Способы установки и крепления фасонных плиток
GardenWeb
При облицовке вертикальных поверхностей рабочее место необходимо организовать так, чтобы рациональнее использовать рабочее время. Бригада плиточников состоит из трех рабочих 5, 4 и 2-го разрядов (при облицовке потолков, колонн и откосов) или 4, 3 и 2-го разрядов (при облицовке стен). Установку специальных плиток производит плиточник-облицовщик 4-го разряда. На рабочем месте плиточника имеется специальный рабочий столик, на котором находятся две емкости: одна для раствора, другая для воды (рис. 1).
Рис. 1. Схема организации рабочего места при производстве облицовочных работ внутри здания: 1 — плитки; 2 — скамейки; 3 — места плиточников; 4 — ведро с водой; 5 — рамки с плитками; б —столик; 7 — место подсобного рабочего; 8 — ящик для раствораПодачу раствора и плиток на рабочее место плиточника осуществляет подсобный рабочий. Раствор находится в ящике, который устанавливается непосредственно в той комнате, где ведутся облицовочные работы.
Технология облицовки поверхностей керамическими плитками
Облицовка поверхностей плитками на всю высоту помещения может быть выполнена в виде панелей, панно или отдельных элементов: фризов, цоколей, вставок.
Обычно облицовку ведут горизонтальными слоями (снизу вверх), а при использовании специальных шаблонов — вертикальными.
Облицовку вертикальных поверхностей производят одним из трех способов: вразбежку, шов в шов, по диагонали. Способ вразбежку скрывает погрешности в толщине швов; при облицовке способом шов в шов необходима строгая отвесность всех вертикальных швов, чего добиться значительно труднее, чем в первом случае, где отклонения малозаметны; облицовка по диагонали является наиболее сложной и трудоемкой, однако высокая декоративность оправдывает ее применение в помещениях общественного пользования. Устройство маяков перед облицовкой должно производиться из расчета, чтобы слой раствора под плитками имел толщину 7—15 мм; при толстом слое плитка оседает и можёт образоваться водная пленка, снижающая прочность сцепления плитки с прослойкой. При уменьшении толщины прослойки может произойти ее обезвоживание (вследствие одновременного отсасывания влаги из раствора плиткой и материалом облицовываемой конструкции), в результате чего снижается прочность раствора.
Рис. 2. Виды облицовки: а — вразбежку; 6 — шов в шов; в — по диагонали Рис. 3. Схема производства облицовочных работ: 1 — штыри; 2 — верхние маячные плитки; 3 — вертикальные шнуры; 4— переставные штыри; 5 — промежуточные маяки; 6 — рейка на уровне чистого поляПосле провешивания поверхности и установки маяков возле них вбивают штыри для закрепления шнура-причалки. Расстояние от вертикальных шнуров до примыкающих стен должно быть несколько меньше угловой фасонной плитки, чтобы крайний ряд плиток не задел шнур.
Между двумя нижними маяками (сверху) по горизонтали туго натягивается шнур и по нему устанавливаются плитки первого ряда, под который укладывается рейка.
После установки первого ряда горизонтальный шнур и штыри переставляются, установка плиток последующих горизонтальных рядов также строго производится по шнуру.
При переходе к облицовке примыкающей стены вертикальные шнуры снимаются и устанавливаются угловые фасонные плитки. При этом выровненная кромка угловой плитки заменяет собой вертикальный шнур. Прочность выполненной на растворах облицовки во многом зависит от увлажнения плиток и облицовываемых поверхностей. Не следует увлажнять плитки погружением в воду: в силу большой водопоглощающей способности на поверхности плиток образуется водная пленка, которая препятствует их сцеплению с прослойкой раствора. Целесообразнее тыльную сторону плиток смачивать кистью или наносить на нее немного жидкого цементного раствора, который тут же очищается. При этом плитка слегка увлажняется и одновременно очищается от пыли.
Раствор кладется на тыльную сторону плитки слоем толщиной до 18 мм. Плитка прикладывается к ранее установленной. Осаживание плитки производится нанесением легких ударов ручкой лопатки по плитке. При посадке плитки в облицовку раствор должен заполнить все пространство между плиткой и основанием.
Ширина вертикальных и горизонтальных швов выдерживается одинаковой, что влияет на прочность и качество облицовки. Швы должны быть свободны от твердого и прочного прослоечного цементного раствора, поэтому рекомендуется заполнить их эластичными гипсомеловыми мастиками. Одинаковая ширина швов выдерживается различными временными прокладками.
При облицовке стен керамическими плитками на полимерце-ментно-песчаной мастике поверхность стен и плиток предварительно огрунтовывается 7%-ным раствором поливинилацетатной эмульсии. После этого на плитку наносится мастика слоем толщиной до 3 мм и плитка устанавливается пристукиванием ручной лопаткой. Излишек мастики удаляется, а швы заполняются после облицовки.
При облицовке стен на карбоксицементно-песчаной мастике поверхность предварительно огрунтовывается 3%-ным раствором карбоксиметилцеллюлозы. Тыльная сторона плитки не грунтуется, она устанавливается на поверхность на прослойке мастики КЦП после высыхания грунтовки. Швы после облицовки заполняются декоративной мастикой или цементным раствором.
Карбоксиполимерцементно-песчаная мастика очень пластична, поэтому ею при облицовке покрывают значительные участки поверхности. Мастика наносится слоем толщиной до 3 мм; накладывается она на поверхность с помощью стальной зубчатой гладилки или шпателя. Толщина слоя регулируется наклоном инструментов.
Отдельные элементы зданий облицовываются ковровой плиткой на полимерцементной мастике. При этом вначале облицовываемая поверхность выравнивается полимерцементным составом, затем огрунтовывается 7%-ным раствором поливипилацетатной эмульсии. На тыльную сторону ковра лопаткой наносится мастика слоем толщиной 3—5 мм, и ковер устанавливается на поверхность и осаживается простукиванием полутером. Через 2 ч поверхность ковра промывается водой, бумага снимается, а швы заполняются жидким цементным раствором.
При использовании глинобитумной мастики поверхность стены огрунтовывается мастикой, разбавленной до консистенции клеевой краски. При неровностях поверхности шпатлюются этой же мастикой или смесью ее с песком (1:1-2). Перед установкой плитки на тыльную сторону ее шпателем или кистью наносится слой мастики толщиной 1—3 мм.
Плитки на казеиновых мастиках укладываются по высохшей штукатурке, выполненной по маякам, или по ровным конструкциям из стеновых материалов влажностью более 6—8%.
Не допускается приклеивание плиток казеиновыми мастиками к поверхностям недостаточно просохших конструкций: казеин подвержен загниванию, что ведет к ослабеванию сцепления плитки с мастикой.
Особенности облицовки поверхностей полимерными и стеклянными плитками
1. Облицовка поверхностей стеклянными плитками.
Облицовка поверхностей стеклянными плитками осуществляется по той же технологии, что и керамическими.
В зависимости от назначения облицовки для крепления стеклянных плиток к поверхности основания используют цементные и кислотостойкие растворы, а также различные мастики.
Для обеспечения лучшего сцепления раствора (мастики) с плитками тыльную сторону плиток делают шероховатой, обрабатывая ее песком с помощью пескоструйного аппарата.
Обработанные этим способом плитки могут крепиться к поверхностям на цементных растворах, казеиновых и битумных мастиках. Если плитка изготовлена из прозрачного неокрашенного стекла, то к жидкому стеклу добавляются в качестве наружного цветового тона сухие пигменты. Чтобы ускорить твердение, к раствору добавляется 15% (от массы жидкого стекла) кремнефтористого натрия.
Подготовка поверхности основания осуществляется так же, как и при облицовке керамическими плитками. Влажность основания не должна превышать 8%. Поверхности должны быть ровными, штукатурка выполнена по маякам.
Плитки, которые крепятся цементным раствором, прижимают к стене и выравнивают без пристукивания рукояткой лопатки. При посадке плитки простукиванием на тыльной ее стороне образуется пленка воды, которая не впитывается плиткой и препятствует сцеплению облицовки с раствором. Швы освобождаются от раствора.
При креплении плиток на битумной и казеиновой мастиках на основание и на тыльную сторону плитки наносится слой мастики толщиной 1,5—2 мм. Плитки осаживаются на место плотным прижатием бруска без пристукивания. Швы между плитками мастикой не заполняются.
При креплении плиток на карбинольной мастике последняя наносится на тыльную сторону плитки слоем толщиной 1 —1,5 мм. Мастика должна быть использована в течение 6—8 ч после приготовления.
Стеклянные плитки без эмалевого покрытия крепятся методом присоса. Для этого используется цементный раствор состава 1:1, затворенный цементным молоком.
Плитки из стекла «марблит» крепятся с помощью растворов и мастик, которыми покрывается до 60% площади плитки (не более). Цементный раствор берется состава 1:3 или 1:4 с добавлением поливинилацетатной эмульсии в количестве до 7% объема воды. Для крепления плиток из стекла «марблит» целесообразнее пользоваться специальными крепежными металлическими изделиями с эластичными прокладками.
Швы после схватывания и твердения растворов и мастик заполняются специальными мастиками.
2. Облицовка поверхностей полимерными плитками.
Полистирольные и другие полимерные плитки широко применяются для облицовки каменных или камнеподобных, асбестоце-ментных, древесно-волокнистых и других прочных ограждений внутри жилых, общественных и промышленных зданий.
Полимерные плитки достаточно устойчивы к воздействию кислот и щелочей, поэтому они применяются для защиты строительных конструкций от разрушающего воздействия окружающей агрессивной среды.
Технология изготовления этих плиток (методом литья под Давлением) практически исключает искривление граней или отклонение от линейных размеров, поэтому эти плитки отличаются поверхности, обработанные губкой или валиком, должны иметь однородный рисунок. Пропуски, пятна и перекосы линий, а также смещение рисунка на стыках при накатке валиком не допускаются.
Рис. 4. Приемы окраски стен валиками и удочками: а, б, в, г — отводка границ у потолка, углов, плинтусов и проемов; д — набор краски на валик; е, ж, 3 — окраска простым валиком, пневмоваликом, удочкой; и — организация рабочего места при окраске удочкой; Мь Мг — места нахождения рабочих; 1 — красконагнетательный бачок; 2 — ведро; 3— емкость с клеевым составомВнутри поверхности в зависимости от их материала и условий эксплуатации отделываются водными и неводными красочными составами.
Водными составами окрашиваются кирпичные, каменные и оштукатуренные поверхности, а по дереву — только временные сооружения. Водные окраски делятся на простые, улучшенные и высококачественные.
Технологический процесс отделки внутренних поверхностей состоит из трех этапов: подготовки, обработки и окраски, которые в свою очередь делятся на определенные операции.
Технология отделки поверхностей водными красками
Технология отделки поверхностей водными красками включает подготовку, обработку и окраску.
Оставшиеся на поверхности следы после затирки, шероховатости от заполнителей в растворе и т. п. скребком не устраняются, поэтому поверхность стен сглаживается лещадным камнем или торцом дерева;
расшивка , и обеспыливание трещин. Трещины разрезаются, потом замазываются. Углом шпателя небольшим нажимом маляр Расшивает ее на глубину до 2 мм, передвигая шпатель вдоль трецины сверху вниз. При этом шпатель необходимо держать так чтобы ребро со стеной образовывало угол в 45°. В таком же порядке трещину разрезают с другой стороны. Пыль с поверхности стены сметается травяной кистью или промышленным пылесосом. Обработка поверхности стен состоит из следующих операций: огрунтовка стен. Поверхности стен грунтуются кистями, валиками и с помощью краскораспылителей;
подмазка трещин. Подмазка трещин выполняется приемом «елочка». Маляр держит шпатель правой рукой так, чтобы два пальца поддерживали рукоять снизу, а указательный и средний — прижимали ее плотно сверху. Он вмазывает шпатлевку под углом ж оси трещины с одной и другой стороны. Заполненная трещина приглаживается шпателем. Угол между плоскостью шпателя и поверхностью сохраняется около 30°. Подмазанные места после высыхания шлифуются и подгрунтовываются;
шлифование. Зашпатлеванные поверхности стен после высыхания шлифуются пемзой или стеклянной шкуркой;
окраска. Перед окраской поверхности стен грунтуются. Верхняя граница окраски отбивается шнуром или отводится специальным приспособлением. Колер наносится после высыхания грунтовки, но не позднее 24 ч после нанесения. Клеевой колер наносится кистями, валиками или удочкой.
Кистью-ручником окраска производится у границы с потолочным колером по линии отбивки, затем поперечными движениями маховой кисти наносится первый слой колера. Вслед по еще не высохшему первому слою вертикальными движениями наносится i второй. При этом колер тщательно растушевывается по поверхности. Принцип работы кистью такой же, как и при огрунтовке. Клеевыми колерами поверхности стен окрашиваются также с по- I мощью кистей-макловиц, причем за один раз, без растушевки.
При нанесении клеевого колера в помещении не должно быть сквозняков, иначе колер преждевременно пересыхает. При длительном высыхании колер «киснет» на стене, растворяя грунтовочный слой, клеевой раствор из колера переходит в штукатурку и на поверхности образуются пятна, поэтому сразу же после окраски двери (а в теплое время и окна) открываются, чтобы окрашенная поверхность быстрее сохла.
Технология отделки поверхностей масляными и эмалевыми красками
К неводным составам относятся масляные, эмалевые и синтетические.
Выжигание применяется только для оштукатуренных и каменных поверхностей; пламя паяльной лампы водят по поверхности до вспучивания краски, которая затем счищается шпателем.
Химический способ применяется при большом объеме работ. Сущность его заключается в разрушении красочной пленки едкими щелочами. Приготавливается состав: 5 кг просеянного мела и 5 кг известкового теста разводятся до густоты шпатлевки 20%-ным раствором каустической соды. С помощью шпателя паста наносится на поверхность толщиной 1,5 мм; через 0,5—1,5 ч сода размягчает краску, которая легко снимается металлическим шпателем. Очищенная поверхность промывается водой, затем 20%-ным раствором уксусной кислоты и снова водой. Очищенная таким образом и просохшая поверхность обрабатывается, как новая.
Подготовленная поверхность обрабатывается в такой последовательности:
проолифка оштукатуренных стен, а также стен, облицованных сухой гипсовой штукатуркой, выполняется олифой или эмульсией. При этом нужно помнить, что по невысохшей штукатурке про-олифку производить нельзя, так как окрашенная поверхность будет отслаиваться, на ней могут появляться вздутия, пузыри и т. п. Чтобы избежать этого, в олифу добавляется небольшое количество желтого пигмента.
Большая производительность труда достигается окрашиванием поверхности валиком.
Окраска поверхности на границе стены и карниза, верхней части стены и панели или на границе разных цветов производится с применением щитка-линейки или щитка с длинной рукояткой. Щиток плотно прижимается к поверхности, чтобы наносимый колер не попал на ранее окрашенную поверхность. При окраске поверхностей, оконных и деревянных откосов линейку нужно ставить на угол откоса.
Работа с кистями и валиками
Кисти бывают: кисти-макловицы; маховые; ручные; флейцо-вые; филенчатые; щетка-торцовка.
Кисти-макловицы применяются для окраски больших поверхностей водными составами; кисти маховые — для огрунтовки и окраски больших поверхностей как водными, так и неводными составами; кисти ручные — для окраски небольших поверхностей; кисти флейцовые — для разглаживания свежеокрашенной поверхности; филенчатые кисти — для вытягивания филенок; щетка-торцовка— для разравнивания поверхности.
Валики бывают двух видов: поролоновые и меховые. Применяются для нанесения грунтовки, водоклеевых, масляных и эмалевых красок.
При работе с кистями:
1. Кисти из щетины смочить в воде и поработать на грубой поверхности 20—30 мин или опустить в горячую воду на 1—2 ч. Кисти из волоса слегка обжечь на огне.
2. После каждого дня работы кисти моют.
3. При работе любой кистью краску следует набирать в таком количестве, чтобы она не стекала с кисти. Излишки краски отжимают о край посуды.
4. Окрашивая стены, штрихи краски следует сперва наносить горизонтально, а затем вертикально, тщательно растушевывая краску без пропусков и грубых полос. Чем тоньше наносится слой краски, тем выше качество отделки и ровнее ложится краска.
Для работы валиком применяются ванночки или ведра с установленными в них отжимными сетками, которые нужны для того, чтобы отжимать о них излишки краски, набираемые валиком.
Валиком лучше сначала наносить на стенах горизонтальные штрихи, затем вертикальные. От перекрещивания краска ложится более ровными слоями. Иногда краску наносят кистью, но прокатывают по ней валиками, разравнивая ее и получая тем самым ровную окраску.
Работы с краскопультом и краскораспылителем
При окраске краскопультом один маляр наносит состав на поверхность, другой следит за наличием состава в бочке, периодически подкачивает насосом состав и очищает фильтр.
Удочку при работе с ней необходимо держать так, чтобы распыленная струя была перпендикулярна окрашиваемой поверхности. Расстояние форсунки от поверхности должно быть не менее 0,5 и не более 0,75—1,0 м (это расстояние зависит от давления в окрасочном аппарате). При более близком расстоянии поверхность перенасыщается и образуются потеки, при более дальнем — состав не долетает до поверхности. Для равномерной окраски поверхности необходимо удочкой делать плавные круговые движения.
При окраске эмульсионными составами краска наносится краскораспылителем. После пуска установки и компрессора проверяется работа распылителя, затем маляр наносит состав на поверхность параллельными полосами, перекрывающими друг друга на 4—5 см. При этом краскораспылитель необходимо держать от окрашиваемой поверхности на 35—40 см, так, чтобы струя состава падала на поверхность перпендикулярно.
Инструкция по монтажу фасадной плитки
Фасады современных домов, облицованные плиткой, смотрятся не хуже, чем с отделкой из природных материалов. В то же время монтаж фасадной плитки произвести намного проще и быстрее, а ее эксплуатационные характеристики не уступают натуральному камню. Преимущества фасадной плитки, изготовленной по технологии «Мрамор из бетона»:
- экологичность материала;
- высокая прочность изделий;
- широкая цветовая гамма, неповторимые переливы расцветки;
- высокая огнеупорность, влагостойкость и морозостойкость
- высокая стойкость к ультрафиолету солнца.
Для крепления плиток на тыльной стороне предусмотрены оцинкованные закладные элементы, при помощи которых изделие крепится саморезами к обрешетке или дюбель-гвоздями непосредственно к стене.
Монтаж плитки на стены без утеплителя
1. Какая-либо специальная подготовка поверхности не требуется. Нет необходимости, если только плесень убрать и обработать антисептиком.
2. Первый ряд плиток выставляется по уровню и крепится к стене через закладные элементы при помощи дюбель-гвоздей 6×40 мм по кирпичной или бетонной поверхности или саморезом по дереву. Монтаж следующего ряда осуществляется подобно отделке сайдингом - нижняя часть заходит в замок под предыдущий ряд, а верхняя прикрепляется к стене дюбель-гвоздями. Более подробно этот вариант монтажа рассмотрен на следующей странице - "Способы крепления фасадной плитки".
Монтаж плитки с утеплением облицовываемой поверхности
Облицовка плиткой производится по принципу устройства «вентилируемого фасада». В этом случае между стеной и внешней облицовкой находится утеплитель, швы внешней облицовки не герметизированы от естественного движения воздуха, вследствие чего и происходит естественная вентиляция и удаление избыточной влаги. Проветривание предотвращает появление на стенах грибка или плесени. Утеплитель защищен от воздействия ветра и влаги со стороны внешней среды специальной пленкой (гидро-ветрозащитной мембраной). Преимущество этого метода состоит в том, что можно дополнительно утеплить стены или цоколь дома поверх любой поверхности.
Особой подготовки поверхности стены не требуется, так как обрешетка крепится поверх стены. Монтаж плитки механическим способом может проводиться в любую пору года. Для облицовки цоколя рекомендуется использовать металлические профили, а для фасадов допускается применять обрешетку из деревянного бруса.
1. Необходимые инструменты: строительный уровень, гидроуровень или лазерный уровень, отвес, рулетка, молоток, угловая шлифмашина (болгарка), шуруповерт, перфоратор, скобозабиватель (строительный степлер) для крепления гидро-ветрозащитной мембраны.
2. Подготовительные работы перед облицовкой стен дома.
2.1. Для высотных работ устанавливают помосты или строительные леса. Расстояние от стены должно составлять не менее 25-35 см, чтобы не преграждать доступ для проведения других работ.
2.2. Все дополнительные конструкции на фасаде здания — подоконные отливы, водосточные трубы, вывески, светильники — необходимо временно демонтировать.
2.3. До монтажа элементов обрешетки нужно произвести отбивку горизонтального уровня по периметру здания, используя гидроуровень. Монтаж плитки следует производить относительно этой отметки.
3. Утепление и облицовка цоколя дома.
Для крепления обрешетки из оцинкованного металлического профиля к кирпичной или бетонной стене используются дюбели длиной 100-140 мм. Сначала по уровню устанавливают вертикальные элементы обрешетки параллельно друг другу. Расстояние между профилями выбирают равным ширине листа утеплителя, но не более 1 метра. А расстояние между горизонтальными направляющими выбирается исходя из высоты цокольной плитки.
При утеплении здания по методу «вентилируемого фасада» используются маты из минеральной ваты размером 600×1000 мм, уложенные между профилями. К вертикальным профилям крепят горизонтальные элементы обрешетки и защитную пленку. Монтаж плитки производится с использованием оцинкованных саморезов 4,2×19 мм. В случае выдвижения линии цоколя относительно линии фасада, для защиты от стекающей воды устанавливается специальный отлив.
4. Утепление и облицовка фасада.
Для облицовки и утепления стены дома фасадной плиткой делают обрешетку по тому же принципу, что и обрешетку цоколя. Только в качестве обрешетки можно использовать уже как дерево, так и оцинкованный профиль. Деревянную обрешетку, предварительно обработанную антисептическим составом, крепят к стене, начиная с вертикальных реек. Толщина брусков должна быть равна выбранной толщине утеплителя, а шаг между ними — на 5 мм меньше ширины мата, для плотной укладки минераловатных плит. Для крепления к стене из дерева используют саморезы 45-110 мм, из кирпича и бетона — дюбели 100-140 мм. К пенобетону и к стенам зданий, возведенных по методу «несъемной опалубки» деревянные бруски обрешетки крепят при помощи рамных анкеров 90-152 мм.
Фасадную плитку начинают крепить к обрешетке с нижнего угла, двигаясь в право или влево по горизонтали. Первый ряд плиток закрепляется саморезами через верхние и нижние оцинкованные закладные. Каждый следующий ряд вставляется в замки плиток нижнего ряда и фиксируется саморезами в верхние проушины закладных. В том случае, если плитка должна повторять рисунок кирпичной кладки, в последующем ряду ее монтируют с поворотом на 180 градусов в обратном направлении предыдущему ряду, периодически проверяя уровнем ровность монтажа.
Отделку углов выполняют встык или внахлест. Углы здания лучше оформить прямоугольной плиткой контрастного цвета. При укладке плитки внахлест обрешетка для угловых плиток должна быть в одном уровне с плиткой для стен. При отделке углов внахлест прямоугольные фасадные плитки, независимо от моделей, монтируют с заходом на стеновую плитку на 20-30 мм.
Отделка угла дома фасадной плиткой
Преимущества фасадной плитки, произведенной по технологии «Мрамор из бетона» — высокое качество, легкость монтажа, разнообразие цветов и фактур. Работы по облицовке «сухим» методом можно производить круглогодично. Пример облицовки дома до и после монтажа фасадной плитки.
Лекция по Технологии облицовочных работ на тему "ВВЕДЕНИЕ. ОБЛИЦОВОЧНО-ПЛИТОЧНЫЕ РАБОТЫ".
Цель: рассмотреть историю керамической плитки, профессиональный стандарт «Облицовщика - плиточника» , должнаястную инструкцию, правила заключения трудового договора с облицовщиком-плиточником 2-го (3, 4, 5, 6) разряда, инструкцию по охране труда для облицовщиков – плиточников.
Глина испокон веков используется человеком. В первую очередь ее стали применять для изготовления керамической утвари (от греч. keramos — глина). Легкость и прочность глины сделали ее востребованным сырьем в производстве различных строительных материалов: кирпича, черепицы, облицовочной плитки. Это требовало некоторых навыков и умений: сначала глину обжигали на огне при определенной температуре, а затем давали ей остыть. Развитие науки и техники способствовало появлению новых способов изготовления керамических изделий, а также их оформления.
Сегодня керамическая плитка становится еще более востребованной. В современных интерьерах, особенно в облицовке ванных комнат, кафелю нет равных. За последнее десятилетие в стране появилось огромное количество
производителей плитки, коллекции которых отличаются богатой цветовой гаммой и широким спектром текстур.
Прекрасные декоративные свойства керамической плитки были известны еще несколько веков назад. По показателям экологичности, прочности и гигиеничности данный материал практически не знает себе равных.
История керамической плитки
Современной керамической плитке, огромный выбор которой сегодня пред ставлен в магазинах, пришлось пройти долгий путь раз вития, чтобы предстать перед нами в современном виде.
Мастера разных стран экспериментировали, пробовали и улучшали свойства и структуру этого материала, испытывая его на прочность, морозостойкость, придавая поверхности декоративность и создавая шедевры изобразительного искусства (рис. 1.).
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в 30 году до н. э. керамическая плитка широко применялась в качестве отделочного материала во дворцах и храмах Месопотамии (сегодня на этой территории располагается государство Ирак). Древняя плитка отличалась небольшими размерами. В пределах одного фрагмента содержался законченный рисунок, а не часть большой картины (рис.2). Первые мастера по керамической плитке отдавали предпочтение изображению геометрических фигур треугольной и круглой формы, которые имели не только эстетическое, но и сакральное значение, будучи символами звезд, моря, солнца и т. д. Кроме того, плитку мог украшать сложный растительный орнамент, а вот изображения фигур людей и животных были редкостью.
Рис. 2. Древняя керамическая плитка
Рис. 3. Древние персы украшали мечети мозаикой (Иран, Шираз)
Первая керамическая плитка была очень толстой. Один только слой глазури составлял около сантиметра, а вся плитка по толщине равнялась кирпичу. Благодаря таким внушительным размерам она была прочной — некоторые образцы сохранились до наших дней.
Со временем керамическая плитка становилась все тоньше.В течение долгого времени монополией на изготовление плитки обладали персы (рис. 3). Арабы, завоевавшие Персию и вывезшие секрет изготовления этого красивого и прочного материала в Испанию, использовали его для отделки мечетей и дворцов знати. Последующая модификация керамических покрытий связана с Реконкистой — процессом отвоевания христианами своих исконных земель у мавров. Вместе с новыми территориями к испанцам попал и секрет изготовления керамической плитки. Католические монахи зафиксировали технологию создания плитки в свитках на латыни и передавали из поколения в поколение. Испанцы смогли не только сохранить знания о свойствах керамики, но и внесли свой вклад, дав новый виток развития и неповторимый колорит (рис. 4).
Секрет мастерства до XIX века хранили католические монахи, распространение керамической плитки началось, когда технология ее 16 изготовления стала доступна широким массам. Голландцы начали первыми применять ее для облицовки печей, а португальцы даже украшали плиткой фасады зданий, тем самым заложив основу современных традиций.
В этот же период стали появляться национальные школы по изготовлению облицовочных материалов, среди которых испанская славилась непревзойденным качеством своих изделий (рис. 5).
В Испании существовало две школы — ремесленная и аристократическая. Как следует из названия, первая школа возникла в среде ремесленников — класса, который сформировался после Реконкисты.
После войны прибывшие из других стран местные бедняки начали селиться в полуразрушенных городах. Именно они стали производить самодельную керамическую плитку, которой впоследствии украшали церкви и дома. Она не была особенно красива и не отличалась особой прочностью (рис. 6).
Традиции персидского искусства керамики унаследовала аристократическая школа. Хранителями секрета изысканной плитки были католические монахи, поэтому изделия изготавливались на фабриках при монастырях. Только в XX веке плиточные фабрики отделились от церквей и стали производить продукцию для широкого потребления.
Итальянская плитка славилась изысканностью оформления, а кафель из Голландии стал популярен благодаря гармоничному сочетанию красоты и прочности (рис. 7).
Высокопористая испанская майолика попала в Италию в IX веке. Такая плитка с водонепроницаемой поверхностью идеально подходила для облицовки фонтанов, но, к сожалению, внешне она была не столь выразительна.
Рис. 4. Испанская керамика
Рис. 5. Испанская керамическая плитка (Валенсия)
Рис. 6. Романская мозаика.
Первым итальянским мастером, наделившим керамическую плитку декоративными свойствами, стал Лука де ла Робиа, живший во Флоренции в X веке. Этот мастер впервые попробовал добавить в глазурь для плитки искусственные красители, благодаря чему плитка получила новые цвета и оттенки. Для производства глазури мастер использовал различные компоненты: медь, марганец, кобальт и др.
Рис. 7. Керамическая плитка XVII века
Искусство изготовления керамической плитки в Италии было развито на высоком уровне: именно здесь для производства глазурованного фаянса был использован особый вид глины. Керамическая плитка производилась в первую очередь для нужд католической церкви, поскольку материал был достаточно дорогим и изысканным. Кроме церкви позволить себе такую роскошь могли только очень богатые люди (рис. 8).
Рис. 8. Золотая мозаика Святого Николаса (Италия, Венеция)
Ситуация изменилась только в XV веке, когда духовенство стало заказывать все меньше и меньше керамической плитки. В поисках покупателей мастера Италии начали производить плитку более низкого качества, которую могли себе позволить простые люди. Однако дешевых красителей в те времена не было, поэтому совсем бедным слоям населения плитка все-таки была не по карману. Тем не менее этот отделочный материал становился все более популярным среди итальянского народа благодаря ярким краскам, необычным рисункам.
Керамическая плитка на Руси
На Руси керамическая плитка появилась в IX веке, с приходом в страну христианства. Она создавалась по греческой технологии и использовалась для украшения православных храмов и царских покоев. Как правило, это была плитка светлых тонов, а основой орнаментов служили геометрические фигуры и растительные элементы. Первые ремесленные центры по производству плитки находились в Киеве, а после татаромонгольских нашествий центры производства переместили в Москву и Псков.
Для оформления храмов чаще всего использовалась облицовка поливной керамической плиткой. Изобретением поливной керамики отечественные мастера во многом обязаны Древнему Египту — именно здесь
стекловидное покрытие впервые стало использоваться для глазурования бус. Плиткой, изготовленной по этой технологии, обычно выкладывали пол храма (в Византии для этого использовались мраморные плиты), именно русские мастера впервые использовали поливные плиты в качестве напольного покрытия — прежде ими украшали карнизы и различные архитектурные элементы.
Для поливных плит выбирались бордовый, желтый или зеленый цвета. Некоторые мастера смешивали поливы: ученые обнаружили фрагменты разноцветных плиток. Древнерусская плитка (она была не только квадрат-ной, но и прямоугольной формы) была размером 1313 см и толщиной 2 см.
Существовала также плитка большого размера — 7070 см. Помимо поливной плитки русские мастера начиная с XIII века стали производить муравлёную черепицу. Ее использовали для отделки куполов храмов.
Керамическая плитка на Руси совершенствовалась и приобретала новые формы. Так, к XV веку мастера получили плитку, которая успешно переносила морозы, но при этом не теряла внешнего вида, — первые русские изразцы (рис.9).
Изразцовое творчество выделилось в отдельную школу, обогнавшую
по востребованности производимой керамической плитки даже традиционную греческую. Керамическая плитка, так же как и в европейских странах, служила для оформления храмов и других церковных строений, поэтому изготовление изразцов получило широкое распространение только в XVII веке, когда церковь перешла в подчинение государству.
В этот период активно развивалась технология многоцветной архитектурной керамики, которая по своему внешнему виду напоминала мозаику из натурального камня. Из этой керамической мозаики выкладывались иконы и украшения на стенах дворцов.
Особых высот достигло производство изразцов для облицовки печей
(рис.10). Так, шаг за шагом в России укрепилась голландская школа производства керамической плитки. В те времена плитка использовалась в основном для отделки внутренних помещений, а фасады зданий и вовсе перестали украшать ею.
Керамическую плитку по образцу голландской начали производить в России по указу Петра I, который привез с собой технологию изготовления. Русские мастера изучили особенности дельфтской росписи керамики, которая позволяла упростить рисунок, а значит, и удешевить производство, используя недорогие краски. Однако плитка при этом стала выглядеть менее изысканно (рис. 11).
Рис. 9. Расписной печной изразец
Рис. 10. Старинная печь, облицованная изразцами
Рис. 11. Глазурованная керамическая плитка
Только в начале XX века российские мастера вернулись к утраченным традициям и снова стали производить плитку высокого качества.
После прихода к власти большевиков прежние технологии изготовления плитки были утрачены, и она перестала быть особым видом
искусства. Заслугой советской власти можно считать создание заводов по производству керамической плитки, благодаря чему этот материал стал
использоваться повсеместно, правда, не отличаясь при этом высоким качеством и особенной красотой.
Сегодня керамическая плитка — это популярный отделочный материал, который изготавливается на основе глины и обладает такими качествами, как экологичность, прекрасный внешний вид и высокая устойчивость к износу (рис.12).
Рис. 12. Современная керамическая
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ОБЛИЦОВЩИК-ПЛИТОЧНИК» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Характеристика обобщенных трудовых функций – разработана по отдельности для каждого разряда.
Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
Характеристика разрядов «Облицовщика – плиточника»
Характеристика работ. Выполнение простейших работ при облицовке керамическими, стеклянными, асбестоцементными и другими плитками.
Должен знать: виды основных материалов, применяемых при облицовке плиткой. Правила приготовления раствора вручную.
Примеры работ. Сортировка плиток по размерам, цвету и сорту. Приготовление вручную по заданному составу растворов, сухих смесей и мастик. Подготовка поверхностей основания под облицовку плиткой.
Характеристика работ. Выполнение простых работ по облицовке керамическими, стеклянными, асбестоцементными и другими плитками.
Должен знать: свойства соляной кислоты и допустимую крепость раствора. Способы установки и крепления плиток. Требования к качеству облицовки. Приемы работы с уровнем.
Примеры работ. Облицовка плитками на растворе сплошных прямолинейных поверхностей стен при толщине шва св. 2 мм и полов по готовым маякам. Заполнение раствором швов между плитками. Натягивание и обмазка металлической сетки раствором. Устройство выравнивающего слоя. Разборка плиток облицованных поверхностей. Перерубка и прирубка плиток с подточкой кромок. Сверление отверстий в плитках. Приготовление растворов и мастик для крепления плиток. Приготовление растворов для промывки облицованных поверхностей. Облицовка полов плитами из литого камня.
Характеристика работ. Выполнение работ средней сложности по облицовке керамическими, стеклянными, асбестоцементными и другими плитками.
Должен знать: способы разбивки, провешивания и промаячивания горизонтальных и вертикальных поверхностей. Способы установки и крепления фасонных плиток. Правила ремонта полов и смены облицовочных плиток. Способы облицовки стеклом «марблит». Основы устройства машин для вибровтапливания плиток.
Примеры работ. Провешивание и промаячивание под облицовку прямолинейных поверхностей. Облицовка пилястр, ниш и других мелких поверхностей. Облицовка плитками на растворе и мастиках сплошных прямолинейных поверхностей стен при толщине шва до 2 мм. Установка фасонных плиток (карнизных, плинтусных, угловых). Укладка фризов простого рисунка с разметкой. Смена облицовочных плиток. Ремонт плиточных подов. Облицовка поверхностей стен стеклом «марблит» и плитками из стеклокристаллита, стекломрамора. Облицовка полов с применением машин для вибровтапливания плиток.
Характеристика работ. Выполнение сложных работ по облицовке керамическими, стеклянными, асбестоцементными и другими плитками.
Должен знать: способы разметки и разбивки под облицовку плитками криволинейных поверхностей и под декоративную облицовку. Способы декоративной облицовки.
Примеры работ. Облицовка потолков и криволинейных поверхностей. Настилка полов из ковровой керамики с разметкой поверхности под укладку по заданному рисунку. Разбивка поверхностей и укладка фризов любого рисунка. Декоративная облицовка плитками.
ДОЛЖНАЯСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ОБЛИЦОВЩИКА - ПЛИТОЧНИКА (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
Должностные обязанности работника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ОБЛИЦОВЩИКОМ-ПЛИТОЧНИКОМ 2-ГО (3, 4, 5, 6) РАЗРЯДА (С УСЛОВИЕМ ОБ ИСПЫТАНИИ) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).
Срок действия договора
Условия оплаты труда работника
Режим рабочего времени. Отпуска
Права и обязанности работника
Для облицовщика-плиточника 2-го разряда:
Для облицовщика-плиточника 3-го разряда:
Для облицовщика-плиточника 4-го разряда:
Для облицовщика-плиточника 5-го разряда:
Для облицовщика-плиточника 6-го разряда:
Права и обязанности работодателя
Условия дополнительного страхования работника
Использование работником личного имущества в служебных целях
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОБЛИЦОВЩИКОВ – ПЛИТОЧНИКОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)
Общие требования безопасности.
Требования безопасности перед началом работы.
Требования безопасности во время работы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Требования безопасности по окончании работы.
Вопросы для самоконтроля:
Чем отличается древняя плитка от современной?
Чему отдавали предпочтение первые мастера по керамической плитке?
В Испании существовало две школы — ремесленная и аристократическая. Назовите их отличия.
Назовите первого итальянского мастера, наделившего керамическую плитку декоративными свойствами.
В каком веку на Руси появилась керамическая плитка?
Где на Руси находились первые ремесленные центры по производству плитки?
В каком веке получили плитку, которая успешно переносила морозы, но при этом не теряла внешнего вида?
Из каких основных разделов состоит профессиональный стандарт «облицовщика-плиточника»
Дать характеристику 2 разряда «Облицовщика – плиточника».
Дать характеристику 3 разряда «Облицовщика – плиточника».
Дать характеристику 4 разряда «Облицовщика – плиточника».
Дать характеристику 5 разряда «Облицовщика – плиточника».
Из каких основных разделов состоит должнаястная инструкция облицовщика – плиточника.
Из каких основных разделов состоит трудовой договор
Из каких основных разделов состоит инструкция по охране труда для облицовщиков – плиточников.
Читайте также: