Древние зеркала из металла
На сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без зеркала. Почти у каждой девушки в сумочке лежит зеркальце, не говоря уже о квартирах, где обязательно можно найти отражающую поверхность. В древние времена люди к зеркалам относились неоднозначно. Одни любовались своим отражением, а другие считали их происками дьявола.
Современные зеркала изготавливаются из стекла, покрываемого отражающим веществом. В древности же роль зеркала играла любая отражающая поверхность. Одним из самых ранних искусственных образцов были зеркала из обсидиана – вулканической породы. Их обрабатывали, придавая форму круга. Возраст некоторых найденных подобных зеркал составляет более 6000 лет.
В древних цивилизациях в качестве зеркал использовали полированные металлические пластины. Процесс их изготовления был довольно трудоемким, поэтому любоваться своим отражением в блестящей поверхности могли позволить себе только очень состоятельные люди.
В раннем Средневековье зеркала практически исчезли из обихода. Священники запретили людям использовать их. Считалось, что по ту сторону отражающей поверхности находится дьявол, который может воздействовать на разум людей. Только в XIII-XIV веках зеркала снова появились в Европе. Мастера-стекольщики выливали горячее олово в стеклянные сосуды, которые потом разбивали на отдельные куски. Так получались зеркала.
В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло создали особую отражающую смесь с добавлением бронзы и золота. За счет этого все отражаемые в зеркалах предметы мерцали, представляясь красивее, чем есть на самом деле. Почти полтора века Венеция удерживала монополию на производство зеркал, скрывая секрет их изготовления. Стоимость одного венецианского зеркала в те времена могла сравниться с ценой целого корабля.
На Руси в 1666 году произошел раскол православной церкви. Среди нововведений патриарха Никона был и запрет на использование зеркал священнослужителями. С тех времен дошло немало суеверий, связанных с ними. До сих пор считается, что разбитое зеркало принесет неудачу. А если в доме кто-то умер, то необходимо занавесить все отражающие поверхности, чтобы душа не заблудилась в потустороннем мире.
Зеркала на Руси также часто использовали для ворожбы. Считалось, что этот и еще несколько других способов гадания раньше помогали нашим прабабушкам заглянуть в будущее.
Как изобрели зеркало
Зеркало — очень простой предмет, но с ним связывают множество мистических преданий и легенд, приписывая им чуть ли не паранормальные способности. Об основных этапах развития производства зеркал и самых интересных историях, связанных с ними, мы расскажем в этом посте.
Первым зеркалом можно считать гладкую поверхность воды, куда смотрели наши предки. Скорее всего они не сразу догадались, что в отражении именно они, но постепенно они это осознали. С любованием себя в отражении воды связывается миф о Нарциссе, который умер, влюбившись в собственное отражение.
В Турции археологами были найдены отполированные куски вулканического стекла — обсидиана. Возраст которого достигает порядка 7,5 тысяч лет. Также зеркала делали из камня, горного хрусталя, бронзы, серебра и золота. Позволить себе такое зеркало могли только крайне зажиточные люди, так как за зеркалом необходимо было тщательно ухаживать. Бронзовые зеркала изготавливали путём заливания бронзы в специальные формы. После застывания сплава, его тщательно полировали, пока оно не начинало отражать солнечный свет.
Современное зеркало из обсидиана
Древние металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Их делали круглыми как солнце, им приписывали не только потусторонние, но и очищающие свойства. Так, например, войны брали с собой зеркала, чтобы они отражали их смерть. Со времён античности и до наших дней дошло множество легенд. Одна из них посвящена Персею, которые сумел при помощи бронзового щита перехитрить медузу Горгону, заставив её посмотреть в свой щит, как зеркало, что привело к её окаменению.
Бронзовое зеркало. Обратная сторона. Понятно, что со временем на бронзе образуется оксидная плёнка — оно зеленеет.
Уничтожение кораблей при помощи зеркала. Архимед ликует.
Зеркало, как оружие, сумел применить гениальный изобретатель древности — Архимед. Во время Пунической войны Архимед применил зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Этот день 212 г. д. н. э. выжившим римлянам запомнился на всю жизнь. Сотни маленьких солнц загорелись на крепостной стене. Сначала они просто ослепляли экипаж, но вскоре произошло невероятное — передовые корабли римлян начали вспыхивать один за одним, словно факелы горели они. Бегство врага было паническим. Конечно, на счёт этого исторического факта есть существенные разногласия. Так некоторые учёные считают, что Архимед не сжигал корабли при помощи зеркал, а лишь использовал их как систему наведения для каких-то поджигающих машин (прототипы греческого огня уже тогда могли быть известные Архимеду).
Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I в. н. э. Стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной прокладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Но так как процесс появления такого рода зеркал совпал с распадом Римской империи и быстрым распространением христианства, то зеркала начали выходить из обихода (в христианстве тело человека считалось грязным и греховным). Зеркалу в христианстве была объявлена настоящая война, так как оно считалось порождением дьявола. Интересно, что в Восточной культуре отношение к зеркалу прямо противоположное. В Китае изготовляли зеркала, которые считались волшебными.
Древнее римское зеркало
Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-го века, когда в Европе появились мастера-стеклодувы. Расплавленное олово они заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали её на куски, поэтому зеркала получались вогнутыми и всё искажали. Однако именно такие зеркала стали помощниками средневековых магов и провидцев. Те считали, что вогнутые зеркала способны собирать в своём фокусе некий астральный свет, который пробуждает в человеке способность к ясновидение. Непостижимым образом заглядывая вперёд, ещё Рождер Бэкон в XIII веке он предсказал создание микроскопа и телескопа, автомобиля и самолёта. За 200 лет до изобретения пороха он описал его состав и принцип действия. Говорят, что поразительное откровение учёный монах видел в каком-то таинственном зеркале. Упоминал о нём и сам Бэкон. О зеркалах говорится и в обвинении церковников, которое они предъявили крупнейшему учёному Средневековья:
Он сделал два зеркала в Оксфордском университете. При помощи одного из них он мог в любой момент суток зажечь свечу. В другом же вы могли видеть, чем занимаются люди в любом месте Земли. Поэтому с общего согласия университете, оба зеркала были разбиты.
Только в начале XVI-го века братья Андреа Доменико придумали, как делать плоские зеркала на ртутной амальгаме. Получилось листовое зеркальное полотно, которое отличалось блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Но этот секрет так тщательно охраняли в Венеции, что всех мастеров переселили на остров Мурана, где они стали почётными пленниками. Венеция целых полтора века богатела на зеркальной монополии, а остальная Европа едва ли не лопалась от зависти.
Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого корабля. Преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. Покупать и коллекционировать их могли только богатые аристократы и королевские особы. Так например страстным поклонником зеркал был король Людовик XIV. Так в один из балов жена Людовика Анна Австрийская пришла на балл в платье, которое было украшено кусочками зеркал, что при свете свечей на балу вызывало чудесное сияние. Платье обошлось французской казне бешеных денег, поэтому дело дошло до того, что его министр Жан Батист Кальбер, золотом и посулами соблазнил мастеров из Мурана и тайно вывез их во Францию. Правда Венецианские власти не смогли смириться с таким оскорблением и послали несколько угроз мастерам, чтобы они вернулись, но мастера проигнорировали эти угрозы, думая, что король их сумеет защитить. Итальянские мастера наслаждались жизнью, получали высокие оклады и были довольным всем, пока самый опытный из них не умер от отравления, затем через пару недель умер и второй. Те, кто ещё дышал, осознали, что скоро их всех перережут как скот, поэтому они начали проситься домой. Французы их уже не держали, ведь они уже давно освоили все секреты мастеров. Таким образом зеркальная технология стала известна всей Европе, а Людовик XIV устроил себе зеркальную галерею в Версале. Французы сумели превзойти своих учителей из Италии и усовершенствовали зеркальную технологию. Теперь зеркальное стекло получали при помощи литья. Стекло плавили, затем прямо из плавильного тигиля расплавленное стекло выливали на ровную плоскость и проходились по ней специальным валиком. Считается, что автором этой технологии является Луку Де-Негу. Король Людовик XIX радовался как ребёнок, когда его гости были ошеломлены сиянием 306 зеркал.
Зеркальная галерея в Версале
Начиная с этого времени зеркало заняло своё почётное место в интерьере, а изготовление зеркал стало важной отраслью европейских ремёсел. Не только знать и дворяне захотели иметь у себя дома зеркала, но также ремесленники и купцы не скупились на роскошное украшение для своих домов и любимых женщин. Живописные картины тех времён подтверждают не утихающую моду этот предмет. Хотя качество полотна оставалось невысоким, зато его обрамление всегда отвечало последним архитектурным новациям. Рама всегда становилась настоящим произведением искусства. Они могли соперничать разве что с ювелирными украшениями. Резали их из самых дорогих пород дерева и нередко украшали драгоценными камнями. Оправы и ручки для маленьких ручных зеркал делали из серебра, золота, кости и перламутра. Такое зеркало считалось изысканным и дорогим подарком, достойным не только любимой, но и самой императрицы. Богачи времён барокко, рококо и классицизма пользовались зеркалами неумеренное, употребляя их для оформления спален, каминов и конечно же будуаров дам.
На Руси зеркала появились значительно позже, чем в Европе, и практически сразу церковь объявила их бесовской вещицей и заморским грехом, а поэтому люди благочестивые их избегали. Табу на зеркала было снято лишь в конце XVII-го века, но и то не в полной мере. Наверное поэтому в русской культуре так много суеверий, связанных с зеркалами. В старину на Руси по зеркалам гадали и это было самое страшное гадание. Девушка обязательно одна запиралась в бане, ставила два зеркала друг напротив друга. Считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее.
Первое зеркальное производство в России появилось конечно же при Петре I. Зеркальный завод построили в Москве. В петровской России зеркало становилось семейной реликвией. Как предмет очень дорогой, зачастую его отдавали молодой девушке в качестве приданного.
В 18 веке делали преимущественно небольшие зеркала, но в 19 веке всё меняется — в дома приходят зеркала большого формата. Отчасти это можно связать с суеверием горожан, ведь считалось плохой приметой, если человек в зеркале виден не полностью. Для идеального отображения от макушки до стоп, зеркала вешали под наклоном. Отсюда такое массивное основание рамы. Его и так называемый кокошник украшали различными рисунками и резьбой, а для очень богатых заказчиков даже драгоценными камнями. Стоит отметить, что русские мастера научились изготавливать настолько огромные зеркала. что приводили всю Европу в изумление. Также интересно и то, что венецианские зеркала русского производства начали украшать даже не очень богатые дома.
Революция в производстве зеркал произошла в 1835 году благодаря химику из Германии, Юстусу фон Либиху, который начал использовать серебро. Данная технология изготовления зеркал используется и по сей день. В данном коротком видеоролике вы можете заглянуть на завод по производству зеркал:
Своё применения зеркала нашли и в области юмора. Возможно, что многие из читающих были в комнате кривых зеркал, где ваше изображение смешно искажается различными способами.
У зеркал есть также и много научных и промышленных областей применения. Уже упоминались микроскоп и телескоп, с помощью зеркал концентрируют солнечный свет в гелионагревательных остановках, их используют в качестве отражтелей в телескопах, прожекторах, фарах, нагревателях. Так как отражение в выпуклом зеркале всегда будет мнимым, его можно использовать в качестве боковых зеркал в машинах. Отражение всегда будет независимым от наблюдателя, именно поэтому водитель видит не себя в отражении зеркала, а всё то, что находит вокруг соответствующей стороны машины.
Одно из последних открытий в науке — гравитационные волны, сделано при помощи специальной системы зеркал. Здесь два независимо подвешенных зеркала колеблются в пространстве из-за гравитационных волн, поэтому расстояние между ними будет то меньше, то больше.
Тайна древних китайских «волшебных зеркал», над разгадкой которой до сих пор ломают голову учёные
На Древнем Востоке более двух тысяч лет существуют дорогие и редкие зеркала, которые по сей день называют волшебными. Неспроста, ведь бронза, из которой они сделаны, может становиться абсолютно прозрачной. В Китае их называли «зеркала, пропускающие свет», а на Западе — просто «магические зеркала». Эти артефакты являются до сих пор загадкой для учёных всего мира.
Более десяти веков этот редкий артефакт из Китая ставит всех исследователей в настоящий тупик. Зеркало это сделано из бронзы, которую тщательно отполировали. На обратной стороне его литой узор. Полированная поверхность выглядит совершенно обычно, её можно использовать как обычное зеркало. Но когда на поверхность зеркала попадает яркий свет и он, отражаясь, проецируется на поверхность, то узор, украшающий обратную сторону, таинственным образом появляется в проецируемом отражении. Выглядит это так, как если бы твердое бронзовое зеркало вдруг стало абсолютно прозрачным. Китайское название этих зеркал буквально означает «зеркала, пропускающие свет». В остальном мире их называют по-разному: «светопроницаемые зеркала» или «волшебные зеркала».
Загадка этих таинственных древних артефактов мучила учёных ещё с 19 века. Исследователям понадобилось целое столетие, пока они разобрались в технологии изготовления этих зеркал. Даже на родине этих исторических диковинок техника их производства считалась потерянной. Секрет удалось разгадать благодаря древней китайской рукописи «Записи о древних зеркалах». Впоследствии книга была безвозвратно утеряна. Сейчас в мире остался один мастер, владеющий искусством изготовления этих волшебных зеркал — это Ямамото Акихиса из Японии.
Мастер Акихиса получил знания об этом загадочном искусстве от своего отца. В их семье эти секреты передавались из поколения в поколение. Несмотря на это, многие нюансы изготовления были утеряны. Приходилось опытным путём выяснять различные детали.
Тайну отражения изображения обратной стороны зеркала разгадал в 1932 году сэр Уильям Брэгг. Для этого в самом начале создаются узоры на задней части зеркала, после методом соскабливания и гравировки делают искомые выпуклости. В конце всё это полируется и покрывается специальным сплавом ртути. В результате всех этих действий на гладкой зеркальной поверхности остаются невидимые глазу выпуклости и изгибы. Они точно воспроизводят узор обратной стороны.
Долгие годы различные исследователи пытались воссоздать «магическое зеркало». Для этого материалы подвергали воздействиям давления и высоких температур. Ничего не получалось. Всё это только портило зеркало, а нужный эффект так и не появлялся.
На тему изучения этих артефактов учёные написали десятки книг и научных статей. Ещё в 11 веке китайский учёный, Шень Гуа, в своей книге «Раздумья об озере снов» написал об этом следующее: «Я видел такие зеркала, сзади на которых начертано более двух десятков старинных иероглифов, которые совершенно невозможно прочесть… Но если вдруг на него попадает яркий луч солнечного света, то все эти надписи становятся отчётливо видимыми и читаемыми».
Западные учёные попытались воспроизвести эффект древневосточного магического зеркала, используя компрессор.
Отражение солнечного света происходит на неровной поверхности зеркала следующим образом: выпуклые части рассеивают свет, а вогнутые — собирают его. В результате и образуется эффект «волшебного зеркала».
Науке известны случаи, когда такое зеркало обладало одним узором на своей обратной стороне, а отражало совсем другой! Учёные предполагают в таком случае, что лицевая сторона зеркала шлифуется, а потом на ней вытравливают кислотой некий узор, а после вновь полируют. Становится совершенно очевидным то, что рецептов изготовления подобных предметов довольно много. Скорее всего, каждый мастер открывал и хранил свои секреты, которые теперь утеряны.
Бронза, из которой изготавливают знаменитые зеркала, была изобретена китайцами более четырёх тысяч лет назад! Самое древнее «магическое зеркало», которое нашли археологи, насчитывает более полутора тысяч лет. То, что это была неслыханная в те времена редкость и роскошь ясно из того, что такие предметы находили при раскопках усыпальниц весьма знатных вельмож и императоров.
Перестали зеркала быть редкостью в средние века, в эпоху правления династии Мин. Большинство обнаруженных артефактов принадлежат именно этим временам.
За последние полтора века множество исследователей и учёных ломали голову над разгадкой тайн «волшебного зеркала». Методы производства артефакта, которые были бы равны древнему мастерству так и не удалось раскрыть. Мировая наука предлагает следующие варианты:
1. При литье те части, которые тоньше — быстрее остывают и поверхность деформируется. Только достичь этого эффекта весьма сложно: лишь два-три зеркала из сотни могут воспроизвести волшебный эффект.
2. На зеркале гравируют узор, потом его заливают бронзой другого сорта и полируют.
3. Рисунок делают на лицевой стороне, а потом покрывают особым сплавом ртути и полируют.
4. Узоры на зеркале вытравливают с помощью кислоты, потом полируют.
5. Рисунок вырезают на задней части зеркала, в результате спереди появляются неровности.
6. Узоры лицевой стороны штампуют на поверхности, а затем полируют.
Считается, что всё это работает, но пока никто не смог это воспроизвести. «Магические зеркала» умели делать и в Японии. Там их называли «маккё». Именно там и проживает последний мастер, владеющий этим искусством.
Есть одна интересная деталь этих зеркал, что роднит их с современными дисковыми носителями информации.
При всём разнообразии этих артефактов, есть одна деталь, которая их все роднит: выпуклый элемент узора в центре. Становится понятно, что этот элемент должен быть носителем определённой функции. Предположительно для того, чтобы установить и зафиксировать зеркало в необходимом месте. Безумное предположение: неужто древний дисковый информационный носитель?
На самом деле общего очень много. Ведь диски тоже имеют на тыльной стороне некий узор. Информация там записана в виде спиральных дорожек, углублений, которые выдавлены. Эти дорожки поглощают свет, а основание — отражает его. Считывается информация с дискового носителя при помощи лазерного луча. Интересно, кто-то пробовал просветить лазером «волшебное зеркало»? Наверняка. Есть мнение, что в древние времена использовали технологию парогенерирования, что давало возможность создавать настоящие объёмные голографические изображения. Пока это всё теории. Возможно в будущем учёным всё-таки удастся разгадать тайну «волшебных зеркал».
Жизнь часто подкидывает нам часто любопытные открытия. Об одном из таких прочтите в нашей статье тысячи редких артефактов, найденных в средневековом поместье, раскрыли семейные тайны Тюдоров.
Какими были первые зеркала, и как они изменялись с течением времени
Южноамериканские индейцы считали зеркало порталом в иной мир – тот, в который не проникнуть человеку. Китайцы научились делать «волшебные» зеркала, а венецианцы – баснословно дорогие. И, пожалуй, нигде в мире это таинственное изобретение не оставили без шлейфа легенд, поверий, проклятий и загадок, многие из которых существуют и по сей день.
Зеркала бронзового века
Когда-то увидеть свое отражение можно было разве что заглянув в водоем со стоячей водой, как это сделал Нарцисс из древнегреческой мифологии. Но вот появилось зеркало – точная история, как и время его возникновения теряется в очень давнем прошлом. По всей видимости, все началось с отполированных пластин из обсидиана – природного вулканического стекла.
Такие находки были сделаны на территории современной Турции и датированы седьмым тысячелетием до нашей эры. Это был уже бронзовый век, и помимо обсидиана в качестве материала для изготовления отражающего предмета, постепенно стали использовать именно этот сплав меди и олова. Бронзовые зеркала изготавливали круглыми – по форме Солнца – и в знак почитания главного божества, и в знак того, что именно солнечные лучи отражает зеркало.
Вероятно, к идее создания гладких отполированных поверхностей разные культуры мира пришли самостоятельно, во всяком случае, зеркала, изготовленные в эпоху бронзы и в начале железного века, находят в разных уголках земного шара. У многих народов зеркало использовали в магических обрядах и наделяли волшебными свойствами. А в Древнем Китае в качестве подтверждения своей магической природы некоторые бронзовые зеркала демонстрировали, казалось, настоящее волшебство. Плоские с одной стороны и украшенные узором и рельефом с другой, они, как и положено, показывали отражение того, что было перед ними. Но если с помощью такого зеркала отражали солнечный свет, направив его на стену, вместо обычного солнечного зайчика на стене становился виден узор с тыльной стороны.
Для древнего человека эта демонстрация не представляла собой, возможно, серьезной головоломки, ведь зеркалам и без нее приписывали связь с иным миром, но интересно то, что точного объяснения такого свойства некоторых китайских волшебных зеркал не получено до сих пор. Выдвинутые версии – в том числе о небольших искривлениях поверхности зеркала, о воздействии кислоты, создающей на полированной стороне невидимый глазу узор – могли бы объяснить получаемый эффект, и такие эксперименты были успешно проведены специалистами, но все же секрет китайских мастеров, который пролил бы свет на древнюю профессию зеркальных дел мастера, остается неустановленным. Далеко не все изготовленные в Китае зеркала обладали «волшебными» свойствами, вообще же производство этих бронзовых предметов, украшенных разного рода орнаментами, уже к концу первого тысячелетия до нашей эры приобрело массовый характер.
Большое количество древних зеркал было найдено в Сибири, в Минусинской котловине – несколько сотен изделий из бронзы, относящихся к разным периодам и разным культурам. На тыльной стороне встречаются не просто орнаменты, а целые сценки, особо подчеркивающие ритуальное значение зеркала для его обладателя. Очевидно, часто эти предметы выполняли роль амулета.
Из Китая зеркала попали на Корейский полуостров, откуда способ их изготовления переняли японцы. В периоды Яёй и Кофун бронзовое зеркало оставляли в могиле правителей и аристократов – как способ помочь умершему попасть в загробный мир. В буддизме, который пришел на острова в шестом веке, зеркала тоже выполняли ритуальные функции.
Зеркала в античности
Из Месопотамии и Древнего Египта, где для получения отражающей поверхности использовали отполированную медную пластину, технология изготовления зеркала попала в античный мир. Зеркала изготавливали, в частности, на Кипре, где находилось крупное месторождение меди. А потому богиня Афродита – прозванная Кипридой по месту своего рождения – часто изображалась с зеркалом, которое одновременно было символом женской красоты. По некоторым версиям, именно зеркало держала в руках знаменитая статуя Венеры Милосской. К зеркалу относились с уважением и философы: Сократ призывал смотреть на свое отражение, чтобы познать, а затем и улучшить самого себя.
Чудодейственную силу зеркального отражения греки воспели в мифологии – в схватке с Медузой Горгоной именно оно помогло Персею победить: чтобы не встречаться взглядом с чудовищем, превращающим все живое в камень, герой вел битву, глядя в свой щит, как в зеркало, и смог отсечь Медузе голову. А вот «зеркало Архимеда» имеет уже не столь мифологическую природу, хотя достоверность самого факта сожжения вражеского флота с помощью «луча смерти» ставится под сомнение. Традиционно считается, что в битве под Сиракузами греческие воины использовали придуманный Архимедом способ поджечь корабли противника, направив на них отраженные от щитов солнечные лучи.
Металлические и каменные зеркала, хоть и выполняли свою функцию, все же имели существенные недостатки – они нуждались в постоянной полировке, а отражение получалось темным и нечетким. В этом у металлических зеркал существенно выигрывали стеклянные, первые из которых начали создавать в первом веке нашей эры на территории современного Ливана.
Стеклянные зеркала в Европе
В Европе же производство стеклянных зеркал ведет отсчет с XIII века. Для их изготовления использовали сосуд из стекла, в который в процессе выдувания наливали расплавленное олово, затем застывшее изделие разбивали, и из осколков делали зеркало.
Процесс был трудоемкий и дорогой, в состав отражающего свет вещества стали добавлять золото. Стоимость изделий была чрезвычайно высока – позволить себе иметь в доме зеркало могли только очень состоятельные люди. В уплату за одно такое изделие отдавали и поместье, и морское судно. Интересно, что куда дешевле было заказать собственный портрет у гениального мастера – так, собственно говоря, и поступали желающие всегда иметь под рукой свое «отражение».
В XVI веке мастера с острова Мурано впервые создали плоское зеркало – путем разрезания еще горячего стеклянного цилиндра и раскатывания половинок на медных пластинах. Зеркала получались чистыми и блестящими. Изобретение оценили во Франции – там оно в прямом смысле слова пришлось ко двору, королевская семья стала главным заказчиком зеркал, а в 1665 году в стране открылась первая собственная мануфактура.
Благодаря развитию зеркального производства стало возможным написание автопортретов, давших потомкам представление о внешнем облике живописцев прошлого. Да и в своей работе мастера использовали возможности зеркал – Леонардо да Винчи советовал художникам смотреть на отражение своей работы, чтобы оценить ее достоверность и гармоничность.
На картине Рубенса демонстрируется популярный в искусстве прием "эффект Венеры", когда человек перед зеркалом смотрит не на свое отражения, а на зрителя
Позже жидкое стекло стали выливать прямо на отражающую поверхность и раскатывать, а в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих изобрел способ серебряного напыления, технологию, применяемую и в настоящее время. Сложно переоценить практическое значение зеркала в современном мире – оно используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности. Однако магический, потусторонний характер предмета, позволяющего заглянуть в другой мир, в зазеркалье, по-прежнему остается одной из главных особенностей зеркал.
Современный человек, пусть не верит мифам прошлого, все же читает про Зеркало Еиналеж в саге о Гарри Поттере, верит в многочисленные приметы, связанные с зеркалами, выполняет старинные ритуалы – например, заглянуть в домашнее зеркало, вернувшись с дороги за забытой вещью.
Несмотря на все накопленные знания, многовековая культура человечества подсказывает, что лучше относиться к зазеркалью осторожно и с уважением – как это делали цивилизации прошлого.
Картина "Бар в "Фоли-Бержер" - одна из тех, что заставляют зрителя поломать голову над увиденным - всему виной загадочное отражение в зеркале.
История появления зеркал
Зеркало - это изделие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывался над тем, каково его происхождение, каким образом возникали народные приметы, связанные с этим изделием (чем обусловлено появление) и насколько расширилась сфера использования зеркал в нашей жизни.
До появления зеркал
Однозначно ответить на вопрос, где и когда появилось зеркало, невозможно. Первым «зеркалом» для человека стала водная поверхность. В безветренную погоду в стоячей воде (пруд, озеро) облик человека отражается достаточно чётко.
Подобная гипотеза содержится в разных мифах и легендах (пример, о самовлюблённом Нарциссе). Образы, отражающиеся в воде, возможно, послужили основанием для появления мифов о русалках, водяных и душах утопленников, которые встречаются в мифологии, датированной различными временными периодами и в разных странах.
На вопрос, в каком году появилось зеркало, археологи отвечают следующим образом. Первые прототипы зеркал, изготовленные человеческими руками, которые дошли до наших дней, найдены на территории Турции. Это куски обсидиана, прошедшего полировку, возраст которых оценивается в 7500 лет.
Аналогичные находки, обнаруженные на территории Египта, датированы четырёхтысячным годом до н.э. Там же археологи нашли полированный селенит и металлы в разных сочетаниях, используемые для изготовления зеркал, которые требовали постоянной полировки.
Размещая информацию о том, в каком веке появились зеркала, археологи указывают регион, о котором идёт речь. Пример, аналогичные находки на территории Месопотамии датированы I веком н.э.; К этому же периоду относятся аналогичные находки в Центральной Америке (речь идёт о землях ацтеков, майя, тараско, иных индейских племён). Их религиозные верования относили зеркала к порталам, через который боги контролируют людей и могут самостоятельно прибыть в наш мир.
Как выглядело первое зеркало
Пытаясь ответить на этот вопрос и понять, где появилось зеркало, археологи смогли найти варианты подобных изделий в древних культурах, существовавших до Н.Э.
Известны найденные образцы, изготовленные из бронзы и горного хрусталя, серебра и камня. Металлические изделия изготавливали круглыми (подражая солнцу) и наделяли их значительным числом способностей магического характера. Пример, воины брали подобные зеркала на битву, считая их способными отразить смерть,
что нашло отражение в текстах легенд и мифов. Самый знаменитый повествует о Персее, зеркальный щит которого позволил обратить в камень Горгону.
Пример второй. Легенда о том, что в ходе пунической войны Архимеду удалось сжечь зеркалами римский флот.
Рассматривая, когда появилось первое зеркало в древнем Риме, учёные называют I век до н.э. Здесь научились соединять пластинку из свинца со стеклянной пластинкой. Однако изобретение появилось в период упадка империи. Поэтому было утрачено. В немалой степени, благодаря роли христианства, стремительно распространявшегося в Европе. В этой религии зеркала были отнесены к изделиям бесовским и греховным.
Много находок сделано в Китае. Здесь уже в 500 году н.э. освоили изготовление разноразмерных зеркал с применением ртутной амальгаммы.
Средневековая история создания зеркала
Информация о производстве зеркал, начиная с XIII века, археологами и историками отнесена к разделу современной. В это время в Европе появляются мастера-стеклодувы. Первое решение было далеко от совершенства. Внутрь раскалённого стеклянного пузыря заливалось расплавленное олово (первые сведения об этом датированы 1279 годом, мастер, монах Джон Пекам). После остывания шар разбивали. Куски использовали в роли зеркал. Изображения сильно искажались. Но вполне устраивали пользователей, применялись магами и предсказателями.
Первое «современное» зеркало удалось создать братьям Доминико и Андреа в Венеции (начало века XVI). Им удалось соединить плоские листы стекла с ртутной амальгаммой. В рецептуре отражающего состава содержалась бронза и золото, что позволило повысить качество изображения, сделав сопоставимым с нынешними изделиями подобного назначения. Такие зеркала стоили баснословно дорого (цена парусного судна или поместья). Чтобы сохранить секреты изготовления в тайне венецианские Дожи переселили семьи мастеров на остров Мурано и выставили строгую охрану.
Европейскими монархами прилагались усилия завладеть подобным секретом, так как казна государств сильно оскудевала из-за покупок венценосными особами множества зеркал. Сильнее всего это ощущалось во Франции в царствование Людовика XIV.
Чтобы предотвратить подобные расходы, министр финансов, Кольбер, сумел денежными посулами уговорить нескольких мастеров переехать с семьями во Францию, гарантировав им защиту французской короны.
Но это не помогло. Скоро большая часть переехавших мастеров умерли по неизвестным причинам. Остальные вернулись на родину. Но французам уже была известна технология изготовления венецианских зеркал. В 1665 году открывается первое производство в Тур де Виле.
Появление зеркал на Руси
На территории России зеркала появились позднее. Это объясняется противодействием церкви, считавшей их заморским грехом и бесовской вещью. В связи с этим немногие зеркала на Руси использовались преимущественно для «страшных» гаданий с целью узнать будущее.
Только в царствование Петра I у нас появляется собственное производство зеркал (первый завод поставили в Москве).
Считалось дурным знаком, если смотрящий в зеркало человек не отражался в нём целиком. Поэтому зеркала делали ростовыми и вешали на стены под углом. Зеркало помещалось в богатые оклады и багет и становилось подлинным произведением искусства. Часто его передавали по наследству.
Подлинным прорывом в технологии производства зеркал стало изобретение Юстаса фон Либиха, германского химика, датированное 1835 годом. Он первым начал использовать серебро. По технологии, разработанной им, налажено современное производство.
Технология изготовления зеркала – от древности до наших дней
Производители зеркал используют при их изготовлении сложное производственное оборудование, формируя три основных слоя изделия:
- лист стекла, на которое нанесено серебряное, алюминиевое или титановое напыление;
- слой меди, осуществляющий защитные функции (внешние воздействия механического характера и негативное влияние влаги);
- полимеросодержащее покрытие.
Современные экстрасенсы утверждают, вслед за своими предшественниками, что зеркала прекрасно хранят энергетику человека, который в них смотрится. И становятся генераторами положительных либо отрицательных эмоций, многократно усиливая их. Поэтому не рекомендуется смотреться в них в плохом настроении. Кроме того, существует ряд ограничений на размещение зеркал в доме, множество ритуалов, соблюдаемых и поныне (занавешивание зеркала в доме умершего).
Кроме использования по прямому назначению и мистической составляющей современные зеркала широко востребованы в различных областях науки и техники.
Всем прекрасно известны микроскопы и телескопы, конструкции которых немыслимы без зеркал.
В медицине широко применяются вогнутые зеркала (вспомните лор-врача, стоматолога, офтальмолога).
Всевозможные оптические системы используются в конструкциях вооружения и военной техники, геодезических и навигационных приборов.
Зеркала являются важным элементом солнечных батарей.
Существуют цветные версии, востребованные дизайнерами, модели, прошедшие искусственное старение.
До настоящего времени существуют варианты зеркал, изготовленных с ручным нанесением настоящего серебра в качестве амальгамы по старинным технологиям. Это товары премиум-сегмента, которые стоят очень дорого.
Благодаря появлению новых технологий и материалов зеркала всё более широко применяются при создании элементов декора и дизайна интерьера. На рынке появился большой ассортимент мебели, изготовленной из зеркал и стекла.
Читайте также: