Какой материал для строительства домов использовали индейцы племени пуэбло
Национальные дома народов Америки: вигвам, типи и хоган. Традиционные жилища американских индейцев
Национальные дома любых народов наилучшим образом отражают их образ и стиль жизни, который во многом зависит от рода занятий людей и климатических условий окружающей среды. Так, оседлые народы живут в постройках и полуземлянках, кочевники – в палатках и шалашах. Охотники покрывают свои жилища шкурами, а земледельцы – листьями, стеблями растений и землей. В предыдущих статьях мы рассказали вам о национальных домах народов Африки и Севера, и сегодня наш рассказ посвящается американским индейцам и их знаменитым традиционным жилищам – вигвамам, типи и хоганам.
Вигвам - жилище североамериканских индейцев
Вигвам представляет собой основной тип жилища индейцев Северной Америки. По сути, вигвам – это обычный шалаш на каркасе, который изготовлен из тонких стволов деревьев и покрыт ветками, корой или циновками. Такое строение обладает куполообразной, но никак не конической, формой. Очень часто вигвам путают с типи: возьмем хотя бы Шарика из известного мультфильма «Простоквашино», который был уверен, что нарисовал на печке вигвам. На самом же деле он нарисовал типи, который имеет форму конуса.
По поверьям американских индейцев вигвам олицетворял собой тело Великого Духа. Округлая форма жилища символизировала собой мир, а человек, выходящий из вигвама на белый свет, должен был оставить позади себя все плохое и нечистое. Посередине вигвама располагалась печь с дымоходом, который символизировал мировую ось, соединяющую землю с небом и ведущую прямо к солнцу. Считалось, что такой дымоход обеспечивает доступ к небесам и открывает вход духовной силе.
Интересным является и тот факт, что наличие очага в вигваме вовсе не означает, что индейцы готовили там пищу. Вигвам предназначался исключительно для сна и отдыха, а все остальные дела делались снаружи дома.
Типи - переносной дом кочевых индейцев
Типи, который, как мы уже говорили, часто путают с вигвамом, является переносным жилищем кочевых индейцев Великих равнин и некоторых горных племен Дальнего Запада. Типи имеет форму пирамиды или конуса (слегка наклоненного назад или прямого), изготовленного в виде каркаса из шестов и покрытого полотнищем из сшитых шкур оленей или бизонов. В зависимости от размера конструкции на изготовление одного типи уходило от 10 до 40 шкур животных. Позднее, когда Америка наладила торговлю с Европой, типи часто покрывали более легкой парусиной. Небольшой наклон некоторых конусообразных типи давал возможность выдерживать сильные ветра Великих равнин.
Внутри типи по центру обустраивался очаг, а сверху строения (на «потолке») находилось дымовое отверстие с двумя дымовыми клапанами – лопастями, которые можно было регулировать при помощи шестов. Нижняя часть типи обычно оснащалась дополнительной подкладкой, которая изолировала находящихся внутри людей от потока наружного воздуха и, таким образом, создавала достаточно комфортные условия проживания в холодное время года. Впрочем, в разных индейских племенах типи имели свои конструктивные особенности и несколько отличались друг от друга.
Удивительно, но во времена доколониальной эпохи транспортировку типи осуществляли преимущественно женщины и собаки, причем тратили на это немало усилий из-за достаточно большого веса конструкции. Появление лошадей не только устранило эту проблему, но и дало возможность увеличить размеры основания типи до 5-7 м. Устанавливали типи обычно входом на восток, однако это правило не соблюдалось, если жилища располагались по кругу.
Жизнь в индейских типи протекала по своему особому этикету. Так, женщинам полагалось жить в южной части жилища, а мужчинам – в северной. Перемещаться в типи нужно было по солнцу (по часовой стрелке). Гости, особенно те, которые пришли впервые, должны были находиться в женской части. Верхом неприличия считалось пройти между очагом и кем-то еще, так как это нарушало связь всех присутствующих с огнем. Чтобы пройти на свое место, человек по возможности должен был перемещаться за спинами сидящих людей. Зато особых ритуалов покидания жилища не существовало: если кто-то хотел уйти, то он мог сделать это сразу и без лишних церемоний.
Основная часть типи не раскрашивалась, однако если хозяин жилища хотел поделиться своим опытом, полученным на войне, охоте, в пути или даже во сне, то он переносил соответствующие изображения (реальные или символические) на холст типи. Красный цвет символизировал огонь, землю и горы; желтый – камень и молнию; белый – воздух и воду; синий и черный – небо. Помимо рисунков индейские типи могли быть украшены медальонами, амулетами, трофеями (охотничьими и военными), бизоньими хвостами, рогами и др. В более поздний период типи украшались бисерными поделками.
В современной жизни типи чаще всего используют консервативные индейские семьи, свято чтущие традиции предков, индеанисты и исторические реконструкторы. Также сегодня выпускаются туристические палатки, имеющие название «типи», внешний вид которых несколько напоминает традиционные индейские жилища.
Хоган - жилище индейцев навахо
Хоган – это еще один вид жилища американских индейцев, наиболее распространенный у народа навахо. Традиционный хоган имеет коническую форму и круглое основание, однако сегодня можно встретить и квадратные хоганы. Как правило, дверь хогана обустраивается на его восточной стороне, поскольку индейцы уверены, что при входе через такую дверь солнце обязательно принесет удачу в дом.
Навахо считали, что первый хоган для первого мужчины и женщины был построен духом-Койотом при помощи бобров. Бобры дали Койоту бревна и научили его, как построить дом. Сегодня такой хоган носит название «мужской хоган» или «хоган с вилочным шестом», а его внешний вид напоминает пятиугольную пирамиду. Нередко снаружи пятигранная форма дома скрыта за толстыми земляными стенами, защищающими строение от зимней непогоды. В передней части такого хогана находится вестибюль. «Мужские хоганы» используются преимущественно для проведения частных или религиозных церемоний.
В качестве жилья навахо использовали «женские» или круглые хоганы, которые еще называли «семейными домами». Такие жилища обладали несколько большими размерами, чем «мужские хоганы», и не имели вестибюля. Вплоть до начала XX века индейцы навахо строили свои хоганы в соответствии с описанным способом, однако затем они начали возводить дома шестиугольной и восьмиугольной формы. По одной из версий такие изменения были связаны с появлением железной дороги. Когда в руки индейцев попали деревянные шпалы, которые нужно было укладывать горизонтально, они начали строить просторные и высокие дома с дополнительными помещениями, но при этом сохранили форму «женского» хогана.
Любопытным является и тот факт, что с хоганом у индейцев были связаны многочисленные поверья. Например, нельзя было продолжать жить в хогане, о который терся медведь, или неподалеку от которого ударила молния. А если в хогане кто-то умирал, то тело замуровывали внутри и сжигали вместе с жилищем, либо выносили его через северное отверстие, пробитое в стене, а хоган покидали навсегда. Причем древесина покинутых хоганов никогда и ни для каких целей не использовалась повторно.
Помимо хоганов у народа навахо были также распространены подземные дома, летние домики и индейские парные бани. В настоящее время некоторые старые хоганы используются как церемониальные сооружения, а некоторые - в качестве жилищ. Однако новые хоганы редко когда строятся с целью дальнейшего проживания в них.
В заключении Ремонт позитивный хотел бы сказать о том, что вигвамы, типи и хоганы – это далеко не все виды национальных домов американских индейцев . Существовали и такие построения как викупа, малока, тольдо и др., которые имели как общие, так и отличительные черты с описанными выше конструкциями.
Пуэбло
Пуэбло – поселение-крепость. Считается, что именно отсюда пошло название народности пуэбло.
Вместимость такого жилища-крепости до 4000 человек. Оно представляет собой замкнутое сооружение вокруг двора или площади с глухими внешними стенами. Основным строительным материалом для строительства пуэбло был песчаник или кирпич-сырец. Жилые помещения пуэбло выстраиваются в виде уступов в 5-6 этажей. Крыша нижнего этажа служит двором для верхнего.
Через отверстия в покрытии по лестнице можно проникнуть в «кивы», цилиндрические помещения, в которых собирались советы родов и племен, проводились различные религиозные мероприятия.
Индейцы-навахо, занявшие некоторые земли народов пуэбло, под их влиянием строили крепости-пуэблито в XVII – XVIII веках.
Примечательно, что многие пуэбло в наше время живут в старых глинобитных домах. Здесь следует упомянуть памятник всемирного наследия ЮНЕСКО Таос-Пуэбло – поселение, построенное примерно тысячу лет назад. Оно имеет множество древних многоэтажных зданий, предположительно созданных народами анасази, некоторые части поселения заселены до сих пор. Гораздо более величественными являются жилища древних пуэбло, вырубленные в скалах. Многие из них также отнесены к национальным памятникам США:
- Бандельер;
- Навахо-Парк;
- Тузигут;
- Хила.
Некоторые жилища были оставлены индейцами в годы великой засухи (примерно 1300 год нашей эры),
Существует также современный стиль пуэбло, появившийся в начале XX века. Он призван имитировать внешний вид традиционных сооружений индейцев и остается весьма популярным в таких регионах, как Санта-Фе и Нью-Мексико.
Аватови
Этот национальный исторический памятник располагается в округе Навахо на территории резервации племен хопи в штате Аризона, США. Здесь находятся руины поселения-пуэбло и испанской католической миссии, построенной в XVII веке.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьПоселение Аватови является одним из первых поселений, захваченных испанскими колонизаторами. В начале XVI века Аватови было одним из ключевых и крупнейших поселений.
С момента основания испанской миссии и до восстания пуэбло в 1680 году жители Аватови редко поддерживали контакт с испанскими властями и вовсе не контактировали с испанскими поселенцами.
В XVIII века, в результате военных столкновений внутри племени хопи, Аватови был разрушен. Нападающие убили всех мужчин, а женщины и дети были расселены по другим населенным пунктам. После этих событий Аватови был заброшен.
На сегодняшний день культура Хопи отличается от других сходных культур тем, что не включает в свои церемонии какие-либо европейские или христианские элементы, и они продолжают исполняться так же, как и сотни лет назад.
Рисунок 1. Аватови. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поселение Аватови было раскопано в начале XX века археологами из Гарвардского музея Пибоди. Некоторые найденные фрески были восстановлены и адаптированы для украшения многочисленных мест Северной Аризоны, включая ряд зданий Гранд-Каньона.
Таос-Пуэбло называют одним из наиболее примечательных и часто фотографируемых сооружений на Западе. Это самое населенное и крупнейшее сооружение древних пуэбло (известны и более крупные, но они заброшены). Стены зданий изготовлены из глинобитных материалов и в некоторых постройках достигают метра в ширину. Первоначальные постройки служили оборонительными сооружениями. Известно, что до начала XX века на верхние этажи сооружений можно было подняться только при помощи приставных лестниц. В случае нападений на поселок лестницы втягивались в здание.
Дом пуэбло, как правило, состоял из двух комнат, одна из которых – жилая, а вторая служила в качестве кухни-столовой-склада. Каждый дом являлся замкнутым сооружением, проходы из дома в дом не предусматривались. Известно, что индейцы пуэбло изначально не использовали никакой мебели, в современности они применяют столы, стулья и кровати. В некоторых населенных пунктах до сих пор запрещено использовать электричество, трубопровод и проточную воду.
Пэйнтид-Дезерт-Инн
Пэйнтид-Дезерт-Инн – гостиница небольшой площади в стиле зданий индейцев пуэбло. Она располагается в национальном парке «Окаменелый лес» в области Пэйнтед-дезерт, Аризона. Здание построено в 1940 году на месте более ранней гостиницы. Проект гостиницы принадлежит архитектору Лайлу Э. Беннету. Строительством занимался Гражданский корпус охраны окружающей срежы.
Известно, что реконструкцией здания занималась Мэри Колтер – архитектор, занимающаяся зданиями в стиле «Дикого Запада». После реконструкции управление гостиницей взяла на себя компания Fred Harvey Company до 1963 года, после чего гостиница была закрыта. В 70-е годы вынесли предложение о сносе гостиницы, но после волны негодований здание было открыто для ограниченного использования. Как и многие другие подобные сооружения, оно занесено в список Национальных исторических памятников США. После капитального ремонта 2006 года в здании открыли библиотеку и музей.
Рисунок 2. Пэйнтид-Дезерт-Инн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1Интересно, что в реконструкции Пэйнтид-Дезерт-Инн учувствовал художник из племени хопи, Фред Кэботи. Незадолго до этого он уже сотрудничал с Мэри Колтер при строительстве Хопи-Хауса в Гранд-Каньоне. Картины Кэботи отражают повседневный быт индейцев хопи (например, их путешествие через Красочную пустыню для сбора соли).
Сикьятки
В переводе с языка хопи сикьятки означает «желтый дом». Он представляет собой археологический памятник и бывшее поселение индейцев хопи. Площадь населенного пункта, располагающегося в восточной части Первой Месы (ныне округ Навахо), составляет более 40 тысяч квадратных метров.
Известно, что систематические раскопки Сикьятки осуществлялись в конце XIX века под руководством Джесси Уолтера Фьюкса. Во время раскопок было обнаружено множество фрагментов керамики.
Согласно преданиям племени хопи, город Сикьятки был сожжен, а его население было уничтожено обитателями соседнего поселения Валпи.
Как строили свои дома индейцы пуэбло?
Укрепленные поселки индейцев пуэбло строились из камней и сырцовых кирпичей. Они кольцом или полукольцом окружали внутренний двор, так что с внешней стороны высились лишь глухие стены.
Дома строились террасами друг над другом, причем крыша нижнего этажа служила наружной площадкой для верхнего. На такой площадке большей частью и протекала хозяйственная жизнь семьи. В свои жилища индейцыпуэбло попадали по лестнице через отверстие в крыше. При приближении врага лестницы убирались, и поселок превращался в неприступную крепость. В период расцвета культуры пуэбло в подобном поселении жило подчас свыше тысячи человек.
Так, в пуэбло Бонито XII века, развалины которого найдены близ каньона Чако, насчитывалось около шестисот комнат. С ростом поселка к старым помещениям пристраивались новые. Каждая семейная община занимала три-четыре комнаты и имела свое подземное святилище (киву) — круглый каменный колодец со скамьями вдоль стен.
Было в поселении и общеесвятилище. Пуэбло возглавлял вождь-касик, который через своих помощников руководил общественными работами, обрядами и военными походами. Сам касик в работах не участвовал, находясь всецело на иждивении общины. Индейцы пуэбло возводили также дозорные башни, которые могли служить им для наблюдения за небесными светилами.
Строили они и скальные жилища. Например, великолепный «Скальный Дворец» XI века в каньоне Колорадо насчитывал около 200 жилых помещений, 32 кивы, а кроме того, имел хранилища и каменные башни.
Какие ремесла знали индейцы?
Всякая вещь имела для индейца не просто практическое назначение, но участвовала в его жизни, как живое существо.
Нанося на нее сложный узор, индеец превращал ее не только в высокохудожественное произведение, но и в одушевленный магический предмет. При этом каждое племя славилось особым искусством украшения предметов своего обихода.
Так, тлинкиты, хайда и цимшианы были непревзойденными резчиками по дереву. Свои маски, воинские доспехи, утварь, детали домов они покрывали изображениями родовых тотемов.
Тлин-китские женщины ткали великолепные накидки из пуха горных коз, собачьей шерсти и мягкого кедрового луба. Они имели пятиугольную форму, украшались по краям бахромой и сплошь покрывались характерным «глазковым» орнаментом, выполненным в белом, черном, синем и желтом тонах.
Шерсть для них выщипывали из шкуры убитой козы и пряли без веретена, скручивая нити ладонью на голом бедре. Ткали на примитивном вертикальном станке: нити основы прикрепляли к перекладине и безпомощи челнока вплетали в них поперечные нити. Эти накидки, называемые по имени одного из тлинкитских племен чилкат, чрезвычайно ценились среди индейцев Северо-Запада, составляя часть парадного облачения вождей.
Кроме накидок, женщины плели из луба и из расщепленных корней канадской сосны парадные мужские головные уборы, а также корзины, сумки, тарелки. Незнакомые с гончарным делом, они умели делать свои плетеные сосуды водонепроницаемыми: размоченный в воде корень набухал, и плетение превращалось в плотную ткань.
Однако самыми искусными мастерами плетения были индейцы Калифорнии. Орудиями плетения им служили костяные шилья или кактусовые колючки, а материалом — молодые корни и ветви орешника, сосны, клена, дикая виноградная лоза и т.д.
У каждого племени были свой рисунок и своя форма плетеных изделий: сосудов, корзин, шляп. Особенно нарядными были корзины для ритуальных предметов, украшенные драгоценными раковинами каури и перьями.
Так же украшались ритуальная одеждаи головные уборы калифорнийцев. Повсеместно индейцы расшивали свою одежду, обувь, кожаную утварь иглами дикобраза. Многие индейские племена плели одеяла из длинных меховых полосок, нарезанных из шкурок кроликов.
С гончарным делом были знакомы только земледельческие племена. Особенно знаменита расписная керамика индейцев пуэбло, пользовавшаяся большим спросом у соседних племен. Шлифованные стенки сосудов, окрашенные в кремовый, желтый и оранжевый цвета, покрывались черным орнаментом.
Гончарным ремеслом занимались женщины. Мужчины же пуэбло ткали хлопковые накидки, белые с черной каймой свадебные плащи, обрядовые пояса. У индейцев пуэбло ткачеству научились их соседи навахо. Когда же последние по примеру испанцев освоили скотоводство, они стали ткать из овечьей шерсти, превзойдя в этом искусстве своих учителей. В отличие от пуэбло, у навахо ткачеством занимались женщины. Они ткали узорные одеяла, которые пользовались исключительно широким спросом.
В XVIII— XIX веках навахские одеяла имелись почти в каждой испанской и мексиканской семье, а в войнах с навахо их соседи стремились захватить в плен прежде всего искусных ткачих, труд которых приносил большие доходы. Навахо прославились также искусством чеканки по серебру. Из американских и мексиканских серебряных монет они делали украшения с бирюзой, пояса, конскую сбрую.
Дома индейцев Северной Америки - 1.
Однако не типи единым и тем более не вигвамом, зиждется понятие индейцев о доме.
Начну по порядку, с самого мало известного.
Значит так, чему был сам удивлён, но это факт - в Северной Америке было несколько крупных культур индейцев, одна из которых сравнилась с культурами бронзового века в Евразии.
Были не так уж сильно технически развитые, но очень интересные - анасази. Они возникли аж 2 200 лет назад и просуществовала как единая культура до 1130 годов, как раз к этому моменту она достигла пика и после - провал. Скорее всего засуха причиной. Жили вот здесь. Это место называется в США - Четыре угла. Четыре штата потому что границы здесь соединяют.
Пуэбло - это и есть Анасази.
Это те дома, в которых жили средние и хорошие по достатку люди. Сделаны из кирпича - глина плюс солома, высушенная на солнце или просто глина, но плотная. Анасази понастроили самые высокие дома в Северной Америке и рекорд держался вплоть до начала строительства небоскрёбов.
Одно но - точных данных о том, как жили в этих домах не имеется. По простой причине - культура сгинула во тьме веков задолго, до прибытия первых Европейцев.
В таких пещеро-хоббито-домах жили бедные.
Лично я осмелюсь предположить, что мебель была в этих домах и не примитивная. В больших домах было до 500 - 700 комнат. Эти дома строились в том числе с применением песчаника, дерева. Дерево за 70 миль от места вырубки доставляли. Есть примеры вот такой посуды. Её на что то ставили, на чём то делали, расписывали - это как минимум, веду так сказать суждение.
В общей численности их было не много - порядка 10 000, из них 4000 зажиточные. Но эта культура, плюс к ней схожие по постройкам Хохокам и Могольон, мне лично "разорвали" шаблон сильно. Всегда думал об индейцах, как о средненьких таких мастерах в плане стройки. Нет. Их дома впечатлили даже Европу.
Но в Северной Америке есть пример вообще впечатляющий.
Миссисипская культура - жила между 800 - 1600 годами. И это уже настоящие деревни нашего, Европейского бронзового века. Это города, курганы. Целая система с расслоением населения и прочими атрибутами.
Европейцы не просто застали, они помогли этой культуре заглохнуть, чего уж греха таить. Вот так выглядели дома Мисс-пи культуры. Учитывая, что эта культура была целым сплавом из разных племён, в неё вливавшихся на разных этапах, сложно указать, какие именно порядки был ив домах. Я разберу именно бытовые нюансы чуть позже, в других частях, иначе, если сваливать всё разом, получится кавардак.
Но представление думаю ясное - перед нами типичного среднего уровня деревня, такая же как наша. Отличий - мизер, если они, принципиальные, вообще были.
некоторые дома - это средние и зажиточные, стоят на "курганных насыпях". Присмотрелись? Это всё не для красоты, а функционально и важно. Курганы были не только местом культовым. На них могли и храм поставить и дом.
Поначалу американцы верить не хотели, что индейцы так сложно умели строить, да ещё и в таких объёмах земляных работ оказались умелыми. То на гигантов кивали от тупости, то на викингов, от бессилия. Нет - это строили именно индейцы и никакие не пришельцы из Южной Америки, а Североамериканские.
В плане технической нужды, смею предположить - насыпи хорошо защищали от постоянных разливов реки. Мисс--пи культура жила вдоль рек и потому вопрос о разливе стоял всегда остро. Насыпи от прошлых лет индейцы не убирали, а наоборот наращивали, повышая таким образом их высоту.
На таких курганах в том числе находят, при раскопках и простые "земляные домики" - или по нашему - Индейская землянка.
Это распространённый тип жилища и культового сооружения у индейцев, в том числе и у индейцев Великих равнин.
Наряду с типи, которые использовались при кочевом образе жизни или при кочевом периоде у земледельцев, когда поля стояли в зимний период и надо было охотится на бизонов, индейцы вовсю строили такие вот дома. Селения у них были размером от 30 человек и до 300. Обычно дома располагались кучками, - это был Род, то есть одна большая индейская семья, в составе поселения.
Реконструкция поселения в Северной Дакоте. Дома самые разные были у всех. В прошлой теме ко мне всё приставал один - НУ мол не все же Типи были раскрашены.
Понятное дело не все. Равно как у нас не все дома крутые и красивые. :)
Люди - вы поймите - индейцы Северной Америки - это не "Уууу", "аааа", не дикари с копьями и не голозадые каннибалы. Это полноценные культуры и народы, просто меньшие по численности на момент прихода европейцев. И дома они строили всяк по своему достатку и усмотрению.
Аккуратность у всех тоже разная. Один индеец бывал перфекционистом и дом его был загляденье. Другой - свинья по воззрениям, а то и бобыль и понятное дело, жил он непрезентабельно. Всё как и по всей планете.
Вот так мог выглядеть один из домов или чуток иначе. Но общий вид такой.
К слову, такого типа дома использовали индейцы пауни и арикара. Если кто смотрел оскароносный ( для Леонардо нашего, Ди каприо ) фильм "Выживший" - это те самые индейцы, "задействованные" в сюжете картины. Пауни там были "добрые", а арикара "злые. Ну а жили они в основном вот так, потому что были земледельцами в первую очередь и охотниками во вторую.
В фильме их облик показан в период войны, по сути геноцида, отсюда и грязь вокруг, убогость строения.
Место жительства пауни и ряда соседних племён, что бы понимали где такое было.
Небраска, реальное фото жилища Пауни.
Вот ещё интересный пример - племя Манданы. На сегодняшний день их нет как именно народа, отдельного, они объединились с Арикара и Хидатса.
Это пример их поселения постоянного.
Дома имели куполообразные крыши, с квадратным отверстием-дымоходом, посередине.
Основа - четыре столба, на них с помощью крестовин, держалась крыша.
крышу покрывали сеном и землёй, а сверху - камышом.
Диаметр до 12 метров. Жили крупными семьями в каждом. по 30 - 40 человек, главным человеком в доме была женщина, дом принадлежал ей, так было принято у многих племён.
Хидатса племя. Схожий тип строений. Вообще изначально дома они и другие племена, строили квадратными, как и мы.
Вождь племени живал в таких вот интерьерах.
При этом не стоит думать, что вот индейцы этих и других племён сбивались в кучу в один дом и так "жили". Никуда из дома мол не деться, как хочешь, так и отдыхай после работы или учения.
Помимо основных строений, у этих и у других племён, строили меньшие по размеру дома, для простого уединения ,молитв, отдыха, ну да и секса само собой.
Так же индейцы строили беседки - рамада, для отдыха на улице, где могли играться дети и старики за ними приглядывали.
В жилищах всегда было чисто подметено, порядок вещей был не навалом, а всё разложено, развешано в нужных местах. У индейцев в том числе использовались и их варианты бань, для мытья. Стоит однако указать - племена все разные. В одних было беднее и грязнее, в других наоборот, почти уровень европейской деревни 14 - 16 века.
Правда мебель в таких селениях индейцы не особо использовали. Они знали и порой пользовались аналогами кроватей для сна - низкими скамьями.
Но чаще всего спали за полу жилища, вкруговую, вдоль стен, завернувшись в одеяла. У каждого жившего было своё место.
Для индейцев круг символизировал Солнце и Вселенную. Отсюда и такая форма у домов. Они умели строить и квадратные дома и периодически такие находят при раскопках, но чаще создавали именно с тем расчётом, что бы комната главная была круглой.
В центре был очаг - обложенный камнями, открытого типа. Дым без дымохода, выходил в отверстие на крыше. По нашему это называлось - топить по чёрному.
И между прочим, у русских, на Руси, курная изба, в которой печь была такой же по принципу, была основной до 1500-х годов. Между 1550 - 1600 годами получила распространение классическая русская печь, с грамотной системой дымохода. При этом классический вид наша печка приобрела только к 1700-м годам.
Скажу больше, именно отверстие в наших курных избах, как и у индейцев в их жилищах, появилось только в 1200-х годах в русских сёлах. До этого топка нашей печи выглядела так. :) Дым валом валил через дверь и оконца.
Так что если кто либо думает, будто индейцы топили открытого типа огонь по недалёкости, нет, это вообще не так, совсем не так. Это естественный исторический процесс и прогресс. Сразу никто, ни до чего не додумался ещё никогда.
Так же хочу отметить - индейцы знали типи издревле. Потому что изначально, когда они только переселялись на континент Северная Америка по Берингии, они не могли не использовать жилища, ведь переселение шло тысяч лет, со средней скоростью от силы километр в год, когда была добыча.
Ну так вот, сходство строения типи с чумами разных Азиатских народов более чем очевидно и думаю стоит затем, рассказать и о наших, близких примерах таких жилищ.
так что индейцы знали, как грамотно отводить дым из своих типи уже тысячи лет назад, у них, как в наших курных избах, чёрная копоть волоком не висела под потолком, наоборот, благодаря мудро организованным клапанам, в жилищах приятно пахло костром и смолой, а вот дыма коромыслом не было.
Хоган - так называются различные типы домов, строившиеся племенами навахо. Они возводили дома для разных целей, от амбара или жилого дома, до дома для отдыха или религиозных культов.
Это зимний вариант - тоже навахо. Присмотритесь - по сути тот же сруб, но круглый.
Вид ннутри такого домика, с поправкой конечно, что раньше не было подобных металлических печей и труб.
Навахо, и другие индейцы, на месте не стояли. Пример эволюции строений навахо - в итоге приведшие к классическим, европейского типа домам.
Ну и хватит в этой части, уже фото некуда ставить.
Во второй продолжу про ирокезов и племена крайнего Северо-Запада США, у которых так же очень интересный был подход к строительству.
По поводу обычаев в жилищах - отдельно. В кучу всё сливать не хочу, только путаницу иначе разведём.
Какой материал для строительства домов использовали индейцы племени пуэбло
Как называется жилище?
ПУЭБЛО.Такое название жилищу дали испанцы. Переводится как народ,поселение. Ведь пуэбло не просто дом, а дом-город, дом-крепость.
В каких странах строят?
Какие народы строят эти жилища?
Строили их индейцы пуэбло. Но это было не одно-единое племя или народ. Обитатели пуэбло принадлежали к разным племенам: хопи, таньо, зуньи, шошоны, акона и лагуна.
Из чего строят? Почему?
Пуэбло - постоянное жилище.Одни племена строили свои дома на недоступных горных плато, другие в речных долинах. Дома отличались по внешнему виду. Специальной площадки под строительство не расчищали. Использовали все естественные неровности ландшафта, углубления и пещеры в скалах.Фундамент домов делали из отшлифованных горных плит. Стены строили из песчаника или сырца (адоба) - это кирпич, высушенный на солнце из глины с примесью соломы. Соединяли кирпичи глиной, разбавленной водой.Чтобы сделать крышу, настилали деревянные балки, на них укладывали ветки и обмазывали толстым слоем глины.
Это доступный природный строительный материал долин рек и горных плато. Постройки из этого материала хорошо сохраняли прохладу летом и тепло зимой, защищали от ветров.
Как строят?
Возведение стен было мужским делом, а обмазывание стен и крыши глиной - работой женщин.Стены внутри белили, а затем украшали орнаментом вверху и внизу.
Каковы особенности постройки?
Пуэбло очень похожи на наши многоквартирные дома. Этажей 5-6! В них могло проживать до четырех тысяч человек. Только этажи строились террасами.Толщина стен около метра! Все дома с замкнутыми внутренними двориками.
Особенностью постройки являются кивы. Это квартиры-колодцы для
общих собраний, заседаний совета вождей,молитв, ритуалов и церемоний.Здесь обучали детей.Сооружались они наполовину под землёй. Допускались в кивы только мужчины, а женщинам входить запрещалось!
И что необычно, все двери, окна и ниши жилища направлены туда, где находится Солнце в дни равноденствий и солнцестояний.
А что внутри?
Нижний этаж - хранилище. Жилые помещения начинались со второго этажа.Их использовали в основном, чтобы укрыться на ночь. В комнате делали очаг. Но зажигали его только в зимнее время: приготовить еду и обогреться. Чтобы не угореть и не задохнуться от дыма, придумали систему вентиляции. А чтобы тёплый воздух равномерно распределялся по жилищу, напротив вентиляции выкладывали небольшую стеночку.Спали на выемках в стенах. В пристройках хранили в горшках запасы еды. Остальное время года всеми хозяйственными делами индейцы занимались во двориках.
Бог одинаково научил всех птиц вить гнезда, но гнезда у всех птиц разные. (Индейская пословица)
Облако слов
Кроссворд
Впечатления о проекте
Нам очень понравилось участвовать в этом проекте.Каждое задание было интересным. Очень увлекательно было работать в сервисе по созданию кроссвордов. Самой трудной для нас стала основная часть: описание жилища. Просмотрев множество фотографий пуэбло, вообще растерялись.Какого типа делать модель? Они все такие разные Невыполнимым вообще стало воссоздание внутреннего обустройства жилища: ни фотографий, ни описания. Потом нашли высказывание:"Каждое пуэбло как отдельная республика." И поняли, каждая такая республика достойна отдельной страницы энциклопедии. Кто заинтересовался,может отравиться в самостоятельное путешествие. Оно будет не мене захватывающим, чем то, что осталось позади.
Всем участникам проека мы дарим нашу любимую песню о доме.
Пуэбло: Страна индейских небоскрёбов
Слово «пуэбло» — испанского происхождения и имеет несколько значений. Его переводят как «народ», «город», «поселение», «деревня». Со времён испанского завоевания вплоть до 19-го века так называли индейцев, как будто речь шла об одном народе. На самом же деле индейцы пуэбло принадлежали к различным племенам, говорили на различных языках и имели различную историю. Индейские племена, объединяемые под названием «пуэбло», занимались земледелием, ткачеством, гончарством. У них была развита обработка меди, серебра, а также «священных» камней — бирюзы и изумрудов. При этом торговля между различными племенами велась редко — в первую очередь, из-за почти полного отсутствия предметов для обмена. Каждое племя представляло собой своеобразную «республику». За 2000 лет индейцы пуэбло не открыли ни колеса, ни плуга и не знали железа. За всю свою историю они смогли приручить лишь собаку и индюка. О том, что существуют другие домашние животные, они даже не подозревали.
Под испанским сапогом
Археологи установили, что предками пуэбло были полуосёдлые племена охотников и собирателей, постепенно освоившие примитивные формы подсечно-огневого земледелия. Представители различных культур долгое время мирно проживали рядом друг с другом и в итоге приобрели общие черты. В 13-15 веках, гонимые Великой засухой, они переселились в долину реки Рио-Гранде и на пустынные плоскогорья Аризоны и Нью-Мексико. А их прежние территории со временем заселили воинственные племена апачей и навахо. В новых районах пуэбло продолжали заниматься земледелием и различными ремеслами. Они выращивали кукурузу, бобы, тыкву, хлопчатник и табак. К XIII веку пуэбло научились изготавливать тёплые одеяла из индюшачьих перьев. Ткачество было известно им ещё до прихода испанцев, однако ткань была слишком дорогой, поэтому большинство индейцев обходилось набедренными повязками. Традиционно различались восточные (речные) и западные (пустынные) пуэбло. Первые занимались ирригационным земледелием и стояли на пороге классового общества. Вторые довольствовались суходольным и заливным земледелием, а также сохраняли пережитки матриархата. Женщины у них играли основную роль, и родству по женской линии придавалось особое значение. Особенно почитались «колдуньи», которым, как считалось, были подвластны стихии. В 1598 году земли пуэбло были объявлены испанским владением. Спустя почти сто лет индейцы восстали и на 12 лет изгнали пришельцев со своей территории. Перед этим регион охватила небывалая засуха, вызвавшая голод. Кроме того, занесённые европейцами заболевания буквально косили туземцев, а репрессии католической церкви вызывали гнев у местного населения. В 1675 году испанский губернатор Хуан Франсиско Тревиньо арестовал 47 знахарей-пуэбло и обвинил их в колдовстве. Четверо из них были казнены, а остальные публично избиты и посажены в тюрьму. Когда эта весть дошла до вождей племён, они приехали в городок Санта-Фе и освободили заключённых.
Среди последних был и Сан-Хуан, известный под именем Попе. Именно он спланировал и организовал восстание. Попе направил ко всем пуэбло гонцов с верёвками, на которых были завязаны узлы. Количество узлов означало число дней до выступления. Каждый день вожди развязывали один узел. Когда на верёвке их не осталось, индейцы одновременно напали на иноземцев. Это случилось утром 10 августа 1680 года. Индейцы убили 21 из 40 францисканских монахов и вырезали 380 испанских поселенцев, включая женщин и детей. Уже 21 августа 3000 уцелевших горожан покинули столицу Санта-Фе и бежали на юг. Однако в 1692 году испанское господство было бескровно восстановлено. Губернатор Новой Мексики конкистадор дон Диего де Варгас с небольшой группой солдат прибыл в Санта-Фе и потребовал от индейцев сдаться, пообещав помиловать всех, кто подчинится. После совещания индейские вожди приняли эти требования, и Варгас к концу века окончательно подавил все очаги сопротивления. Господство Испании не прошло для пуэбло бесследно. Они переняли у европейцев скотоводство (главным образом овцеводство) и садоводство, научились выращивать пшеницу. В 1821 году их территории стали частью Мексики. А в 1848 году после американо-мексиканской войны земли пуэбло были захвачены США. Лучшие поля, пастбища и оросительные каналы были отняты у индейцев, что привело к длительной конфронтации с пришельцами.
Древние города
Добрый народ
Сегодня от Ацтека и других индейских городов сохранились лишь развалины. Тем не менее они дают возможность судить о единственной в своём роде культуре, которой была отмечена жизнь этого исчезнувшего народа… Когда-то племена пуэбло славились своей многочисленностью. Сегодня их насчитывается примерно 35000 человек. Периодические засухи, занесённые европейцами болезни и репрессии со стороны завоевателей привели к тому, что число этих индейцев кардинально сократилось. Но сохранилась их удивительная культура. Вот, в частности, что писал Педро де Кастаньеда: «Здешние племена не имеют вождей и управляются советом старейшин. Они имеют священников, которые рано утром поднимаются на самую высокую крышу города и обращаются к жителям с проповедью. В это время все люди садятся рядами и слушают. Священники учат их, как следует жить. Поэтому среди них не наблюдается ни пьянства, ни оргий, ни кровавых жертв. Они не употребляют в пищу человеческого мяса, не крадут и очень трудолюбивы!». За прошедшие столетия мнение о «народе пуэбло» практически не изменилось. Не случайно 22 сентября 2005 года в Ротонде Капитолия в Вашингтоне появилась статуя вождя Попе, поднявшего пуэбло на восстание. Эта скульптура стала сотой и последней в коллекции Зала Статуй. Изваял её пуэбло из племени хемес, и она является единственной из ста, сделанной руками индейца.
Похожие материалы:
- Красивое и приятное местечко
История любого города, где жилы евреи, говорит о том, что этот город имеет многовековую историю и воспитывалось здесь не одно поколение. О .
Читайте также: