Извлекали из под слоев штукатурки изначальные фрески наиболее серьезный вред древнему
Как работает реставратор
Главная задача современной научной реставрации — приостановить разрушения, изучить и сохранить памятник, максимально продлить его жизнь и обеспечить возможность дальнейших исследований, искусствоведческих и исторических. Эти принципы были заложены еще в XIX веке, когда возникла идея о необходимости сохранения и изучения древности. Началом этого процесса можно считать поступок скульптора Кановы, который отказался восполнять утраченные фрагменты скульптуры Парфенона.
Бывшая сначала частью археологии, реставрация постепенно выделилась в отдельную отрасль. Еще в XIX веке четкого разделения между реставрацией, поновлением, ремонтом и восстановлением не было. Сейчас поновление и ремонт неприемлемы в работе с памятниками, хотя коммерческая реставрация часто использует именно эти способы, чтобы улучшить вид памятника перед перепродажей или экспонированием в частной коллекции. Разницу между реставрацией и восстановлением хорошо иллюстрирует храм Христа Спасителя: хотя взорванный храм и восстанавливали с учетом прежних форм, на самом деле он выстроен заново.
Почему реставратор почти как врач
Исследование картины «Спящая Венера» из Орловского художественного музея в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах На рентгене видны трещины и фактура холста, в ультрафиолетовых лучах видны темные пятна поздних записей. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Реставраторы — как врачи. Они тоже носят белые халаты и используют медицинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди. Памятник — это хрупкий организм с многовековыми историческими наслоениями, поэтому прежде, чем вмешиваться в его структуру, нужно убедиться в необходимости такого вмешательства. Для начала нужно поставить правильный диагноз, то есть понять причины разрушений. Поэтому так важно провести обследование и составить «историю болезни» — описать нынешнее состояние памятника, сделать лабораторные и архивные исследования. По результатам исследований проводится своего рода консилиум врачей — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей. Только когда программа работ утверждена советом, можно приступать к реставрации.
Точнее определить состояние памятника позволяют физико-химические исследования. Рентгенограмма показывает внутреннее строение произведения, пустоты, трещины, скобы; съемка в ультрафиолетовых лучах нужна для оценки состояния поверхности — на ней видны записи, тонировки, лаки; съемка в инфракрасных лучах позволяет увидеть различные слои живописи и подготовительного рисунка.
Зачем реставратору дневник
В цикле реставрационных работ несколько этапов: сперва идет расчистка, раскрытие и укрепление, затем с помощью тонировок и восстановления утрат произведение приводят в экспозиционный вид. В течение всего цикла реставратор записывает свои действия в дневник, по которому потом составляют паспорт произведения, или отчет. Вообще, различная документация — неотъемлемая часть реставрации, так как реставратор не свободный художник, а исследователь.
Научная реставрация видит в памятнике не только произведение искусства, но и исторический документ. Поэтому, даже если первоначальный авторский слой раскрывается полностью без сохранения позднейших записей, важно зафиксировать все этапы существования памятника. Это делается с помощью описания, фотосъемки и схем-картограмм.
Если вы видите на иконе или картине небольшие квадратики, отличающиеся по фактуре и цвету от авторской живописи, не думайте, что реставраторы забыли расчистить кусочек: это контрольный участок, или так называемая контролька. На нем оставляют по полоске каждого позднего слоя, чтобы сохранить свидетельства разных стадий существования произведения. Иногда по окончании работ контрольки удаляют — ведь их можно просто сфотографировать.
Декор стен штукатуркой: 7 интересных фактов о технологии - от древнего Рима до наших дней
История штукатурки напрямую связана с историей развития человечества, она появилась с потребностью построения домов и необходимостью сохранения в них тепла.
Как выравнивающее покрытие ее появление засвидетельствовано в Древнем Египте еще 7000 лет назад. В составе смеси были глина и обожженный гипс. Постепенно этот древний состав претерпел эволюционные изменения: он менялся при введении в смесь таких материалов, как размельченные камни, яичный желток, смола и т. д. Еще через период времени состав штукатурки пополнился кварцевым песком и известью, которая заменила глину.
Известь с древности - один из основных строительных материалов. Пластичность - важнейшее свойство извести. Из нее изготавливают чисто известковые, известково-цементные, известково-гипсовые и другие строительные растворы. Пластичность извести связана с ее способностью удерживать воду. «Пылинки» гидроксида кальция, из которых состоит известь, удерживают на своей поверхности значительное количество воды. Поэтому известковые растворы удобны в работе, легко и равномерно распределяются тонким слоем на поверхности кирпича или бетона, хорошо сцепляются с пористыми основаниями. В помещениях, отделанных штукатурками на натуральной известковой основе, легко дышится - прежде всего из-за способности извести забирать и отдавать воду, адсорбировать пары из воздуха.
Штукатурку в далекой древности использовали по всему Востоку. Сохранившиеся архитектурные постройки (с нанесенной штукатуркой) свидетельствуют о том, насколько качественно изготавливался материал. А стремление египтян к исключительной ровности стен можно назвать поистине образцовым - прошло столько веков, а мы до сих пор восхищаемся обломками их культуры.
Что такое фреска? Это не просто существующая в единственном экземпляре картина на стене, как думают многие. Фреска - от итальянского аffresco («свежий») - это живопись по сырой штукатурке. В результате нанесения натуральных пигментов в сырой штукатурке происходит химическая реакция с участием воды и компонентов воздуха. Благодаря этому изображение становится долговечным, достигается непревзойденная стойкость к выцветанию и истиранию. Именно поэтому многие древние фрески сохранились до наших дней. Технология требует времени и особого тонкого мастерства, поэтому в наши дни в классическом виде используется редко.
Римляне прагматично заметили, что мраморная пыль, остающаяся после полировки и резки мраморных плит, может пойти в дело - ею можно выравнивать стены и потолок. На другом историческом витке эта технология была доработана, и нам она известна как "венецианская штукатурка". И если раньше перед штукатуром стояла задача сделать стену ровной, подготовив к дальнейшей работе, то с "венецианской" штукатуркой мастер должен был быть немного художником.
Венеция расположена на 118 островах, через которые протекает более 100 каналов. В древние времена в Европе лучшим материалом считался мрамор. Но архитекторы решили, что чрезмерное использование тяжелого камня в границах "плавающего города" будет иметь опасные последствия. Поэтому многие здания построены на возвышении, с использованием деревянных балок, а стены построены на основе комбинации кирпича и штукатурки.
Из-за микроклимата Венеции (постоянные туманы, соляные пары и повышенная влажность) возникали проблемы с краской на фасадах зданий. Это заставило искать материал, который по своим свойствам должен быть прочным как мрамор и иметь столь же престижный вид. В итоге венецианцы изобрели знаменитый продукт (из гипса, порошка измельченного мрамора или известняка) и соответствующую технологию, которые дошли в неизменном виде до современности. Техника «венецианской штукатурки» заключается в ручном нанесении на стену нескольких слоев для создания декоративных эффектов. Слои придают поверхности визуальную глубину и богатство, натуральную элегантность камня или мрамора. Со временем, по мере того как как известь кристаллизуется под действием воздуха (этот процесс называется карбонизация), штукатурка возвращает себе исходное состояние камня. Об этих стенах говорят, что с годами они становятся и красивее, и прочнее. И это совершенно справедливо.
В Санкт-Петербурге многочисленные здания XVIII века стоят в первозданном виде, некоторые до сих пор не реставрировались - нет необходимости. Все это благодаря качественным натуральным составам штукатурки, устойчивым к плесени. Считается также, что именно в России придумали и стали применять штукатурку с цементом, который дает поверхностям особую прочность и защиту.
В храме под слоем штукатурки обнаружились старинные фрески
При реставрационных работах в храме в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя села Красногорское Верхотурского района строители, снимая многолетние напластования штукатурки, обнаружили удивительную находку. В боковых приделах трехпрестольного Спасского храма, которому больше двухсот лет, между окнами из-под слоя штукатурки показались фрески - лики святых.
По словам трудников храма, изображения за многие десятилетия потемнели, и определить, какие именно святые изображены на фресках, пока не представляется возможным, сообщает "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". Часть красочного слоя безвозвратно утрачена. Чтобы его восстановить понадобится привлечение специалистов по церковной истории и реставраторов высокого уровня.
Но уже одно то, что фрески сохранились, можно считать чудом, так как с 1932 года по 90-е годы храм был закрыт для богослужений, ветшал и разрушался.
Сейчас настоятель прихода иеромонах Митрофан (Душанов) находится в отъезде. Как рассказали в храме, по возвращении он намерен самым серьезным образом заняться привлечением специалистов и работой по реставрации святых ликов, которые, бесспорно, представляют не только духовную, но и историческую ценность.
Топ самых неудачных примеров реставрации исторического наследия
Турции повезло с античным наследием. Его там очень много, ассортимент шедевров богатейший. Одной из самых крупных мировых коллекций древнеримских мозаик, например, обладает музей провинции Хатай, небольшого аппендикса на крайнем юге страны, зажатого между Средиземным морем и Сирией. К сожалению, на самом деле время оказалось очень даже властно над истинными ценностями, и ко второй декаде XXI века некоторые из мозаик потребовали реставрации. Еще к большему сожалению, в 2015 году эта реставрация была проведена.
Скандал вышел нешуточный. Действительно, по крайней мере десять великолепных образцов античного монументально-декоративного искусства после восстановления стали выглядеть гораздо хуже, чем до его начала.
2. Маска бога Меркурия, Москва
В начале улицы Мясницкой, в самом центре Москвы, в 1899—1903 годах вырос замечательный дом, спроектированный выдающимся архитектором Федором Шехтелем. Помимо прочего декора, здание, построенное для Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова, было украшено в своей угловой части и тремя масками бога Меркурия.
Один из маскаронов за время эксплуатации пришел в аварийное состояние, и к очередному Дню города в сентябре 2015 года его было решено отреставрировать. Как водится, что-то пошло не так. Изящный кудрявый юноша превратился в нечто странное.
Бедняга стал куда монголоиднее, чем это было свойственно древнеримским богам. Нос стал крупнее, да еще и сполз к верхней губе, над которой к тому же появилось некое подобие усиков.
Страшно представить, что сказал бы архитектор Шехтель, если бы увидел, как потомки отнеслись к его зданию. Впрочем, чиновники департамента культурного наследия Москвы пообещали вернуть несчастному Меркурию его первозданный вид.
3. Здание Gas Light and Coke Company, Кардифф, Уэльс, Великобритания
Такой позорной практики стоило бы ожидать от стран постсоветского пространства, зачастую утилитарно относящихся к собственному архитектурному наследию, но никак не от просвещенной Великобритании. Тем не менее именно в Кардиффе, столице Уэльса, на месте викторианской штаб-квартиры местной газовой компании в 2005 году выстроили гигантский жилой комплекс высотой в 23 этажа и 72 метра.
При этом старое здание Gas Light and Coke Company не стали сносить полностью. Под лицемерные разговоры о необходимости сохранить историческую память о предшественнике, занимавшем эту площадку, от него оставили лишь одну стену, парадный фасад, который к тому же не поленились бережно отреставрировать.
Остатки небольшого, но живописного особняка стали выполнять в чем-то унизительную роль парадного подъезда новостройки, а контрастное сочетание старого и нового лишь в очередной раз подтвердило, что нравы застройщиков, в принципе, одинаковы в любой стране.
4. Замок Матрера, Вилламартин, Испания
Этот замок украшал холм над испанским городком Вилламартин в Андалусии около 1200 лет, с IX века, но за эти бесконечные столетия пришел в полную негодность. Совершенно обыкновенные руины, особенно на богатом испанском фоне, никого не интересовали до 2013 года, когда главная замковая башня все-таки обвалилась.
Движимый благими намерениями сохранить хотя бы то, что все-таки пережило человеческое безразличие, собственник замка заказал консервацию развалин, обратившись за помощью к одной из местных строительных компаний. Результат ее работы, растиражированный СМИ, немедленно вызвал шок: башню из желтого камня достроили с помощью обычного бетона.
После первоначальной волны всеобщего возмущения вокруг результатов такого восстановления развернулась оживленная полемика. Специалисты, местные жители и просто прогрессивная общественность принялись активно обсуждать, какой подход имеет большее право на жизнь: строительство муляжа из похожих строительных материалов или все же реализованный вариант, когда новые конструкции контрастно подчеркивают границу между историей и современностью.
5. Доходный дом Бадаева, Санкт-Петербург
Эта история очень напоминает аналогичную с несчастным Меркурием на Торговом доме Кузнецова в Москве. В Петербурге также имелся доходный дом начала XX века, построенный в типичном для города стиле модерн и потому обильно украшенный разнообразными архитектурными излишествами. Декору потребовалась реставрация, и здесь она также была проведена из рук вон плохо.
Любопытно, что в 2013 году дом Бадаева реставрировался, но подозрительную физиономию почему-то при этом проигнорировали. В конце 2015 года общественные активисты наконец-то обратили внимание муниципальных властей на вопиющую безалаберность, после чего те заверили, что ситуация будет в ближайшее время исправлена.
6. Пушистый Иисус, Борха, Испания
Это было заурядное, в общем-то, произведение, которое тем не менее быстро начало разрушаться, что не давало покоя местной прихожанке Сесилии Хименес. Старушка, обуреваемая лучшими чувствами, предложила свои услуги приходскому священнику, убедив того в наличии у себя художественного дара. Настоятель церкви согласился, не подозревая, какой фурор произведет результат работы бабушки.
Калининградская область рискует утратить уникальную фреску, написанную в XIV веке и считающуюся самым древним памятником живописи на западе России.
Четыре года назад на развалинах немецкой кирхи в Калининградской области жители близлежащего поселка Храброво обнаружили уникальную древнюю фреску. Прибывший тогда из Эрмитажа опытный реставратор Вячеслав Мозговой взял пробы краски и датировал фреску серединой XIV века. На рисунке изображен старец с черной бородой и с мечом в правой руке. В левой руке он держит ленту с надписью на латыни, которую историки перевели как «Апостол Павел мученик».
В Калининграде, возможно, найдена Янтарная комнатаОднако прошло четыре года, а обещанный навес так и не был построен.
Изображение на фреске, по данным калининградского краеведа Сергея Трифонова, серьезно пострадало от дождя и перепадов температур.
На минувшей неделе краеведу удалось встретиться с калининградским губернатором Георгием Боосом и сообщить ему о плачевном состоянии фрески.
«Боос весьма эмоционально и жестко отреагировал. Он спросил у министра культуры, участвовавшего в совещании, есть ли в области другие фрески XIV века. Он отметил, что даже Куликовская битва произошла на 30 лет позднее, чем написана эта фреска!» – сообщил Трифонов.
В итоге губернатор дал поручение региональному министру культуры Михаилу Андрееву и руководителю службы государственной охраны объектов культурного наследия Владимиру Ярошу срочно обеспечить сохранность фрески.
«Мы были там вчера, к кирхе уже дорога от снега прочищена!» – с надеждой отметил Трифонов.
реставрировать фреску в отрыве от восстановления всей кирхи признано нецелесообразным.
«Этот вопрос уже прорабатывался питерскими специалистами из института Росреставрации, а также их немецкими коллегами, — уточнила Башканова. — Все пришли к единодушному мнению, что фреску в сегодняшнем состоянии трогать нельзя. У церкви элементарно нет крыши. Новые слои красок под открытым небом навредят древнему рисунку больше, чем это происходит сейчас. А еще надо учесть проблему вандализма, ведь кирха бесхозна и не охраняема».
По словам представителя Росохранкультуры, вкладывать деньги в восстановление кирхи святой Барбары региональные власти не станут, поскольку это памятник истории федерального значения.
«Как только губернатор подпишет документ о выделении денег из областного бюджета, прокуратура сразу возбудит дело о нецелевом расходовании бюджетных средств», — предостерегла областную власть представитель Росохранкультуры.
В частности, в 2009 году епархия уже обратилась в Росимущество с просьбой о передаче семи средневековых кирх и замков, разбросанных по Калининградской области. Правда, кирхи святой Барбары в этом списке нет.
Речь идет именно о полуразрушенных строениях, которые, в случае положительного решения, РПЦ намерена восстановить и переоборудовать в православные храмы вне зависимости от первоначального назначения – будь то замок или протестантская церковь.
Скорее всего, пока у церкви не появится реальный хозяин вместо гипотетического бездеятельного владельца «Российская федерация», ситуация не сдвинется с места. Однако передача исторического памятника в частную собственность тоже не панацея. Намерения нового владельца могут весьма отличаться от благих планов архитекторов и историков, а также интересов государства по сохранению памятников, однако обвинить его уже будет не в чем.
В Помпеях сохранилось множество фресок, а в гибели людей виноват ветер. Неизвестные факты о древнем городе, погребенном под слоем вулканического пепла
Помпеи были процветающим древнеримским городом, расположенным недалеко от современного Неаполя, у подножия вулкана Везувий. В нем имелось большое количество построек. Это акведуки, храмы, общественные бани, бассейн, амфитеатр, многочисленные частные учреждения. В окрестностях Помпей жители вели успешное сельское хозяйство. Для того времени город был густонаселенным местом.
Но в 79 году всему этому благополучию внезапно пришел конец. Произошло извержение вулкана Везувия, и Помпеи были похоронены под его пеплом. При этом значительная часть зданий сохранилась, как и останки жителей. В определенный момент город был обнаружен и сегодня является музеем под открытым небом, будучи внесенным в список Всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО. Ниже приведены некоторые факты об этом городе, относящиеся к разным периодам.
В Помпеях сохранилось большое количество фресок в первозданном виде
Тот, кто имел возможность прогуляться по улицам Помпей, мог видеть большое количество фресок, скульптур, рисунков, гравюр, которые хорошо сохранились. Несмотря на то что это была глубокая провинция, уровень художественного искусства здесь был очень высоким. По новаторству и мастерству его приравнивают к искусству Возрождения.
Интересным является тот факт, что здесь наблюдается определенное сходство с реалиями современных городов. Так, например, здесь есть надписи и рисунки, которые агитируют голосовать за того или иного кандидата на выборах, распространяющие слухи и даже оскорбительные. А также присутствует реклама, например, борделей.
Подвело направление ветра
По мнению исследователей, обстоятельства для жителей Помпей сложились трагическим образом. Если бы извержение вулкана случилось в какой-то другой день, существует большая вероятность того, что большинство жителей могло бы выжить. Ученые связывают это с направлением ветра.
Как правило, направление ветра в Помпеях юго-западное. Если бы оно сохранялось в день извержения Везувия в 79-м году, то пепел мог быть развеян над Неаполитанским заливом. Однако случилось так, что именно в этот день дул северо-восточный ветер, который гнал пепел в небо над Помпеями.
Разграбление погребенного города
После извержения Везувия и разрушений, произведенных в Помпеях и близлежащих районах, эта местность стала необитаемой. Хотя, по мнению ученых, город подлежал восстановлению, люди не стали этого делать, и покинули данный район, вероятно, не желая обременять себя большими хлопотами.
Но чтобы посмотреть на разрушения, сюда наведывалось множество людей, в числе которых были и мародеры. Несмотря на то что город находился под толстым слоем вулканического пепла, здесь было чем поживиться. Поэтому здесь было захвачено все, что только можно унести с собой. Для того чтобы добраться до ценных вещей, сквозь пепел прорывались целые тоннели.
Предшествующие извержения вулкана сделали землю плодородной
Предположительно, место, где располагались Помпеи, первоначально было заселено в 7 веке до н. э. италийскими племенами осков, основавшими здесь пять поселений, которые впоследствии были объединены. Скорее всего название города происходит от оскского pumpe, в переводе обозначающего "пять".
А в 6 веке до н. э. Помпеи стали процветающим торговым городом, портом и сельскохозяйственным центром. Последнее было обусловлено тем, что почва здесь была необычайно плодородной, идеально подходящей для оливковых деревьев и винограда. А стала она такой благодаря прошлым вулканическим извержениям. Ирония судьбы состоит в том, что извержение Везувия стало также и причиной гибели города.
Внутри гипсовых слепков находятся кости
В древнем городе пепел, который обволакивал тела погибших людей, сохранил их очертания. Чтобы зафиксировать эти формы, в полости пепла был залит гипс, и получились своего рода скульптуры. Но не все знают, что объемы, которые находились внутри пепла, не были пустыми. На самом деле внутри них присутствуют скелеты умерших.
Помпеи как престижный курорт
Будучи расположенными неподалеку от Неаполитанского залива, Помпеи являлись популярным местом отдыха для богатых римских граждан. Здесь они строили свои дома и виллы, наслаждаясь мягким климатом и живописными видами. Многие из строений украшались великолепной мозаикой и скульптурами, часть из которых сохранилась по сей день.
Точная дата извержения вулкана сегодня находится под вопросом
Сначала ученые высказывали предположение о том, что точное время извержения вулкана - это 79 год н. э., 24 августа, 13 часов. Но в свете недавних исследований появилось и другое мнение о том, что указанная дата может быть неверной. В 2018 году была обнаружена надпись на камне, которая наводит на мысль о том, что катастрофа произошла не в августе, а в октябре или ноябре.
Одним из подтверждений этого можно считать тот факт, что одежда людей, похороненных под пеплом, более теплая, чем та, которую носили в летние месяцы. Помимо этого, найдены остатки овощей и фруктов, которые созревают в осенние месяцы.
Существует свидетельство очевидца извержения
Этим очевидцем был племянник Плиния Старшего Плиний Младший, древнеримский писатель, политический деятель, адвокат. Извержение Везувия он описал через 25 лет после этого события. В то время он находился в городе Мизене, наблюдая за извержением через Неаполитанский залив.
Плиний Младший пишет, что через 12 часов после начала извержения поднялась лавина пепла, горячего газа, камней, которая покатилась с горы вниз в направлении Помпей. Его дядя, будучи адмиралом флота, погиб при попытке пересечения залива с целью эвакуации людей из города, терпящего бедствие.
Первое открытие Помпей
В 1592 году итальянский инженер и архитектор Доменико Фонтана занимался тем, что руководил прокладкой канала, призванного соединить один из источников реки Сарно и город Торре-Аннунциата, южный пригород Неаполя, у подножия Везувия на берегу Неаполитанского залива.
При сооружении подземного тоннеля под одним из холмов была обнаружена часть городской стены, принадлежащей древнеримскому городу. То, что это были Помпеи, установили только через полтора столетия.
После этого производились и другие раскопки, но систематическими они стали лишь с 1863 года. Сейчас там ведутся лишь реставрационные работы. На сегодняшний день около четверти территории Помпей еще не раскопано.
Жители Помпей не боялись вулкана
В исторических источниках есть сведения о том, что значительные извержения Везувия наблюдались более восьмидесяти раз. По одной из версий его название происходит от отского слова fest, что значит "дым". По другой версии в основе названия лежит праиндоевропейская основа ves, обозначающая гору.
Исследователи придерживаются мнения, что жители Помпей не испытывали страха перед спящим гигантом, что, казалось бы, естественно. Нет, они воспринимали Везувий как обыкновенную гору, которая поросла густым лесом, а ее подножие имело плодородную почву.
Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен
Как мы часто пользуемся чем-то и не задумываемся о том, что стоит за этим. Как это появилось на свет? Кто создатель? И как это пережило тех, кто стоял у её истоков, и шагало смелым шагом в будущее? А порой такая информация полна интересных исторических фактов и наполняет сознание и отношение к чему-то новыми ощущениями. Так и с декоративной штукатуркой, работая с этим материалом, я часто слышал о том, что данный материал не претерпел сильных изменений спустя тысячелетия и на этом вся история заканчивалась. Получить, что-то большее, поэтому поводу от собеседников составляло достаточную трудность и заканчивалось упоминанием Древнего Рима. И это меня заинтересовало, заставив попытаться узнать как можно больше из всевозможных источников. А сейчас я хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами.
Как ни странно, устоявшееся мнение о Древнем Риме, как о государстве, где произошло зарождение материала – ошибочно, и история сохранила для нас как письменные подтверждения, так и сами образцы работ, которые уходят в более дальние тысячелетия. Кто-то указывает период 5000, кто-то 9000 лет назад, но все соглашаются с тем, что произошло это в Месопотамии (территория Ирака, восточной Сирии, Юго-Восточной Турции, Кувейта, Ирана). Декоративная штукатурка, практически, получила своё развитие одновременно с появление кирпича в строительстве. Так широко используемый в те времена известняк размельчали, нагревали и смешивали с мелом, чтобы сделать штукатурку, которую использовали повсеместно, покрывая ей стены, потолки зданий как снаружи, так и внутри помещений. Конечно, внешний вид первой штукатурки в те времена был очень грубым и далек от возможностей настоящих материалов, но уже тогда штукатурка придавала элемент эстетики помещениям.
Часто в дальнейшем на штукатурку наносили художественные образы и узоры красками. Одно из первых упоминаний в библейском повествовании, когда описывались прикрасы Вавилонского Дворца, у которого стены были покрыты известью. Тем же периодом времени датирован первый рецепт изготовления древней штукатурки, который включал в себя известь, с последующей температурной обработкой и добавлением воды. К сожалению, Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению, что значительно сократило число вещественных подтверждений, но т.к. шумерская народность достаточно быстро расширяла границы Месопотамии и располагала определенными навыками ведения оседлого земледелия, строились и развивались другие селения. В этих поселениях сохранившиеся архитектурные элементы и порой целые постройки с нанесенной штукатуркой подтверждают нам эти факты и своей сохранностью доказывают, что в те времена присутствовало качество достойное уважения - настолько хорошим получался материал, что поверхность сохранила сочность красок, и устойчивость к внешнему воздействию вплоть до настоящего времени.
Такие же подтверждения об использовании штукатурки нас отправляют в древнюю Индию и Китай, где применялся материал на основе гипса, который создавал эффект гладкой поверхности грубым кирпичным стенам. Люди экспериментировали с составом (гипс, известь, глина, песок, вулканическая пыль…), добавляли различные натуральные красители (соки, вино, кровь…), обменивались опытом. И тем самым вдохнули жизнь в декоративную штукатурку, которая пошла через границы, от цивилизации к цивилизации. Например, штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном из городов использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище «Розовый город».
Оштукатуренные 3000 лет назад стены египетских пирамид раствором из извести и гипса до сих пор радуют туристов и не оставляют историков без исследовательской работы. Фараоны, большие поклонники красоты и монументализма, для которых, для достижения великой цели, длительность строительства вообще не имела значения, и главным было качество, высоко оценили возможности декоративной штукатурки.
Но было и главное отличие в целях использования штукатурки в Египте от более ранних периодов в Месопотамии и других странах, где задача в основном стояла в скрытии грубости кирпича и камня при строительстве. Египет изменил назначение этого материала и перевел его в область декора. Уже в ранних гробницах, стены были покрыты известковой и гипсовой штукатуркой с повсеместным сочетанием пигмента, окраски или декорирования.
Вот такой она дошла до Южной Европы и приобрела свою популярность в Греции и Риме. Греки взяли рецепт от Египтян, и заметно улучшили его. Греческий философ, занимавшийся вопросами конкретных наук (перипатетик, последователь Аристотеля) Теофраст (360 до н.э.) точно описал изготовление штукатурки.
Таким образом, мы и добрались до Римской империи, которая использовала все возможности декоративной штукатурки максимально и добавила в этот арсенал одно из основных и красивых покрытий – «венецианская» штукатурка ("stucco veneziano"). Конечно, в те времена данное покрытие имело какое-то другое название и, к сожалению, оно не дошло до нас, а вышеуказанное наименование родилось уже в более поздние времена, о которых чуть позже.
В древнем Риме архитектура и строительство активно использовало мрамор, и он являлся самым распространенным материалом. Благородный камень придавал абсолютно всему величественность и приближенность к богам, что и требовалось для верховных правителей. В процессе обработки камня оставалось достаточно большое количество мраморной пыли и крошки, и в какой-то момент одному из мастеров пришло в голову попробовать добавить её в штукатурку и использовать для выравнивания стен и потолков.
Результат эксперимента был настолько восхитительным, что данный способ моментально разлетелся по всему Риму. Венецианская штукатурка позволяла создавать поверхности идеально гладкими с передачей структуры мрамора, а при использовании её в качестве заполнителя в соединениях камня, после затвердевания материала, придавала всей поверхности эффект целостности конструкции, вызывая ощущение нерукотворности данного творения.
Первое римское упоминание данной декоративной штукатурки, дошедшее до нас, зафиксировано в трудах Марка Витрувия Поллиона. В его трактатах об архитектуре можно найти классический рецепт покрытия (в общих чертах, описание, известковой смеси с добавлением мраморной крошки).
В годы правления Августа, Витрувий прославился созданием теории классической архитектуры, канонизировав ордерную систему ("Триады Витрувия"). Насколько он был популярен в ту эпоху и обладал авторитетностью, говорит нам то, что одна из самых известных графических работ Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек» - это иллюстрация именно к книгам древнего архитектора.
Насколько позволяют нам проследить сохранившиеся архитектурные ценности Древнего Рима место появления, и путь развития этой штукатурки, есть утвердившееся предположение, что всё началось в Помпеи. Останки разрушенного города с его особняками, общественными сооружениями, наполненные яркими фресками и красочными сценами из мифологии, свидетельствуют о том, что строительство уже не мыслило себя без данного эффектного покрытия. При проведении анализа покрытий, было выяснено, что стены зданий того времени штукатурились тремя слоями смеси, состоящей из песка и извести, в дальнейшем, с нанесением мраморного состава, что и придавало максимальный эффект гладкой и эффектной поверхности. В тот период произошло понимание того, что данный состав в использовании менее трудоемок и дешевле, чем использование натурального камня, кроме этого, значительно облегчает вес архитектурных конструкций.
К сожалению, с затуханием самой римской империи произошел спад в развитии и использования декоративной штукатурки, это обусловлено тем, что на смену Древнего Рима не пришла иная государственность, которая могла бы посоревноваться с ней в величии и помпезности. Также было упущено из виду такое преимущество декоративной штукатурки как практичность и долговечность, которую если бы оценили в своё время по достоинству, смогло бы спасти её от векового забвения.
Последующее упоминание использования данного материала зафиксировано уже только в записях датируемых 1473 годом и являющихся документом о строительстве на одном из островов Венеции. Там достаточно подробно идет речь о подготовке стен с использованием особого известнякового состава, содержащего в себе каменную крошку.
Этот век и последующий был ознаменован в искусстве и архитектуре эпохой Ренессанса, которая неотъемлемым элементом и материалом, для подчеркивания своих творений, считала изысканно обработанный камень. Таким образом, в историю вошло использование «истрийского» камня, как отделочного материала, который в дальнейшем был заменен на специальный раствор. И это уже было первым признаком оценки штукатурки не только как декора, но и её преимуществ с точки зрения практичности, что было не маловажным фактором для района Венеции, где присутствовало постоянное воздействие воды, как на фундамент, так и повышенная влажность на всё окружающее. В результате использования декоративной штукатурки происходило облегчение всего сооружения, что снижало нагрузку на фундамент, в столь сложных условиях для строительства, а также материал позволял стенам «дышать», что очень важно при повышенной влажности и повсеместном процветании плесени. Венецианская штукатурка обрела возрождение и, усовершенствованные технологии римлян итальянскими профессионалами, стали использоваться значительно чаще в отделке помещений. С этого момента история декоративной штукатурки стала неотъемлемой частью историй изобразительного искусства и архитектуры. Многие великие классики прошлых веков не мыслили своих творений без этого материала. Рафаэль употреблял венецианскую штукатурку при росписи стен и потолков. В замке французского короля Фонтенбло нас восхищают всемирно известные фрески Россо Флорентино и Франческо Приматиче, что можно сказать и о работах Джорджио Вазари и Джулио Романо в храмах и замках Неаполя, Рима и Флоренции, которые были выполнены с использованием венецианской штукатурки.
Одним из самых влиятельных европейских архитекторов в ту эпоху являлся Андреа Палладио – родоначальник одноименного Палладианского стиля и классицизма в архитектуре с использованием декоративной штукатурки. Его творения заслужили большое уважение среди ценителей, архитектура, совмещающая в себе классические линии эпохи Возрождения, интерьерного планирования, которое не только радует глаз, но и позволяет за счет штукатурки избегать активного воздействия плесени в условиях венецианской влажности.
Самыми известными его работами являются виллы в окрестностях Виченцы и Венеции, в Италии, но и другие, среди которых три великолепных Собора в Венеции: Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе и Санта-Мария делла Салюте.
Палладио, в своё время, посещал Рим с целью изучения архитектурной истории, штудируя с особой тщательностью труды Римского архитектора Витрувия.
И в 1570 году он опубликовал труд под названием “Четыре книги об архитектуре”, что и по сей день считается величайшим вкладом современной архитектурной литературы.
А в 70-е годы 20-го века, благодаря архитектору Карлу Скарпу, самому активному пользователю декоративных покрытий в те времена, популярность декоративной штукатурки достигла своего пика, и практически весь мир узнал о чудесных качествах венецианской штукатурки.
Вот, практически, и вся история, дошедшая до наших времен материала, который скрывается в банках под различными наименованиями и расцветает, преображая помещения при его нанесении мастерами.
Читайте также: