Шпаклевка для барельефа какую выбрать
Форум дизайнеров интерьера, архитекторов и декораторов
Добрый день.
Я не ответила в теме вовсе не потому, что не видела ее. Просто у меня нет простейшего рецепта. А работа с барельефом всегда приятна.
По сути Вам уже ответили. Вас чем-то не устраивают предложенные варианты? Чем?
Мое мнение - дело не в гипсовой смеси. При желании подстраиваешься под материал. Я работаю с любой гипсовой или цементной смесью с одинаковым удовольствием. Просто нужно немного времени на "сработаться". Например, Унифлот изначально мне казался ужасным! Стоит дорого, стынет быстро, резать тяжело, и т.д. Но материал очень быстро показывает, как именно с ним нужно работать, ты просто подстраиваешься под него, рассчитываешь свое время и объем работ.
Шпаклевка для барельефа какую выбрать
Чужой компьютер
Просмотр темы 54
Материалы для барельефа
Предлагаю в этой теме поделиться опытом кто с чем работает, т.к. вопросы периодически всплывают
отзывы о смесях, инструментах
Татьяна Блувштейн дала рецепт смеси, для удобства поиска переношу его сюда (если ни кто не против :-) )
МАССА ДЛЯ ЛЕПКИ ИЗ ГИПСОВОЙ ШПАТЛЕВКИ
Итак, проведя ряд экспериментов порядка 20-30, выявила для себя наиболее оптимальный рецепт. Пропорций здесь не будет, все примерно на глаз и на ощупь. Какие требования были к составу? Сразу напишу, что тестировала различные массы на лепке лепестка с тонким волнистым краем, а так же на изготовлении виноградного крученого жгутика, который раскатывала линейкой, затем обвивала его вокруг бумажного конуса для придания формы. От массы требовалось удержание формы, устойчивость к жестким деформациям, устойчивость к образованию трещин во время раскатки, обработки а так же к появлению трещин во время сушки изделия.
1. ШПАТЛЕВКА. Выбирать лучше, естественно, гипсовую; финишную, тк в ней мелкое зерно, ну и с долгим сроком жизни состава. В моем случае - это Ротбанд финишная, думаю, подойдет любого другого производителя. С Унифлотом на мой взгляд лучше не связываться, тк оч короткий срок жизни состава, быстро встает. Ночью из ротбанда делала замес, утром опробовала остатки, которые лежали, естественно, в пакете, свойства сохранились.
2. БАЗА, на которой делаем замес. В качестве нее берем ПВА или ПВА+крахмал кукурузный (доводим до густоты на водяной бане). ПВА у меня обычный универсальный. Сколько крахмала ложить в ПВА? Я делала на глаз, главное не доводить до состояния неньютоновской жидкости (погуглите, кто не знает что это). Итак, добавляем крахмал в ПВА, хорошо размешиваем и на водяную баню, помешиваем, пока крахмал не загустеет. Именно крахмальный ПВА подойдет для лепестков, хорошо держит форму. Сделайте небольшое количество такой смеси, если все удачно получилось, состава можно заготовить больше и держать его под крышкой, можно в холодильнике, наверное))
Теперь делаем массу, в базу добавляем шпатлевку понемногу и вымешиваем довольно тугое тесто, сначала какой-нибудь лопаткой, затем руками, постоянно присыпая тесто шпатлевкой. Делаем довольно тугой состав, пока масса впитывает сухую шпатлевку. Не стоит бояться, что тесто становится слишком тугим и не пластичным, на перегибах даже рвется, потом мы его разбавим. Скатываем шарик и убираем в пакет, шпатлевке нужно дать набухнуть. По времени 5-10 мин, обычно производитель указывает на пакетах, сколько нужно выдержать раствор перед его применением.
3. ГЛИЦЕРИН. Можно, наверное, использовать и какой-нить жирный крем, я не пробовала. Итак, в настоявшуюся смесь добавляем капельку глицерина. Очень важно добавлять его не сразу, а после того как шпатлевка настоится, иначе, результат хуже. Опять вымешиваем до однородности и оставляем немного отлежаться в пакете. Можно лепить. Если лепестки "текут" и не держат форму - глицерина много или крахмала мало. Для жгутиков подойдет масса и с повышенным содержанием глицерина, можно даже и на чистом ПВА делать. Если элементы трескаются - это означает что глицерина недостаточно в составе. Трещинки на краешках лепестков, если они все-таки образовались, можно подрезать ножницами.
Барельеф – это декоративное панно, выступающее над основной плоскостью не более чем на половину полного объема. Издавна рельефные изображения украшали фронтоны и стены греческих храмов и римских дворцов. В России они стали популярны в начале 19 века. Изначально украшать свои дома декоративной лепкой могли только очень богатые люди. В наше время, зная технологию изготовления и имея необходимые инструменты, сделать барельефы из гипса и шпатлевки своими руками сможет каждый.
Общая технология создания барельефа
Первые шаги в освоении технологии создания барельефов лучше начинать с простых малогабаритных изделий, например медальонов. Основу для рельефной лепнины лучше сделать из гипсокартона, усиленного каркасом. Такую мобильную композицию можно будет без труда перемещать из одного помещения в другое.
Независимо от уровня сложности, процесс изготовление барельефов с помощью трафаретов состоит из нескольких основных этапов:
- Выбор и распечатка изображения. Трафарет желательно делать из тонкого пластика, но плотный ламинированный картон тоже подойдет. Также рисунок можно нарисовать на предварительно обработанной пропиткой стене.
- Подготовка смеси финишной гипсовой шпатлевки. Масса должна быть однородной, а ее консистенция достаточно густой, чтобы состав не растекался.
- Фиксация шаблона на базовой поверхности. Это можно сделать с помощью малярного или двухстороннего скотча.
- Заполнение прорезей трафарета шпатлевкой.
- Удаление шаблона. Снимать трафарет можно уже через 30 минут, когда шпатлевка еще не окончательно застыла. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить края лепнины. Если контур барельефа все же нарушился, его нужно подравнять.
- Углубление рельефа. Если есть желание сделать более объемный рисунок, следует добавить еще один слой шпатлевки.
- Формирование рельефа. Придавать конечную форму изделию можно начинать примерно через час, когда материал уже подсох, но еще не потерял свою пластичность. Для работы используют различные инструменты от грубой стамески до хирургического скальпеля.
- Шлифовка. После полного высыхания последнего слоя шпатлевки, барельеф можно отшлифовать. Для этого используют наждачную бумагу с разной степенью зернистости. Главное не перестараться.
- Финишная обработка. После шлифовки на барельеф можно нанести декоративное покрытие или лак.
Барельеф, выполненный по трафарету:
Материалы для создания барельефа
Барельефы редко лепят и гипса. Этот материал очень быстро затвердевает, что делает его последующую обработку затруднительной. Чаще всего при создании рельефных панно используют гипсовые шпатлевочные смеси, содержащие специальные присадки, которые облегчают работу.
У каждого мастера есть свои любимые материалы, позволяющие создавать поистине уникальные вещи. Тем, кто только начинает пробовать свои силы, рекомендуется использовать смеси из приведенного списка:
- Knauf Uniflot – производство Германия. Прочный и пластичный материал. Не дает усадки и не трескается. С ее помощью можно создавать объемный рельеф без дополнительного армирования. Единственный недостаток – высокая цена;
- Knauf Fugen. Менее прочная и пластичная, зато стоит в 3 раза дешевле, чем Uniflot. С помощью этой гипсовой смеси можно легко создать рисунок с неглубоким рельефом;
- Pufas. Еще один бренд немецких производителей. Эта гипсовая смесь содержит целлюлозное волокно, что позволяет наносить ее слоями любой толщины. Отлично схватывается с основой, застывает равномерно без усадки и скатывания. Легка в обработке.
- Акрил Путц. Производство Польша. Это уже готовая для использования акриловая смесь. Медленно застывает, что дает на проработку мелких деталей более часа.
Помимо основного материала необходимы подготовительные пропитки. Они глубоко проникают в состав смеси, предотвращая осыпание.
Важно! Большие рельефные панно имеют большой вес, и если основание недостаточно прочное, барельеф может упасть.
Один из лучших пропиточных материалов – влагозащитный грунт-концентрат Pufas. Он подходит не только для минеральных оснований, но и для дерева. Для рыхлой сыпучей базы лучше использовать Aquastop.
Внимание. Начинающие мастера не всегда могут с первого раза правильно развести сухую шпатлевку, поэтому рекомендуется приобретать уже готовую к использованию смесь. Она продается в герметичных емкостях.
Инструменты
Все инструменты для работы по созданию барельефов можно разделить на 2 группы:
- для нанесения шпатлевки;
- для удаления излишков материала корректировки рельефа.
К первой группе относятся:
- металлическая кельма. Изготавливается из нержавеющей стали. Применяется для нанесения гипсовой смеси на большие поверхности;
- пластиковая кельма. Сфера применения такая же, как и у металлической. Однако ее рекомендуется использовать для формирования длинных линий рисунка. Пастообразная шпатлевочная масса прилипает к пластику и хорошо вытягивается;
- шпатель. С его помощью смесь накладывают на кельмы. Также применяется для нанесения шпатлевки на основу при создании небольших барельефов;
Инструменты второй группы:
- мастихины. Это небольшие лопатки разной формы, предназначенные для добавления или снятия шпатлевки с целью придания рельефу четкости;
- скульптурные стеки. Двусторонний инструмент, снабженный лопаточками и лезвиями. Используется для проработки мелких деталей;
- столярные стамески. Несмотря на то, что эти инструменты изначально предназначены для работы с деревом, удалять излишки гипса ими также очень удобно;
- кондитерский шприц. Идеален для добавки шпатлевки в небольших количествах.
В арсенале профессионалов присутствуют хирургические скальпели нескольких видов. Их применяют для прорисовки деталей, требующих особой точности исполнения.
Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет
Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.
Подготовка рисунка
Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.
Подготовка основы
Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.
Формирование основных рельефов
Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.
Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.
Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.
Формирование мелких деталей
Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.
Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.
Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.
На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.
Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:
Советы и рекомендации по созданию барельефа из гипса и шпатлевки
Есть несколько хитростей, которые могут облегчить первые шаги начинающих мастеров:
- Не стоит сразу браться за осуществление индивидуальных проектов. Можно начать с небольших медальонов, отлитых по готовым силиконовым формам, которые продаются в строительных магазинах. Изделие фиксируется на базовой поверхности с помощью клея ПВА.
- Чтобы не проводить многочисленные эксперименты, подбирая соотношение сухой смеси к воде, рекомендуется покупать уже разведенные шпатлевки.
- Для разведения состава рекомендуется использовать разрезанный напополам резиновый мяч. Стенки такой самодельной емкости легко очищать от остатков застывшей смеси.
Барельеф, сделанный своими руками, является не только уникальным украшением, но и поводом для гордости хозяина дома.
Шпаклевка для барельефа какую выбрать
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Шпаклевка для барельефа какую выбрать
В отличии от росписи, подготовка сены к барельефу не требует такой тщательности и скрупулёзности. Напротив, чем более неровная и пористая будет стена, тем лучше будет держаться лепнина.
Но тут тоже есть нюансы. Если сюжет таков, что на ровной стене (фоне) вырастает некий объект, то конечно всю окружающую стену нужно ровнять, если не идеально, то близко к тому.
В общем, подготовка поверхности стены к чему бы то ни было традиционно начинается с ее очистки от старой краски, слабо держащейся штукатурки, побелки, старых обоев и прочего.
Далее необходимо обезжирить стену для хорошего сцепления следующих слоев с поверхностью стены. Делается это с помощью строительных грунтовок.
Далее существует два возможных варианта, в зависимости от выбранного сюжета:
* Если лепнина закроет стену только частично, то следующее, что нужно сделать - это выровнять стену. Обычно это происходит в два этапа. Первый - удалить большие неровности с помощью нанесения на стену одного или нескольких слоев штукатурки (но лучше всё же одного). Второй - довести всю поверхность стены до идеальной плоскости, используя финишную шпаклевку. Но если с помощью финишной шпаклевки планируется нанести какие-то декоративные эффекты на стену, то возможно лучше это сделать после того как барельеф будет готов.
Как сделать барельеф на стене своими руками инструкции начинающему
Барельеф на стене – один из видов украшения, который можно выполнить своими силами. Хотя это и сложно для начинающего, но осуществимо, если новичок будет терпеливым и аккуратным, готовым к кропотливому труду. Приводим пошаговую инструкцию, как делается лепнина несколькими простыми приёмами своими руками для начинающих.
Что такое барельеф в современном интерьере
Желание оригинально украсить жильё или офис исполняют различными способами, применяя для преображения внутреннего пространства разные техники. Барельефы могут исполнять в интерьере декоративные и утилитарные функции. Например, ими маскируют неровности или иные изъяны, преображая недостатки в украшение, скрывают элементы инженерных сетей. Можно с помощью рельефного изображения обозначить зоны в комнате, визуально исказить пространство, создать контрастные или плавные переходы, связки зон или материалов, создавая целостное. Однако основное предназначение лепнины – украшение помещения или фасада.
Барельеф – это своего рода полускульптура, выполненная на поверхности, рельефность (высота над основанием) которой не превышает половины высоты объёма полноценной скульптуры (в противном случае говорят о горельефах).
Барельефная техника позволяет создать изображения, сложность которых варьируется от простых геометрических выпуклых фигур до пейзажей со многими мелкими деталями, требующими проработки. Столь же широк диапазон размеров рельефного изображения.
Барельефы подчёркиваются освещением (направлением и степенью рассеянности света). Рельефам низким требуется направленное освещение, порой – с определённым углом падения световых лучей. Движение светового потока порождает изменчивость черт видимого узора. Этот зрительный эффект используют, выполняя теневые барельефные украшения. Лепнине с большей высотою подходит рассеянный свет.
Поскольку рисунки и узоры рельефов могут быть различны, барельефы легко, органично вписываются в разные стили дизайна помещений разного назначения. Для спальной, фартука на кухне, панелей коридора, ванной комнаты или просторного холла можно подобрать украшение в барельефной форме (панно, небольшая картина, изображение, заполняющее часть стены, например, дерево из гипса). Выпуклые штукатурные украшения годятся для стен, потолков, колонн, ниш.
Кроме помещений, данный вид финишной отделки применяют для украшения малых архитектурных форм, беседок. Хорошо смотрится рельефная отделка на подпорных стенках, беседках. Ограждения лоджий, фасады, стены гаражей – всё можно украсить лепниной. Только следует правильно выбрать материалы для её выполнения (для улицы – уличные или универсальные, для интерьеров – те, что применяют внутри).
Материалы для создания барельефа
В штукатурных рельефах древние использовали как глину, так и алебастр (гипс), известь, смешивая их с песком или каменной мукой. Первым классическим материалом для лепки и штукатурки была глина. Она экологична, безотходна, негорюча, пластична, лепнина легко ремонтируется. Минусы – большой вес, бедная палитра, хрупкость, склонность к трещинообразованию при высыхании.
Успешнее оказался гипсовый материал благодаря свойственным ему: безусадочности, пластичности, быстрому твердению, экологичности. Гипсовый порошок, разводимый водой, образует безусадочное тесто, из которого легко формируются точнайшие узорчатые формы, достигается гладкость поверхности. Кроме того, застывший гипс хорошо шлифуется и вырезается.
Материалом для рельефных изображений служит папье-маше. Лёгкое дешёвое сырье превращается в массу, которую лепят руками. Материал не нагружает основание, экологичен, изделия легко ремонтируются. Недостаток – можно формировать только грубые рельефные формы. Кроме того, папье-маше склонно к горению.
Многие современные отделочные смеси можно применять для создания лепных изображений. Любители или мастера используют как сырьё для замеса лепочной массы шпатлёвки, смеси для отделки с полимерами – акриловые штукатурки. Например, успешно применяется состав: гипс архитектурный – 1 ч.; акриловая штукатурка – 1 ч.; ПВА (клей) – 0.5 ч. (пропорции берут по объёму). В смешанные предварительно сухие компоненты вливают воду, доводя размешиваемую массу до кефирной консистенции, вводят клей. Вязкость подбирают в соответствии с техникой лепки.
Без изменений состава используют гипсовые шпаклевки, выпущенные известными компаниями:
- польская АкрилПутц (акриловая шпатлевка, готовая и использованию);
- Pufas (содержащая целлюлозные волокна гипсовая шпаклёвочная смесь);
- Ротбанд (используют для слоёв, прилегающих к стене, для верхних слоёв – Шитрок);
- Кнауф Uniflot (пластичная, высокопрочная, позволяет создавать глубокие рельефы, которые держатся без дополнительного армирования);
Для лепной работы понадобятся пропиточные грунтующие вещества. Подбирают пропитки соответственно материалу основания (стены). Для слабых оснований берут глубоко проницающие пропиточные средства. Для сыпучих оснований используют также влагозащиту, например, Аквастоп, для древесных – грунтовку Пуфас.
При послойном создании рельефного изображения также понадобится обрабатывать каждый слой шпаклёвки грунтовочным составом для получения шершавой клейкой поверхности. Нужны грунтовки, состав которых хорошо напитывает уложенный слой и глубоко проницает в него. Для каждого промежуточного и окончательного слоя (перед покраской) подойдут Пуфас или Церезит глубокого проницания.
Инструменты
Рельеф создают с помощью инструментов, предназначенных не только для нанесения, но прежде всего для формирования укладываемой массы. Некоторые из инструментов нужно будет приобрести, кое-что можно изготовить из того, что бывает под руками.
Для лепки понадобятся особой формы шпатели, называемые мастихинами. Их узкие лопатки позволяют формировать особо тонкие узоры. Ещё понадобятся шпатели с вогнуто-выпуклыми маленькими лопатками. Такие можно изготовить из пластиковых или алюминиевых ложечек (размеры бывают разными – чайные, кофейные, столовые или десертные). Ручки для удобства отгибают и выгибают. Например, пластиковые приборы нагревают у черпака, после чего изгибают ещё нагретые ручки, придавая требуемую форму. Мастихин-нож можно заменить сапожным ножом с широким лезвием.
Для дозированного или фигурного нанесения массы используют кондитерские шприцы, а для тонкой работы – одноразовые медицинские, ёмкостью 20 мл (без иглы). Из кондитерских желательно брать курковые.
Подготовьте также кисти, которые применяют для масляной живописи (плоские и круглые). Нет смысла покупать дорогие. Пригодится также капроновая маленькая кисточка для детских рисунков. Кисти используют для гипсования и наложения фактуры. Нужна будет кисть для грунтования.
Из иных инструментов нужны будут:
-
и с пластиковой лопаткой (раствор хорошо тянется за пластиковым инструментом);
- средних размеров шпатель;
- стеки;
- стамески (для резьбы по гипсу);
- наждачная бумага или абразивная сеточка;
- валик.
Перед набором каждой порции состава, кисти и мастихины обмакивают в воду, чтобы подсыхающая масса не оставляла сгустков или царапин на обрабатываемом участке. По завершении формирования инструмент опускают в воду и отмывают. Перед складыванием на хранение сушат.
Как сделать барельеф на стене своими руками
Техники формирования барельефа своими руками:
Гипсование – нанесение слоя гипса поверх модели нужной формы. Различают гипсование моделей, не закреплённых на поверхности основания, – свободных (первый тип), а также моделей, прикреплённых к основанию (второй тип). Сами модели после застывания гипсового теста не удаляют, а используют в загипсованном виде, созидая барельеф.
Другой способ создания деталей заключается в обратном литье с применением модели-формы, удаляемой после застывания массы (третий тип). Сначала изготавливается модель нужной формы. Затем с помощью её изготавливают изложницу, в которой и будут впоследствии отливать нужные детали. Способ также доступен начинающего отделочника, так как можно корпеть над самой моделью, не совершая ошибок на стене.
Собственно, лепка, выполняемая непосредственно на поверхности основания (четвёртый тип). Здесь нужен начальный опыт. Этот тип техники позволяет создавать большие барельефы с заходом на соседние стены или потолок. Новичку лучше потренироваться и приспособиться к работе на тренировочных листах (например, фанеры или гипсокартона).
Техники 2-4 типа применяют двояко:
- сразу по месту, создавая целостную картину;
- частями, впоследствии собираемыми и монтируемыми на стену.
Во втором варианте в качестве подложки берут фрагментированные листы гипсокартона. Нанеся рельеф, куски гипсокартона прикрепляют к выровненной поверхности основания.
Приводим описание процесса изготовления пошагово:
- Очищают, выравнивают, грунтуют базовую поверхность (подготовительные работы).
- Наносят фоновую базовую фактуру.
- Формируют, применяя вышеуказанные техники, рельеф. Выполняют тонирование, если оно предполагается по замыслу.
- После высыхания проводят поверхностное окрашивание.
- Выполняют латексное покрытие.
- Сушат 1-2 недели. Лакируют.
- С помощью светильников создают нужный угол освещения.
Такая технология своими деталями подобна технологии, изложенной далее. Поэтому нюансы опишем там.
Подготовительные работы
Любая технология, по которой осуществляется создание барельефа, включает подготовительную фазу. Основание должно быть ровным, чистым, цепко держать увесистый барельеф, обеспечивать безопасную эксплуатацию. Выполняют такие операции:
- удаляют отслужившую отделку (обои, набел, краску, отслоившуюся штукатурку);
- очищают основание от следов масел, ржавых пятен, очагов биоразрастаний, лишних метизов (оставленные изолируют);
- ремонтируют ущербные места – трещины, отколы, впадины, стыки;
- удаляют пыль;
- грунтуют и высушивают.
Если требуется, выполняют работу по выравниванию поверхности. Также заранее изготавливают накладные неудаляемые модели для гипсования, гипсуют неприкреплённые модели (по технике первого типа). Лепестки цветов, листья, ягоды изготавливают из солёного теста либо пенопласта. Грунтуют, сушат. Там, где планируют создать утолщения, вкручивают для лучшей фиксации саморезы.
На подготовительном этапе подбирают изображение, соотнося его размер и расположение с обстановкой в помещении. То есть композицию подбирают до начала создания объёмной картины.
Если по сюжету необходимо создание фоновой фактуры (например, декоративную штукатурку травертин), то наносят базовое покрытие. Поверх «базы» наводят подручными материалами (поролоном, валиком, войлоком) нужную фактуру. Основу тонируют.
Создание и перенос эскиза
Идею рисунка подбирают соответственно назначению помещения. Так в гостиной часто используют пейзажи, детские комнаты украшают сказочные существа, а кухня привлекает владельцев натюрмортом. Офисные сюжеты отличаются от домашних. Если есть навыки художника, то с созданием, а также с переносом эскиза проблем не бывает.
эскиз барельефа 1 эскиз барельефа 2перенос эскиза на поверхность стены
Те, кто впервые приступает к подобным работам, могут использовать следующие способы переноса рисунка на стену:
- на распечатанной картинке и на месте будущего панно чертят сетки соответствующих масштабов, ориентируясь на клетки, которых и рисуют контур узора;
- выбранный рисунок распечатывают в полном размере на принтере;
- на линиях распечатанной картинки делают отверстия, накладывают картинку на стену, с помощью ваты либо губки, обмакнутой в угольный порошок, тампонируя отверстия, оставляют чёрные точки на стене.
Создание армированного каркаса
Особо выпуклый барельеф может потребовать изготовления на стене специального каркаса. Создают его из проволоки. Для веток каркас собирают из алюминиевых проволок, прикручивая отходящие веточки мягкой проволокой из меди. Вместо проволоки при низкорельефных панно используют шнур. Чтобы получить сбег, вдоль по длине шнура постепенно уменьшают количество прядей. Шнур обмакивают в гипсовую болтушку и выкладывается по линии рисунка. Делают это в горизонтальном положении (на плёнке). После сушки ветка легко снимается с плёнки и гипсовым составом приклеивается к стене.
Для изображений, имеющих высоту более 20 мм, каркас делают по контуру (периметру) с отступом 1-3 см, которые оставляют для лепки. Проволочный каркас обматывают бинтом, смоченным в гипсовой болтушке консистенции кефира. Обмакивают именно рулончик бинта (желательно не сматывать небольшие).
Для армирования крыльев или листовых пластин можно использовать металлическую сетку.Формируем основной рельеф
Накладываем шпаклевку на основание с помощью удобного инструмента. В местах утолщений раствор наносим в несколько проходов. Для лучшего сцепления верх нижележащих слоёв не разравниваем. Рисунок наносим участками. Основной рельеф выполняется крупным инструментом: штапели, кельмы, иногда руки мастера.
Если площадь «высокого» участка велика, саморезы вкручиваем по площади, размещая равномерно. Саморезы вкручиваем так, чтобы по ним ориентироваться пи наложении слоёв (с учётом того, что над их шляпками должно оставаться примерно по сантиметру для лепки).На этом же этапе к стене крепят изготовленные отдельно детали. Стыки замазывают гипсом. После высыхания выравнивают наждачкой.
формирование крупных деталей барельефа 1создание крупных деталей барельефа 2
Формирование мелких деталей
Там, где достигли нужной высоты слоя, поверхность формируем, не откладывая. Затем оформляем мелкие детали, последней – фактуру поверхности. Тут и понадобятся кисточки, мастехины, шприцы. Для удаления излишней (ещё не застывшей) массы используют нож.
Готовить много раствора для выполнения мелких деталей не следует, так как на прорисовку и оформление «мелочей» уходит много времени.Не всегда панно предполагается делать с массивными деталями. Если рельеф неглубокий, то создаём детали, набрав немного массы на кельму и перенося состав на стену. При нанесении стараемся размазать массу, чтобы получить прочное сцепление. Для мелких, узких деталей раствор наносим с помощью мастихина. После нанесения массы, формируем её поверхность инструментами, которыми можем получить тонкий рисунок – мастихинами, стамесками, скальпелями.
Корректировка стамесками
Чтобы подчеркнуть барельеф и сделать на стене линии узора чёткими, работают резцами (стамеской, скальпелем, ножом и др.). Стамесками для резьбы по дереву гипс режется легко. Эта особенность материала позволяет создать особо тонкие узоры и откорректировать сложные формы.
Шлифовка
Для сглаживания, устранения шероховатостей на поверхностях панно применяют наждачку, старые надфили. Для шлифования гипсовых составов большого усилия прилагать не нужно. Пыль сметают. После высыхания поверхность панно грунтуют.
Совет: После использования наждачной бумаги остаются полосы, их можно удалить, пройдясь по скульптуре жидко разведенным гипсовым составом.Окраска
Барельефы ценны игрой теней, которая наиболее проявлена при монохромном цвете. Однако по дизайнерскому замыслу иногда требуется окраска или тонирование изображения. Перед окрашиванием дожидаются полного высыхания лепнины, которую прокрашивают поверху.
Для гипсовой лепнины применяют специальные краски. Нанося краску, сразу производят растушёвывание влажной губкой, получая тонкие полутона. Если нужны резкие цветовые переходы, используют акриловые красящие составы.
На высохшем гипсе краски блекнут. Восстановить колер помогает обработка латексом. Для восстановления цвета применяют бутодиен-стирольный латексный состав. Излишки латекса, впитываются и улетучиваются. Через 1-2 недели поверхность можно покрывать лаком.
Организация подсветки
Чтобы «оживить» рельефное панно, нужна грамотная подсветка. О размещении светильников думают заранее, ведь необходимо до начала лепных работ выполнить скрытую проводку для крепления источника света на стену, приобрести светильники подходящей мощности и дизайна. Используемые светильники не должны быть излишне яркими.
Свет обычно направляют по вертикали (сверху вниз – самое естественное направление, не делающее изображение громоздким, но создающее эффект отделения его от стены). Иногда освещают панно сбоку. Освещение, направленное снизу-вверх, создаёт иллюзию массивности, некоторой величественности.
Для подсветки применяют светодиодные линейные или точечные светильники, а также светодиодные ленты. Дизайн светильников подбирают соответственно сюжету или стилю декора помещения.
Преимущества и недостатки барельефа на стене
Барельефы ценят за:
Есть и свои минусы:
- сложность выполнения для новичка;
- ремонтировать (в случае повреждения) сложно;
- при заказе специалистам обойдутся дорого;
- быстро накапливается пыль на узорчатой поверхности.
Барельеф на стене фото идеи
Каким можно сделать барельеф на стене и запастись идеями поможет подготовленная нами подборка фотографий. Также можно ознакомиться с мастер-классом выполнения барельефа, посмотрев видеоролики.
Особенности создания барельефа из разных материалов
Как украшение, лепнину применяют в разных условиях. Поскольку барельеф дома находясь на стене подвергается интенсивным осадкам, гипс заменяют цементом. Интересна также идея создания панно из монтажной пены.
Из цемента
Шпаклёвки с цементом вместо гипса также можно использовать для панно. Но практичнее применить цементную или цементно-полимерную штукатурку. Состав не так быстро отвердевает, тяжелее, менее пластичен, склонен к усадке. Это создаёт (по сравнению с гипсовой массой) определённые трудности. Поэтому лучше не выполнять барельеф на стене своими руками, а доверить дело мастерам.
На основе монтажной пены
Современные материалы позволяют сократить время создания крупноразмерных элементов и снизить вес украшения. Так из монтажной пены умельцы изготавливают закреплённые модели, покрывают их гипсом и окрашивают. Предлагаем новичкам ознакомиться с техникой, посмотрев видео.
Реставрация и уход за барельефом
При откалывании частей их легко восстановить, используя состав, аналогичный исходному. Для увеличения сцепления поверхность очищают, грунтуют. Затем разводят сухую смесь или гипс и наносят массу на повреждённое место. Формирование выполняют, стараясь выполнить переход незаметным. Краску подновляют. Лакированное панно очищают водой или влажной тканью.
Как выяснили, барельеф на стене, приложив руки, вполне может создать даже новичок. Главное при работе – терпение, готовность тщательно прорабатывать даже мелкие детали и творческое настроение.
Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1
Сегодня я хочу вам рассказать о шпатлевках и штукатурках, которые я испытала собственноручно в, так называемой, декоративной объемной (рельефной) живописи. Примеры работ в этой технике вы наверняка встречали на просторах Интернета в декоре часов, рам, настенных панно (картин):
Но мастера, работающие в данном жанре, судя по отзывам, делиться не любят, особенно в том, что касается материалов. А этот вопрос, я считаю, в данной живописи является основным. Работа с мастихином придет с ежедневной тренировкой и практикой, а хорошие и правильные материалы решают, как быстро это мастерство вам откроется.
Я в данной технике не работаю, но мне стало интересно, насколько сложно подобрать тот самый идеальный материал для создания этих работ. И быть может я найду применение этой техники и в своих работах.
Поэтому, чтобы облегчить ваш поиск и систематизировать свой, я расскажу и, по возможности, покажу то, что опробовала сама. Могу сказать сразу, пока я не нашла идеальной формулы, но работать есть с чем.
В данной технике используется штукатурка, усиленная синтетическими и целлюлозными волокнами, которые позволяют создать достаточно высокий объем даже у тонких элементов.
Готовых штукатурок с микроволокнами на нашем рынке очень мало, в основном это дорогостоящие импортные декоративные материалы.
Недавно на российском рынке появилась декоративная штукатурка с целлюлозными волокнами «Барельеф» фирмы VGT. К сожалению, опробовать ее мне пока не удалось, в Санкт-Петербурге она не представлена ни в одном дистрибьютерском магазине, но обязательно достану и попробую.
СОСТАВ: Водная дисперсия стирол-акрилового сополимера с добавлением лиственной целлюлозы, микромрамор, модифицирующие добавки.
ЦЕНА: за банку 6 кг (минимальная фасовка) 1020 рублей у дистрибьютера в Москве.
Первое, что испробовала, это немецкую декоративную штукатурку Marmur Stucco, которую можно было приобрести у нас в городе на развес.
СОСТАВ: Материал на основе мелкодисперсного мраморного наполнителя, усиленный синтетическими и целлюлозными волокнами.
ЦЕНА: около 550 рублей за килограмм.
Первая мысль при покупке – ДОРОГО!
Вторая – было бы здорово, если бы сработала, и я успокоилась даже, несмотря на высокую цену материала. Но, не все так просто, увы. Для каких-то декораторских приемов она идеальна, но для создания объёмных цветов в сочетании с мастихиновой живописью не сработала:
- очень липкая полимерная основа, сильно залипает на мастихин и тянется за ним.
- Консистенция жидковата, элементы растекаются, как «плюшечки». Нельзя сделать достаточный объем в высоту, максимум 5-6 мм.
Из положительного – идеально белая по цвету, хорошо колеруется, прочно держится даже на окрашенной поверхности.
Аналогично немецкой Мармур есть в продаже французская штукатурка Torchis Саман, сходны и по цене, и по качеству.
Следующим этапом я попробовала шпатлевку-замазку по монтажной пене NEOMID, питерского производства.
ЦЕНА: 200 рублей за 1,4 кг.
СОСТАВ: на акриловой основе с армирующими микроволокнами, которые позволяют заполнять полости глубиной до 10 см без растрескивания. Круто!
Да еще что ни свойство, то фантастика:
- Устойчива к растрескиванию;
- Безусадочная;
- Содержит армирующие волокна;
- Содержит биоцидные добавки, для предотвращения образования грибка и плесени
- Пластична и удобна в работе;
- Влагостойкая;
- Экологически безопасна, не содержит токсичных компонентов;
- Высокая адгезия к любым видам строительных оснований.
В работе мастихином, оказалась идеальна, НО! Цвет серый, при высыхании он значительно светлеет, при колеровке не предсказуем. Я бы с ним с удовольствием работала, но для новичков этот состав с точки зрения цветовых решений будет сложноват.
Если абстрагироваться от цвета, отличный материал для тренировок!
Данную шпатлевку я взяла за эталон и продолжила свой поиск.
Следующим этапом, я решила посмешивать материалы.
Чтобы уменьшить растекаемость и липкость немецкой штукатурки Мармур, я добавила в нее:
Эксперимент №1 — шпатлевку по дереву фирмы Текс, причем шпаклевка у меня оказалась уже не свежей, слегка плотной. Это помогло, но не сильно. Она по-прежнему залипала на мастихин и не позволяла выкладывать высокие элементы.
Эксперимент №2 – добавила сухой гипс, а точнее алебастр… Категорически нет! Все от чего пыталась избавиться, усугубилось. Даже показать нечего :(
Больше я решила не мучать дорогущую штукатурку Мармур, а перейти к совершенно другому материалу. О нем и о результатах своих экспериментов я расскажу в следующей статье.
Читайте также: