Цветная гравюра на металле
Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка
7 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка отключены
Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.
Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.
Виды гравюры:
- Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
- Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
- Плоская гравюра — литография и ее разновидности.
Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом и профурсетками иллюстрациями.
Механические способы создания печатной формы:
- резцовая гравюра,
- «сухая игла»,
- меццо-тинто
- пунктир пунсонами или рулеткой
Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):
- офорт,
- «мягкий лак»,
- лавис,
- пунктир, полученный травлением
- акватинта
- карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой
Механика
Углубленная гравюра:
Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.
Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.
Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.
Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.
Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.
Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.
Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.
Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.
Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.
Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом — «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.
Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.
Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.
Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.
Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.
Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.
Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).
Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.
Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.
Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.
Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).
Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.
Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)
Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.
Обзор авторских техник получения оттиска. Часть 2
К обронным работам относятся все виды гравирования, при которых опускают, то есть выбирают, фон, а элементы изображения становятся выпуклыми.
Рельефная гравюра может создаваться как для последующего печатания, так и для тиснения или в качестве самостоятельного декоративного изделия.
Если рельефная гравюра делается для последующего оттиска способом высокой печати, то поверхность доски предварительно обрабатывается (зернится).
Материалы и инструменты используются те же, что и в резцовой гравюре.
Обронные работы при гравировании выполняются в следующей последовательности. Рисунок переводят на металл одним из известных способов. Затем его фиксируют, обводя гравировальной иглой. Шпицштихелем рисунок прорезают по контуру на глубину фона. Следующий этап работы — опускание фона, то есть выборка металла в пробельных местах на нужную глубину. Около закругленных линий рисунка металл выбирают боллштихелем, а в остальных участках — флахштихелем. Если металл слишком твердый, форму укрепляют в тисках и срезают металл с помощью зубильцев, имеющих сечения флахштихиля и боллштихеля. Углубленный фон аккуратно выравнивают плоским штихелем и приступают к проработке деталей рельефа боллштихелем, флахштихелем и другими резцами.
Конгревные работы
Конгревные работы бывают как верховые, так и «в нутро» и выполняются по стали и латуни. Иногда изготавливают штамп для печатания красками с одновременным тиснением и вырубкой изделия. Конгревные работы применяются в переплетном деле и для изготовления различных этикеток, упаковок и многих других изделий. Печатание производится на прессах или специальных машинах. Если штамп предназначен для одновременного печатания и вырубки (например, по контуру этикетки), то его выполняют из стали, так как для изготовления вырубающих элементов штампа, то есть ножей, латунь или медь оказываются слишком мягкими.
Конгревные работы производятся обычно теми же приемами, что обронные и рельефные. Как при любой обронной работе, заготовка покрывается белой или желтой акварельной краской, на которую переводят или воспроизводят на ней заданный рисунок, причем если при печатании одновременно требуется вырубка, то для этой цели размечают также контур ножей.
Конгревные работы могут состоять из нескольких видов гравирования (обронные, рельефные и многокрасочные работы), выполняемых последовательно. Последними изготавливаются ножи. Ножи гравируют, как обычную рамку в верховых работах. По высоте рамка делается вровень с общей высотой всей гравюры. С обеих сторон рамки производится выборка поля флахштихелем (или зубильцем). С внутренней стороны выборка поля (фона) делается под прямым углом, а наружная сторона спиливается на конус под углом 45° с последующей подправкой флахштихелем, благодаря чему верхняя часть ножа получается острой и при печатании обрубает рисунок по намеченным линиям. Высота элементов рисунка и ножей должна быть в одной плоскости. Для того чтобы при печатании одновременно производилась и вырубка, штамп устанавливают в машину и кладут напротив ножей на плоскости прижима специальные бумажные подкладки, обеспечивающие больший нажим на ножи и способствующие вырубанию.
Линогравюра
Линогравюра также относится к выпуклой гравюре. Используя линолеум, художник может создавать рисунок с эффектами, напоминающими продольную ксилографию. Для линогравюры характерна некоторая рыхлость и резкость, но она более монументальна — позволяет резать гравюры большого размера. Мягкая поверхность линолеума упрощает работу. Вырезанные на нем линии характеризуются четкостью.
Материал
Для линогравюры можно применять линолеум, ПВХ.
Линолеум — гибкий и послушный материал. Делают его из различных смол и красок, окисленного льняного масла (линоксина), молотой пробки, древесной или торфяной муки, нанесенных на плотный холст или джутовую ткань. Промышленность выпускает линолеум толщиной от 2,5 мм. Чем толще линолеум, тем он лучше подходит для гравирования. Наименьшая пригодная для работы толщина — 2,5-3,0 мм. Лучше использовать линолеум с гладкой поверхностью, не пересохший, но и не слишком мягкий, однотонный, без рисунка. Линолеум толщиной менее 2,5 мм практически непригоден для работы. Особенно ценится линолеум, снятый с полов в старых, идущих на слом зданиях (он хорошо высушен и отлично режется), но можно резать и на линолеуме, выпускаемом современной промышленностью.
Пластик (ПВХ) выпускается самых разных видов (этот материал не имеет матерчатой основы), пригодных для изготовления печатной формы. Им, как и линолеумом, покрывают полы. Пластик удобнее использовать для небольших, с множеством мелких деталей гравюр, он более однороден по составу, поэтому резец по нему идет легче. На твердых сортах такого пластика можно применять даже штихели для торцовой гравюры. ПВХ выпускается как в плитках, так и в рулонах.
Инструмент
При изготовлении линогравюры применяются нож, угловые и полукруглые стамески, косточка для притирки бумаги.
Краска
Для линогравюры подходят типографские или литографские краски. Для достижения нужной вязкости их можно разбавлять олифой или сиккативами.
Бумага
Для линогравюры применяется такая же бумага, как и для продольной гравюры.
Перевод рисунка
После полировки на линолеум нужно нанести рисунок, который художник хочет гравировать. Его можно выполнять прямо на линолеуме черной тушью. Те места в рисунке, где должны быть относительно тонкие линии, делаются пером, а места, где должны быть большие сплошные пятна, — кистью.
Рисунок хорошо переводится на линолеум следующим образом: поверхность линолеума слегка натирают воском и до блеска полируют суконкой, затем на линолеум накладывают карандашный рисунок, обращенный лицевой стороной вниз, и притирают его к линолеуму косточкой или просто ногтем. При этом карандашные линии рисунка достаточно четко переходят на навощенную поверхность линолеума.
Кроме того, рисунок на бумаге или кальке можно обвести по контуру литографским карандашом или литографской тушью, затем положить его на линолеум, только что протертый скипидаром, и притереть косточкой. Можно также перетиснуть рисунок на офортном станке или позолотном прессе.
Процесс гравирования
Вырезать пробельные места нужно тем глубже, чем дальше друг от друга отстоят на рисунке штрихи. Это необходимо для того, чтобы краска не попадала между штрихами и не пачкала при печати бумагу в прорезанных местах.
Кроме того, своеобразную фактуру дает так называемая пунктирная манера, когда тон передается путем выкрашивания из линолеума мелких частиц, напоминающих точки, пунктир. Чем крупнее частицы и чем они чаще вынуты, тем это место в гравюре будет светлее, и наоборот.
Работать следует над всей гравюрой сразу: выделяя белым цветом светлые места, постепенно идти в глубину зачерненной доски (линолеума). Пользуясь отношениями черного и белого, уточнять форму предметов и строить общий пространственный рельеф. Гравируя детали, надо все время представлять целое. Ранее при рассказе о ксилографии уже достаточно говорилось о необходимости беречь черное. Не следует, как это часто делают начинающие, сразу же обводить все предметы белым контуром одинаковой толщины. Это путает цветовые отношения и с самого начала разрушает цельность гравюры. Белый контур, так же как и черный, должен «звучать» везде по-разному в зависимости от формы, цвета и пространственного положения предмета.
Резьба по линолеуму имеет много общего с резьбой как по продольному, так и по торцевому распилу. Резец свободно движется в любом направлении, как при резьбе торцевой доски, но не позволяет делать очень тонкие и частые штрихи, приближая рисунок к обрезной гравюре. Линолеум не позволяет делать тоновую штриховку, но дает возможность управлять цветовой насыщенностью. Делая линогравюру, следует постоянно помнить об этих особенностях.
Печать линогравюры
Печатать линогравюру можно, притирая бумагу косточкой, как в случае с ксилографией, но если размер формы достаточно большой, то лучше воспользоваться станком или позолотным прессом. При печати на станке для линогравюр обычно делают папку из плотного картона, в которой уголками закрепляют форму и бумагу. Натиск можно регулировать, подкладывая картон или макулатуру.
При печати на офортном станке нужно помнить о том, что необходимо накладывать лист жести или прочного картона поверх формы с бумагой и макулатурой. Также надо следить, чтобы не было сильного натиска — от этого раздавливаются тонкие штрихи.
Фрагмент печатной формы. Линогравюра
Для печати лучше всего подходит литографская краска. Если она слишком густая, добавьте в нее немного масляной краски. Можно пользоваться и просто масляной краской, но от нее на оттиске образуется жирный ореол — это портит гравюру. Во избежание подобного эффекта масляную краску обезжиривают — выдавливают на два-три часа на рыхлый картон или промокательную бумагу, а потом при необходимости разбавляют ее олифой.
Оттиск считается удачным, если тон краски темный и глубокий, а слой не слишком густой и не слишком жидкий, когда четко пропечатан каждый штрих, не забиты краской мелкие белые штрихи, нет следов царапин и других дефектов линолеума, бумага не помята и не надорвана. Свежие оттиски на гладкой бумаге нельзя сразу складывать в пачку, некоторое время они должны сохнуть.
Цветная линогравюра
Особенности работы
Цветная гравюра на линолеуме требует от гравера более высокого мастерства, чем одноцветная. Самое главное в цветной гравюре — это умение привести цветное изображение к определенной цветовой гамме, а также обобщить цветной рисунок, чтобы минимальным количеством красок наиболее полно выразить свой творческий замысел.
Художник делает цветной рисунок, который он хочет выгравировать на линолеуме, используя в нем столько красок, во сколько отдельных цветов он будет печатать свою композицию.
Каждый цвет-краска вырезается на отдельном куске линолеума, и полученные гравюры печатаются последовательно на одно и то же место на бумаге каждая своей краской. При этом отдельные краски при наложении друг на друга могут дать новые составные цвета. Например, если для цветной линогравюры художник решил взять синюю, желтую, красную и черную краски, то на отпечатке, кроме этих четырех цветов, могут быть получены новые составные цвета: зеленый, фиолетовый и оранжевый. Для этого на каждом куске линолеума нужно гравировать не только основной цвет, но и те места, куда этот цвет входит как составляющий. Например, при гравировании красного цвета нужно оставлять печатающими и те места, которые на оттиске должны быть фиолетовыми и оранжевыми; при гравировании синего — те места, которые должны быть фиолетовыми и зелеными; при гравировании желтого — те места, которые должны быть зелеными и оранжевыми.
Даже черная краска при наложении на какой-либо другой цвет дает несколько иной оттенок, чем при печатании на чистой белой бумаге. Если же черную краску печатать не последней, а запечатать ее сверху другими красками, она может дать очень интересные цветовые оттенки. Например, если поверх черной краски будет ложиться желтая, получится красивый густой оливково-зеленый цвет.
Печатание цветных гравюр
Для печатания устраивают специальное приспособление, которое состоит из доски с набитыми на нее опорными угольничками из обрезков линолеума. Эти угольнички должны плотно подходить к углам награвированных клише.
Приступая к печатанию, гравюру первого цвета накатывают краской и кладут на доску по угольничкам. Берут лист бумаги, на котором хотят получить отпечаток, и прикалывают кнопками к угольникам.
Затем бумагу прижимают к гравюре и притирают ее косточкой, как это делается при печатании одноцветных гравюр. Притерев как следует бумагу, ее приподнимают, не откалывая кнопок, вынимают форму первой краски, а на ее место вкладывают форму второго цвета, накатанную соответствующей краской. Затем опускают бумагу и также притирают ее косточкой. Полученный таким образом отпечаток двухцветной гравюры будет иметь относительно точное совпадение красок.
Печатание многоцветных гравюр производится так же, как и печатание двухцветной гравюры.
Лучше всего печатать краски не одну за другой, а с перерывом, дав предыдущей краске просохнуть. Перерыв должен быть около суток. По сырой краске печатание пробных оттисков допустимо лишь в случае очень срочных работ. Тогда, чтобы сырая краска не переходила с оттиска обратно на линолеум, отпечаток после каждой краски протирается порошком талька. От талька несколько изменяется цвет краски: она делается белесой.
Краска для печатания цветных линогравюр употребляется как типографская, так и литографская. За неимением под рукой цветных литографских или типографских красок пробные оттиски можно печатать живописными масляными красками.
Осветление красок производится путем разведения их крепкой олифой, отчего краска не теряет своей прозрачности, но приобретает более светлый тон. При осветлении же красок белилами они становятся более кроющими и теряют прозрачность. Выбор того или иного материала для осветления зависит от характера цветного изображения и от творческого замысла.
Цветные гравюры можно печатать акварельными красками, добавляя глицерин и крахмальный клейстер. Такой способ был разработан и применен на основе «акватипии».
Гравюра на гипсе
Если вы хотите ознакомиться с техникой гравюры, то лучше гравюры на гипсе вам не найти — это одна из самых простых техник.
Материалы
В качестве материала используется, естественно, гипс.
Инструменты
Роль инструментов при изготовлении гравюры на гипсе играют любые твердые предметы, которыми можно резать, царапать и выскребать.
Проще всего для печати использовать обычную тушь. Но при желании можно применять и «серьезные» краски — типографскую или литографскую.
Для гравюры на гипсе подходит мягкая и не слишком толстая бумага.
Всё, что вам надо для начала работы, — это гипсовая пластина. Делать ее несложно — на стекле выкладываете бортик из подручного материала (пластилин, картон, прикрепленный скотчем, и пр.) в виде коробки, размешиваете гипс с водой и заливаете раствор в созданную коробку. После того как пластина высохнет, на ее лицевую сторону карандашом наносится рисунок, который сверху покрывается тонким слоем разбавленной туши так, чтобы карандашный набросок был виден. Слегка тонированная поверхность гипсовой пластины поможет более наглядно следить за процессом гравировки.
Прорезать поверхность гипса можно любым удобным для вас инструментом — ножницами, пилкой для ногтей, ножом, отверткой, шилом и т.д.
Когда форма будет готова, аккуратно нанесите краску на ее выступающие элементы. Для этого лучше использовать валик или даже кусок губки. После нанесения краски бережно положите сверху бумагу и притисните ее гладилкой или обычной ложкой. Делать это надо аккуратно, так как гипсовая форма довольно хрупкая. Форму можно сделать более крепкой, если изначально гипс замешивать на клеевом растворе, например с ПВА (вода и клей — 2:1 или 1:1).
Гравюра на картоне
Гравюра на картоне стоит особняком. Хотя она и печатается способом высокой печати, на гравюру с четкой проработкой деталей ничуть не похожа. Это скорее богатый набор фактур, дающий живописный оттиск.
Для гравюры на картоне характерен не только невысокий тираж, поскольку форма быстро приходит в негодность, но и то, что практически каждый оттиск отличается от предыдущего.
Из-за некоторой необычности и дешевизны технику гравюры на картоне обычно рекомендуют для занятий в учебных заведениях.
Для гравюры на картоне подходит любой плотный картон или оргалит. Для гравирования тонких и особо нежных рисунков лучше всего пользоваться высшими сортами картона, прессшпаном и тонкими сортами матричного картона. Более грубые работы с крупной фактурой могут быть выполнены на серых и пеньковых сортах картона.
Для изготовления гравюры на картоне потребуются нож, офортная игла, шкурка со средним и мелким зерном.
Лучше, если это будет специальная офортная или эстампная бумага. В крайнем случае — акварельная либо рисовальная.
На картоне можно работать почти исключительно фактурным пятном. Черный штрих получается грубым и расплывчатым, тонкий белый штрих быстро забивается краской. Но эта нечеткость придает гравюре на картоне своеобразную живописность. При работе надо учитывать, что из-за небольшого перепада толщины между углубленными и возвышающимися частями формы печатается вся поверхность картона, даже в углублениях, только в зависимости от толщины рельефа с разной степенью интенсивности.
Пабло Пикассо. Коррида. Цветная линогравюра. 1959 год
Для высокой гравюры лучше всего подходит твердый картон с гладкой поверхностью, например оргалит. Гравируют на твердом картоне или оргалите ножом. Другие инструменты больше рвут, чем прорезают, поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности.
При творческом подходе рельеф можно создавать различными способами: иглой процарапывают поверхность, создавая бороздки; косо срезают ножом или прорезают окна насквозь либо соскабливают или срывают лишь часть слоев картона. Под клише подкладывают кусочки картона или накладывают их сверху. Для создания рельефа используют клей, песок, рельефную пасту; можно наклеивать ткань или другой материал, создающий фактуру. За счет этого на оттиске получаются пятна разной формы и насыщенности.
В этой технике много случайного: в процессе работы можно лишь догадываться, что получится в результате. Многое зависит от накатки краски; оттиски обычно выходят неодинаковые. Качественных оттисков, отвечающих замыслу художника, бывает очень мало, поскольку печатная форма быстро забивается краской. Этого можно избежать, если после каждого оттиска смывать бензином остаток краски.
Существует также успешный опыт создания гравюры на картоне для глубокой печати.
Гравировать рисунок можно на подготовленном картоне 3- или 5-гранной иголкой, а также дугообразными, остро отточенными инструментами.
Особо глубокие штрихи можно вырезать из толщи картона с двух сторон в виде треугольника острым ножом, как это делается в продольной ксилографии.
В зависимости от степени наклона иголки, как и при гравировании сухой иглой на металлической доске или пластике, нарезание линий сопровождается появлением своеобразных заусениц (барб) на ребрах несколько приподнятых штрихов, которые, будучи запылены пигментом, придают во время печати листу исключительную мягкость и красоту.
Успешный исход работы и получение удачных оттисков в не меньшей мере зависят от опыта и художественного чутья гравировщика, нормальной (умеренной) влажности бумаги, чистоты пигмента (краски) и давления пресса.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Цветной офорт
6 лет ago Enottt Комментарии к записи Цветной офорт отключены
Как самостоятельный вид углубленной гравюры, сочетающей в себе все многообразие манер глубокой печати, в искусстве графики существует цветной офорт, технически сложный и своеобразный по своей художественной выразительности.
Цвет в гравюре делает очевидным ее принадлежность к цветному эстампу, и если оттиск не сопровождается пояснительными надписями, возникает необходимость распознать, в какой манере (или в сочетании каких манер) выполнена гравюра и какое количество гравировальных досок использовалось при печати.
Характерные признаки различных манер углубленной гравюры приведены выше, и нет необходимости их повторять. Обратим внимание на детали, которые указывают, какое число досок было использовано в создании цветной гравюры. Как правило, она или печатается с одной гравированной доски, различными способами передающей краски на оттиск, или печатается с нескольких печатных форм, подогнанных друг к другу с большой точностью.
Оттиск с одной доски является простейшим способом решения цветовых задач; такой оттиск характеризуется внешним изменением теплохолодности цвета по всей поверхности гравюры. Добавление в черную краску небольшого количества синей или красной краски изменяет рисующий цвет в сторону соответственно холодного или теплого состояния. На одной доске эти переходы очень мягкие, почти незаметные. На стыке двух цветов, в результате их механического смешивания, появляется дополнительный, соединяющий цвет, который очень органично присутствует в гравюре.
Возможны варианты печати одним цветом, если это совпадает с художественными задачами, поставленными автором. В этом случае одна доска гравируется в нескольких манерах, в которых краска одного цвета создает различные (в зависимости от глубины травления штрихов) цветовые нюансы, обогащая гравюру широким диапазоном цветовых колебаний. Например, черная краска теплого тона в глубоком травлении дает черный цвет, а в мелком — светло-коричневый. Существует способ подкрашивания оттиска с одной доски водяными красками, преимущественно акварелью. Этот способ требует от автора особенно безупречного художественного вкуса и применяется профессиональными графиками крайне редко.
Придание гравюре определенного цветового напряжения достигается применением в процессе печати цветных подкладок (плашек), которые вклеиваются и пропечатываются одновременно на офортном станке. Цветную вклеенную плашку можно обнаружить на границе оттиска, на фасках при помощи сильной лупы. Следует отметить, что плашка вырезается из увлажненной бумаги, смазывается клеем и точно кладется на набитую краской гравировальную доску, после чего накрывается листом бумаги; далее следует процесс собственно печати. Скромные цветовые оттенки подкладной плашки объединяют рисунок гравюры и очень хорошо вписываются в общий лист белой бумаги.
Существует также способ монотипной раскраски гравировальной доски. Различными способами доска, предназначенная для черно-белого офорта, раскрашивается как монотипия. В этом случае рисующие элементы глубокой печати просматриваются слабо, только на светлых местах гравюры. Иной характер цветной офорт с одной доски приобретает в том случае, когда рисующие углубления набиваются черной краской, доска тщательно вытирается и только потом расписывается как монотипия. Чаще всего применение такого метода создает в результате впечатление раскрашенного фона для одноцветного оттиска и очень легко распознается — для этого необходимо убедиться, что гравюра отпечатана не с нескольких досок, а с одной.
Внешне более эффектен и чист способ набивки одной доски разными по цвету офортными красками. При таком методе каждый цвет отдельно набивается в углубления на металле, поверхность которого затем тщательно вытирается, после чего набивается следующий цвет и т. д. Оттиск, полученный в результате печати с такой доски, представляет собой отгравированный рисунок, напечатанный разными красками в один прогон. Одна линия на своем протяжении может быть окрашена в несколько разных цветов. Это наиболее характерный признак такого, не самого сложного из способом печати.
Гораздо сложнее различить цветные оттиски гравюр, выполненных в несколько прогонов с одной печатной формы. Прогон — это прокатывание формы вместе с увлажненной бумагой между валами офортного станка. Когда печатная форма лишь выходит из-под вала, то под ним остается край бумаги будущей гравюры. Отвернув эту бумагу (но не высвобождая её зажатый валом край), можно убрать печатную форму, предварительно отметив ее местоположение на талере. Гравированную доску следует хорошо промыть и затем набить другой рисующей краской. Положив доску на прежнее место согласно отметкам на талере, ее накрывают прежней зажатой бумагой и осуществляют очередной прогон. Такой способ несколько сложнее предыдущих и по внешним признакам напоминает подкрашенную репродукционную гравюру. Он приводит к хорошим результатам при скромном и сдержанном цветовом решении.
Определить количество досок в цветной гравюре довольно точно можно в том случае, когда при ее создании для каждого цвета гравировалась отдельная доска. Принципиальное отличие гравюры, напечатанной с одной доски, от гравюры с нескольких досок состоит в том, что сложные дополнительные цвета на одной гравировальной форме получаются от механического смешения краски, как на живописной палитре. Печать с разных досок чистым цветом предполагает оптическое смешение цвета, и полученные таким способом дополнительные цветовые сочетания несут в себе настоящие графические качества цветной гравюры. В этом случае происходит имитация живописного полотна, а цветовые нюансы возникают в результате наложения одних цветных штрихов на другие.
Если вооружиться лупой и внимательно рассмотреть цветной оттиск гравюры, созданной несколькими печатными формами, то можно определить количество досок — по количеству чистого цвета в сочетании штрихов. Как правило, цветная печать осуществляется путем совмещения трех цветов: красного, желтого и синего. Возможны иные варианты создания цветовой триады, — к примеру, охра красная, охра золотистая и холодный черный. Каждый художник создает эту триаду в соответствии со своим вкусом и темпераментом, но в ее основе всегда лежат три основных цвета. Каждый цвет требует отдельной гравировальной доски. Внимательно рассматривая оттиск, можно заметить, что зеленые тона получаются от совмещения синих и желтых штрихов или точек, оранжевый цвет создают красные и желтые пересечения, а если к ним прибавляется рисующий черный цвет, то в результате получается коричневое пятно. Таким образом, определив количестве чистых цветов, пересекающих друг друга, можно точно установить число гравировальных досок, использовавшихся в создании данной цветной гравюры.
Дополнительное подтверждение того, что гравюра опечатана с нескольких досок, можно получить, отыскав на краях оттиска следы от технологических совмещений гравировальных досок. В редких случаях таких следов нет. Как правило, хорошо подогнанные по размеру доски при печати слегка сдвигаются относительно друг друга, и на бумаге оттискиваются не совпадающие фаски. Число несовпадений указывает на число досок, использованных при печати. Существует один довольно точный способ совмещения гравировальных досок. На талере офортного станка высверливаются два углубления, в которые вставляются два штифта, соединенных общим стержнем. Офортные доски выравниваются по нижней стороне и в сборе запиливаются одним треугольным запилом. При печати этот запил с одной стороны упирается в штифт и фиксирует доску, в то время как ее край свободно упирается в стержень. Это довольно точный способ совмещения печатных форм, и следы, говорящие о количестве досок, получаются лишь в результате неодинаковости размеров совмещаемых досок, как правило, в верхнем правом и левом углах гравюры.
Возникшая в Европе в XVII в. репродукционная цветная гравюра постоянно совершенствовалась, и с возникновением других технических средств репродуцирования она утвердилась как самостоятельный вид творческой цветной углубленной гравюры.
Что такое гравюры и какие они бывают?
Гравюра, если дать ей быстрое определение, это тип графического изображения, создаваемого с помощью печати. Оттиски можно получить нанесением на бумагу изображений с доски, и каждое будет уникальным. У гравюры богатая и интересная история, но ее настоящее вовсе не покрыто слоем пыли. Более того, это одно из доступных, но при этом сложных и занимательных художественных увлечений сегодня.
Что это такое?
Гравюрой может называться как графическая техника, так и полиграфическая технология. Если говорить двумя словами, это печатный оттиск. Оттиск делается с пластины, на которой вырезан рисунок. Само слово переводится как «вырезать, создать рефлекс». Результатом такой графики будет оттиск на любой поверхности – действительно, на любой (здесь можно экспериментировать). Кисти в процессе создания изображения не использовались совсем. Рисунок на пластине создавался с помощью ножей.
Художники – даже те, что не специализировались на гравюре – часто использовали эту технику. В книжной иллюстрации, в листовках и брошюрах долгое время гравюры встречались очень часто. И когда-то это было востребовано, потому что количество оттисков с одной пластины множественно, то есть для распространения печатной информация технология считалась более чем подходящей.
Процесс создания гравюры сложен и интересен одновременно. С пластиной нужно повозиться, взяв в руки нож – очень кропотливая работа, а потом еще с типографской частью процесса надо быть максимально деликатным. Надо протереть и промыть, прокатать валиком с краской пластину, а потом еще смочить бумагу, приложить ее, откатать под прессом между парой валиков станка, и, наконец, оценить результат. И проделать весь этот цикл несколько раз. Все это делалось вручную, что очень сложно и не может не восхищать.
Когда-то гравюра была дешевле иллюстрации, потому что количество оттисков сделало коммерчески выгодной эту технику. Сегодня, когда печатать можно что угодно и на чем угодно, потребителя, скорее, удивишь ручной работой. И гравюра становится одной из техник, которые уникализируют современные вещи. Например, если на кусочке дерева вырезать красивый листик с зубчиками, этим полученным штампом можно создать уникальный узор на скатерти, шторах, платье и многом другом.
Штампами, которые роднятся с гравюрой, сегодня увлекаются взрослые и дети, люди, чья профессия связана с искусством, и совершенно далекие от тонких материй любители творческих экспериментов.
Исторические сведения
Если обратиться к первым упоминаниям о гравюре, то они относятся к Китаю VI века. И первой, действительно, популярной техникой была прорисовка на дощечках (ксилография), с помощью которой печатали марки и текст, конечно. Первыми выгравированными изображениями стали, как несложно догадаться, древние библейские сюжеты. Но пика своей популярности гравюра достигла в средневековой Европе: граверы упражнялись в разных техниках (последние активно развивались и совершенствовались), а потому в разных странах Европы гравюра имела свое лицо. Конечно, от старинных китайских работ гравюры XV века отличались значительно – в силу религиозных, социальных, духовных особенностей эпохи и строя.
В церковных кругах европейского Средневековья гравюра занимала особое место. И она в этом смысле достигла художественных вершин.
А потом появился печатный станок, и техника тиснения предсказуемо стала вытеснять (вот такой каламбур) гравюру.
Интересные исторические факты о гравюре.
Наверное, самым популярным представителем этой техники стал Альбрехт Дюрер. Он был талантлив и как живописец, и как рисовальщик, и как гравер. По многообразию наследия один из главных художников эпохи Возрождения сопоставим с Леонардо да Винчи. Его работы «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Адам и Ева», «Прогулка» впечатляют по сей день.
- Истинным временем появления гравюры считается XV век. Да, китайцы «придумали» ее раньше, но их феномен многие искусствоведы считают предпосылкой к гравюре, а не ею самой. Можно даже не просто Средневековье считать эпохой появления гравюры, а конец Средневековья. Вот-вот уже наступал Ренессанс, а с ним прекрасная эра художественных открытий.
- Впервые гравюра позволила печатать не только рисунок, но и текст. Когда с изображением слились слова, просветительная сила этого союза стала еще большей.
- Стоит признать, что изначально возможности гравюры были скромны. Обрезная или продольная ксилография выполнялась на обычных досках. И автор-художник мог просто рисовать на доске, в то время как ремесленник-резчик занимался дальнейшей трудоемкой обработкой.
Намечался разрыв истинно художественного творчества и технического оформления.
- Отдельно стоит отметить глубокую гравюру на металле – офорт. Она возникла после резцовой гравюры и появилась, скорее всего, в конце XVI века в Германии, а потом довольно быстро технику подхватили итальянские мастера.
- Совершенно уникальным было златоустовское искусство гравюры. Эта гравировка на стали появилась в начале XIX века. На оружейной фабрике в Златоусте изготавливали стальные клинки, их украшали особыми узорами. В то время в мире стало, можно сказать, модным декорировать оружие, и русские мастера решили не отставать от моды.
Современная гравировка настолько хороша, что обычному принтеру не под силу воссоздать детали изображения, созданные ручной гравировкой. Более того, гравюру нельзя отсканировать.
Несмотря на появление высокоточных фрезерных станков, есть те сферы, где ручную гравировку невозможно ничем заменить.
По назначению гравюра бывает станковой, книжной и прикладной. По способу обработки формы выделяют травление и гравирование. По художественной ценности она бывает авторской и репродукционной, а по материалу печатной доски – металлической, деревянной, пластиковой, используют также оргстекло и линолеум. Ну и по колористическому решению она бывает цветной и черно-белой.
Выпуклые
Так называют высокую гравюру, то есть заданную для высокой печати. С поверхности доски мастер убирает все, что на оттиске должно получиться белым, а линии и плоскости, сообразные рисунку, будут выступать выпуклостью рельефа. Убрать это ему поможет вырезание или выдалбливание. Валиком на рельеф опускается краска, которая под давлением перейдет на бумагу. Выпуклой гравюре присущ линейный рисунок, контрасты света и тени.
Но и живописное пятно в ней все же имеет значение, особенно это касается цветной гравюры или светотеневой.
Углубленные
В данном случае изображение наносится на поверхность в виде специальных желобков, находящихся на углублении. Царапины, желобки и бороздки – принципиальное отличие этой техники. В них попадает красящий состав, и под сильным давлением он переносится на бумажную поверхность. Давление печатного станка оставит по краям доски углубления на бумаге, они же отделят изображение от полей. К углубленным гравюрам причисляют все гравирование на металле – резцовое, офорт и другие.
Плоские
А плоской гравюрой принято считать простое матирование стекла через трафарет, не предполагающее рельеф. Такая гравюра может быть позитивной и негативной. В первом случае это будет матовый рисунок на прозрачном стекле, во втором – прозрачный рисунок на матовом стекле. И хоть такая техника проста, ее можно назвать изысканной и довольно изобразительной. А также под плоской гравюрой понимается изображение на камне. Каменное основание обрабатывается химическими реактивами, после чего при печати краска будет попадать только в намеченные места (химически обработанные не затронет), то есть фон.
Если это гравюра на камне, она будет называться литографией, если на алюминии – альграфией.
Где используется?
Те работы, что дошли до наших дней, невероятно ценны, это особый вид антиквариата. Лимитированное количество таких печатных графических изображений – вот что придает им ценности. Авторской формы хватало максимум для 300 копий. И коллекционеры мира охотятся именно за первыми оттисками, причем теми, которые сделал сам автор гравюры. Если это первый из 10 оттисков, цена такой работы сравнима со стоимостью картины-подлинника именитого художника. Например, на аукционе Кристи гравюра того же Дюрера «Носорог» была продана более чем за 866 тысяч долларов.
Сегодня гравировку можно считать более прикладной техникой. Ее используют, к примеру, на банкнотах, особо важных документах, пластинах для денежной печати. Словом, для всех документов с особой чувствительностью, как ее называют. Современная дисциплина именно ручной гравировки осталась только в ряде специализированных сфер – в создании огнестрельного оружия, в ювелирном деле, в производстве музыкальных инструментов.
Конечно, предсказуемым было появление машинной гравировки. Это стало следствием запроса в большом тиражировании надписей, пейзажей, портретов, логотипов, цветов и так далее. К таким процессам можно отнести рулонную штамповку (гравировку на роликовых штампах).
Как сделать своими руками?
Это очень популярная адаптивная техника – то есть, например, для детей сегодня можно найти в продаже огромное количество наборов для творчества. Это не та классическая гравюра, сложная технически и требующая физических сил и выносливости, но вполне сопоставимая упрощенная форма. Главное, что она доступна в домашних условиях и позволяет научиться чему-то новому.
Если же хочется провести всю процедуру своими руками, не используя даже типовой набор, можно пройти этот путь интересно и избегая самых простых решений. Итак, гравюра на картоне – очень занимательно и иллюстративно для тех, кто как раз изучает гравюру.
Для работы понадобятся:
надфили – если таковых нет, шило и игла тоже подойдут;
картон – любой по толщине и фактуре, в профессиональной печати используется тот, чья толщина не меньше 2 мм;
картон либо бумага для оттиска – вполне можно взять чертежную;
резиновый валик либо шпатель – ну или кисть со щетиной;
тушь (лучше взять, но можно обойтись и без нее);
акриловая краска (если это мастер-класс для ребенка, подойдет и гуашь).
Вот как делается гравюра в домашних условиях.
Сначала нужно на обычной бумаге нарисовать эскиз. Придется вспомнить, что такое композиция и компоновка. При продумывании эскиза надо учесть, что изображение получится путем вырезания фрагментов на картоне. Потому, чтобы рабочая поверхность картона не разорвалась, рисунок выполняется либо пятном, либо простыми штрихами. Перекрестные штрихи исключены.
- После этого рисунок можно переносить на кальку.
- Затем эскиз на бумаге следует разбить на свет и тени. Это делают тушью, но, если ее нет (или нет опыта работы с ней), можно воспользоваться фломастером. При работе с картоном это важно, помогает не запутаться. Если гравюра будет цветной, то и цветовое решение придется выполнить на данном этапе. Но новички обычно не начинают со сложных цветных задач.
- Эскиз с кальки переносится на картон. Можно сделать это с помощью мягкого карандаша: кальку кладут рисунком к картону и поверхность приглаживают, например, ложкой. А можно обвести непишущей ручкой рисунок по просвечивающемуся контуру. Правда, не все линии могут пропечататься, рискованно. Плюс рисунок отпечатается зеркально. А можно перевести рисунок через копировальную бумагу.
- Итак, на картоне есть изображение, пора вырезать инструментами пробельные элементы. Аккуратным нужно быть в процарапывании картона. Чтобы тот легче сцепился с пигментом, его можно загрунтовать, кстати. Рисунок можно наносить иглой для выжигания.
- А еще можно чуть отклониться в сторону, и дополнить гравюру аппликацией. Настоящие растения, а точнее, их части – веточки, травинки, листики будут шикарно смотреться как вспомогательная часть гравюры.
- Все, пора переходить к заливке пигментом. На оргстекло наливается пигмент (немного), равномерно он распределяется на валик и переносится уже на картонную основу. Слой переноса – 0,5 мм. Пигмент должен равномерно распределиться по картону. Если используется акрил или гуашь, подсохшую краску надо смочить.
- Ну и время печати – вместо офсетного станка будет обычная столовая ложка (на ней не должно быть узоров). Итак, на прокрашенный уже картон кладется чистый лист плотной бумаги (можно использовать снова картон, но большего размера). Лучше закрепить его скрепками. И лист приглаживается ложкой от центра к краям. Делается это медленно, осторожно и внимательно, чтобы пропечаталось все.
- Насколько качественным получилось изображение, можно проверить, отогнув лист. После того как будет проглажена вся поверхность, лист аккуратно, без смазывания краски, отделяется от картона.
Все готово. Качественный оттиск будет без подтеков краски, без дефектов. Сама прокраска должна быть равномерной, изображение должно хорошо читаться. Но даже если есть мелкие недочеты, отчаиваться не стоит: гравировать с первой попытки как мастер XVIII века не получится все равно. И все же картина – это новый и уникальный опыт совершенно необычной живописи. Да, рисовать можно по-разному, тем и прекрасно изобразительное искусство. И гравюру по праву считают одним из самых изысканных его воплощений.
О том, как сделать своими руками гравюру, смотрите в видео далее.
Особенности цветной лазерной гравировки
Лазерный гравер – устройство, которое предназначено для нанесения на поверхность твердых материалов изображений, надписей, логотипов и др. Это востребованное направление, которое набирает популярность у пользователей по всему миру.
Зачем может быть нужна цветная лазерная гравировка?
Цветная лазерная гравировка – это направление, которое стремительно развивается в современном мире. Это отличная альтернатива другим, более консервативным технологиям нанесения гравировки, которая смогла развиться благодаря стремительному прогрессу сегмента электроники и сопутствующего программного обеспечения.
В основе метода лежит принцип преломления и контроля фокусировки лазерного луча. Обрабатываемая поверхность в процессе обжига подвергается переменному воздействию температур, что в итоге приводит к образованию оксидных слоев разного цвета. Это химическая реакция, для запуска которой необходим катализатор. Им служит воздействие лазерного луча на поверхность материала с последующим повышением температуры.
Стабилизировать результат удалось сравнительно недавно, ранее итог цветной маркировки изделий на лазерных граверах не отличался постоянством. Оксидная пленка формировалась неравномерно, что отрицательно сказывалось на качестве наносимого изображения. Сегодня цветная лазерная гравировка выполняется с использованием лазеров волоконного типа, которые благодаря своим техническим характеристикам могут обеспечить стабильность при переносе рисунка на поверхность материала заготовки. Технология позволяет осуществлять контроль над частотой импульсов и выбирать корректное расстояние между линиями, обеспечивая максимальное качество гравировки.
Достоинствами цветной гравировки на лазерных станках с ЧПУ являются:
- Высокая четкость и насыщенность наносимого изображения.
- Низкие временные затраты.
- Возможность использовать в работе металлы, кожу или пластмассы.
- Долговечность наносимого изображения.
- Устойчивость изделий с гравировкой к воздействию факторов внешней среды, в том числе ультрафиолета, воды и т. д.
Подходящие материалы
Цветная лазерная гравировка подходит для следующих типов материалов:
- Металлы. Цвет наносимого изображения получается четким и насыщенным, эффект отличается устойчивостью к внешнему воздействию. Цветная гравировка по металлу основывается на возникновении химической реакции, которая носит название «Эффект побежалости». В результате воздействия лазерного луча на поверхности некоторых типов металлов окрашиваются в разные цвета. Гравировка цветом возможна на металлах, которые склонны к окислению: титане, нержавеющей стали, цирконии, алюминии, никеле, серебре и латуни.
- Кожа. Гравировка цветом может быть нанесена на предметы самых разных форм, в том числе ежедневники, визитницы, кошельки, чехлы для смартфонов и др. В процессе нанесения изображения на поверхность материала луч фокусируется на материале заготовки (благодаря использованию специальных линз), после чего снимает тонкий слой кожи с поверхности. Такой способ гравировки позволяет исключить деформацию материала и способен гарантировать максимально четкий и точный результат.
- Стекло. Цветная гравировка на стеклянных поверхностях позволяет гарантировать максимально четкий и насыщенный рисунок, а полная автоматизация процесса исключить возможность брака при переносе эскиза изображения на поверхность предмета.
- Гранит и керамика.
От чего зависит оттенок и интенсивность цвета?
Интенсивность и конечный оттенок цвета, возникающего в результате интерференции света в оксидной пленке, зависят от нескольких факторов:
- Заданной ПО длительности импульса.
- Толщины материала заготовки.
- От теплофизических характеристик материала, подвергаемого обработке.
- Мощности лазерного луча.
- Толщины оксидной пленки, образованной в процессе нанесения гравировки.
Таблица характеристик для получения цветной гравировки в зависимости от типа металла
Пример воздействия волоконного лазера на пластину из титана, толщина которой составляет 0,5 мм. Длительность установленного импульса – 80 нс.
Пример воздействия волоконного лазера на пластину из нержавеющей стали, толщина которой составляет один мм. Длительность установленного импульса – 80 нс.
В зависимости от того, как будут настроены параметры излучаемых волн в указанных диапазонах, можно получить градиентные переходы и дополнительные оттенки исходного цвета разной насыщенности.
Как изменить цвет?
Настройка цвета может осуществляться тремя способами:
- Использование лазерных маркираторов, в которых реализована возможность изменения импульса (МОРА). Такие устройства могут менять длительность подаваемых импульсов, а следовательно – изменять мощность луча в большом диапазоне. При использовании этого метода на материал оказывается минимально возможное воздействие, а параметры работы лазера настраиваются с малой дискретностью.
- Другой способ изменять цвет при гравировке основан на варьировании параметра Hatch, то есть степени заливки. При изменении этой характеристики меняется интенсивность воздействия лазерного луча на поверхность материала. Чем ниже параметр Hatch (интервал между линиями маркировки), тем более темного оттенка на поверхности изделия можно добиться. Таким образом, для того, чтобы получить необходимый цвет на конкретном материале, можно создать матрицу, в ней будут содержаться разные характеристики заливки, на основе которой можно будет вывести, какой параметр соответствует тому или иному цвету.
- Еще одним способом изменения цвета при нанесении лазерной гравировки является применение карты мощностей в программе EZcad. Для этого в одном из графических редакторов создается файл, размер которого составляет 1 × 1 см (разрешение 600 dpi). К нему применяется заливка и функция «Градиент». Впоследствии файл экспортируется в оттенках серого в формате jpg. Далее, с помощью программы EZcad, к нему применяется карта мощности (Power Map) и задается параметр Drill Mode равный 0,27 ms. Результатом работы становится изображение, в котором в довольно узком диапазоне видно изменение оттенков. В графическом редакторе изображение кадрируется (белые и черные области), растягивается до размера 1 × 3 см, и при повторной гравировке получается результат, в котором эффект побежалости просматривается гораздо лучше, чем при исходном варианте. Благодаря этому можно выделить, какой цвет в редакторе соответствует тому или иному цвету побежалости на материале.
Особенности работы
Процесс нанесения цветной гравировки имеет некоторые особенности:
- Макет изображения должен быть обработан дополнительно, в частности – добавлена контрастность и яркость цветов для определения четких границ.
- В макете должен быть четко прописан каждый цвет как отдельный слой и задана дополнительная гравировка указанных слоев.
- В процессе настройки станка следует учесть, что для достижения максимальной насыщенности отпечатки отдельных импульсов должны перекрывать друг друга.
Какие лазерные граверы подходят для работы?
С металлом
Для нанесения лазерной цветной гравировки используются устройства, в которых излучатели отличаются высокой частотой следования импульсов. Лучше всего для этой роли подходят волоконные лазерные маркираторы.
Наиболее популярными моделями в этой сфере являются:
- Волоконный лазерный гравер производства компании SharpLase, оснащенный IPG-излучателем. Устройство обладает высокими техническими характеристиками и позволяет наносить на поверхность материала самые мелкие символы с максимально высокой точностью. Изображения на металл наносятся с высокой резкостью.
- В работе с металлами также популярны маркеры Elixmate с излучателями Superlaser, MaxPhotonics, Raycus, IPG. Используются в рекламных агентствах, производстве сувенирной продукции, для нанесения логотипов, гравировки штрихкодов, маркировки товара и т. д.
ВАЖНО! Маркеры с диодными или ламповыми излучателями также могут быть использованы для нанесения гравировки цветом, но получаемый эффект отличается нестабильностью за счет неспособности обеспечить соблюдение интегральных температур.
Пластиком
Наиболее популярными лазерными граверами для работы с пластиком являются:
- Лазерный маркиратор SharpLase. Он позволяет создавать цветную гравировку на пластике без добавления пигментов и примесей, в основе лежит технология изменения физико-химических свойств материала за счет воздействия лазерного луча.
- Лазерный станок Rabbit Flat Bed 2030 G.
- Лазерный маркер Elixmate SM CO2 30W.
Цветной рисунок, который получен в результате нанесения на поверхность предмета лазерной гравировки – новое направление в дизайне. Такие изображения отличаются насыщенностью и долговечностью, они устойчивы к воздействию света, химических веществ и механическим повреждениям. Украшенные таким способом вещи имеют особый перламутровый блеск, который не может быть достигнут с помощью других способов обработки.
Читайте также: