Орнамент в архитектуре с угловым наклоном кирпича
Орнамент в архитектуре с угловым наклоном кирпича
Архитектурная выразительность современных кирпичных зданий достигается не устройством массивных карнизов, колонн, пилястр и других сложных элементов, а применением декоративно-рельефной кладки.
Кладку, сочетающую четкую сетку фасадных швов с композициями из плоских или рельефных рисунков, называют декоративно-рельефной (рис. 3.96). При этом торцы зданий, простенки, подкарнизные полосы и другие участки стен украшают декоративными фигурами, стилизованными рисунками, придающими фасадам своеобразие.
Декоративные узоры, образованные кирпичами различного цвета, называют орнаментом (рис. 3.97). Хорошо сочетаются цвета белый и желтый, желтый и красный, красный и белый. Не рекомендуется укладывать подряд в одном ряду более трех кирпичей одинакового цвета: это усложняет контроль в процессе кладки.
Орнамент составляют из повторяющихся геометрических фигур или используют стилизованные мотивы, взятые из природы.
Орнаментом украшают фризы – декоративные полосы в верхней части стены, простенки и т. д.
Рис. 3.96. Декоративно-рельефная кладка на торцовой стене здания
Рис. 3.97. Варианты плоского орнамента, выложенного из кирпича
Наряду с плоским орнаментом применяется рельефный, образованный выступающими из плоскости стены кирпичами (рис. 3.98). Такие вставки из цветных кирпичей при солнечном освещении создают на фасаде игру светотеней. Кладку выступающих элементов орнамента ведут только из полнотелого кирпича.
Рис. 3.98. Пример рельефного орнамента
Индивидуальность внешнего облика зданий достигается оформлением углов и простенков поясками из кирпичей другого цвета, декоративными композициями, создаваемыми за счет чередования кирпичей белого и красного цвета.
Композиции, оформляющие плоскости глухих стен, подчеркивают архитектурно-художественную выразительность здания (рис. 3.99). Их содержание и масштаб увязывают с назначением сооружения.
Рис. 3.99. Оформление глухих торцовых стен здания
Для архитектурного оформления фасадов используют разнообразные приемы (рис. 3.100). Например, из плоскости простенков выступают ненесущие пилястры из силикатного кирпича со сплошным вертикальным швом. Участки кладки под окнами, над перемычками и вертикальные ряды, обрамляющие проем, выкладывают из кирпича красного цвета. Это придает фасадам нарядный вид.
Рис. 3.100. Пример архитектурного
оформления оконных проемов
Кладку стилизованных (условно-декоративных) изображений животных, растений или других рисунков (рис. 3.101) осуществляют по шаблонам. Каменщику, выполняющему такие рисунки из кирпича, необходимо постоянно следить за толщиной швов, правильностью перевязки, точностью изображения, качеством и цветом укладываемых кирпичей.
Только при соблюдении этих требований и высоком качестве работ достигается эффект и зданиям придается архитектурно-художественная выразительность.
Рис. 3.101. Стилизованный рисунок, выложенный кирпичом
3.13.4. Лицевая кладка
Кладка, у которой наружная верста выложена из отборного окрашенного или офактуренного кирпича, называется лицевой (рис. 3.102). Такую кладку осуществляют по однорядной или многорядной системе перевязки.
Рис. 3.102. Лицевая кирпичная кладка с однорядной (а)
и многорядной (б) перевязкой шва
На фасадную (лицевую) поверхность укладывают кирпичи с ровными гранями и одинаковым цветовым оттенком. Наружную версту выполняют одновременно с кладкой, перевязывая с остальной частью стены.
Фасадные швы должны иметь одинаковую толщину и быть аккуратно расшиты.
Для лицевой кладки используют утолщенный силикатный кирпич с неокрашенной или окрашенной поверхностью (рис. 3.103), а также утолщенный керамический кирпич из бело-жгущихся глин или с цветной, либо с глазурованной поверхностью ложка и тычка.
Система перевязки однорядная или многорядная – четыре ложковых ряда перевязаны тычками. Лицевую версту выкладывают одновременно с кладкой и перевязывают ее с остальной частью стены. Наружные швы тщательно расшивают.
Рис. 3.103. Лицевая кладка из утолщенного силикатного кирпича
Для лицевой кладки используют пустотелые керамические камни, изготовленные из светложгущихся глин или имеющие разнообразную фактуру и цвет (рис. 3.104). Кладку ведут только по цепной системе перевязки. Наружную версту выкладывают камнями с однородным цветовым оттенком, правильными гранями и углами. Швы на лицевой поверхности аккуратно расшивают.
Профильный кирпич расширяет декоративные возможности лицевой кладки (рис. 3.105). Такой кирпич, имеющий выпуклую или вогнутую грань тычка или ложка, укладывают в наружную версту. Кладку ведут по однорядной или многорядной системе перевязки с использованием обычных инструментов и приспособлений.
Рис. 3.104. Лицевая кладка из керамического камня
Рис. 3.105. Лицевая кладка из профильного кирпича
Таким видом лицевой кладки выполняют декоративные полосы (фризы), окаймляющие верхние части стен, отдельные вставки и глухие участки торцов здания.
Лицевую кладку используют как для наружных, так и для внутренней стен, лестничных клеток, вестибюлей и т. д. Декоративные свойства такой кладки могут усиливаться комбинациями цветов как самого материала, так и растворных швов, а также различными видами перевязки.
3.14. Контрольные вопросы
1. Что называют рабочим местом каменщика?
2. На какие зоны подразделяется рабочее место каменщика?
3. Как называется зона перемещения каменщика в процессе кладки?
4. Для чего предназначена свободная зона?
5. Какое приспособление предназначено для контроля поверхности выкладываемых стен?
6. Для чего применяется уровень?
7. Какие приспособления используются для линейных измерений в ходе выполнения кладки?
8. При помощи какого инструмента выполняют обработку швов?
9. Что обеспечивает применение порядовок?
10. От чего зависят способы раскладки кирпича?
11. От чего зависит производительность труда каменщика?
12. Как раскладывают кирпич для кладки наружной тычковой версты?
13. Какими приемами укладки кирпича пользуется каменщик?
14. В какой последовательности выполняют расшивку наружных швов?
15. Сколько трехчетверток укладывают в тычковых рядах при кладке прямого угла?
16. Какую минимальную толщину имеют кирпичные стены для размещения каналов?
17. Какие элементы стен можно выкладывать по многорядной системе перевязки?
18. Какая кладка называется «в пустошовку»?
19. Какую кладку называют «лицевой»?
20. Где размещают вентиляционные каналы?
21. Что называют перемычкой и сводом?
22. Как называются конструктивные элементы, перекрывающие оконные или дверные проемы?
23. Какова глубина заделки концов перемычек в кирпичную кладку?
24. Как называются перемычки из кирпичей, уложенных на ребро?
25. Что представляют собой арочные перемычки?
26. Какую кирпичную кладку называют декоративной?
27. Как называется декоративная кладка, в которой тычковые и ложковые кирпичи расположены поочередно?
28. Как называется декоративная кладка, в которой поочередно уложены тычковый и два ложковых кирпича?
29. Какую систему перевязки имеет «лицевая верста»?
30. Какую систему перевязки имеет «внутренняя верста» и «забутка»?
Орнамент на кирпичных стенах
Röben Klinker, Bricks | Brick-Design® Schulmensa Louise-von-Rothschild-Schule, Frankfurt:
brick lace parapet - Google Search
Opvallende privéwoning in Veldegem (Atelier Vens Vanbelle, Gent). Het speciale metselverband van Terca Etna stenen is een knipoog naar Japanse behangpatronen. Het onderstreept het bevreemdende karakter van de gevel en doorbreekt tegelijk het massieve metselwerkvolume. Aan de basis van het patroon lagen geen plannen, maar een Excelbestand.
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
- баланс и пропорции;
- характерный архитектурный ордер — определенная форма, состав и порядок вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов;
- использование таких материалов, как мрамор, кирпич и бетон;
- колоннады;
- стереобаты — нижняя часть храма или колоннады, «цоколь», обычно состоит из 3 ступеней;
- кариатиды;
- портик с фронтоном.
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- остроконечные арки;
- нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
- витражи;
- контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
- аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
- пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
- вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
- богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
- многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
- обилие деталей;
- позолоченная скульптура;
- яркие цвета;
- фрагментированные или намеренно неполные элементы;
- использование игры света и тени;
- ярко расписанные потолки;
- масштабные фрески;
- иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
- купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
- витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
- симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
- главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
- прочные строительные материалы;
- высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
- пилястровый ордер;
- стены лишены декора.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
- мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
- отсутствие строгой симметрии;
- богатая декоративная отделка;
- пастельные цвета;
- в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
- относительно небольшой размер построек;
- использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
- зеркала — важный элемент интерьера.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
- парадность;
- монументальность;
- мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
- обилие декоративных элементов;
- облицовка разноцветным камнем;
- лоджия вместо портика;
- позолота в деталях.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
- природный орнамент;
- плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
- пастельные, приглушенные оттенки;
- украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
- оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
- прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
- акцент на объем;
- асимметричность композиции;
- ленточное остекление;
- отсутствие декора;
- основные материалы — железобетон, сталь.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».
Орнаментальная кладка кирпича
Орнамент — древнейший вид художественной деятельности человека, когда-то его вязью покрывались не только стены жилища, но вся домашняя утварь и одежда, ведь считалось, что хитросплетения линий и фигур имеют охранительную способность. Конечно, сегодня в магию символов верят немногие, однако украсить кирпичные стены своего загородного дома геометричным кельтским, витиеватым ацтекским или «примитивным» африканским узором откажется редкий хозяин, если представит, как может выглядеть его родовое гнездо.
Цель орнамента — украшать, но ничто не мешает выложить цветным камнем на фасаде геральдический знак или старинное руническое благословение. Древний человек отражал в простейших знаках свои представления о мире (круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — движение), и многие сакральные значения так и остались в нашей культуре. А значит, орнамент может стать своеобразным посланием потомкам, средством невербальной коммуникации с миром.
Какие задачи решает орнамент? Очень важные:
- конструктивную — поддерживает архитектонику предмета, оказывая влияние на его пространственное восприятие;
- репрезентационную — увеличивает впечатление ценности предмета;
- эксплуатационную — облегчает пользование предметом;
- психическую — воздействует на человека своим символизмом.
Колонны и пилястры, украшенные простой вязью геометрического узора, сандрики и подоконные ниши, выделенные цветом, обретают выразительность, даже если облицованы самым привычным гладким кирпичом. Рисунок можно придумать самостоятельно или позаимствовать в народных промыслах, благо источников вдохновения сегодня множество.
Орнаменты могут состоять из элементов самого разного порядка (растительных, зооморфных, геральдических), хотя кирпичная кладка прямо-таки просит использовать геометрический узор. Подходящие рисунки для такой кладки легко найти среди кельтских ленточных узоров или традиционных мотивов народной вышивки.
Геометрический орнамент, состоящий из простейших геометрических элементов: точек, прямых, ломаных, пересекающихся линий и зигзагов, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов (простых и двойных), спиралей; более сложный орнаментальный мотив — меандр. Для геометрического орнамента характерно строгое чередование элементов и их цветового сочетания. Славянская вышивка Кельтские традиционные узоры
Основа любого орнамента — ритм. Им пронизана вся жизнь природы: суточный, годовой, солнечный, ритм прибоя и песчаных дюн в пустыне. Художники древности пытались запечатлеть его в повторении и чередовании фигур и линий, ленты повторяющихся мотивов воплощали идею бесконечности Вселенной. В кайме или фризе одностороннее движение орнамента ограничивало пространство, давая ощущение стабильности мира.
До сих пор в национальных орнаментах просматриваются ключевые символы, позволяющие человеку строить взаимоотношения с миром. Восьмиугольная розетка символизирует Солнце, а знак Воды напоминает свернувшуюся змею. Ромбы, по древним славянским поверьям, воплощали богиню Земли и служили охранным символом, который покровительствует плодородию и приносит счастье. Звезды, разбросанные по плоскости или собранные в правильный орнамент, это Вселенная, которая уже не хаотична, а упорядочена и исполнена гармонии. Узоры со стилизованными розами обозначают бесконечное солнечное движение с вечным возрождением, а там, где розы (рожи) вписаны в систему геометрического узора, это не просто цветы — это цветы-звезды, которые воплощают представление о все той же упорядоченной Вселенной. Крест нередко выступал оберегом, противодействующим силам зла.
Фриз орнаментированная композиция, предназначенная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания. Кайма узорная полоса, обрамляющая плоскость.
Что можно выложить из цветного кирпича?
Практически все, что пожелает душа. Существует три основных вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.
Розетта замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии; на основе розетт строится орнамент в круге. Раппорт ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент. Бордюр полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы; замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.
Из повторяющихся точек и линий, простых фигур можно собрать самые разнообразные орнаменты, обладающие высокой выразительностью и способные оживить даже самые скучные стены. А результат сможет превзойти самые смелые ожидания.
Практические примеры орнаментов из кирпича
Бордюры «Рушники» Двухцветные узоры Трехцветные узоры Орнамент в сочетании с рельефной кладкой Декоративная лицевая кладкаОрнаментальная кладка кирпича
Орнамент — древнейший вид художественной деятельности человека, когда-то его вязью покрывались не только стены жилища, но вся домашняя утварь и одежда, ведь считалось, что хитросплетения линий и фигур имеют охранительную способность. Конечно, сегодня в магию символов верят немногие, однако украсить кирпичные стены своего загородного дома геометричным кельтским, витиеватым ацтекским или «примитивным» африканским узором откажется редкий хозяин, если представит, как может выглядеть его родовое гнездо.
Цель орнамента — украшать, но ничто не мешает выложить цветным камнем на фасаде геральдический знак или старинное руническое благословение. Древний человек отражал в простейших знаках свои представления о мире (круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — движение), и многие сакральные значения так и остались в нашей культуре. А значит, орнамент может стать своеобразным посланием потомкам, средством невербальной коммуникации с миром.
Какие задачи решает орнамент? Очень важные:
- конструктивную — поддерживает архитектонику предмета, оказывая влияние на его пространственное восприятие;
- репрезентационную — увеличивает впечатление ценности предмета;
- эксплуатационную — облегчает пользование предметом;
- психическую — воздействует на человека своим символизмом.
Колонны и пилястры, украшенные простой вязью геометрического узора, сандрики и подоконные ниши, выделенные цветом, обретают выразительность, даже если облицованы самым привычным гладким кирпичом. Рисунок можно придумать самостоятельно или позаимствовать в народных промыслах, благо источников вдохновения сегодня множество.
Орнаменты могут состоять из элементов самого разного порядка (растительных, зооморфных, геральдических), хотя кирпичная кладка прямо-таки просит использовать геометрический узор. Подходящие рисунки для такой кладки легко найти среди кельтских ленточных узоров или традиционных мотивов народной вышивки.
Геометрический орнамент, состоящий из простейших геометрических элементов: точек, прямых, ломаных, пересекающихся линий и зигзагов, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов (простых и двойных), спиралей; более сложный орнаментальный мотив — меандр. Для геометрического орнамента характерно строгое чередование элементов и их цветового сочетания. Славянская вышивка Кельтские традиционные узоры
Основа любого орнамента — ритм. Им пронизана вся жизнь природы: суточный, годовой, солнечный, ритм прибоя и песчаных дюн в пустыне. Художники древности пытались запечатлеть его в повторении и чередовании фигур и линий, ленты повторяющихся мотивов воплощали идею бесконечности Вселенной. В кайме или фризе одностороннее движение орнамента ограничивало пространство, давая ощущение стабильности мира.
До сих пор в национальных орнаментах просматриваются ключевые символы, позволяющие человеку строить взаимоотношения с миром. Восьмиугольная розетка символизирует Солнце, а знак Воды напоминает свернувшуюся змею. Ромбы, по древним славянским поверьям, воплощали богиню Земли и служили охранным символом, который покровительствует плодородию и приносит счастье. Звезды, разбросанные по плоскости или собранные в правильный орнамент, это Вселенная, которая уже не хаотична, а упорядочена и исполнена гармонии. Узоры со стилизованными розами обозначают бесконечное солнечное движение с вечным возрождением, а там, где розы (рожи) вписаны в систему геометрического узора, это не просто цветы — это цветы-звезды, которые воплощают представление о все той же упорядоченной Вселенной. Крест нередко выступал оберегом, противодействующим силам зла.
Фриз орнаментированная композиция, предназначенная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания. Кайма узорная полоса, обрамляющая плоскость.
Что можно выложить из цветного кирпича?
Практически все, что пожелает душа. Существует три основных вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.
Розетта замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии; на основе розетт строится орнамент в круге. Раппорт ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент. Бордюр полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы; замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.
Из повторяющихся точек и линий, простых фигур можно собрать самые разнообразные орнаменты, обладающие высокой выразительностью и способные оживить даже самые скучные стены. А результат сможет превзойти самые смелые ожидания.
Практические примеры орнаментов из кирпича
Бордюры «Рушники» Двухцветные узоры Трехцветные узоры Орнамент в сочетании с рельефной кладкой Декоративная лицевая кладкаЧитайте также: