Из чего делают глазурь для плитки
Основные правила работы с глазурью
Зачастую, глазурь и глина, которые предлагаются клиентам в специализированном магазине для гончарства, в температурном режиме подобраны друг под друга.
Если вам хочется добыть глиняную массу самостоятельно, то будьте готовы к тому, что и глазурь, которую вы будете готовить, необходимо будет также подогнать под глину. Наиболее оптимальный вариант выхода из данной ситуации – постепенно подмешивать в глиняную массу некоторую часть молотого песка. Данный фактор способствует уменьшению коэффициента температурного расширения глины.
Цек, который может образоваться на поверхности глазурей, можно оставить и использовать в качестве декоративного элемента. Его можно применять для заливки образовавшихся трещинок глазурью другой цветовой гаммы. После того, как вы зальете трещины на изделии, необходимо еще раз произвести обжиг глиняной посуды, чтобы получился, так называемый, эффект "кракле".
Что такое керамическая плитка в глазури, ее виды, для каких поверхностей применима
Глазурь для керамики придает отделочному материалу прочность, эстетичность, долговечность. Плиты глазурованные используются для оформления стеновых панелей, напольных покрытий, каминов. Качество и дизайн блоков зависят от числа обжигов, изделия выпускаются одно- и двухслойными, прозрачными, глянцевыми, матовыми.
Что такое глазурирование, технология создания такой плитки
Керамика, покрытая глазурью, имеет прозрачный слой, матовый либо с глянцевым блеском. Состав формирует защитный барьер от влаги, механических воздействий. Неглазурованная плитка менее прочная и влагостойкая.
Изделия производятся ручным либо механизированным способом. Глазурь для глины состоит из песка кварцевого, измельченного каолина, силикатных соединений, красящих пигментов и компонентов, улучшающих технические характеристики изделий. Более высокую прочность имеет глазурованный керамогранит.
Методы нанесения декоративного покрытия подразделяются на мокрые и сухие.
Сухой метод покрытия глазурью предполагает нанесение сырья в виде гранул или порошка в процессе формовки плит и последующий обжиг. При нагревании состав глазури становится жидким. После остывания материал затвердевает, создавая прочное сцепление слоя глазури и керамической плиты.
Оттенки материалу придает включение оксидов металла, минеральных компонентов. Матовая глазурь производится из сырья с добавками олова, бария, цинка.
Виды глазурованной керамической плитки
Глазурованная керамика выпускается одно- и двухслойной.
Однослойные изделия покрываются глазурью и запекаются. Оттенок расплавленного стекла более насыщенный, чем у многослойных аналогов. Изделия отличаются стойкостью к механическим повреждениям.
Плиты с двухслойным покрытием обжигаются 2 раза (после каждого нанесения глазури). Обработка придает изделиям дополнительную прочность. Оттенки блоков менее интенсивные, припыленные, подходят для оформления интерьеров под старину.
Плиты выпускают с покрытием:
- прозрачным;
- матовым;
- полупрозрачным;
- непрозрачным;
- абразивным.
По стойкости к истиранию изделия подразделяются на классы в соответствии со сферой использования:
В соответствии со способом покрытия глазурью на поверхностях создаются графические и рельефные рисунки.
Популярные методы декорирования:
Метод декорирования шелкографией предполагает нанесение красящих пигментов тиснением через трафарет. Для воспроизведения сложных композиций требуется несколько трафаретов. Таким образом создают однотипные плиты для классических интерьеров.
Технология рэндом позволяет воспроизводить оригинальные узоры, создавать на поверхностях структуру натуральных материалов (гранит, мрамор, массив древесины).
Плюсы и минусы, а так же особенности
Глазурованная керамическая плитка приобретает следующие преимущества:
- высокая прочность;
- водостойкие характеристики внешнего покрытия;
- твердая, износостойкая поверхность;
- устойчивость к агрессивным химическим составам;
- пожаростойкость;
- удобство в обработке, нарезке при укладке;
- экологичность (глазурь состоит из натуральных компонентов);
- разнообразие дизайнерских решений и цветовых сочетаний;
- устойчивость к ультрафиолетовым лучам;
- гигиеничность;
- устойчивость к перепадам температурных режимов;
- небольшая удельная масса;
- простой ежедневный уход.
К недостаткам керамики с эмалью относятся:
- недостаточная устойчивость к интенсивным механическим воздействиям;
- большая пористость внутреннего состава блока;
- небольшой коэффициент трения (глянцевая эмаль);
- возникновение бликов при включенном свете;
- небольшая термическая устойчивость (изделия выдерживают 25 минут при +125°С).
Классификация по количеству обжигов
При изготовлении плиты обжигаются 1 либо несколько раз и различаются маркировкой:
- Monocottura;
- Monoporoza;
- Bicottura.
Блоки, прошедшие 1 обжиг, носят название Монокоттура (Monocottura). Плиты производятся посредством прессования материала под давлением 500 кг/м2. Затем продукция проходит глазурование и обжиг. Блоки, покрытые глазурью, медленно нагреваются до температуры +1300°С. После обжига изделия поэтапно охлаждают.
Вид плитки отличается прочностью, небольшой пористостью, морозостойкостью, низкими показателями водопоглощения (3%). В соответствии с требованиями ГОСТ 6787-2001 изделия могут применяться в качестве напольного покрытия либо облицовки внешних стен здания. Однако при эксплуатации возможно выцветание яркого тона.
Плиты Monoporoza проходят 1 обжиг, отличаются способом нанесения глазури. Составом в виде порошка покрывают внешние поверхности блоков на этапе формирования элементов. При изготовлении используется глина с повышенным содержанием карбонатов. Состав позволяет формировать керамические изделия больших габаритов с заданной геометрией. Несколько слоев глазури для глины придают лицевой поверхности повышенную прочность.
Сфера применения
Плиты с глянцевой и матовой глазурью применяются для внутренней облицовки стен, отделки внешних элементов зданий, вертикальных конструкций.
Глазурь для плитки препятствует проникновению влаги, поэтому изделия подходят для оформления стен ванной комнаты, душевых, саун, бассейнов. Повысить водонепроницаемость покрытия можно посредством заполнения эпоксидной затиркой швов между элементами. Необходимо подбирать материалы со специальным нескользящим покрытием либо комбинировать укладку с неглазурованной плиткой.
Популярны глазурованные плиты для облицовки фасадов зданий. Глазурованная клинкерная плитка применяется для отделки каминов, печных дымоходов.
Различаются технические характеристики (конфигурация, размеры, обработка поверхностей) изделий разного назначения.
Плиты для облицовки внутренних поверхностей в зданиях выпускаются фигурными, квадратными, прямоугольной формы. Декоративные покрытия могут быть рифлеными либо глянцевыми, однотонными либо с декоративными вставками. Толщина изделий составляет 3-3,5 мм.
Продукция для отделки пола выпускается разных конфигураций, толщина по стандартам увеличена и составляет 5-13 мм.
Белая и цветная фасадная плитка выпускается средней толщины (4-9 мм), отличается разнообразием покрытий (рифленые, с гравировками, мозаикой).
2. Составляющие и компоненты глазурей.
Для глушения и получения белых и/или матовых глазурей используются:
- оксид олова SnO2
- оксид циркония ZrO2 или Zr2SiO4
- оксид титана TiO2
Помимо этого используются красящие оксиды, для окраски глазурей в разные цвета.
- оксид железа Fe2O3 (и FeO) - жёлтый, рыжий, коричневый, чёрный
- оксид кобальта CoO - синий
- оксид меди CuO – медно-зелёный
- оксид хрома Cr2O3 – хромово-зелёный
- оксид марганца MnO - коричневый, фиолетовый
- оксид никеля NiO чёрный, коричневый, (зелёный)
Тут сразу многие из керамистов скажут – а где же свинец?
Ведь все же знают про свинцовые глазури!
Вот тут и пошёл разговор про вредные компоненты и их использование.
Экскурс: Вредные составляющие при составлении глазурей.
Вредными для человека считаются вообще почти все оксиды тяжёлых металлов(и другие соединения с ними):
В первом столбике составлены оксиды, которые вредны при их вдыхании и употреблении внутрь. Но после обжига они не вымываются/ не выщелачиваются из готовой глазури и есть из посуды с глазурями покрашенными этими оксидами (конечно если не брать во внимание перенасыщение глазури оксидами) безопасно. То есть тут дело касается непосредственно самого изготовления глазурей и вдыхания испарений при обжиге.
Кварц также внесён в эту колонку. Он сам по себе не ядовит, но в тонкомолотом состоянии кварцевая мука может попасть в лёгкие и нанести там серьёзный вред. Из-за всех этих причин, при работе с оксидами важно использовать респиратор, а при кожных повреждениях – перчатки. Во время обжига следует избегать длительного нахождения возле печи.
Иначе дело обстоит со второй колонкой: Свинец Pb, Кадмий Cd, Сурьма Sd, Мышьяк As, не только весьма вредны при вдыхании и употреблении внутрь, а также при вдыхании испарений во время обжига, но они ещё и выщелачиваются из уже обожженной глазури. При использовании посуды с такими глазурями для кислот (простокваша, кефир, уксус, фруктовые соки) в еду могут постоянно попадать достаточные для постепенного отравления дозы вредных соединений.
Кроме свинца в чистом виде также очень вредны так называемые свинцовые хроматы. Эти соединения используются для получения ярко-красных глазурей типа «Бычья кровь» и создают химически очень не устойчивые глазури, которые быстро поддаются выщелачиванию свинцовых хроматов.
Зачем эти вещества тогда вообще используются?
Все эти вещества также выполняют разные функции в глазурях. Но сейчас их всех уже можно заменить безвредными альтернативами без ущерба качества глазурей.
Про вред, пользу и альтернативные компоненты каждого из этих соединений вы узнаете кликнув на спойлер ниже:
Свинец Pb
Свинец поглощает почти всё внимание в тематике вредных глазурных компонентов. В странах с богатой гончарной историей, таких как Германия, Великобритания и другие, очень много усилий было потрачено, чтобы убрать свинцовые глазури из употребления в керамике, которая контактирует с едой. Но всё равно в разных странах свинец продолжает использоваться в декоративной, а иногда и в функциональной керамике, потому что это со средневековья известный, самый знаменитый флюс.Преимущества и недостатки
Свинцовые глазури обладают таким ярким блеском, какого можно достичь не каждым другим флюсом (но можно). Недостаток же свинцовых глазурей в том, что они очень мягкие. При большом количестве свинца в глазури, она иногда деформируется и царапается даже обычным ножом. Кроме того, со временем свинцовые глазури становятся жёлтоватыми. В этом можно убедится, посмотрев на глиняные горшочки советского периода с ангобной росписью: они все покрыты свинцовой глазурью. На белом ангобе очень хорошо видно пожелтение прозрачной свинцовой глазури.Законодательство
- для плоских изделий: 1.7 мг/дм2
- для полых мелких и средних изделий: 5мг/дм3
- для полых крупных изделий: 2.5мг/дм3
В Германии и Швейцарии существует похожее ограничение, которому следуют производства и частные гончарные мастерские, по которому при 24-часовом погружении в 4%-уксус не должно выделяться более 2 мг на 0.5 л обьёма. Это соответствует не более 4 мг/дм3, если предположить удваивание площади стенок сосуда до 1 дм3.
Научные исследования
Существует ряд научных исследований на тему выщелачивания свинца из керамических глазурей. Привожу здесь несколько результатов из них, для полного представления свинцовой проблематики.Уже давно выявлена закономерность влияния кварца SiO2 на выщелачивание свинца из глазурей.
Рисунок 3 показывает её наглядно. Li2O
Из книги Glasuren und ihre Farben, Werner Lehhäuser, 1973
График показывает, с какой силой выщелачивается свинец из обожжённой глазури при повышении в ней количества свинца. Моль – химическая единица измерения количества вещества.
На графике видно, что при повышении количества SiO2 в глазури до 2.5 моль выщелачивание свинца снижается. При превышении границы в 2.5 моль выщелачивание свинца снова вырастает. Это объясняется тем, что при количестве SiO2 2.5моль получается самая крепкая структура стекла. Соответственно она меньше выпускает свинец чем менее стабильная структура. При превышении 2.5 моль стабильность глазури снова падает и выщелачивание свинца повышается.
Кроме кварца SiO2 известны и другие составляющие, которые влияют на выщелачивание свинца.
Положительно влияют на выщелачивание свинца из глазури оксид циркония ZrO2, оксид титана TiO2, оксид олова SnO2, до определённого предела их концентрации, которые должен быть установлен химическим анализом.
Кальк и оксид цинка ограничивают выщелачивание свинца до тех пор, пока не начинают проявлять свое матирующее и кристализирующее действие. Из матовых и кристаллических глазурей свинец выделяется намного сильнее.
Также на выщелачивание свинца положительно влияют глинозём Al2O3 и борная кислота B2O3 , пока глазурь ещё имеет стеклообразную, крепкую структуру. (B2O3 до 0.4 моль по формуле Зегера или соотношение 1Pb : 2.3 B2O3 ).
Выщелачивание свинца из глазури повышают оксид магния MgO и оксид калия K2O, очень сильно повышают Na2O и MnO/Mn2O.
Хуже всего на это влияет оксид меди CuO – при его добавлении выщелачивание увеличивается до 10кратного уровня. CuO сильно влияет на выщелачивание не только при непосредственном добавлении в глазурь но и в присутствии испарений CuO от других изделий при их обжиге вместе с изделиями покрытыми свинцовыми глазурями.
Альтернативные составляющие для замены свинца
Полезные качества свинца ( сильный флюс, высокая сила растворения остальных компонентов, прозрачность и глянец) можно получить и использую другие компоненты.
Как флюс вместо свинца можно использовать B2O3 (боросиликатные глазури). Также хорошими флюсами являются оксид стронция SrO и Li2O. SrO особенно повышает глянец в глазури.
Высокая сила растворения остальных компонентов (в том числе красящих оксидов, что даёт яркие и насыщенные краски) присуща оксидам натрия и калия Na2O и K2O. Они и присутствуют практически во всех глазурях производственного или самостоятельного изготовления.
В статье «Замена содержащих опасные вещества керамических глазурей на менее вредные аналоги», авторы Тютчева Д.Ю. и Грищенко Д.Ю., Московский государственный горный университет, приведены несколько рецептов безсвинцовых глазурей, по характеристикам способных заменить аналогичные свинцовые глазури.
Эти глазури мною не проверены, приводятся, как в статье.
Стронциево-литиевая глазурь 960°C
кварц 34%
полевой шпат 14 %
карбонат стронция 12%
сподуменовый концентрат 12%
бура 6.1%
сода 5%
доломит 3.9%
мел 3%
Стронциево-магниевая глазурь 980°-1000°C
кварц 33.6%
полевой шпат 29.8%
бура 18.6%
карбонат стронция 12.3%
магнезит 3.4%
сода 2.3%
Глазурь на основе природных сырьевых материалов
перлит 85%
борат кальция 15%
Симптомы при свинцовом отравлении
Отравление свинцом может проявиться через год или несколько лет при регулярном использовании посуды со свинцовыми глазурями или при регулярной работе со свинцом.
В начальной стадии отравления появляются проблемы с желудочно-кишечным трактом. В продвинутой стадии отравления возможны проблемы с ногтями (ломкость, отпадание), выпадение ресниц, начало разрушения и выпадения зубов.
Кадмий Cd
Кадмий оказывает на человеческий организм похожее действие, как и свинец. Он вреден в производстве глазурей, при вдыхании или попадании внутрь, а также при вдыхании испарений во время обжига.
Кадмий также выщелачивается из глазурей под воздействием кислот, таких как уксус, молочнокислые продукты, фруктовые соки, или других разрушителей стекольной структуры (атмосферные или физические воздействия).
По закону выделение кадмия ограничено, в 1/10-кратном размере выделений свинца:
При выдержке изделия в 4%-уксусе в течении 24 часов при комнатной температуре допускается выделение не более:
- для плоских изделий: 0.17 мг/дм2 ( для свинца: 1.7 мг/дм2)
- для полых мелких и средних изделий: 0.5 мг/дм3 (для свинца 5мг/дм3)
- для полых крупных изделий: 0.25 мг/дм3 (для свинца 2.5мг/дм3)
Кадмий используется в производстве глазурей для окраски глазурей в жёлтый и оранжевый цвет. Существуют альтернативные методы окрашивания в эти цвета:
- Оксид железа Fe2O3 даёт цвета от жёлтого до ржаво-оранжевого, особенно при совокупности с диоксидом титана TiO2.
- Светло-жёлтый цвет можно получить, добавив минимальное количество Fe2O3 (иногда хватает и присущих загрязнений железом) к глазурям содержащим TiO2.
- Также существует огромное количество различных безвредных синтетических пигментов, которыми глазурь можно покрасить в любые нужные цвета, как и в жёлтый и оранжевый разных оттенков.
Барий Ba
Барий используется в виде сульфата бария, который не вреден ввиду своей труднорастворимости и в виде карбоната бария, который очень вреден для организма.
Барий является сердечным ядом. Он может попасть в кровяную систему через ссадины или царапины.
Барий не выщелачивается из глазурей, но ввиду его высокой токсичности также есть смысл искать менее вредные альтернативы.
Барий используется в глазурях в малых дозах для повышения глянца, в больших дозах для создания матовых глазурей на высоких температурах (<1100°C). Недостаток бария в том, что он сильно повышает химическую устойчивость глазурей.
Для повышения глянца вместо бария можно использовать оксид стронция SrO. Кроме глянца SrO повышает химическую устойчивость и твёрдость глазурей.
Матирующее действие имеют кроме бария: TiO2, особенно в совокупности с SnO2; ZnO, CaO, в больших количествах также SrO.
Сурьма
Sb2O3 – оксид сурьмы, используется для глушения глазурей с большим количеством оксидов натрия и калия Na2O и K2O. В других глазурях он редко используется, так как часто провоцирует пузырение глазури из-за отдачи кислорода.
Вместо сурьмы можно использовать TiO2, ZnO, SnO2, СаО или ZrO2 / Zr2SiO4.
Сурьма является сильно ядовитым веществом. Химически она тесно связана с мышьяком, который известен своим токсичным действием. Сурьма может попадать в организм тонкой пылью через дыхательные пути или через кожу.
Фтор F и Мышьяк As
Соединения со фтором раньше использовались в виде флюса, но в виду сильной летучести и ядовитости фтор практически везде вышел из употребления.
Мышьяк раньше использовался как глушитель, но из-за своей вредности теперь запрещён к употреблению. Мышьяк сильно выделяется из глазурей.
В Италии он вроде до сих пор используется в глазурях(хотя может быть информация и устарелая), как флюс и для создания своего рода «бархатных» глазурей. Но наверное не стоит их покупать… =))
В главе Вредные компоненты глазурей использовалась литература:
Glasuren und ihre Farben, Werner Lehhäuser, 1973
Keramische Glasuren, Wolfgang Matthes, 2011
Составляющие и компоненты глазурей
Вернёмся к списку безвредных составляющих.Возникает вопрос: Как же теперь из этих составляющих соорудить глазурь?
Для этого нужно знать, с помощью каких сырьевых материалов (компонентов) можно внести в глазурь эти составляющие.
С кварцем SiO2 всё просто – кварц и есть кварц. Можно использовать кварцевый песок или кварцевую муку. Для тех, кто обжигает на температуре ниже 1200°C, подойдёт только кварцевая мука. Кварцевый песок в этом случае можно использовать только для спецэффектов – он не расплавляется, а остаётся вплавленный в глазурь, каким был. Или его можно использовать в супер-мелко просеянном состоянии, для частых крапинок в глазури. Начиная с 1200°C кварцевый песок плавится вместе с глазурью, и его можно использовать просто так. Здесь стоит ещё раз упомянуть, что при вдыхании кварцевая мука может нанести серьёзный вред вашим лёгким. На упаковке даже есть всегда знак "Опасно для здоровья" с большим крестом на оранжевом фоне. Поэтому используйте пожалуйста респиратор, если вы ею пользуетесь!
Дальше у нас глинозём Al2O3. С каким сырьевым материалом мы можем добавить его в глазурь? Под руку напрашивается каолин.
Да, но добавляя каолин, мы одновременно к 1x Al2O3 внесём ещё 2x SiO2. В этом нет ничего страшного, потому что кварц нужен в любой глазури. Но это всё равно нужно учитывать, если например глазурь создаётся не просто по рецепту, а по расчёту. (Расчёт глазурей в более поздних главах).
Что можно взять, чтобы внести в глазурь борную кислоту B2O3?
Для этого подходит бура. Добавляя буру, мы вместе с 1x B2O3 внесём ещё 0.5x Na2O.
Бура – это распространённое вещество, которое используется в строительстве, в ювелирной пайке и даже иногда в косметике(!). По консистенции она похожа на соду, белый порошок, иногда в комочках. Перед использованием буры все комочки обязательно нужно растолочь и буру мелко просеять, иначе в глазури потом будут видны эти комочки.
Так как керамисты люди простые, они решили не париться упростить себе жизнь и для каждого сырьевого компонента составили керамическую формулу (КФ), в которой записаны все керамически-активные составляющие, которые содержит этот компонент. То есть те составляющие этого компонента, которые каким-то образом повлияют на глазурь во время обжига.
Для буры керамическая формула выглядит так: Na2O ∙ 2B2O3
В таблице 2 приведены керамические формулы для большинства нужных компонентов.
Таблица 2 Из книги Glasuren und ihre Farben, Werner Lehnhäuser, 1973
Эта таблица – сокровище для любого керамиста, делающего глазури. Она полезна, как только нужно что-то рассчитать в глазурях. К тому-же из неё можно узнать, каким компонентом можно внести нужную составляющую в глазурь, и наоборот, какие составляющие есть в каком компоненте. А так же молярную массу компонентов.
В первом столбике – составляющая, которую мы изначально хотели внести.
Во втором столбике – какой компонент можно для этого использовать и его молярная масса. Она нужна для расчёта глазури.
В третьем столбике – керамическая формула КФ
В четвёртом столбике, для наглядности, что мы вводим дополнительно к тому, что хотели внести.
Как мы видим, в некоторых КФ присутствует вода. Эта вода химически связана в компоненте, и выделяется она только при нагревании, то есть во время обжига. Это важно, потому что она например может спровоцировать пузыри или дырочки в определённых случаях. Например минерал Колеманит во время обжига иногда разом отдаёт воду, и могут появиться неровности или пузыри.
На сегодня теоретическая часть закончена, предлагаю вашему вниманию несколько рецептов глазурей, которые можно попытаться сделать. Эти глазури мною были уже проверены, но вполне может быть, что у вас получится что-то несколько другое. Это зависит и от обжига и от компонентов, которые вы приобрели и от каких-нибудь других факторов. Керамика – страна неожиданностей!
Авантюриновая глазурь на 980°C - прозрачно-рыжая с блёстками
Бура 55
Кварцевая мука 26
Оксид железа Fe2O3 11
Каолин 8
Прозрачная на 1050°C
Кварц 39
Бура 38
Белая глина без шамота, сухая 20
(например МКФ2)
Каолин 3 (делает более прочной)
Оксид цинка 2 (убирает цек)
Как сделать глазурь по рецепту
Если имеется глазурный рецепт, то глазурь по нему можно составить следующим образом.
Количество
Количество в рецепте указывается в процентах. Вместе все компоненты должны сложиться в 100%.Если вы хотите сделать 100г сухой глазури (как раз идеально для пробы), то это как раз нужный вам вес в граммах. Если вы хотите сделать больше, например 200г, просто умножьте на 2, или сколько вам нужно.
Для пробного варианта стоит ориентироваться на сухой вес не меньше 100г. Меньше – отдельные компоненты будет сложно точно взвесить.
Если глазурь на пробнике получилась, нужно попробовать на изделии, и если нравится, можно смешать уже 500г сухого веса. Снова попробовать на изделии. И тогда можно мешать и 1000 г или больше. Но это и так уже довольно много.
Такой подход мне посоветовал один очень опытный керамист, и я осталась очень довольна, что последовала его советам.
Смешивание
Сначала каждый компонент нужно избавить от комочков, растолочь - если нужно, и просеять. (Красящие оксиды не нужно просеивать, они и так уже в хорошем состоянии.) После этого взвесить нужное количество каждого компонента и все компоненты по сухому смешать в крепко закрывающейся посуде (пластиковое ведёрко с крышкой, например). После этого добавить воды, так чтобы получилась консистенция немного гуще, чем нужно. Для использования глазури всегда можно добавить немного воды. А если консистенция получилась слишком жидкой, то глазурь нужно оставить на полчаса, и потом клизмой снять отделившеюся сверху воду.Посуда должна быть несколько больше чем всё содержимое. На 100г сухой глазури 200 мл не хватает. Мне вот очень нравится мешать 100-граммовые смеси в ведёрках на 500мл.
Это вариант несколько упрощённый, если у вас все компоненты куплены уже в мелком порошке (идеальный вариант, к тому же вполне реальный.) Иначе компоненты нужно молоть, а потом просеивать, но для этого нужна шаровая мельница или любое другое подходящее изобретение. Но на первых порах, мне кажется можно обойтись и так. =)
Тестирование и пробники
Естественно глазурь нужно сначала протестировать на пробниках, перед тем как использовать. Даже если дан точный рецепт с красивой фотографией. Качество ваших компонентов может существенно отличаться от компонентов автора рецепта, печи тоже могут быть разные, и результат даже в таком случае предугадать нельзя.Для пробников подойдут обожжённые в утиле плиточки (у меня примерно 4х5 см). Можно сделать плиточку с вертикальной стенкой, или стаканчики, чтобы посмотреть, как глазурь ведёт себя на вертикальной поверхности и на сгибе. Можно вдавить какой-нибудь рельеф в пробник – это потом очень хорошо показывает свойства глазури.
Сначала удобнее делать отдельные пробнички – в начале многие глазури выходят не очень и их тогда можно отложить. И сравнивать так тоже удобнее.
Когда будет уже много хороших глазурей, то можно сделать общий пробник – чтобы ещё посмотреть, как глазури друг на друга ложатся. Хотя – моя самая любимая глазурь у меня получилась, когда я случайно покрасила на пробнике одну некрасивую глазурь на другую (а у меня тогда были только некрасивые. =)) Вместе они во время обжига стали прекрасными! Осталось только прибавить один рецепт к другому и намешать – получилась классная глазурь!
Где купить компоненты
Как только у вас в руках появился рецепт глазури, которую вы мечтаете сделать, сразу возникает вопрос: Где взять компоненты??К счастью большинство компонентов более менее доступны.
Красящие оксиды можно купить там, где продаются химреактивы.
В Питере это НеваРеактив и ЛенРеактив.
Каолин, буру и разные оксиды часто тоже продают в реактивах. Буру также продают в магазинах для ювелиров, но она там может быть с примесями. Важно всегда узнать состав и примеси – если там например примесь 15% оксида железа, то у вас все глазури будут жёлтые!
Кварцевую муку я пока нашла только в Хорссе в Москве или в Питере оптом (25кг). Но если она кому-то понадобится, то наверное можно найти еди
А такие материалы как мел, доломит и тд. продаются в строительном.
В других городах я, к сожалению, не знаю, но надеюсь, что можно найти.
В Москве кроме химреактивов есть Хорсс, там много полезного продают, но может и дороже чем в реактивах.
В конце этого поста прилагаю подборку фотографий керамики с самодельными глазурями различных авторов.
≥1200°C Чаша из каменной массы. Глазурь "Теммоку".
Автор: Fritz Rossmann, 1986
≥1200°C Фарфоровая миска. Глазурь "Теммоку".
Автор: Michael Sälzer, 1980
1200°C Чашки. Глазури на основе оксида железа.
Авторы: Brigitte Lang/Susi Sippl, 1999 и 1986
≥ 1200°C Фарфоровая тарелка. Кристаллическая глазурь с медью и кобальтом.
Peter Fröhlich, 2008
1050°C-1150°C Мисочки с кобальтовыми глазурями.
Авторы: Eva Lacour/Paul Dinger, 1997
В дополнение несколько изделий с глазурями моего производства.
1050°C Чашка с боросиликатной бежевой глазурью и оксидом железа. 2014
1050°C Чаша с боросиликатными глазурями: белая и кобальтово-синяя. 2014
1200°C, Чашка. Полевошпатовая глазурь, медь и марганц.
Автор: murtille =), 2014
В следующем посте вы узнаете, как разные составляющие влияют на свойства глазурей.
Кроме этого мы рассмотрим, чем отличаются глазури для разных температур: низкотемпературные ≤1000°C, средние 1050°C -1150°C, и высокотемпературные ≥ 1200°C.
Расскажите в комментариях, получилось ли у вас сделать глазурь по предложенным рецептам?
Что у вас получилось?
Какие трудности встретились на вашем пути?
Если вы ещё не делали глазурей, но хотите начать, то какие сложности вы видите, перед тем, как начать их делать?
С чего, вы думаете, следует начать?
Керамические глазури — цвет, во всем великолепии
Давно прошли те времена, когда гончары ограничивались рельефными формами, стараясь смоделировать свои изделия по образу и подобию каменных или деревянных скульптур. Главная прелесть современной керамики — это цвет, во всем его великолепии. Именно это понял Михаил Врубель, когда влюбился в керамику, восприняв ее как цветную скульптуру, завораживающую своей игрой бликов и полутонов.
Весна. М. Врубель. 1899 год Весна. М. Врубель. 1899 годКерамисты всех времен занимались химическими исследованиями, пытаясь достичь нужных оттенков глазури, чтобы повторить в своих работах всю красоту окружающего мира — сияние звезд, мерцание воды, пылание огня, прозрачные капли дождя, цвет кожи любимой женщины, золото ее волос, глубокую бирюзу моря и синеву августовского неба. Вся роскошь цвета окружающего нас мира является преломлением солнечного света в атмосфере Земли и способностью предметов его отражать. Работая маслом или акварелью, художник видит, что именно он смешивает и его работа на холсте становится полностью законченной с последним мазком кисти.
Совсем другая история с керамическими глазурями, где работа подвергается высокотемпературному обжигу, поэтому некоторые цвета выгорают совсем без остатка, некоторые проявляются иначе, чем рассчитывал художник, и абсолютно все краски взаимодействуют друг с другом, вплавляясь и растекаясь не совсем предсказуемым образом.
Каждая керамическая мастерская — это всегда химическая лаборатория, а каждый обжиг — это взаимодействие целого спектра химических элементов с катализатором в виде температуры. Именно поэтому подбор глазурей является архиважной задачей, а записи «рецептов» особо удачных сочетаний — уникальной информацией.
Итак, керамические глазури . Что же это такое? Изначально любые краски — это пигменты на основе металлов, оксидов или сложных органических элементов. Ими мы пишем акварели, они же принимают участие в живописи маслом, гуашью или темперой.
Высокотемпературные пигменты Botz Высокотемпературные пигменты BotzОтличие только в связующем наполнителе — например, в гуаши это клей и мед, а в темпере — яйцо, также может использоваться казеин, масла или синтетические связующие. Для керамики органические краски не подходят, поскольку при обжиге вся органика сгорает полностью. Поэтому керамисты используют в основном оксиды и соли металлов в качестве пигментов и разнообразные силикаты в качестве основы глазури.
Индийские пигменты различного типа Индийские пигменты различного типаИмеется несколько основных способов декорирования керамики: подглазурное и надглазурное покрытие, живопись по сырой эмали, ангобная роспись по необожженому черепку.
Подглазурная живопись — это нанесение пигмента на бисквитный или утильный черепок с последующим глазурованием бесцветной глазурью и обжигом.
Плитка в стиле Ренессанс написанная в подглазурной технике пигментами по утилю Плитка в стиле Ренессанс написанная в подглазурной технике пигментами по утилюНадглазурная — это роспись по глазурованной керамике, когда художник пишет по гладкой глазурованной основе. После росписи потребуется третий обжиг для закрепления рисунка.
Тарелка с надглазурной росписью художника Флеры Даминовой Тарелка с надглазурной росписью художника Флеры Даминовой Панно нашей мастерской с живописью пигментами по сырой эмали Панно нашей мастерской с живописью пигментами по сырой эмалиРоспись ангобами по необожженому черепку любима многими художниками-керамистами, работающими в этно-стиле, поскольку она является очень эффектным приемом декорирования. Этим способом декорирования пользуются на многих традиционных гончарных промыслах. В частности в Опошнянском на Украине (мы писали о нем в нашей статье о Петре Ваулине ), в Оятском на старой Ладоге в Ленинградской области, в Старооскольском в Белгородской области и в других.
Рожковая роспись ангобами Рожковая роспись ангобамиВ двух словах, способ заключается в следующем: ангобы (глины, разведенные до состояния шликера) смешивают с цветными пигментами и получившейся пастозной «краской», имеющей консистенцию гуаши расписывают при помощи груши с наконечником от шариковой ручки. В старину вместо груши использовали рог и гусиное перо, поэтому такой способ росписи получил название «рожковый». Кроме рога и груши, можно использовать кисть, мастихин или любые другие обычные художественные инструменты.
Шликер — жидко разведенная сметанообразная глиняная масса.
Этот способ также интересен еще и тем, что поверх росписи можно делать разнообразные цировки и процарапывать рисунок, а можно полностью нарисовать изображение с помощью иглы или ножа. В итоге, получится объемный рисунок, с четкими графичными краями и рельефом. Эта техника называется сграффито .
Керамическое панно художника Анны Куприяновой. Ангобы Керамическое панно художника Анны Куприяновой. АнгобыГлазури имеют огромный спектр эффектов. Поэтому при декорировании керамики, кроме нанесения изображения на изделия, можно использовать эти эффекты, что, собственно, и является основным «интересом» профессиональных керамистов — людей увлекающихся и энтузиастов своего дела.
Эффекты в глазурях Эффекты в глазуряхЗдесь следует заметить, что глазурь является стекловидным материалом и имеет тот же состав, что и стекло: полевой шпат, бура (декагидраттетраборат натрия), кварц, оксиды свинца или олова. Разница между глазурью и стеклом только в температуре обжига и добавках, приближающих ее коэффициент термического расширения к черепку.
Кроме того, в глазури могут быть добавки, создающие дополнительные оптические эффекты, которые дают микроскопические преломления света, близкие к длине волн зрительного диапазона человека. Именно эти преломления, практически неощущаемые человеческим глазом, в основном и влияют на наше восприятие игры света в глазури.
Если систематизировать известные типы глазурей , то наверное, следует выделить четыре основных признака: цвет, эффектарность, прозрачность и блеск. Все эти признаки часто зависят от одних и тех же причин. На прозрачность и блеск влияет в первую очередь способ обжига, химический состав глазури и ее плотность.
Скажем, наличие в составе глазури полевого шпата в сочетании с переменой температурного режима обжига, приводит к его кристаллизации — полевой шпат как бы «прорастает» своими кристаллами в глазури, а оксид меди окрашивает их в зеленоватый цвет. Таким образом получается всемирно известная « селадоновая » глазурь, непрозрачная и имеющая нежно-зеленый оттенок. Для того, чтобы остановить процесс кристаллизации и получить максимальный глянец покрытия следует производить высокотемпературный обжиг плотного слоя глазури.
Селадоновая глазурь Селадоновая глазурьНо чаще всего увлеченных керамистов интересует эффект матирования поверхности. Тут в действие вступают разнообразные добавки. Чтобы получить эффект матовой поверхности обычно применяют волластонит — минерал из класса силикатов. Этот минерал практически не содержит примесей в виде оксидов, поэтому является почти идеальным материалом для приготовления глазури. Кроме того, он от природы имеет белый цвет и поэтому может использоваться при изготовлении белой керамики.
Волластонит ВолластонитРазличные оттенки цвета достигаются путем использования пигментов — оксидов, металлов и солей. Причем, известный всем кобальт в чистом виде имеет темно-фиолетовый, почти черный цвет, а в сочетании с алюминием становится ярко-синим, знакомым нам по росписям Гжели и Делфта. Добавление к нему хрома превращает синий в бирюзово-зеленый, а марганца — в оливковый.
Однако, следует помнить, что изменение химического состава пигмента изменяет также и температуры его «жизни». Поэтому, если желтая глазурь на основе циркония и титана может обжигаться на 1300 градусах, то на основе сурьмы и свинца — уже не выше 900 градусов. Красные глазури на основе кадмия и селена вообще не жаростойкие и их применение ограничено 850 градусами обжига.
Поэтому, применяя различные пигменты в росписи, всегда следует учитывать максимальные температуры, которые они выдерживают и сочетать между собой глазури только одного типа. Ибо очень обидно написать прекрасную живописную работу, состоящую из множества тонких полутонов и оттенков, а после обжига получить расплывшийся невнятный рисунок, в котором отсутствует половина цветов.
Эффектарность в глазурях достигается изменением режима обжига. Мы уже писали в наших статьях «Испанская керамика — драгоценность мавританской Андалусии» и «Керамическая мастерская Абрамцево» о восстановительном обжиге, придуманном еще маврами в далеком VII веке и заново возрожденном Михаилом Врубелем и Петром Ваулиным в начале XX века.
Ангел Алены Залуцкой, обожженый в восстановительной среде Ангел Алены Залуцкой, обожженый в восстановительной средеСуть метода заключается не только в температурном режиме печи, но и в изменении атмосферной среды в ней. Добавление в атмосферу печи других газов приводит к различным химическим реакциям, в результате которых кислород извлекается из оксида — составной части пигмента — и сгорает полностью. В итоге, вместо оксида остается исходный металл. Например, оксид меди превращается в медь, которая, как известно, имеет красный цвет, а не зеленый, как ее оксид. Кроме изменения цвета, глазурь приобретает металлизированный блеск, а некоторые металлы распадаются на отдельные сегменты, образуя вкрапления в однородном глазурном слое — «люстры». Эта технология получила название редукции, а такая керамика называется люстрированной .
Плитки с эффектом люстр после восстановительного обжига Плитки с эффектом люстр после восстановительного обжигаКроме традиционной редукции на основе восстановительного обжига, современными керамистами часто применяются искусственные компоненты с люстрами. Это не совсем оригинальная технология, а фактически ее современная имитация. Но это лишь один из эффектов, пусть и самый выразительный.
Плитка ручной работы, покрытая металлизированной глазурью Плитка ручной работы, покрытая металлизированной глазурьюРегулирование режимов печи и соединение различных глазурей позволяют добиваться совершенно феерических эффектов. Можно получить эффект велюра или добиться прозрачной глубины; игра цвета в гранях и разные оттенки глазурей, сочетаемые между собой, позволяют имитировать драгоценные камни. Эффект кракле (на профессиональном языке — «цек») это своего рода брак, вызываемый различным коэффициентом теплового расширения глазурей и керамических масс.
Эффект велюра на изразце, сделанный методом покрытия крупной фриттой Эффект велюра на изразце, сделанный методом покрытия крупной фриттойОднако, этот «брак» великолепно смотрится на полупрозрачных глазурях, придавая керамике вид старинного дорогого изделия, будто перешедшего по наследству от богатой прабабушки. Этот эффект лучше всего моделировать третьим обжигом, чтобы он не стал действительно браком, через который черепок может впитывать влагу.
Эффект кракле Эффект краклеТехнология глазурования керамики довольно сложна, а результат зависит от множества нюансов. В нашей статье мы описали лишь основные принципы цветообразования. Однако, поскольку глазурование керамики основано на химии высоких температур, то и на конечный результат может повлиять любое изменение условий: изменение состава черепка, условия его изготовления, просушка глазури, толщина ее слоя, состав глазури, разбег температуры в камере, режим обжига, режим охлаждения, метод глазурования и т.д. и т.п.. Поэтому только многократные опыты в конкретной печи, с тщательным фиксированием всех сопутствующих условий, смогут дать стабильный декоративный результат.
Кристаллы, растущие в огне. Как украсить керамику с помощью глазури
Способов декорирования керамики много. Это и подглазурная, и надглазурная роспись, и травление и даже печать. Но мало, кто остается равнодушным, при виде кристаллической глазури, подобно цветам, распускающейся на керамической поверхности.
Керамическая глазурь - это стекловидная масса, защищающая керамическую поверхность от различных внешних воздействий. Первые глазури придумали еще египтяне. И до сих пор глазури на египетских амулетах выглядят так же ярко, как и в тот день, когда были сделаны.
Очень долго кристаллизация на поверхности глазури считалась браком.И лишь недавно керамисты стали наоборот добиваться подобного эффекта
кристаллическая глазурь кристаллическая глазурьДобиться того, чтобы на поверхности керамики распустились цветы из кристаллов, особенно трудно. Из сотни образцов, только один может дать желаемый результат.
Глазурь готовят путем растирания всех компонентов до мельчайшего состояния, буквально микрочастиц. Затем наносят на предварительно обожженную керамику, после чего следует многократный высокотемпературный обжиг
На рост кристаллов в кристаллических глазурях влияют окись цинка и двуокись титана.
Чем больше в глазурях кварца, тем она становится более вязкой, и тем меньше будут кристаллы. А в результате, при обжиге, глазурь станет прозрачной, а кристаллы будут серебристо-белыми
Если в состав будущей глазури добавить несколько оксидов, то результат может быть особенно впечатляющим.
Очень интересно ведет себя при этом оксид никеля - в процессе кристаллизации никель разделяется на положительно и отрицательно заряженные ионы. Как результат - кристаллы окрасятся в серебристо-синий цвет, а фон в коричневый или даже рыжий
кабошон с кристаллической глазурью кабошон с кристаллической глазурьюОбычные керамические глазури накладываются на изделие тонким слоем. С кристаллическими такое не пройдет. Для роста удивительных цветов этого просто будет недостаточно.
Поэтому глазурь наносят толстым слоем. Но сложности на этом только начинаются - при высокой температуре глазурь приходит в движение, и начинает стекать
Только мастер с большим опытом работы, способен добиваться потрясающих результатов, выращивая удивительные кристаллические цветы на поверхности керамических изделий.
Он должен безошибочно и точно определять конечную температуру обжига глазури, оптимальную для роста кристаллов. Знать конечную температуру обжига и время, достаточное для того, чтобы смогли раствориться все кристаллы в составе глазури.
Читайте также: