему боевой, рабочий доспех. Если да, тогда он будет ничуть не хуже, чем делали несколько веков назад. Современная сталь во многом позволяет делать доспехи более твердыми.
— Если говорить о весе, неподготовленный человек может чувствовать себя комфортно, облачившись в сталь?
Виктор: Из того, что мы делали, самым тяжелым был доспех весом 35—40 килограммов. Если все сделано правильно, носить такой сможет абсолютно любой мужчина, не обязательно спортсмен. Вес распределяется по всему телу, он не будет висеть на шее, как гиря. Другое дело, какие действия такой «рыцарь» будет в состоянии выполнить.
— Современным мастерам работать гораздо легче, чем средневековым?
Константин: Конечно, в XVI веке все было по-другому. Но во многом сейчас сложнее именно нам. Тогда работа шла по накатанной, навыки передавались из поколения в поколение. И мастера делали доспехи по моде своего времени, а мы делаем доспехи разных периодов. В последующие века мастерство во многом было утрачено, так как необходимость в доспехах исчезла. В итоге теперь мы вынуждены придумывать некоторые вещи заново, гадать: а как это было у них? Что касается инструментов, то в этом плане, разумеется, легче уже нам. Не нужны горны и средневековые методы резки, есть болгарки, станки, электросварка.
— Кстати, к какому виду деятельности отнесли вашу профессию белорусские чиновники?
Константин: Конечно же, такого вида деятельности в реестре РБ не оказалось. Поэтому при регистрации оформили как «деятельность в области искусства».
Одежда рыцаря Средневековья: фото и история
Средневековый рыцарь - одна из самых романтичных и приукрашенных фигур в истории человечества. Голливудские фильмы, исторические романы, а в последнее время и компьютерные игры рисуют нам очень колоритного и окутанного флером очарования воина, в блистающих латах скачущего вдаль, время от времени сражаясь с такими же благородными и честными противниками или без особых проблем побеждая шайки непременно гнусных и неприятных разбойников (если это не Робин Гуд, конечно). Ну а поразительно красивая и благочестивая девица ждет своего благородного поклонника в высокой башне или, на крайний случай, томится в подземелье, ожидая избавления.
На самом деле среднестатистический рыцарь - это крайне прагматичный и не слишком образованный товарищ, способный без особых угрызений совести свернуть челюсть слуге, подавшему остывшую воду, или отдать свою сестру/дочь в жены старому и страшному соседу ради куска плодородной земли или пары породистых жеребцов.
Кинематографические рыцари и их доспехи
Подавляющее большинство фильмов (в том числе и претендующих на историчность) показывают рыцаря в полных латных доспехах, с глухим шлемом типа топхельм (полный шлем) или армэ с откидывающимся забралом. Причем в таком виде они мужественно рубятся в битвах по нескольку часов, а потом, не снимая, садятся за пиршественный стол. Можно представить, что именно так выглядела повседневная одежда рыцарей. Описание летописцев говорит о том, что такой тип защитных доспехов использовался только для рыцарских турниров, и только в 14-15 веках. Именно к этому времени технология металлообработки достигла такого уровня, когда вес полного латного доспеха (то есть изготовленного полностью из металлических частей) снизился до приемлемых 40-50 килограммов. И с такой нагрузкой рыцарь мог эффективно действовать в течение крайне короткого промежутка времени. Какими же были фактические доспехи средневекового рыцаря?
Раннее Средневековье
Одежда рыцаря в бою для этого времени - как правило, длинный кожаный доспех до колена с металлическими вставками и полосами и металлический шлем с открытым лицом. Ноги изредка защищались кожаными или укрепленными наголенниками. Не менее часто встречался доспех стеганый, или просто стеганка (по сути, просто множество слоев ткани, простеганных вместе), или набитый конским волосом. Укреплялось такое "обмундирование", опять же, металлическими полосами. Иногда использовался доспех ламеллярный - составленный из заходящих друг за друга металлических пластин. На его изготовление шло больше металла, а следовательно, и позволить его себе могли только наиболее состоятельные рыцари.
Классическое Средневековье
Здесь использовалась кольчуга, бригантина, латный доспех.
Кольчуга состояла из множества колец и была самой легкой и удобной броней. Использовали ее повсеместно, но стоила она дороже других видов защитного одеяния ввиду своей трудоемкости. Иногда куски кольчуги просто нашивали на кожаный доспех в самых уязвимых местах. Используется также хаурбек - кольчужный капюшон.
Бригантина - разновидность ламеллярного доспеха. В этом случае обычная одежда рыцаря изнутри укреплялась металлическими пластинами, идущими внахлест. Такой доспех был значительно тяжелее кольчужного, но стоил дешевле и лучше защищал от ударов тяжелого оружия.
Полный латный доспех использовался, как уже отмечалось, в основном для турниров. В реальном бою через 10 минут даже самый могучий рыцарь свалился бы от изнеможения, и его забили бы палками ополченцы. В сражениях использовались элементы латного вооружения - рукавицы, наголенники или наручи, нагрудник.
Позднее Средневековье
Совершенствование латного доспеха. Развитие наступательного вооружения, в особенности арбалетов, сделало кольчуги и доспехи из кожи малоэффективными. В конце эпохи, с появлением огнестрельного оружия, само понятие рыцаря как эффективной боевой единицы, способной в одиночку противостоять отрядам обычных бойцов, уходит в небытие. Последней попыткой противостоять пороху и пулям стала мощная выпуклая кираса - такую, к примеру, носили испанские кабальеро - конкистадоры - в период освоения Нового Света.
Гражданская одежда рыцарского сословия
В раннем Средневековье основная одежда рыцаря состояла из двух туник - верхней, котты, и нижней, камизы. Нижняя чаще всего имела длинные рукава, а верхняя, из хорошей ткани и богато украшенная, - короткие или вовсе обходилась без них. Туники непременно подпоясывались, а сверху одевался плащ. В отличие от голоногой Античности, одежда рыцарей Средневековья непременно включала в себя штаны - или просто узкие, или облегающие ногу (шоссы).
Серьезное изменение, которому подверглась одежда рыцарей в Средние века, произошло на рубеже 13 века. Появление постоянных торговых путей и взаимодействия с другими народами (особенно с Востоком) и развитие технологий привело к появлению множества новых покроев и использованию разнообразных тканей.
К неизменной котте, которая тоже претерпела изменения, добавился пурпуэн - короткая куртка, к которой пришивались узкие рукава, и столь же узкие чулки - шоссы. Блио и катарди - кафтаны с разным кроем. Нарамник - плащ с дыркой посередине для головы. На экранах в него почти поголовно одеты рыцари Христа - тамплиеры, госпитальеры и прочие.
Дальнейшая эволюция нарамника привела к появлению сюрко - нарамника со сшитыми боковинами. Удивительно, но для большей части того, что носят мужчины сегодня, послужила прототипом одежда рыцаря. Название многих видов мужского гардероба также идет от все тех же рыцарских нарядов.
К классическому Средневековью относится и появление такого явления, как "ми-парти". Суть его состояла в том, что костюм делился на цветовые зоны в соответствии с гербом рыцаря - вертикально на две половины или, в дальнейшем, на четыре части.
Добавим немного средневековой Японии
Япония всегда была немного "вещью в себе", но до знакомства в 16 веке с "южными варварами", португальцами, жители Страны восходящего солнца находились почти в полной культурной изоляции от остального мира.
Это позволило им создать свою, совершенно уникальную культуру, в том числе и в военной среде. Аналогом средневекового рыцаря в Японии был самурай. Японские "рыцари" носили сложные доспехи, изготовленные по типу бригантины. Металлические пластины достаточно сложно комбинировались, покрывались лаком, шнуровкой, кожей и тканью. Металлические шлемы искусно украшались и, как правило, комплектовались "анатомическими" масками.
Гражданская одежда рыцаря Японии состояла из трех основных частей - кимоно, хакама (широкие штаны разной длины) и накидки хаори.
Читайте также: