Разбивание кирпичей рукой как называется
Искусство тамэсивари: техника, правила соревнований, инвентарь
Культура восточных единоборств во все времена привлекала своими самобытностью и загадочностью. Со стороны кажется невероятным, как одним ударом человек может разрушать массивные предметы, равные или превышающие его собственный вес? На первый взгляд, такое явление не поддается даже законам физики. Однако моральная и физическая подготовка наряду с упорными тренировками позволяют спортсменам показывать действительно ошеломляющие результаты. Эффектным приемом, демонстрирующим силу, ловкость и уверенность, о котором и пойдет речь в статье, является тамэсивари.
Что такое тамэсивари?
Тамэсивари (в переводе с японского – «проба сил») – одна из составляющих традиционных восточных боевых искусств, таких как карате и тхэквондо, в основе которых лежит правильное выполнение ударов и контроль над собственными действиями. Данный прием представляет собой разбивание твердых предметов открытыми частями руки – ладонью, кулаком, локтем – или ноги.
Материалами для выполнения тамэсивари служат доски хвойных пород, популярные благодаря своей относительно невысокой прочности, камни, ледовые блоки, шлакоблоки, кирпичи. Каждый из материалов соответствует разному уровню мастерства исполнителей. Своей популярностью тамэсивари отчасти обязан основателю карате Кёкусинкай Масутацу Ояме, который ввел его в качестве показателя силы в единоборстве. Стоит отметить, что до недавнего времени название этого спортивного элемента также звучало как тамесивари, тамешивари, тэмисивари, однако на сегодняшний момент единой общепринятой транскрипцией является «тамэсивари».
Техника тамэсивари
Для успешного выполнения тамэсивари спортсмен должен придерживаться определенных правил. Во-первых, часть тела, которой будет производиться удар, должна быть физически сильной и технически развитой (надлежащую подготовку рекомендуется проводить под руководством опытного тренера).
В кульминационный момент, развив максимальную скорость, необходимо совершить движение предельно чётко и под прямым углом к поверхности предмета. Важную роль играет психологический настрой: нужно быть уверенным в своих силах и сконцентрироваться на победе. Иными словами, следует соблюдать применяемый в боевых искусствах принцип единения: дух – техника – тело.
Правила соревнований
Являясь сложным элементом не только восточных единоборств, а и Олимпийского вида спорта (карате было представлено на Олимпийских играх в 2020 году), тамэсивари, несомненно, требует качественной подготовки в плане проведения соревнований. Правильно организованные спортивные состязания нацелены на максимально полную реализацию физических и духовных сил человека, продуктивное взаимодействие соперников и судей, демонстрацию спортивного мастерства на международном уровне.
Общие правила
Соревнующихся группируют по таким параметрам, как пол (допускаются участники-мужчины) и вес. По сути соревнования по тамэсивари могут быть двух видов:
- составная часть соревнований (тест) в рамках поединка по кумите;
- самостоятельное соревнование/матч.
Если испытание проводится совместно с кумите, в документе, регулирующем правила проведения соревнований, следует сделать пометку о проведении теста тамэсивари с принятием таких условий:
- к соревнованиям в открытой весовой категории допускаются 16 участников, тест для которых обычно проводится в 1/8 финала;
- к соревнованиям с делением на весовые категории допускаются 8 участников, для них тест проводится в 1/4 финала;
- к чемпионатам мира в открытой весовой категории допускаются 32 участника, а тест соревнующиеся, в свою очередь, проходят в 1/16 финала.
В случае, если проводится отдельное состязание по тамэсивари, в Положении о соревнованиях указывается:
- из чего изготовлен разбиваемый предмет и его размер;
- метод разбивания предмета;
- специальные правила (в случае необходимости).
Важно придерживаться правил подготовки участников: это помогает создать условия для честной борьбы и здорового соперничества.
Судейская коллегия соревнований по тамэсивари
Неотъемлемая часть спортивного состязания – присутствие судейской коллегии. Для оценивания соревнующихся в тамэсивари назначается коллегия судей, в состав которой входят:
- главный судья и его заместитель;
- старший судья и его ассистент;
- судьи по тамэсивари;
- технический секретарь;
- рефери;
- судья-информатор;
- врач;
- дополнительные члены судейской коллегии (в случае, если их присутствие обязательно).
Главная роль на соревнованиях традиционно отводится старшему судье: он подает все команды в процессе выступлений спортсменов, озвучивает, сколько досок разбил каждый испытуемый, или оповещает присутствующих, что попытка оказалась неудачной. Ассистент помогает старшему судье следить за тем, как проходят соревнования, и оглашать результаты испытаний. Судьи по тамэсивари отвечают за правильную эксплуатацию спортивного инвентаря, а также следят, чтобы участники придерживались установленных правил.
Обязанность технического секретаря – ведение протокола соревнования и подсчет полученных участниками баллов. Рефери контролирует время состязания, а информатор главным образом взаимодействует с участниками соревнований: объявляет их имена/фамилии, приглашает пройти на место выполнения теста, озвучивает полученные очки и занятые участниками места. Присутствие врача – абсолютная необходимость на спортивном турнире, так как риск травматизма существует в любом виде спорта, а тем более – в том, что имеет отношение к боевому искусству. Таким образом, каждый из присутствующих выполняет свою функцию, обеспечивая надлежащие условия соревнований, безопасность их проведения и непредвзятое оценивание.
Инвентарь для проведения теста тамэсивари
В качестве материалов для теста в рамках поединка по кумите используются кедровые/сосновые доски длиной 33 см, шириной 21 см и толщиной 2.4 см. По правилам классического тамэсивари, плоские и гладкие доски следует укладывать строго без зазоров между ними, т. к. это может повлиять на результат теста.
Доски помещают на опоры (блоки), которые могут быть железобетонными, металлическими или деревянными с железным покрытием. Размеры блоков – 21×21×40. Вся необходимая для выполнения тамэсивари конструкция должна быть установлена на ровную жесткую поверхность (специальную площадку).
Дополнительно спортсмены могут поместить сверху на доску защитный материал из ткани при условии, что они получили согласие от старшего судьи.
Правила проведения теста тамэсивари в рамках соревнования по кумите
Для каждой весовой категории спортсменов действуют одинаковые правила. Участника приглашают на площадку, где перед ним установлены доски количеством не менее трёх. Испытуемому предлагают опробовать свои силы, поочередно используя разные техники ударов:
- кулаком («Сэйкэн»);
- ребром стопы («Сокуто»);
- ребром ладони («Сюто»);
- локтем («Хиджи»).
На каждую попытку участнику дается 120 секунд, его предупреждают об истечении времени за 30 секунд. Результат теста считается положительным, если участник смог с помощью заявленной техники разбить хотя бы две доски. Если с первого раза соревнующийся не справляется с необходимым минимумом, судьи начисляют ему 0 очков и предоставляют ещё одну возможность удара. Потерпев неудачу и во второй раз, участник получает 0 очков за применяемый вид разбивания. Также испытуемому не начисляются баллы в случае:
- использования другой техники, не соответствующей заявленной;
- разбивания досок по истечении двух минут.
При успешной попытке участник зарабатывает по 1 баллу за 1 разбитую доску соответственно. После того как судейская бригада объявляет попытку засчитанной, испытуемый садится в позу «Сэйдза» (при неудачном результате – продолжает стоять.) Чтобы огласить число разбитых досок или сообщить о неудовлетворительном результате, судья или его ассистент используют микрофон или показывают информацию на пальцах.
Участник, который в сумме заработал больше всего очков во всех засчитанных попытках, выигрывает соревнования. В ситуации, когда двое или более соперников показали одинаковый наилучший результат, побеждает тот участник, который весит меньше:
- на 10 или более кг (в открытой весовой категории);
- на 5 или более кг (при делении на весовые категории).
Чтобы определить лучшего из участников, заработавших равное количество очков и имеющих одинаковый вес, проводятся дополнительные разбивания с использованием любой из вышеупомянутых техник на усмотрение соревнующихся.
Получай новые прогнозы: Вконтакте и Telegram.Действия судейской коллегии во время проведения теста
В процессе соревнований принимают участие трое или более судей (включая старшего судью). В начале состязаний соревнующиеся приглашаются судьей-информатором на площадку для прохождения теста. Оказавшись на соревновательной площадке, испытуемому следует сделать поклон и произнести приветствие – «Осу!». Далее, когда старший судья дает команду «Мавате!», участники разворачиваются лицом к своим местам выполнения тамэсивари, где члены судейской бригады помещают на блоки нужное число досок.
При установке нужно придерживаться следующих правил:
1) первую доску кладут на края блоков с упором примерно в 0,5 см с каждой стороны;
2) оставшиеся доски кладут поверх первой, образуя цельную плотную конструкцию (брусок), так, чтобы:
- волокнистая часть досок была развернута вниз;
- все доски при нажатии на них сохраняли устойчивость;
- края досок располагались четко один под другим.
После того, как все доски установлены, звучит команда от старшего судьи о начале выполнения теста. Передвигать доски, менять их местами и выполнять прочие действия с ними после команды старшего судьи и до момента начала теста запрещено. По окончании теста старший судья может:
- засчитать попытку (при этом он дает участнику команду сесть «Сэйдза!» и оглашает номер участника/фамилию и имя, и сколько досок ему удалось разбить);
- не засчитать попытку (тогда судья сообщает о дополнительном испытании).
После повторного прохождения теста и оглашения результатов участникам, выполнившим разбивание успешно с первого раза, положено встать и приготовиться к выполнению следующего вида разбивания. После выполнения каждой техники разбивания (за исключением последней) соревнующиеся совершают такие действия:
1) когда судья скомандует повернуться направо «Миги мавате!», следует развернуться и, по направлению часовой стрелки, сменить место для разбивания;
2) услышав команду «Мавате, рэй!», участники останавливаются, делают поклон и переходят к выполнению теста с использованием следующей по счету техники разбивания.
После того как соревнующиеся испробовали свои силы во всех техниках, им следует подняться, поклониться и по команде судьи покинуть соревновательную площадку.
Затем технический секретарь суммирует количество очков, заработанных каждым из испытуемых за все успешные попытки. По окончании подсчета судья-информатор оглашает следующую информацию:
1) итоговые результаты теста каждого испытуемого;
2) участника, который выиграл соревнования, и тех, кто занял призовые места.
Если не удается выявить победителя соревнований, сообщается о прохождении дополнительных попыток теста теми участниками, которые заработали одинаковое наибольшее количество баллов.
Федерации
Выступая в качестве составляющей спортивных дисциплин, тамэсивари неразрывно связано с карате Кёкусинкай. Этот стиль объединяет множество организаций по всему миру, и здесь мы выделим наиболее значимые.
IKO Sosai
МОКК (ИКОК) – Международная Организация Карате Кёкусинкай.
- высокопрофессиональное обучение карате Кёкусинкай на основе философии Масутацу Оямы,
- реализация физического и духовного потенциала учеников,
- сохранение ценностей Будо (храбрость, мудрость, благочестие, смирение).
МОКК (ИКОК) – единственная организация, которая специализируется на Карате Масутацу Оямы.
International Federation of Karate — IFK
Основанная британским мастером карате Стивом Арнейлом в конце прошлого века, федерация уже имеет свои филиалы по всему миру. Ее деятельность направлена на популяризацию и международное развитие карате. Вместе с тем каждая страна имеет возможность определять свои принципы и идеи в карате.
Федерация Кёкусинкай России – ФКР
Заслуга в популяризации и развитии Кёкусинкай на территории СССР и впоследствии РФ принадлежит российскому мастеру спорта Александру Танюшкину, который в 1989 основал Федерацию Кёкусинкай СССР (с 1991 года – Федерация Кёкусинкай России.)
По ряду причин в 1992 году Федерации Кёкусинкай России пришлось покинуть состав Международной Организации Карате (IKO). Сейчас в РФ действуют 5 всероссийских Федераций Кёкусинкай (в том числе и ФКР), которые входят в Ассоциацию Кёкусинкай России, и несколько самостоятельных объединений, входящих в состав различных международных организаций. ФКР является единственной спортивной организацией на территории РФ, имеющей официальное право на развитие карате Кёкусинкай на федеральном уровне и представление этого вида спорта в международной федерации.
История тамэсивари
Считается, что тамэсивари зародилось в Китае, хотя и развивалось как часть японского искусства карате. По другой версии, разбивание досок пришло к нам прямо с Окинавских островов. Изначально поединки по карате проходили в бесконтактной форме, так что тамэсивари имело вполне понятную цель: показать истинную силу удара бойца, его способность направлять свой дух и энергию для разрушения материи. Позднее соперники приобрели возможность демонстрировать свои умения напрямую в контактном поединке, но тамэсивари по-прежнему остается негласным символом силы и сложным испытанием для перехода на новый уровень мастерства.
Когда-то уникальным приемом владели лишь бойцы Востока, в наше же время тамэсивари завоевало популярность по всему миру. Спортсмены из разных уголков Земли соревнуются в мастерстве исполнения, демонстрируют на соревнованиях отточенную технику и навыки и стремятся к новым рекордам. Первым рекордсменом в истории современного тамэсивари стал японец Терутомо Ямазаки, который сумел разбить 16 досок на чемпионате по Кёкусинкай 1969 года. Один из наиболее примечательных результатов показал российский спортсмен Илья Карпенко: в 2015 году на Чемпионате Америки, используя удар хиджи, он разбил 34 доски, побив рекорд Славомира Уэса (2007 год, 33 доски) и став чемпионом по тамэсивари.
Книги по тамэсивари
Книги об искусстве тамэсивари в основном представлены сочинениями Масутацу Оямы. В сборниках «Это карате» и «Классическое карате» основатель Кёкусинкай делится жизненным опытом, повествуя о философии, техническом исполнении и главных принципах единоборства, которому он посвятил всю свою жизнь. Книги включают множество тематических фотографий и будут интересны для широкого круга читателей.
В книге «Овладение искусством карате» автор уделяет больше внимания практике: описывает физические упражнения и правила подготовки к единоборствам, различные дыхательные техники и методики отработки ударов в тамэсивари.
Книга Джека Хиббарда «Искусство войны. Техника разбивания предметов в карате и её практическая ценность в самозащите» также посвящена приему разбивания предметов. Автор, опытный тренер по единоборствам, подробно рассказывает о технике выполнения тамэсивари: как контролировать дыхание во время удара, правильно распределять силу, выполнять различные комбинации движений. Также в книге объясняется практическая значимость тамэсивари в самообороне.
В заключение стоит отметить, что тамэсивари – это уникальное боевое искусство, которое привлекает многих: одних манит его зрелищность и могущество, других – возможность бросить вызов самому себе, проверить пределы своих возможностей и готовность к борьбе. Пожеланием для каждого будет прислушиваться к себе, проводить регулярные тренировки, постепенно повышая уровень сложности, и быть психологически настроенным на успешный удар. И тогда искусство разрушения подарит укрепление тела и духа и достижение новых спортивных высот.
Как каратисты разбивают доски?
Тамешивари — искусство разбивания твердых предметов ударными частями тела без какой-либо экипировки. В боевых искусствах используется для повышения качества удара: развития силы, концентрации и уверенности в своих действиях. Часто тамешивари также используют на показательных выступления для демонстрации ударной техники спортсменов. Одним из первых, кто использовал тамешивари для демонстрации силы удара был Масутацу Ояма — создатель стиля кёкусинкай карате.
Нужно ли тамешивари начинающему спортсмену? Ответ скорее отрицательный.
Для успешного выполнения тамешивари должен быть выполнен ряд основных условий:
- Спортсмен должен обладать достаточным уровнем техники для правильного нанесения удара в нужную точку
- Ударная поверхность должна быть подготовлена (т.е. «набита»)
- Момент силы удара должен концентрироваться не на поверхности цели, а за ней
- Для успешного пробития цели спортсмен должен развить максимальную скорость атакующей поверхности
- Траектория приложения силы должна быть перпендикулярна поверхности цели
Дело в том, что тамешивари бывает иногда довольно травматичным. Недостаток техники, набития поверхности или неуверенность в себе могут не только помешать разбитию предмета, но также сильно травмировать спортсмена. Мы неоднократно наблюдали подобное. Особенно часто спортсмена подводит чувство неуверенности в своих силах, и тогда на последних долях секунды перед ударом спортсмен интуитивно тормозит ударную поверхность, в следствие чего резко падает скорость удара. Как результат — травма.
Вот очевидный пример «неготовности» спортсмена к тамешивари. У него пока нет достаточной техники, концентрации (а судя по видео и желания) для этого:
А вот как это делает мастер — представитель стиля Кёкусинкай:
Вывод один: подготовка, подготовка и еще раз подготовка. Как физическая, так и психологическая.
Что касается экзаменов: в экзаменационной программе Шотокан (версия Skif) тамешивари нет. В некоторых других стилях карате тамешивари хоть и присутствует, основное внимание всё равно уделяется технике выполнения элементов, поэтому особо бояться её не стоит.
Научный эксперимент
Теперь немного физики. Вопрос: что труднее сломать: три одиночных доски или одну тройную? Конечно одну тройную скажете Вы и будете абсолютно правы, но насколько сложнее?
Итак, чтобы сломать одну доску (обычную хорошо просушенную сосновую 28см х 22см х 2,2см ) на тестовом стенде потребовалось приложить 8,65 Дж. На две доски потребуется соответственно уже 17,30 Дж (8,65Дж + 8,65Дж). На три доски- 25,95 Дж. Здесь всё логично. Смотрим что получается, если доски бить не по-отдельности, а группировать.
Одна доска — 8,65 Дж.
Две доски — 18,60 Дж. (на 10% сложнее чем по одной!)
Три доски — 52,40 Дж (эта конструкция уже в 2 раза крепче чем все три доски по — отдельности. )
Также была измерена прочность монолитного деревянного блока с увеличением толщины пропорциональным количеству досок. результаты впечатляют. Смотрим:
Тамешивари. Или как научиться ломать доски и кирпичи.
Вот, кстати, итоговое смонтированное видео
Тамешивари в BUDOSHIN
Многие хотели бы разбивать доски, не разбивая при этом свои руки.
Может таких вопросов было бы ещё больше и задали их ещё раньше… Но просто я очень редко делаю показательные тамешивари на камеру. Как правило, когда я что-то ломаю, то рядом нет ни зрителей, ни камеры.
Поискав, я сумел найти только 2-а видео.
На первом я ломаю на весу 2-е сложенные вместе дюймовки, взятые прямо из поленницы.
Колю дрова руками.16 августа 2010 г.
На втором – сломал голенью черенок от лопаты. Очень на одном из форумов меня просили сделать это видео.
Сломал голенью черенок от лопаты. 23 мая 2011 г.
А тут всё вышло совершенно случайно. Сейчас у меня в клубе наступили каникулы. В последнюю тренировку перед ними один из моих учеников привёз с пилорамы целую охапку полусырых досок 2,5 и 3 см. Причём сделал всё это без “объявления войны”.
На вопросы “почему и зачем?” ответил, что в прошлом году ломали, значит нужно и в этом. Пусть станет традицией.
Ну и отлично! Пусть станет!
Некоторые ребята серьёзно укреплением рук занимаются только год. Тем не менее, ни один не заработал на кулаках ни единой ссадины, ни сечки. Про ушибы и пр. я вообще молчу. Никто даже ничего не почувствовал.
Да. Рекордов, однако, тоже не ставили. Но “программные” разрядные доски 2,5 и 3 см разбили “только в путь” даже подростки. А некоторые били и по 2-е доски сразу.
Правда, я ударил несколько сложных тестов:
1. доска на весу (поддержка самому себе одной рукой)
2. подброшенная доска
3. тамешивари одним согнутым указательным пальцем (накадака иппон кен)
Задавали мне вопрос, “а сколько досок ваш рекорд”?
Было время, когда я много выступал на показательных и колотил доски пачками. Самое большое – это 5 дюймовок (2.5 см) прямым ударом кулаком (12,5 см общая толщина массива без проставок между досками).
Правда в то время редко что удавалось записать на видео. Да и камеры были кассетными с магнитной лентой. Может что-то и завалялось где-то в архивах, но это нужно искать и оцифровывать.
Зато как сейчас хорошо! Вот эти записи сделаны на мой мобильник:
Тамешивари накадака иппон кен
Разбивание кирпичей рукой как называется
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяКак сломать кирпич?!
Тамешивари - это прежде всего концентрация и уверенность в себе. Раньше именно для этого и крушили кирпичи и доски: дабы поверить в себя и проверить свои способности. Для тех же, кто всегда горел желаниме сломать кирпич, но боялся спросить "как?" - вот ответ. Причем к карате сие занятие не имеет ни малейшего отношения. Начать следует с твердой и стабильной поверхности. Толстая металическая плита подошла бы идеально, но за отсутствием таковой можно использовать несколько дополнительных кирпичей. Возьмите пальцами левой руки край кирпича. Поднимите ударную руку высоко над головой и затем как можно резче нанесите удар по центру кирпича. Тем самым Вы выполняете сразу две задачи: во-первых, это помогает сломать кирпич, и во-вторых, это не оставляет времени как следует подумать над тем безумием, что Вы совершаете :) Также важно повернуть кисть за мгновение до нанесение удара, это увеличит скорость. Третье, что необходимо сделать, отпустить левый край кирпича в момент нанесения удара. Таким образом Вы как бы удваиваете эффект от удара. Удар наносится ребром ладони, тем самым где находится мизинец, но не вздумайте бить костяшкой самого мизинца, иначе он просто сломается. Не кирпич, а Ваш палец!
Теперь можете идти и поразить друзей своими супер способностями :)
Поскольку довольно часто поверхность кирпича рыхлая, то лучше если Вы накроете его тряпкой во избежании повреждений руки. По крайней мере на первое время. "Набившие руку" в этом деле люди рекомендуют использовать кирпичи с отверстиями (легче ломаются), а если Вы подержите кирпич в горячей печи в течении нескольких часов, то задача упростится ещё в несколько раз.
Казалось бы куда уж проще, однако, можно и проще :) Следующий вариант: возьмите кирпич в левую руку так, чтобы рука находилась между кирпичем и твердой поверхностью, предварительно постелив какую-нибудь прокладку между тыльной стороной руки и основанием, на котором Ваша рука лежит. Это поможет скрыть тот факт, что Вы мухлюете. Размахнитесь, как в первом варианте, одновременно слегка приподняв правый край кирпича, и нанесите резкий удар, одновременно разжав левую руку, чтобы кирпич при нанесении удара свободно ударился правым краем о поверхность. Если оба этих варианта Вам не подходят, то можете попробовать третий, для особо ленивых. Все как и раньше, но вместо удерживания кирпича рукой, положите под один край что-нибудь маленькое и ломкое, что во время нанесения удара легко сломается, позволив кирпичу стукнуться о поверхность, тем самым увеличив силу удара. Вы мастер!
Конечно же, ни одна из приведенных техник не является настоящим тамешивари. Тем не менее, положительные эмоции ещё никому не приносили вреда. разве что костяшкам мизинца :)
Разбивание кирпичей рукой как называется
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяТамешивари
Тамешивари – акт ломания всякой всячины,как-то: льда, дерева, кирпичей, цемента, черепицы и у абсолютного большинства людей ассоциируется ни с чем иным, как с каратэ. Тамешивари верный способ удивить даже полуслепого бомжа, благодаря своей зрелищности. Оно прекрасно подходит для различного рода демонстраций. Однако, только при одном условии. если вы не делаете его по настоящему.
Как и все в этой жизни, тамешивари не только черное и белое, или сломать/не сломать. Важно понимать как, что и почему надо ломать.
Существует две категории тамешивари, которые можно охаректеризовать следующим образом:
1. Настоящее тамешивари
Это такой вид ломания, которым заниматься в принципе не стоит. Став популярным благодаря основателю киокушина по имени Масутатцу Ояма, тамешивари включает несколько мер предосторожности (если только ваше тело не служило прототипом для героя фильма "Железный человек"), и является тестом силы воли, физической силы, техники и концентрации.
Настоящее тамешивари настолько прикольная вещь, что стала официальным разделом в соревнованиях по киокушину, где участники готовы сломать все до последей косточки на своем теле лишь бы заработать золотую медаль. Чем больше досок вы сломаете, тем больше шанс выиграть.Именно спецы по реальному тамешивари являются наиболее уважаемыми в кругах киокушинкай, воплощая почти что образ супергероя.
Настоящее тамешивари является сложным занятием, так что. «не пытайтесь повторить его дома».
2. «Ненастоящее тамешивари»
Этот вид крушения всего и вся является стопроцентным шоу, способом развесилить толпу. Если уж быть откровенным, то погоня за все более и более зрелищными способами разломать что-нибудь, превратило этот вид, эмм. тамешивари в целую индустрию, сконцентрированную на уничтожении предметов на глазах у бурлящей толпы. В ход идет все: бейсбольные биты из бальзового дерева; полые цементные блоки; лед; ненастоящее киношное стекло (типа бронированное); пересушенные доски и прочие продукты сомнительной прочности. Чем более крупный объект ломается и чем больше он гремит и создает мусора – тем он «качественнее».
Наиболее знаменитыми в данной области спорта являются различные обладатели «мировых рекордов» в различных дисциплинах. Хотя, их скорее надо называть специалистами по спецэффектам, нежели по боевым искусствам.
Кстати, забавная история (основанная на реальных событиях) произошла с одним из членов Атлетической Коммиссии штата Невада, которая регулирует правила ММА, включая и UFC. В смешанных единоборствах, как мы знаем, запрещен нисходящий удар локтем (отоши эмпи). Причиной этого запрета стала именно одна из таких демонстраций фальшивого тамешивари. Так вот, один из членов атлетической коммиссии, как-то побывал на показательном выступлении где каратист используя именно нисходящий удар локтем разбил в дребезги серьезное количество льда. Комитетчик настолько был поражен увиденной "смертельной" техникой, что вскоре этот удар локтем был запрещен на соревнованиях. И запрет действует до сих пор. Вот так-то.
Теперь, когда вы полностью разбираетесь во всех видах тамешивари и являетесь достаточно опасным человеком (кто бы сомневался), возможно, вы захотите что-то сломать? С чего начать? Как это вообще делается? Ниже я попытаюсь бегло пройтись по нескольким наиболее важным аспектам досколомательства. И не важно, используется сие занятие для аттестации на пояс, показухи, турниров или просто развлечения.
Будьте осторожны при выборе оружия
В тамешивари есть как опасные способы исполнения, так и менее опасные. Степень риска связана с выбором части тела, которую вы хотите использовать для удара (ну, какую вам не жалко :). Какой из способов является наиболее безопасным, спросите вы? Удар стопой! Желательно в ботинке. Ступня создана для хотьбы, прыжков и вообще, с ее помощью даже вино делают, поэтому быстро овладеть данным методом не составит особого труда.
Однако, несмотря на всю простоту, разбивание стопой не столь зрелищно, как того хотелось бы. Поэтому следующими частями тела, над которыми можно поиздеваться, являются локти и колени. Чуть выше на лестинце риска стоит кулак. Держите кулак всегда сжатым, кроме тех случаев, когда вы знаете, что делаете. Сильная рука = сжатый кулак. Недаром в нашей ежедневной практике мы отрабатываем удары именно рукой сжатой в кулак.
И напоследок, кажущееся экзотичным разбивание стопки досок лбом, не такое уж бестолковое занятие, как может показаться на первый взгляд. К удивлению, лоб весьма и весьма грозное оружие способное выдержать многое, однако, не забывайте, что он всё-таки крепится к шее.
Жесткость путь к успеху
Один из секретов успешного тамешивари не только жесткий материал, который вы собираетесь ломать – доски, цемент, лед и т.д, но и поверхность, на которой все это стоит. От этого может зависить успешность всего мероприятия. Если ваша сила аммортизируется (или поглащается) мягким или прогибающимся под ударом материалом (например, мокрая доска), то попытка может и провалиться.
Сколько раз приходилось наблюдать за попытками сломать бейсбольные биты, которые не имели под собой жесткой опоры (выскальзывали из рук оппонентов или креплений).
Зазоры решают
Чем больше слоев досок/льда/кирпичей вы ломаете, тем круче все это вяглядит! Все это знают. Но существует астрономическая разница между двумя способами складывания досок (пусть доски у нас будут исходным материалом). Первый способ: ложить доски прямо одну на другую. Второй: оставлять между досками небольшой зазор, например, в виде тонких реечек. Этот зазор просто жизнено необходим! Почему? Потому-что без него уровень сложности возрастает с каждым новым добавляемым слоем. Однако, с зазором между досками вы практически не почуствуете разницы ломая пять, десять или двадцать досок.
В классическом тамешивари киокушина доски кладутся без зазора. Поэтому пять или шесть досок уже являются практически максимумом даже для элиты! Однако, стоит сделать между досками небольшой зазор, как случится нечно магическое и вы легко можете удвоить, а то и утроить стопку, устроив гораздо более зрелищное шоу.
Дерево, лед или кирпичи?
Очень важно, правильно выбрать материал.
Самым простыми и клевым материалом является лед. К тому же он дешев. Все что для этого необходимо – морозильник чуть больше обычного и некоторое время. Преимущества разбивания льда очевидны: это выглядит гораздо сложнее чем есть на самом деле; в отличии от досок и кирпичей, разбивание льда весьма необычно; технически это делается несложно и разлетающийся на куски лед выглядит очень эффектно. Кроме того, можно использовать довольно тонкие куски льда, всего в несколько сантиметров, по зрелищности они мало уступает толстым глыбам.
Дерево идет вторым по списку. Стоит учесть, что необходимо найти подходящее дерево, абы какое не сгодится. Обычно, доски изготавливаются для того, чтобы выдержитвать какую-то нагрузку извне, и горькая правда заключается в том, что большинство досок без труда выдержат достаточно мощный удар, включая вертушку Чака Норриса. Сколько людей переломали себе руки и ноги в попытках разбить недостаточно жесткие или сухие доски. Также следует добавить, что ломать доски необходимо по ходу волокна, иначе будут проблемы.
Черепица стоит еще на один уровень выше. Хорошая новость: черепица не предназначена для того, чтобы ее ломали. Плохая: поверхность черепицы сами знаете какая, поэтому сила удара распределяется по ней неравномерно. Тем не менее для разбивания черепицы подходят именно удары шуто (ребром ладони). Хотя и тут есть свой секрет. Можно подержать черепицу в горячей печи, и что называется испечь, что сделает их ломание гораздо более приятным занятием.
Кирпичи еще более крутая цель нежели черепица, ведь не даром их используют для строительства домов и стен. Возьмите пальцами левой руки край кирпича и слегка приподнимите. Занесите ударную руку высоко над головой и затем как можно резче нанесите удар. Тем самым вы выполняете сразу две задачи: во-первых, это помогает сломать кирпич, и во-вторых, это не оставляет времени задуматься над совершаемым безумием :) Третье, что необходимо сделать, отпустить левый край кирпича (тот, который вы держите, и который приподняли) в момент нанесения удара. Таким образом эффект от удара удвоится засчет удара самого кирпича об твердую основу. Удар наносится ребром ладони, тем самым где находится мизинец, но не вздумайте бить костяшкой самого мизинца, иначе он просто сломается. Не кирпич, а ваш палец!
Поскольку довольно часто поверхность кирпича рыхлая, то лучше накрыть его тряпкой во избежании травмы. По крайней мере на первое время. "Набившие руку" в этом деле люди рекомендуют использовать кирпичи с отверстиями (легче ломаются), а если подержать кирпич в горячей печи в течении нескольких часов, то задача упростится ещё в несколько раз.
Скептики могут сказать, что тамешивари не имеет ничего общего с каратэ. Однако, если мы говорим о настоящем тамешивари, то ни одна другая из дисциплин боевых искусств не сможет измерить силу воли и концентрацию лучше чем тамешивари. Опытные крушители подтвердят, что данное ремесло состоит на 90% из психологической и на 10% из физической подготовки. Весь секрет в голове. Если вы будете верить, то сможете свренуть горы. Если оставить всю показушную шелуху, то настоящее тамешивари целиком и полностью состоит из готовности на этот удар - нельзя позволять сомнениям закрасться в сознание даже на долю секунды. Засомневаетесь и ваше здоровье может оказаться под угрозой, поскольку что-то да должно сломаться.
Не будьте этим «чем-то».
Да, и не пытайтесь повторить это дома. Особенно без предварительной подготовки. Особенно без опытного инструктора. Используйте голову!
Насмотревшись первых фильмов про карате в 80-х и разбивание предметов, все с увлечением стали тренироваться в разбивании руками кирпичей и досок. Но японское искусство Тамешивари (разбивание досок) имеет и глубокие русские корни.
Эти игры проводились в доме, во дворе или в местах общего сбора всех деревенских жителей. Состязания устраивали в праздники, выходные дни, в большом кругу деревенских жителей и гостей из других мест.
Перед праздником кирпичи подвозили на телегах к местам будущих игр и проверяли на прочность. Обычно ударом руки или головы ломали по одному кирпичу, некоторые бойцы, разбивали рукой по два три кирпича сразу, или два кирпича головой.
Были три вида состязаний на разбивание предметов, которые разбивали рукой, головой и грудью. В первом виде игры рукой ломали кирпич, палку или сидение табурета, край или угол столешницы. Иногда ломали лёд в ведре или комки соли. Во втором виде игры лбом ломали кирпич, штакетины или доски ограды. В третьем виде грудью ломали жерди и оглобли. Палки были около пяти сантиметров в диаметре. Толщина досок была от двух до пяти сантиметров, ширина около пятнадцати сантиметров. Диаметр жердей был около семи сантиметров, длина около трёх метров.
Предметы устанавливали на две импровизированные опоры, сделанные из двух других кирпичей, или клали на табуретку, отбивая рукой край выступающего кирпича. Палки клали на одну или две опоры. Дощечки могли прибить между двумя венцами бревенчатого дома. Оглобли устанавливали поперёк открытых ворот, они должны был быть сухими и плотно примыкать к столбам.
Когда наступала зима, соревновались в разбивании льдин, которые выпиливали из озера. Чаще всего били не голыми руками, а одевали специально намоченные и замороженные рукавицы. Это уберегало руку от ранений об острые края ледяных осколков.
Очень большое распространение получили состязания в пробивании доски гвоздем. Существовало 3 способа. В первом случае боец брал гвоздь в кулак и пробивал гвоздем доску. Во втором гвоздь забивали ладонью, как молотом, в третьем случае гвоздь упирали шляпкой в ладонь и с размаху вгоняли в доску.
Деревянные палки также разбивали ногами. Палку, обычно жердину, упирали одним концом в стену дома, а другим в землю и наносился удар ногой. Ударами ног ломали так же жердины в изгороди и колья в заборе.
Разбивание предметов: подготовка и отработка набивки
Для успешного разбивания предметов бойцы набивали край ладони, укрепляли шею и лоб. Набивка была распространённым занятием. Вначале край ладони и кулак постукивали о свою ладошку, о бедро или колено, постепенно переходили к набивке о плоские поверхности, а затем к набивке об острые грани. Набивка была длительной, но при этом не занимала много свободного времени, так как велась параллельно какому-либо занятию, например, беседе.
Целью набивки было укрепление ударной стороны руки, чтобы сделать её твёрдой и нечувствительной к боли. Руку колотили потихоньку, закаляя её постепенно. По мере закалки разбивая тонкие дощечки постепенно переходя на толстые доски. Начинали бить нижней стороной кулака, а затем краем ладони. Не малую роль в укреплении и закалке рук, играл ручной крестьянский труд. От постоянного сжимания орудий труда, мышцы края ладони укреплялись так, что набивка порой была не нужна. Удары ребром ладони и низом кулака встречались в работе печника и жестянщика, где мастера, в моменты филигранной работы, больше доверяли собственным рукам, нежели инструменту.
У русских, наряду с кулачными ударами, в драках были распространены удары краем ладони и головой. Удары ребром ладони наносили по шее, лицу, корпусу. Удары по шее назывались «бить в лён», «рубить лён». Удары головой наносили сопернику в лицо, грудь. Такие удары назывались «брать на калган».
Разбивание кирпичей в киокушин карате
Среди всех приемов разбивания предметов те, которые позволяют ломать кирпичи, - одни из наиболее интересных. Как и приемы разбивания камней, они придают новичку ощущение даже большей мощи. Разбивание кирпичей, как и все подобные приемы, требуют соблюдения правил, которые нельзя отделить от исполнения приема.
Довольно нетрудно однажды сломать один-единственный кирпич, но разбивание кирпичей как постоянная практика требует духовной силы и уверенности в себе. Если вы не обладаете подобной уверенностью, вы не сможете разбить ни кирпич, ни что-нибудь другое. Кирпичи, которые вы видите на этих фотографиях, - обычные японские красные кирпичи. Однако успех приемов разбивания существенно различен в зависимости от качества кирпичей, которые вы для этого используете. Мы лично сделали, однажды страшную ошибку, двенадцать лет назад демонстрируя в Мексике разбивание кирпичей и выбрав неверный тип кирпича. Лучший тип кирпича для сокрушительной техники Каратэ - это тот, который легок в руке и не звенит, когда вы стукнете его о другие. Избегайте того типа кирпичей, которыми американцы часто мостят улицы, потому что они тверды, как железо, и невозможно разбить их голыми руками. С другой стороны, обычные красные кирпичи вы сможете ломать по паре штук за раз. Даже новичок, если он достаточно упорно практикуется, может надеяться, что когда-нибудь станет способен сломать и целых три кирпича одновременно.
Те люди, которые могут на самом деле сломать сразу три кирпича ребром ладони, конечно, заслуживают права называться мастерами "руки-ножа". Любой, кто может сломать больше, чем два кирпича одним ударом, мог бы, вероятно, использовать ту же самую технику, чтобы перебить шею крупной собаке. И он мог бы также отрубить рог быку.
Мой собственный опыт показал, что можно сломать шею любой японской собаки одним ударом "руки-ножа". Я делал это не раз, хотя это и было уже несколько лет назад. То же самое я могу сказать и о бычьих рогах. Несмотря на нашу настойчивость и наличие надлежащего преподавателя, что обязательно для обучения Каратэ, мы должны тщательно изучить камень или кирпич, который собираемся ломать. Хотя сегодня число людей, занимающихся Каратэ, увеличилось, я был одним из первых, кто ломал шеи собак ребром руки и отрубил рога приблизительно у сорока быков, и поэтому лучше .других понимаю потребность в компетентных тренерах Каратэ. Возраст, конечно, дает нам опыт в технических навыках, но он также ведет к неизбежной потере силы и скорости, поэтому мы должны изучать методы разбивания предметов в наши молодые годы и под руководством хороших преподавателей. Хотя мы и не можем дать четкий математический анализ всех приемов, мы хотели бы объяснить их с точки зрения динамики. Другими словами, мы хотим объяснить их так, что даже новичок поймет это.
Когда мы только начинали изучать приемы Каратэ, позволяющие разбивать камни и кирпич, мы, конечно, испытывали некоторые сомнения относительно реальной мощи приемов Каратэ. Разумеется, до этого мы слышали о мастерах, способных разбить камень или кирпич, но еще не видели своими глазами ни одного реального примера. Наконец, после того, как мы нашли собственные методы разбивания предметов, мы показали их одному очень известному китайскому мастеру Кэмпо, и он воспринял это со страхом, смешанным с восхищением, хотя в нашем исполнении эти упражнения и не выглядели слишком легкими.
Конечно, любому легко идти по следам первооткрывателя. Кто угодно может добраться до Америки после того, как Колумб уже открыл этот континент, потому что повторить однажды сделанное открытие не так уж и трудно. Теперь, когда мы нашли свои способы разбивания камней и кирпичей и наши приемы широко распространились, любой здоровый человек сможет совершить это. Это, конечно, хорошо, но мы хотим указать, что даже правильно исполненный прием разбивания предметов может сломать вам кости.
1. Кирпич лучше разбивать на наковальне, которая должна быть насколько возможно большой в интересах устойчивости. Наковальню устанавливают примерно на высоте сиденья стула, а очень высокий человек может использовать наковальню на высоте своих коленей. Человек с быстрыми рефлексами нерва мог бы поставить наковальню и прямо на землю, но вернее все же будет установить наковальню на уровне чуть выше ваших собственных коленей. В одном конце наковальни кладут полотенце, свернутое примерно по ширине руки. Кирпич берут в руку, которую вы собираетесь использовать для его удержания, а полотенце используют для защиты тыльной стороны ладони от травмы. Обычно это левая рука, и она охватывает примерно треть кирпича.
2. Положите другое свернутое полотенце на кирпич в том месте, по которому вы намереваетесь ударить. Эта точка должна находиться чуть ниже центра кирпича. Место, в котором кирпич сломается легче всего, находится примерно в четырех девятых от его края. Покрепче ухватите верхнюю треть кирпича и поднимите его конец приблизительно на высоту одного пальца от наковальни.
Читайте также: