Когда в риме начали строить из кирпича
Строительство из бетона в древнем Риме.
В правлении римского императора Августа начинается расцвет бетонного строительства — второй его период. В это время в Риме возводится ряд крупных общественных зданий. Грандиозное строительство было неотъемлемой частью политической программы новой монархии. Рим как столица, центр империи, должен был быть хорошо украшен. Кроме того, он должен был вместить огромные массы людей.
К этому времени в основном стандартизируется состав бетонной смеси и технологии его приготовления. Так, крупный заполнитель уже представлял собой камни размером до 100 мм, песок просеивался и для различных работ строго подразделялся по происхождению. Нередко в качестве крупного заполнителя использовали битую черепицу, называя в этом случае бетонную массу «структура цистациа» (structura cistacea).
Впоследствии бетон почти полностью вытеснил дерево и каменную кладку из прямоугольного камня, используемую при возведении арок и сводов, и лишь при строительстве наиболее ответственных сооружений, например мостов, по-прежнему использовалась каменная кладка, так как полного доверия к бетону пока не было.
Рис. 7. Восьмиугольный зал «Золотого дома Нерона»
Облицовка из плоского кирпича и черепицы в то время почти полностью вытесняет «ретикулат». Так выполнены термы Траяны, Торговые ряды Траяна в Риме и Вилла Адриана. Часть набережной Тибра в период правления этого императора также была изготовлена из бетона с облицовкой методом «ретикулат» и чередующимися рядами кирпича.
В Британии, Северной Африке, Германии, Испании — во всех римских провинциях прокладываются дороги, строятся многочисленные оборонительные сооружения, жилые и общественные здания. Бетонные своды этих построек имели несколько другое конструктивное решение, чем прежде. Они выполнялись не в виде кирпичных арок, заполненных бетоном, а в виде сплошного каркаса из кирпича, уложенного плашмя по деревянным доскам, на который поверху набрасывался бетон.
Рис. 11.сооружения из бетона
Арка Константина
Посте смерти Адриана намечается постепенный спад бетонного строительства. Это было закономерно и связано с начавшимся политическим и экономическим кризисами, которые на протяжении последующих 2,5—3 столетий сотрясают древнеримское рабовладельческое государство.
На общем фоне упадка, несомненно, были отдельные периоды подъема строительного дела. В это время построены термы Каракаллы и Домициана, где бетон был применен в стенах, сводах и бассейнах для купания. В 268 г. был закончен большой храм Минервы Врачевательницы (Minerva Medica). Ее сферический бетонный купол имеет весьма любопытную конструкцию. Каркас свода храма состоит, по мнению французского ученого Шуази, из меридиональных кирпичных арок, пространство между которыми заполнено бетоном.
Римские кирпичники
Эта статья, как бы, продолжение темы помпейской, и вместе с тем, начало новой темы.
Нет, про лазерные болгарки сегодня не будет ни слова. Но про крупных промышленников речь пойдёт. Таки, цивилизация :о)
Перед вами император римский Марк Аврелий.
Родился в 121 году н.э. происзодил от знатной фамилии, переселившейся в Италию из Испании. Впрочем, сегодня с упоминания я начинаю речь не об императорах, а о кирпичниках. Начала с него по той причине, что был этот император-философ сыном женщины, родом из семейства знаменитых кирпичников. Как связаны между собою Марк Аврелий и находка археологов рядом с небольшой итальянской деревушкой Теверине (Teverina) в 80 км к северу от Рима?
Именно там в 2005 году археологи откопали участок кирпичного завода с печами, в которых остались кирпичи с клеймами владельцев. Из таких же кирпичей сложены Колизей, Пантеон, рынок Траяна и Каракалла. Завод работал с I по V века н.э.
2 тысячи лет назад эти печи, должно быть, работали круглосуточно, поставляя кирпичи, из которых строили древний Рим. Завод находился в 50 милях к северу от Рима, недалеко от деревни Бомарцо ( Bomarzo (Viterbo) - маленькое и очень древнее поселение, основали его этруски, a древние римляне называли его Polimarium. Как многие древние селения Италии, Бомарцо расположен на вершине горной гряды. ) и рядом с рекой Тибр, что позволяло загружать красные кирпичи на лодки и перевозить вниз по реке.
По маркам кирпичей, имеющихся на колоннах Колизея и Пантеона, археологи уже знали, что они были сделаны двумя братьями, Туллом и Луцием Домициями (Domitii - семья Домициев была тесно связана римскими дворянами. Домиция Луцилла Младшая, была матерью будущего императора Марка Аврелия, который позже унаследовал кирпичный завод).
Доказательства, связывающие братьев с обнаруженными печами, были найдены археологами в латинской надписи, оставшейся на дороге, ведущей к кирпичному заводу, гласящей: «Iter privatum duorum Domitiorum» - « Частная дорога двух Домициев ».
Были разкрыты две печи, а также тысячи кирпичей, плиток для пола и черепицы, помеченные отпечатками полумесяца - марки братьев.
Профессор Тизано Гасперони, археолог из Университета Тусии, сказал:
«Находка особенно важна, поскольку это первый кирпичный завод, который, как известно, поставлял материал для самых известных зданий древнего Рима. Мы знаем, что братья поставляли кирпичи для таких больших сооружений, как Колизей, Пантеон и Рынок Траяна. Мы только что зацепили поверхность комплекса, и работа всё еще продолжается. Мы наткнулись на него случайно, изследуя другой проект, и это очень увлекательная находка».
Согласно римскому законодательству, кирпичники были обязаны маркировать свой продукт, чтобы они могли нести ответственность за качество зданий. У каждого римского кирпича был свой собственный знак - круглый, прямоугольный или лунный. Знак содержал его собственное имя, часто с именем места или владельца кирпичного завода. Кирпичи братьев Домициев содержат имя человека, ответственного за печь, - Титуса Грея Януария, название кирпичного предприятия и имена Туллия и Луция.
В печах Домициев археологи нашли более 100 таких марок, поэтому нет никаких сомнений в том, что участок в Мугнано поставил кирпичи для строительства самых важных памятников Рима. Марки были своеобразной особенностью печей.
Среди готовой продукции также оказались доли - терракотовые контейнеры для вина или оливкового масла, которые зарывались в землю по горлышко. Также были найдены ступки для измельчения семян трав и орехов в муку.
Профессор Гасперони сказал, что братья также занимались экспортом. Доли и ступки с маркой Домициев были найдены во всем Средиземноморье, особенно во Франции, в Испании и в Северной Африке.
Античная римская стена Античная римская стенаMugnano был идеальным местом для печей. Он был богат некоторыми из лучших глин и имел обилие воды и древесины.
В течение первой половины 1-го века н.э. печи оставались собственностью семьи Домициев более ста лет. Затем они были унаследованы императором Марком Аврелием и остались собственностью императора до тех пор, пока производство кирпича не закончилось в IV и V вв.
Кирпичный завод работал на двух объектах (филиалы?). Он, кажется, был очень успешным предприятием, которое действовало с первого века нашей эры до пятого века.
«Он был близко к реке Тибр, где кирпичи загружались на баржи и доставлялись в Рим. Другие кирпичи отправлялись в порт Остии, откуда их отвозили в другие места в Римской империи».
Завод № 2
В Эмилии Романья был обнаружен древнеримский кирпичный завод в почти идеальном состоянии. Комплекс, самый большой в регионе и один из крупнейших в Италии, был обнаружен вблизи канала в центральном итальянском городе Ронта.
«Это поистине необычная находка», - сказал представитель министерства культуры. «Он настолько хорошо сохранился, что с минимальной реставрацией он по-прежнему будет отлично работать сегодня». Античный комплекс имеет такое значение, что консорциум, проводящий работу над каналом, согласился отклонить свой маршрут, чтобы сохранить его остатки и обеспечить дальнейшие раскопки.
До сих пор археологи открыли две большие прямоугольные печи для обжига кирпичей, плиточный пол, который когда-то был частью производственного котла, большую терракотовую ванну и остатки стен.
Самое большое помещение с духовкой - 4,2 х 5 метров и имеет отверстие в центре, показывающее каверну внизу для прохождения огня. Она имеет стены высотой в два метра, поддерживающие слой, на который закладывали кирпичи.
Эксперты говорят, что помещение расширялось три раза, предположительно, это совпадало с периодом общего расширения кирпичного завода.
Жаровня во второй духовке, которая составляет 3,8 метра, построена из ряда арок и небольших стен, что позволяет размещать большие детали непосредственно над пламенем.
Реконструкция римской печи Реконструкция римской печиСтены комнаты сделаны из мягкой глиняной плитки, которая постепенно выпекалась под воздействием тепла.
Комплекс, который относится ко второму столетию до нашей эры, является вторым старейшим кирпичным заводом, открытым в Эмилии-Романья. Ранняя структура в Ca Turci Cesenatico была датирована концом 3-го века до нашей эры, когда римляне впервые заняли этот район.
Место Ronta было построено в более позднюю эпоху, и к этому времени римляне довольно хорошо обосновались и нуждались в комплексе (кирпичном производстве), способном работать быстрее и производить большие партии (и изделия больших размеров).
Несмотря на то, что территория уже обнаружена, археологи убеждены, что многое ещё предстоит найти, поэтому совет и консорциум согласились сменить маршрут прокладки канала.
В комплексе такого рода, почти индустриальном, как правило, было минимум три печи, поэтому их можно было использовать в тандеме, в то время как одна была загружена, другая подготавливалась, а третья разгружалась.
Поэтому возможно, что в этих раскопках есть еще много сюрпризов. Хотя кирпичи изпользовались предыдущими цивилизациями (до римлян), римляне популяризировали и распространили их изпользование.
Кирпич был настолько распространен в Риме, что Светоний написал Августу: «Я нашел Рим городом кирпичей и оставил его городом мрамора».
Но под мраморными поверхностями Рима кирпич был главным материалом, используемым в строительстве .
Римляне отличались между кирпичами, высушенными солнцем и воздухом (позже crudi), и теми, которые обжигались в печи (позже cocti). ( Видимо, речь о том, что именно римлянам принаждлежит переход в этих местах с выделки высушенного кирпича на обожжённый - Взор ). Обычно для изготовления кирпичей изпользовали беловатую или красную глину, часто смешивали её с соломой.
Римляне предпочитали делать кирпичи весной. Кирпичи хранились в течение двух лет, прежде, чем их использовали, и были намного тоньше, чем сегодняшние кирпичи, они больше похожи на современную плитку.
После падения Римской империи искусство кирпичного производства было потеряно в большей части Европы, сохранившись только в самой Италии. Центральная Европа не открывала навыки до 18 века, а Англия до 1100-х годов.
Тема оказалась интересной. Выношу благодарность комментатору темы Помпеи :о)))
Почему в Древнем Риме строили из тонкой плинфы и не экономили раствор? Размеры кирпича в разные столетия
Возможно, многие обращали внимание на детали древнеримских строений из тонкого кирпича. Он тоньше современных стандартов, а кладка зачастую производилась на такой же толщины раствор как и сам кирпич:
Это так называемая плинфа. Плоский кирпич с почти квадратными размерами. В Древнем Риме размер плинфы был 50х55х4,5 см, а в Византии - 30х35х2,5 см.
Тогда слой раствора в кладке был толщиной либо половина плинфы, либо равный толщине (высоте). С чем это связано? При поверхностном взгляде видно, что был перерасход раствора. Возможно, замесить его из нужных компонентов было дешевле, чем сформовать кирпичи, высушить их обжечь их. Историки пишут, что так повышалась сейсмоустойчивость зданий. Может быть из-за того, что кирпич не такой прочный как раствор.
Древний раствор очень прочный. В Древнем Риме – на основе римского бетона с добавлением вулканического пепла (обожженных в вулкане минералов). Поэтому, древние делали упор на прочность раствора, а не кирпича (как мы в наше время).
Еще такое наблюдение: большой ширины кирпичи неудобно брать одной рукой. Работать придется двумя руками. Или тогда работали в паре? Один кладет раствор, а второй укладывал плинфу?
Когда в риме начали строить из кирпича
ИСТОРИЯ КИРПИЧА:
ОТ ПОТОПА ДО ИВАНА ГРОЗНОГО
Никто точно не знает, когда именно древнему человеку впервые пришло в голову обжечь кусок глины, из которой он строил жилище, и получить таким образом прообраз керамического кирпича. Вероятно, это могло произойти тогда же, когда люди научились делать первые сосуды из обожженной глины. В Библии о кирпиче упоминается как о строительном материале эпохи расселения человечества после потопа.
В русский язык слово «кирпич» пришло из тюркских языков: так, по-казахски «қыр» - это «грань», а «пеш» — «печь». Кстати, на немецком «кирпич» - это «цигель» (сравните с ним обрусевшее «тигель» - печь). А то самое всем знакомое «цигель-цигель ай лю-лю», как предполагают некоторые историки кино, могло прийти в сценарий «Бриллиантовой руки» из обрывков одесского жаргонного идиша, где оно превратилось в междометие со смыслом «пошевеливайся» (идиш очень близок к немецкому).
Первые сохранившиеся образцы применения кирпича восходят к древнему Египту и Месопотамии. Египтяне, впрочем, предпочитали сырец и научились обжигать его, как считают историки, в эпоху римского владычества. А вот в Месопотамии обожженный кирпич начали широко применять в эпоху Урука или Джемдет-Насра (3100-2900 гг. до Р. Х.).
На протяжении веков и тысячелетий форма кирпича различным образом варьировалась. Так, в Англии привычный нам прямоугольный обожженный кирпич впервые появился только в XVI веке. В Германии материал дал название архитектурному стилю - кирпичной готике, царившей в стране с XII по XVI века. Образцы ее можно увидеть сейчас, не выезжая за пределы России — в Калининграде, бывшем Кенигсберге, где сохранились средневековые немецкие кирхи. Заокеанские строители бережно перенесли европейскую традицию на новую почву: в вашингтонском Национальном музее строительства имеется 1800 различных кирпичей, произведённых в США в конце XIX — начале XX века.
На востоке и в Азии кирпич шел своим особым путем, развивая орнаментальность, свойственную всей исламской культуре. И до сих пор восточный почерк в использовании кирпича нельзя спутать ни с чем.
На Руси в средние века использовали свой особый вид кирпича - тонкие обожженные пластины, которые назывались «плинфой». Однажды, рассказывают летописи, такая плинфа свалилась прямо на Ивана Грозного, когда он любовался еще не достроенным Софийским собором в Вологде. Археологи могут определить время и место производства русского кирпича по клеймам - к примеру, на московских раскопках. В столице Руси из стандартного кирпича стали строить с конца XV века. Как сообщают рукописные источники, в эпоху Ивана III итальянские мастера устроили за Андрониковым монастырем печь, «в чём ожигать кирпич и как делать, нашего Русского кирпича уже да продолговатее и твёрже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножём невозможно расколупить».
Кирпич
Изготовление кирпича в Древнем Египте
Многочисленные археологические раскопки позволяют нам с уверенностью говорить о том, что первые кирпичи в качестве строительного материала были применены человеком около 5 тысяч лет назад. Но кто именно изобрел кирпич достоверно сказать нельзя. Скорее всего, кирпич в том понимание, которое мы вкладываем в это слово был изобретением не одного человека, а плод эволюционного развития самой технологии постройки крепкого и недорогого жилища из подручных материалов. Ученым не удалось точно указать и найти место постройки первого строения из кирпича, но, то, что эти строения стали возводится в Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом (Междуречье), совсем не случайно. Дело в том, что в этих местах всегда вдоволь было воды, глины и соломы. И вся эта благодать освещалась жарким солнцем практически круглый год. Именно из этих природных материалов и строили свои жилища местные жители. Строения возводились из соломы обмазанной глиной.
Глина высыхала под солнечными лучами и становилась твердой, при этом не пропускала влагу и хорошо защищала от непогоды. Люди это заметили, а так как они стремились облегчить свой труд, то ими и был изобретен этот, незатейливый на первый взгляд, брусок из соломы и глины, получивший у нас название кирпич. Технология изготовления первых кирпичей была проста: клейкую глину смешивали с водой, добавляли для прочности и крепости солому, а уже сформированные таким образом кирпичи под горячими лучами солнца высыхали и становились твердыми как камень.
Изготовление кирпича-сырца
Это был еще необожженный кирпич или кирпич-сырец. Кирпич-сырец и сейчас в наше время широко используется во многих станах мира как основной строительный материал.
Первыми кто освоил технологию обжига кирпича в печи, стали древние египтяне. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, хорошо видно как производился кирпич, и строились из него храмы и дома. Например, городские стены Иерихона сложены из кирпича, который имел форму, сходную с нынешними батонами белого хлеба.
Стены Иерихона из кирпича
Кирпич стал основным строительным материалам в Междуречье и практически все города в период расцвета этой цивилизации были построены из него. Например, в Вавилоне красивейшем городе древнего мира все здания были построены из кирпича.
Большими мастерами в производстве кирпича и строительстве зданий и сооружений из него стали древние римляне и греки. Именно от греческого слова "plinthos", которое буквально и означает "кирпич" получили свое название плинфы, изделие, которое явило собой новую веху в истории производства кирпичей.
Это интересно: Другое греческое слово, "керамос", переводится как глина. А понятие "керамика" обозначает изделия из обожженной глины. Когда-то в древних Афинах мастера - горшечники жили компактно в одном из районов города. Этот район стал называться афинянами "Керамик".
Плинфы - наиболее древние обожженные кирпичи. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. Они были квадратными и крупных размеров. В Древнем Риме плинфа изготавливалась как правило следующих размеров 50 х 55 х 4,5 см,а в Византии 30 х 35 х 2,5.
Изготавливались плинфы и поменьше, но их использовали как черепицу. Как видим, древние плинфы были значительно тоньше современного кирпича, но это обстоятельство нисколько не мешало тем, же римлянам строить из них знаменитые римские арки и своды.
Внешние арки Колизея
Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась "полосатой". Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.
Кирпич в России
В домонгольской Киевской Руси, которая очень много переняла от культуры Византии, в том числе и строительные технологии, плинфа стала основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий и использовалась в древнерусском храмовом зодчестве 10 - начала 13 века, в частности из них были построены Софийский собор (Киев), 1037 год, Церковь Спаса на Берестове, 1113-25 годы, Благовещенская церковь (Витебск), Борисоглебская церковь (Гродно).
Первые кирпичные мастерские на Руси появились при монастырях. Их продукция преимущественно шла на нужды храма. Считается, что первым религиозным сооружением на Руси, построенным из кирпича, стала Десятинная церковь в Киеве.
Десятинная церковь в Киеве
Это интересно: В научной литературе высказывались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич, который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние предмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные ранее. Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. "половинки", особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Антониева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря - более 7 см).
На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве.
Это интересно: История появления первого завода по производству кирпича в Московском царстве довольно интересна. В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Но Аристотель начал не со строительства, а с налаживания производства кирпича с особой обжиговой печью. И очень быстро этот завод стал производить очень качественный кирпич. В честь архитектора его прозвали "Аристотелев кирпич". Из такого "глиняного камня" были возведены также стены Новгородского и Казанского кремля. "Аристотелев кирпич" имел практически идентичный современному кирпичу вид и следующие размеры 289х189х67 мм. "Государев кирпич" - первый в России, который предполагал перевязку швов.
Несмотря на исключительную популярность кирпича как строительного материала вплоть до XIX века техника производства кирпичей в России оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца или небольших переносных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот. Впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки.
Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей была придумана система клеймения. То есть каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак - клеймо, который наносился на кирпич. В XIX веке также появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.
Старый клейменный кирпич
Это интересно: При Петре 1 качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более 3 штук, то вся партия браковалась. При строительстве Санкт-Петербурга Петром I был введен т.н. "каменный налог" - плата кирпичом за въезд в город.
Современный кирпич обрел знакомые нам размеры - 250х120х65 мм - в 1927 году, его вес не более 4,3 кг.
Прошло 5 тысяч лет, а кирпич по-прежнему остается самым популярным строительным материалам и свое первенство не собирается уступать никому. Эволюция в развитие технологии производства кирпича и керамических изделий в чем-то сродни эволюции человека по теории Дарвина. Если провести аналогию, то сначала зарождение примитивных форм (глинобитные хижины), затем первобытный человек (кирпич-сырец), теперь человек современный (обожженный кирпич и керамические камни). Эволюционное развитие человека и технологии производства кирпича идут рука об руку, и эта закономерность свидетельствует, что пока существует наша цивилизация, будет существовать и кирпич, как основа всей строительной индустрии созданной человечеством за много веков.
Римский ригельный кирпич плинфа. История, вернувшаяся вновь!
Архитекторы и дизайнеры всего мира в поисках стилистических решений все чаще обращаются к устоявшимся традициям. Благодаря таким экспериментам появляются новые современные решения для оформления интерьеров и фасадов зданий. Не является исключением применение в архитектуре популярного сегодня узкого ригельного кирпича, истоки которого также уходят в далекое прошлое. В основе легендарной “Римской кладки” лежит использование плиты плинфы – тонкого обожженного кирпича. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры, до метра длинной. Считалось, что применение такого кирпича скрепляло кладку и помогало повысить сейсмоустойчивость зданий. Строили из плинфы с использованием толстого слоя кладочного раствора, зачастую равного по толщине самому кирпичу! В Византии такие стены почти никогда не штукатурились, благодаря чему такой стиль и вошел в историю. Например, в храме Иоанна Предтечи в Керчи, построенного около 9 века нашей эры. А в Киевской Руси плинфа была основным строительным материалом для возведения основных конструктивных элементов зданий.
Сегодня многие ведущие дизайнеры и архитекторы, вдохновленные “римской кладкой” переносят ее в современный дизайн, используя ее как в интерьерах, так и в экстерьерах зданий.
Римский ригельный кирпич использовался при строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси. Такой узкий обожженный кирпич имел самую различную форму и размеры. Это позволяло применять его в качестве конструктива зданий, а также их декоративных элементов. Широкий расшивочный шов, применяемый в работе с узким кирпичом позволял визуально вытянуть стены, придавая им своеобразный “полосатый” вид. Применение римского ригельного кирпича короткой длины помогало в возведении арок, оформлению декоративных элементов зданий и созданию необычного рисунка кладки на стенах сооружений.
Сегодня узкий кирпич так же способен сделать ваш дом интересным и уникальным, как в интерьерных решениях, так и в экстерьере здания. Особенно интересно смотрится кладка из такого кирпича на комбинированных фасадах или в качестве элементов декора. Здания с фасадом из ригельного кирпича одинаково хорошо смотрятся и посреди шумного города, и на фоне величественных природных пейзажей.
За счет применения кирпичей формата лонг (Long) создается подробный рисунок, который имеет камуфляжный эффект. На фасаде здания, особенно с расстояния, трудно различить подробности расшивки шва, цвет которого для ригельной кладки подбирается в тон, а не в контраст к основному цветовому массиву. Даже если в коллекции есть значительные расхождения по оттенку, они не сильно бросаются в глаза из-за небольшого размера контрастных участков.
Нужно упомянуть что современный ригель довольно молод, технология его производства была отточена лишь в 20 веке. Все дело в том, что произвести столь длинный и тонкий кирпич технологически весьма непростая задача. В процессе сушки и обжига заготовка существенно деформируется и добиться идеальной формы практически нереально. Современные технологии позволяют решить эту проблему разными способами. Чаще всего производители изготавливают заготовку изделия больших размеров, а затем после обжига распиливают ее вдоль, получая идеально ровный ригельный кирпич. Так же применяется метод сушки заготовки под прессом.
Современный взгляд на ригель.
Чаще всего современный ригель представляет собой кирпич ручной формовки или клинкер. Он не имеет острых граней и повторяющегося рисунка (но есть и исключения), поэтому при взгляде на ригельную кладку невозможно однозначно сказать, это современный материал фабричного производства или взятый в природе натуральный камень. Грань неидеальности элементов кладки такая, что проходит буквально проходит буквально на границе между природным и антропогенным. Именно поэтому в широком спектре облицовочных материалов ригельный кирпич имеет элитный статус и стоит дорого. Это действительно благородный и стильный материал, подчеркивающий ваше социальное положение.
Так где же применяется ригельная облицовка?
Несмотря на уникальную аутентичность ригельного кирпича, он хорошо сочетается с современной архитектурой в духе конструктивизма и урбанизма. Начиная от европейских минималистичных фьюжн-объектов на природе, и заканчивая трендовым лофтом: ригельная кладка везде выглядит гармонично.
Облицовка фасадов зданий в стиле “римской кладки”.
Технических возможностей применения ригельной кладки намного больше, чем обычной облицовки из кирпича стандартного формата. Это связано с тем, что по причине малой высоты ряда, относительное содержание швов в массиве увеличено, что придает кладке дополнительную “эластичность” и деформативность. Поэтому основанием такой кладки может выступать даже обычный ленточный фундамент на пучинистом грунте, что нередко встречается в проектах ограждений и заборов, когда ригельным кирпичом выкладывают парапет высотой до 50 см.
Римской кладкой с использованием ригельного кирпича так же может быть облицован весь фасад здания целиком,так как кладка из него самонесущая и не требует привязки к капитальной конструкции, что дает возможность обустройства вентилируемого зазора.
Применение ригеля в интерьере.
Очень широко применяется ригельный кирпич и в интерьерных композициях. Причем дизайнеры используют как классический ригель формата Лонг (Long), так и мини-ригель. Он представляет собой укороченный вариант изделия. Им выполняют сплошную облицовку стен, либо создают отдельные архитектурные элементы: пилястры, арки, панели и просто локальные участки вкраплений на стенах. При внутренней отделке, для экономии полезной площади и материалов, кирпич часто распиливают вдоль на узкие бруски. Это позволяет снизить стоимость облицовки в несколько раз.
“Римская кладка” в печном деле.
Высокая устойчивость ригеля к колебаниям температур и низкое водопоглощение редуцированного кирпича и клинкера, обусловило его широкое применение в печном деле. Мастера-печники применяют его для возведения уличных комплексов барбекю, каминов, площадок для костров. Оправдано его применение в банях и саунах, где такой материал позволяет повысить инерционность банной печи, попутно снабдив ее надежным защитным экраном. Такое решение способствует повышению температуры камней и защищает находящихся в парилке людей от жесткого инфракрасного излучения, исходящего от металлической печи. В принципе, из полнотелого ригельного кирпича возможно строить любые очаги, даже теплоемкие отопительные печи. Причем его термостойкость не играет особой роли: все современные печи делаются по двухконтурной технологии, при которой наружная облицовка не подвергается жесткому воздействию высоких температур (основной термоудар принимает на себя фетеровка топливника, колпаков и каналов), а выполняет роль теплонакопителя и передатчика тепла в помещение.
Особенности выбора бренда ригельного кирпича.
На белорусском рынке ригельный кирпич представлен как российскими, так и европейскими производителями. Сравнивать их с точки зрения используемого сырья и особенностей технологии не совсем корректно: в Европе есть солидный опыт гончарного производства. На сегодняшний момент ведущими производителями ригельного кирпича и законодателем дизайнерской моды, являются фамильные предприятия с многовековой историей. В России такой кирпич производят относительно недавно, однако многие заводы, оснащены современным немецким оборудованием и работают по франшизе, со строгим соблюдением предписаний зарубежного технического надзора.
Ярким примером такого успешного производства является бренд КС-Керамик, от Кирово-Чепецкого кирпичного завода.
В этом случае нет поводов говорить о принципиальной разнице в качестве продукции. По некоторым параметрам российский кирпич даже лучше: у него меньше содержание боя, а цена в разы ниже, чем у европейских аналогов. Однако российский производитель не может дать гарантии, что кирпич сохраниться без дефектов в течении многих десятков и сотен лет, по причине того, что нет многовекового опыта его производства. Так же у российского кирпича выше требования к профессионализму мастеров, ведущих кладку. Важно применять приемы и соблюдать правила, не допускающие образования высолов на поверхности кирпича.
Пустотелый и полнотелый (щелевой) ригель.
Существует полнотелый и пустотелый (щелевой) ригельный кирпич. Он не отличается по внешнему виду, но обладает различными свойствами. Пустотелый обладает лучшими теплоизоляционными свойствами, имеет меньший вес и цену. Но при наружном использовании требует “запечатывания” верхнего ряда, чтобы влага не попала вовнутрь (в пустотелом ригеле формата Лонг от КМ-Керамик такой проблемы нет, так как пустоты расположены горизонтально). Полнотелый ригель применяют преимущественно в облицовке печей и каминов, а также в создании интерьеров.
Правила работы с ригельным кирпичом.
Техника кладки ригельного кирпича имеет некоторые характерные отличия, которые обусловлены его формой и прочностными характеристиками. Поскольку такое изделие оказывает меньшее давление на раствор, чем классический кирпич, принято использовать связующее более мягкой консистенции. Сама кладка ведется по рядам, начиная от края к центру, где в произвольном порядке размещаются доборы.
Необходимо заметить, что щелевой ригельный кирпич не рекомендуется укладывать под пруток, так как из-за наличия пустот камень сильнее утапливается в раствор (ригель от КС-Керамик формата Лонг лишен этого недостатка, так как пустоты в нем расположены горизонтально). Это может представлять определенную сложность для неопытных каменщиков. Если же вы, все же решите выполнять такую кладку под пруток, то стоит использовать немного более густой раствор, как для баварской кладки или клинкера. После фуговки кладку необходимо расшить. Фугование ригельной кладки производится водостойкой фугой на цементной основе, окрашенной специальным колером, подобранным в тон массива кладки. Перед процессом фугования, необходимо очистить швы от кладочного раствора на глубину 2 см. Наносить фугу следует из строительного пистолета или специального полипропиленового пакета. После фугования следует выждать время, необходимое для первичного схватывания, и щеткой с пластиковым ворсом удалить наплывы и излишки фуги. Когда произойдет окончательное схватывание раствора и фуги, производят мойку кладки с использованием моющих средств, рекомендованных производителями кирпича и фуги.
Толщина шва для кладки выбирается в зависимости от желаемого визуального эффекта. Ригельный кирпич ручной формовки может иметь заметную кривизну по длине, для сокрытия которой (и для придания нужного оптического эффекта) требуемая толщина шва может достигать 25-40 мм.
Кроме кладки, имитирующей работу древних мастеров, для отдельных дизайнерских вариантов ригельного кирпича формата Лонг (Long), практикуется тонкошовная кладка, и даже бесшовная, имитирующая уложенный насухо кирпич. Правильность укладки кирпича в этом случае контролируется по лицевому ложку и верхней постели, с использованием шнура или лазерного уровня. Если ригельный кирпич представляет собой клинкер, то марку цемента для раствора выбирают невысокую, чтобы пластичность швов обеспечивала достаточную для клинкера деформативность кладки.
Итак, разберем основные секреты кладки в римском стиле на примере длинного ригельного кирпича ТМ КС-Керамик формата Лонг (Long):
Кирово-Чепецкий кирпичный завод выпускает кирпич Лонг для ведения римской кладки в разных цветовых решениях и с разной фактурой поверхности. Для демонстрации кладки мы выбрали редуцированный кирпич Аренберг формата Лонг, с поверхностью “ручная формовка”. Эта фактура имитирует старинный кирпич, а примененная технология бескислородного обжига обеспечивает переходы цвета на лицевой поверхности от алого, до угольно-черного. В одной упаковке собраны кирпичи с самыми разными оттенками. Кладочные работы следует начинать после поступления всего объема продукции, это позволит оценить цветовую гамму кирпича. Для получения однородного оттенка, вести кладку необходимо, используя 3-4 поддона одновременно. Ригельный кирпич Лонг, выпускается в виде плит, состоящих из 2 кирпичей, соединенных тонкой перемычкой. Перед началом работ необходимо деление плиты вдоль перемычки. Обычно это делают с помощью молотка-кирочки, легко простукивая перемычку вдоль с каждой стороны, пока кирпичи не разделятся.
Формирование общего поддона.
Из всех поддонов нужно сформировать сборный поддон, который в дальнейшем будет использоваться для строительства. Сборный поддон позволит перемешать кирпич в правильной пропорции и обеспечит равномерное распределение кирпича разных оттенков на фасаде. Берем плиты из каждой упаковки, делим их вдоль перемычки и складываем в сборный поддон. Важно отметить, что брать кирпич нужно не рядами сверху, а проникая вглубь поддона.
Выбор стиля кладки. “Дикарка”.
Римскую кладку возможно вести несколькими способами. Первый – классическая кирпичная кладка, с повторением вертикальных швов через ряд. Такая кладка не способна раскрыть всю красоту и богатство оттенков данного кирпича, поэтому ее мы не рекомендуем для римской кладки.
Второй – кладка с перевязкой 1:2, 1:3, 1:4 кирпича. Совпадение вертикального шва происходит через несколько рядов.
“Дикарка”. Наиболее оригинально и презентабельно выглядит кладка “дикарка”, с произвольным “плавающим” или ”бегающим” швом. Сочетание кирпичей разной кратности дает возможность получить хаотичное смешение вертикальных швов, позволяя создать неповторимый рисунок, подчеркнуть форму и размер кирпича и использовать весь кирпич без остатка.
Технология кладки.
Главным условием кладки “дикарка” является произвольное расположение швов в рядах друг над другом. Обеспечить это условие позволит сочетание целых кирпичей в кладке, со вставками переменной длины разной кратности. Для получения кирпичей с разной длиной, их распиливают поперечно с помощью камнерезного станка или электроплиткореза.
Напомним, что для качественного смешения оттенков, кирпич необходимо брать из сборного поддона с разных сторон, абсолютно произвольно и беспорядочно.
При выкладке углов и для того чтобы закрыть горизонтальные пустоты кирпича Лонг, рекомендуется использовать другой вид кирпича – мини-ригель, который совпадает по высоте и оттенку с кирпичом Лонг. Такой кирпич выпускается шириной 80 мм, это не мешает использовать его на углах вместе с кирпичом Лонг, ширина которого составляет 120 мм. Мини-ригель применяемый на углах не требует дополнительного перемешивания.
Кладочные работы. Кирпич кладется, как правило, на широкий шов, за исключением некоторых видов дизайнерской кладки. Для расшивки используются растворы от темного (что является классикой для римской кладки), до светло-бежевого (контрастная кладка является признаком баварского стиля).
А что у нас?
Борисоглебская церковь в Гродно, которая вместе с комплексом архитектурных памятников Замковой горы является историко-архитектурным заповедником и предложена для внесения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кладка стен выполнена из плинфы. Сама церковь снаружи не оштукатурена, можно увидеть все тонкости древней кладки.
Беларусь тоже может похвастаться наличием архитектурных памятников, построенных из кирпича-плинфы. В Витебске находится Благовещенская церковь, построенная еще со времен основания Полоцкого княжества. По разным источникам, дата ее постройки относится к 10-12 векам. Древний храм интересен конструкцией стен, они сложены из блоков известняка, которые переложены 2-3 рядами узкой плинфы, на которой сохранились знаки и клейма. Не менее примечательна и Коложская (Борисоглебская) церковь в Гродно, дата постройки 12 век. Она находится на крутом берегу Немана и является одним из немногих сохранившихся памятников архитектуры времен образования Великого Княжества Литовского, основы нашей державы. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (это название обозначает место, откуда бьют родники), которое почиталось язычниками. Внутри и снаружи сохранились фрагменты древней кладки с использованием плинфы. И это не единственные примеры. Таких построек с применением римской кладки на территории ВКЛ было множество. Это наследие нашей общей европейской культуры. В настоящее время эти уникальные памятники архитектуры наших предков взяты под охрану государства. Многие из них реставрируются и будут радовать потомков!
Читайте также: