Кирпич с маркировкой старый
Царский кирпич. Что это? Какой бывает?
🌞В целом сегодня кирпич называют по месту разбора сооружения, откуда его собственно и берут. Поскольку конкретное клеймо и конкретный производитель мало кого интересует, будем и мы его так называть.
Однако справедливости ради я всё-таки покопался в интернете🌞
✅Это Питерский кирпич. С питерских разборок. Некоторые его представители отличаются увеличенным размерами по толщине (порядка 7,5 см) и цветом — светло-рыжий такой. Продают его как 19-й век. Однако, думаю, все-таки это начало 20-го.
✅У нас сейчас аж 4 производителя — Елисеев, Укке и Ко, ПиВ, Т.Б.
✅Елисеев и Укке одинаковые. Крупные, толстые (7,5 см). А вот ПиВ и Т. Б, хоть по качеству и лучше первых, но похожи на московский и тоньше. И его меньше. Поэтому он пойдёт внутрь, а Елисеев и Укке пойдут на лицо.
🌟С царским кирпичом перед кладкой необходимо провести определённую работу и подготовить к этой самой кладке. Очистить, отсортировать по размерам, форме, количеству дефектов и прочим параметрам.
👍Но результат того стоит!
Кирпич производства Укке и Ко
Царский кирпич Укке. © Печная Грамота Царский кирпич Укке. © Печная ГрамотаУкке Людвиг Юльевич — потомственный дворянин
✅Родился в Калужской губернии в 1846 г.
✅В 1893 году принял заведование заводом керамических изделий товарищества производства глиняных и гончарных изделий в Боровичах, где являлся одновременно директором-распорядителем и членом правления.
✅В 1905 г избран председателем правления этого товарищества.
✅Владеет собственными завода по производству красного кирпича.
Завод Славянский (на клейме сверху буква С )
Построен в 1874 году.
Производство ручное. 4 конных глиномятки, 2 гофманские печи, 30 камер. Рабочих 120 человек.
Объем производства 1898 — 4 млн, 1903 — 2,4 млн штук
Совладелец — Шмидт Иоганн Вильгельм Франц
Завод Тосненский (на клейме сверху буква Т ). Наш кирпич.
По реке Тосна. 1-й стан Шлиссербургского уезда, в двух верстах от села Ивановское.
Построен в 1897 году. 3 конных глиномятки, одна гофманская печь на 16 камер. Рабочих — 113 человек.
Объем производства — 1898 -2 млн штук, 1903 — 4,7 млн кирпичей.
🟡Кроме букв С и Т в клеймах встречаются «М» и «Б». Б — большой (Славянский), М — малый (Тосненский)🟠
Советские
В данной галерее представлены кирпичи советсткого периода (возможно будут и уже постсоветского периода). Конечно, эти клейма зачастую не такие интересные, как дореволюционные, они скорее технического характера. Идентифицировать их бывает ещё сложнее, чем "царские". С географией производства, само собой, вопросов не меньше, чем по общей идентификации.
► «Государственный кирпичный завод № 1».
Производство государственного кирпичного завода № 1.
Выдавленная трёхстрочная надпись в глубокой прямоугольной рамке с закруглёнными внутрь углами "1-й ГОС.КИРП.ЗАВОД ВЛАДИВОСТОК" на фоне дополнительной тонкопрорисованной прямоугольной рамки с закруглёнными краями и засечками в углах.
Встречается на острове Русский (б.Жданко).
Другой вид клейма. Рамка двойная, более компактная, менее глубокая, с 4 засечками по углам рамки
► «Государственный кирпичный завод № 5».
Предположительно Кирпичный завод № 5 строительной комиссии Морского ведомства.
Выдавленная надпись в прямоугольной рамке в две строки "Владивосток Завод № 5".
Встречается во Владивостоке.
Образцы клейма из личных коллекций и экспозиций музеев Им. В.К.Арсеньева и «Владивостокская крепость»:
По всей видимости, кирпичи этого же завода, но уже чуть позднее. Клеймо аналогично клейму « 1-го гос.кирп. завода » .
Выдавленная трёхстрочная надпись "5-й ГОС.КИРП.ЗАВОД ВЛАДИВОСТОК" в достаточно глубокой выдавленной прямоугольной рамке.
► Клеймо с аббревиатурой ТОФ (Тихоокеанский флот).
Встречается местами во Владивостоке и на острове Русский (преимущественно в местах базирования флотских частей).
► Нестандартный кирпич с маркировкой "ИТКП-8". Светлый огнеупорный кирпич имеет удлинённый размер и, соответственно, больший вес.
Не исключено, что это кирпичное производство какой-либо из исправительно-трудовой колонии.
Локализация — остров Елена.
► Клеймо с выдавленной маркировкой "ПУ-ЭД-2" и круглыми насечками по краям светлого огнеупорного кирпича.
Локализация — остров Русский.
► Производство Уктусского кирпичного завода. Огнеупорный (шамотный) кирпич.
► Производство Кирпичного завода № 104 в селе Шкотово (см. описание завода на сайте).
Клеймо в виде надписи "К-З 104" на тычковой грани кирпича.
Найден во Владивостоке, на п-ове Назимова —
► Производство кирпичного завода № 8 Буреинского лагерного пункта. Тычковое клеймо. Образец найден в Уссурийске и находится в фондах Уссурийского краеведческого музея —
► Серия кирпичных клейм, где заглавным символьным знаком является стилизованное изображение строительного мастерка (кельмы). Оформлено в выдавленную квадратную рамку и обрамлено точками. Имеет различные вариации исполнения, отличающиеся второстепенными элементами. Иногда встречаются и вспомогательные литеры или цифры.
Серия с этим же символом, но менее глубоко и точно прорисованная —
Термокислотоупорная плитка с одной ребристой постелью, ГОСТ 961-84 —
Ещё одна схожая плитка того же ГОСТа —
► Выпуклое клеймо с четырьмя сходящимися вместе кольцами со стрелками и надписью "К / УП" в большом выдавленном уплощённом ромбе. Имеет внутренние и внешние засечки.
Из экспозиции музея им. В.К.Арсеньева.
► Выпуклое клеймо "К З К" в слабооформленном круге на фоне ребристой глазурированной постельной грани.
Из экспозиции музея «Владивостокская крепость» —
Выпуклые буквы "К З К" в выдавленной малой рамке со скруглёнными боковыми краями.
► Выпуклое клеймо "А К С М" в неглубокой компактной выдавленной рамке с угловыми краями.
► Пропечатаное выпуклое широкое кольцо в центре постельной грани. Надписей не видно.► Клейма с цифровыми и бувенными маркировками.
Найдены на острове Русский (район КЭТ, Шигино)
Плохоразбираемое цифро-буквенное клеймо на скошенной грани кирпича. С золоотвала ВТЭЦ-2 —
Серия клейм на огнеупорных кирпичах с литерой "Б". В выдавленном кружке или сегменте как правило проставлена ещё цифра —
► ГОСТ 961-57 из числа кислотоупорных и термокислотоупорных керамических плиток. С глазировкой, одна постель ребристая —
► Образцы клейма на ложковой грани:
Найден в районе ж/д-станции Спутник —
Клеймо в виде точек с полосой. Район Щитовой —
► Клейма с маркировкой на тычковой грани кирпича:
"ВК","ВК I", "ВК II" —
Маркировка "В К З" —
Маркировка "ЗСК" с треугольником —
Цифровые обозначения на тычковых гранях кирпича — "101", "102", "103". Локализация — Владивосток, ул.Пушкинская-10, здание ДВГТУ (корпус, ближний к кирхе) —
Клейма с простыми цифровыми маркировками на тычковой грани кирпича —
► Широкая линейка кирпичей с маркировкой из букв "СЛ". Разнятся по фактуре, исполнению клейма, номеру при буквенной маркировке, дополнительным элементам вокруг основной маркировки.
В экспозиции музея «Владивостокская крепость» образцы с подобными клеймами идентифицированы как кирпичи производства:
Кирпичный завод в Славянке —
Славянкинский завод КВЖД —
Но представленные на фото кирпичи являюся шамотными кирпичами производства огнеупорного завода в местечке Сухой Лог (Свердловская область), который был основан в 1940-е годы. Кирпичный завод в Сухом Логе существует до сих пор.
Комбинированный со следующим типом клейма —
► Широкий пласт советских огнеупорных кирпичей со сходными маркировками.
Шамотный кирпич предназначен для кладки печей и каминов жилых домов, дымоходов и футеровки металлургических печей, изолированных от расплавленного металла. Он отлично переносит резкие перемены температуры, поэтому часто используется в строительстве. Его название говорит о том, что в его состав входит большее количества огнеупорной глины, чем в других видах кирпичей.
Маркировка шамотного кирпича.
Буква "Ш" в маркировке означает слово "шамотный", а цифры – размеры. К примеру, ША-8 – 250 х 124 х 65 мм, ША-6 – 230 х 114 х 40 мм, ША-5 – 230 х 114 х 65 мм.
Дополнительные буквенные индексы после "Ш" характеризуют температурные пределы кирпича:
Шамотный кирпич ША – с огнеупорностью не ниже 1730 градусов,
Шамотный кирпич ШБ – с огнеупорностью не ниже 1670 градусов,
Шамотный кирпич ШВ – с огнеупорностью не ниже 1580 градусов.
Образец с Камчатки —
Из экспозиции музея им. В.К.Арсеньева —
► Огнеупорный кирпич с маркировкой, похожей на "Г Б" (или "С Б"). Локализация – о.Аскольд —
Из экспозиции музея им. В.К. Арсеньева —
► Кирпичи кислотоупорные (ГОСТ 474-67):
Различные образцы шамотных кирпичей (распространие довольно широкое, поэтому без местоуказаний):
Категория: Каталог кирпичей
ИМ (машинный)
01.08.2021 От admin И • Санкт-Петербург и ЛО 0 комментариев
ЗЛР; Л.Р.
01.01.2021 От Любомир Бакин З • Л • Санкт-Петербург и ЛО Кирпичная матрица • Рудановский 0 комментариев
01.01.2021 От Любомир Бакин A (латиница) • Санкт-Петербург и ЛО 0 комментариев
01.01.2021 От Любомир Бакин I 0 комментариев
KBI; IBK
01.01.2021 От Любомир Бакин I (И латиница) • K (латиница) • Санкт-Петербург и ЛО Петергофский уезд 0 комментариев
S.H; L.S.
01.01.2021 От Любомир Бакин L • S Кирпичная матрица • Река Мойка 0 комментариев
STENSWIK
01.01.2021 От Любомир Бакин S • Финляндия Чечулин 0 комментариев
01.01.2021 От Любомир Бакин T (Латиница) • Санкт-Петербург и ЛО Выборгская губерния 0 комментариев
А.Д. (Демин)
01.01.2021 От Любомир Бакин А • Санкт-Петербург и ЛО Александров • Миронов • Мор • Петергофский уезд 0 комментариев
Клейма на старинных кирпичах
Кирпичные клейма –это отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий.
Многие клеймёные кирпичи воспринимаются образцом технической эстетики тех лет.
К настоящему времени собирательство клеймёных кирпичей стало достаточно распространённым явлением. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название – брикофилия., от английского brick – кирпич. Название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию.
В России клейма на кирпичах появились к середине XVII века. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке.
Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для кирпичных клейм до 1690-х годов.
В дальнейшем кирпичи стали метить буквами русского алфавита, используя вначале только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву Д. В начале следующего столетия появляются метки буквами П и Н.
Считается, что однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х гг. По форме они напоминали квадрат. Но этот вывод был сделан на основе изучения кирпичных кладок Москвы. В Петербурге клеймение кирпичей одной буквой, обозначающей фамилию владельца кирпичного завода, продолжалось намного дольше. Например, клеймо с буквой С, связывают с кирпичами завода, основанного Фёдором Никифоровичем Слепушкиным (1763 – 1848), более известным как поэт-самоучка. При этом клеймо на его изделиях имеет не квадратную, а вытянутую форму.
С развитием кирпичного дела однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Иногда фамилия приводится полностью. Зачастую заместо инициалов клеймо состоит из названия завода, например: Мойка, Ижора, Нева, или Елизаветино, Колпино, или аббревиатура компании-производителя, например, Т.О.С.М. -. Товарищество обработки строительных материалов.
Анималистические изображения – двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов – времён Николая I в прямоугольной рамке, Александра I - в круге, Александра III – в овальной обводке.
Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода "Подкова" Е.П.Спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца – завод "Звезда", Ф.А.Полякова-Кофтунова.
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях..
Клеймение кирпичей сформировалось в особую разновидность прикладного искусства. Особую привлекательность кирпичи получили с 40-х годов XIX века при переходе на их машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами Механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку-штамп с клеймом хозяина завода. В XVIII веке клеймение кирпичей было одним из требований Архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей. При Петре I кирпичи должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5,5 дюйма, толщину 3 дюйма, т.е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году , правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина1,5 вершка, т.е. 26,5 х 13,3 х 6,7 см.
Клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно-реставрационных работ, перестроек и пристроек. Клейма на тычковой и ложковой гранях использовались, как элементы декора в кладке стен, или сводов. Тычковые клейма имели выпуклый, а ложковые вогнутый рельеф. Они должны были отчётливо восприниматься не только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов.
В конце XIX - начале XX века данные клейма утратили всякую художественность, воспринимаются малозаметными граффити Подобные клейма присутствуют на некоторых зданиях и в г. Луге. Тычковые клейма с надписью СПБ А О ва (С-Петербургское Акционерное Общество) заметны в кладке лицевого фасада дома по адресу ул. Тоси Петровой,16 Ложковые клейма с заглавными прописными буквами АР находятся на фасадах здания лужского Военкомата (пр. Урицкого, 59/ 15).На некоторых гранях буквы размещаются поперёк, на других наклонно, на третьих вдоль плоскостей граней. Одна грань сплошь испещрена контурами этих букв с их наслоением друг на друга. Совершенно необъяснимый случай!
Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т.н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.
Можно ли заработать состояние на старом кирпиче ? Кирпич с клеймом
Заработать на старом кирпиче? Многие подумают о строительстве и экономии на материале .
Фото. Яндекс. Картинки Фото. Яндекс. КартинкиДругие наверное о современной строительной моде. Сегодня очень много контор занимается изготовление декора. По просту пилят старый кирпич на плитку , которой можно отделать стены или камины.
Но сейчас речь не об этом.
Фото. Яндекс. Картинки Фото. Яндекс. КартинкиРечь пойдет о разновидностях кирпичей с клеймами.
Клеймить кирпичи в России начали с середины 17 века. Считается ,что клейма использовались как своеобразный идентификатор качества, бренд.
На то время кирпичных производств было не так много, и на кирпичи ставили изображение двуглавого орла или изображение животных.
Орел обозначал принадлежность к Императорскому кирпичному заводу. Различия по времени изготовления заключались в рамке. ( Николая I в прямоугольной, Александра I - в круге, Александра III – в овальной ).
Фото. Яндекс. Картинки Фото. Яндекс. КартинкиТакое производство осуществлялось до 1680 года.
В связи с увеличением масштабов производства и появлении новых мастерских на кирпичах стали появляться буквы.
Сначала ставили одну, которая обозначала фамилию производителя.
С конца 18 века одной буквы стало не хватать и на кирпичах начали появляться две или три, уже обозначающие имя, фамилию и отчество или целиком фамилии с инициалами и без.
Не редкостью попадаются кирпичи с названием рек или определенных мест.
Коллекционеры.
В коллекционировании существует такое направление брикофилия. Люди занимаются коллекционированием старых кирпичей с разными клеймами.
Брикофилия не сильно распространена, но ее фанаты находятся не только в России но и за рубежом.
За редкие находки готовы выложить достаточно солидную сумму. Коллекции не выставляются широкой публике, но их размеры внушительны и доходят до 1000шт.
Что же отнести к редким экземплярам?
Например, к ним можно отнести кирпичи из Ипатьвского дома в Екатеринбурге, связанного с расстрелом семьи Николая II.
Кирпич с изображением якоря. Из него был построен фундамент церкви «Спас-на-водах» в память погибших без погребения моряков в русско-японской войне. Ныне разрушен.
Любопытными могут оказаться кирпичи, с фамилиями известных политических деятелей.
Кирпич с маркировкой старый
Кирпичи с клеймами (покупка, продажа, обмен)
вернуться к странице
Кирпичи с клеймами (покупка, продажа, обмен) запись закреплена
Редкий Петербург
Клейма на кирпичах в дореволюционной России были обязательными, они нужны для контроля качества, причем на каждом кирпиче. Чаще всего это были изображения фамилии производителя кирпича или ее первой буквы, название компании, год выпуска, стилизованные изображения животных и т.п. Они также усиливали прочность контрукции, каменщики клали их на раствор клеймом вниз. Сейчас многие собирают старинные кирпичи с клеймами, такое коллекционирование называется брикофилия. Кто-то из вас собирает кирпичи? Или хотя бы фотографирует при встрече?
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
Обязательны везде или только Питер и Москва? В Сольвычегодске и Великом Устюге все церкви облазил и ни одного с клеймом не нашел
Старинный кирпич 18 - 19 века
Каждый старый кирпич в своем роде уникален и неповторим благодаря ручной формовке и давности лет производства. Стоит отметить, что такой старинный кирпич, в свою очередь, не уступает по прочностным характеристикам современному кирпичу, а в плане экологичности - ему нет равных. Он произведен без применения химических добавок, которые сейчас используют для ускорения процесса производства. Мы предлагаем вам кирпич с клеймом заводов, принадлежавших купцам и дворянам, в Царской России до 1917 года. Из таких кирпичей построены уникальные архитектурные здания и сооружения, дворцы, поражающие своей красотой и роскошью. Наш кирпич разобран вручную, очищен от известкового раствора и уложен на паллет.
Старинный кирпич с клеймом
Раздел посвящен старинному кирпичу, изготовленному на заводах известных дворян и купцов увековечивших память о себе в виде отличительного знака (клейма), представлена полная информация об истории завода изготовителя, а так же об известных архитектурных сооружениях сделанных из этого кирпича.
Эксклюзивный кирпич
В данном разделе, вашему вниманию представлены действительно редкие, уникальные, с самой интересной и захватывающей историей старинные кирпичи, а также известные архитектурные памятники, построенные из них. Здесь вы откроете для себя, много истинно эксклюзивных фактов.
Старинный кирпич без клейма
Мы представляем старинный кирпич без клейма из разных городов, областей и уездов, конца XVIII - начала XIX века. Как известно, во второй половине XIX века, Император Николай I издал указ об обязательном клеймении кирпича. Поэтому истинную историю Имперской России, пронесенную через века, может содержать в себе только кирпич без клейма.
Наша компания обладает большими запасами разнообразного кирпича. Мы сможем подобрать кирпич по вашему индивидуальному запросу (клеймо, размер, цвет)
Каждый старый кирпич создан вручную. Он имеет уникальную фактуру, которая формировалась веками. В наше время он обретает вторую жизнь и может послужить для продолжения вашей истории.
Все старинные кирпичи экологически чистые, так как производились вручную из разных сортов глины, при помощи обжига в печи и без применения химических добавок.
Из кирпичей с клеймом построены настоящие произведения искусства, известные во всем мире архитектурные шедевры, задуманные русскими Императорами.
brick_stamps
Всегда мучался вопросом, какими законами в Российской Империи регулировался вопрос о клеймении кирпича. «Справочная книга для фабрикантов, заводчиков и владельцев промышленных заведений» в «Расписании изделий и наставлении о порядке их клеймения и присылке образцов клейм» говорит где и как надо ставить клейма на стальных изделиях, проволоке, шоколаде, зеркалах и прочая, а вот о кирпиче молчит.
В далеком уже 2016 году Валерий Зинин berlogaistory показал мне дом с клеймом ЗЖ, - поскольку на доме все клейма были весьма посредственного качества, - клеймо было ошибочно прочитано и, следственно, атрибутировано как ЗЖ. Других адресов с такими клеймами более высокого качества в Самаре пока не обнаружено.
Но, недавно, в инстаграм @sergeychernov85 выложил фотографию кирпича с таким клеймом, где хорошо видно, что от версии ЗЖ ничего не остается, - это клеймо внизу слева. Разгадка одной загадки породила другую, - с прочтением клейма снова возникли трудности из-за оригинального шрифта оного клейма.
На опытную постройку 6-й райконторы Мосгоржилстройсоюза (м. Семеновская) с нижнекотельской группы кирпичных заводов Мосстромтреста привезен кирпич. Взятые наудачу два кирпича имели следующие размеры: один 260х115х60 мм, а другой 240х120х55 мм. А ведь стандартный размер кирпича — 250х120х56 мм (так в тексте).
Брак кирпича не только в размере. Кирпич не прямоугольной формы, грани разбиты, масса трещин, выбоин, шероховатая поверхность и пр. Кирпич легко ломается и крошится в руках. Употреблять его на кладку столбов, арочек, кирпичных стен на 5 этажей — нельзя.
«Рабочая Москва» должна найти тех, кто своей неудовлетворительной работой портит и без того дефицитный кирпич.
Техник постройки 210 Бужбецкий.
Захар Виноградов. Выделка кирпичей формой на кирпичном заводе. Дата съемки: 1909 - 1913. Стереопары «Жизнь и природа России». Из серии «Волга и Приволжье», сюжеты группы «Волга. Промыслы, работы и занятия».
( Read more. Collapse )
Клеймёные кирпичи. Часть 1
На сей раз я хочу обратиться к теме, которую краеведы обычно обходят стороной.
Осматривая уцелевшие старинные постройки на территории города и района, я не раз обращал внимание на одну интересную особенность. В некоторых случаях кирпичи, из которых сложены стены или фундаменты этих зданий, имели заводское клеймо с фамилией изготовителя.
Посмотрим вблизи на здание Вечерней школы г. Пушкино (до революции - дача Струковых) по адресу : ул. 1-я Серебрянская, д.3. На кирпичах цоколя хорошо видна отштампованная надпись "ЧЕЛНОКОВЪ":
Еще один дом дореволюционной постройки в Пушкино - бывшая дача Ермакова, творение знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева. Находится он в Мамонтовке по адресу: ул. Октябрьская, 23.
Кирпичная кладка его цоколя содержит другое клеймо: "И.ГЕРАСИМОВЪ":
Клеймо Герасимова мы видим и на старом бревенчатом доме у станции, который до революции принадлежал лесопромышленнику М. Шарикову:
В Черкизово почти каждый кирпичик здания воскресной школы при Храме Покрова Пресвятой Богородицы содержит оттиск "И.П.ВОРОНИНЪ":
Список зданий из клеймёного кирпича, хранящего эти фамилии, можно продолжать и далее.
Герасимов, Челноков, Воронин. Кто были эти люди? Где и когда производились их кирпичи? Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось посетить не одну библиотеку.
Обратимся к истории.
Ещё до отмены крепостного права около села Большие Мытищи имелись хорошие глины и песок. И благодаря этому здесь уже в XV веке было налажено гончарное и примитивное кирпичное производство, а в середине XIX века открылись кирпичные заводы - первые промышленные предприятия, работавшие на местном сырье.
1860—1870 годы. В архивных документах появляются упоминания о мытищинских кирпичных заводах Головина, А.Г. Гусарева, Д.Т. Романова. В фондах Мытищинского историко-художественного музея хранится копия купчей 1871 года, из которой следует, что Общество крестьян-собственников деревни Шарапово продало потомственным почетным гражданам Василию Федоровичу Челнокову и Алексею Гавриловичу Гусареву 10 десятин земли, за которую взято с покупщиков денег 1500 руб. серебром. На этом участке земли, ограниченном с севера речкой Работней, с востока Московско-Ярославской железной дорогой, с запада — крестьянскими наделами деревни Рупасово и с юга — землями деревни Шарапово, был основан кирпичный завод. В списке фабрик и заводов Московской губернии за 1886 год он числится как кирпичный завод В.Ф. Челнокова при деревне Шарапово.
В архивных материалах за 1872 год имеются первые упоминания о стачках рабочих на заводе Гусарева и Челнокова. Как только падал спрос на кирпич или истощались запасы глины, ухудшались заработки рабочих. Очевидно, после определения новых запасов глины оба хозяина сложили свои финансы и открыли на паях более крупный завод. В памяти остались два карьера: первый — на Шараповке, сейчас на его месте детский театр «Огниво», второй — на месте бывшего завода художественного литья им. Е.Белашовой, часть карьера занимает «Вторчермет».
В 1889 году начал работу кирпичный завод И.Г. Герасимова.
Со строительством железных дорог Москва быстро разрастается. В конце XIX в. мытищинские кирпичные заводы становятся наиболее крупными поставщиками кирпича для строительства фабрик, заводов, железнодорожных депо и вокзалов, доходных домов, храмов, общественных зданий. Заводы И.Г. Герасимова, И.П. Воронина и М.В. Челнокова вырабатывали 45—50 млн. шт. кирпича в год — это составляло 30% того, что выпускалось всей Московской губернией. При обследовании кирпичных строений в Москве приходилось удивляться: почему так часто попадается клеймо мытищинских заводов, ведь было много и других предприятий? Получается, что почти каждый третий дом в столице построен из кирпича мытищинских заводов. Таков вклад Мытищ в градостроительство Москвы.
Политехнический музей. Правое крыло - клеймо "А.Гусаревъ",левое - "Т-во В.К. Шапошниковъ/М.В. Челноковъ и Ко" Сокольники. Пожарная каланча. Клеймо "Челноковъ" Храм Всех Святых бывшего Новоалексеевского монастыря. Клеймо "Челноковъ"
Такая же картина наблюдалась и при обследовании кирпичных строений вдоль всей железной дороги от Сергиева Посада и от Щелкова до Москвы.
Перрон Ярославского вокзала с 5 по 12 пути. Клеймо "И.П. Воронинъ"
Ст. Лосиноостровская. Водонапорная башня для заправки паровозов.
Клеймо "И.Г. Герасимовъ"
Здание вокзала ст. Сергиев Посад. Клеймо "И.П. Воронинъ"
Мытищинские кирпичи славились своим качеством: их изготавливали из высококлассной черной глины юрского периода, обширные залежи которой в районе Мытищ тогда только начинали использовать. И сейчас Новые Мытищи стоят на этой глине.
Если торговля кирпичом производилась через государственные структуры, то клеймо ставилось на каждом тысячном кирпиче. А хозяин частного небольшого завода, одноразового, мог просто на память заклеймить пять-шесть штук из всей партии в несколько тысяч.
Производство кирпича было делом выгодным, и владельцы заводов расширяли производство. Так, наследники Челнокова построили еще один кирпичный завод рядом со станцией Мытищи на площадке в 15 десятин (ныне на этом месте располагается торговый комплекс "Красный кит").
На нем работали 260 человек, а производительность достигала шести-семи миллионов штук кирпича в год. От станции к заводу была проведена железнодорожная ветка для отправки кирпича потребителю.
Челноковы
Василий Федорович Челноков числился во 2-ой гильдии московского купечества. Первоначально занимался торговлей хлебом, затем был депутатом оценочной комиссии, выборным московского купечества (1869 г.). Он был женат на Е.М. Ильиной, и был отцом шестерых детей. Семья жила в Рогожской части в приходе церкви Воскресения Словущего на Воронцовской улице, в собственном доме.
В 1871-1872 годах Василий Федорович Челноков вместе с Александром Гавриловичем Гусаревым основали совместное производство кирпича в Мытищах. Здесь В.Ф. Челноков купил землю, построил дом, посадил парк (ныне район Пролетарских улиц). Сюда и выезжала семья из Москвы на дачу. В.Ф. Челноков сумел подобрать толковых мастеров - кирпичников, закупил современное оборудование. Благодаря самой передовой технологии того времени завод работал бесперебойно круглый год.
Вскоре Василий Федорович овдовел, забросил дела и сильно захворал. Резко обострившаяся «слоновая болезнь» стала причиной его смерти. Но дело продолжалось. Во главе завода стал грамотный специалист, приказчик И.С. Курочкин. Он не только содержал завод в порядке, но и стал осиротевшим детям В.Ф. Челнокова вместо отца.
Молодые хозяева, не лишенные природных способностей, довольно быстро стали деловыми людьми. Первым из братьев женился Михаил Васильевич. Его избранницей стала Елизавета Карповна Шапошникова (1862-1909), внучка городского головы Москвы Кондратия Карповича Шапошникова. Через некоторое время Сергей Васильевич женился на ее сестре — Вере Карповне Шапошниковой.
Михаил Васильевич Челноков
С семьей Шапошниковых Челноковых связывали не только родственные узы. В 1895 г. Михаил Васильевич Челноков (1863-1935) вместе со своим шурином Василием Карповичем Шапошниковым основал «Товарищество В.К. Шапошников / М.В. Челноков и К». В него входили цементный и известковый заводы в Подмосковье, два кирпичных завода за Дорогомиловской заставой, кирпичный завод при станции Мытищи, несколько складов и приломов (каменоломен).
Воронины
Фамилия Ворониных насчитывает 22 дворянских рода различного происхождения. В Государственной Исторической публичной библиотеке (Москва, Старосадский пер., дом 9) хранится документ: "Устав Товарищества кирпичных заводов И.П. Воронина". ". Для приобретения, содержания и развития действий кирпичного завода, находящегося в Московской губернии, Московском уезде, при деревне Рупасовской и принадлежащего И.П. Воронину, учреждается «Товарищество кирпичных заводов И.П. Воронина. Учредители Товарищества: личный почетный гражданин Иван Павлович Воронин и потомственные почетные граждане Алексей и Георгий Петровичи Воронины. Государь Император устав сей рассматривать и Высочайше утвердить соизволил в Петергофе, в 25 день июня 1899 года». Установление точной даты постройки завода представляется возможным лишь при обнаружении других архивных документов и требует дополнительных исследований. В любом случае можно сказать, что история завода И.П. Воронина (ныне комбинат ОАО «Стройперлит») насчитывает более 100 лет.
Герасимовы
О владельцах завода И.Г. Герасимова известно очень мало. В документах упоминаются купцы Герасимовы, имевшие, кроме кирпичного завода в Мытищах, красильно-аппретурную мануфактуру в Измайлово. Но, очевидно, Герасимовы не были именитыми людьми среди московского купечества. Сведений о их благотворительной деятельности не обнаружено.
Судя по тому, что в многочисленных строениях не встречаются рядом кирпичи с заводов Герасимова и Воронина, можно предположить, что между хозяевами имела место какая-то интрига. По одним сведениям, И.П. Воронин начинал работать на заводе у И.Г. Герасимова, затем женился на его дочери, вышел из пая и открыл свой завод. По другим, наоборот, И.Г. Герасимов начинал работать на заводе И.П. Воронина приказчиком, прижимал рабочих и жульничал, собираясь открыть свое дело. И.П. Воронин, будучи человеком образованным, быстро разобрался в махинациях своего приказчика и попросил И.П. Герасимова оставить эту должность.
На месте сегодняшнего стадиона комбината ОАО «Мосстройпластмасс» (на фото) началась разработка карьеров, обнаружились солидные запасы глины.
И.Г. Герасимов быстро сориентировался, купил участок земли, поставил навесы, обжиговую печь и запустил в работу свой завод. Верхние слои глины залегали неглубоко, поэтому завод за один сезон окупился. Была даже построена железнодорожная ветка для транспортировки выработанного кирпича. И.П. Воронин хотел продлить железнодорожную ветку к своим заводам, но И.Г. Герасимов воспротивился: «Через мой завод не позволю вести строительство». Пришлось Воронину строить железнодорожную ветку на свой завод в обход завода Герасимова. Обошлось ему это строительство в копеечку.
Завод Герасимова окружали дома рабочих, к которым после революции прибавились бараки. В 1929 году на этом месте был открыт «Завод силикатного кирпича имени 12-летия Октября», а улица, на которой он стоял, получила название Силикатной. Завод был небольшой - внутри двора стояли три постройки. С первых дней войны завод перешел на изготовление противотанковых мин и выпускал их до 1943 года, до того момента, когда на заводе произошел взрыв, разрушивший многие здания на территории поселка Строитель. Погибли 42 человека, многие получили ранения. После этого три года завод не работал. Только через год после войны на заводе стали изготавливаться плитки для покрытия крыш, линкруст, линолеум. Чуть позже было восстановлено и производство силикатного кирпича. С 1959 года завод, ставший позднее комбинатом «Мосстройпластмасс», начал выпускать синтетические строительные изделия и материалы.
- на заводе И.Г. Герасимова работало 96 человек;
- на заводе «Т-ва В.К. Шапошникова / М.В. Челнокова и К » — 141 человек;
- на заводе И.П. Воронина — 219 человек.
Конец 1916 года и последующие годы — «окаянные дни» в истории России. В 1918 году техник-землемер Шерешевский обследовал все три кирпичных завода в районе Мытищ и определил, что запасы глины на десять лет имеются только на территории завода И.П. Воронина. Гражданская война и последующая разруха привели к полному развалу кирпичного производства в Мытищах. К 1918 году деятельность мытищинских заводов окончательно прекратилась. Почти два года продолжалось их разорение. Потребность в возобновлении производства кирпича крайне обострилась в 1920 году. Заводы начали восстанавливать неимоверным трудом, на голом энтузиазме — артельным сообществом.С 1922 по 1926 год одна за другой создаются комиссии для обследования оставшегося оборудования этих заводов и определения их возможностей для возобновления производства кирпича. Вот выписка из акта по итогам работы комиссии (1923 г.) на бывшем заводе «Т-ва В.К. Шапошникова / М.В. Челнокова и К»: «Кирпичный завод не работает с 1915 года, за все время Революции в нем живут татары-беженцы (многие из них работают на вагонном заводе), которые привели все здания и нежилые постройки в непригодное состояние. Из уцелевших построек и инвентаря остались. » Все нежилые здания к этому времени были разобраны так, что оставались только кирпичные стены, которые комиссия рекомендовала к обрушению, а кирпич к дальнейшему использованию. «Из заводского оборудования в полуразобранном виде осталось 40 вагонеток с кузовами (20 шт. без колес, 20 шт. без осей), 250 пар узкоколейных рельс в штабеле, две пожарные машины фирмы «Людвиг Смит», грузовые весы фирмы «Фербенкс» (без баланса и разновесов) — рекомендовано передать на завод И.Г. Герасимова вместе с клеймами «Т-во В.К. Шапошников / М.В. Челноков и К» в количестве 80 шт.» Так закончилась история этого кирпичного завода.
Бывшему заводу И.Г. Герасимова был присвоен № 5, бывшему заводу И.П. Воронина - №4. Ещё раз определились запасы глины. Перспектива оставалась за заводом №4. Для восстановления фабрик и заводов, строительства новых жилых и промышленных зданий кирпича требовалось все больше и больше. В это время оба завода входили в состав Управления треста «Моссиликат» — Государственный Московский трест по производству и продаже строительных материалов минерального происхождения. Контора треста размещалась в Москве на Мясницкой, в бывшем доме Воронина. В 1925-1926 годах снова проводились совещания, передел площадей. Окончательно определились и перспективы обоих заводов.
Запасы глины на заводе №5 истощились, и в 1929 году он был преобразован и переименован в «Завод силикатного кирпича имени 12-летия Октября». Силикатный кирпич — это уже совершенно иная технология, в ее основе заложен процесс диссоциации в автоклавах. Клеймо на нем невозможно поставить. Однако и этот кирпич послужил прекрасным строительным материалом. Оборудование закупили в Германии на фирме «Клинау и Пилим». Производительность увеличилась. Один завод №5 вырабатывал столько кирпича, сколько в лучшие годы вырабатывали все три, вместе взятые.
В первые годы советской власти старые клейма повыбрасывали, а новые не изготовили. Так что в период 1920-1930 гг. клейма на кирпичах, как правило, не ставили. Но с появлением новых управленческих структур появляется клеймо «М.С.Н.Х. МОССИЛИКАТ». А в последующие годы ставятся буквы и цифры, например: МКЗ-4, что означает «Мытищинский кирпичный завод №4».
Красный водостойкий кирпич завод №4 продолжал выпускать вплоть до 1972 года. Все дома в Мытищах построены на фундаменте из кирпича с клеймом МКЗ-4. Часть стены ЗАО «Метровагонмаш» по улице Колонцова выложена из этого же кирпича. Огромный сборочный корпус ракетного комплекса С.П. Королёва, что напротив Мытищинского хлебозавода у Ярославского шоссе, тоже выстроен тоже из кирпича с клеймом Мытищинского кирпичного завода №4. Бывший завод И.П. Воронина перепрофилировался и изменял свое название неоднократно. На сегодняшний день это, повторюсь, комбинат ОАО «Стройперлит».
Изучая историю мытищинских кирпичных заводов, мы возвращаем память о тех, кто изготавливал миллионы кирпичей, из которых потом были построены тысячи самых различных строений, по сей день исправно служащих людям.
Читайте также: