Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки

Обновлено: 23.01.2025

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.

С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности .

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 1

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 2

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 3
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 4
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 5
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 6

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 7
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 8

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 9

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 10

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 12
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 15
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 16

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 18
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 19

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 20
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 21

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Скань (филигрань) – редкая техника тончайших узоров

Серебряная филигранная брошь в стиле модерн, авторская работа-фото gras.co.il

Филигрань (по-русски — скань, англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань. В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф. В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.

Пример объёмной филиграни - сигаретница-дымок, КПХИ

Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree). Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию. В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Кольцо из Эквадора серебро скань
Эквадорские серьги-гвоздики из серебряной филиграни
Эквадорские серьги из серебряной филиграни
Эквадорские серьги-бабочки из серебряной филиграни

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Изготовление филиграни- фото handmadejewelrybycreationsdenispicard.blogspot.ru

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).

«Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Что отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель. Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.

Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка» сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену.

серьги-восточные-КПХИ
браслет-весна КПХИ
набор-тет-а-тет-КПХИ

Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Браслет-в-технике-филиграни-на-руке_Кубачи-kubachi.su
Браслет вКружево технике филиграни Кубачи kubachi.su

Где можно купить настоящие филигранные украшения?

К сожалению, найти истинную скань не так уж просто. Далеко не все ювелирные предприятия (и КПХИ – типичный пример) сообщают на своих сайтах названия розничных сетей, с которыми сотрудничают по реализации продукции. В итоге, вы можете совершенно случайно «набрести» на сканные изделия, просто зайдя в обычный ювелирный магазин около дома – с тем же успехом, как и не набрести вовсе, обойдя с десяток магазинов.

Антикварная филигранная брошь-бабочка---Мексика-фото-rubylane.com

Один из более надёжных на сегодняшний день способов – это посещать ювелирные выставки, которые регулярно проходят в Москве и других крупных городах (календари ювелирных выставок). Там бывают представлены все более-менее серьёзные ювелирные компании из разных частей страны, изготовляющие украшения в самых разнообразных техниках. И можно встретить даже тех производителей, которые вообще не торгуют через магазины, чей ассортимент можно увидеть исключительно на выставках.

По мере нахождения производителей и торговых сетей, предлагающих настоящую филигрань, мы будем добавлять их в наши Каталог производителей и Каталог продавцов, где вы сможете их найти, задав параметры поиска.

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства.

Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Как носить филигранные украшения: наши рекомендации

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и т.д.), «раскроет» филигранное изделие. И если всё учтено, то знайте: надев филигрань, вы не потеряетесь в толпе.

Дистанционное обучение по специальности Ювелир-филигранщик

Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, во многих семействах сохранились предметы, изготовленные с помощью этого ювелирного искусства.


Само слово «филигрань» как бы намекает на технологию производства. В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.

Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.

Краткая история филиграни

Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.

LiveInternetLiveInternet

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: ФИЛИГРАНЬ








Виды филиграни

Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.

  • Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.
  • Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.
  • Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.
  • Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.
  • Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.

§ 64. Ювелир-филигранщик 6-го разряда

Характеристика работ. Изготовление особо сложныхвысокохудожественных и уникальных изделий с накладками, слегка подчеканенными рельефнымидеталями. Создание объемных ажурно-филигранных изделий с набором скани,рельефными накладками и орнаментальным узором. Подготовка филигранных кастовпод камни и другие вставки. Набор скани по чеканному рельефу. Составлениерисунка и набор сложных сканных узоров под прозрачную эмаль. Подгонка иприпасовка сложных ажурно-филигранных отдельных частей предметов в точномсоответствии с моделью. Пайка ажурных высокорельефных уникальных художественныхизделий, золотых филигранных изделий с осуществлением промежуточных операций.Припуск эмали. Реставрация высокохудожественных изделий, подчеканка отдельныхфилигранных изделий и частей изделий по формам моделей с изготовлениемнедостающих деталей.

Должен знать: все виды сканных работ и фасоны сканныхполуфабрикатов; термические свойства эмалей; правила выбора припоев для пайкифилигранных изделий по температуре плавления и цвету металла; основыреставрационных работ.

Примеры работ.

Набор сканно-филигранных узоров и пайка

1. Броши филигранные с мелкой зернью и мелкими эмалевыминакладками.

2. Ларцы ажурно-филигранные с многоплановыми накладнымидеталями.

3. Фигуры зверей и людей декоративные объемные со сканью.

Техники филиграни в мире

Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.

В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.

§ 63. Ювелир-филигранщик 5-го разряда

Характеристика работ. Изготовление и набор на изделия илина шаблон сканных деталей и ажурной филиграни сложной формы. Набор простых исредней сложности сканных узоров под прозрачную эмаль. Пайка накладнойфилиграни на изделия с площадью филигранного узора свыше 50 кв. см.

Должен знать: приемы выполнения операций по изготовлениюсложных многоплановых сканно-филигранных изделий; особенности изготовленияизделий со сканным узором, заполненным прозрачной эмалью.

1. Блюда декоративные ажурно-филигранные со вставками изпластинок и финифтяной живописью.

2. Броши ажурно-филигранные с напайкой двуплановых розеток.

3. Вазы сферической формы на коническом поддоне со сканныморнаментом из мелких деталей.

Технология изготовления филиграни из серебра

Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?

Чтобы получилось кружево (скань), нужно:

  • выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
  • разложить их на бумаге с рисунком;
  • подогнать и приклеить их на место;
  • в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;
  • заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.

Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.

§ 61. Ювелир-филигранщик 3-го разряда

Характеристика работ. Изготовление из скани деталей простыхформ для заполнения рисунка по готовому образцу. Навивка сканных шнурковпростых фасонов, струнцал из трех-четырех жилок. Пайка готовых деталей порисунку с бумаги или с модели на изделия или на бумагу при ажурной скани. Пайканакладной филиграни на изделия с площадью филигранного узора до 50 кв. см.Травление изделий.

Должен знать: технологию навивки скани и пайки филиграни;приемы плавки деталей; методы травления; состав и свойства припоя для пайкифилиграни и скани; основы рисунка; физико-механические свойства цветных идрагоценных металлов.

Казаковская филигрань

В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.


Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.

Кубачинская филигрань

Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.

Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.

Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.

Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:

  • серебряные браслеты женские и мужские;
  • серебряные цепи плетения Бисмарк;
  • подвески, кулоны и колье;
  • сувенирные серебряные подковы;
  • подстаканники, чашки, кружки;
  • фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
  • неповторимые серебряные серьги;
  • мужские ремни с пряжкой из серебра.


Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.

Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.

Филигрань. Особенности и смысл техники филигрань

Особенности филиграни

Филигрань не обходится без тонкой проволоки. Ее скручивают в ажурные узоры или напаивают на металлическую основу. Название техники взято из греческого языка.

В нем слово «филигрань» обозначает «свивать», «сучить». На Руси такой смысл вкладывали в глагол «скать». Поэтому, на отечественном пространстве филигрань до сих пор называют «скань».

Филигрань-1

Смысл техники филигрань – создать из металла конструкцию, напоминающую кружево. Имитировать воздушную ткань не возможно, используя толстую проволоку. Основа для филиграни, чаще всего, не превышает 1,5 миллиметров в диаметре.

Ювелирная техника подразделяется в зависимости от формы металлической нити. Округлую проволоку используют не всегда. Иногда, ее деформируют, сплющивают в ленту.

Рисунки филиграни выкладываются как одиночной нитью, так и шнурами, сформированными из нескольких проволок. Объем композициям часто добавляют металлические сферы.

Они крепятся способом припоя на внешней стороне изделий. Первым примером таких работ служат украшения, найденные археологами в Египте. Изделия датированы вторым тысячелетием до нашей эры.

Филигрань-2

Металлические шарики, напаянные на витую проволоку, называют зернами. Отсюда и наименование филиграни с использованием сфер – зернь. Такая техника преобладала до раннего Средневековья.

С 13-го века ювелиры начали делать акцент на филигрань только из проволоки. Классическими вариантами считаются серебряные и золотые нити. Иные металлы редко применяют.

Техника Филигрань не подвластна машинам. Она выполняется только вручную. Даже из меди изделия стоят дорого. Заказчики эксклюзивных предметов готовы доплачивать за драгоценное сырье.

Драгоценным сырье для филиграни является на 100%. Используются только чистые металлы, без примесей. Добавки делают золото и серебро менее пластичными, что неприемлемо для скани.

Чтобы воссоздать мельчайшую «вязку» необходима максимально податливая проволока. В уже готовых образцах это качество материала перестает быть плюсом.

Филигрань легко повредить, сделать на изделии вмятину. В связи с этим, мастера часто подкладывают под ажурную поверхность основу – металлические листы. Они делают творения ювелиров прочными.

Филигрань-3

Классическая филигрань – дело коллективное. Над изделиями работают несколько мастеров. Свой специалист предназначен для каждого этапа работы: подготовки шаблона, витья металлической нити, сложения ее в узоры, их пайки, монтировки и декорирования поверхности предмета.

Эскиз должен отображать изделие на плоскости. Шаблон разделяют на части в зависимости от техники филиграни, применяемой в разных элементах композиции.

Зачастую, в одной вещи совмещаются детали из разных типов проволоки. К примеру, в шкатулках используют и тонкие, и толстые нити; плоскую и круглую проволоки; витые и гладкие заготовки.

Витье нитей отчасти автоматизировано. Проволоку сучат с помощью электромотора, точнее, его шпинделя. Некоторые умельцы используют также дрели.

Для формирования заготовок используют и вальцы. В них проволоку сплющивают. Свивать же нити в шнуры, выкладывать их по намеченному шаблону возможно только вручную. Это касается и декорирования изделий.

Филигрань-5

Существуют исключения, когда филигрань состоит не из проволоки. Так, в 15-ом, 16-ом веках мастера освоили технику ажурной обработки дерева и слоновой кости. В них вырезалось множество полостей.

Пустоты придавали изделиям воздушность, текстуру кружев. Филигранные образцы из слоновой кости делают и некоторые современные мастера. Кость в их изделиях ненастоящая. Охота на слонов под запретом. Дизайнеры используют клеевую массу. Застывая, она искусно имитирует натуральный материал.

Бумажная филигрань

К не ювелирной отрасли, относится и бумажная филигрань. Разновидность техники именуют квиллингом. Для «вязки» узоров дизайнеры используют листы металла.

Их разрезают на полосы в 3-6 миллиметров шириной и 40-60 сантиметров длиной. Заготовки закручивают в спирали. Их деформируют, придавая заготовкам различную форму. Полученные овалы, круги, квадраты и прочее, умельцы выкладывают в композиции.

Джутовая филигрань

Металл заменяют также растительным шнуром. Техника называется «джутовая филигрань». Название произошло от имени растения, из которого получают нити.

Джут относится к семейству липовых. Волокна кустарника грубые, серовато-коричневые. Их не спаивают, а, как и бумажные образцы, склеивают. Из джутовых нитей складывают два основных элемента – петельки и завитки. Из них состоят все узоры, разработанные художниками.

Джутовая, бумажная, металлическая … любая филигрань бывает плоскостная и объемная. Технику «вязки» используют для изготовления ваз, ларцов, посуды. Плоскостная скань пригождается в картинах, украшениях, элементах декора помещений.

По виду изделий, зачастую, можно определить, откуда они родом. В Дагестане специализируются на изделиях, составленных из полусфер, богато украшенных зернью.

В Армении, напротив, учат создавать плоскостную филигрань, из тонких нитей, без добавления сфер. В России центром филиграни считают Кострому. Там изготавливают образцы сложных форм. Все творения костромских мастеров объемные, состоящие из элементов разных форм и размеров.

Кропотливый труд создания филиграни сравнивают с задачей подковать блоху. Не зря, существует характеристика «филигранная работа». Так говорят о трудах, выделяющихся на общем фоне, выполненных искусно.

Так что, филигрань не обходится не только без тонкой проволоки. Ее существование невозможно и без таланта мастера.

Как лучше носить филигранные украшения

Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!

Значение слова «филигрань»


1. Вид ювелирной техники — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, гладкой или свитой в веревочки; скань. || обычно собир. Ювелирные изделия, выполненные таким способом. Устюжская филигрань. Ростовская филигрань.

2. Спец. Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяного знака, а также и водяной знак на бумаге, полученный этим способом. || Бумага с водяными знаками.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике (см. также скань).

Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади и т. д.

В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для многих вещей становится характерной манерность.

Центрами сканного дела сегодня являются:

с. Казаково Вачского района Нижегородской области — родина Казаковской филиграни. В селе расположено Казаковское предприятие художественных изделий, изготавливающее уникальную ювелирную и сувенирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.

п. Красное-на-Волге Костромской области. Здесь же находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и др.

Читайте также: