Размеры старого кирпича который использовался в 19 веке
История возникновения кирпича
Из всех стройматериалов древнее кирпича только камень и дерево. Даже библейские писания упоминают о кирпиче как о строительном материале. В Библии сказано о том, что кирпичи обжигали: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет. Бытие. Гл. 11:3). Таким образом, применение в строительстве обожженного кирпича восходит к глубокой древности.
Использование кирпичей постепенно вытесняло на второй план применение природного камня. Многие археологические раскопки свидетельствуют о том, что кирпич использовался в качестве строительного материала уже около 5 тыс. лет назад. Археологами на Среднем Востоке были найдены кирпичи, возраст которых может быть более 10 000 лет! Ученые выдвинули гипотезу о том, что эти кирпичи могли быть сделаны из глиняной массы, которая образовалась после затопления рекой близлежащих территорий. Глина и грязь формировались в кирпичи вручную и затем высушивались на солнце. Структура кирпичей показала, что при их изготовлении использовалась также смола. Поначалу строители применяли необожженный кирпич, поскольку под лучами жаркого солнца глина высыхала и становилась твердой, как камень.
Появление кирпича
В Египте люди научились обжигать кирпич уже за 3 тысячелетия до нашей эры, что подтверждается письменами манускриптов. Из-за низкой водостойкости сырцовый кирпич вытеснялся более долговечным керамическим, который получается путем обжига сырцового. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, можно видеть, как получали кирпичи и как строили из них здания. Справедливости ради надо сказать, что разница между стройками той поры и нынешней не очень велика. Только правильность кладки стен древние египтяне проверяли треугольником и кирпичи носили на коромыслах, а принцип возведения зданий сохранился с тех пор практически без изменений. Велико значение кирпича и в архитектуре Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом, где и сейчас клейкая глина имеется в избытке. Глина, вода, солома и солнце служили основой первым кирпичам. Резаную солому добавляли для прочности и крепости. «Отец истории» Геродот писал, что Вавилон во времена царя Навуходоносора (VI в. до н.э.) был самым большим и самым красивым городом, украшенным постройками из керамического кирпича. Описывая семиярусный храм (восстановленную Вавилонскую башню), он отмечает, что его облицовка была выполнена из голубого глазурованного кирпича. Раскопки Вавилона свидетельствуют о том, что часть города на восточном берегу реки Евфрат, которая имела площадь 4 млн. м2, была окружена защитной кирпичной стеной. В городе-государстве Ур в Междуречье, который в начале 2 тысячелетия до н.э. был главным городом Южной Месопотамии, ширина стены, сложенной из необожженного кирпича, составляла 27 м.
Следующим шагом в истории кирпича стало появление плинфы (в переводе с греческого слово «plinthos» обозначает «кирпич»). В отличие от современного, древний кирпич был квадратным и плоским (стороны 30-60 см, толщина 3-9 см). Другое греческое слово «keramos» переводится как «глина». А понятие «керамика» обозначает изделия из обожженной глины. Помимо глиняной посуды важнейшим продуктом гончарного ремесла в Древней Греции был хорошо всем знакомый кирпич.
В строительстве Римской империи так же широко использовался керамический кирпич для возведения сложных архитектурных конструкций сводов и арок.
На территории Древней Италии господствовали этруски, которые не только возводили свои храмы из сырцового кирпича, но и украшали их терракотовыми деталями. Кирпич в постройках того времени уже приобретает более привычную для нас продолговатую форму.
В Византии обожженный кирпич многие века был основным строительным материалом. Кладка выполнялась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку. Иногда ряды чередовались с каменными. Средневековые зодчие широко использовали не только конструкционные возможности кирпича, но и декоративные. Наряду с узорной кладкой применялось ее сочетание с терракотовыми и майоликовыми деталями.
Искусство производства кирпича пришло в страны Европы вместе с военными походами римлян. С XII столетия самыми большими центрами кирпичного строительства становятся Ломбардия (сев. Италия), Франция и Германия. На территории Германии кирпич дал название целому стилю в архитектуре — кирпичная готика господствовала здесь на протяжении XII — XVI вв. Кирпич нашел свое применение во все времена архитектурных стилей: от романтизма до готики и ренессанса.
В Германии в1854 г. берлинским фабрикантов Шликейзен был изобретен штранг-пресс. В1858 г. архитектор Фридрих Хоффманн запатентовал кольцевую печь.
Первый кирпич, по словам историков, был изготовлен в древнем Китае. В Древнем Востоке кирпич имел своеобразную форму глиняных бутылок и напоминал современные батоны белого хлеба. В центральной китайской провинции Хунань при раскопках могил династии Восточная Хань (25 – 220 гг. н. э.) археологи обнаружили древний кирпич, на поверхности которого была видна надпись: «Покупайте мои кирпичи. Они принесут счастье и стоят совсем не дорого». По своей конструкции Великая Китайская стена, протянувшаяся на многие тысячи километров по территории Китая, представляет собой две кирпичные стены на каменном фундаменте, расстояние между которыми у основания составляет 6 м. Для большей устойчивости конструкции вверху стены сближаются на 0,5 м. Пространство между несущими стенами заполнено плотно утрамбованной глиной. Основным материалом для строительства великой Китайской стены был керамический кирпич, который изготавливали из глины, смешанной с соломой, путем прессования и формовки вручную. Сушили керамический кирпич при помощи солнечного тепла. Обжигали незамысловатым способом: обкладывали соломой и поджигали.
Технологический процесс, по которому изготавливали кирпич строительный керамический во времена строительства великой Китайской стены, был прост. Группа ученых, исследовавших в наше время керамический кирпич из отдельной части великой Китайской стены, были шокированы результатами лабораторных опытов: этот кирпич был подвержен суровым испытаниям на прочность, которые достойно выдержал, оставшись невредимым. Ученые обнаружили удивительный факт: древнекитайский керамический кирпич способен выдерживать нагрузки, которые в наше время способны выдержать только железобетонные конструкции. До сих пор остается загадкой, как кирпичи, изготовленные с применением примитивной технологии, обладают такими феноменальными свойствами. Потенциалу прочности, заключенному в древние керамические кирпичи, позавидовали бы многие технологические базы современного производства, изготавливающие строительный керамический кирпич сегодня. К сожалению, современный кирпич и технологии его изготовления не всегда показывают такие блестящие результаты, как это было в древнем Китае.
Самым древним типом кирпичей в западном полушарии считается саман, который изготавливался из известковой пористой глины с добавлением смолы, кварца и других минералов, а затем оставлялся сушиться на солнце.
Известковую пористую глину можно обнаружить в сухих регионах по всему миру, но, в основном, она добывается в Центральной Америке, Мексике и юго-западных территориях Соединенных Штатов Америки. Некоторые пирамиды, созданные ацтеками из самана, существуют до сих пор.
Применение кирпича на Руси
Технологический процесс, по которому изготавливали кирпич строительный керамический во времена строительства великой Китайской стены, был прост. Группа ученых, исследовавших в наше время керамический кирпич из отдельной части великой Китайской стены, были шокированы результатами лабораторных опытов: этот кирпич был подвержен суровым испытаниям на прочность, которые достойно выдержал, оставшись невредимым. Ученые обнаружили удивительный факт: древнекитайский керамический кирпич способен выдерживать нагрузки, которые в наше время способны выдержать только железобетонные конструкции. До сих пор остается загадкой, как кирпичи, изготовленные с применением примитивной технологии, обладают такими феноменальными свойствами. Потенциалу прочности, заключенному в древние керамические кирпичи, позавидовали бы многие технологические базы современного производства, изготавливающие строительный керамический кирпич сегодня. К сожалению, современный кирпич и технологии его изготовления не всегда показывают такие блестящие результаты, как это было в древнем Китае.
Самым древним типом кирпичей в западном полушарии считается саман, который изготавливался из известковой пористой глины с добавлением смолы, кварца и других минералов, а затем оставлялся сушиться на солнце.
Первым кирпичным домом в Петербурге стали палаты адмиралтейского советника Кикина, построенные в 1707 г. В 1710 г. на Троицкой площади был построен дом канцлера Г. П. Головнина. В 1711 сооружен дворец царевны Натальи Алексеевны – сестры Петра I. Летний и зимний дворцы Петра I были построены в 1712 г. Первым крупным кирпичным домом Петербурга стал Меньшиковский дворец (1710-1727 гг.), в настоящее время являющийся филиалом Государственного Эрмитажа. В 1713 г. Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга, приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России.
В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга. Каждый въезжающий в Санкт-Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. По одной из версий, Кирпичный переулок в Петербурге назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город. При Петре I качество кирпича оценивалось очень строго.
«Царский» кирпич подлежал семикратному обжигу. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась. Зато и стоят на невских берегах Петропавловская крепость, Зимний дворец и Смольный дворец свыше трехсот лет, не испытывая потребности в ремонте кирпичной кладки.
Тем не менее, вплоть до XIX в. производство кирпича было процессом крайне трудоемким. Формовали его вручную, сушить кирпичи можно было только летом, обжиг проводился в небольших переносных печах. В середине XIX в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот: впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича, глинообрабатывающие машины, вальцы, глиномялки. Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того, чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей, была придумана система клеймения (XVIII в.): каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак — клеймо, который наносился на кирпич. В XIX в. появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств, а также требования к качеству глинистого сырья. Выдержка из книги Свиязева И. И. Руководство к архитектуре, 1833 г.: “Глина, употребляемая для делания кирпича, должна быть не очень жирна и песчана, и иметь столько вязкости, чтобы смятый из нее в руке шарик, не легко разрывался. Если глина очень жирна, то выставленный на воздух шарик сильно трескается, и крошится, если глина суха или песчана; также подвергают шарик действию жара и замечают: не сплавляется ли глина и не выгорает ли”.
Русский кирпич второй половины ХIХ века обычно весил около 10 фунтов, или порядка 4,1 кг, и имел размеры 26-27×12-13×6-7 см. Такие габариты имеет строительный кирпич гражданских и культовых построек Коломны, выстроенных в конце ХIХ — начале ХХ вв. Современный стандартный кирпич получил свои размеры в 1927 г. и остается таковым и поныне: 250×120×65 мм. Российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок». Кирпич, укладываемый длинной стороной вдоль стены, образует кладку в полкирпича, ряд таких кирпичей в составе сложной кладки называется ложковым. Если кирпич укладывается длинной стороной поперек стены, ряд будет называться тычковым. Верстами называются крайние ряды кирпича, которые образуют поверхность кладки. Расположенные со стороны фасада версты называются наружными, а обращенные в помещения — внутренними. Все кирпичи, укладываемые между внутренней и наружной верстами, называются забутовочными кирпичами, или забутовкой.
Роль кирпича
Исторически так сложилось, что керамический кирпич в общей истории строительной индустрии мировой практики нашел надежную нишу своего применения, в которой, до сегодняшнего дня играет важную и лидирующую роль. Сегодня уже ни кто не сушит керамический кирпич на костре и не отвечает за качество производимого кирпича своей головой. С середины XIX в. началось активное развитие кирпичной промышленности, результатом чего стало появление современных заводов по производству кирпича. В наше время более 80 % это строительного материала производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы производительностью свыше 200 млн. шт. в год. Количество видов современного кирпича трудно себе представить, настолько оно широко. Сейчас в мире выпускается кирпич более 15000 сочетаний форм, размеров, цветов и фактур поверхности.Разнообразие цветов и форм придает строениям неповторимый облик. Кирпич остается наиболее популярным материалом для сооружения различных конструкций: от простых заборов до роскошных вилл и многоэтажных зданий. Кирпич удобен в работе, прочен и долговечен. В настоящее время выпускается полнотелый, пустотелый кирпич, поризованные керамические камни, обладающие повышенными теплозащитными свойствами. Полнотелые кирпичи используют, к примеру, для возведения фундамента, а легкие пустотелые — для кладки стен. Этот древний и вместе с тем современный материал не потерял своей актуальности и в наши дни.
Торжественная закладка первого камня и памятной капсулы в строительство современного кирпичного завода
Размеры кирпича с XV века по начало XX века
Публикуемая табличка взята из работы Игоря Андреевича Киселева «Датировка кирпичных кладок по визуальным характеристикам». Вот, что пишет Игорь Андреевич: значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о длине, ширине и высоте кирпичей.
В России регламентация этих размеров была осуществлена Петром Первым и в начале XVIII века предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 3 дюйма без четверти (7 см).
К середине XIX века эти данные уже изменились. Русский архитектор Иван Иванович Свиязев в 1833 году писал о размерах кирпича: Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка. Вероятно, что речь идет о его книге «Руководство к архитектуре, составленное для студентов Горного института архитектором Свиязевым».
Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение исследование Киселева, просто я захотел собрать все известные мне на сегодняшний день источники, говорящие о размерах кирпича. Поверить алгеброй гармонию. Если есть, что добавить, буду весьма признателен. Хотелось бы понять, куда и зачем этот процесс двигался?
Самое первое по времени упоминание о размерах кирпича я нашел в книге российского историка, доктора исторических наук, Андрея Владимировича Сперанского «Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства».
За Андроньевым монастырем Аристотель Фиоравенти устроил кирпичный завод и показал новые приемы выделки кирпича, дав его размер. Здесь добавлю ровно два слова: Фиоравенти выходец из Италии, с 1475 года жил и работал в России архитектором.
Но, размеры кирпича Андрей Владимирович не называет, отсылая к работе Павла Петровича Смирнова «Города Московского государства в первой половине XVII века». Том I, страница 190.
Мое знакомство с этой книгой еще не состоялось, но размеры аристотелевского кирпича я нашел в книге мытищинского краеведа Валентина Ивановича Маслова «Кирпичики».
Валентин Иванович говорит следующее: . аристотелевский кирпич имел в длину 6 1/2 вершков, ширину 2 1/2 вершка и толщину 1 1/2 вершка.
Весьма обстоятельно подошел к размерам кирпича доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета В.В.Инчик в статье «Производство кирпича и строительство в московском государстве в 16-17 веках».
Среди оборонительных построек начала XVI века выделяется кремль Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.), стены башен которого были выложены большемерным кирпичем (30х14х8 см.).
Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичем (32х16х8 см.).
. церковь Вознесения в Коломенском, выстроенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см.
Стены Смоленского кремля выкладывались из хорошо обожженного крупноформатного кирпича, средний размер которого составлял 31х15х8 см. Строительство Смоленского кремля проходило на протяжении семи лет - с 1595 по 1602 гг.
Размеры кирпича на протяжении XVII века были разнообразны, но впервые Борисом Годуновым была утверждена «мера кирпичу»: 7х3х2 вершка (31х13х9 см.), получившая название «Государев большой кирпич».
Вильгельм Де Геннин в «Описании Уральских и Сибирских заводов на 1735 год» приводит такие данные: . когда уже высохнет и обожжен будет, чтоб был не менее в длину семи, в ширину трех с полу, в толщину одного и трех четвертей вершка.
Далее, из статьи профессора Алексея Васильевича Филиппова «Клейма древнерусских кирпичей в Москве и их расшифровка». Даниловские кирпичные сараи состояли в Приказе каменных дел, значились «под Даниловской слободой» или «под Даниловым монастырем». В 1761 году даниловский кирпич взят за образец по размерам. Кирпич с маркой «Д» имел длину 295-300 миллиметров, ширину 150-155 миллиметров, толщину 80-82 миллиметра.
Достаточно серьезно о размерах кирпича в книге Конорова А.В. «К истории кирпича в России», помимо ряда уже упомянутых размеров кирпича, еще названы два размера.
В начале XVIII века Петр I установил размеры, которые затем долго считались эталонными – 28х14х7 см.
В 1811 году Инженерный департамент Военного министерства составил «Урочный реестр по части гражданской архитектуры», в котором указывалось, что кирпич должен иметь размеры 26,6х13,3х6,7 см.
И еще один документ самого конца 19-го века, называется «Кондиции на поставку кирпича для подземных сооружений по устройству первой московской канализации». Прямой кирпич должен иметь размеры: длину 10", ширину 5", толщину два и 1/2".
Намеренно в тексте не переводил размеры кирпича в одну систему, оставлял так, как написано в источнике. А в табличке перевел в сантиметры из расчета: 1 вершок = 4,445 см, 1 английский дюйм = 2,54 см.
Старинный питерский кирпич
Санкт-Петербург - музей под открытым небом, и сколько уникальных исторических экспонатов лежит прямо у нас под ногами. Нужно только внимательно присмотреться.
Поехала я в первую ноябрьскую субботу с сыном в природный заповедник Западный Котлин погулять по морскому побережью. И чем дальше мы шли вдоль моря, тем всё больше и больше находили кирпичи с клеймами. И нам стало так интересно, какая же история каждого такого кирпича.
Во второй половине 19 века Петербург был одним из самых кирпичных мест в России. А в конце XVIII – начале ХІХ века в Российской империи, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений (которые действительно случались) можно было определить их производителя.
Поэтому клеймо - это визитная карточка каждого кирпичного дел мастера. Их ставили, чтобы отличить хорошего производителя от бракодела.
Как же много в Кронштадте кирпичей ! Оказывается раньше кирпичи грузили на пустые суда в качестве балласта для устойчивости, и чтобы судно не шло порожним. В Кронштадте перегружали, и часть кирпичей осталась там. А так же кирпичи использовали для строительства фортификационных укреплений, часть которых со временем разрушилась.
Итак, наши находки:
кирпич П. Беляева
Этот экземпляр произведен на заводе коммерческого советника, купца первой гильдии Петра Абрамовича Беляева , а затем его наследников под фирмой « П.Беляева наследники «. Заводов было несколько и они располагались на правом берегу р. Невы недалеко от дер. Малое Рыбацкое.
Использовалось клеймо « П.Беляева » в различных вариациях (интересен экземпляр с отсутствием последнего знака « ъ » в фамилии). Ему же принадлежат клейма « П.Б » в различных видах, поскольку они были обнаружены совместно с другими кирпичами с клеймами, где указана полная фамилия.
Заводы Беляева продолжали работать и после 1917г, но с 1918г. управлялись «Заводским комитетом». Годы производства данного кирпича: 1850-е-1917.
Размеры кирпича с XV века по начало XX века
Публикуемая табличка взята из работы Игоря Андреевича Киселева «Датировка кирпичных кладок по визуальным характеристикам». Вот, что пишет Игорь Андреевич: значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о длине, ширине и высоте кирпичей.
В России регламентация этих размеров была осуществлена Петром Первым и в начале XVIII века предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 3 дюйма без четверти (7 см).
К середине XIX века эти данные уже изменились. Русский архитектор Иван Иванович Свиязев в 1833 году писал о размерах кирпича: Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка. Вероятно, что речь идет о его книге «Руководство к архитектуре, составленное для студентов Горного института архитектором Свиязевым».
Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение исследование Киселева, просто я захотел собрать все известные мне на сегодняшний день источники, говорящие о размерах кирпича. Поверить алгеброй гармонию. Если есть, что добавить, буду весьма признателен. Хотелось бы понять, куда и зачем этот процесс двигался?
Самое первое по времени упоминание о размерах кирпича я нашел в книге российского историка, доктора исторических наук, Андрея Владимировича Сперанского «Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства».
За Андроньевым монастырем Аристотель Фиоравенти устроил кирпичный завод и показал новые приемы выделки кирпича, дав его размер. Здесь добавлю ровно два слова: Фиоравенти выходец из Италии, с 1475 года жил и работал в России архитектором.
Но, размеры кирпича Андрей Владимирович не называет, отсылая к работе Павла Петровича Смирнова «Города Московского государства в первой половине XVII века». Том I, страница 190.
Мое знакомство с этой книгой еще не состоялось, но размеры аристотелевского кирпича я нашел в книге мытищинского краеведа Валентина Ивановича Маслова «Кирпичики».
Валентин Иванович говорит следующее: . аристотелевский кирпич имел в длину 6 1/2 вершков, ширину 2 1/2 вершка и толщину 1 1/2 вершка.
Весьма обстоятельно подошел к размерам кирпича доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета В.В.Инчик в статье «Производство кирпича и строительство в московском государстве в 16-17 веках».
Среди оборонительных построек начала XVI века выделяется кремль Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.), стены башен которого были выложены большемерным кирпичем (30х14х8 см.).
Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичем (32х16х8 см.).
. церковь Вознесения в Коломенском, выстроенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см.
Стены Смоленского кремля выкладывались из хорошо обожженного крупноформатного кирпича, средний размер которого составлял 31х15х8 см. Строительство Смоленского кремля проходило на протяжении семи лет - с 1595 по 1602 гг.
Размеры кирпича на протяжении XVII века были разнообразны, но впервые Борисом Годуновым была утверждена «мера кирпичу»: 7х3х2 вершка (31х13х9 см.), получившая название «Государев большой кирпич».
Вильгельм Де Геннин в «Описании Уральских и Сибирских заводов на 1735 год» приводит такие данные: . когда уже высохнет и обожжен будет, чтоб был не менее в длину семи, в ширину трех с полу, в толщину одного и трех четвертей вершка.
Далее, из статьи профессора Алексея Васильевича Филиппова «Клейма древнерусских кирпичей в Москве и их расшифровка». Даниловские кирпичные сараи состояли в Приказе каменных дел, значились «под Даниловской слободой» или «под Даниловым монастырем». В 1761 году даниловский кирпич взят за образец по размерам. Кирпич с маркой «Д» имел длину 295-300 миллиметров, ширину 150-155 миллиметров, толщину 80-82 миллиметра.
Достаточно серьезно о размерах кирпича в книге Конорова А.В. «К истории кирпича в России», помимо ряда уже упомянутых размеров кирпича, еще названы два размера.
В начале XVIII века Петр I установил размеры, которые затем долго считались эталонными – 28х14х7 см.
В 1811 году Инженерный департамент Военного министерства составил «Урочный реестр по части гражданской архитектуры», в котором указывалось, что кирпич должен иметь размеры 26,6х13,3х6,7 см.
И еще один документ самого конца 19-го века, называется «Кондиции на поставку кирпича для подземных сооружений по устройству первой московской канализации». Прямой кирпич должен иметь размеры: длину 10", ширину 5", толщину два и 1/2".
Намеренно в тексте не переводил размеры кирпича в одну систему, оставлял так, как написано в источнике. А в табличке перевел в сантиметры из расчета: 1 вершок = 4,445 см, 1 английский дюйм = 2,54 см.
Каковы размеры старого недожженного кирпича?
Старый дореволюционный кирпич (сырец) по размерам чуть меньше обычного, подскажите его точный размер.
Лучший ответ
Если Вы имеете ввиду "аристотелев кирпич" 6 х 3 х 1.5 вершка (вершок=4,45см) , из которого построен московский Кремль, то его размер крупнее "английского" 9 х 4,5 х 2,5дюймов (дюйм=2,54см) и "германского" 25 х 12 х 6,3 см, но наименьший кирпич производили в Америке 21 х 10 х 5,3см. А вообще, современный размер кирпича с дореволюционных времен практически не претерпел изменений, не смотря на совершенство технологий производства и появление новых видов и соотношение его сторон осталось в пропорции
1 : 1/2 : 1/4.
Остальные ответы
Габариты кирпича были узаконены так называемым «Урочным положением» .
Во второй половине 19-го века, кирпичи изготовлялись следующих размеров: длина - 266,6мм, ширина - 133,3мм, высота - 66,6мм.
Был и томский кирпич, более технологичный для расчётов кладки. Длина кирпича составляла 255,6мм, ширина кирпича –122,2мм и высота – 177,8мм.
ИСТОРИЯ РАЗМЕРОВ КИРПИЧА
Кирпич является одним из старейших строительных материалов, и его применение восходит к глубокой древности. На это указывают постройки в Месопотамии, относящиеся к III-II тысячелетию до н.э. В этих постройках использовался прототип кирпича – отформованный брус, изготовленный из клейкой глины и резаной соломы. Изготовленные таким способом кирпичи под горячими солнечными лучами быстро высыхали и становились твёрдыми как камень. Однако это был кирпич-сырец, т.е. получался простой сушкой. Такой кирпич имеет довольно высокую прочность в сухом состоянии, но при увлажнении теряет её. Поэтому преимущественное распространение он получил в странах с сухим и жарким климатом, где успешно используется до сих пор. Постепенно искусственно-созданный глиняный кирпич стал вытеснять из применения натуральный каменный материал благодаря своим положительным свойствам, таким как: правильная форма, удобные для работы вес и размеры, высокая прочность.
ИСТОРИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ КИРПИЧА
Наиболее распространённая форма древнейшего кирпича зародилась в Древней Греции и Византии, которая называлась плинфой (от греч. plinthos – кирпич). Плинфа представляла собой квадратную плитку со сторонами 40×40 см и толщиной от 2,5 до 4 см.. Изготавливалась она в специальных деревянных формах, сушилась 10—14 дней, а затем её обжигали в печи.
В X-XI столетии на Русь из Византии пришла методика производства глиняной «плитки». Произошло это вследствие крещения Руси в 988 году, так как вместе со священнослужителями из Византии прибыли и строители, привезшие технологию производства плинфы, которая в те времена являлась главным материалом для строительства храмов.
Плинфа на Руси использовалась вплоть до XV века. На смену ей пришел «Аристотелев кирпич», близкий по размерам к современному кирпичу (289×189×67 мм). Из такого кирпича были построены стены Новгородского и Казанского кремля, собор Василия Блаженного. В 1485—1495 гг. кирпич использовался при перестройке Московского Кремля. Ярким примером использования кирпичного строительства в России времён Иоанна III стало строительство стен и храмов Московского Кремля, которым заведовали итальянские мастера.
Стандарт «государева кирпича», введенный Борисом Годуновым (7×3×2 вершка, то есть 312×134×89 мм) должен был использоваться при изготовлении кирпичей для первого в Западной Сибири каменного здания – жилой палаты митрополита Корнилия в г. Тобольске, построенной в 1574 г.
В самом начале XVIII в. центр строительства переносится в устье Невы, где в 1703 г. Петр I заложил новую столицу Русского государства. Он мыслил построить город с широкими улицами, на которые должны выходить фасады только каменных жилых или административных строений. Ряд царских указов, касавшихся качества кирпича, был объединен в «Урочное положение для строительства» (первый вариант СНиПа). Оно регламентировало технологию производства кирпича и методы его испытания.
В Петровскую эпоху размеры кирпича не регламентировались какими-либо стандартами, а находились всецело на усмотрении владельцев кирпичных заводов. Только на казённых заводах был введён единый размер кирпича 280×140×70 мм, для чего каждому заводчику выдавалась в качестве образца стандартная форма. Необходимо отметить, что размер кирпича был установлен для сырца, который поле сушки и обжига получал различные величины усадки. Кроме того, Петр I обязал всех производителей кирпича клеймить свою продукцию, так как только этот способ позволял выявлять недобросовестных производителей. Тогда качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась.
Все процессы по изготовлению кирпича на заводах были примитивными, но довольно трудоёмкими. Формовка кирпича велась вручную в деревянных формах, называемых станками. Формование сырца производилось двумя способами: «столовым» и «подножным», или «подпятным». По первому способу глину уплотняли руками в формах, лежавших на столах. Обычно этим способом формовали так называемый голландский кирпич, отличавшийся высокой прочностью и качеством. При «подножном» методе формы устанавливались на низкие скамьи, и уплотнение глины производилось ногами. Сушка производилась исключительно летом, обжиг осуществлялся в малопроизводительных печах. Для обжига кирпича использовались напольные печи двух типов: бессводные и с постоянными сводами. Ёмкость обжиговых печей достигала 34,5 тыс. кирпича. Такая технология изготовления кирпича оставалась неизменной вплоть до середины XIX в.
Ко второй половине XVIII в. установился единый размер так называемого «городового» кирпича размерами 270×130×67 мм, предназначенного для строительства зданий. В зависимости от степени обжига кирпич делился на три сорта: железняк, полужелезняк, красный. Другим распространённым видом кирпича был кирпич трубяной или алый размерами 220×90×45 мм или 220×110×70 мм, предназначавшийся для кладки печей и труб. Помимо этого, частные заводы выпускали кирпич других типов и размеров (карнизный, клинчатый, угольный, полубрусковый, плитный и др.).
Основным строительным материалом жилых домов во всём мире являлся кирпич, который использовался как в конструкциях стен, так и в отделке стеновых поверхностей. Наладить выпуск стандартного кирпича хорошего качества в условиях кустарного производства того времени было довольно сложно. Кирпич давал усадку в 5-15%, поэтому мастеров кирпичного дела XVIII в. волновало «узаконивание» размеров кирпича. Так, например, в Голландии кирпич выпускался размерами: 165,1×82,5×38,1 мм; 228,6×114,3×47,6 мм; 228,6×114,3×63,5 мм и т.д. При этом цвет кирпича был жёлтым, красным, серым и синим. Первые три цвета достигались сортом используемой глины, а синий – за счёт окуривания сырцового кирпича дымом.
Стандартный кирпич в США имеет размеры 190×90×45 мм и изготовляется чаще всего многодырчатым. В Англии размеры кирпича составляют 200×100×50 мм, во Франции - 220×105×60 мм, в Италии 250×120×60 (55) мм.
Для упорядочения кирпичного производства и улучшения качества кирпича в 1777 г. в Москве при Каменном Приказе было созвано совещание архитекторов и мастеров кирпичного дела. Совещание постановило: «…сделать деревянные образцовые станки, дабы кирпич из обжигу выходил в указанную меру». Размер кирпича в то время был узаконен: «…мерою в обжиге длиною шести, шириною трёх, а толщиною двух вершков, более ж сей пропорции, а особенно менее отнюдь не делать, дабы от того в строениях и в сочинении смет неудобства происходить не могло…». После совещания частные кирпичные заводы были взяты под государственный контроль и построено несколько новых государственных заводов, среди которых выделялись Усть-Сетунский и Введенский, выпускающие кирпич хорошего качества, в дальнейшем перешедшие в ведение комиссий строений в Москве и снабжавшие в начале XIX в. многие большие постройки кирпичом.
В 1811 г. Инженерный департамент Военного министерства составил «Урочный реестр по части гражданской архитектуры», в котором указывалось, что кирпич должен иметь размеры 266×133×67 мм. Этим параметрам должен был соответствовать свежеотформованный материал, который во время сушки и обжига менял свои размеры. В результате параметры обожженного кирпича даже на одном кирпичном заводе получались немного разными. Разница могла достигать 1-2 см. Таким образом, все предпринимавшиеся попытки стандартизации кирпича не могли обеспечить постоянства размеров обожжённого товара. С учетом этих соображений во втором издании «Урочных положений», которые вышли в свет в 1839 г., габариты кирпича устанавливались уже по размерам сухого сырца. В 1847 г. были опубликованы «Правила для единообразной прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казённых и частных заводах». Этими правилами устанавливался размер готового (т.е. обожжённого) кирпича 267×133×67 мм.
Таблица 1. Показатели предела прочности при сжатии испытаний кирпича на Введенском заводе в 1858 г.
НАЧАЛО ИСТОРИИ КИРПИЧА В ЦАРСКОЙ РОССИИ
Город Санкт-Петербург в 1710-х годах набирал свой рост, правда не так быстро, как хотелось бы царю. Желающих добровольно переселиться сюда почти не находилось, тогда правительство стало действовать силой.
В 1713 году Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга , приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России. В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны. Сделано это было специально для того, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга.
Одновременно с этим был установлен так называемый кирпичный налог, который был обязан оплачивать каждый, кто въезжал в город. Размер налога составлял ровно один кирпич. Отголоском той эпохи является Кирпичный переулок Санкт-Петербурга, на месте которого, согласно одной из теорий, хранились кирпичи, полученные в счёт уплаты этого налога.
Во времена царствования Петра I контроль за качеством кирпича был очень жестким. После переправки кирпичей по воде на судах (самый удобный способ) их перегружали на тележки. После прибытия в пункт назначения кирпичи сваливали с телеги, и если хотя бы три кирпича кололось, то вся партия считалась бракованной.
Вплоть до середины XIX века изготовление кирпича в стране было операцией сложной и трудозатратной, по большей части, в силу её примитивности. Формовка заготовок для кирпичей выполнялась исключительно вручную. Просушивался кирпич только в тёплый период года, а обжигался в наспех сооружённых временных печах. Новый виток развития кирпичного производства начался в последующие годы.
Продукция XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и в большинстве своем не имеет клейм. Первые клейма на кирпичах появились при Борисе Годунове с изображением единорога и двуглавого орла. Образцы керамики XIX века, напротив, отличаются правильными геометрическими размерами, высокими прочностными показателями и наличием клейм почти на всех образцах. Клейма вызывают особый интерес и позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства.
В Российской империи в конце XVIII – начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений (которые действительно случались) можно было определить их производителя.
Безусловно, идеальным вариантом клейма вообще было бы наличие в нем даты, обозначение изготовителя и сведения о месте производства. Такие клейма на российских изделиях встречаются нечасто и в основном относятся ко второй половине XIX - началу XX вв. Из датированных клейм наиболее старым является клеймо «1777» на тычке кирпичей из построек усадьбы Марфино Мытищинского района Московской области. Можно предположить, что с введением в 1700 г. Петром I арабского обозначения цифр, на различных изделиях, в том числе и на строительных материалах, включая кирпич, могли появиться клейма с арабским обозначением годя уже в первом десятилетии XVIII в.
Кроме клейма кирпичи «опознаются» по цвету: например, петербургский современный кирпич («морской») равномерно охряной, старинный пресноводный - в широкой гамме: Колпинские глины, взятые у реки Ижоры, придавали кирпичу красный цвет, Тосненские - розово-желтый, глины, взятые на Неве - рябиновый.
Изучение и «разгадывание» клейма – весьма увлекательный и познавательный процесс с привлечением чрезвычайно важных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии.
На фото: Инчик Всеволод Владимирович (в середине), доктор технических наук, профессор, основатель музея петербургского кирпича при СПбГАСУ
Кирпич старинный первый сорт
РАЗМЕРЫ
Старинный кирпич ручной формовки с клеймом 19-нач.20 века.
Ширина: 65-70 мм
Длина: 260-270 мм
Высота: 130-140 мм
Вес одного: +- 4.2 кг
1-ый сорт : Ровные грани, отсутствие на кирпичах сколов и краски, отобранный. №1
Артикул СК101
Элитный отобранный кирпич, на котором нету гари, краски, и больших сколов. Используется в
создании интерьеров , реставрации, нарезки на плитку. И ТД…
ОПИСАНИЕ
Кирпич с клеймом
Не может быть в мире надежнее изделий, чем те, которые прошли проверку временем. Эти слова в полной мере можно отнести к старинным кирпичам, которые исправно исполняли свою функцию в течение десятков лет, поскольку большая часть из них датируется серединой 19 века. Время, нагрузка и внешние факторы не только сделали этот строительный материал более прочным, но еще и придали ему столь ценимые нынче черты декоративности. Теперь купить кирпич с клеймом, то есть исторический кирпич, – большая удача, чем и предлагает воспользоваться наш проект.
Свойства старинного кирпича с клеймом
Старинный полнотелый кирпич с клеймом, произведенный из натуральной глины с добавлением только песка и воды, обожженный согласно продуманной технологии, проверенный в деле и несущий знак качества в виде клейма производителя, – это тот вид строительного материала, который
Заказать старинный кирпич ручной формовки – значит приобрести исключительный по свойствам отделочный материал, который будет иметь небольшие погрешности размеров:
- ширина: 65-70 мм;
- длина: 260-270 мм;
- высота: 130-140 мм,
- вес +/- 4.2 кг
Заказать старинный кирпич с клеймом можно прямо сейчас, любые объёмы, подбор разных редких клейм , отправка в любой город !
Преимущества использования исторического кирпича
Такие модные стилистические направления в дизайне интерьера, как винтаж и лофт, не могут обойтись только имитациями натуральных и старинных предметов: в интерьере обязательно должны присутствовать исторические артефакты, каковым и является кирпич с клеймом. Приобрести имитации подобных изделий – значит обречь задумку на провал, тогда как купить исторический кирпич поможет добиться:
- оригинальной фактуры стен или пола, камина или перегородок, обеспечиваемой текстурой материала и наличием клейм;
- уникального цвета, который невозможно повторить;
- исторически правдивой атмосферы.
Используйте, где это возможно реальные исторические артефакты для создания уникальных интерьеров, в которых чувствуется дыхание времени, удивительным образом сочетающееся с современностью.
Цена старого кирпича с клеймом
Цена старого кирпича с клеймом варьируется в значительных пределах, поскольку все зависит от следующих факторов:
- размер заказанной партии;
- редкость кирпича;
- техническое и эстетическое состояние изделий.
Понятно, что для тех, кто хочет заказать старинный кирпич для выгонки перегородок, потребуется большое количество, следовательно, стоимость единицы изделия обойдется дешевле.
Читайте также: