Атрибуция изделий из металла

Обновлено: 22.01.2025

Попова Л.М. (г.Петрозаводск)
Проблемы атрибуции музейных предметов (из опыта работы по изучению коллекции «Металл» в музее-заповеднике «КИЖИ»)

Атрибуция музейных предметов – важный аспект работы в процессе комплектования, учета, изучения и популяризации музейного собрания. Обычно предмет поступает на хранение атрибутированным по всем основным признакам, но такое описание он получал при поступлении в собрание лишь, начиная с 1992 года. Этих предметов в коллекции «Металл» ок. 12% от всего состава коллекции. Предметы, поступившие ранее, в документах первичного учета по основным признакам (материал и техника изготовления, размеры, сохранность, время и место изготовления) описывались скупо, иногда признаки предмета вообще не оговаривались. Особенно скудно были описаны поступления, переданные музею «Кижи» в 1966 году Карельским государственным краеведческим музеем. Эти предметы при передаче не были сопровождены никакими документами, кроме Передаточного акта, к которому позднее были составлены Коллекционные описи. Но и в описях предметы почти не имели описания основных признаков. Из «Кижского отдела» в коллекции насчитывается 11% от состава коллекции. Только в 1980 г. при приеме в фонды предметы стали описываться с указанием почти всех основных признаков.

В протоколах заседания фондово–закупочной комиссии (ФЗК) давались общие характеристики предметов тех или иных коллекций, формировавшихся во время приема в фонды по тематическому принципу. Пример характерной записи: «Приобретенная коллекция состоит из орудий труда и предметов домашнего обихода. Предметы данной коллекции являются характерными для единоличного крестьянского хозяйства Заонежья и использовались местными жителями. Характеризуют отдельные стороны труда крестьян в конце XIX – начале XX вв. …» (Акт приема, 1966, 23, далее – АП). Такими записями в какой–то мере была предопределена временная сущность подавляющей массы предметов коллекции «Металл»: к. XIX – н. XX вв. А это далеко не так. Эти же записи предваряли перечень коллекций и в Книге поступлений.

В Книгу поступлений до 1992 г. записи о предметах вносились более пространные, чем в актах приема. Они содержат почти все признаки предмета, за исключением места изготовления (встречаются записи «местная кузнечная работа», «местная работа»), иногда проставлялось и время изготовления. Однако отличительные признаки предметов в книге поступлений (далее – КП) долго не указывались. Лишь в 1981 г. в музее–заповеднике была введена в практику т.н. Экспедиционная карточка, позволившая фиксировать полный комплекс признаков предмета еще на этапе комплектования.

Проблему атрибуции музейных предметов в музее–заповеднике начали решать в 1983 году в процессе начавшейся научной инвентаризации. На каждый предмет заполнялась карточка Научного описания (инвентарная карточка, «инвентарь») в которую вносились учетные и классификационные данные предмета, описание его внешних данных и отличительных признаков, а также признаков, раскрывающих музейное значение. Предметы, прошедшие инвентаризацию, были, как минимум, вновь осмотрены; иногда были выполнены новые замеры. Самыми плодотворными годами изучения и описания коллекции «Металл» были 1984–1988 гг. К этому времени она насчитывала более 1700 предметов и была описана почти наполовину.

Начиная с 1990 года, планы по научной инвентаризации были сокращены. К этому времени в музее появился и методический опыт описания предметов. В 1991 г. для автоматизированной системы учета собрания начала создаваться оптимальная классификация признаков предметов по всем основным типам, которая совершенствуется до сих пор. Эти обстоятельства привели к определенному снижению процента изученности коллекции (в 1990–2005 гг. процент изученности коллекции составил 82–85%), но зато привели и к улучшению качества научных описаний. В «инвентарях» 1991–2005 г. реже встречаются ошибки атрибуции, подробнее описаны отличительные признаки предметов, более объективно определены признаки «место, время и техника изготовления». Описаны признаки, связанные с местом и историей бытования предмета, другие важные данные.

И все же при описании «старых» предметов до сих пор затрудняет работу малочисленность полевой документации за 1966–1980 гг. Из экспедиционных отчетов нами обнаружен лишь один – отчет об экспедиции в Пудожский район в 1971 г. (АП, 1971, с.51–78), но в научных описаниях данные из отчета практически не использованы. Важную информацию несут т.н. «легенды», составленные собирателями. Их немного, но и эти документы часто не использовались при инвентаризации. Так, в «легенде», составленной к светцу (М–2116) А.Т. Беляевым (АП, 1969, с.11–13), имеются не только данные о конкретном светце (КП–117), подаренном сдатчиком, но и другие сведения: о месте бытования светца и ему подобных («до самой войны»); о кузницах и кузнецах Кижской округи и т.д. Информация «легенды» никак не использовалась ни в одном «инвентаре».

Иногда полевая информация, начиная с 1967 г., фиксировалась непосредственно в протоколах ФЗК. Например, имеются важные сведения о приобретении на Шунгской ярмарке двух медных изделий (АП, 1967, с.14). В 1985 г. исследователь отметил это обстоятельство, заполняя инвентарную карточку (М–1186) на ендову (КП–77/5), а в 1986 г. он же, изучая рукомойник (КП–77/4), в первичную документацию, вероятно, не заглянул, вследствие чего датировка предмета определена им очень размыто (М–1128). Другой пример: авторы научных описаний на ключи от замков амбарных (КП–101/1,2), составлявшие на них «инвентари» в разное время (М–347; М–1190) отметили принадлежность ключей конкретному владельцу. Но оба совсем не отметили то обстоятельство, что это ключи – от замков того самого амбара, который был перевезен вскоре в вепсский сектор музея–заповедника (АП, 1968, с.12). Безусловно, информация, имеющаяся, но не использованная в описаниях, принижает музейное значение предметов.

Иногда при описании исследователями были не замечены даже визуальные признаки (клейма, надписи и т.п.), что приводило к ошибке при определении места и времени изготовления. Так, косы горбуши с клеймами, заводского изготовления (КП–38/3; 48/4; 49/4) были определены как «местная работа» (М–47; М–48; М–49). Или: в описаниях на пилы продольные КП–38/1 и КП–1617, а также на долото КП–81/35 графа «место изготовления» исследователем вообще не была заполнена (М–773; М–812; М–440), в то время как на изделиях имеются клейма производителей английского города Шеффильд. Или: временем изготовления косы–горбуши КП–788 в инвентарном описании обозначен к. XIX – н. XX вв., в то время как на ее лезвии имеются четкие клейма, точно обозначающие время и место изготовления: «Урал», «1930», но не описанные в «инвентаре» (М–84).

У хранителя коллекции для уточнения атрибуции предметов возможности шире. Выстроив однотипные предметы буквально в ряд, можно точно определить место изготовления даже без наличия клейма. Так было обнаружено, что три серпа имеют совершенно одинаковый орнамент, один из трех (КП–355/5) заклеймен изготовителем («Владзавсельмаш», г.Владимир). Можно определенно утверждать, что два других серпа (КП–46/6 и КП–201/7) изготовлены на этом же заводе. Сотрудник, описывавший отдельные серпы вне связи с подобными, не имел возможности сделать такой анализ (М–751 и М–16).

Особенно досконально хранитель имеет возможность рассмотреть предмет в процессе профилактических мероприятий. Так были обнаружены клейма, не описанные ранее: на мотыге КП–25/5 (М–2076), на ножницах КП–25/111 (М–205), на мотыге КП–38/4 (М–2189), на топоре КП–318/19 (М–2310) и др. На последнем обнаружено клеймо заонежского кузнеца Грешникова. Тем же путем были определены некоторые изготовители самоваров: братья Алексеевы (КП–333/16), С.П. Рудаков (КП–194/90), К.Д.Горнин (КП–319/95), [Кузьма?] Марков (КП–5/5), Н.А. Воронцов (КП–31/1) - клейма не были описаны в «инвентарях» (М–1957; М–1992; М–1632; М–1641) или описаны фрагментарно (М–2000) из–за отсутствия их видимости на самоварных крышках. Плохое состояние сохранности предмета из металла часто является единственной причиной, по которой исследователям затруднительно увидеть клеймо, надпись, другую метку на предмете. Поэтому ни в коем случае нельзя ставить им в вину незамеченные клейма.

Мы привели лишь несколько примеров, характеризующих состояние работы по научной инвентаризации и по дальнейшему уточнению атрибуции предметов коллекции «Металл». Несмотря на указанные в примерах ошибки, очевидно, что в процессе научной инвентаризации творческим коллективом музея–заповедника «Кижи» была проведена огромная работа по атрибуции предметов, которую нельзя не оценить по достоинству. Но имеется немало недостатков, объединяющих и «старые» и «новые» научные описания: до сих пор отсутствует методика замеров параметров однотипных предметов, не выработан унифицированный язык, нет единой терминологии. Очевидно, что хранителю коллекции «Металл» в этом направлении предстоит большая работа.

Уже на данном этапе некоторые наблюдения хранителя могут стать отправной точкой в исследованиях различий на некоторых предметах материального мира разных этнических групп Карелии. Например, при визуальном сравнении кос–горбуш кустарной работы видно, что вепсские косы–горбуши значительно отличаются от иных более коротким и более широким клинком. Интересно и наблюдение разницы длины спиц для закрепления кудели на прялке: в нашей коллекции самые длинные – заонежские, самые короткие – карельские. Тщательное изучение предмета, его отличительных особенностей, истории его происхождения и бытования может привести к интересным открытиям.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Атрибуция изделий из металла

Мы не занимаемся выкупом винтажной бижутерии, не занижаем их ценность и рыночную стоимость

ЧЕСТНАЯ ОЦЕНКА

Мы даём достоверную информацию по винтажным украшениям, их реальные ценность и стоимость на рынке

ПОМОЖЕМ ПРОДАТЬ

Вы можете после оценки продать винтажную бижутерию сами или с нашей помощью по выгодной цене

Что оцениваем

Винтажные предметы из:

Серебра, ювелирного сплава, бакелита, люцита, янтаря, полудрагоценных и поделочных камней, художественного стекла (Богемского стекла), горного хрусталя и т.п.

Перечень изделий:

Броши, серьги и клипсы, кольца, браслеты, кулоны, подвески, кулоны, ожерелья, запонки, шкатулки, сумочки, заколки, сеты, пуговицы и т.п.

Америка

Германия

Англия

Дания

Австрия

Япония

С какими фабриками и заводами работаем

  • Amco Jewelry - A. Micallef Company 1919-1970
  • Anne Klein
  • ART (ART MODE JEWELRY CREATIONSВ 1940-1970)
  • Avon
  • B. David
  • Barlow Designs
  • BSK (B. Steinberg-Kaslo Co)
  • Capri
  • Coro (Коро)
  • Emmons
  • Florenza
  • Goldette N.Y.
  • Hollycraft (The Hollywood Jewelry Manufacturing Company)
  • Joan Rivers
  • Jonette Jewelry Co (JJ)
  • Kirks Folly
  • Kramer of NY
  • Kreisler USA
  • Krementz
  • Lisner
  • Little Nemo
  • Longcraft
  • Marcel Boucher
  • Marvella
  • MFA (Museum of Fine Arts)
  • Monet Jewelry (Monocraft Products Company)
  • Napier (EA Bliss Co, The EA Bliss Company, Napier-Bliss Co, Napier Co)
  • Sajen
  • Sarah Coventry (Coventry, Sara Coventry, SC, Sarah Cov., SAC)
  • St. John (St. John Knits International Inc.)
  • Swank (Attleboro Manufacturing Co.)
  • Swoboda
  • Tortolani (Metalcraft Jewelry Company of Providence, Tortolani Jewelry)
  • Trifari (Trifari, Krussman&Fishel, T.K.F)
  • Van Dell
  • Weiss
  • Whiting & Davis

Ваттенс:

Бирмингем:

Western (West) Germany

Копенгаген:

Скандеборг:

Amita Jewelry Corporation of Kyoto

Кто оценит Ваши предметы и как

Наши эксперты и их опыт

Эксперты Школы — это профи с многолетней практикой. Это владельцы магазинов и салонов винтажных украшений и аксессуаров. Это коллекционеры, знающие толк в винтажных брендах. Через их руки прошло множество винтажных вещиц с маркировкой и без неё. Их насмотренность и многолетний опыт работы вызывают уважение и доверие при атрибуции и оценке украшений.


Этапы атрибуции и оценки

Осмотр онлайн

Смотрим на его внешний вид, определяем - старый или новый предмет, состояние целостности и сохранности предмета, осматриваем маркировку для определения производителя.

Осмотр "вживую"

Если есть необходимость (возникают вопросы по предмету), то нужно привезти его для осмотра «вживую». Это поможет эксперту объективно его оценить.

Осмотр на приборах

При необходимости проводим технико-технологическую экспертизу предмета

Описание предмета

Выдача описания предмета после проведения атрибуции и оценки.

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить предмет для Вашей коллекции, реставрировать, если это необходимо, или продать, по Вашему желанию. Мы не выкупаем предметы, но можем помочь найти покупателя.

Вы получаете достоверную информацию о том, кто и в какое время изготовил этот предмет искусства (название завода или имя мастера), для чего или для кого изготовил, насколько ценен предмет и какова его реальная стоимость сегодня. Всё это нужно для того, чтобы понимать - каким сокровищем Вы обладаете.

Как я могу быть уверен в том, что у вас специалисты высококлассные? Как они могут подтвердить этот факт, а также достоверность информации о предмете, полученной в результате его осмотра и исследования?

Большая часть наших экспертов – это известные люди, информация о которых есть в интернете, в том числе и на нашем сайте: мы ничего не скрываем и не приукрашиваем, всё прозрачно и легко проверить. Во время осмотра эксперт говорит, почему он думает именно так и исходя из чего. Всё объясняет и ничего не скрывает. В своём исследовании он опирается на эталонные изделия (музейного уровня) похожие на Ваш предмет, проводит сравнительный анализ предметов. Если есть клейма, их можно сравнить с аналогичными в Клеймовнике – справочнике по клеймам.

Мы не занимаемся выкупом предметов искусства из художественного металла, не занижаем их ценность и рыночную стоимость

Мы даём достоверную информацию по изделиям из металла, их реальные ценность и стоимость на рынке

Вы можете после оценки продать антикварный предмет из художественного металла сами или с нашей помощью по выгодной цене

Серебро, серебро с эмалями, серебро с хрусталём, бронзу, венскую бронзу, чугун, шпиатр, латунь, мельхиор, нейзильбер, медь

Столовые приборы (ложки, вилки, ножи, половники и т.п.), чайники, кофейники, чайные пары, молочники, супницы, подносы, блюда, стаканы, подстаканники, сервизы, ковши, чарки, чаши, кружки, корзины для хлеба, солонки, кольца для салфеток, шкатулки, вазы, кувшины, стопки, портсигары, статуэтки людей и животных, светильники (настольные и подвесные), подсвечники, канделябры, так называемые безделушки-украшения для интерьера, зеркала , рамы для картин, пепельницы, пресс-папье, часы, принадлежности православного богослужения (церковная утварь: паникадила, кресты, евангелия, иконы)

Русское серебро

Французская бронза

Европейский чугун

Западное серебро

Венская бронза

Русский мельхиор, нейзильбер

Русская бронза

Русский чугун

Русская латунь, медь, шпиатр

Серебро:

Фирма Карла Фаберже

Фирма Ивана Хлебникова

Фирма Братьев Грачевых

Фирма Павла Овчинникова

Фирма Карла Болина

Фирма П.И. Оловянишникова

Фабрика А.М. Постникова

Фабрика "Никольса и Плинке" (Английский магазин)­

Бронза:

Санкт-Перебург:

Литейная мастерская (литейный дом) при Академии художеств

Казенная бронзолитейная фабрика

Санкт-петербургский гальванопластический завод художественной бронзы герцога Лейхтенбергского

Фабрика художественной бронзы А. Морана («Товарищество Генке, Плеске, Моран», «Моран А. и преемники», Завод Э.П. Гакера )

Фирма А. Крумбюгель (Фабрика ламп и бронзовых изделий)

Фабрика "Никольса и Плинке"

Фабрика Фердинанда Белинга

Бронзолитейная мастерская А.И. Дипнера

Московские фабрики:

Фабрика А.М.Постникова (Товарищество фабрики металлических изделий А. М. Постникова)

Фабрики Екатеринбурга, Верх-Исетска, Н.Тагила (Выйский завод)

Чугун:

Каслинский литейный завод (по образцам русских и зарубежных скульпторов XIX века: Ф. Толстого. E.А. Лансере, Н.И. Либериха, П.К. Клодта, Р.Р. Бах, Р.И. Баха, А.Л. Обера, М.Д. Канаева, Е. Напса, , В. Торокина, Д. Широкова, И. Тарасова, Н. А. Лаверецкого, Ф.Ф. Каменского, П.П. Забелло, Ж. Готье, Л. О. Моро, П. Э. Делабриера, К. М. Клодиона, П. Мена. ХХ века: В. Симонова, Н. Томского, М. Манизера, В. Мухиной)

Казенный Кусинский завод

Завод промышленников Мальцевых

Мельхиор, Нейзильбер, Латунь, Медь:

Кольчугинский посудный завод, Кольчуг-Мицар

Санкт-Петербург:

Мастер Р. Афанасьев

Варшава, Царство Польское

Фабрика И. Фраже (Фабрика Братьев Альфонса и Иосифа Фраже)

СССР:

Кольчугинский завод по обработке цветных металлов имени Серго Орджоникидзе

Бронзолитейная фабрика Ф. Барбедьена

Бронзолитейная мастерская К. Галля

Венская бронза:

Вена:

Завод Матиаса Бермана (в последствии Берман ЛТД)

Производство Франца Бергмана

Мастер Петр Терещук

Мастер Кауба Карл

Мастер Зах Бруно

Эксперты Школы — это профи с многолетним опытом практики: в музеях, аукционных домах, антикварных магазинах и салонах, реставрационных мастерских или в частных коллекциях. Через их руки прошло множество предметов как подлинных, так и новоделов. Их насмотренность и многолетний опыт работы вызывают уважение и доверие при атрибуции и оценке предметов искусства.


Если есть необходимость (возникают вопросы по предмету), то нужно привезти его для осмотра «вживую». Это поможет объективно его оценить.

При необходимости проводим технико-технологическую экспертизу предмета или лабораторные исследования (инфракрасные лампы, ультрафиолетовые лампы, микроскоп).

Выдача описания предмета после проведения атрибуции и оценки. Этот документ не даёт право на ввоз и вывоз произведений искусства!

Атрибуция музейных предметов: примеры


Каждый музейный экспонат - это уникальный предмет. Он призван вызывать определенные чувства, переживания, эмоции у посетителя, подтолкнуть его к размышлениям, а возможно даже переосмыслению собственных взглядов. Но вот атрибуция музейных предметов, напротив, должна быть сухой, сжатой, но при этом полной и информативной. Что это такое, по каким критериям она проводится, какого алгоритма должны придерживаться музейные работники, мы разберем далее. Представим также частные случаи и примеры по ним.

Что это?

Атрибуция музейных предметов - это установление времени, локации создания, автора того или иного произведения, документа, памятника культуры. Исследователь при ее составлении опирается на анализ стиля, техники, манеры, сюжета, привлекает дополнительные данные, прямые и косвенные. Чем шире их круг, тем точнее описание.

Атрибуция музейных предметов - это спорное либо доказательное приписывание произведения какому-либо автору. Или установление личности персонажа на каком-либо экспонате.

Атрибуция музейных предметов - это и описание экспоната по установленным инструкциями правилам (признакам музейного предмета).

атрибуция музейных предметов фарфор

Требования к процессу

Основное требование к атрибуции - это умение ее автором ясно и четко описать экспонат. При этом важно в полной мере раскрыть его характерные детали, особенности. Введение личностно-эмоционального описания недопустимо. Атрибуция музейных предметов - это документ, предлагающий возможность представить перед собой экспонат, не видя его перед глазами.

Что значит провести атрибуцию? Это составить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы:

  • Что это?
  • Из чего оно создано?
  • Кто его автор?
  • Для чего предназначено?
  • Когда и каким образом изготовлено?
  • Каково его социальное значения?
  • Какая здесь техника исполнения и проч.

Вещь без научного описания и точного определения не может быть использована в музейной деятельности. Но атрибуция не должна ограничиваться лишь непосредственным изучением ее автором экспоната. Он обязательно должен обращаться к дополнительным источникам: энциклопедиям, справочникам, историческим источникам, консультациям у специалистов.

атрибуция музейных предметов из бумаги

Общий план атрибуции

Методические пособия по атрибуции музейных предметов предлагают следующий ее план:

  1. Название экспоната.
  2. Его шифр, инвентарный номер.
  3. Источник поступления предмета.
  4. Подлинник или копия?
  5. История создания, находки, использования в жизни, поступления в музей. Общим словом, легенда экспоната.
  6. Разбор надписей, отпечатков, клейм. В описании обычно копируются в формате 1:1, с сохранением пунктуации и орфографии автора.
  7. Использованные материалы.
  8. Техника, стиль, способ изготовления.
  9. Полные размеры. Это длина, глубина, высота, ширина, вес, объем, диаметр.
  10. Устройство и форма экспоната. Здесь наиболее полно разбираются сложные предметы, состоящие из нескольких деталей.
  11. Краткая характеристика. Собственно, это и есть описание внешнего вида предмета.
  12. Стилистические особенности. Пункт наиболее важен для предметов искусства.
  13. Назначение предмета.
  14. Информация о месте и времени его создания, изготовления.
  15. Социальная принадлежность экспоната.
  16. Авторская принадлежность.
  17. Этническая принадлежность.
  18. Принадлежность конкретному лицу. Наиболее важно для мемориальных экспонатов.
  19. Сведения о сохранности.

Некоторые позиции из этого плана атрибуции музейных предметов (или атрибутирования) мы подробнее разберем ниже.

атрибуция музейных предметов методическое пособие

Наименование

Позиция начинается с имени существительного. Затем, если нужно, вводится его описание. Если предмет имеет какое-то отличное местное, этническое, историческое название, оно упоминается в скобках.

Приведем примеры атрибуции музейных предметов здесь:

  • Тарелка суповая.
  • Грамота почетная.
  • Игрушка елочная "Дед Мороз".
  • Бусы (прутики) праздничные и проч.

Авторство

Под автором понимается в общем создатель данного экспоната. Поэтому в данной категории упоминают и художника, и писателя, и составителя, и ремесленника, и предприятие-изготовителя. Что касается завода, компании, то важно упомянуть именно историческое наименование конкретно на момент создания экспоната.

атрибуция музейных предметов или атрибутирование

Локация создания

Это не только место создания, но и локация бытования, события. Тут также важно упомянуть именно историческое наименование - на момент появления, изготовления экспоната. Для некоторых атрибуций исторических экспонатов важно место использования, применения.

Описание

Описательный раздел - самая главная часть музейной атрибуции. Специалисту тут важно охарактеризовать все основные признаки предмета:

  • Цвет.
  • Конструктивные особенности.
  • Форма.
  • Художественный стиль.
  • Структура.
  • Имеющиеся изображения.
  • Подписи, надписи и клейма.

Например, атрибуция музейных предметов из меха обязательно включает в себя описание одежды, ее принадлежность к модным течениям своего времени, описание покроя, происхождение меха, его качество, натуральность и проч. Если предмет сложный (из нескольких деталей), то подобным образом описывается каждый из его элементов.

При атрибуции музейных предметов из бумаги разделяются описания для художественных произведений, исторических свидетельств и документов. Для последних важна не только характеристика внешнего вида, но и содержания. Когда проводится атрибуция музейных предметов из фарфора, описывается форма, структура предмета, детально разбирается рисунок на нем, оформление. Указывается информация о фирме-изготовителе.

атрибуция музейных предметов это

Датировка

Датировка может быть точной - для книги или фотографического снимка. Допускается и примерная - для археологических, этнографических экспонатов, а также предметов быта.

Техника и материалы

В данном разделе специалист должен скрупулезно перечислить все материалы в составе изделия. Тут важна конкретика: не металл, а никелевый сплав, не дерево, а дуб, груша, сосна, не ткань, а хлопок, лен, синтетическая комбинация. Но если нет возможности определить состав изделия точно, то общие термины допускаются.

Важно также представить технику исполнения или создания: вышивка, ручная ковка, живопись, чеканка и проч.

Размеры

В музейном деле принято указывать размеры в сантиметрах. Исключение здесь - только нумизматика. Притом сначала указывается вертикальный, а затем горизонтальный размер. Для предметов одежды - длина изделия, ширина плеч, пышность юбки. Для посуды - высота, диаметр горлышка и донышка. Для картин и фотографий сначала указываются размеры без рамки, а лишь затем - с рамкой или полями.

атрибуция музейных предметов

Сохранность

Еще один важный момент в атрибуции - информация о сохранности экспоната. Специалист должен скрупулезно изучить предмет на вопрос даже мельчайших повреждений. Все найденное он фиксирует:

  • "Ткань выцвела в определенных местах. "
  • "На изделии имеются пятна синего цвета в. "
  • "Видны загрязнения на. "
  • "Невооруженным глазом заметны сколы, потертости на участках. "

Легенда

И последний важный пункт, о котором нельзя забывать при составлении атрибуции - это легенда. Под ней подразумевается история создания или происхождения предмета, факт его принадлежности знаменитым людям, связь с определенными событиями или местностью, интересная информация об авторе, владельце.

Легенда атрибуции - это тот самый источник, на который сотрудники музея опираются при составлении этикетажа и программ экскурсий.

Пример атрибуции № 1

Разберем теперь конкретные примеры:

  1. Кринка (корчажка) для молочных продуктов.
  2. Изготовлена из красной глины, сделана на гончарном круге.
  3. Изделие темно-коричневого цвета.
  4. Сосуд отличается округлым выразительным венчиком, выгнутым наружу. Горлышко здесь высокое и широкое, плавно переходящее в овальное плечико. Тулово кринки плавно сужается к донышку. Как внешняя, так и внутренняя поверхность сосуда блестящие, так как мастер покрыл их поливой.
  5. Кринки бытовали на территории России повсеместно. Главное их использование - хранение и подача на стол молочных продуктов.
  6. Крынка принадлежала жительнице села Иваново Петровой Марии Семеновне (1925 г. р.). Передана музею на безвозмездных началах ее внучкой - Сергеевой Ксенией Александровной.
  7. Предположительное место производства - Московская область. Дата изготовления - 1905-1910 гг.
  8. Материал - глина. Техника изготовления - обжиг. Оформление - полива.
  9. Высота - 22 см, диаметр горлышка - 5 см, диаметр донышка - 15 см.
  10. Экспонат имеет трещины и царапины на тулове, два небольших скола на венчике.

, атрибуция музейных предметов примеры

Пример атрибуции № 2

Теперь атрибуция одежды:

  1. Сарафан-саян женский.
  2. Материал - домотканая шерстяная ткань красного цвета.
  3. Изделие на лифе. Последний подшит холстом, имеет застежку (застегивается на 5 пуговиц). К лифу присоединена юбка, состоящая из 5 полотнищ, присборенная. Изделие украшено тремя атласными ленточками белого цвета, пришитых параллельно линии подола. Швы - машинная строчка, обработка краев материи - ручная.
  4. Принадлежал Семеновой Маргарите Павловне (1925 г. р.). Изделие передано музею его владелицей.
  5. Производства: СССР, Брянская область, с. Ольховка. Дата изготовления: 1930-е годы.
  6. Материал - шерстяная ткань, холст.
  7. Длина - 120 см, ширина в плечах - 35 см.
  8. Сарафан немного поврежден молью на спинке.

Атрибуция - краткое, но всеобъемлющее описание музейного экспоната. Она должна быть составлена таким образом, чтобы у читателя перед глазами возникал полный и верный образ характеризуемого предмета.

Мы не занимаемся выкупом ювелирных изделий и не занижаем их ценность и рыночную стоимость

Мы даём достоверную информацию по ювелирным изделиям и драгоценным камням, их реальные ценность и стоимость на рынке

Вы можете после оценки изделия продать его сами или с нашей помощью

по выгодной цене

Изделия из золота и серебра, камнерезные изделия, драгоценные и полудрагоценные камни

Украшения и аксессуары: броши, кольца, серьги, браслеты, подвески, колье, запонки, диадемы, заколки, сумочки и др.

Предметы интерьера и посуда: часы, шкатулки, пасхальные подарки, рамки для фото, портсигары, драгоценные безделушки, столовая посуда и др.

Предметы церковной утвари: иконы, крестики, венчальные принадлежности, оклады для икон, сосуды и приборы для богослужения и др.

Ювелирные украшения

Камнерезные изделия

Золотые изделия

Изделия с эмалями

Серебряные изделия

Драгоценные камни

Компания Tiffany & Co

Ювелирный дом Bvlgari

Ювелирный дом Cartier

Японская компания Микимото

Компания Van Cleef & Arpels и др.

Ювелирный дом братьев Грачевых

Фирма И.П. Хлебникова

Ювелирный дом Болин или Фирма «Болин и Ян»

Московская фабрика серебряных изделий Ивана Губкина и др.

Кто оценит Ваши ювелирные изделия и как

Эксперты Школы — это профессионалы с многолетним опытом практики в музеях, аукционных домах, антикварных магазинах и салонах, реставрационных мастерских или в частных коллекциях. Через их руки прошло огромное количество предметов как подлинных, так и поддельных. Их насмотренность и многолетний опыт работы вызывают уважение и доверие при атрибуции и оценке антикварных предметов.


Смотрим на внешний вид изделия, состояние целостности и сохранности, камни или эмали, если есть

Если есть необходимость (возникают вопросы по изделию), то нужно привезти его для осмотра «вживую». Это поможет эксперту объективно оценить предмет.

При необходимости проводим технико-технологическую экспертизу изделия и камней или лабораторные исследования.

Описание предметов

Выдача описания изделия после проведения атрибуции и оценки.

Стоимость оценки и атрибуции

Визуальный осмотр онлайн

Определение его ценности и подлинности (стоит атрибутировать его подробно или нет)

Атрибуция онлайн

Определение его ценности и подлинности

Раритетность

Оценочная стоимость

Письменное описание

Атрибуция "вживую" в офисе

Используем технико-технологическую экспертизу при необходимости (определяет эксперт)

Если у Вас более 1-го изделия на оценку и Вам требуется атрибуция в офисе, в этом случае цена обсуждается индивидуально в сторону понижения, в зависимости от количества изделий или камней.

Заключения эксперта

Добрый день! Хочу оценить серьги - визуальный осмотр онлайн.


Оценка и атрибуция по фотографии

Условия и сроки

Мы работаем по московскому времени. Фотографии на экспертизу принимаются круглосуточно. Атрибуция производится с 9.00 до 18.00 по будним дням.

Срок атрибуции – от 1 до 3 рабочих дней в зависимости от количества и качества предметов. Если потребуются дополнительные фото, мы свяжемся с Вами по электронной почте.

Выдача описания предмета

Инструкция как сделать фото изделия

Делайте фото предмета в хорошо освещенном месте или воспользуйтесь дополнительным источником света.

Оценка и атрибуция в нашем офисе

Атрибуция и оценка проводится с 18.00 до 20.00 по будним дням. Дата атрибуции назначается по согласованию с Вами, после регистрации и заполнения Вами формы.

Где и как будет проходить атрибуция

Садовая-Кудринская ул., 25, Москва, 123001, вывеска "Антикварный центр"


Фарфоровый предмет или несколько предметов для оценки и атрибуции

Не откладывайте оценку Ваших ювелирных изделий!

В 2007 году Аукционному Дому Christie’s посчастливилось продать за
$18 576 214 произведение русского декоративно-прикладного искусства — так называемое «Яйцо Ротшильда» работы Карла Фаберже. Яйцо с часами и золотым петушком внутри после торгов «приехало» в Баден-Баден, в частный музей миллиардера-антиквара Александра Иванова.

Это яйцо было изготовлено в 1902 году. Несколько лет спустя Морис Эфрусси (еврейский банкир, выходец из Одессы), продававший пшеницу семье Ротшильдов, сделал предложение Беатрисе Ротшильд. Молодая супружеская пара купила яйцо Фаберже в качестве подарка младшему брату Беатрис Эдуарду Ротшильду на его свадьбу. В 1902 году стоимость этого ювелирного изделия было 6 тысяч 500 рублей, сегодня это приблизительно $6,5 млн.

яйцо ротшильда

Ранее о «Яйце Ротшильда», было известно лишь его хозяевам да нескольким искусствоведам. Исследователи пытались найти хоть какую-то информацию о яйце, подтверждающую руку великого ювелира. Но, к сожалению, все архивы Фабрики были конфискованы ЧК в 1918 году и сейчас о них ничего не известно. Чудом удалось найти единственную фотографию, которая была сделана в мастерской Михаила Перхина в 1902 году. На ней видно, что «Яйцо Ротшильда» стоит рядом с серебряным шлемом – подарком Николая II германскому императору.

В настоящее время «Яйцо Ротшильда» находится в Эрмитаже, куда его передал Владимир Путин в 2014 году в честь 250-летия музея.
Состояние яйца – идеальное, без реставрационных вмешательств. По безупречному исполнению и качеству материалов стоит на одной ступени со знаменитыми императорскими яйцами Карла Фаберже.

Читайте также: