Грунтовка для картона своими руками
Грунт для картона своими руками
Когда я начала писать маслом, мне понравилась мысль, что сегодня можно купить уже готовый холст на картоне, но к сожалению выяснилось, что это не бюджетно, и больших форматов нет. И тогда решила вспомнить уроки технологии из училища и найти выход из ситуации самостоятельно.
Стоит учитывать, что процесс создания грунтованной бумаги с текстурой холста не сложный, но длительный по времени. У меня процесс длился неделю. В случае использования картона и холста это время будет еще дольше, и по-этому лучше запастись размерами побольше.
У меня нашлись: планшет размером 60*80 см, лист толстого ватмана (можно заменить листом тонкого картона), скатерть из нетканого полотна с фактурой холста купленная в магазине «все по 50р» (можно заменить на тонкий холст или тонкую ткань с классическим плетением), клей ПВА, широкая кисть и коробка крепких кнопок.
Процесс начался с натяжки бумаги на планшет, это позволит сохранить плоскую форму основы в результате наших манипуляций. Для этого я намочила лист в ванной ( бумагу не нужно сильно размачивать, а вот картон стоит подержать минуты три в воде ) Потом я положила мокрый лист на пол, и начала загибать края листа и крепить их кнопками от середины сторон планшета. Так же отрезала ножницами края бумаги которые выпирали за борта планшета.
Потом перевернула планшет и продолжила крепить кнопками края листа от середины слегка натягивая их на борта планшета. Решила использовать кнопки, т.к. они не портят планшет, в отличие от клея, и не меняют положения (клей от размачивания может «поехать»). Кнопки лучше брать крепкие, но с плоскими шляпками.
Таким образом, расправляя намокший лист, закрепила края кнопками на расстоянии 3-4 см друг от друга. Уже в процессе натяжки лист начнет «коробиться» от воды, но это не страшно, в процессе высыхания он выровняется. Главное – сушить планшет на ровной плоской поверхности лежа, а не стоя на боку у стены, или лежа на неустойчивой маленькой табуретке, при этом есть риск, что у планшета под тягой высыхающей бумаги загнётся один из углов. Так же стоит избегать сквозняков и работающих обогревателей в комнате, где сохнет планшет, если бумага высохнет неравномерно, на ней останутся вмятины и вздутые уголки.
Сама основа (бумага) сохнет быстро, буквально за несколько часов.
Дальше я нанесла слой клея, чтобы приклеить ткань. Клей можно слегка развести водой, чтобы он не слишком быстро сох.
Потом отрезала кусок ткани по размеру планшета и положила ее сверху. Ткань лучше тоже намочить, чтобы она немного растягивалась.
Во время высыхания бумага снова может «пойти волнами», которые расправятся после полного высыхания.
Вода растворяет клей под тканью и ее становиться возможно двигать по бумаге, снова тщательно разглаживая все неровности. При этом лучше двигать руками от центра листа к его краям, излишки воды и клея я убирала губкой для мытья посуды.
Потом снова дождаться полного высыхания планшета. Если после высыхания опять есть небольшие неровности, исправляем их снова, таким же образом, с помощью разведенного водой клея и разглаживания руками.
Если ткань ровная, то можно наносить грунт.
Грунт – это слой густого клея, задача которого предотвратить проникновение масла из краски в бумагу и ткань, и тем самым сохранить яркость масляной живописи. Его стоит наносить тщательно и равномерно. Для того, чтобы перестраховаться, я нанесла это дважды, дождавшись когда предыдущий полностью высохнет.
Последние слои сохнут долго, т.к. влага из пропитанной клеем ткани и бумаги уходит медленно. У меня последний слой грунта сох три дня.
Таким образом из одного листа 60*80 получилось 2 листа 30*40, 2 листа 30*20 и 4 листа 15*20.
Я срезала готовый лист с планшета с помощью острого кухонного ножа, канцелярские ножи не предназначены для резки ткани и ломаются.
Так же нужно сказать, что хранить такую бумагу или картон следует под прессом, т.к. ткань пропитанная водорастворимым клеем впитывает влагу из воздуха и при высыхании меняет форму бумаги или картона. Я храню грунтованную бумагу под грузом книг, и старой дверью от тумбочки)
Принято считать, что холст на картоне пригоден для живописи малых размеров, но это не так. Живопись на такой основе требует оформления в раму, а рамы сегодня бывают разного размера, например у завода Светосила есть все размеры до 1 метра. Важно, чтобы при этом у рамы был твердый задник из толстого картона или ДВП.
Грунт для картона своими руками
ГРУНТЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ
Грунт, закрывая поры холста, образованные пересечением нитей утка и основы, делает его поверхность однородной и придает ей требуемый цвет.
Грунт предохраняет холст от проникновения в него красок, связующего и разбавителей. Он придает поверхности холста высокие адгезионные свойства (способность удерживать краски).
По своим качествам грунт должен быть мягким и эластичным. Он не должен растрескиваться при свертывании холста в рулон. Поверхность нанесенного грунта должна быть слегка шероховатой, матовой. После покрытия грунтом холст не должен терять своей выраженной фактуры.
При хранении холста грунт не должен темнеть или желтеть (пожелтение грунта вызывается хранением его в темноте).
На обратной стороне грунтованного холста не должно быть следов проникновения клея или грунта.
ЭМУЛЬСИОННЫЙ ГРУНТ ДЛЯ КАРТОНА
Предварительно картон проклеивается с двух сторон техниче¬ским желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4 — 5-процентным раствором тепло го клея. Перед нанесением клея картон закрепляют говоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ров¬ным слоем (без следов флейца или щетки). Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.
Состав эмульсионного грунта (м. ч.):
лей желатиновый — 1
Масло льняное — 2
Белила сухие или мел — 5
Фенол (антисептик) — 0,02
Вода — 20
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭМУЛЬСИОННОГО ГРУНТА ДЛЯ КАРТОНА
Предварительно в небольшом количестве воды замачиваются цин¬ковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии.
Заранее приготовленный клей растворяют в общем количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмуль¬сию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно разме¬шивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.
Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать, «тянуть» масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего —масла делает живопись матовой.
Эмульсионный грунт наносится на картон в 2—3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя.
Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта.
Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или_ № 2.
При работе гуашью и темперой грунт задубливается 10-процентным раствором формалина. Но для живописи водорастворимыми красками могут быть изготовлены специальные грунты.
На клеевых грунтах живопись целесообразно вести пастозно, не применяя разбавителя типа «пинен». При легких прописках и протирках будет заметен эффект некоторого «обезмасливания» краски по мере высыхания красочного слоя. Некоторые художники, предпочитающие получить матовую живописную поверхность картины, делают клеевые грунты. И наоборот, чтобы клеевому грунту придать положительное свойство масляного (сохранение интенсивности красок, заметный блеск), для этого по клеевому грунту наносится слой масляных белил, превращая как бы клеевой грунт в полумасляный. По многочисленным наблюдениям, целесообразен их самый тонкий слой.
Предлагаем такой рецепт клеевого грунта: 1 вес. часть рыбьего клея, 10—17 вес. частей поды, 2,5—4 вес. части мела, столько же цинковых белил п 0.01 вес. части фенола.
Грунтовка для картона своими руками
Но с начала предисловие (дабы уточнить проблему в моем случае):
Я собирал самолет (Боинг 747)
собрал,
зашпатлевал неровности,
вышкурил их,
загрунтовал всю модель,
заматавал (1000 шкуркой по воде),
покрасил из балончика (БЕЛАЯ АКРИЛОВАЯ КРАСКА).
Ума не приложу теперь то что с ней делать (моделью)
Она у меня вышла как белая болванка боинга. краска под кисточку уже на акрил не ляжет (глянцевый). Декалями весь самолет делать - это самоубийтсво (да и откуда я найду на этот самолет декали?)
Единственный вариант - распечатать еще раз элементы самолета - те что под покараску, вырезать их на малярном скотче (иллюминаторы, буковки, значек Люфтганзы) и уже наклеивать на модель, красить баллончиками соответсвующих цветов? Потом малярку снять.
Подскажите. может есть более рацитональное решение?
Думаю на флуд не тянет (т.к. этот раздел более подходит к моей задаче). именно с грунта у меня пошло все. быть может нужно было изначально грунтовать, а потом и красить другими расходниками?.
Грунтовка для картона своими руками
Интересует типы шпаклевки и грунтовки . а так же критерии по которым она выбирается.
Но это больше по технологии.
Теперь по самим маркам.
Шпаклевка - Наилучшие результаты показывает при работе с картоном "Акриловая универсальная шпатлевка" (марка большого значения не имеет, желательно для "внутренних работ").
Грунтовка - Есть варианты как использования спец грунтовок для моделей (Тамия, Равел), так и Автогрунтовок в балонах, так и простых строительных грунтовок на основе акрила.
Грунтовка для картона своими руками
Живопись Маслом |Курсы рисунка и живописи онлайн запись закреплена
КАК ГРУНТОВАТЬ КАРТОН
Зачем заморачиваться и грунтовать картон самостоятельно? К сожалению, готовый грунтованный картон плохого качества. Поэтому Юлия Капустина сама грунтует картон и вам советует делать то же самое.
А поскольку у наших учеников часто возникает вопрос о том, как и чем грунтовать картон, ловите в помощь это видео.
Грунтовка для картона своими руками
Чужой компьютер
Просмотр темы 37
Бумага-масло
Нафиг писать на бумаге - все же отвалится
анонимный опрос
Не отвалится ⋅ ⋅ ⋅ 0000
Отвалится, раскрошится и похухнет ⋅ ⋅ ⋅ 0000
Мне плевать, я искусствовед ⋅ ⋅ ⋅ 0000
Проголосовали 75 человек
Кто пишет маслом по бумаге, картону. Как ощущения, какие форматы берете ватманы или газеты, чем грунтуете или не грунтуете, сколько думаете проживет, жирно или легонько кладете масло?
Как вообще экспериментируете с материалами? Или холст ни на что не променяете?
Чем грунтовать картон и фанеру?
При выборе материалов для подготовки поверхности к декору важно обращать внимание на тонкости и нюансы.
Все поверхности, на которые можно нанести краски и бумажный декор, можно условно разделить на две группы:
Пористые, которые великолепно удерживают материалы за счет глубокого их проникновения внутрь – дерево, холст, керамика, картон. Нюансом работы с этими поверхностями становится поглощение и перерасход краски.
Гладкие – пластик, металл, стекло. Без предварительной подготовки эти материалы не способны удерживать краску.
Сегодня мы поговорим о работе с пористыми поверхностями.
Грунт «Левкас» предназначен для устранения пористости, неровностей и мелких дефектов поверхности изделий из впитывающих материалов: дерева, картона, МДФ, ДВП, ДСП, гипсокартона, штукатурки и т.п.
При необходимости разбавляется водой до нужной вязкости.
Основное отличие грунта «Левкас» от обычного акрилового грунта для дерева в том, что он не отдаёт свою влагу из-за чего поверхность картона не деформируется.
Но при высыхании грунт становится хрупким, и его лучше не использовать при живописи на холсте.
При сворачивании холста, в отличие от обычного гибкого акрилового грунта, «Левкас» потрескается.
Зато он великолепен, если требуется выровнять поверхность, довести ее до зеркальной ровности, что особенно важно при техниках золочения сусальным золотом или поталью.
Для нанесения грунта «Левкас» используется плоская широкая кисть или шпатель, желательно наносить несколько слоёв, причём каждый последующий слой наносится после высыхания предыдущего. Полученная плотная и ровная поверхность поддаётся шлифовке. Для завершающего слоя грунт разводится водой 1:1, полученный слой просушивается и шлифуется, а для получения равномерного блеска натирается сукном.
Грунт «Левкас» после высыхания становится водостойким, поэтому после окончания работы рекомендуется тщательно промыть водой использованные инструменты, тару и случайные пятна.
Как проклеивать картон для живописи
Нам нужен 5% раствор желатина. Приблизительно, это 35г. желатина на 0,5 литра воды. Чтобы не прибегать к помощи весов, которых может не отказаться в хозяйстве, можно отмерить воду бутылкой 0.5 литров, а массу желатина пишут на упаковке (например, это 3 с половиной пакетика по 10г).
Наливаем воду в ковш. Затем понемногу высылаем туда желатин, плавно помешивая, чтобы он не слипался в комочки. Высыпав желатин, добавляем чайную ложку глицерина и снова перемешиваем. Раствор готов!
Теперь получившуюся жидкость мы нагреваем на медленном огне, изредка помешиваем, чтобы осевший желатин не пригорел ко дну. Не в коем случае не доводим желатин до кипения. Если от жидкости идёт пар и она очень горячая, значит цель достигнута. Снимаем с плиты и скорее идем проклеивать.
Раскладываем картон на поверхность, которую вам не жалко испачкать липкой штукой.
Берём кисть и обильно смачиваем весь картон с одной стороны, затем переворачиваем по одной картонке и проклеиваем с другой стороны. Готово!
Ждём примерно 8 часов, чтобы проделать это ещё раз. В идеале перевернуть сушащиеся картонки через пару часов. Перед вторым слоем снова разогреваем застывший желатин на плите. Лучше будет покрыть картон и в 3й раз, но если вы спешите, картонки вам это простят . После высыхания ещё через 8 часов проклеенный картон можно покрывать грунтом. Мы это делаем валиком в 2 тонких слоя.
Проклейка ПВА
Для этого нам понадобится:
- Клей ПВА в ведёрке или другой удобной ёмкости
- Валик
С ПВА дела обстоят гораздо быстрее. Мы берём валик, обмакиваем его в клей и мягко проходим им по картону, втирая в него клей, создавая равномерный слой. Ждём 10 минут повторяем. Двух-трёх слоёв будет достаточно. После высыхания можно либо покрыть грунтом, либо писать без него, оставив приятный цвет картона в чистом виде (но лучше покрыть, защитив от прожухания)
А теперь, поговорим о разнице, взвесив плюсы и минусы.
Сразу бросается в глаза, что ПВА проклеивать гораздо проще и быстрее. Так и есть. В скорости желатин явно уступает, но у него есть ряд других преимуществ. Желатиновый картон более плотный и не сгибается, надёжно держит форму даже оказавшись под дождем и при условиях большой влажности, в то время как ПВШные картонки могут позволить себе скручиваться. И спустя время этюды на ПВА гораздо быстрее прожухают и требуют покрытия лаком.
Оба этих способа дают хороший результат, на картоне легко и удобно работать, краска не впитывается и не скользит. Каждый способ имеет свою специфику и неуловимые отличия ощущений, стоит попробовать оба варианта и выбрать наиболее приятный для себя. Мы часто пользуемся и тем и другим. Успехов!
Как грунтовать картон
Качество грунта имеет существенное значение для живописи: прочный и эластичный, он позволяет художнику не только с удовольствием работать, но и сохраняет его произведение на долгие годы. Чтобы хорошо загрунтовать картон, важно учитывать его свойства и специфику грунта.
Статьи по теме:
- Как грунтовать картон
- Что можно использовать в качестве грунта под акрил
- Как окрасить бумагу
Вам понадобится
- - картон;
- - столярный клей;
- - масляные белила / мел;
- - наждачная бумага;
- - клей ПВА;
- - щетинный флейц / жесткая щетка.
Инструкция
Подберите для своих работ подходящий картон. Для дальнейшего грунтования важно подобрать такой способ, при котором будет учтено качество материала. Оно напрямую зависит от составляющих, из которых сделан картон. Например, тряпичный картон серого цвета обладает хорошей эластичностью и плотностью, тогда как древесный обычно бывает белого или желтоватого цвета, причем он достаточно ломок. Учтите, что под воздействием солнечного света серый картон выцветает, а белый желтеет. Поэтому при грунтовании употребляют белила и мел. Обычно художники выбирают лучшие сорта тряпичного или древесного картона толщиной примерно в 3-5 мм. Он не гниет и не трескается.
Обязательно обеспечьте соответствующее качество грунта. Грунт - это первый слой покрытия, который наносится на материал, предназначенный для живописи, и располагается непосредственно под слоем краски. Прочный и эластичный, он закрывает поры картона, придает однородную плотность и слегка шероховатую поверхность, что, в свою очередь, обеспечивает оптимальное сцепление с красочным слоем картины. Так она лучше сохранится, будет устойчива к воздействию окружающей среды.
Чтобы загрунтовать листы тонкого древесного картона, воспользуйтесь столярным клеем. Многие художники грунтуют картон самостоятельно, используя те типы грунта, которые применяют на холсте. Например, пропитайте картон вареным маслом (олифой) и дайте листу просохнуть 2-3 недели. Затем покройте в один или два слоя масляными белилами и хорошо просушите. Слегка отшлифуйте поверхность наждачной бумагой. Обработанный таким образом картон не коробится, на нем приятно работать, краски ложатся ровно и не выцветают со временем.
Попробуйте загрунтовать картон эмульсией ПВА, которую следует приготовить из клея и воды в пропорции 1:10 или 1:15. Проклейте лицевую поверхность картона один или два раза, просушите, а затем загрунтуйте. Масса для грунтования включает в себя 1 весовую часть ПВА, 2 - 4 весовых части воды, 3/4 весовой части сухих цинковых белил и 3/4 весовой части мела. Нанесите ее на картон один раз ровным слоем, пользуясь щетинным флейцем или жесткой щеткой. Грунту дайте хорошо просохнуть 1-2 дня. Затем покройте вашу картонную основу вторым слоем, для приготовления которого вам понадобится: 1 весовая часть желатина; 15—17 весовых частей воды; 0,4 весовой части ПВА; 2 весовые части сухих цинковых белил; 2 весовые части мела. А также необходимо приобрести антисептик - пентахлорфенолят натрия, который составляет в смеси 0,01 весовой части. Такую массу готовят и при грунтовке холста.
Чтобы картон не коробился, грунтуйте его с двух сторон. Оборотную сторону часто покрывают тонким слоем натурального пчелиного воска, который предварительно растворяют в скипидаре при температуре 40-50оС. Такой восковой раствор наносят флейцем. Можно грунтовать и водным раствором клея ПВА в соотношении 1:10.
Грунтовка для картин своими руками
Грунт для холста своими руками, доски и их грунтовка
Холсты, доски и их грунтовка. Клеи
СОДЕРЖАНИЕ:
Зачем качественный грунт?
Приготовление досок для живописи
Все клейкие вещества для грунта
Выбираем клеевой грунт
Старинный рецепт клея бенедиктинцев
Рецепт от старого практика
Если Вы видите цыфру около слова, смотрите в примечаниях
Зачем качественный грунт
Выбрав с большой тщательностью средства для живописи, нужно знать также, на чем писать: качество холстов, досок и т. п. имеет очень важное значение.
Каждая картина состоит из трех совершенно различных элементов.
1. Основа или материал, на котором написана картина, т. е. доска, холст, камень, бумага и т. п.
2. Грунт, которым покрыта эта основа.
3. Живопись, образующая последовательный ряд слоев краски, положенной на грунт.
Если, несмотря на это, основа разрушится, реставратор может перенести картину на новый холст или доску, для чего очень важно, чтобы грунт хорошо сохранился. Убедиться в этом не трудно, исследуя старые триптихи (складни), где все три деревянные створки написаны на одинаковых досках, из того же дерева и с одинаковым грунтом, что дает прекрасный случай для сравнения. Почти всегда средняя доска, соприкасающаяся со стеной, оказывается сгнившей от сырости; боковые же створки, к которым открыт свободный доступ воздуха, сохранились.
Сравнивая живопись, мы видим, что при хороших грунтах она сохранилась одинаково на всех панно триптиха, между тем как при дурных грунтах живопись повреждена на сгнившем дереве и уцелела на боковых створках. Одним словом, прочность картины в значительной мере зависит от качества грунта. Недостаточно, чтобы он был только крепок, как сталь или алмаз, а необходимо еще, чтобы он не трескался и не превращался со временем в порошок, вместе с которым осыпется и живопись. Грунт, при своей прочности, должен быть достаточно эластичным и упругим, что позволило бы, при высыхании живописи, поддаваться происходящему при этом сжиманию слоев краски и вместе с тем обладать достаточной стойкостью, чтобы защищать ее от слишком резких движений основы. Кроме того, грунт должен впитывать излишек масла и лаков115 из живописи и задерживать все то, что могло бы проникнуть в живопись со стороны холста, дерева и т. п. Несмотря на всю важность грунтовки, ее часто не делают; в акварели или пастели она необязательна, но даже и в масляной живописи краски наносят иногда прямо на основу. В таком случае необходимо выбирать основу, удовлетворяющую тем требованиям, какие мы предъявляем к грунту, т. е. она должна слегка сжиматься и расширяться и не содержать кислот или других материалов, вредно влияющих на краски; поверхность ее должна быть мелкозернистая и с равномерной пористостью. Если такая основа сильно впитывает краски, хорошо сперва покрыть ее поверхность небольшим количеством лака-ретуше, лака для живописи или их смесью
Употребление деревянных досок сохранилось в Италии — до Рафаэля включительно, а в Нидерландах значительно дольше — до Рубенса.
Приготовление досок для живописи
С заменой досок холстами грунтовка последних делалась та же, что и для досок, т. е. из клея и мела.
С течением времени грунтовка видоизменялась: слой клея и мела делался все тоньше и тоньше, потом стал покрываться сверху другим — из масла и свинцовых белил, и в конце концов клей совсем перестал употребляться123. Плачевный результат, конечно, не замедлил обнаружиться: было замечено, что холст, при непосредственном соприкосновении с маслом, сгорал и становился непрочным124. Снова вспоминают о клее и покрывают им холст просто для изоляции перед грунтовкой маслом; но, пользуясь животным клеем, подверженным влиянию сырости, получают холсты, которые загнивают. Тогда пробуют грунтовать и обратную сторону холста слоем клея, перекрывая его сверху вторым слоем масляного грунта, и пропускают холст между двумя валами. Такой холст совершенно утрачивал гибкость, и его трудно было натянуть на подрамник. Затем снова возвращаются к забытому: покрывают холст клеевым грунтом, а поверх, слой за слоем, накладывают масляный грунт. При этом способе узор плетения холста совершенно утрачивался и поверхность получалась гладкая, как у доски.
Но возникали новые неудобства: просушка холста требовала от двух до трех лет, для ускорения чего примешивали в масло сиккативы, скипидар, масло вареное с глетом, умбру, смесь красной охры с белилами или же одну охру. Спрос на такой холст, самим приготовлением обреченный на растрескивание, был очень велик: особенно нравился он тем портретистам, стремившимся в своей живописи имитировать фарфор, хрупкостью которого отличался и холст. Время хорошо отомстило за пристрастие к таким способам, и теперь, наверное, многие собственники этих холстов не без горечи взирают на потрескавшийся портрет какого-нибудь предка, значительно утративший из-за этого свою ценность.
Выбираем клеевой грунт
Сравнивая написанные картины и исследуя материалы, на которых они написаны, легко убедиться, что лучше сохранились произведения, исполненные по клеевому грунту. Конечно, нельзя утверждать, что все написанное по клеевому грунту хорошо сохранится127.
В общем это так, но в частности ведь могут быть и другие причины порчи картины, независимо от грунта, и, наконец, клей мог быть взят дурного качества. Нужно употреблять клей, непроницаемый для влаги, незагнивающий, эластичный и совершенно нейтральный по отношению к краскам.
Отвечающий этим условиям клей изолирует живопись от возможных химических воздействий самой основы (холста, дерева и пр.); не сжимаясь, он не вызывает образования трещин, а его гибкость позволяет следовать движениям дерева и холста; между тем, грунты на масле самоокисляются, желтеют, взаимодействуют с некоторыми красками, ссыхаются и в конце концов делаются хрупкими.
Вывод из всего этого тот, что от масляных грунтов следует отказаться и удовольствоваться клеевыми, при условии выбора хорошего клея.
Читайте также: