Фарфор это металл или нет
Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.
Разновидности фарфора
Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.
ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.
МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.
Бисквит
Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.
Два вида росписи фарфора
ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.
НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.
История происхождения фарфора
Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.
Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.
Европа
Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.
В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.
Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д'Антреколь (François Xavier d'Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.
В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.
Россия
Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.
Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.
Применение фарфора
Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.
Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:
- вазы и подсвечники; и скульптурные композиции;
- часы и настольные лампы;
- живописные произведения;
- пасхальные яйца и прочие сувениры;
- шкатулки и канцелярские принадлежности;
- бижутерию.
Фарфор как объект коллекционирования
Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.
Фарфор
Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII—XIX век) в Кунсткамере (Санкт-Петербург).
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Содержание
Свойства
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор
Твёрдый фарфор (англ.) русск. , в состав которого входит 47—66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).
Мягкий фарфор
Мягкий фарфор (англ.) русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор (англ.) русск. , в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия [1] .
Способы декорирования фарфора
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).
Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.
История
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.
Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.
Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора. [2]
Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя (англ.) русск. , содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.
Письмо Франсуа Ксавье д'Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.
Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.
В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.
В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.
Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея [3] .
Что такое твёрдый фарфор. Его свойства и история открытия
Твердый фарфор отличается от мягкого химическим составом. Смесь для его изготовления включает больше каолина, обычно от 50 % и выше. Это глина настолько прочная, что разминать ее, как обычную, невозможно. Вместо этого ее измельчают в порошок и делают тестообразную массу. Именно каолин придает изделию прочность, термостойкость и сходство скорее с камнем, чем со стеклом. Температура плавления у него очень высокая: для обжига печь раскаляют до 1350-1460 °С. Также в состав смеси твердого фарфора входят кварц и полевой шпат примерно в равных долях, могут присутствовать и другие добавки.
Поверхность твердого фарфора без глазури похожа на яичную скорлупу: она пористая и шероховатая. Обожженную, но неглазурованную керамику называют бисквитом. Для посуды она не подходит из-за проникающих в поры запахов и влаги. Зато это отличный материал для скульптуры и предметов декора. Но чаще изделие покрывают глазурью и обжигают повторно. В состав глазури входят те же вещества, что и в основную смесь, во время обжига они сплавляются.
Вот главные характеристики классического твердого фарфора:
- белизна разных оттенков от молочного до холодного голубоватого;
- твердость и повышенная прочность;
- устойчивость к перепадам температуры;
- отсутствие следов от ножа на глазури;
- мелкозернистая структура в разломе;
- мелодичный звон при постукивании деревянной палочкой;
- способность частично пропускать свет в тонкостенных изделиях.
История происхождения твёрдого фарфора
Первый твердый фарфор получили в Китае. Точное время открытия неизвестно, но к 620 году рецепт уже был найден. Прекрасная посуда китайских мастеров прославилась на весь мир, и секрет ее изготовления столетиями держался в тайне. Европейцы покупали восточный фарфор за огромные деньги и называли его «белым золотом». Алхимики из европейских стран пытались разгадать его формулу, но долгое время могли добиться лишь внешнего сходства.
Историческим для фарфоровой отрасли в Европе стал 1708 год, когда саксонские мастера Чирнгауз и Бёттгер получили твердую массу достойного качества. В 1710 году они представили королю образцы, даже превосходящие по прочности китайские изделия. С этого времени началась история знаменитой Мейсенской мануфактуры. Вскоре получил известность и Лиможский фарфор из Франции. Одна из самых известных марок этой местности — Haviland.
В России открыть свое фарфоровое производство попытались в 1740-х, но рецепты из Европы не подходили для нашего сырья. Вскоре Дмитрий Виноградов разработал формулу для местных гжельских глин, и высококачественный твердый фарфор стали выпускать на Императорском фарфоровом заводе.
Твердый фарфор в наши дни
Сейчас известно два вида этой керамики: китайская и европейская. В Европе добавляют больше каолина, что обеспечивает высокую прочность и прозрачность. Но температура обжига возрастает, а это накладывает ограничения на использование красителей. Для подглазурной росписи подходит только синий кобальтовый цвет. Другие краски наносят поверх глазури, и они не сплавляются с основанием. Китайские смеси содержат меньше каолина и обжигаются при более низкой температуре. Предметы получаются более хрупкими, но более подходят для подглазурной росписи.
Чаще всего твердый фарфор используют для дорогой и долговечной посуды. Из него делают:
Что такое мягкий фарфор
Мягкий фарфор отличается от твердого меньшим количеством каолина и глины в составе. Вместо них увеличено содержание других веществ, в основном, стекловидных добавок. Это кварцевый песок, селитра, морская соль, алебастр или что-то другое — химический состав разнообразен.
Название этот вид керамики получил за то, что при обжиге образуется больше жидкой фазы, что повышает риск деформации заготовки. Уже в процессе плавки к стекловидной массе добавляется гипс и глина. Глазурь тоже состоит преимущественно из стекла. После ее нанесения изделия обжигают повторно, и глазурь сплавляется с черепком. Температура обжига ниже, чем у твердых масс. Обычно достаточно +1300-1350 °C.
Мягкий фарфор получается прозрачнее твердого. Он отличается красивым белым или сливочным оттенком. Звон от удара деревянной палочкой более мелодичный. Но ударопрочность и термостойкость снижены примерно вдвое. Вот несколько признаков, по которым отличают мягкий фарфор:
- в местах скола заметна зернистая структура неглазурованной поверхности;
- участки без глазури со временем могут загрязниться или изменить цвет;
- если провести по глазури ножом, останется царапина;
- старинные изделия из этого материала обычно более потрескавшиеся.
Мягкий фарфор: история происхождения
Мягкий фарфор появился в Европе на полтора столетия раньше твердого фарфора. Впервые он был открыт во Флоренции на мануфактуре семейства Медичи, это произошло в 1575-1587 годах. Но этот вид керамики был несовершенным, а его производство — экономически невыгодным.
Более удачные рецепты были найдены во Франции в попытке заменить дорогой китайский фарфор. В 1673 году маленькая Руанская мануфактура в Нормандии нашла формулу, которую впоследствии переняли другие фабрики. Владельцем и главным мастером производства был Луи Потер. Его изделия славились белизной и кобальтовой росписью. Помимо синей краски, использовались красная и зеленая. Посуду окрашивали поверх глазури и обжигали, клейма не ставили. Заслуга Луи Потера еще и в том, что он первым перестал подражать восточным мастерам придумывал роспись в оригинальном французском стиле.
Вскоре мягкий фарфор стали производить и в других местах Франции: в Пасси под Парижем, Шантийи и Сен-Клу. В основном, фабрики занимались имитацией китайских и японских образцов. Оригинальные французские мотивы появились в изделиях Венсенской фарфоровой мануфактуры (Vincennes) в поздний ее период.
После 1756 года Венсенский завод переехал в новые здания в Севре. Так началась история прекрасных и высоко ценимых изделий Севрской мануфактуры. Долгое время ей покровительствовала маркиза де Помпадур, в честь которой назвали применяемый в окрашивании редкий розовый цвет. Мягкий фарфор продолжали выпускать и после открытия твердого, потому что он обходился дешевле и отлично подходил для художественных изделий.
В Англии производство мягкого фарфора началось чуть позже. Технология изготовления мягкой фарфоровой массы попала на остров вместе с бежавшими из Франции гугенотами. В 1749 году Томас Бриан представил Лондонскому королевскому обществу первые образцы, похожие на продукцию мануфактуры Сен-Клу. Затем с такой керамикой работал завод Royal Worcester и другие представители фарфоровой промышленности в Англии.
Применение мягкого фарфора
Несмотря на невысокую прочность, мягкий фарфор востребован и в наши дни. Он обжигается при меньших температурах, что оставляет больше возможностей для окрашивания. При обжиге твердого фарфора для подглазурной росписи можно использовать красители на основе кобальта, хрома и железа, а другие составы обесцвечиваются. Мягкая масса с более низкой температурой плавления позволяет использовать нежные и разнообразные тона.
Также мягкой массе легче придать сложную форму. Из нее делают статуэтки, предметы интерьера с изящно изогнутыми формами и более тонкую посуду. Этот материал идеален для художественных изделий или посуды для особых случаев.
Читайте также: