Художественная обработка металла ажурная скульптура
Чеканка была известна еще в древнем Египте, античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском искусстве XV — XVII вв. В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т.д.
Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3..0,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).
В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы.
Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120. 170 мм.
При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.
Их изготавливают из твердых пород дерева - граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
На первом этапе на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями (по 30. 40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл.
Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25. 40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.
Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.
На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляю немного столярного клея. После высыхания краски на не кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.
На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.
Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.
Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на улице) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10. 15%-ных растворах кислот — соляной и серной. Осветленную пластину промывают водой и сушат.
Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался.
Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).
Следующим этапом является цветовая декоративная отделка (патинирование) изделия. Наиболее удобными являются "нехимические" способы патинирования. Цветные защитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5. 8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.
По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки.
Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.
Пропильной металл
Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С древнейших времен широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, от носящееся к VII — IV вв. до н.э
Наиболее простой является техника пропильного металла, (другие названия этого искусства: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлов в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.
Просечным железом украшали свесы кровли, дымники венчающие печные трубы, флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.
Чтобы повысить выразительность пропильного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.
Для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или стальную жесть.
Работу начинают с правки приготовленной заготовки из листового металла . Затем выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок композиции. Твердым карандашом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.
При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для выпиливания контуров сложной формы и имеющих большую протяженность используют слесарный лобзик.
Слесарный лобзик представляет собой облегченную ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком сверху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приемы работы этим лобзиком аналогичны приемам работы столярным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры). При выпиливании контуров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы она при работе не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура, а с внутренних элементов рисунка.
При выпиливании очень тонкого металла, тоньше 1 мм лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив между собой по углам, и выпиливать все вместе.
Шлифованную и полированную поверхность метал можно покрывать стойкими химическими соединениям образующими на металле пленки, окрашенные в различные цвета. Завершают работу лакированием поверхности.
Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка, под него можно подложить цветной фон.
Ажурная скульптура из металла
Большой выразительности, бесконечного разнообразия форм достигает художник, создавая произведения из проволоки и тонкого прутка. Изображения в ажурном металле птиц, зверей, животных отличаются большим разнообразием и выдумкой мастера: от нескольких выразительных лаконичных линий до витиеватых фигурок и образов. Эта техника применяется и для оформления бытовых предметов.
Это могут быть всевозможные подставки для письменных принадлежностей, кистей, для цветочных ваз, горшков, для светильников, для различных инструментов, в том числе и для тех, которыми пользуется мастер художественной обработки металла. Они украсят интерьер вашей прихожей, зала, кабинета, создадут уют, а инструментальные подставки украсят и саму мастерскую, будут постоянно призывать художника по металлу к совершенствованию своего мастерства, к поиску новых художественных форм и композиций.
Фантазии мастера нет предела. Из одного и того же материала (той же проволоки) он может создать самостоятельное скульптурное произведение или бытовое украшение, служащее для той или иной повседневной надобности. Причем металлическая фигурка может быть и плоской, и объемной — в зависимости от замысла, цели и назначения создаваемого художественного или декоративного изделия.
Рис. 27. Образцы кованых скульптур
Вот, например, фигурка ежика для держателя иголок: еж, несущий на своих колючках яблоко, в котором закреплена подушечка-иглодержатель. А цапля, выискивающая лягушку у берега пруда, уже самостоятельное настенное украшение. Или, скажем, петух-подсвечник, у которого в хвосте крепится стаканчик под свечу. Или медведь, держащий бочонок для меда — подставку для небольшого цветочника с цветами, над которыми как бы вьются пчелы из проволоки. Или улитка, морская раковина из проволоки, которая представляет собой держатель кистей. Оригинально смотрится проволочный сапожок для карандашей и ручек, или подвеска для ключей в виде морской звезды или осьминога в прихожей.
Техника возможностей декора из проволоки и прутка просто не ограничена.
Ажурную прутковую скульптуру создают для украшения зданий и скверов, то есть применяют в садово-парковой архитектуре. Здесь, как и в просечной технике, фоном изображения является воздух.
По заранее созданному рисунку мастер терпеливо изгибает проволоку или выгибает пруток, получая необходимый контур или объем деталей. Мастеру необходим не только художественный вкус, тонкое чувство ажурного рельефа, но и совершенное знание свойств того или иного металлического материала, подбор которого для данного изделия должен быть безошибочным. Только в этом случае возможно создание рисунков металлом в воздухе.
Инструментарий:
молотки — железный и деревянный; зубила; кусачки, острозубцы; плоскогубцы, круглогубцы; штангенциркуль для измерения диаметра проволоки; ручные или настольные тиски; трехгранный напильник; паяльник.
Материалы
- для мелких ажурных фигур — мягкая проволока, покрытая разноцветной эмалью или полихлорвиниловой изоляцией;
- для скульптур малых форм — проволока из меди, стали или железа 1-3 мм в диаметре;
- декоративные изделия изготавливают из монтажной проволоки — как гнутых форм, так и методом навивки и плетения;
- для садово-паркового декора используется прутковый металл.
Правка проволоки
Перед работой с проволокой ее необходимо выровнять. Выправки проволоки достигают волочением ее между деревянными брусками несколько раз (2-4 раза). Протяжку проволоки можно производить и между двумя небольшими уголками, закрепленными на доске.
Резка
Разрезают тонкую медную и железную проволоку кусачками или острогубцами. Стальную проволоку перед резкой разогревают, чтоб она стала мягче. Если пруток не поддается кусачкам, его подпиливают трехгранными напильниками и переламывают в тисках или перерубывают зубилом.
Изгибание
Тонкую проволоку изгибают плоскогубцами, для навивки служат круглогубцы; если нужен острый угол, постукивают на изгибе в плоскогубцах киянкой или молоточком. Толстую проволоку гнут в тисках. Сталь имеет свойство пружинить и как бы расправляться, поэтому чтобы получить определенный угол изгиба, загибать ее нужно несколько больше. Гибкости проволочному материалу добавляет отжиг. После медленного остывания на воздухе окалину снимают наждачной бумагой. Чтобы проволочный изгиб снова обрел твердость, его закаливают: после нагрева окунают в холодную воду. Налет нужно снять мелким наждаком.
Соединение частей изделия
В зависимости от толщины проволочного материала куски проволоки, которые должны стать единым целым, соединяют разными способами.
Тонкие элементы скручивают несколькими витками, аккуратно обрабатывая кончики проволоки. Толстую проволоку и прутковый материал спаивают — здесь кроме паяльника необходимы припой (сплав свинца и олова), паяльная жидкость, нашатырный спирт.
Слой припоя, наутюженный по стыку или шву жалом паяльника, должен быть равномерным и ровным сверху (для красоты соединения), и в то же время прочно соединять детали изделия. Перед пайкой проволочные элементы нужно тщательно промыть и просушить или протереть насухо.
Готовую металлическую скульптуру для привлекательности обрабатывают тем или иным способом декоративной отделки металла, что придаст ей не только красоту, но и защитит от коррозии.
Следует отметить, что при создании изделий смешанных техник, т.е. комбинировании различных видов художественной обработки металла, в одном таком сложном изделии могут наличествовать практически все способы соединения его элементов: и хомут, и скоба, и огибание, и клепка, и пайка и сварка. Например, массивная решетка парковой ограды с элементами ажура и чеканными украшениями.
Урок технологии в 8 классе "Художественная обработка металла: ажурная скульптура"
Цель: научить учащихся выполнять ажурную скульптуру из металла: продолжить их знакомство с приемами художественной обработки металла.
Инструменты и оборудование: стальная, медная или железная проволока; мягкая проволока в разноцветной пластмассовой изоляции или покрытая цветной эмалью (белой, желтой, зеленой, голубой, красной, серой); прутковый металл; молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы; штангенциркуль для измерения диаметра проволоки; ручные или настольные тиски; паяльник.
Оформление доски : тема урока; новые словосочетания (ажурная скульптура, монтажная проволока, правка проволоки, протягивание проволоки), домашнее задание.
Информация для учителя
Игрушки – т.е. объекты труда, которые всегда вызывают у ребят большой интерес. К тому же конструкция и форма многих игрушек не так строго регламентированы техническими требованиями. Это позволяет в ходе работы ставить перед учениками разные задачи творческого характера.
Игрушки можно разделить на группы. В первую входят игрушки для дошкольников и школьников начальных классов: подвижные машины, фигурки зверей, мебель для кукол, конструкторы. Вторую группу составляет инвентарь для различных игр на ловкость, быстроту, точность и т. д. Третья группа - настольные игры и задачи-головоломки.
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
Рассказ учителя
Видов художественной обработки много. Например, чеканка, литье, ковка, мозаика с металлическим контуром, ажурные изделия из проволоки. Тиснение по фольге — это получение на фольге изображения посредством продавливанин отдельных участков с помощью специальных инструментов.
Фольга - тонколистовой металл. Фольга (от латинского -«лист») получила широкое распространение в XIX в., когда ее стали производить в больших количествах на заводах. До этого она была очень дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали для упаковки дорогих продуктов, а также в технических и декоративных целях. Широкому распространению фольги в декоративно-прикладном искусстве в конце XIX - начале XX в. способствовала мода на металлические оклады для икон. Для окладов использовали золото, серебро, медь, латунь. Ими покрывали иконы почти целиком, оставляя вырезы для рук и ликов. В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюминий, медь, латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точеные блюда и многое другое.
Очень мягкая и пластичная - алюминиевая фольга у тюбиков от зубной пасты и свинцовая у тюбиков из-под художественных красок. На фольге тюбика от зубной пасты с внутренней стороны нанесен слой прозрачного лака, делающий ее золотистой. Эта сторона фольги будет считаться лицевой.
Инструменты для теснения по фольге - простые. Для проведения линий можно использовать шариковую авторучку без пасты. Для выдавливания более крупных участков рельефа нужно изготовить несколько так называемых давилок. Самые простые давилки разных размеров можно изготовить из твердой древесины яблони, груши, самшита, клена или березы. Деревянные давилки нужно отшлифовать, а их рабочие части натереть парафином или воском, чтобы они хорошо скользили по фольге. Прочные и надежные давилки делают из металлических стержней, приварив к ним шарики от подшипников качения.
Рельеф для укрепления заливают с обратной стороны смесью казеинового клея, мела, олифы или масляной краски. Можно приготовить другую смесь: две части парафина и одну часть канифоли расплавляют в металлической посуде. При застывании смеси рельеф укрепится.
III . Переход к изучению новой темы
Нас всегда восхищают вещи, созданные умелыми руками художника из самых простых материалов. Художник, используя для своей работы стальную проволоку, находит бесконечное разнообразие выразительных линий, изображая животных, птиц или создавая оформление бытовых предметов.
План
1. Ажурная скульптура.
2. Инструменты и материалы для работы с проволокой.
3. Приемы соединения отдельных деталей.
IV . Изучение новой темы
1. Рассказ учителя
( В объеме учебника: Сим., с. 96—98, § 26.)
Для изготовления скульптуры потребуется стальная, медная или железная проволока диаметром 1—3 мм; для крупной декоративно-орнаментальной скульптуры — прутковый металл; для мелких ажурных вещиц — мягкая монтажная проволока в разноцветной пластмассовой изоляции или покрытая цветной эмалью (белой, желтой, зеленой, голубой, красной, серой). Указанные материалы различны по своим свойствам и декоративным возможностям, каждый из них требует особых приемов обработки, своей технологии и инструмента.
Выполняя скульптуру из цветной проволоки, можно ограничиться небольшим набором инструментов и сравнительно несложными техническими приемами. Дли работы с проволокой нужны молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, штангенциркуль для измерения диаметра проволоки, ручные или настольные тиски и паяльник.
2. Демонстрация приемов правки проволоки
Проволока, особенно мелкая и железная, легко гнется. Чтобы сделать какую-нибудь вещь из проволоки, ее прежде всего надо выпрямить.
Проволоку кладут на плиту и наносят легкие удары молотком, поворачивая се вокруг оси . Помещают изогнутые участки между губками плоскогубцев и сжимают. Протягивают проволоку между гвоздями вбитыми в доску. Правят проволоку вокруг металлического или деревянного стержня, закрепленного в тисках . Протягивают проволоку между двух дощечек и тисках.
3. Демонстрация приемов соединения проволоки
Отдельные куски проволоки и другие металлические детали
соединяют, сгибая или припаивая. В первом случае скручивают концы проволоки, делая несколько витков. Пайка - простой и надежный способ соединения двух деталей. Для пайки нужны припой, паяльная жидкость, нашатырь и паяльник. В качестве припоя используют сплав свинца и олова в различных пропорциях. Обычный припой состоит из двух частей свинца и одной части олова.
Паяльная жидкость, или паяльная кислота, является водным раствором хлористого цинка. Она препятствует образованию на спаиваемых поверхностях пленки окиси, мешающей прочной пайке. Нашатырь служит для очистки паяльника от образующегося на нем при нагревании слоя окиси.
Нужно убедиться, что паяльник хорошо нагрет, опустить жало в канавку, образовавшуюся на брусочке нашатыря, затем взять небольшой кусочек припоя и растереть его жалом паяльника. Припой, расплавившись, покроет тонким блестящим слоем рабочие грани паяльника. Приложить жало к месту пайки и вести им вдоль шва до тех пор, пока шов не покроется равномерным и прочным слоем припоя. Окончив пайку, промыть место пайки водой и протереть насухо тряпочкой. Перед пайкой следует тщательно подготовить спаиваемые детали — очистить их от грязи, жира, краски, т. к. к зажиренной или загрязненной поверхности припой плохо пристает или вовсе не пристает. Удалить с поверхности грязь и жир можно мыльной водой или чистым бензином. Краску удаляют ацетоном или нитрорастворителем.
4. Инструктаж по правилам безопасной работы при пайке .
При пайке деталей используют различные припои и флюсы, которые содержат вредные для здоровья элементы - свинец, цинк, литий, калий, натрий, кадмий и пр. Эти элементы и их окислы в виде пыли, паров и аэрозолей загрязняют воздух в помещении. Поэтому, кроме общей вентиляции, рабочие места должны быть оборудованы местными отсосами.
Для зашиты рук от попадания на них кислотных флюсов и от ожогов расплавленным припоем следует применять рукавицы из асбестовой ткани.
Промывку деталей от остатков кислотных флюсов следует производить в специальных ваннах. Слив воды из ванны в канализацию допускается только после соответствующей очистки воды.
При работе паяльником обязательно соблюдают следующие правила: ручка электрического паяльника должна быть сухой, не проводящей тока; горячий паяльник укладывают на .специальную металлическую подставку; перегретый паяльник не охлаждают в жидкости; запрещено выполнять пайку деталей, в которых находились легковоспламеняющиеся материалы, без предварительной очистки и промывки деталей, а также вблизи легковоспламеняющихся материалов, при отсутствии местной вентиляции; тщательно моют руки после работы.
V . Практическая работа
1. Вводный инструктаж
Выполнение эскиза изделия.
Выполнение деталей скульптуры.
Соединение деталей между собой.
2. Текущий инструктаж .
Корректировка хода практической работы.
3. Заключительный инструктаж
Анализ успехов и ошибок в работе.
VI . Закрепление изученного материала
— Что такое ажурная скульптура из металла? (Ажурной скульптурой из металла называются фигурки животных, птиц и предметы быта, выполненные из проволоки.)
— С чего начинают работу по созданию ажурной скульптуры из проволоки? (Работа пи созданию ажурной скульптуры из проволоки начинается с создания эскиза будущего изделия.)
- Какие инструменты применяются для работы с проволокой? (Примерный ответ. Для работы с проволокой применяются: молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, штангенциркуль для измерения диаметра проволоки, ручные или настольные тиски, паяльник.)
- Как соединяют отдельные детали скульптуры? (Отдельные детали соединяют так: сгибают, скручивают концы проволоки, делая несколько витков, или применяют соединение
Презентация по технологии на тему " Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла)"(7 класс)
Проволока является простым и доступным материалом, с помощью которого вы можете изобразить фигурки животных и птиц или оформить предметы быта. Проволока - длинномерный материал круглого, реже квадратного, шестигранного и другого сечения, получаемый способом специальной прокатки.
Медная и алюминиевая проволока применяется в электро - и радиопромышленности, служит для изготовления телефонных кабелей. Из стальной проволоки делают каркасы для автомобильных шин, канаты для подъемных устройств и т. д.
Изложение нового материала
История развития плетения из проволоки
Создание изделий из проволоки – древнее искусство, возникшее, вероятно в Египте примерно 3 000 лет до н. э.
Проволоку вначале получали, отрезая от металлического листа узкие полоски, которые либо перекручивали и затем прокатывали между двумя плоскими поверхностями, чтобы сгладить их острые кромки, либо спирально навивали на круглый сердечник.
Украшения из древних укладов
Из золотой, серебряной и медной проволоки плели красивые и изящные цепочки самого различного назначения, браслеты, височные кольца, подвески.
Проволокой называют сплошное тонкое изделие неограниченной длины с постоянной по длине формой поперечного сечения, однородными механическими и физическими свойствами.
Проволока относится к конструкционным материалам и используется при производстве стальных канатов, металлокорда, пружин, металлических сеток, крепежных изделий, пружинных шайб, стале-алюминиевых и нагревательных элементов промышленных электропечей, заводных спиральных ленточных пружин. Такие крепежные изделия, как болты, гайки, шпильки, винты, шайбы, шплинты, заклепки, изготавливают холодной высадкой из сортовой холоднотянутой стали.
Проволока применяется для производства тросов, канатов, пружин, электродов и электропроводов.
Проволока в общем виде представляет из себя металлическую, обычно цилиндрической формы гибкую нить или пруток металла.
Получение проволоки
Ныне проволоку производят волочением.
Суть этой технологии – протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия.
Искусство изготовления поделок из проволоки в наши дни переживает второе рождение.
Проволока – идеальный «полуфабрикат» для изготовления других металлических изделий.
Варианты использования проволоки:
изготовление других метизов – сеток, пружин, канатов, тросов;сетка для сварки
сварочные работы;
вязание арматуры;
производство крепежных деталей;
проволока для прошивки брошюр и журналов;
проволока для телеграфа;
изготовление иголок;
создание декоративных изделий, ювелирных украшений;
детали электроприборов.
Проволока из цветных металлов
Какие цветные металлы используют для изготовления проволоки:
латунь (полутомпак);виды металлической проволоки
никель;
бронзу;
медь;
фехраль;
нихром.
Для работы с проволокой нужны следующие инструменты:
Молоток , киянка, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, штангенциркуль, линейка, тиски, паяльник.
Правят проволоку с помощью следующих приемов:
тонкую проволоку - протягивая между двумя деревянными брусками или между вбитыми в дощечку по одной линии гвоздями, а толстую - киянкой на металлической плите.
Режут тонкую алюминиевую, медную и стальную проволоку кусачками.
Толстую или твердую проволоку разрубают зубилом.
Сгибают проволоку плоскогубцами, круглогубцами или с помощью киянки в тисках.
Подготовленные куски проволоки соединяют между собой скручиванием или пайкой.
Правят проволоку с помощью приемов, изученных вами в 5 классе: тонкую проволоку - протягивая между двумя деревянными брусками или между вбитыми в дощечку по одной линии гвоздями, а толстую - киянкой на металлической плите. Режут тонкую алюминиевую, медную и стальную проволоку кусачками. Толстую или твердую проволоку разрубают зубилом. Сгибают проволоку плоскогубцами, круглогубцами или с помощью киянки в тисках. Подготовленные куски проволоки соединяют между собой скручиванием или пайкой.
Инструменты и приспособления
плоскогубцы
круглогубцы
кусачки
приспособление
Техника безопасной работы с проволокой
При работе с проволокой необходима осторожность:
Во избежание ранения рук необходимо проверить правильность хранения проволоки в бухтах, проследив, чтобы концы проволоки были загнуты внутрь бухты.
Следует знать, что мелкие куски проволоки при откусывании кусачками с большой силой и скоростью отлетают в разные стороны и могут попасть в глаза работающих рядом.
В процессе откусывания не разрешается держать проволоку на уровне лица, резать проволоку ножницами не разрешается.
Во избежание ранения рук при выпрямлении проволоки и протягивании ее между деревянными брусками или вокруг закрепленного стержня на руки следует надевать рукавицы; концы проволоки рекомендуется захватывать ручными тисочками или наматывать на палочки.
Необходимо надеть перчатки во избежание царапин острыми концами и очки для защиты глаз, так как откусанный кусок может отскочить в любую сторону.
Правила безопасности
1.Перед началом работы с проволокой необходимо одеть спецодежду;
2. Запрещается работать неисправным инструментом;
3. При работе с проволокой необходимо надеть на левую руку рукавицу;
4. Запрещается подносить близко к лицу проволоку при работе;
5. Запрещается держать пальцы левой руки близко около режущего инструмента;
6. По окончанию работы необходимо убрать рабочее время
Виды работ с проволокой
Проволока - универсальный материал, который можно свивать в спирали, обматывать другой проволокой, скручивать в жгуты, использовать для создания филигранного узора. Из нее плетут, вяжут, ткут полотно.
Образцы элементов из проволоки
Краткое описание документа:
Урок технологии в 7 классе.
Тему урока: Ажурная скульптура из металла
Цель учителя: познакомить учащихся с художественными изделиями из проволоки, ажурной скульптурой из металла.
Цель учащихся: познакомиться с художественными изделиями из проволоки, ажурной скульптурой из металла.
Личностные: Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
Метапредметные:
- регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности, тему урока;
- составлять план действий по решению проблемы и осуществлять действия для его выполнения;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.
- познавательные УУД
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- выполнять анализ;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- относить объекты к известным понятиям.
- коммуникативные УУД
- оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Предметные: использовать знания о художественных изделиях из проволоки, ажурной скульптуре из металла, возникающих в повседневной жизни, и практической деятельности.
ПРОВОЛОКА — металлическая нить, изготовленная путем протягивания металлического стержня через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в волочильном станке
ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ
Чаще всего проволока бывает круглого сечения, реже – квадратного, шестиугольного или полукруглого.
В древности проволоку получали кузнечным способом.
В настоящее время существует 2 способа получения проволоки.
1 способ – прокатка – постепенное обжатие слитка между валками прокатного стана.
Прокаткой получают проволоку толщиной более 5 мм. В простонародье такую проволоку называют катанкой.
2 способ – волочение. Более тонкую проволоку производят волочением. Суть этой технологии – протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия.
Характеристика проволоки
Алюминиевая проволока имеет серовато-белый цвет. С ней легко работать, потому что она очень мягкая и гибкая.
У медной проволоки – привлекательный, теплый красновато-розоватый цвет. Она по твердости превосходит алюминиевую. В целом, с медной проволокой тоже легко работать.
Стальная проволока имеет красивую голубовато-серую текстуру и очень высокую прочность, но работать с ней трудно.
Ответить на вопросы: (в тетради, письменно)
- Что такое проволока?
- Способы получения проволоки. Дать характеристику каждому.
- Перечислить виды проволоки (см. в презентации)
- К каким материалам относится проволока и где она используется? (см. в презентации)
- Процесс получение проволоки. Зачертить схему.(см. в презентации)
- Формы проволоки. (см. в презентации)
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Красота металла
Читайте также: