Кирпичная кладка в архитектуре
Кирпичная кладка в архитектуре
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Песни странствующего подмастерьяПетербургский кирпичный стиль ( часть первая)
Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для сроительства в нашем климате. В те времена были прекрасные каменщики, способные делать из кирпича чудеса и дома в кирпичном стиле до сих пор радуют глаз и выглядят вполне достойно, они точно прошли апробацию временем.
Многочисленные промышленные постройки этого периода выглядят не менее привлекательно, вот , к примеру, заводское здание на Петроградской стороне, бывший завод Гейслера, сейчас завод И.Кулакова на улице Яблочкова. Как затейливо выложены наверху арки из кирпича !
По богатству форм и цвета кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность форм и дешевизна открыла путь массовому строительству больниц, школ, жилых домов, промышленных объектов.
Механический завод Зигеля, архитектор И. С. Китнер.
А вот наши знаменитые Кресты - тюрьма на берегу Невы
Многие здания, когда-то построенные для производств, стали теперь офисными центрами и государственными учреждениями.
Бывшая баня на Большой Пушкарской.
Многие стали памятниками архитектуры
Где же черпали вдохновение зодчие ? Кирпичный стиль развивался рядом с эклектикой и архитекторы творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Одним из самых популярных в то время был "русский стиль", творчески перерабатывавший наследие русской архитектуры из кирпича 17 века.
Храм в Коровниках, Ярославль.
Церковь Казанского женского монастыря в Данилове, архитектор Василий Косяков.
Он был особенно популярен в области церковного строительства.
Я приведу в пример не очень известный храм Покрова на Боровой улице.Архитектор Н.Н. Никонов.
"Русский стиль" привнес в кирпичное строительство использование полихромной кирпичной кладки, напоминавшей узоры вышивки крестом, рогожку, плетенку, к поребрику, пояскам, бегунцу, - мотивам, широко использовавшимся в демократическом фольклорном варианте "русского стиля".
Вот этот дом, Угловой переулок, 7 украшен русским орнаментом, который до времен фашизма, когда появилась свастика, воспринимался совсем иначе. Мотив встречается очень часто на русских вышивках, а здесь словно весь фасад дома "вышит "и между окон можно заметить и запретную "свастику". Архитекторы Пранг и Федюшкин проявили знание народных орнаментов.
Мне кажется, что он выжил только потому, что стоит в переулке и не сильно был виден проезжающему по Московскому проспекту начальству.
В 1860 годах рядом с "русским стилем" существовал еще и "византийский стиль". в основном использующийся для строительства храмов в честь святых, праздников и событий, связанных с принятием христианства и в память русско-турецкой войны, они были символами освобождения и единения славянских народов.
Церковь Казанской Богоматери на Охтинском кладбище, 1881-85 год, архитектор Ф.Миллер. Утрачена в 1929 году.
Собор Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке, архитектор Н.Н. Никонов, 1899 год.
Помимо общих форм, арочных окон и характерных византийских куполов, архитектор применяет полосатую кладку из кирпича в два цвета.
Таким образом он отсылает нас к кладке древних византийских храмов, которые выкладывались из кирпича и бута
Церковь Хора в Стамбуле.
Прием был взят на заметку и стал применяться не только в храмовой архитектуре ( см. фотографии бань выше)
Московский проспект
Еще один стиль, совсем экзотический, присутствовал в петербургской архитектуре - "мавританский". В этом стиле были отделаны прекрасные гостиные во многих дворцах. Достаточно вспомнить мавританскую архитектуру в Испании и в памяти всплывут интерьеры Алькасара в Гранаде.
На фасадах зданий применялись различные мотивы, это было время, когда архитекторы вдохновлялись и готикой, и ренессансом, многие тогда путешествовали, фотография познакомила с мировой архитектурой и все интересные элементы архитектуры различных стилей брались на заметку и иногда соединялись свободно. На этом доме "полосатая" арка выложена рельефом.
Вдруг появлялись готические фронтоны.
Васильевский остров
Вырастали замки..
Улица Съезжинская.
Иногда получался перебор, как на этом доме по улице Чехова
Но в Петербурге много других примеров прекрасно выполненных зданий в кирпичном стиле, их мы посмотрим далее..
Краткий гид по кирпичным архитектурным стилям
Горожане часто произносят фразу «кирпичная архитектура», невольно объединяя в одну категорию здания самых разных эпох и стилей. Однако в истории искусства действительно встречаются направления, где кирпич как строительный материал играет ведущую роль. Strelka Mag и BRAER подготовили краткий гид по «кирпичным» стилям Европы — с примерами и характерными чертами, которые помогут вам лучше ориентироваться в этой теме.
Кирпичная романская архитектура
О направлении : «кирпичный романский стиль» — термин неофициальный и нераспространённый. Так называют направление в архитектуре, которое сложилось в Северной Германии, Дании, Польше и Швеции в XII веке. В Европе тогда господствовал романский стиль, и северные регионы позаимствовали его эстетические принципы. Однако в этой части континента не было запасов камня, гранита, мрамора или песчаника, поэтому здания — в основном соборы — пришлось строить из обожжённого глиняного кирпича. Технологией кирпичного строительства с северянами поделились мастера из Ломбардии.
Характерные черты : полуциркульные арки и своды, массивные стены с узкими проёмами окон, кирпичные храмы-крепости и замки-крепости.
Пример : церковь Святого Бендта (Рингстед, Дания)
Это здание, построенное во второй половине XII века, считается самой старой кирпичной церковью в Дании. Здесь находится усыпальница средневековых датских королей, в том числе Вальдемара I Великого. После пожара 1806 года здание частично перестроили, а его кирпичные фасады покрыли цементом. Только в начале XX века церкви вернули первоначальный облик.
Ганзейская готика
О направлении : на смену кирпичной романике быстро пришла готика. Краснокирпичные соборы и ратуши выросли по всему побережью Северного и Балтийского моря от Нидерландов до современной Эстонии. Наибольшую популярность этот стиль получил в городах Ганзы, поэтому кирпичную готику часто называют «ганзейской». Исследователи выделяют её как полноправное архитектурное направление, а журналисты и блогеры регулярно выпускают тематические маршруты и гиды. В XVI веке кирпичная готика преобразовалась в «кирпичное Возрождение», но оно практически неотличимо от предшественника и редко рассматривается в качестве самостоятельного стиля.
Характерные черты : краснокирпичные фасады, отсутствие статуй и украшений, высокие башни, использование орнаментов.
Пример : церковь Святой Марии (Любек, Германия)
Один из немногих декоративных элементов этого здания — контраст между красными кирпичными стенами и бирюзовой крышей. На фасаде отсутствуют статуи или барельефы, что характерно для большинства сооружений в этом стиле. Кирпичная техника не позволяла архитекторам строить сложные каркасные конструкции, поэтому выразительность церкви Святой Марии подчёркивают способы кладки, цвет и фактура кирпичей. По высоте центрального нефа — 38,5 м — она занимает первое место среди всех построек кирпичной готики.
Нарышкинский стиль
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, основан Львом Нарышкиным в 1689. Фото: depositphotos
О направлении : нарышкинский стиль — сравнительно недолгий период в истории русской архитектуры, который продлился с 1680-х до 1710-х годов. Его также называют нарышкинским барокко, хотя он испытал влияние и маньеризма, и Ренессанса, и даже готики. Этот этап ознаменовал проникновение западных архитектурных традиций в Россию. Нарышкинский стиль представлен в основном церквями в усадьбах Москвы и Подмосковья, многие из которых принадлежали боярам Нарышкиным. На это же время пришлось распространение в стране кирпича, благодаря которому строительство зданий стало дешевле и качественнее. Кирпичную кладку «нарышкинских» церквей покрывали штукатуркой, поверх которой иногда заново рисовали кладку.
Характерные черты : ярусность, симметричность, применение элементов ордера, сочетание красного кирпича и белого камня или гипса.
Пример : храм Воскресения Христова в Кадашах (Москва, Россия)
Храм в Кадашах — одна из самых первых церквей, построенных в нарышкинском стиле. Её возвели в 1687–1695 годах на деньги купца Кондрата Добрынина. Здание практически полностью кирпичное, лишь в некоторых местах кладка выполнена из белого камня. Вот как его описывала реставратор Гали Алфёрова, которая исследовала храм в советские годы: «Кирпичная кладка сделана с необычайной тщательностью и точностью. Швы одинаковой толщины не отклоняются ни от отвеса, ни от уровня, создают строго вертикальные стены; оконные откосы и проёмы тоже не имеют никаких отступлений. Это мы проверяли, прикладывая в различных местах стен фугованные рейки; они подтвердили точность кладки, выполненной мастерами XVII века».
Неоготика
Одно из самых известных неоготических сооружений — Вестминстерский дворец на набережной Темзы в Лондоне. Фото: depositphotos
О направлении : во второй половине XIX века одним из доминирующих стилей Европы стала неоготика. Архитекторы обращались к наследию средневековых мастеров и вдохновлялись им при проектировании соборов, замков и промышленных зданий. В качестве облицовочного материала зодчие часто выбирали неоштукатуренный кирпич, как и их предшественники из Ганзы. Результаты промышленной революции значительно упростили производство материалов: если раньше каждый кирпич формировали вручную, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках, то в XIX веке появились кольцевая обжиговая печь, ленточный пресс и глиномялки. Кроме того, железные дороги позволили намного быстрее подвозить красный и жёлтый кирпич, шифер, черепицу и другие материалы к местам строительства.
Характерные черты : каркасный свод, зубчатые стены, кирпичные пилястры, чугунные дорические колонны, резная лепнина, шпили, вытянутые вверх конструкции.
Пример : гостиница St. Pancras Renaissance London Hotel (Лондон, Великобритания)
В Великобритании неоготика заметно проявилась в викторианской архитектуре: неоготический облик получили вокзалы, жилые дома, правительственные здания, публичные учреждения и соборы. Один из самых ярких примеров этого направления — «Мидленд Гранд Отель» (сегодня — St. Pancras Renaissance London Hotel), который одновременно служит фасадом железнодорожного вокзала Сент-Панкрас. Его спроектировал архитектор Джордж Гилберт Скотт при участии инженера Уильяма Барлоу. Главный фасад гостиницы сделан из недожжённого кирпича и покрыт дымовыми трубами и зубчатыми фронтонами, благодаря чему контрастирует с минималистским дебаркадером вокзала.
Кирпичный стиль
О направлении : к концу XIX века российские архитекторы отказались от штукатурки и из соображений экономии оставляли кирпичные фасады своих зданий «голыми». «Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом», — пишет Эржан Юсупов в «Словаре терминов архитектуры». Так называемый кирпичный стиль сформировался в Санкт-Петербурге и постепенно распространился по другим городам Российской империи.
Характерные черты : рационализация архитектуры, отсутствие штукатурки и лепных украшений, использование изразцов, терракотовых вставок и цветного кирпича.
Пример : фабрика А. И. Ниссена и Доходный жилой дом
В кирпичной архитектуре Российской империи особо выделяются работы Виктора Шретера и Иеронима Китнера, например их Доходный жилой дом на набережной Фонтанки, совмещённый с фабрикой. Согласно подсчётам, опубликованным в журнале «Зодчий» в 1873 году, отказ от штукатурки существенно сократил стоимость работ: кирпичный фасад оказался на 25 % дешевле штукатурного. В первоначальном проекте здание должен был украшать редкий глазурованный кирпич, но подрядчик в последний момент отказался от заказа, и материал заменили чуть более дорогими коричневыми глазурованными плитками.
Экспрессионизм
Anzeiger-Hochhaus в Ганновере (1928). Фото: Visit Hannover
О направлении : экспрессионизм в архитектуре сформировался в начале XX века в Германии. Использование традиционного кирпича в строительстве стало частью программы создания «новой Германии» после разрушения городов в Первой мировой войне. Кирпич символизировал надежду и ожидание светлого будущего в послевоенную эпоху. Гамбургский архитектор Фриц Хёгер писал : «Кирпич бытует не только в Германии, но его, тем не менее, можно назвать немецким, так же как немецкий дуб, потому что в нем живет дух народа».
Характерные черты : фасады из тёмно-коричневого кирпича и клинкерной плитки, техника «кирпичной гребёнки», искажение реальных форм объектов, гротескность и нарочитая заострённость архитектурных форм.
Пример: «Чилехаус» (Гамбург, Германия)
Фото: Hauke Hass
Заказчик этого здания Генри Сломан разбогател на ввозе селитры из Чили — отсюда и название. За три года на строительство складского здания ушло 4,8 миллиона кирпичей. Своими вертикальными линиями «Чилехаус» отсылает к кирпичной готике, а его заострённая форма напоминает нос корабля. Для облицовки стен использовался тёмный клинкерный кирпич, обожжённый вместе с торфом, а также фигурная кладка, создающая многоуровневость здания.
Роман Марьяш
Директор по маркетингу BRAER
Большую часть истории кирпич считался исключительно строительным материалом. Зодчие ценили его за прочность и доступность, но на внешний вид особого внимания не обращали. Сегодня ситуация скорее противоположная. Кирпич остаётся самодостаточным и надёжным материалом, но архитекторы, строители и продавцы делают ставку именно на эстетику кирпичной кладки. Гладкие и рифлёные поверхности, разные цвета, декоративные включения — технологии позволяют играть с обликом кирпича, превращая этот материал из строительного в «дизайн-строительный».
Современная история кирпичного строительства только набирает обороты, и с каждым годом всё больше людей отдают предпочтение этому материалу. Доверять чему-то проверенному гораздо проще, чем экспериментировать с новыми материалами. Конечно, будут появляться разные альтернативы, но кирпич — краеугольный камень всей индустрии. Вряд ли получится чем-то его заменить.
Несмотря на то что кирпич считается классическим материалом, назвать классическим его производство уже нельзя. Мы каждый день модернизируем процессы на заводах: увеличиваем число точек контроля, улучшаем очистку сырья, используем новые приёмы в обжиге и сушке материала. В этом смысле BRAER старается быть пионером индустрии.
Есть три направления, которым мы в BRAER уделяем особое внимание: качество строительного материала, его геометрия и эстетика. Качество — это набор физико-технологических характеристик, которые влияют на прочность, теплопроводность, влагоустойчивость и, как следствие, долговечность здания. От геометрии зависит, насколько дом будет «ровным». Это важно, поскольку облицовочный кирпич BRAER — часть конструктива внешних стен. За геометрией мы следим не менее пристально, чем за качеством. И, конечно, внешний вид: разнообразие цветов, поверхностей. Это лицо нашего бренда, которое позволяет сразу отличить кирпич BRAER от продукции других производителей.
Виды кирпичной кладки и особенности ее возведения
Даже несмотря на широкое применение современных строительных материалов традиционный кирпич остается весьма востребован. Но надо принимать во внимание особенности его применения. Для отдельных видов кладки и вовсе нужны специфические блоки.
Общие принципы кладки
Готовясь к сооружению кирпичных стен своими руками, надо проявлять ту же аккуратность, ответственность, которая свойственна профессиональным каменщикам. И первым шагом становится всегда учет специфики кирпича, его строения. Плоскости этого материала имеют сложившиеся в строительной практике названия. Эти названия четко закреплены в государственном стандарте. Так, «постелью» принято именовать самую крупную сторону, которая по отношению к кладке может находиться сверху или снизу.
«Постель» формирует так называемые плоскости первой категории. Ложком строители называют удлиненную вертикальную грань, которая может укладываться внутри либо снаружи. А тычок – это торец, чаще смотрящий в сторону противоположного торца либо наружу.
Лишь крайне редко возникает необходимость класть тычковую сторону как-то иначе. Разобравшись с этими моментами, можно переходить к правилам укладки (или, как ее называют специалисты, «разрезки»).
Линии, по которым выкладываются кирпичи, обязательно идут горизонтально, при этом еще и взаимно параллельно. Это правило связано с тем обстоятельством, что кирпич хорошо переносит сжатие, но изгиб для него плох. Если нарушить рекомендацию, изгибающий момент может повредить единичные кирпичики. Другой базовый принцип: тычки и ложки ведут под углом 90 градусов как между собой, так и по отношению к «постели».
Следствиями такого правила являются:
- строго выдержанная геометрия отдельных кирпичей;
- единообразная (правильно подобранная) толщина швов;
- отсутствие горизонтальных и вертикальных отклонений у всех рядов.
Не соблюдая второй принцип, самодеятельные строители могут вскоре «наслаждаться» видом растрескивающейся стены. А третий принцип гласит: механическая нагрузка от каждого кирпича должна распределяться минимум по двум соседним блокам. Кроме трех базовых моментов, надо обращать внимание на толщину возводимых стен. Ее категорию определяют, деля фактическую ширину на ширину тычков.
Принято выделять следующие варианты (в метрах):
- полкирпича (0,12);
- кирпич (0,25);
- полтора кирпича (0,38 м);
- два кирпича (0,51 м).
Иногда применяется кладка в два с половиной кирпича. Толщина таких стен составляет 0,64 м. Такие конструкции оправданы только в том случае, когда нужна наивысшая защищенность. Еще более толстые стены в жилом строительстве не используются, так как возводить их слишком сложно и дорого. Если толщина стены составляет 1,5 кирпича и более, принимаются во внимание при расчетах также продольные швы между примыкающими камнями.
Разновидности кирпичей
Кроме разновидностей кладки, важно еще знать, что означают те или иные названия кирпичей. Полнотелый керамический кирпич используют, чтобы сооружать особенно важные конструкции. Речь идет о постройках и их элементах, которые должны быть крайне устойчивыми и стабильными в любых обстоятельствах, независимо от нагрузки. Но из-за тяжести полнотелого кирпича его используют главным образом в сооружении несущих стен. Применять такие блоки еще и для отделки, для второстепенных элементов непрактично – они слишком тяжелы и чрезмерно усиливают нагрузки на фундамент.
В местах, где уровень механических напряжений меньше, а требования к теплоизоляции выше, широкое применение находит пустотелый керамический кирпич. Обычно его несущей способности хватает и для возведения главных стен, поскольку в частном домостроении экстремальная нагрузка редко встречается. Силикатный кирпич тоже бывает как пустотелым, так и полнотелым, области его применения – те же самые, что и у керамического аналога. Но наряду с этими двумя разновидностями, за последние десятилетия появилось несколько других типов. Благодаря современным технологиям можно воспользоваться еще гиперпрессованным кирпичом.
Основной составляющей этого материала являются мелкие фрагменты пород, получаемых открытым способом из карьеров. Чтобы они образовали единое целое, используется качественный портландцемент. В зависимости от методов обработки и замыслов технологов гиперпрессованный кирпич может быть идеально ровным или напоминающим «рваный камень». Но градация в строительстве касается не только химического состава и технологии получения кирпичей. Принято сортировать их еще по предназначению.
Строительный, он же рядовой кирпич предназначен для сооружения капитальных стен. При использовании его обязательна последующая отделка фасада и меры по его специальной защите. Облицовочный кирпич, иногда называемый фасадным, обязательно производится без малейших дефектов. Химически он может быть самым разным, в том числе и гиперпрессованным, однако силикатная облицовка не применяется в местах с высокой влажностью воздуха.
Вне зависимости от конкретного типа кирпичи должны иметь длину «постели» 0,25 м, иначе одновременное использование разных типов блоков будет невозможно.
Необходимый инструмент
Какой бы кирпич ни клали строители, каково бы ни было предназначение строения и объем работ, обязательно нужен специальный инструментарий. Традиционно используют кельму: ее ценят за удобство захвата и точно рассчитанный угол. Но как кельма, так и все остальные инструменты, применяемые каменщиками, относятся к одной из двух групп. Это рабочий инструмент (который помогает возводить сами стены, иные конструкции) и применяемый для измерения, для контроля. При работе каменщики используют:
- кирку (особый молоток);
- расшивку;
- швабровку;
- лопату (для операций со строительным раствором).
Чтобы точно отмерять линии, горизонтали, вертикали и плоскости, применяют:
- отвесы;
- правила;
- уровни;
- угольники;
- рулетки;
- раскладные метры;
- промежуточные маятники;
- угловые порядовки;
- промежуточные порядовки;
- специальные шаблоны.
Виды и способы
Ознакомившись с разновидностями инструмента, применяемого каменщиками, с видами кирпичей, важно теперь посмотреть, каковы виды кирпичной кладки.
Ложковый ряд
И первым из них оказывается ложковый ряд. Так называют полосы выкладки, где длинная боковина примыкает к внешней поверхности стены. Кроме ложковых, должны использоваться и тычковые ряды – они смотрят наружу короткой стороной. В промежутке между ними располагается так называемая забутка (дополнительные кирпичи).
Многорядный вариант
Бывает несколько подвидов многорядной укладки кирпича.
Когда работают впритык:
- правой рукой при помощи кельмы выравнивают постель;
- частично сгребают раствор;
- придавливают его к вертикальной грани только что положенного кирпича;
- слева выкладывают новый блок;
- положив кирпич, придавливают к кельме;
- извлекают ее;
- убирают излишки цементной смеси.
Многорядная выкладка может производиться и по-другому. Наклонив немного кирпич, набирают раствор на тычковый край. Делается это в 0,1-0,12 м от прежде выложенного блока. Подвигая кирпич на положенное место, проверяют правильность его установки и придавливают к постели. Перед окончательным закреплением проверяют, чтобы раствор заполнил весь шов.
Цепная перевязка
Словом «перевязка» каменщики обозначают не использование каких-то узлов, а схему размещения строительных камней. Неопытные строители часто игнорируют этот момент, полагая, что надо только правильно класть кирпичи по отдельности, «а ряд сам по себе сложится». Цепная, она же однорядная, перевязка подразумевает строгое чередование тычковых и ложковых рядов. Подобный прием гарантирует надежность и устойчивость стены, но потом ее не получится украсить декоративным кирпичом снаружи.
Армирование
Дополнительное упрочнение практикуется как при многорядной, так и при однорядной выкладке. Его используют при создании:
- арочных элементов;
- колодцев;
- дверных и оконных проемов;
- иных выемок и элементов, подвергающихся повышенной нагрузке.
В зависимости от направления, под которым прикладывается механическое воздействие, армирование производят по вертикали или по горизонтали. Упрочняющие элементы вводятся в строительный раствор, когда он уже немного схватился, но еще сохраняет пластичность. Определять доминирующее направление нагрузки очень сложно.
Это удается подчас лишь профессиональным инженерам, учитывающим:
- ветровые;
- снеговые;
- температурные;
- сейсмические воздействия;
- подвижки грунтов.
Облегченная кладка
Тяжесть кирпича вынуждает строителей заботиться не только о прочности конструкции, но и об уменьшении ее массы. Облегченная кладка подразумевает, что внешняя стена будет выложена в полкирпича. Внутренний слой кладут в 1 или 1,5 кирпича. Эти конструкции разделяют зазором, который рассчитывается очень тщательно. Облегченная кладка, заметим, никогда не выполняется по однорядной схеме – ее делают лишь многорядным способом.
Декоративный вариант
Строго говоря, декоративная кладка, в отличие от облегченной, не является каким-то специфическим видом. Часто ее делают по уже упомянутой «цепной» схеме. Но есть также «английская», она же «блочная» методика – в этом случае тычковые и ложковые ряды меняют друг друга последовательно, а стыки размещаются строго по вертикальной линии. «Фламандский» вид декоративной кладки подразумевает, что стыки отодвигаются на 0,5 кирпича. При выборе варианта «дикарка» надо менять тычки и ложки хаотически.
Но кроме перечисленных типов, есть еще варианты кладки, заслуживающие внимания. Выше уже говорилось вкратце о колодцевой выкладке кирпичей. Так называют соединенные особым образом три ряда.
Внешнюю стенку готовят, используя пару перегородок, толщина каждой из которых составляет 0,5 кирпича или даже меньше. Колодезные конструкции получаются за счет соединения перегородок кирпичными мостиками, идущими по горизонтали либо по вертикали.
В основном, внутри кладут традиционные кирпичи, а снаружи:
- керамический камень;
- силикатные блоки;
- керамзитобетон.
Польза такого метода связана с экономией дорогостоящего стройматериала и с понижением теплопроводности стен. Но приходится считаться с уменьшением прочности и проникновением холодного воздуха. Часто колодезную кладку улучшают, возводя стены с утеплением керамзитом и иными веществами. Если нужно дополнительно увеличить прочность стены, используют бетон или шлак. Эти утеплители хорошо противостоят механической деформации, но шлак может пропитываться влагой.
Свои особенности имеет и кирпичная кладка канализационных ям. Чаще всего для нее применяется красный кирпич повышенной прочности. Угловые блоки (маяки) ставят в первую очередь и основательно выравнивают. При отсутствии опыта целесообразно контролировать по уровню все кладущиеся кирпичи. Подготовленные каменщики обычно проверяют себя через каждые 2 или 3 ряда. Также обязательно проводится гидроизоляция.
Независимо от того, где кладется кирпичная стена, надо особо заботиться об оформлении углов. Именно они вызывают больше всего трудностей у неопытных и неаккуратных строителей. По шнуру выверяют диагонали и прямые углы. В самом начале обязательно проводится пробная (без раствора) выкладка. Она позволит точно оценить, где нужны добавки, как их расположить правильно.
Завершить обзор видов кладки уместно на создании печей и каминов из кирпича. Их делают только из огнестойких керамических полновесных блоков. Изделия с пустотами внутри заведомо непригодны. Лучше всего возводить печи с помощью готовых смесей глины и песка, которые продаются в любом специализированном магазине. Керамический кирпич перед выкладкой замачивают на 3 минуты, а огнеупорные изделия кладут сухими, разве что иногда прополаскивая и убирая пыль.
Техника безопасности при выполнении работ
Любая кирпичная кладка должна возводиться очень аккуратно, с соблюдением всех мер предосторожности. До начала строительства проверяют инструмент. Как на рабочих частях, так и на рукоятях недопустимы малейшие дефекты, заусенцы. Оценивают, как насажены ручки, прочно ли они удерживаются в отведенном месте. Подобные проверки стоит проводить в начале и конце каждого дня, а также при возобновлении работы после любого перерыва.
Каменщики должны работать только в рукавицах. Особое внимание уделяется правильности постройки лесов и надежности лестниц. Класть инструменты и материалы там, где они могут помешать проходу, запрещено. Леса оборудуют бортиками из досок, а если нужно направлять по ним тачки, готовят специальные катальные ходы. Лестницы, по которым поднимаются на леса и спускаются с них, должны иметь перила.
В следующем видео вас ждут виды кирпичной кладки и особенности ее возведения.
Кирпичная кладка. Виды. Примеры фото и скульптуры из кирпича
В этой статье мы рассмотрим виды кирпичных кладок. Какой может быть её толщина. Декоративные виды кладок.
Ширина кладки всегда кратно половине кирпич - чётное или нечётное количество.
Ширина кладки может быть в четверть кирпича, в полкирпича, в один кирпич, в полтора, два и более кирпичей. Она зависит от климатических условий местности, где строится здание
Рассмотрим виды кладок лицевого кирпича, то есть декоративную облицовку фасадов здания.
А в конце (обязательно досмотрите!) скульптуры из кирпича!
Ложковая
Может быть в четверть кирпича или в половину. Технология укладки - кирпич в следующем ряду сдвигается на четверть или на половину.
Виды кирпичных кладок (старинный кирпич)
Видов кирпичных кладок в мире не так уж и мало, однако, мы рассмотрим лишь те виды кладок, которые будут наиболее уместны в историческом интерьере.
И начнем с кладки под названием СТАРОРУССКАЯ ( она же ПОЛЬСКАЯ, ФЛАМАНДСКАЯ, ВЕРСТОВАЯ или ГОТИЧЕСКАЯ ). В этом виде кладки чередуются ложки и тычки, причем как по горизонтали, так и по вертикали. Используя эту кладку было построено великое множество зданий в Российской Империи.
Если Вам нужна плитка для воссоздания этой кладки, ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 2:1.
Следующая кладка именуется АНГЛИЙСКОЙ ( она же КРЕСТОВАЯ, ЦЕПНАЯ или РУССКАЯ) и представляет собой чередующиеся ряды ложков и тычков. Используя эту кладку также было построено немалое количество зданий в РИ. Для воссоздания этой кладки ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 1:1.
И закрывает наш список АМЕРИКАНСКАЯ кладка. В этом виде кладке через каждые 4-7 рядов ложков идет ряд тычков. Хорошо подойдет для североамериканского лофта. Для воссоздания этого вида кладки ложки и тычки нужно заказывать в соотношении 4-7:1.
Прованс, барокко, хай-тек: в каких еще архитектурных стилях можно строить кирпичные дома
Керамический кирпич – один из самых древних стройматериалов, который до сих пор остается символом долговечности, элегантности и практичности. Традиционные и современные керамические строительные материалы абсолютно универсальны – из них по-прежнему создают настоящие архитектурные произведения искусства.
Расскажем, как выглядят керамические дома в разных стилях, чем они отличаются друг от друга и как можно построить похожее жилье для себя.
Романский стиль
Для домов в романском стиле характерны массивные мощные стены, напоминающие больше о крепостях, чем о жилых зданиях, а также круговые арки, своды и кирпичный декор.
Романский стиль господствовал в средневековой Европе в XI и XII веках. В нем строили в основном монастыри, храмы и крепости, поэтому он излучает некую торжественность, но в то же время и спокойствие.
Готика
Готическая архитектура процветала в Европе с XII по XVI век. Ее отличительные черты – тонкие линии, изящество, устремленность вверх и богатое декоративное убранство. Кстати, такие здания возводят только из кирпича.
Сейчас в готическом стиле нередко строят частные дома, и им присуща своя особенная атмосфера – немного мрачная и загадочная, благодаря башенкам, высоким сводам и узким окнам.
Барокко
Слово barocco с итальянского языка переводится как «причудливый, склонный к излишествам». Оно справедливо характеризует архитектурный стиль, который появился в Европе в XVII–XVIII веках.
У кирпичных домов с элементами барокко величественный и эффектный вид. Они отличаются особой роскошностью, сложными конструкциями с колоннами и пышными формами, которых достигают зачастую благодаря необычным приемам кладки.
Прованс
Стиль прованс впервые появился в одноименном французском регионе. По сути, это архитектура загородных или деревенских домов, для которых характерны светлые тона, изящная простота, практичность и милый романтизм.
Хотя обычно фасады зданий в стиле прованс покрывают штукатуркой, можно немного отступить от традиций и оставить на виду кирпичную кладку, лишь покрасив ее в светлые тона. У дома в стиле прованс должны быть ставни, черепитчатая крыша и небольшой внутренний дворик, где можно красиво отдохнуть.
Модерн
У модерна множество направлений, поэтому он довольно противоречив и общие черты найти бывает непросто. Когда он возник в Европе в конце XIX века, это было совершенно новое веяние в архитектуре, которое стремилось кардинально отличаться от перегруженных стилей прошлого. В нем строил свои шедевры, например, знаменитый каталонский архитектор Антонио Гауди.
Дома в стиле модерн – это рационально продуманное жилое пространство, в которое внедрены передовые технологии и все устроено для максимального комфорта. Возможны комбинации редких и непривычных материалов, а также самые разные эксперименты. У дома могут быть как прямые линии, так и, наоборот, природные закругленные формы.
Хайтек
Хайтек – это в первую очередь вызов традиционным архитектурным стилям и устоям. В нем архитекторы идеализируют новейшие технологии и достижения человека. При строительстве таких зданий используют бетон, пластик, стекло, металл и кирпич. В последние годы чаще используют «потомка» кирпича – керамический блок. Это тот же кирпич, только крупного формата и с улучшенными теплотехническими характеристиками.
Для домов в этом стиле характерны простые и правильные формы, много пространства, минимум перегородок и практически полное отсутствие декора.
Если вы все еще сомневаетесь, что из кирпича и керамических блоков можно построить дом в любом стиле, посмотрите на готовые проекты компании Wienerberger . Выбирайте любой понравившийся или закажите индивидуальный, например, в стиле модерн, классики или шале. Прованс, барокко, хай-тек: в каких еще архитектурных стилях можно строить кирпичные дома
Кирпичи. Интересней, чем кажутся
Давно собиралась написать статью о кирпичах. Даже, лучше сказать, о различных непривычных кирпичных кладках. После того, как мы с Аидой Саиди поучаствовали в конкурсе от фирмы «Braer», у меня появилась целая подборка на кирпичную тему. Потом оказалось, что многие мои коллеги тоже давно очарованы этим древним материалом, а одна подруга и вовсе поделилась своей подборкой в ответ. В этот момент я поняла, что грех если не попытаться систематизировать это всё, то хотя бы не собрать вместе. Конечно, на фундаментальный труд о происхождении и эволюции кирпича я этой записью в блоге не замахиваюсь, но отдать должное столь волшебному материалу хочется.
Мы все очень хорошо представляем себе, как обычно кладётся кирпич, но когда видим что-то подобное следующей картинке, стена в эстетическом плане начинает работать совершенно иначе. От того, что кирпичи кладутся под углом, не только сама «ткань» стены становится иной, появляется ещё и тема необычных зубчатых откосов. Если эту «ёлку» продолжить в кладке плитки на прилегающей к стене зоне, можно добиться весьма интересного результата.
Вот другой пример занятной укладки со сменой направлений (правда, весьма запутанного алгоритма).
Или такая диагональная укладка, только не в плоскости стены, а под углом к ней.
Причём все эти примеры явно придуманы не вчера, а стали следствием изысканий, проводившихся человеком на протяжении долгих лет. Современные архитекторы просто осмыслили всё немного по-новому, в то же время подобный элемент вполне мог бы присутствовать на каком-нибудь готическом портале!
На самом деле такая декоративность может быть гораздо сложнее и богаче, превращая стену в настоящий орнаментальный ковер. В подобных удивительных произведениях (как, кстати, и в тканых коврах тоже) меня как обывателя просто поражает сложность расчета рисунка на замкнутых площадях.
Вот, например, новая башня в здании государственного архива в Дуйсбурге.
Вблизи она выглядит так.
Удивительно, но только сейчас я обратила внимание, что здесь на крыше, как и в нашем конкурсном проекте, применена кирпичная кладка. Похоже, идея использовать кирпичи на скате кровли для снегозадержания пришла в голову не только нам.
Вот еще удивительные орнаментальные кирпичные композиции, которым нужно было вписаться в строго ограниченные контуры фасада стены.
Хотя современные реалии таковы, что можно особо и не заморачиваться с вписыванием орнамента в какие-то рамки.
Ещё один момент – плавное затухание одного рисунка (или просто фактуры) и превращение его в другой. Очень современная тема, требующая вдумчивого подхода при укладке.
Но если подобная «штрихкодовая» беспорядочность уже не кажется открытием (популярна она давно и используется не только в кладке, но и в разметке оконных проёмов на фасаде, к примеру), орнаменты, которые то исчезают, то, наоборот, выявляются, у меня лично вызывают восторг.
Причём, такие объёмные орнаменты могут быть геометрически совсем не упорядочены, просто повинуясь руке архитектора и живя своей собственной декоративной жизнью.
Можно столкнуться даже с какими-то орнаментами, которые практически превращаются в скульптуру, выходя из плоскости стены и развиваясь как объемные элементы.
Формообразующая пластика фасада – это уже часть архитектуры.
Мне очень понравился проект малоэтажного офиса в Иране (архитекторы Ахмад Батаей и Фаршад Мехдизада) с противопоставлением криволинейного и прямоугольного объемов, выполненных в кирпиче очень неожиданным для этого материала образом.
Всё идёт от формы фасада, превращаясь в фактуру стены.
Интересный пример кирпичной кладки можно увидеть на небольшой реконструированной выставочной галерее в Шанхае.
Здесь был использован кирпич, оставшийся от первоначального фасада. Укладывался он специальным роботизированным манипулятором, с помощью которого у стены удалось создать волнистую поверхность.
Надо сказать, китайцы не остановились на достигнутом. Продолжая эксперименты с цифровыми технологиями, в очередном своем творении архитектор Филипп Ф. Юань сымитировал движение воды в кирпиче, создав столь яркий образ с глубокими культурными корнями, что разглядывать его хочется бесконечно. Ресторан и частный клуб « Lanxi » расположен в Международном парке нематериального культурного наследия в китайском Чэнду.
Лабораторная вариация на эту тему – возведение двойной двояковыпуклой кирпичной стены в Высшей школе дизайна Гарвардского университета. Размер у неё довольно небольшой, да и кирпич деревянный, зато предельно понятно, как это всё делается.
с помощью специального манипулятора
В этих пластичных изгибах кирпичных стен за счет постоянно меняющейся разреженности строительного материала появляется ещё одна интересная тема: прозрачная кирпичная кладка, чередующаяся с непрозрачной. Примеров здесь масса – им можно было бы посвятить отдельную статью.
Читайте также: