Грунтовка под пастель своими руками
Как сделать грунт для холста самому. 08/04/2015 18:16
Сейчас, в современном мире, для творчества нет преград. Это касается как выбора самого занятия, так и выбора приспособлений, помогающих в творческом процессе. Для художников создано много вещей, облегчающих их работу. Вряд ли кто-то будет оспаривать преимущество готовых масляных красок, холстов и кистей для живописи, продающихся в свободном доступе в широком разнообразии. Но, если вы хотите ощутить бОльшие прелести творческого процесса, можно сделать холст самому. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное, выдерживать пропорции при создании грунта. Рецепт эмульсионного грунта, который используется уже несколько десятков лет в нашей семье художников, и хорошо себя зарекомендовал- я напишу для вас ниже.
Как сделать грунт, который на долго сохранит свежесть красок, и сохранит тем самым, вашу работу для будущих поколений на долгие годы? Ответами на этот вопрос могут быть проверенные рецепты грунтов, которыми пользовались художники прошлого века. Рецептов грунтов сохранилось много. Но я опишу тот, который я чаще использую, из-за хорошего соотношения простоты приготовления и качества.
Вот рецепт эмульсионного грунта:
Сначала готовим желатиновый раствор. Замачиваем желатин в 1/3 части воды, выдерживаем его указанное на упаковке время для набухания, и нагреваем. Медленно вливаем в него масло, и тщательно перемешиваем (лучше это сделать при помощи блендера), до получения однородной эмульсии. Просеиваем через мелкое сито мел. Разводим его остальными 2/3 воды и вливаем в эмульсионный раствор. Тщательно перемешиваем.
Покрытие холста грунтом и просушку, лучше всего проводить в помещении с температурой не ниже 15 градусов, что позволит грунту быстро высохнуть. Наносим грунт на холст широкой кистью, в несколько приемов. Покрываем холст грунтом ведя кисть попеременно в горизонтальном и вертикальном направлении. Добиваясь полной закраски ткани между ворсинками. Даем слою высохнуть в течение 12 часов . Наносим еще от 2 до 4 слоев грунта, каждый раз давая холсту полностью высохнуть.
Не забывайте, что после нанесения грунта, структура холста не должна полностью исчезнуть.
Эмульсионный грунт полностью высохнет через 2-3 недели. И тогда, вы сможете приступить к созданию шедевра, который при бережном отношении может сохраниться на века!
Акриловая основа для пастели
Привет, с вами Пэтти Брэди, и сегодня мы изучим технику создания поверхности для рисования карандашами или пастелью.
Из инструментов будем использовать: мастихин и цветные или пастельные карандаши.
Первый шаг в этом проекте – смешивание акрилового грунта с золотым хинакридоном.
Это прекрасная основа! Её очень легко наносить мастихином, но вы также можете использовать кисть. После кисти остаются небольшие бороздки и, возможно, это будет именно то, что вам надо!
Когда вы закончите – отложите готовую основу в сторону и подождите, пока она высохнет.
После высыхания основа имеет приятную слегка шероховатую поверхность, которая хорошо подходит для цветных карандашей.
Итак, попробуем немного порисовать – вы видите, как хорошо рисует карандаш. Мне очень нравится поверхность, она имеет свою текстуру и отлично подходит для рисования пастелью.
Мы рассмотрели очень простой способ подготовить любую поверхность для рисования пастелью или цветными карандашами.
А вот и две законченные картины – цветными карандашами и графитовым карандашом.
Надеюсь, вам понравится создавать изумительные цветные поверхности для пастели!
Проклейка и грунт
Грунт живописный - промежуточный слой, наносимый на основу. Его задача:
- обеспечить прочную связь основы и красочного слоя
- создать желаемый цветовой фон и фактуру.
Проклейка под грунт – слой, наносимый на основу. Ее задача:
- изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски. На непроклеенной основе, масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
- если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4.
При проклейке холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют 5% раствор клея, который имеет консистенцию холодца. При такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.
Проклейка в сети Передвижник.
ВИДЫ ГРУНТОВ
1. Клеевой грунт
Предназначен для живописи маслом
Состав: смесь желатинового раствора клея с мелом/ смесью мела и белил (1:1). Клей: столярный – более хрупкий, рыбий – плотный и эластичный. Для предотвращения растрескивания грунта вводят пластификатор.
Основы, на которые наносится клеевой грунт: все основы
Преимущества клеевого грунта:
- Готов к работе через два-три дня
- Масляные краски хорошо связываются с ним, быстро просыхают и не растрескиваются.
- Если неправильно соблюдены пропорции, то грунт может стать слишком рыхлый или «тянущий». Грунт капризен и непредсказуем.
Примечание: под клеевой грунт наносят только студенистый, остуженный клей в качестве проклейки
Клеевой грунт в сети Передвижник.
2. Эмульсионный грунт
Предназначен для живописи маслом, водорастворимыми красками (т.к. он нерастворим в воде) и в разной технике: «а-ля прима» - письмо по-сырому, многослойная живопись, лессировочная живопись
Состав: "пигмент + эмульсия". Эмульсия (эмульсионное связующее) готовится из двух несмешивающихся ЖИДКОСТЕЙ: раствора клея (например, желатин или казеин) и льняного масла.
По своим свойствам занимает промежуточное положение между клеевым грунтом и масляным.
Основы, на которые наносится эмульсионный грунт: все основы
Преимущества эмульсионного грунта:
- Готов к употреблению через 2-3 дня (но желательна его выдержка до 2мес.)
- Слой эмульсии «обволакивает» зерна холста, не забивая их структуру
- «Среднетянущий» грунт. Менее пористый, чем клеевой. Поэтому масляные краски на таком грунте меньше теряют свою тональность
- Плохо приготовленная эмульсия приводит к появлению на грунте желтых масляных пятен или пожуханию живописного полотна.
- Он нестабилен (т.е. через достаточно короткий срок после приготовления грунт начинает распадаться на компоненты), поэтому его не продают для самостоятельного нанесения. Производители сами грунтуют эмульсионным грунтом холсты.
3. Масляный грунт
Предназначен для живописи маслом.
Состав: цинковые белила, немного разведенные маслом. Не все виды цинковых белил применимы для масляных грунтов.
Основы, на которые наносится масляный грунт: все основы
Преимущества:
- Масляный грунт почти не впитывает масло из красок и поэтому не изменяет их тона
- Требуется длительная, не меньше одного года, просушка. Но пересушивать нельзя, т.к. передержанный масляный грунт плохо сцепляется с красочным слоем.
- Низкопористый. Поэтому, из-за плохой сцепляемости красочного слоя и грунта, на масляном грунте невозможна рельефная, пастозная живопись.
- По данным реставраторов, от масляных грунтов живопись может отслаиваться, так как не достаточно связывается с грунтом из-за его малой пористости.
Рекомендован для художников, которые любят красочный слой с блеском, живопись глубокого цветового тона и письмо с лессировками.
Примечание: под масляный грунт наносят слабый горячий раствор желатина (1:200) в качестве проклейки. Лучше использовать именно клеевую проклейку, а не акриловую, т.к клеевая – тянущая, поэтому сцепление с масляным грунтом будет лучше. Также клеевая проклейка дает нужное натяжение холста.
4. Акриловый грунт
Предназначен для живописи масляными красками, акрилом, темперой
Состав: "пигмент + дисперсия". Дисперсия: мельчайшие прозрачные частицы смолы (акрил или ПолиВинилАцетат (ПВА)) плавают во взвешенном состоянии в воде.
Основы, на которые наносится акриловый грунт: любая основа. С осторожностью использовать для холста. Мягкие акриловые грунтовки на ткани придают всей структуре чрезмерную гибкость, что недопустимо для масляной пленки. Они более применимы для масляной живописи на более жестких (типа парусины) полиэстровых тканях.
Проклейка: необходима первая проклейка (Желатин, ПВА) перед нанесением на поверхность холста; обработка для дерева и картона необязательна.
Достоинства: Быстросохнущий, Укрывистый, Эластичный
- небольшая история применения (около 50 лет). Непонятно, как акриловый грунт проявит себя через столетия
- акриловая проклейка не дает сильного натяжения холсту. Поэтому всегда существует риск: если продавишь холст во время работы, то восстановить его натяжение без колков будет сложно.
Тип грунта: среднетянущий.
При добавлении в акриловый или клеевой грунт мела или гипса получается грунтовка Gesso. Она отличается сильной абсорбцией краски (сильно вытягивает связующее из красочного слоя). Если необходимо создать грунтовку очень гладкой фактуры, с мелом смешивается Каолин (белая глина).
4. Левкасный грунт Gesso
Предназначен для живописи масляноказеиновой и яичной темперой.
Состав: раствор клея + гипс/мел. Грунт левкасный отличается прочностью из-за гипса. Каждый высохший слой обязательно смачивают водой для предотвращения растрескивания. Каждый слой обязательно шлифуется наждачкой.
Основы, на которые наносится левкасный грунт: все основы, кроме холста - толстая фанера, древесноволокнистые плиты (ДВП), оргалит, доска
Покрывной финальный слой – 5% раствор клея.
Проклейка под левкасный грунт – 5% раствор желатина/ рыбий клей/ столярный клей. После высыхания наклеивается поволока (например, марля); перед использованием поволоку опускают в клеевой раствор, отжимают и наклеивают.
Совет: при работе с масляно-казеиновой темперой для разжижения красок следует применять нежирное молоко, а не воду, т.к. оно содержит казеин, что способствует хорошему закреплению красок на левкасном грунте.
Тип грунта: сильнотянущий.
5. Акриловый грунт Gesso
Предназначен для живописи маслом, акрилом, темперой, гуашью.
Состав: акриловая дисперсия + гипс/мел.
Основы: все основы. С осторожностью использовать для холста.
Проклейка под грунт– для холста: желатин или ПВА. Для других основ проклейка необязательна.
Тип грунта: сильнотянущий.
Грунт GESSO в сети Передвижник.
ТИПЫ ГРУНТОВ
Чем меньше связующего в грунте, тем он более «тянущий».
«Тянущие» грунты (клеевые и эмульсионные/акриловые на основе мела) – сильно забирают масло из красок, тем самым предают красочному слою матовый оттенок. Перед началом работы на таких грунтах их надо протереть промасленным тампоном.
«Среднетянущие» грунты (эмульсионные/акриловые на основе белил) перед работой проклеиваются слабым раствором желатина (1:100)
«Слаботянущие» грунты (масляные) – практически не забирают масло из красок, но сцепление масляных красок с грунтом слабое, краски осыпаются
ПРИГОТОВИТЬ ГРУНТ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Можно приготовить грунт самостоятельно:
1. Связующее для клеевого грунта:
- Клей: Желатин. Из него получаем 5% раствор клея (25 гр. на 500 мл воды)
- Пластификатор: Глицерин. Расход 5-10 мл на 25 гр. сухого желатина
Связующее для масляного грунта:
- Масло льняное
- Масло маковое
- Масло ореховое
- Связующее для масляных красок
2. Пигменты для грунта
- Мел - фасовка по 100/500/1000 гр. (но не строительный) - цинковые белила по 100/200/500/1000 гр. - титановые белила по 100/200/500/1000 гр.
ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
- А можно ли использовать в качестве грунтовки обычную краску?
Грунт - это обязательно разбавленное водой связующее + много пигмента. Если использовать неразбавленное связующее, т.е. краску, то получится клеенчатое покрытие, к которому будет плохо прилипать живопись. Разбавленное связующее, при высыхании воды, оставляет в грунте тончайшие капилляры-поры. В эти поры частично всасывается связующее из красок и создает прочное соединение слоя живописи с грунтом.
- Сколько слоев грунтовки надо наносить?
Количество нанесенных слоев грунтовки — вопрос личностных предпочтений; однако она должна создавать гладкое, ровное покрытие. Как правило, художники наносят от трех до семи слоев грунтовки. Степень ее абсорбции, как и напряжение, создаваемое связующим, увеличивается в зависимости от толщины слоя. Специалисты советуют наносить верхние слои грунтовки менее толстыми, чем нижние, чтобы избежать возникновения худших эффектов, свойственных натяжению в пленке. Для того чтобы свести к минимуму риск деформации доски, грунт следует наносить на обе стороны доски, а также на ее края (при этом задняя часть доски не требует такого же внимания, как лицевая).
- Каким инструментом лучше всего наносить грунт?
Наносить грунт надо флейцем или мастихином со скругленным концом. Ни в коем случае нельзя проводить кистью несколько раз, по одному и тому же месту, иначе грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия. При нанесении различных слоев необходимо следить за тем, чтобы не забивалась фактура холста. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким грунтом, чем один - два толстым, густым.
- Можно ли по масляному грунту писать акрилом и наоборот?
1. Акрилом по маслу: масляный грунт должен обязательно хорошо просохнуть (не менее одного года). Далее надо очистить поверхность тампоном с чистым пиненом или уйт-спиритом (№2) и дать хорошо просохнуть. Если жидкий акрил скатывается в капельки на масляной поверхности, то разбавить акрил водой с добавкой бычьей желчи (соотношение воды и желчи методом пробы), пока краска не перестанет скатываться в капельки и начнет ложиться ровным мазком.
2. Маслом по акриловому грунту. Акриловый грунт должен хорошо просохнуть. Далее никаких проблем не возникает.
- Какой грунт идеален для масла?
Эмульсионные и акриловые грунты универсальны и подходят для любой техники. Для работы на холсте лучше использовать эмульсионный грунт.
Масляный грунт, после нанесения на холст, рекомендуется выдерживать до полугода, для полимеризации в нём масла. Если это не делается производителем, то, в дальнейшем, возможно ослабление соединения живописного слоя с грунтом. Как следствие, при механических повреждениях, живописный слой отслаивается от холста.
Ещё раз о грунтовках, работе пастелью, приёмах в разных изобразительныхь техниках и процессе
В результатах прошедшего "Рисовального флешмоба" я уже показывала рисунок шишки протеи. Теперь все, кому интересно, как именно она создавалась, могут посмотреть видео процесса на моём канале на Ютюбе. Не говорю:"Подписывайтесь!" Смотрите сами, как вам удобно - смотреть здесь (а я буду изредка дублировать фильмы в постах) или там.
Меня уже несколько раз спросили, зачем я грунтую бумагу. Вообще в смешанной технике можно совершенно спокойно работать на цветном картоне (как я это делала в студенчестве - примеры в книге "Профессия - иллюстратор"). В графических работах я использую приём из масляной живописи, который называют сквозным письмом.
Что это такое? Это когда сначала создаётся имприматура (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, затем подмалёвок (как правило одним цветом с бликами и свето-тенью) - первый живописный слой, сделанный по грунту. В масле этому слою дают хорошенько просохнуть, а потом уже поверх первого тонкого живописного слоя придают всей работе необходимый цвет полупрозрачными цветными лессировками. Однако и цвет имприматуры, и цвет подмалёвка всё равно струится через слои и задаёт общий тон всей работе. Хотите, чтобы работа светилась золотыми оттенками жёлтого - используйте жёлтую имприматуру. Хотите роковых цветов красного и лилового - грунтуйте соответственно.
Так как у меня всё-таки не масло, а графическая работа, то подмалёвок у меня цветной акварельный (цветом самих предметов). Но имприматура - цвет фона - всё равно просвечивает через лессировки акварелью и карандашами. Сквозит через них, так сказать.
Если вы обратили внимание, в моих работах преобладают 2 основных цвета имприматуры - голубой и бежевый. Как я уже сказала выше, цвет фона объединяет всю работу по тональности. Но почему именно эти два? Я их подобрала для себя опытным путём. Если я работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Вы должны решить для себя сами, какой цвет фона подходит именно вам. Здесь нет строгих правил. Вы должны просто понимать, чего именно добиваетесь своей работой - какого эффекта. Например, если я еду на пленэр, то сразу соображаю, какие цвета имприматуры мне могут подойти. Поэтому беру с собой на всякий случай грунтованные листы самых разных оттенков, но в основном синего и жёлто-оранжевого. Для рисунков ночью стараюсь использовать и более тёмный фон. Но это мне так удобно. Если вам удобно работать на белом, контрастном фоне - никто не может вам этого запретить.
Пометка на полях. Если вы работаете только сухой пастелью, у различных производителей есть уже готовая цветная бумага с шершавой поверхностью. В студенчестве мне очень нравилась кэнсоновская серая бумага Энгр (Ingres pastel paper Сanson). В основном потому, что она была достаточно качественная и доступная по цене, но плотность у неё всего 100g/m2. Это чуть толще принтерного листа (80-90g/m2). Сейчас я пользуюсь их же цветной бумагой для пастели Canson Mi-Teintes. У неё плотность повыше - 160g/m2 и она есть разных цветов. Я беру для себя их бумагу бежевых и серых оттенков.
Кстати, я очень часто, порою неосознанно, притаскиваю в работу в смешанной технике приёмы из других областей. Например, когда я заливаю фон белой гуашью, а потом добавляю в него какие-то оттенки, я, как в масле, растушёвываю ещё свежие гуашевые мазки сухой плоской кистью. Получаются очень равномерные растяжки цвета. Так же в смешанной технике я использую гелевые ручки (белую и цветные). Но только там, где нужно очень лаконично поставить самый яркий или самый тёмный штрих. Гелевые ручки прекрасно ложатся поверх многослойного добра на бумаге.
У меня уже несколько раз спрашивали, можно ли использовать русскую грунтовку гессо под названием "Сонет". Увы, я не знаю, потому что никогда не пользовалась ею. Но по отзывам тех, кто пробовал, мне стало понятно, что она какая-то скользкая. А значит это скорее всего самая обычная водоэмульсионная грунтовка. Для пастели, которую я использую в своей смешанной технике, нужна поверхность как мелкая наждачная бумага, чтобы пигменты ложились ровно и не осыпались с поверхности бумаги. Если вы углубитесь в технику работы пастелью, то без труда встретите уроки о рисовании на наждачной бумаге.
Как правило, речь о наждачке на бумажной основе с мелкой зернистостью (около P600), которая часто продается листами 230х280мм. Грунтовка гессо (итал. gesso — мел) создаёт как раз шершавую, но ещё более нежную поверхность, чем мелкозернистая наждачная бумага. Повторюсь, по гессо можно работать любыми материалами, включая акварель, гуашь, темперу и пр. Только не ожидайте, что грунтованные гессо-листы - это альтернатива акварельной бумаге. Помните, что это мел. Он принимает акварель, но ведёт себя совершенно иначе, чем хорошая, качественная акварельная бумага. Там и другая впитываемость, и другая растекаемость, и совершенно другой конечный результат. О различных типах грунтовки, которыми я пользуюсь для своих работ и в блокнотах, можно прочесть здесь: О грунтовках в блокноте. Кстати, по тегу materilas в моём журнале можно найти подробные статьи об используемых мною материалах. В работе, которую можно увидеть в видео выше, я использовала плотную бумагу для акрила (300g/m2) марки Hahnemühle, которую отгрунтовала тёмно-бежевой смесью гессо и ореховой туши.
Если у вас после просмотра возникли какие-то вопросы - вы можете их написать здесь же в комментариях к посту. Я, по мере возможности, отвечу на все. Нескучной вам недели!
Грунтовка под пастель своими руками
Чужой компьютер
Просмотр темы 1
Грунтуем основу под пастель.
Грунтуем основу под пастель
Есть разные средства для грунтовки под пастель. Для данной цели часто применяют пищевой желатин, клейстер и даже крахмал.
Способ, который используют довольно часто: приготовленной смесью из клея покрывается основа для рисования. После этого, для того, чтоб сделать поверхность фактурной и шероховатой, не высохший до конца слой клей штампируют крупнозернистым холстом. Также, можно после высыхания грунта обрабатывать его наждачной бумагой.
Еще одним популярным способом является смесь из раствора пемзы и кварцевого песка с древесными опилками. Полученный раствор перемешивают и наносят на основу. После того, как поверхность высохнет, ее обрабатываю пемзой.
Также, подготовить поверхность для работы можно при помощи клеевого раствора. Он наносится на рабочую основу из бумаги, картона или же фанеры. Пока еще клей остается сырым, на поверхность сыплют опилки или же порошки, сделанным их пемзы. Этот слой порошка должен остаться на всей поверхности, а не на отдельных ее частях. Для того, чтобы добиться правильного результата порошок лучше выдавливать легким движением руки или же фотоваликом. После высыхания грунта, порошок, который не закрепился, убирают с помощи кисти.
Тонированную основу с хорошей фактурой и стойким цветом получают при помощи использования натуральных покрашенных порошков. Кроме того, можно покрыть гуашью или темперной краской. Многие живописцы обрабатывают свою основу наждачной бумагой, таким образом получая мягкую основу, на которой хорошо держится пастель.
Перечисленные способы грунтовки дают разный результат, поэтому художники вправе сами выбирать подходящий грунт для их основы под пастель.
Грунтовка под пастель своими руками
Чужой компьютер
Просмотр темы 956
Есть еще у Шминке грунт под пастель, мне не понравился совершенно. Выраженной структуры мазков им добиться не удалось :(. Надо добавлять в него крошку, наверно. Но лежат еще баночки колорфикса, буду пробовать. Еще видела подмалевок делают сразу цветными грунтами колорфикс- 3-4 цвета. Как по мне, неоправданно дорого, если того же эффекта можно добиться более простыми и бюджетными способами
Нравится Показать список оценивших
Подскажите, а пастель на этот грунт ложится лучше, в смысле сцепления с бумагой? Вы пробовали грунт для пастели или праймериз шминке?
Нравится Показать список оценивших
Делаем пастельную бумагу дома
Пастель, хоть сухая, хоть масляная, - штука капризная и весьма требовательная к основе. На чем же рисовать?
Для сухой пастели выпускаются специальные виды пастельной бумаги, это может быть более традиционная цветная бумага с фактурой (сотами или холстом), а может быть специальная абразивная бумага, наподобие наждачной бумаги, только на картонной основе и тоже разных цветов. Рисовать на ней - действительно сплошное удовольствие. Однако, цены на такую бумагу меня, например, приводят в некоторое замешательство. К счастью, выход есть! Можно загрунтовать обычную бумагу самостоятельно.
Масляной пастелью, как утверждают производители, можно рисовать вообще на чем угодно, хоть на фанере, хоть на наждачке. Но масло в составе масляной пастели действительно есть, и оно влияет на бумагу, делая ее со временем более тонкой и хрупкой. Ну, это лет через 40, но вдруг вы создаёте шедевры, которые должны пережить вас и ваших детей? Поэтому для масляной пастели бумагу тоже лучше грунтовать.
Итак, грунт. Конечно, грунты продаются готовые и так и называются - грунт для пастели.
Масляная пастель на загрунтованной бумаге. Цвет бумаги серый теплый Масляная пастель на загрунтованной бумаге. Цвет бумаги серый теплыйЕсть ещё способ соединить грунт сразу с цветным фоном, имприматурой, для вашей работы. Самые ходовые цвета пастельной бумаги - все оттенки серого, разные песочные тона. Вся прелесть домашнего грунта в том, что вы можете сотворить свой собственный индивидуальный вариант основы, в котором уже будет ваша рука.
Я недавно опробовала и пока остановилась вот на таком варианте: клей канцелярский (ПВА), акварель цветная, темпера белая и немного грунта для пастели. Все это я выдавливаю сразу на бумагу, слегка поливаю водой (кистью) и размазываю до однородной массы.
Сухая пастель на загрунтованной бумаге. Цвет бумаги - серый. Сухая пастель на загрунтованной бумаге. Цвет бумаги - серый.Есть ещё акриловая рельефная паста, с клеем я пока не не смешивала, но сама по себе она тоже хороша.
В итоге после высыхания получается довольно жесткая поверхность (можно варьировать соотношение ингредиентов), похожая на наждачку. В ней уже можно сделать рельеф или цвет. или и то и другое. А может и вовсе подмалёвок. Словом, рекомендую.
Грунты для масляной пастели.
Рисовать масляной пастелью, в принципе, можно на чём угодно - материал был так задуман. Пабло Пикассо формулировал свои пожелания к ней для производителя буквально: нужен материал, который без подготовки рисовал бы по любой поверхности бумаге, стеклу, холсту, керамике.
Тогда зачем вообще готовить бумагу?
Масляная пастель сама по себе - невероятно гибкая, адаптивная, индивидуальная техника: она у каждого своя, разная. Грунты могут разнообразить её возможности до безграничных.
Поверьте, стоит попробовать. Уверена – после бумаги, подготовленной собственными руками, вы уже, возможно, не вернётесь к готовой – просто скучно и неинтересно станет на ней работать.
Давайте для начала определимся - что такое грунт, имприматура, и для чего они нужны.
Грунт – это подготовительное покрытие, которое мы наносим на основу (бумагу, картон, холст, оргалит) с целью изменить её свойства: фактуру, текстуру, плотность, впитываемость.
Имприматура – цветная, иногда прозрачная подкладка, которая создаёт фон для будущего рисунка, подготавливая его тональность к работе. Она не изменяет физические качества поверхности (фактуру, текстуру, сцепляемость) , меняет только её цвет-тон.
Понятия эти - из масляной живописи, с которой масляная пастель очень похожа пластически. В классической масляной живописи грунт и имприматура технологически поэтапно следуют друг за другом. Подготавливая поверхность для масляной пастели, их вполне можно совместить в одном слое - или обойтись чем-то одним.
Купить или намешать? Готовые и авторские грунты
Грунты бывают разные. Они отличаются по фактуре, прозрачности, цвету, конечно. Есть специальные профессиональные художественные грунты, продающиеся в художественных салонах
Во-первых – специальные грунты для сухой пастели, они отлично подходят. Прозрачные праймеры разной текстуры и зернистости – не меняют цвет бумаги, добавляют ей фактуры и зернистости.
Есть акриловый грунт для живописи. Немного слишком гладкий, "скользкий", но для определённых целей вполне может подойти.
В качестве имприматуры самый простой и очевидный вариант - водорастворимые краски: акрил, гуашь, даже акварель
Но сейчас речь не о них, о них написано достаточно - поговорим об авторских , самодельных грунтах.
Давайте для начала расскажу, а для чего я вообще так заморачиваюсь-то, и почему стоит обязательно попробовать грунтовать самому.
Вот как минимум 20 причин сделать это (хотя, подозреваю, что в итоге их окажется больше)):
Масляная пастель – она действительно сделана на масле. И масло из неё, особенно если у вас достаточно мягкий, «жирный» сорт, может впитываться в основу (бумагу, картон), проходя на обратную сторону жирными пятнами. Особенно при нагреве: на солнце, или после обработки феном. Ещё один фактор риска – работа масляной пастелью с размывкой разбавителями (пиненом, уайт-спиритом, особенно маслом) – они особенно быстро впитываются в бумагу.
Проблема это не только эстетическая. Любой живописец знает - масло злейший враг бумаги, делает её хрупкой и постепенно разрушает. Поэтому бумагу и для масляных красок, и для жирной пастели нужно проклеивать или грунтовать, чтобы защитить, изолировать их от масла.
И масляной, и сухой пастелью принято рисовать на специальной бумаге - цветной и текстурной.
Я сама ей практически никогда больше не пользуюсь, мне не нравится довольно «плоский», без вибраций, цвет, и слишком глубокий рельеф, и однородная, равномерная текстура.
При работе пастелью, особенно масляной, на фактурной бумаге, в рисунке проступают непрокрасы, такие «дырочки» - неприятная рябь, дробящая изображение, нарушающие целостность цветового пятна. Рисунок получается равномерно рыхлым, неопрятным. Кстати, именно это чаще всего отвращает отмасляной пастели начинающих - сложность контролировать поверхность. Чтобы их преодолеть, приходится работать с усиленным нажимом, «съедающим» мелок, или – пытаться растереть.
Моё решение – создавать фактуру самой. Эти "дырочки" всё равно появятся, поэтому пусть они будут живописными, эстетичными, случайными.
Грунты для масляной пастели. Часть 2
На чём это мы в прошлый раз ( часть 1 здесь ) остановились?
Продолжаем обсуждать, в чём преимущество авторских грунтов для масляной пастели, и зачем вообще так заморачиваться - пачкать себя и бумагу, мазать, сушить.
Фото в тексте - с прошлого моего мастер-класса по масляной пастели на авторских грунтах в Простой Школе , новый - уже 5 января, всё о нём подробно - на страничке мероприятия .
13. Контроль над процессом с самого начала
Вы с самого начала работы задаёте основе все нужные именно вам параметры - в принципе, по отдельности я об этом уже говорила, но формулирую и так тоже).
14. Общий тон
Наверно, с этого стоило начинать. Общий тон - это тот оттенок, который присутствует, просвечивает по всей поверхности листа, “сшивая” её в единое целое, придаёт работе монолитность и пластическую ясность. Простой технический приём, который отлично гармонизирует и колорит, и тональность работы.Особенно это хорошо работает, если у вас ясный цветовой замысел.
Общий тон может быть цветовым, или светлотным. В любом случае цветная основа здесь очень кстати.
Проще говоря: если вы хотите, чтобы работа , например, имела явное тёплое “свечение”, или оставляла ощущение пронзительной синевы, или выглядела сумрачно, без лишних бликов - цветной грунт вам в помощь.
15. Позволяет сыграть на симультанном контрасте - использовать (обыграть)простые цвета и дешёвые наборы
Одна из сложностей масляной пастели - не всегда в доступе есть полная палитра. Если вы купили готовый набор, вам будет критически не хватать сложных смешанных оттенков.
Цветной грунт всегда сможет помочь - за счёт того самого симультанного эффекта (контраста).
Вкратце - речь о том, что цвета меняют и искажают друг друга, придают другое качество и звучание. То есть - один и тот же мелок иллюзорно будет совершенно разным на разном фоне. Поподробнее - горячо рекомендую почитать у Иттена в “Искусстве цвета”, или сама расскажу, но потом как-нибудь, долгий разговор.
Кроме того, фон будет просвечивать, и добавлять дополнительно оттенков.
В общем - сложный по цвету фон настоящее спасение, он может разнообразить и качественно улучшить даже самую узкую палитру. С ним можно работать, имея на руках любой набор, какой есть в доступности.
16. Разнообразит модуль
Масляная пастель - крайне противоречивая техника: этим и интересна.
С одной стороны - безусловно живопись: по разнообразным пластическим возможностям, плотности и светоносности красочного слоя, колористической сложности.
Но по форме материала - почти графика. Мелок он и есть мелок - просто палочка. И это практически единственный пункт, по которому она пасует перед масляной живописью. Тонкий конец палочки умеет несравнимо меньше, чем целая армия разнообразных кистей. В общем - это то же самое, что писать маслом работы разного стиля и формата всего одной, совсем небольшой и очень жёсткой кисточкой. Не только скучно, но и есть вероятность сделать работу вялой и однообразной за счёт одинакового “модуля” (однообразного размера мазка-штриха).
Трудно играть плоскостями и заливками, проявить темперамент, махнуть лихо и от души…В принципе, половина техник и лайфхаков и хитростей для масляной пастели направлена именно на преодоление этой её “узости”: всё для того, чтобы размазать расплавить, разбавить или растереть непокорные мелки, сделать широкую линию или превратить её в пятно.
Здесь снова выручают смешанные техники - или сложный авторский грунт. Разнообразие модуля здесь создают разные материалы.
В нашем случае в работе используется не только модуль мелка, но и кисти (в подкладке), поэтому разнообразия добиться в разы легче и без лайфхаков с феном и скипидаром (хотя против них я тоже ничего не имею!)
Отсюда - ещё одно важное преимущество:
17. Задаёт движение и масштаб, не даёт мельчить
Логичное продолжение прошлого пункта.
Однообразный модуль как правило выглядит беспомощно, если не сказать дилетантски - упрощает, уплощает.
Но дело не только в этом. Есть кроме того риск начать мельчить, дробить, вырисовывать ненужные подробности, теряя чувство целого и разрушая большую форму. Особенно если учесть, что масляной пастелью чаще рисуют сидя за листом бумаги, а не расхаживая взад-вперёд , то есть уже сложнее работать цельно, не впасть в "вышивание крестиком".
Другая причина излишней дробности и мелкотравчатости здесь порой - просто физическая, механическая. Кистью мы работаем движением от локтя, или даже - от плеча, а мелками пастели - скорее пальцами, максимум кистью руки. Разный размах, разный темперамент в работе.
Широко написанный грунт, с его следами широкой кисти, уже задаёт динамичную широкую стилистику - поверх широких мазков и богатых заливок уже не получается рисовать мелко и дробно и вяло, сама основа предлагает динамичную живописную кинетику. Начатую с драйвом работу невольно продолжаешь так же.
18. Импровизация
В загрунтованной поверхности уже заложены какие-то пластические ходы - следы от кисти непредумышленно складываются в ритмы, линии, пятна, фактуры. Иногда такая подготовка может сама подсказать дальнейше движение работы - это учит доверять материалу, следовать развитию работы, чутко улавливать и развивать его возможности. Это не только увлекательно, но и иногда приводит к совершенно неожиданным результатам. А ещё - учит лёгкости, импровизации, спонтанности. Гибкости, чуткости и доверию к материалу.
19. Законченность
Когда считать работу законченной - непростой, интересный, и очень индивидуальный вопрос!
Словарь художественых терминов трактует законченность, как стадию в работе над произведением, когда достигнута наибольшая полнота воплощения творческого замысла или — в более узком смысле — когда выполнена определенная изобразительная задача
Всё так, но этому иногда элементарно мешают пустые незакрашенные края (если это не входило в тот самый "творческий замысел").
Живописно накрашенная подкладка делает работу в какой-то мере законченной с самого начала. Поэтому только вам виднее, когда остановиться. Это, кстати, экономит время на этюдах - когда правильно подготовленный и сознательно выбранный тон и тестура грунта без труда решают уже в начале работы половину задач - цветовых, тональных, ритмических, фактурных, образных.
Следующие преимущества относятся скорее не к рисунку, а к внутренним настройкам.
20. Подталкивает к работе
Подготовка поверхности - это часть работы, причём не механическая, а творческая и очень увлекательная. Вернее - одновременно и физическая и творческая. И, бывает, настроения нет, и не знаешь, за что хвататься, попав в мастерскую после большого перерыва или просто не в ресурсе.
А если вдруг муза не прилетела - по крайней мере, останется стопка готовых для работы листов. Но чаще всего прилетает))
А ещё - это совершенно особое удовольствие!
В самом процессе есть что-то от средневековых и ренессансных мастерских, где работа художника над произведением начиналась с самого начала - подготовки материалов. Краски сами тереть не будем, но основу подготовить стоит.
В следующий раз расскажу, наконец, как я это делаю.
А пока 5 января мы в Простой Школе займёмся не менее увлекательной темой: начнём знакомство со смешанными техниками с мастер-класса "Масляная пастель + карандаш"
Читайте также: