Температура эксплуатации венецианской штукатурки
Венецианская штукатурка своими руками
В этой статье мы расскажем, что такое венецианская штукатурка, ее история появления, из каких компонентов состоит, плюсы и минусы ее использования, каких она бывает видов. Отдельно рассмотрим вопрос, как готовить стены под данную штукатурку, какие инструменты нам пригодятся в работе, как правильно готовить раствор, технологию нанесения на стены отдельными слоями, последующее применение воска.
Венецианская штукатурка. История появления
Венецианская штукатурка пришла из Древнего Рима, где мрамор был обыденным материалом для возведения зданий и их украшения. После его обработки оставалось достаточно много мраморной крошки и пыли, которую предприимчивые мастера начали использовать в качестве штукатурки.
Соединяя мраморную пыль с известью и водой, они получали настенные покрытия, напоминающие своим видом настоящий мрамор. В то время, как камень в силу своего большого удельного веса, не всегда удавалось использовать для отделки не прочных поверхностей, мраморная штукатурка справлялась с этой задачей прекрасно. В результате получалась поверхность, не боящаяся воды и пожаров, что привело к широкому применению этого нового материала в богатых домах жителей Рима.
Прошло время, и штукатурка с использованием мраморной пыли была прочно забыта. Лишь в 16 веке итальянский архитектор Андреа Полладаио возродил старинный рецепт этого чудесного покрытия. И снова мраморная штукатурка получила широкое распространение, сначала в Венеции, а затем по всей Италии и Европе. Отсюда и пошло название «венецианская штукатурка».
Дело в том, что для отделки домов в Венеции невозможно было использовать натуральный мрамор в силу его большого веса. Как всем известно, Венеция – это город на воде, и здесь любое увеличение веса конструкций, находящихся над фундаментом, могло обернуться негативными последствиями. Поэтому и нашли старый способ украшать дворцы Венеции материалом по внешнему виду неотличимому от мрамора, но намного легче его.
Знаменитые художники - Рафаэль и Микеланджело создавали свои фрески на этой штукатурке, некоторые из них сохранились до наших дней. В Европу этот вид настенного покрытия пришел уже под названием "венецианская штукатурка", а наряду с мраморной пылью и крошкой стали добавлять в раствор компоненты натуральных камней - оникса, гранита, малахита, известняка, кварца и других.
Тогда же и начали использовать красящие пигменты в составах штукатурки для придания определенного цвета стенам. В качестве красящих пигментов в состав штукатурки добавляли натуральные красители, полученные из растений и даже кровь животных. Многие церкви и богатые особняки украшались именно такой штукатуркой.
Новая волна увлечением этим материалом началась во второй половине прошлого столетия в Европе, благодаря итальянскому архитектору Карло Скарпа, который помог штукатурке вновь занять свое высокое положение. Чтобы увидеть старинную венецианку, нужно посетить замок Фонтенбло во Франции, который на протяжении многих лет служил резиденцией французских королей.
Многочисленные фрески на такой штукатурке работ знаменитых художников Италии Джулио Романо, Джорджо Вазари можно увидеть в Неаполе, Флоренции и Риме.
В России этот вид отделки появился совсем недавно, примерно, около 20 лет назад, но уже успел завоевать сердца любителей богатой отделки.
Состав венецианской штукатурки
Материалом для классической венецианки служит выдержанная гашеная известь и мраморная мука тонкого помола. В европейских составах штукатурки известь длительное время выдерживается в бункерах под землей, где она насыщается микроэлементами из окружающей среды и становится пластичной. После этого мрамор и известь измельчают до состояния пудры. Именно такой состав можно наносить тонкими слоями, толщина которых напоминает лакокрасочную пленку.
Штукатурка Marmorino – это мастика, содержащая более крупные фракции мраморной муки, а работа по её нанесению производится жестким шпателем.
В настоящее время составы штукатурки содержат кроме известкового связующего, акриловые материалы и прочие полимеры. Если классическую венецианку наносили на каменные или кирпичные поверхности, по старой штукатурке, то новые современные составы можно наносить практически на любые прочные поверхности, в том числе и на гипсокартон.
Содержание акрила в составе штукатурки определяет количество наносимых слоев. Чем меньше в составе акрила, тем лучше получается эффект просвечивания материала, но приходится накладывать большее количество слоев.
Венецианская штукатурка плюсы и минусы
Рассмотрим основные преимущества:
- покрытие из такой штукатурки легко поддается мойке и чистке;
- настоящая венецианка является экологически чистым материалом, поскольку в ней используются только чистые природные материалы;
- отличается прочностью, длительным периодом эксплуатации, исчисляемым не одним десятком лет;
- уникальные рисунки поверхности дают возможность дизайнерам и художникам создавать самые различные стили интерьеров помещений;
- как и любой камень, венецианка усиливает звуки в помещении, поэтому может использоваться для отделки концертных залов и консерваторий, звукозаписывающих студий;
- нанесенный рисунок сохраняется на весь период её эксплуатации, не выгорая и не стираясь;
- входящая в состав штукатурки известь не дает развиваться различным грибкам и плесени.
А теперь несколько слов о недостатках:
- Венецианскую штукатурку можно подвергать влажной чистке, если поверхность обработана специальным водоотталкивающим составом на основе акрила. В остальных случаях, если на венецианку нанесен только один пчелиный воск, её можно протереть влажной губкой, иначе всё покрытие можно смыть или стереть.
- Высокая стоимость.
- Сложность нанесения.
- Высокие требования к поверхности основания.
- Собственноручно сделать такую штукатурку практически не по силам простому обывателю. Только высококлассные специалисты могут воспроизвести настоящую венецианку так, чтобы создавалось ощущение настоящего полированного мрамора. При этом основание под неё должно быть идеально ровным и гладким, что не всегда можно добиться своими руками.
Венецианская штукатурка применение
Данная штукатурка используется только для отделки внутренних помещений жилых и общественных зданий. Украсить фасад дома таким декором не получится, поскольку это вид отделки не выдерживает многочисленных перепадов температуры окружающей среды, а также снега и дождя. Венецианкой украшают не только стены, ею можно отделать отдельные элементы интерьера – карнизы, камины, колонны и другие архитектурные детали.
Ввиду того, что венецианка выдерживает высокую влажность, её можно использовать при отделке ванных комнат, санузлов, бассейнов, бань и саун. Кроме этого, она часто применяется для отделки гостиных, холлов, кухонь, как отдельные фрагменты может быть использована даже в спальных помещениях. Общественные здания – рестораны, кафе, гостиницы и отели, солидные офисы и прочие заведения, которые могут себе позволить венецианскую штукатурку в интерьере, также могут быть её объектами.
Настоящая венецианка наносится слоями, число которых может достигать 10. И только специалист высокого класса представляет себе, что получится в итоге, нанося первые слои.
Виды венецианской штукатурки
Венецианка подразделяется на:
- гладкую - помимо связующего включает в себя пыль мрамора или других натуральных материалов;
- рельефную - наличие крошки разных материалов, размер гранул которых доходит до 2 мм.
Нанесение различных составов дает возможность получить поверхности:
- имитирующие гладкий мрамор;
- травертин;
- оникс;
- матовый эффект состаренной штукатурки с трещинами (кракелюр), который прекрасно подходит для выполнения фресок, панно, художественной росписи барельефов.
Это лишь незначительный перечень тех эффектов, которые можно получать при использовании данной штукатурки.
Разновидностей штукатурки много.
Наиболее известные в нашей стране, которые предлагаются многочисленными магазинами и мастерами, специализирующимися на производстве венецианки:
« Палмье »- создает эффект малахитовых или мраморных стен, новых и блестящих.
« Артеко » - полная противоположность первому виду, так как придает стене вид старого камня.
« Мармориа » - в составе содержатся крупные фракции мрамора и песка, видимые под верхним слоем.
« Литос » - отличается от вышеперечисленных тем, что в его состав не входит гашеная известь.
« Тревиньяно » - изготавливается на полимерном связующем и создает эффект мрамора, как бы подсвеченного изнутри. Напоминает травертин и представлена богатым цветовым выбором, до сотни тонов и оттенков.
« Венето » - самая доступная по цене штукатурка, не требовательная к основанию и технике нанесения.
« Марбелло » - не совсем классическая венецианская штукатурка. Отличается от прочих видов тем, что получается зрительное восприятие бархатистой поверхности, сочетающиеся с глянцевыми прожилками. При различном освещении создает разные оттенки поверхности. Изготавливается на основе полимерных связующих.
« Encausto» – напоминает поверхность полированного гранита с темными крапинами.
« Tierrafino» - с эффектом марокканской штукатурки «таделакт».
У каждого производителя венецианка своя и он дает им звучные названия. Но принцип у всех видов один - нанесение нескольких слоев руками мастера – профессионала. Только в этом случае можно получить ту поверхность, которая заявлена на упаковке изготовителя.
Уход за венецианкой не сложен, нельзя только использовать абразивные чистящие средства, чтобы не испортить декоративный верхний слой. Разрешается применять мягкие моющие средства и губку, и это в том случае, если для верхнего покрытия использовался синтетический воск.
Технология нанесения венецианской штукатурки
Классическая венецианка предполагает в своем составе только водорастворимые составы с компонентами мрамора и извести. Есть и составы на основе акриловых связующих, но в этом случае говорить о безупречной экологичности не приходится.
Хотя специалисты уверяют, что акриловые штукатурные составы более пластичные, чем известковые и не дают микротрещин. Кроме своего состава, штукатурка предполагает особую технику нанесения её на стены. Настоящая венецианка должна наноситься тонким слоями, которых может быть до 10, в то время как декоративные краски или составы под этим же названием наносятся в два, реже в три слоя.
Подготовка стен под венецианскую штукатурку
Данная штукатурка может наноситься на многие поверхности, исключая металл и дерево. На этих материалах классическая венецианка дает трещины. Хотя растворы на основе акрила, возможно, и применяются на таких поверхностях. Основанием для классической венецианки могут быть кирпичные стены, бетон, оштукатуренные крашенные масляной краской поверхности или гипсокартон.
Но в любом случае все вышеперечисленные поверхности должны обладать достаточной прочностью, быть очищенными от пыли и грязи. Впадины или выступы удаляются путем скалывания или нанесения шпаклевки, раствора. Отслоившаяся штукатурка удаляется, а старая краска счищается. Стыки гипсокартона проклеиваются серпянкой, шпаклюются и зачищаются наждачной бумагой.
Перед тем, как наносить венецианскую штукатурку, слабые поверхности армируется сеткой с крупной или мелкой ячейкой во избежание появления трещин. После этого стена полностью шпаклюется. После высыхания шпаклевки поверхность стены зачищается мелкой наждачной бумагой. Пыль от шпаклевки удаляется или воздухом из пылесоса или мягкой чистой ветошью. Стена грунтуется составом глубокого проникновения.
После грунтования, дождавшись высыхания поверхности производится второе шпаклевание, шлифовка, очистка от пыли и вторичное грунтование. Только в этом случае поверхность стены приобретет необходимую гладкость и ровность. Иногда может потребоваться и третья обработка, если поверхность далека от идеала.
Окончательная шпаклевка выполняется высококачественными составами, а пыль, после зачистки наждачкой «нулевкой», удаляется сухой ветошью.
Окончательная грунтовка должна производиться материалом соответствующим типу финишной шпаклевки.
Нужно быть готовым к тому, что весь процесс подготовки поверхности к нанесению венецианки займет достаточно много времени. Для высыхания каждого слоя шпаклевки потребуется как минимум сутки, и это при нормальной влажности в помещении и температуре. Если температура ниже положенной или влажность выше нормальной, то процесс сушки может затянуться.
Инструменты для венецианской штукатурки
Необходимый инструмент и приспособления для нанесения такой штукатурки:
- металлические терки с шириной 20-25 см;
- специальные шпателя с округлыми краями;
- набор малярных кистей – флейц, макловица и другие;
- рулетка;
- строительный уровень;
- мелкая наждачная бумага;
- терка шлифовальная;
- ветошь;
- емкости для приготовления шпаклевки, декоративных составов, воска, мытья кистей, шпателей.
Инструменты для нанесения венецианской штукатурки должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Углы кельмы и шпателей должны иметь закругленную форму, а поверхность идеально гладкой, без царапин и зазубрин. Новые шпателя специалисты советуют обработать мелкой наждачной бумагой, чтобы удалить мелкие заусеницы.
Кисть малярная «макловица» должна иметь густую щетину, а шпатели должны быть разными по размерам, и обязательно нужно иметь узкий шпатель для нанесения состава в труднодоступных местах.
Как сделать венецианскую штукатурку своими руками
Классическая венецианка предполагает в своем составе пыль мрамора, оникса. гранита, кварца или других натуральных материалов. Связующим элементом выступает гашеная известь. Именно она придает штукатурке со временем прочность настоящего камня. Помимо этих составляющих в составе присутствует красящий пигмент (колер).
Современные производители штукатурки предлагают готовую смесь. При этом каждый изготовитель предлагает свои рецептуры с различными эффектами – глянцевую поверхность или матовую, бархатистую или какую другую. Исключением может быть тот вариант, когда мастер желает сделать свой рисунок на стене, по своему художественному видению, в этом случае колер может добавляться в состав по желанию мастера.
При покупке готовой смеси следует обращать внимание на дату изготовления и партию, с тем, чтобы несколько пластиковых емкостей со смесью были из одной партии. Тогда есть уверенность, что цвет штукатурки будет одинаковым. В противном случае, когда смесь готовится на месте, следует её делать сразу на весь объем работы, так как при повторном приготовлении, цвет состава можно не угадать, если где-то ошибиться в пропорциях.
Если куплена штукатурка белого цвета, то колер к ней нужно покупать у этого же производителя и той же марки, иначе свойства ингредиентов могут оказаться несовместимыми.
Довольно часто отделывают не все стены, а только их фрагменты. В этом случае перед началом работ следует оградить рабочую зону лентой малярного скотча, который снимается сразу после завершения работ. Если не дать высохнуть последнему слою венецианки и после этого снять скотч, то на стыках могут образоваться малопривлекательные сколы и трещины.
В жилых помещениях рекомендуется использовать венецианку спокойных пастельных тонов, с которыми легче сделать уютный интерьер.
Как нанести венецианскую штукатурку слоями
Если говорить кратко, то венецианская штукатурка своими руками - это достаточно кропотливый труд, и конечно же необходим определенный опыт.
Классическая венецианка выполняется мастером в одном тоне, но возможно и использование нескольких цветов или оттенков. Здесь уже все зависит от художественного вкуса хозяина помещения. Само понятие венецианки включает в себя особенности технологии нанесения состава на стену. Множество слоев толщиной каждого в один миллиметр силой рук мастера припрессовываются друг к другу.
В этом действии мастером используется и способ заглаживания, и железнения и полирования каждого слоя. Используются различные по размеру и форме шпателя, а сила прилагаемая мастером при прессовании слоя такая, что инструмент и поверхность становятся теплыми. Каждый слой штукатурки наносится беспорядочными мазками декоративной массы, вследствие чего создаётся видимость натурального камня. Штукатурная масса полупрозрачная и это создает эффект глубокого проникновения световых лучей в структуру мрамора.
Нанесение штукатурного раствора производится небольшими участками площадью до одного квадратного метра. Работу начинают сверху вниз, чтобы неизменные брызги раствора не оседали внизу на готовой поверхности. Первый слой – базовый, он задает цвет всему покрытию.
Независимо от того, что использует мастер в работе - кельму или шпатель, движения его должны быть дугообразными слева направо или наоборот, как удобнее мастеру. По нанесенным мазкам проходятся широким шпателем, плотно держа его под углом в 20 градусов относительно стены. Чтобы не получались ровные стыки, мазки раствора должны напоминать рисунок кисти. Таким способом и создается тот вид натурального мрамора, когда становятся видны все его прожилки.
Мастера могут использовать различные техники нанесения штукатурной массы и её разглаживания. «Бабочка» - способ, которым пользуются, нанося второй слой штукатурки, когда движением в одну сторону наносится сама масса, а движением в другую снимается лишний раствор. Нужно, чтобы мазки раствора имели рваные края наподобие мазка кисти. Тогда стыки не будут ровными. В итоге рельеф, который образовался при нанесении первого базисного слоя, исчезает, и появляются прожилки, свойственные мрамору, ониксу и прочим камням.
- При работе следует обращать особое внимание на чистоту инструмента. Каждые 10-15 минут он должен вытираться чистой ветошью.
На высыхание первого слоя отводится до 8 часов, в зависимости от марки используемого продукта, изготовителя. Обычно работа продолжается только на второй день. От количества нанесенных слоев зависит окончательный вид венецианской штукатурки. Каждый декоративный последующий слой металлическим шпателем или теркой затирается до состояния гладкости и однородности.
После нанесения последнего финишного слоя производится или глянцевание поверхности сухим и чистым шпателем или шерстяной, замшевой тканью. Окончательная работа по нанесению штукатурки заключается в вощении поверхности. Хотя некоторые составы и не предполагают нанесения воска.
Воск для венецианской штукатурки своими руками
Вощение поверхности производят после того, как нанесение венецианки завершено, а точнее, через 6-7 дней. Используется натуральный пчелиный воск или синтетический. Восковое покрытие придает дополнительный блеск покрытию и защищает его от повышенной влажности помещения. Кроме этого синтетический воск позволяет подвергать декоративное покрытие легкой влажной уборке, без использования агрессивных моющих средств с абразивными компонентами.
Состав синтетического воска может содержать дополнительные компоненты, придающие поверхности различные визуальные эффекты – золота, серебра, перламутра. Для нанесения воска используются:
- губка;
- шерстяная или замшевая рукавичка;
- резиновый шпатель.
Воск наносится тонким слоем на всю поверхность стены так, чтобы не было подтеков или темных пятен от излишка воска, и круговыми движениями втирается в декоративный верхний слой. Благодаря способности воска приникать вглубь материала, пропитывать его, создается ощущение объемности. Поэтому, кажется, что стена будто светится изнутри.
Окончательная полировка вощеной поверхности производится шлифовальной машиной, имеющей специальную ворсовую насадку, через 5-6 дней после нанесения воска. При неимении машины полировка производится с помощью мягкой ткани.
Отличный видеоролик по работе с венецианкой:
На этом все. Сегодня мы рассказали, что такое венецианская штукатурка, ее историю появления, из каких компонентов состоит, плюсы и минусы ее использования, каких она бывает видов. Отдельно рассмотрели вопрос, как готовить стены под данную штукатурку, какие инструменты нам пригодились в работе, как правильно приготовить раствор, технологию нанесения на стены отдельными слоями, последующее применение воска.
Венецианская штукатурка
Однако еще древние римляне придумали штукатурку, которая по своим декоративным качествам настолько хороша, что сама служит завершающим отделочным слоем. В эпоху Возрождения термином stucco veneziano называли декоративную штукатурку, имитирующую ценные виды различных отделочных материалов.
Создавать подобные изыски можно было, приготовив состав по определенной рецептуре и придумав особую технику нанесения. С веками и то и другое изменилось. Это позволило добиться новых эффектов. Однако некоторые законы все же сохранились, и именно они придают венецианским штукатуркам уникальные свойства. Расскажем о них.
- В качестве наполнителя мастера используют не песок или мел, как в обычных штукатурках, а мрамор, истолченный до состояния муки или пудры.
- Красящий пигмент при необходимости вводят непосредственно в состав штукатурки, поэтому далее ее наносят на поверхность уже в заколерованном (окрашенном) виде. Штукатурки, которые надо красить после нанесения, к венецианским уже не относят.
- Техника применения специальной смеси также особенная. Ее накладывают на поверхность несколькими тонкими слоями, далее их художественно формируют и растягивают с помощью небольших остро отточенных шпателей.
Декоративные эффекты
Многие под венецианской штукатуркой подразумевают только имитацию мрамора. Это происходит оттого, что специалистов, создающих фактуры тех или иных материалов, единицы. Между тем при использовании такого декоративного материала можно создавать эффект малахита, бирюзы, дорогого дерева, пробковой коры, жатой и (или) глянцевой кожи, дорогих тканей, напоминающих шелк или бархат, и тканей этнических типа холста, рогожи. Дополнительные приемы позволяют творить металлизированные поверхности: состаренное серебро, медь с налетом зеленоватой патины, бронзы, черного металла. Все эти приемы были известны мастерам прошлого, о чем можно судить по отделке уникальных памятников архитектуры и искусства.
В современную эпоху, когда дизайнеры стали особенно ценить предметы, тронутые временем, появились еще две техники нанесения слоя штукатурки. Посредством одной из них создают гладкую, зачастую зеркально отштукатуренную, стену (так в эпоху Возрождения готовили в соборах стены под фресковую роспись).
Вторая техника, наоборот, имеет целью сымитировать неровную старую, осыпавшуюся и потрескавшуюся стену. Эта модная тенденция была подхвачена многими производителями отделочных материалов, и венецианская штукатурка сама превратилась в объект подражания: множество флизелиновых и виниловых обоев имитируют старинное покрытие, причем настолько искусно, что зачастую невозможно определить, как обработана поверхность (выдают лишь едва заметные вертикальные швы и тактильные ощущения).
Так что выберет венецианские штукатурки скорее тот, кто готов заплатить не только за высокие потребительские свойства, но и за определенную престижность, ведь каждый знает, что оригинал гораздо ценнее растиражированной копии.Интересно отметить, что венецианской штукатуркой была богато декорирована дача «вождя всех времен и народов», а парадные холлы дома на Котельнической набережной уже лет пятьдесят украшают уникальные стеновые покрытия, которые сейчас, правда, требуют реставрации. Нелишне вспомнить и о таких памятниках архитектуры, как королевский дворец Фонтенбло во Франции (1533-1565) и соборы эпохи Возрождения.
Таким образом, венецианскую штукатурку наряду с росписью и золочением использовали для дорогой парадной отделки во все времена.
Современные технологии производства
Основой любого штукатурного состава вообще, и штукатурки в частности, являются связующее и наполнитель. Причем в венецианской штукатурке оба компонента должны быть особого качества, иначе стена вместо произведения искусства превратится в пятнистую картинку, которая вскоре покроется неравномерными трещинами.
Мрамор для наполнителя настоящей «венецианки» выбирают из немногих месторождений, отличающихся высочайшей степенью белизны и отсутствием посторонних включений. Благодаря этому штукатурка приобретает прозрачность, которая позволяет наносимым слоям проглядывать один из-под другого, образуя заданные рисунки.
Если же в качестве связующего берут известь, то ее гасят, причем несколько десятков лет (!) особым способом без доступа воздуха, что придает ей уникальную эластичность.
Однако технический прогресс внес свои коррективы в старинную рецептуру. Появились венецианские штукатурки, при изготовлении которых в качестве связующего используют современные полимерные смолы, причем выбор их также крайне важен. Высококачественные смолы после отвердения безвредны даже при попадании внутрь организма, а дешевые долгое время наполняют помещение вредными испарениями.
Таким образом, сегодня чисто известковые венецианские штукатурки в готовом к применению виде не производят: в каждой из них содержится небольшое количество полимера для удобства в использовании.Кроме двух основных компонентов (наполнитель и связующее) производитель всегда вводит в рецептуру множество вспомогательных веществ в строго определенных пропорциях. Это позволяет модифицировать состав, придав ему дополнительные свойства: блеск или матовость, повышенную влагостойкость, способность удерживать структурный рисунок. Все секреты производители хранят в тайне, поэтому настоящая высококлассная венецианская штукатурка стоит очень дорого, во все времена она считалась парадной отделкой наряду с росписью, золочением, текстильной отделкой.
Потребительские качества
Потребительские качества венецианской штукатурки очень высоки. Как у полимерных, так и у известковых «венецианок» по долговечности и декоративности, пожалуй, нет конкурентов. Они экологичны, не имеют ярко выраженного запаха, после окончательного схватывания безвредны. Инструмент по окончании работы легко отмыть водой без применения вредных органических растворителей.
Полимерные штукатурки весьма стойки к появлению трещин, так как при полном схватывании на стене они образуют очень гибкую тонкую (толщиной не более двух миллиметров) пленку и крепко сцепляются с основанием. (В строительстве это свойство называют высокой адгезией к основанию.) Штукатурки данного типа великолепно ложатся практически на любую поверхность: дерево, гипсокартон, МДФ, кирпич, бетон, загрунтованный металл. При эксплуатации они выдерживают температурный режим от -50 до +80 °С. Необходимо отметить, что свою прочность венецианская штукатурка набирает постепенно в течение 28 дней. По окончании данного срока декорированную поверхность можно мыть мыльной водой и щеткой.
Известковые «венецианки» проигрывают полимерным штукатуркам по влагостойкости. Зато они обладают такими важными качествами, как паропроницаемость и стойкость к образованию грибка, что делает их незаменимыми в отделке, например, винных погребов. Известь, входящая в состав этого отделочного материала, со временем только набирает прочность и под воздействием воздуха вновь преобразуется в известняк уже заданной формы в виде слоя штукатурки. Данное покрытие обладает совершенно уникальными прочностью и морозостойкостью. Таким образом, если предварительная подготовка стены проведена правильно, то срок службы такой штукатурки исчисляется сотнями лет.
Если окончательный слой «венецианки» планируют сделать толстым, он все равно не будет превышать двух миллиметров. Поэтому особую роль играет предварительная подготовка обрабатываемой поверхности. Часто при высыхании штукатурка словно проваливается в едва заметные царапинки и изъяны на стене, обволакивая их и делая видимыми глазу. Если на поверхности остались кусочки старой краски, то она непременно размокнет под слоем нанесенной сырой штукатурки и отвалится вместе с новым покрытием. А волнообразно зашпаклеванная поверхность просто не даст возможности мастеру наложить рисунок.
Вследствие этого стену необходимо идеально выровнять, как под покраску, и обработать эластичной шпаклевкой, а затем пропитать грунтом глубокого проникновения. Однако следует помнить, что нельзя применять разбавленный клей ПВА, так как на него современные штукатурки просто не лягут.
Советы покупателям
Принцип приобретения штукатурки похож на выбор живописного полотна. Отталкиваться нужно от понравившейся работы, затем узнать, кто ее автор, и лишь потом обсуждать с ним условия заказа. Здесь нельзя рисковать - покупать краски для живописи подходящих цветов, а потом уже заниматься поиском художника, который бы нарисовал полотно. Так же дело обстоит и с «венецианкой». Было бы большой ошибкой сначала приобрести банку со штукатуркой, ориентируясь на крошечный фрагмент рекламного буклета, а потом начать искать мастеров, которые смогли бы этот фрагмент воспроизвести в масштабах стены.
Дело в том, что фирмы, торгующие готовыми составами, ориентируются прежде всего на профессионалов, которые занимаются нанесением составов, а маленькие образцы служат лишь навигатором для венецианщика или архитектора. Кроме того, для каждого вида покрытия нужны целый комплект материалов и определенно составленная технология, начиная с подбора грунтов и заканчивая последовательностью нанесения разных цветовых оттенков.
Следует учитывать и то, что в арсенале даже крупной и солидной фирмы может не быть полного перечня покрытий, удовлетворяющих всем запросам мастера. К примеру, итальянские штукатурки удобно класть на потолке, а французские, наоборот, дадут более тонкий и прозрачный эффект на стенах, зато станут стекать с инструмента при работе с потолком.
Все тонкости материаловедения невозможно рассмотреть в одной статье, поэтому единственный вариант - положиться при выборе отделочных материалов на мнение специалиста, поставив перед ним конкретную задачу.
За помощью лучше всего обращаться в студии, которые выполняют работу под ключ и имеют в штате и дизайнеров, и технологов, и мастеров. Обычно они выставляют цену, которая может колебаться от 20 до 100 долл. за 1 кв. м в зависимости от сложности работы и расхода материала. Таким образом, в случае порчи штукатурки мастерами студия оплатит эти издержки.
На фирме, как правило, уже есть готовые выкраски покрытий размером 30х30 см. Многие студии имеют целые коллекции таких образцов, свои фирменные секреты и изюминки. Именно по ним можно определить наиболее подходящий вид покрытия, затем после внесения небольшого аванса подобрать оттенок, фактурный рисунок и сделать индивидуальную выкраску. Необходимо также обсудить с дизайнером студии, насколько покрытие на стене будет соответствовать понравившемуся варианту.
Фирма, как правило, гарантирует покупателю определенную частоту повторения заданного рисунка (например, 70 или 90 %). Стопроцентного повторения вы сами не захотите, так как, заказывая ручную работу, вряд ли вам было бы приятно увидеть на стене растиражированный квадратик выкраски. Не следует сразу приобретать полный спектр материалов, поскольку работа длится не одну неделю, а составы, как правило, поставляют постепенно. В случае если выбранный оттенок окажется неудачным, остается возможность немного (но не кардинально) переколеровать материал с минимальными затратами.
Перед началом работы мастер студии по заданной ему технологии готовит эталонный образец, демонстрируя таким образом свое умение. Как правило, крупные оптовики имеют подобные подразделения в своем составе либо могут рекомендовать их как партнеров. Там же мастера получат бесплатную консультацию по нанесению штукатурки или возьмут платный мастер-класс. Стоимость его колеблется от 50 до 300 долл. (в последнюю цену входит не просто обучение, а продажа авторских приемов).
Правильно нанесенная «венецианка»
Здесь имеет смысл рассказать о разнообразии эффектов, которых добиваются посредством специальной техники нанесения штукатурки.
Поверхность стены может быть как зеркально гладкой, так и с некоторыми наплывами (рваная «венецианка»). Мазки не должны быть очень большими, поэтому лучше, если их размер не превышает 15 кв. см. Необходимо также, чтобы они перекрывали друг друга, образуя тем самым туманный хаотичный рисунок. Наличие на стене видимых полос и стыков является серьезным браком. Кроме того, часто неумелый мастер оставляет за собой ряд мелких параллельных полосок (след неуверенной руки). Если их много - это тоже недостаток.
Нужно учитывать, что глубина рисунка всегда зависит от количества нанесенных слоев. Для достижения хорошего эффекта их должно быть не менее пяти. Сейчас для ускорения и облегчения трудоемкого процесса нанесения применяют кельму (специальный строительный инструмент, напоминающий утюг) и накладывают только три слоя штукатурки. Однако чуда не происходит: скорость повышается в ущерб декоративности. Визуально такая поверхность мало отличается от покрашенной глянцевой краской стены - отсутствует глубина рисунка. Конечно, это неважно для коммерческих учреждений (лифтовых холлов, огромных супермаркетов). Компенсацией станет низкая цена за работу - около 5-7 долл./кв. м.
Рисунок хорошо выполненной «венецианки» похож на разбросанные лепестки роз или выглядит четким и графичным. Если выполнить венецианскую штукатурку в двух или нескольких цветах, можно добиться совершенного мраморного эффекта (это под силу только специалистам высокого класса). Глянец и блеск - необязательные условия, поверхность бывает матовой и даже сатиновой. Ее выбор зависит от вашего желания, качества состава и техники нанесения. Иногда «венецианку» выполняют с жемчужным и даже золотистым отливом.
Зачастую венецианские штукатурки, выполненные разными мастерами, настолько отличаются друг от друга, что по внешнему виду их невозможно отнести к одному и тому же классу покрытия. Первые пригодны только для применения в коммерческих помещениях, вторые украсят классические интерьеры, а третьи будут органично смотреться в интерьерах в стиле хай-тек.
Меньше всего по своим декоративным качествам для парадных помещений подойдут известковые венецианские штукатурки, которые хороши для стиля кантри или этно. Хотя талантливому дизайнеру легко перевернуть данное представление, умело сочетая отдельные элементы.
Декоративный эффект от применения венецианской штукатурки трудно переоценить: помещение приобретает объем, лишается монотонности. С помощью этой техники можно отделывать некоторые элементы фасадов, чаще входных групп, для чего используют либо известковые «венецианки», либо полимерные составы, содержащие силоксановые смолы. Именно тогда будут обеспечены надлежащие прочность, влагостойкость и обязательно паропроницаемость. Однако следует помнить, что мраморная мука, которая входит в состав любой «венецианки», - материал, весьма подверженный действию агрессивных сред. Поэтому не следует рассчитывать на глянцевые фактуры, которые очень быстро станут матовыми под воздействием внешних факторов.
К сожалению, на рынке венецианских штукатурок появились подделки, самая распространенная из которых - дешевый мел. Его часто берут вместо дорогой мраморной крошки. В банке оба раствора смотрятся одинаково, а на стене подделка сразу видна: вместо игры полутонов - белые блеклые разводы, больше напоминающие деревенскую мазанку, чем изысканную отделку. Низкая стоимость (около 5 долл. за 1 л) также смущает: для венецианской штукатурки слишком дешево, а для меловой пасты - дорого. Впрочем профессиональный мастер после предварительной выкраски легко обнаружит подвох.
При наличии достаточного времени и терпения можно попытаться нанести венецианскую штукатурку самому - нет ничего невозможного! Однако необходимо иметь в виду, что первоначального навыка, полученного на занятиях в мастер-классе, будет недостаточно, и потребуется набить руку. Поэтому заранее надо обзавестись несколькими кусками гипсокартона и потренироваться прежде на них.
Фактурные венецианские штукатурки
В этой области специалистов мало, так как для работы с данной техникой необходимо иметь художественное образование. В среднем стоимость услуг мастера вместе с материалом колеблется от 70 до 100 долл./кв. м. Здесь декоративные возможности ограничиваются фантазией дизайнера и платежеспособностью заказчика.
В самой высокой ценовой категории находятся «венецианки» с ковровыми орнаментами, имитирующие текстиль с набивным рисунком, зачастую позолоченным или посеребренным. Талантливый дизайнер способен повторить на стене практически любой мотив, присутствующий в интерьере, например узоры занавесок или осветительных приборов. Цена такой работы достигает 200-400 долл./кв. м, включая стоимость материала.
Таким образом, особая ценность венецианской штукатурки как отделочного материала заключается в возможности легко сочетать на поверхности разные фактуры и имитации, изменяя объем оформляемого пространства. Сейчас, когда в строительной индустрии царит унификация, подобные элементы декорирования становятся почти единственным способом оживить интерьер и придать ему черты индивидуальности. По сути, на смену архитектуре формы приходит архитектура цвета и света.
Читайте также: