Грунтовка для акварели зачем
Виды живописных грунтов, способы их приготовления и нанесения
Виды живописных грунтов, способы их приготовления и нанесения
Грунт — первый слой покрытия живописной основы, лежащий непосредственно под красочным слоем. Художники, посещающие наши арт-маркеты в Москве, знают, что грунт —это первый этап подготовки основы, задающий основные фактурные и цветовые свойства поверхности под живопись.
Задачи грунта:
- придать поверхности однородную плотность и впитывающую способность;
- способствовать хорошему высыханию красок;
- предохранить от проникновения связующих веществ красок в холст и/или другие материалы, используемые под основу;
- обеспечивать хорошее сцепление с красочным слоем и устойчивость по отношению к воздействию окружающей среды;
- сохранить зернистость ткани;
- придать поверхности тот или иной цвет в соответствии с ;творческим замыслом художника (см.имприматура).
Состав грунта:
- связующие вещества — клеи — крахмал, пшеничная мука, кожный и ;рыбий клей, желатин, казеин, яйцо, высыхающие масла и смолы;
- красящие вещества — пигменты — гипс, мел, шпат, свинцовые или цинковые белила и прочие краски, в зависимости от надобности получения желаемого цвета;
- вода;
- антисептики и прочие добавки.
Грунты по составу связующего:
Клеевые
Клеевые - это желатиновый, казеиновый и пр. Сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Этот грунт не требует длительной просушки.
В теплый 5-7% раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой. Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4% клея.
Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.
Масляные
Масляное грунтовое покрытие состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло.
Для эластичности маслосодержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на10 гр льняного масла — 1 гр касторового). Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая слой сначала мастихином или шпателем, а затем флейцем.
Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около двух лет (хотя для начального сцепления тонкому слою хватит 5 — 6 часов). Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи.
Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века — И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других. Такой грунт наносится аналогично клеевому.
Эмульсионные
Приготавливают на эмульсиях из клея и масла, где масло в виде мельчайших частиц во взвешенном состоянии находится в жидком клеевом растворе.
По своим свойствам эмульсионные грунты стоят между масляными и клеевыми: если в эмульсионном грунте мало масла — он ближе к клеевому, если много — к масляному. Увеличение содержания масла в грунтовом составе обеспечивает постепенный переход от слоя проклейки к масляному красочному слою и способствует хорошему сцеплению холста с грунтом и грунта с красочным слоем.
Важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается. В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель. Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая.
Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель. Яичный желток — прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1:2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт
Синтетические
Также называются акриловые, аналог гессо. Изготовлены на основе синтетических смол. Очень быстро сохнут, что позволяет сократить промежутки между нанесением слоёв грунта всего до 30-40 минут. После высыхания устойчивы к влажной среде, не гниют. Просты в обращении и дёшевы по сравнению с органическими грунтами. Однако более хрупки — их рекомендуется наносить тонкими слоями, при необходимости разбавляя холодной водой.
Ещё раз о грунтовках, работе пастелью, приёмах в разных изобразительныхь техниках и процессе
В результатах прошедшего "Рисовального флешмоба" я уже показывала рисунок шишки протеи. Теперь все, кому интересно, как именно она создавалась, могут посмотреть видео процесса на моём канале на Ютюбе. Не говорю:"Подписывайтесь!" Смотрите сами, как вам удобно - смотреть здесь (а я буду изредка дублировать фильмы в постах) или там.
Меня уже несколько раз спросили, зачем я грунтую бумагу. Вообще в смешанной технике можно совершенно спокойно работать на цветном картоне (как я это делала в студенчестве - примеры в книге "Профессия - иллюстратор"). В графических работах я использую приём из масляной живописи, который называют сквозным письмом.
Что это такое? Это когда сначала создаётся имприматура (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, затем подмалёвок (как правило одним цветом с бликами и свето-тенью) - первый живописный слой, сделанный по грунту. В масле этому слою дают хорошенько просохнуть, а потом уже поверх первого тонкого живописного слоя придают всей работе необходимый цвет полупрозрачными цветными лессировками. Однако и цвет имприматуры, и цвет подмалёвка всё равно струится через слои и задаёт общий тон всей работе. Хотите, чтобы работа светилась золотыми оттенками жёлтого - используйте жёлтую имприматуру. Хотите роковых цветов красного и лилового - грунтуйте соответственно.
Так как у меня всё-таки не масло, а графическая работа, то подмалёвок у меня цветной акварельный (цветом самих предметов). Но имприматура - цвет фона - всё равно просвечивает через лессировки акварелью и карандашами. Сквозит через них, так сказать.
Если вы обратили внимание, в моих работах преобладают 2 основных цвета имприматуры - голубой и бежевый. Как я уже сказала выше, цвет фона объединяет всю работу по тональности. Но почему именно эти два? Я их подобрала для себя опытным путём. Если я работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Вы должны решить для себя сами, какой цвет фона подходит именно вам. Здесь нет строгих правил. Вы должны просто понимать, чего именно добиваетесь своей работой - какого эффекта. Например, если я еду на пленэр, то сразу соображаю, какие цвета имприматуры мне могут подойти. Поэтому беру с собой на всякий случай грунтованные листы самых разных оттенков, но в основном синего и жёлто-оранжевого. Для рисунков ночью стараюсь использовать и более тёмный фон. Но это мне так удобно. Если вам удобно работать на белом, контрастном фоне - никто не может вам этого запретить.
Пометка на полях. Если вы работаете только сухой пастелью, у различных производителей есть уже готовая цветная бумага с шершавой поверхностью. В студенчестве мне очень нравилась кэнсоновская серая бумага Энгр (Ingres pastel paper Сanson). В основном потому, что она была достаточно качественная и доступная по цене, но плотность у неё всего 100g/m2. Это чуть толще принтерного листа (80-90g/m2). Сейчас я пользуюсь их же цветной бумагой для пастели Canson Mi-Teintes. У неё плотность повыше - 160g/m2 и она есть разных цветов. Я беру для себя их бумагу бежевых и серых оттенков.
Кстати, я очень часто, порою неосознанно, притаскиваю в работу в смешанной технике приёмы из других областей. Например, когда я заливаю фон белой гуашью, а потом добавляю в него какие-то оттенки, я, как в масле, растушёвываю ещё свежие гуашевые мазки сухой плоской кистью. Получаются очень равномерные растяжки цвета. Так же в смешанной технике я использую гелевые ручки (белую и цветные). Но только там, где нужно очень лаконично поставить самый яркий или самый тёмный штрих. Гелевые ручки прекрасно ложатся поверх многослойного добра на бумаге.
У меня уже несколько раз спрашивали, можно ли использовать русскую грунтовку гессо под названием "Сонет". Увы, я не знаю, потому что никогда не пользовалась ею. Но по отзывам тех, кто пробовал, мне стало понятно, что она какая-то скользкая. А значит это скорее всего самая обычная водоэмульсионная грунтовка. Для пастели, которую я использую в своей смешанной технике, нужна поверхность как мелкая наждачная бумага, чтобы пигменты ложились ровно и не осыпались с поверхности бумаги. Если вы углубитесь в технику работы пастелью, то без труда встретите уроки о рисовании на наждачной бумаге.
Как правило, речь о наждачке на бумажной основе с мелкой зернистостью (около P600), которая часто продается листами 230х280мм. Грунтовка гессо (итал. gesso — мел) создаёт как раз шершавую, но ещё более нежную поверхность, чем мелкозернистая наждачная бумага. Повторюсь, по гессо можно работать любыми материалами, включая акварель, гуашь, темперу и пр. Только не ожидайте, что грунтованные гессо-листы - это альтернатива акварельной бумаге. Помните, что это мел. Он принимает акварель, но ведёт себя совершенно иначе, чем хорошая, качественная акварельная бумага. Там и другая впитываемость, и другая растекаемость, и совершенно другой конечный результат. О различных типах грунтовки, которыми я пользуюсь для своих работ и в блокнотах, можно прочесть здесь: О грунтовках в блокноте. Кстати, по тегу materilas в моём журнале можно найти подробные статьи об используемых мною материалах. В работе, которую можно увидеть в видео выше, я использовала плотную бумагу для акрила (300g/m2) марки Hahnemühle, которую отгрунтовала тёмно-бежевой смесью гессо и ореховой туши.
Если у вас после просмотра возникли какие-то вопросы - вы можете их написать здесь же в комментариях к посту. Я, по мере возможности, отвечу на все. Нескучной вам недели!
Акварелью по стеклу. Обзор грунта для акварели Даниель Смит
Хочу рассказать про супер-интересную штуку. Это грунт для акварели от Даниель Смит.
Благодаря этому грунту можно рисовать на поверхностях, совершенно не пригодных для акварели: по стеклу, пластику, дереву, ткани. А еще он понравится любителям смешанных техник. На нем очень приятно рисовать, миксуя акварель с цветными карандашами, масляной пастелью или другими мелками.
Наглядно и подробно о свойствах этого грунта я рассказываю на видео. А также покажу небольшой мастер-класс по росписи с применением этого грунта.
О грунтовках в блокноте
Теперь у меня прижился новый метод - грунтовать блокноты специальными смесями и добавлять в них немного цвета не в качестве корректуры, а как имприматуру (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта. Свои цвет грунта я подобрала опытным путём. Если работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Так же в пленэрных зарисовках я заранее продумываю, какой фон может подойти больше. Например, зарисовки с лодками мне нравится делать на голубом фоне - он просвечивается сквозь штрихи и придаёт зарисовке особенный колорит. То же самое с бежевыми и оранжевыми фонами - я просто капаю в грунтовку коричневых чернил или оранжевую акварель. На таких фонах отлично рисовался охровый Прованс. О некоторых грунтовках, которые используют профессиональные художники для работы на холстах или тинторетто, и которые можно смело использовать для работы в эскизных блокнотах, я здесь и расскажу.
Когда я готовилась к выставке, серьёзно обдумывала вариант, чтобы загрунтовать под акварель готовые деревянные планшеты Тинторетто. В Германии в строительных магазинах обрезают бесплатно любой нужный формат доски или дсп. Но как-то не доверяю я всем этим готовым смесям для "блинчиков" из банки. Мне спокойнее самой "замесить тесто". Готовые тинторетто нужного мне формата стоили каких-то заоблачных денег.
В итоге я сама соорудила планшеты 1х1,5 метра (купила готовые планки для подрамников в нашем магазине для художников - Boesner и приколотила к ним кусок ДСП, которые мне бесплатно и нужного размера вырезали как раз в строительном магазине). Натянула на них по всем правилам подготовки акварельных планшетов бумагу Canson из рулонов и создала свои крупноформатные акварели традиционно - красками по бумаге (без грунтовок). Если вдруг вы не знаете, как натягивать бумагу, вот ссылка на очень хороший мастер-класс: Как натянуть лист бумаги на подрамник. Однако для эскизных блокнотов, которые не жаль испортить, я решила опробовать всяко разно. Заодно выяснила в процессе, что с помощью грунтовки можно спасти любой даже самый плохой блокнот и спокойно работать в нём без заламывания рук:"Нет на свете хороших блокнотов"
Одна из грунтовок, у которой прямо в названии стоит слово "акварель" - Daniel Smith. Я остановилась на ней, потому что фанатею по акварели этого производителя. То есть с такой хорошей акварелью, по моей логике, они должны знать, что делают в случае с грунтовкой.
И я не ошиблась. Если наносить её жирненько, ничем не разбавляя, получаем весьма фактурную поверхность, которая позволяет создавать интересные эффекты в работе акварелью и карандашами.
Вот разворот поближе. Я рисовала по этой грунтовке ржавчину. Можно сказать, что шершавая поверхность создавала за меня все эффекты ржавого металла или древесины. Кстати, видите рисунок, который просвечивает через грунтовку? Это я закрасила свои упражнения левой рукой. А вот если брать и грунтовать ни по плохим рисункам, а по каким-нибудь специально нарисованным узорам - можно добиться интересных результатов в иллюстрации.
Вот, пожалуйста, просто оранжево-коричневые линии, а смотрится сразу как ржавчина
Дерево и металл
Однако, рисовать по такому фактурному фону - не совсем моё. Поэтому я разбавляю грунтовку для акварели самой акварелью (если цветная) или водой и тонко накатываю в 2-3 слоя на страницы блокнотов. Действительно выходит, что даже по тонким листам с такой грунтовкой можно работать акварелью! На самой банке написано, что по ней можно так же рисовать акрилом, гуашью и пр.
Я использую для грунтовки страниц в блокноте специальный валик - тогда на них не остаётся следов, как от кисти. Фон просто ровненький и слегка фактурный. В белую чашечку на фото выкладываю пару ложек грунтовки, пипеткой для модельщиков (люди, которые клеют и красят модельки самолётов, танков и пр.) добавляю нужное количество разведённой акварели или туши. Пипетки эти очень удобны, а стоят копейки - Rayher - 57988000 - Pipette, 2ml, SB-Btl 1Stück Там прямо в пипетке есть метки по миллиграммам. Удобно набирать точное и всегда одно и то же количество краски для смеси. Так же удобно, что в отличие от кисти, пипетка не съедает кучу краски, а отдаёт в смеь всё.
Татьяна tatianaddessine добавляет в грунтовку гессо, о которой я пишу ниже, процеженный раствор золы. Её фоны получают розово-серый оттенок. Повторюсь, я довольствуюсь обычными средствами для подкраски - тушь или акварель. В некоторых пузырьках с тушью есть своя пипетка - тоже очень удобно капать в грунтовку. Заодно точно знаешь, сколько капель добавил, Зелёной ложечкой для детского пюре размешиваю смесь и тоненьким слоем накатываю валиком на страницы.
Кстати, так как грунтовка сохнет не так чтобы моментально (полное просыхание через 2-3 часа), я раскладываю сразу 4-5 блокнотов и выкрашиваю на их страницах смесь своей грунтовки по очереди. Когда странички просыхают, закрываю блокноты и укладываю их под пресс из многочисленных книг. Грунтовать страницы блокнотов - занятие очень медитативное!
Акварельная грунтовка есть чёрная и прозрачная. Прозрачной можно прокатывать какую-то фактурную бумагу ручной работы, чтобы сохранить узоры, но при этом добавить плотности. А что делать с чёрной я не знаю. Видимо она больше для гуаши.
Для вот этого разворота я использовала грунтовку Gesso в смеси с сепийной тушью. Поверхность получилась слегка гладкая.
Многие спрашивали уже, что это такое это Gesso. Мол, первый раз о таком слышат. Gesso - это грунтовка для твёрдых или тканевых поверхностей на основе мела, гипса и прочих наполнителей, которые очень хорошо впитывают влагу. Эту грунтовку рекомендуют для масла, акрила, гуаши, пастели и акварели. Её можно подкрашивать акрилом или акварелью. Она отлично разбавляется водой. Только вот приборы нужно вымывать сразу после использования - потом не отдерёшь. Татьяна берёт с собой иногда гессо в дорогу и прихватывает ватки для ушей. Макает эти ватки в гессо и прокатывает в каких-то местах в блокноте, если нужно что-то замазать. Ватки просто выкидывает. Такой походный вариант грунтования :-)
За блокнотом как раз стоят банки с гессо и акварельной грунтовкой, которыми я пользуюсь.
Акварель по гессо немного расплывается. Если вы хотите именно акварельных зарисовок, нужно брать акварель погуще. Заливки не растекаются так же красиво, как по настоящей акварельной бумаге. Но если вы свои акварельки или гуаши всё равно дорабатываете карандашами, маркерами или пастелью - эта грунтовка самое то!
Вот эта зарисовка в блокноте была сделана по фону, грунтованному гессо, - акварелью, гуашью, цветными карандашами и белой пастелью
Эта тоже. Первоначальный фон был наполовину голубым, наполовину бежевым.
Надеюсь, что вас так же вдохновит грунтовка для блокнотов и поможет в работе. Я так прямо больше не могу рисовать на просто белых листах. Они мне кажутся голыми и беспомощными :-)
Маленькие хитрости при работе с акриловыми красками
Данная статья направлена в первую очередь на художников-любителей и новичков в работе с акриловыми красками. Надеюсь, она будет полезна и мастерам других категорий, которые используют акриловую роспись в своих изделиях.
Акриловые краски я предпочитаю всем другим, они для моих любимых видов деятельности самые оптимальные, поскольку обладают несколькими преимущественными качествами:
- акриловые краски могут использоваться практически на всех поверхностях, исключая некоторые виды пластмасс;
- имеют яркие, насыщенные цвета;
- быстро сохнут, приобретая нерастворимость как в воде, так и во многих растворителях;
- экологичны — имеют слабый запах, не раздражают дыхательные пути, работать с ними комфортно и безопасно;
- обладают повышенной устойчивостью к внешним воздействиям, не тускнеют со временем;
- универсальны и многогранны — используются множеством приёмов, отлично комбинируются с другими материалами;
- имеют длительный срок эксплуатации;
- даже после высыхания остаются гибкими и прочными, не трескаются и не ломаются.
Все эти чудесные качества делают акриловые краски универсальными. Работать с ними довольно просто, но есть несколько моментов, которыми я хочу поделиться.
- Акриловые краски очень быстро сохнут. И это не всегда плюс. Если в работе вам необходимо создать плавные переходы цвета, необходимо делать это сразу и быстро, цвет хорошо растягивается, не оставляя границ, но времени на это немного.
- Акриловые краски обладают хорошей укрывистостью. Поэтому, если с первой попытки не удалось добиться нужного эффекта и краска уже высохла, вы можете смело пробовать снова прямо поверх первого слоя.
- Акриловые краски высыхают необратимо. Несмотря на долгий срок хранения, краски в баночках всё-таки со временем густеют, и, спустя определенный промежуток времени, они окончательно засохнут. Особенно часто так происходит, когда краски используются редко. Напало вдохновение, вы покупаете краски, творите, оставляете их, спустя год вдохновение снова дает о себе знать, но вскрытые краски уже заметно загустели. Либо засохли, образовав в баночке нечто, напоминающее плотную резину. Такие краски уже не восстановить. Но если вы не хотите каждый раз идти за новыми красками, можно просто продлить им жизнь. Итак, следующий пункт.
- Акриловые краски водорастворимые. Водорастворимые они до момента полного высыхания. То есть, если вы редко их используете, но не хотите, чтобы они засохли, достаточно просто раз в несколько месяцев открывать баночки и проверять состояние. Если краска заметно загустела, нужно палочкой хорошенько ее перемешать и добавить холодной воды (или специальный растворитель). Добившись снова однородного сметанообразного состояния, оставляете баночку до следующей проверки или использования.
- При работе с акриловыми красками используйте холодную воду. Горячая вода заметно увеличит итак короткий срок высыхания краски.
- Акриловая краска хорошо проникает в текстуры. Если вы используете для основы картон, тканевый холст или другой материал, обладающий высокой степенью проникновения, перед использованием краски покройте основу грунтовкой. Для росписи одежды в качестве грунта я использую слой разведенной белой краски, она проникает в волокна ткани, прочно закрепляясь в них, также создает основу для последующих слоев краски, предотвращая растекание и неравномерное впитывание.
- Акриловые краски имеют внушительную палитру цветов. Это тоже плюс, конечно. Однако, я никогда не видела смысла покупать кучу дополнительных оттенков, ведь краски превосходно смешиваются, и можно добиться любого нужного цвета, используя несколько основных. И здесь снова небольшая сложность. Используя для смешивания цветов палитру, вы рискуете не успеть закончить работу с цветом, поскольку краска быстро высыхает на открытом воздухе. Для смешивания и хранения дополнительных цветов я использую пустые чистые использованные баночки от красок. Это для меня самый удобный вариант, поработал - закрыл и оставил до следующего раза. Особенно актуально для крупных работ, когда оттенок необходим для продолжения на следующий день.
- Уход за кистями при работе с акриловыми красками. Тоже важный пункт, но очевидный и простой - кисти нужно промывать водой сразу после использования. Есть здесь один момент — при долгой работе в основании ворса кисти скапливается и засыхает краска. Также краска попадает и засыхает на ручке. В таких случаях для удаления краски можно воспользоваться растворителем. Но я так не делаю. Краска на ручке меня не беспокоит до тех пор, пока не образуется внушительный плотный слой. Тогда я просто подцепляю ее ногтем и снимаю, как чулок. Со сгустками краски в основании ворса я поступаю таким же образом.
Отдельно пару слов хочу написать о работе с красками по ткани.
Основные моменты остаются такие же. Акриловые краски по ткани при работе ведут себя примерно так же, как и акриловые краски по дереву, стеклу, керамике, обычные для живописи на холсте.
При работе с одеждой у меня есть свои особенности, которые я нахожу удобными и практичными. Под моими мастер-классами были комментарии вдохновленных читателей, которые хотели бы попробовать себя в росписи. Поэтому я решила указать в статье на несколько моментов, которые, я надеюсь, помогут окончательно решиться и почувствовать себя увереннее.
- Перед тем, как приниматься за роспись, поверхность должна быть чистой и обезжиренной. Поэтому изделие необходимо постирать, высушить и проутюжить, даже если оно новое.
- Я никогда не натягиваю и не закрепляю ткань при работе. При натягивании может создаться деформация, влияющая на рисунок. Ну а закрепить или нет — кому как удобно. Честно, по большому счету это не требуется.
- Перед началом росписи необходимо проложить изделие плотным картоном, чтобы краска, проникая в волокна ткани, не отпечаталась на обратной стороне. Но картон здесь не очень удобен. Для росписи чаще всего я использую пластиковую подставку под горячее (такие на кухне используются). Это связано с тем, что краска при пропитывании местами доходит до картона, а после высыхания уже приклеена к нему. Оторвать куски налипшего картона можно будет только размочив его в воде. Это лишние сложности. От пластикового коврика отделять изделие очень просто и быстро, никаких бумажных кусков. Для более простого финального отделения стоит уже периодически в процессе росписи отделять коврик от одежды. Здесь еще одно удобство. Если фиксировать и закреплять изделие, для отделения приходилось бы каждый раз откреплять его, а тут достаточно просто просунуть руку и приподнять область с рисунком.
- Если вы собрались выполнять роспись на цветной ткани, создайте первый слой белой разведенной краской по форме задуманного рисунка. Белый фон поможет вам не потерять интенсивность цвета, к тому же это в принципе очень удобно. Ткань в окрашенном месте уплотнится, и вы сможете работать на ней, как на грунтованном тканевом холсте.
- Создавая белой краской основу для дальнейшей работы, пользуйтесь круглой мягкой кистью (пони, например). Если вы возьмете более жесткий ворс (синтетика, щетина), при нанесении кисть будет немного тянуть за собой ткань, создавая морщинки. Мягкий волос кисти, напротив, будет нежно едва касаться ткани, никуда ее за собой не уводя. Этот совет поможет создать идеальное покрытие.
- Начинайте наносить рисунок только после полного высыхания основы. Иначе эффекта грунтовки не будет.
- Если вам необходимо уменьшить время высыхания краски, воспользуйтесь феном. Я этот пункт давно не использую, нет надобности, тем не менее, он действенный и для кого-то полезный.
- Закрепляется готовый рисунок термически. Делать это желательно после полного высыхания краски (24 часа по инструкции). Утюгом без пара с изнаночной стороны проутюжьте место с рисунком на температуре для данного типа ткани в течении 5-10 минут. Чаще это режим хлопка.
- Ткани, на которых краска держится наиболее крепко, — это хлопок, джинса, мешковина и все в таком духе. То есть плотные, натуральные, не поддающиеся сильной деформации.
- Ну, и по готовой росписи. Акриловая краска гибкая и стойкая, поэтому при стирке, складывании и прочих деформациях она не трескается, а мнется вместе с изделием. Первое время место с рисунком будет заметно плотнее остальной ткани. Это логично. Но спустя немного времени, через несколько стирок, место росписи будет такое же гибкое, как и всё изделие. Также свежий рисунок кажется слегка липким. Это нормально и быстро пройдет. Не стоит пугаться, что что-то пошло не так :)
В общем-то, основные моменты я обозначила. По крайней мере, те, что вспомнила :)
Искренне надеюсь, что данная информация поможет вам в работе с акриловыми красками. Не бойтесь, экспериментируйте, творите, если остались вопросы — задавайте, если остались сомнения — смело их отбросьте!
Акварели Элизабет Тилер
Я уже как-то показывала, насколько лихо Элизабет расправляется с акварелью. В прошлый раз я показывала её ролик - рисование морского пейзажа с натуры. Она там ещё использовала маскировочную жидкость для акварели. А в видео в этом постинге меня удивило, что она в некоторых местах рисунка работает как маслом - от тёмного к светлому.
Любой рисунок живёт за счёт контраста. Так вот Элизабет обозначает сначала пёрышком(?) самые тёмные места, а потом уже делает более светлые переходы и оттенки, а не не уплотняет постепенно и послойно рисунок, углубляясь в более тёмные оттенки.
Обратите внимание на фон, точнее на задний план. Небольшими отмывками она сделала его фотореалистичным, как будто размытым. От этого рисунок кажется ещё более живым. Ведь наш глаз уже привык к подобным размытостям на фотографиях, которые окружают нас с утра до вечера, и не протестует больше.
Грунтуем и тонируем ДВП для живописных этюдов
По просьбам моих учениц и, конечно, моей собственной инициативе, второй мастер-класс. Он будет посвящён не менее важному пункту, обеспечивающему удачное написание картины. Конечно, это основа — тот «фундамент», на который мы наносим слоями краску. А начинающий художник часто находится один на один с этой проблемой. Говорить мы будем о холсте на картоне, картоне и ДВП.
А почему грунтовать?
А что грунтовать?
А как грунтовать?
Да, да почти, как Маша из мультфильма! Мы все через это проходили. Я тоже не исключение. И всё, что описываю, это на основе моего личного опыта и мнения.
А почему грунтовать? Отвечаю на первый вопрос. Если вы приобрели готовый материал, например, холст на картоне или грунтованный картон.
«Его же не нужно грунтовать?» — скажете вы! Но я отвечу: «Нет, нужно!». Как бы на заводе ни старались грунтовать, чаще всего необходим ещё один слой грунта. А вот почему. Чтобы понять, как будет скользить ваша кисть с краской (не будет ли она цепляться за фактуру холста), достаточно провести ладонью руки по всей поверхности немного надавив на неё. Чувствуете не совсем гладко? А когда начнёте писать по такой поверхности, кисть не будет слушаться (молчу про мастихин — он превратится в шпатель), не будет мазка и краска будет ложиться неровно — это не живопись, а мучения. И это простое правило касается любой, подчёркиваю, любой поверхности для работы масляными или акриловыми красками — холст на подрамнике, холст на картоне, картон и ДВП.
А что грунтовать? Вспоминаю студенческие годы на «худграфе»: например, для пленэра грунтовали всё, что «не шевелится» (только потому, что убежит). Есть сейчас в продаже готовый грунтованный холст на картоне и грунтованный картон. У них разная поверхность, которая в процессе написание, даёт разный результат мазка кисти и мастихина. Есть ещё ДВП, который используют в отделки помещений.
Сказать, что хуже, а что лучше, считаю риторическим вопросом. Но начинающему художнику ДВП — эконом-вариант.
А как грунтовать?
А я возьму и покажу! Смотрите.
- акриловый художественный грунт;
- кисть (щетина широкая);
- акриловая краска ( сиена натуральная и жжёная, чёрная);
- баночки для колера (2 штуки);
- вода;
- перчатки;
- ДВП (3-4 штуки);
- наждачная бумага разной жёсткости (строительная и для автомобилей — водостойкая);
- клеёнка.
Нарезать ДВП на нужные размеры я попросила своего отца. Вы можете договориться с мастерской. А вот моя ученица Аня договорилась с мебельным салоном (у них много обрезков, они ей нарезали бесплатно). Мир не без добрых людей.
Сетчатая «шкурка» — это строительная наждачная бумага. А коричневая — автомобильная бумага для полировки (взяла у отца в гараже). В магазине их огромный выбор. Строительную нужно более грубую. А вот автомобильную «шкурку», сильно мелкую не нужно, среднюю выбирайте.
Посмотрите внимательно на ДВП — грунтовать нужно шершавую сторону. Я писала и на гладкой, но это сложно. Нужно уметь чувствовать поверхность и понимать красоту получаемого мазка.
При работе с наждачной бумагой позаботьтесь о своей коже рук. Наденьте перчатки.
Начинаем работу с обработки боковых сторон ДВП. Поставьте вертикально и быстро, нажимая «наждачкой», очистите поверхность.
Вот до и после. К этому результату и будем стремиться.
«Шкурку» складываем в несколько раз (а можно взять деревянный брусок и завернуть в наждачную бумагу). Зашкуриваем теперь основную поверхность. Всё, мы очистили ДВП.
Теперь наносим первый слой грунта. Я это делаю слева на право, а потом справа на лево. Берём густо и не чем не разбавляем. Первая ДВП готова — загрунтовали белым цветом.
Вторую хочу сделать каким-то серо-охристым цветом. На тонированной основе хорошо и интересно писать этюды.
Берём баночку и сиену натуральную.
Добавляем немного чёрного, чтобы цвет стал приглушённее. И заливаем достаточным количеством акрилового грунта.
Количества колера должно хватить на 2 раза.
Вот и вторую ДВП мы загрунтовали. Цвет получился красивый.
Теперь берём ещё одну чистую баночку и сиену жжёную.
Всё делаем также, как описано выше. И третий колер готов!
Когда всё высохнет (вечером грунтую, утром уже высохло), берём в руки бумагу для полировки. И зашлифовываем шершавую поверхность ДВП.
Ещё раз грунтуем все три ДВП разным колером. И проверяем ладонью — поверхность должна быть, как лист гладенькая.
Невозможное возможно: выбор грунта для холста под акварель и плюсы холста для акварельных техник
Одной из самых ярких ассоциаций, которые вызывает слово «живопись», несомненно, является холст. Он удобен для художника, достаточно универсален и подходит для многих видов красок, может одинаково успешно использоваться как с грунтовкой, так и без нее. Кажется, что в холсте идеально все, но художники, чьим любимым материалом для творчества является акварель, сокрушенно покачают головой: для акварельных техник не только не подойдет холст без грунтовки – более того, художнику придется найти качественную грунтовку для холста, чтобы не испортить свою задумку. Мы решили облегчить Вам задачу поиска грунта и рассказали, как сделать правильный выбор без последствий, а также пояснили, почему холст совсем не стоит списывать со счетов, когда дело касается акварели.
- Так как акварель – весьма капризный продукт, грунт нужно выбирать особенный. Холст с грунтом должен строго отвечать всем характеристикам данного вида краски: отлично впитывать, но при этом не быть пористым настолько, чтобы краска оседала и тускнела. Но даже для таких привередливых красок грунт все же нашелся – акриловый с идеальными впитывающими способностями. Его можно использовать для абсолютно любого универсально грунтованного холста. В нашем магазине Арт-Квартал Вы всегда можете купить необходимый грунт, например, грунт Schmincke под акварель для различных поверхностей № 702.
Когда грунт выбран, подробно рассмотрим плюсы использования холста для акварели.
- Прочность. Какой бы идеально подходящей для свойств акварели не была акварельная бумага, все же стоит признать: ее очень просто повредить, а значит, и безвозвратно испортить рисунок. 1:0 в пользу холста – он не только делает рисунок более прочным, но и гарантирует сохранность картины на долгое время, ведь подрамники всегда можно снять и натянуть картину на новую раму. В Арт-Квартале, например, представлен большой выбор самых разных холстов.
- Отсутствие лишних затрат времени, сил и средств на декор картины. Чтобы повесить картину, нарисованную на акварельной бумаге, художнику придется пройти огонь, воду и множество различных приспособлений по типу деревянной панели, чтобы не повредить ее. Холст же создан для того, чтобы красоваться в Вашей мастерской, и зачастую даже подготовлен для этого.
- Отсутствие необходимости растягивать материал. Правильно грунтованный для акварели холст снова сэкономит Ваше время – его не надо готовить для написания картины, боясь деформировать. Он никогда не сдержит Ваших порывов вдохновения: грунтуйте и начинайте творить.
- Крупные масштабы. Обычно производители акварельной бумаги ограничиваются максимальным размером листа 76×56 см, поэтому зачастую приходится покупать целый рулон бумаги. Холсты же бывают гораздо больших размеров, поэтому их превосходство снова очевидно.
В нашем магазине Вы всегда сможете приобрести по доступной цене не только грунт для акварели и холсты, но и все необходимые художественные материалы. Творческих успехов и искренней радости от результата вместе с Арт-Квартал!
Художественный грунт
Грунтовка холста — это важная составляющая в процессе написания картины. Художественный грунт служит основой, чистым листом для ваших работ, а от качества грунтовки холста зависит конечный результат. Качественная грунтовка должна быть: • надёжным связующим звеном между холстом и красочным слоем, • долговечной и не впитывать краски, искажая их цвет, • только на лицевой стороне холста, не проступать на изнаночную, • многослойной и равномерной, • достаточной толщины, чтобы скрыть все неровности и отверстия холста, но не его фактуру, • упругой и не трескаться. Вы можете купить грунт для живописи и самостоятельно загрунтовать холст. Для этого у нас есть: • акриловый грунт белого цвета объёмом от 220 мл до 1 литра Сонет, Малевичъ, Schmincke, Maimeri и Pebeo. • акриловый чёрный грунт Сонет в банках 220 мл и 500 мл, • масляный белый грунт Maimeri и Schmincke в банках по 500 мл. Также вы можете купить аэрозольные белые грунты на акриловой основе Molotow и Krylon не только для холстов, но и для других поверхностей под покраску. А акварельный грунт Schmincke позволяет подготовить картон, холст или дерево под работу акварельными красками. Зачастую выбор грунта для холста зависит от того, какими красками вы собираетесь на нём писать. Холсты с какими видами грунта купить найти в нашем интернет-магазине? • Масляный. В составе грунта белила и масло, загрунтованный холст обладает глянцевым блеском. Для живописи масляными красками рекомендуется специальная плотная грунтовка, которая не даёт впитаться маслу из красок, благодаря чему цвета картины не жухнут. Но на подготовку и просушку холстов с масляным грунтом необходимо много времени, не менее года. Кроме того, со временем толстый красочный слой может начать трескаться и отслаиваться от грунта из-за его низкопористости и, соответственно, плохой сцепляемости. Убедиться в этом можно взглянув на некоторые картины Сурикова, Репина, Левитана. Поэтому, любителям пастозной живописи стоит отказаться от грунта для масла. • Акриловый. Такой тип грунта является быстросохнущим, универсальным и подходящим для живописи многими видами красок: акрил, масло, темпера. В составе пигмент и акриловая дисперсия, поверхность матовая и эластичная. Художественный акриловый грунт — это относительно молодая разновидность, не проверенная десятилетиями, поэтому неизвестно, как со временем поведёт себя картина. • Эмульсионный грунт состоит из пигмента, клея и льняного масла. Подходит для живописи маслом, акрилом, гуашью, поверхность матовая. Из-за сложности состава, нанесения и просушки такой грунт редко встретишь в продаже. Несоблюдение пропорций и технологии нанесения может привести к образованию масляных пятен. Производители холстов избавляют нас от трудностей самостоятельного грунтования и выпускают готовые решения, например, Колибри с эмульсионным грунтом на основе льняного масла без акрила и ПВА. Если вы ещё не определили для себя какой художественный грунт лучше выбрать, мы рекомендуем вам самое очевидное и простое решение: взять и протестировать. Многообразие видов грунтов и размеров холстов помогут вам найти варианты на разный бюджет.
Читайте также: