Бросить кирпич чтобы получить яшму
17. Перекрасить в золотой цвет
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Стратагема № 17. Бросить кирпич, чтобы получить яшму
Связный перевод: Бросить кирпич, чтобы получить взамен яшму; отдать что-либо, не имеющее ценности, чтобы за это выманить что-либо ценное; с помощью незначительного дара или благосклонности добиться значительного выигрыша; отдать противной стороне что-либо ненужное ради того, чтобы позже получить что-либо значительно более существенное.
Сущность Стратагема обмена. Стратагема червяка и рыбки. Стратагема приманки.
С древних времен яшма является любимым камнем китайцев. Яшма — минерал, который бывает окрашен по-разному в зависимости от содержания железа: он может быть черным, красным, голубым, зеленым и даже белым. В Древнем Китае яшма использовалась в императорской и религиозной символике, а также в украшениях и при декоративной отделке. Яшмовый император — верховное божество в верованиях китайского народа.
Так же как в выражении «Пусть расцветают сто цветов» имеются в виду не настоящие цветы, а различные формы и направления стиля в литературе и искусстве, Стратагема № 17 говорит не о настоящем куске яшмы и не о настоящем кирпиче, как его воспевает Тан Цзицинь в пекинской газете «Гунжэнь жибао» («Рабочая газета»), официальном органе китайских профсоюзов, от 19 июля 1987 г.:
Разбуженный ото сна,
Он стряхнул с себя долгую грезу Паньгу, создателя мира,
И, перемешанный сильной рукой, обрел крепость,
И в мелодии силы обрел форму.
Он раскалился в пылающем огне надежды
И достиг свободы в печном жару.
Наконец податливая глыба
Облеклась в краски огня
Дзинь-дзинь — древняя музыка звона.
Кирпич летит в пустыни и горные долины
И воплощает в жизнь один план за другим.
Так на огромных пространствах Родины
Каждый день вздымается к небу новая строка стихотворения.
Обретение «яшмы» — цель, выбрасывание «кирпича» — средство Стратагемы № 17. При этом и «кирпич» и «яшма» могут употребляться в разнообразных символических значениях. Неудивительно, что гонконгский специалист по стратагемам Ли Цзунъу утверждает: «Эта стратагема имеет самую большую область применения».
Стратагема № 1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море
Стратагема № 1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море Четыре иероглифа Современное китайское чтение: Мань / тянь / го / хайПеревод каждого иероглифа: Обмануть / император (также небо) / переплыть / мореСвязный перевод: Обмануть императора, чтобы он переплыл
Стратагема № 2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
Стратагема № 2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао Четыре иероглифа Современное китайское чтение: вэй / Вэй / цзю / ЧжаоПеревод каждого иероглифа: осадить / Вэй / спасти / ЧжаоСвязный перевод: Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао.Перевод с учетом древнейшей привязываемой к
Стратагема № 13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею
Стратагема № 13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею Четыре иероглифа Современное китайское чтение: да / цао / цзин / шэПеревод каждого иероглифа: бить / трава / спугнуть / змеяСвязный перевод: Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.Сущность: Поворошить палкой в норе.
Стратагема № 14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу
Стратагема № 14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу Четыре иероглифа Современное китайское чтение: цзе / ши / хуань / хуньПеревод каждого иероглифа: позаимствовать / труп / вернуть / душаСвязный перевод: Позаимствовать труп, чтобы вернуть
Стратагема № 18. Чтобы поймать разбойников, надо прежде поймать главаря
Стратагема № 18. Чтобы поймать разбойников, надо прежде поймать главаря Четыре иероглифа Современное китайское чтение: цинъ / цзэй / цинъ / ванПеревод каждого иероглифа: поймать / разбойники / поймать / главарьСвязный перевод: Если хочешь поймать разбойничью шайку,
Стратагема № 20. Мутить воду, чтобы поймать рыбу
Стратагема № 20. Мутить воду, чтобы поймать рыбу Четыре иероглифа Современное китайское чтение: хунь / шуй / мо / юйПеревод каждого иероглифа: Мутить баламутить / вода / ловить / рыбаСвязный перевод: 1. Мутить воду, чтобы поймать рыбу. 2. Ловить рыбу в мутной
Стратагема № 22. Запереть ворота, чтобы схватить вора
Стратагема № 22. Запереть ворота, чтобы схватить вора Четыре иероглифа Современное китайское чтение: Гуань / мэнь / чжо / цзэйПеревод каждого иероглифа: запирать / ворота / схватить / ворСвязный перевод: Запереть ворота и поймать вора. Отрезать все отходы, чтобы
Стратагема № 24. Потребовать прохода, чтобы напасть на Го
Стратагема № 24. Потребовать прохода, чтобы напасть на Го Четыре иероглифа Современное китайское чтение: Цзя / ту / фа / ГоПеревод каждого иероглифа: Заимствовать / путь / напасть / ГоСвязный перевод: Потребовать прохода, чтобы напасть на ГоСущность:1. а) Просить удел
25.9. Просить официанта бросить заказанную рыбу на пол
25.9. Просить официанта бросить заказанную рыбу на пол «Однажды, обедая в ресторане, я стал свидетелем примечательного события. Кто-то из посетителей попросил приготовить живую рыбу. Официант выловил рыбу из бассейна и показал ее посетителю. Тот попросил его бросить рыбу
Стратагема № 33. Стратагема секретного агента (возвращенного шпиона)/«сеяние раздора»
Стратагема № 33. Стратагема секретного агента (возвращенного шпиона)/«сеяние раздора» Три иероглифа Современное китайское чтение: Фань / цзянь / цзиПеревод каждого иероглифа: 1. Переворачивать/обращать секретный агент/шпион стратагема 2. Тайный агент стратагема 3.
Миф № 11. Вместо того, чтобы защищать столицу в 1941 г., органы госбезопасности в ходе Московской оборонительной операции занимались охраной только высшего руководства и минировали Москву, чтобы превратить её в руины
Миф № 11. Вместо того, чтобы защищать столицу в 1941 г., органы госбезопасности в ходе Московской оборонительной операции занимались охраной только высшего руководства и минировали Москву, чтобы превратить её в руины Такими нешуточными мифами наша «интеллигенция», не к
Глава VI «Летит кирпич…»
Глава VI «Летит кирпич…» Положение Ильфа и Петрова в середине 1930-х гг., внешне казавшееся благополучным, было в действительности очень трудным. Мы уже отмечали противоречивость их роли. Стремясь создать идеологическую отдушину, Мехлис (возможно, с благословения своего
Как бросить курить и начать писать мемуары (вместо предисловия)
Как бросить курить и начать писать мемуары (вместо предисловия) Как-то в ПКТ – внутрилагерной тюрьме – очень короткое время я сидел в общей камере. Как бы каникулы от одиночки. И вот сидим мы в камере, шесть мужиков, о еде – ни слова, о женщинах – тем более. И все стонут –
«Нам пришлось бросить вывезенную из Москвы добычу»: существует ли клад Наполеона?
«Нам пришлось бросить вывезенную из Москвы добычу»: существует ли клад Наполеона? Кроме печатания и распространения фальшивых русских ассигнаций с Наполеоном, во время его похода 1812 г., связана еще одна «финансовая» история. Речь идет о так называемом «кладе
17. Бросить кирпич, чтобы получить яшму
Стратагема неравноценного обмена, приманки, сыра в мышеловке.
Широко используется преступниками. Рэкет – за весьма неопределённые обязательства защищать фирму от преступных посягательств со стороны жулики получают вполне конкретные деньги.
Классический пример – басня Крылова про сыр, Ворону и Лисицу.
Современный вариант басни. Март 2000 года. Сидит на ветке ворона, держит сыр. Подходит лиса. «Что, ворона, будешь голосовать за и.о. президента?» – «Да. » Сыр выпал. Прилетела вторая ворона и спрашивает: «Зачем же ты, глупая, сказала „да“?» – «А какая разница, хоть „да“, хоть „нет“, сыр всё равно улетит…»
Предвыборная борьба – сплошное бросание кирпичей в виде обещаний за яшму – голоса избирателей.
В бизнесе может использоваться для финансовых махинаций, обмана партнёров и клиентов (опыт 90-х годов в России). Бухгалтерский учёт учитывает ценные бумаги (акции, векселя и пр.) по их номинальной стоимости. При этом реальная цена акции или векселя может значительно колебаться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения от номинала.
Например, векселя энергетических компаний могут иметь реальную цену, составляющую 20–30 % от номинала. Это значит, что, имея на руках вексель какого-нибудь Тьмутараканьэнерго на 100 рублей, вы можете оплатить им свои затраты по электроэнергии, исходя из номинала векселя, – рубль в рубль, или продать его. Но в случае продажи реальная цена векселя на рынке будет на 70–80 % ниже его номинальной цены. То есть вы получите не 100, а рублей 20–30. Но если у вас есть знакомый директор предприятия, лучше государственного, он может купить у вас вексель и за 100 %, если вы ему дадите взятку. Государственное предприятие в накладе не останется. По бухгалтерии всё сходится. Купили вексель за 100 рублей, на эту же сумму закрыли долги по электроэнергии. То, что на рынке этот вексель стоит значительно дешевле, – бухгалтерию не интересует.
Можно векселя не покупать и продавать, а менять. С выгодой для себя.
В начале 90-х годов в Москве действовала некая компания, которая проводила операции с векселями. Схема была такой. Утверждалось, что существует программа Всемирного банка по кредитованию предприятий России. Руководителю предприятия предлагалось обменяться векселями с данной компанией. Утверждалось, что предприятие ничем не рискует. Утверждалось, что в том случае, если вексель будет предъявлен к оплате, предприятие вернёт вексель компании. Но за векселем предприятия стояли реальные ценности, за векселем компании не стояло ничего. Некоторые руководители пошли на подобные сделки. Обратиться за консультациями к своим юристам они не могли – сделка учитывала их личную выгоду. О том, что их вексель может быть без их согласия передан третьему лицу, они не догадывались.
Компания получила векселя нескольких крупных предприятий, в том числе золотых приисков. Векселя были использованы как залог для получения кредитов в иностранных банках. В результате иностранные банки потеряли несколько миллионов долларов.
Стратагема широко используется при строительстве финансовых пирамид. В обмен на обещание сверхприбыли (кирпич) доверчивые вкладчики отдают свои деньги (яшму). Вместо сверхприбыли могут быть использованы товары. Так, фирма «Властелина» продавала дешёвые автомобили. Первые покупатели действительно их получили, остальные, как того и следовало ожидать, просто потеряли свои деньги.
В нашей стране бесспорным лидером по использованию данной стратагемы является само государство.
СССР и Российская Федерация регулярно в лучших традициях 17 стратагемы облегчают кошельки своих граждан. В советское время в добровольно-принудительном порядке распространялись акции государственных займов, затем продавались талоны на дефицитные товары: холодильники, телевизоры, автомобили. Акции до конца не оплачены, автомобили частично не выданы. Крайних – нет.
Стратагема широко используется при совершении операций с государственными организациями.
В 90-х годах Сбербанк России обменялся очень большим пакетом собственных акций с банком «Национальный кредит». С таким же успехом можно было поменять акции Сбербанка на керенки или прошлогодние календари.
Также стратагема была использована при реализации ГКО (государственных краткосрочных обязательств). В августе 1998 года государство отказалось их оплачивать.
Самые эффективные действия против собственных граждан были связаны с более масштабными действиями – финансовым обвалом начала 90-х годов, когда были практически аннулированы средства вкладчиков в Сбербанке – государственном банке России, и августе 1998 года, когда в результате обвала рубля в России был уничтожен только что появившийся средний класс.
Стратагема 17 Бросить кирпич, чтобы получить яшму
Отдать противной стороне что-либо ненужное ради того, чтобы позже получить что-либо значительно более существенное. Argumentum ad populum — спектакль для публики (лат.).
Не удачей ли было, что у Старика с пограничья сбежала лошадь?
Снаряды в сахарной оболочке.
Стратагема червяка и рыбки.
Стратагема «Ворона и Лисица».
Стратагема «Утолить жажду видом сливы».
Обменять одну вещь другую того же рода, но разной ценности
И получить большую выгоду.
Толкование
Способов совершить выгодный обмен существует великое множество, но лучший из них — выдать поддельное за подлинное, придав ему тот же вид и так возбудив в людях желание обладать этим.
Заманивать неприятеля взмахами флагов, боем боевых барабанов и гонгов — значит выдавать поддельное за подлинное.
Завлекать неприятеля, выставляя против него старых и малых или оставляя ему свои запасы продовольствия — значит обменивать то, что ценится дешево, на то, что ценится дорого.
Смысл стратагемы
“Удар по недоразвитости”.
Здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то поступил бы по отношению к нему как захватчик, как “разбойник” (ибо в толковании сказано: “не благоприятно быть разбойником”). Здесь все дело в том, чтобы “давать снадобье в соответствии с болезнью”, чтобы разбить недоразвитость, которая, как “разбойник”, захватила ученика”.
Между тем верхняя триграмма Гэнь, согласно традиции, обозначает противника, и верхняя девятка соответствует основе его главной опоре. Как указывает ученый XI в. Чэн И, верхняя черта символизирует “предел непонимания”. Речь идет, таким образом, о нанесении удара по основным силам противника, не понимающего обстановки, с тем, чтобы перенять его могущество. На возможность нанесения такого провокационного удара указывает вторая девятка — символ собственной активности. Высокая же вероятность активных действий противника вытекает из присутствия трех подряд иньских черт, соответствующей затяжной паузе в наших действиях: противник неосторожно заполняет эту паузу — и теряет свои силы.
Действия
Стратагема неравноценного обмена, приманки, сыра в мышеловке.
Стратег показывает противнику что-то, обладающее мнимой ценностью, чтобы заставить его сделать нечто действительно значимое.
Благоухание имени на сто поколений
Рыба видит лишь приманку, а крючка не видит, пишет Ван Чжихуа в «Чжунго циннянь бао». Ухватив крючок, рыба оказывается на тарелке рыбака.
В человеческом обществе также используется множество пестрых «наживок». В качестве примера Ван Чжихуа приводит рекламный текст из предисловия к китайской энциклопедии «Who is Who в промышленности»: «Это "Who is Who" необходимо любому руководителю предприятия или менеджеру.
Любой руководитель или менеджер должен постоянно иметь в руках хотя бы один экземпляр. Ибо читатель узнает из книги о компетенции других и на основании полученных сведений может установить связи с себе подобными. Книга поможет также заблистать чести вашей семьи для внуков и правнуков, поскольку в ней указывается, что участник ее добавил исполненный славы лист к семейной истории.
Ваше имя на вечные времена впишется в список китайских предпринимателей, войдет в историю и будет распространять свое благоухание на сто поколений».
Включение имени в список китайских предпринимателей стоит 4 юаня за заявку, 10 юаней за опубликование и 12 юаней за книгу, всего 26 юаней, что для китайцев немалая цена.
Королевские доходы — «яшма» достаются за кучу пустых обещаний — за «кирпич».
Этот тип пропаганды известный американский логик Ирвин М. Копи называет argumentum ad populum (спектакль для публики (лат.)
Он приводит в качестве примера автомобиль, рядом с которым сфотографирована хорошенькая девушка и который в результате рекламируется как лучший: «Рекламные агенты расхваливают свои товары, заставляя человека грезить о них».
Пять городов в подарок
Стратагема № 17 — Бросить кирпич, чтобы получить яшму
В эпоху «Сражающихся царств» (V – III вв. до н.э.) царство Цинь хотело овладеть царством Вэй. Для этого оно заключило союз с государством Чжао. В награду за победу над Вэй Цинь обещало Чжао отдать принадлежащий Вэй город Е (в районе нынешней провинции Хэнань).
Царь Вэй узнал об угрозе войны на два фронта, испугался и собрал на совет своих министров. Но никто не мог найти выхода. Наконец царь обратился к своему военачальнику Ман Мао, который особенно славился своей хитростью. Тот сказал, что нет причин беспокоиться. Ведь между Цинь и Чжао по традиции не может возникнуть хороших отношений.
— Нынешний военный союз направлен на раздел нашей страны и увеличение собственных владений. Конечно, союз этот кажется сильным, но каждая из сторон преследует при этом только свои собственные цели. Тон задаёт Цинь, а Чжао играет роль помощника. Чжао нужно только предложить побольше, и союз с лёгкостью будет разбит.
И Ман Мао рассказал свой план. Царь Вэй счёл его хорошим и начал приводить в исполнение. Он послал в Чжао посла, который передал царю Чжао следующее: «Город Е в настоящее время удержать трудно, рано или поздно он падёт. Но ведь вы, нападая вместе с Цинь на нашу страну, хотите только получить этот город. Чтобы избежать войны, царь Вэй решил отдать вам город Е без боя. Принимаете ли вы предложение?»
Возрадовавшись, царь Чжао отвечал:
— Почему это царь Вэй раздаривает города, когда ещё не дошло дело до схватки?
Ответ был таков:
— Всё очень просто. Война ужасна. Она уносит человеческие жизни и опустошает страну. Царь Вэй руководствуется человечностью и заботой о будущем. Он хочет, чтобы его народ избежал нужды и несчастий. Поэтому он решил покончить дело миром.
Царь Чжао спросил:
— Чего же хочет царь Вэй от меня, если я приму подарок?
— Конечно, у моего царя имеются некоторые пожелания, ибо он хочет мирного решения проблемы, а не безусловной капитуляции. Даже в тяжелейшем положении он может взвесить преимущества и недостатки. Ранее между Вэй и Чжао был союз и дружеские отношения. Отношения же между Вэй и Цинь всегда были плохими. Цинь — это страна волков. Циньские воины подобны диким зверям. Лучше уж мы отдадим нашу землю старым друзьям, чем оставим её в добычу варварам. Так что если вы хотите дружбы с царём Вэй, то он ожидает от вас, что вы разорвёте отношения с Цинь. Тогда вы получите город Е в знак дружбы. Если же вы откажетесь от предложения, наша страна будет вести политику выжженной земли и сражаться до последней капли крови.
Царь Чжао обсудил ночью предложение со своим советником, который посоветовал согласиться. Ибо, если можно заполучить единственную причину войны — город Е — без боя, зачем воевать? Кроме того, Цинь, присоединив Вэй, станет гораздо могущественнее и непременно направит остриё своего копья против Чжао. Таким образом, следует воспользоваться предложением Вэй для получения преимущества, укрепить положение Вэй, подавить экспансионизм Цинь и тем упрочить собственную безопасность.
Так что царь Чжао принял условия Вэй, сразу же объявил о разрыве отношений с Цинь и закрыл границу с ним. Царь Цинь, услышав эту новость, страшно разгневался. Он сразу прекратил подготовку к нападению на Вэй, а вместо этого стал готовить поход на Чжао.
Царь Чжао тем временем решил воплотить в жизнь пакт, заключённый с Вэй, и направил армию в направлении города Е, чтобы занять его. В городе Е стояла армия военачальника Ман Мао. Военачальник встретил чжаоскую армию на самой границе и спросил её командира, со злом или с благом они явились. Военачальник чжаоской армии сослался на договор между Вэй и Чжао об уступке города Е.
— Собачье дерьмо! — загремел Ман Мао. — Мне доверена охрана города, как могу я сдать его без боя?
— Это тайное дипломатическое соглашение. Царь Вэй сообщил свою волю, — сказал военачальник Чжао.
— Что ещё за тайное соглашение? Разве царь Вэй лично на это согласился? Покажите мне договор.
Чжаоский военачальник возразил:
— Разве слова посла царя Вэй ничего не стоят?
Ман Мао парировал:
— Что ещё за посол? Если вы доверяете послам, прислушайтесь ко мне. Царь Вэй не передавал мне никакого приказа, и я не имею права сдать город. Если вы хотите его получить, запросите разрешения у моего начальника. Но я предупреждаю: если вы сейчас же не уберётесь, я отрежу вам отступление и нападу на вас!
Военачальнику Чжао ничего не оставалось, как отступить и обо всём рассказать своему царю. Тот только теперь понял, что царь Вэй обвёл его вокруг пальца. Одновременно он узнал о стараниях Цинь заключить с Вэй военный союз против Чжао. Это погрузило его в ещё больший ужас. После спешного совещания со своими приближёнными он добровольно отдал Вэй пять городов, чтобы добиться союза против Цинь.
Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. (35)
Невесты вместо оружия
Стратагема № 17 — Бросить кирпич, чтобы получить яшму
К концу III столетия до н.э. сюнну основали на северо-западе Китая большой союз кочевых племён. Их империя протянулась от озера Байкал до озера Балхаш, а на юге доходила до современной Внутренней Монголии, Ганьсу и Синьцзяна. Основателем этого государства, просуществовавшего до I в. до н.э., был Мо Ду. Нападая на китайские области, сюнну грабили и уводили в плен людей, которых превращали в рабов. Ханьский император не мог выдержать войну с этим могущественным варварским народом.
В 198 г. до н.э. он призвал видного сановника, Лю Цзина, чтобы обсудить положение. Лю Цзин сразу же подтвердил, что сюнну не могут быть побеждены с помощью военной силы. Император спросил, не думает ли Лю Цзин, что сюнну можно усмирить с помощью культурного влияния.
Лю Цзин отвечал:
— Царь сюнну Мо Ду похож по природе на пылающий огонь. Он ведёт себя подобно волку. Разговаривать с ним о человечности, долге и добродетели было бы неуместно. Но имеется другой путь связать ему руки. И не только ему, но и его потомкам. Я имею в виду долгосрочную стратагему, но я не знаю, что вас от этого удерживает.
Император хотел узнать больше. Лю Цзин объяснил:
— Если мы хотим усмирить сюнну, остаётся одно средство — политический брак, который превращает противника в родственника. Я предлагаю вам отдать Мо Ду в жёны одну из принцесс. Это исполнит его благодарностью. Китайская жена станет царицей, и рождённые от неё сыновья будут наследниками Мо Ду. Вы сможете поддерживать постоянные контакты благодаря отношениям тестя и зятя, укрепляя их ценными дарами. Таким образом, даже дикого тигра можно приручить так, чтобы ездить на нём верхом. В качестве вашего зятя Мо Ду больше не сможет грабить ваше государство, а его потомки — ваши внуки — тоже будут вести себя тихо. Так вы победите воинов противника мирными средствами, без войны. Этот план надолго укрепит безопасность.
Ханьский император гневно воскликнул:
— Как может уважающий себя китайский император отдать принцессу в жёны дикарю? Надо мной все будут издеваться!
Лю Цзин возразил:
— Вы могли бы пожертвовать сливовым деревом ради персикового — выдать самую прекрасную из придворных дам за принцессу и отдать её Мо Ду.
Этому совету ханьский император и последовал. Мо Ду действительно очень обрадовался невесте и выразил готовность породниться с императором Гао-цзу. После смерти Мо Ду вожди сюнну продолжали брать в жёны китаянок. Из них особенно известна, прежде всего в литературной области, придворная дама Ван Чжаоцзюнь. В 33 г. до н.э, она согласилась выйти замуж за одного из правителей сюнну, искавшего руки благородной дамы-китаянки.
Мир, однако, установился ненадолго.
Позже многие правители Древнего Китая обнаружили единственную возможность долгосрочной защиты от кочевников на севере, а именно стали строить высокие стены и валы и устанавливать постоянную пограничную стражу. Так возникла Великая Китайская стена, история которой, впрочем, начинается ещё в VII столетии до н.э.
Хотя нападения сюнну на Китай и не удалось полностью прекратить, всё же поведение китайцев может рассматриваться в свете Стратагемы № 17. «Кирпичи» здесь — китайские невесты, а «яшма» — временный мир.
Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. (35)
Рыбак выуживает царя
Стратагема № 17 — Бросить кирпич, чтобы получить яшму
Цзян Цзыя, прозванный также Цзян Таньгуном, покинул столицу и поселился на берегу реки Вэй, большом притоке реки Хуанхэ. Эта местность находилась под властью Цзи Чана из рода Чжоу, противника династии Шан. Цзян Цзыя знал о далеко идущих политических планах Цзи Чана и о его нужде в способных советниках.
Чтобы привлечь внимание Цзи Чана, Цзян Цзыя начал удить рыбу в реке Вэй. Но он удил совершенно необычным образом. Его крючок был не загнутым, а прямым, на нём не было никакой наживки. Кроме того, он держал крючок на расстоянии добрых трёх футов от воды, поднимал удочку высоко в небо и громко произносил фразу: «Рыба, которой надоело жить, должна сама ухватиться за крючок».
Об этом редкостном методе ловли рыбы вскоре услыхал Цзи Чан. Он нашёл, что этот рыбак — забавный шут, и послал воина с приказом привести его ко двору. Но рыбак не обратил на воина внимания, только сказал как бы сам себе:
— Крючок! Крючок! Крючок! Однако вместо рыбы лишь мелкая креветка хулиганит.
Воину ничего не оставалось, как вернуться и сообщить Цзи Чану о своей неудаче. Цзи Чан поразмышлял над этим и убедился, что рыбак этот — чудаковатый, но выдающийся человек. Он послал чиновника, чтобы пригласить его ко двору. Когда Цзян Цзыя заметил посетителя, он не обратил на него внимания, а только сказал, разговаривая сам с собой:
— Крючок! Крючок! Крючок! Большая рыба не клюёт, только мелкая безобразничает.
Чиновник в удивлении вернулся к Цзи Чану и обо всём рассказал.
«Это, пожалуй, действительно выдающийся человек», — подумал Цзи Чан.
И вот он набрал ценных даров и отправился к рыбаку сам, чтобы пригласить его ко двору поговорить. Теперь Цзян Цзыя уверился, что стремление Цзи Чана найти искусного советника действительно исходит из глубины сердца, и он поступил на службу к династии Чжоу, которой в качестве военачальника помог в решающей битве с династией Шан.
Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. (35)
Яшма. Стратагема 17
Жители Китая всегда считали свою страну центром мира и имели для этого веские основания. С разных сторон их окружали пустыни, горы и непроходимые леса.
Срединная Империя - так называли Китай.
Китайцы полагали, что только в Китае жители от рождения умны, талантливы и уравновешены. Они привержены добрым нравам и только здесь могут рождаться великие мудрецы. Земли же варваров, расположенные по краям, ущербны. И поэтому в землях варваров великие мужи никак появиться не могут.
Варваров китайцы презирали, и воевать с ними не было смысла. Даже успешные войны могли только разорить Китай и уж никак не обогатить.
По этой причине китайские императоры не стремились расширять границы за счет степей на севере и горных массивов на Западе. Юг они старались колонизовать мирным путем, а на Востоке был океан.
Китайцы старались не обижать соседей и всегда отличались миролюбием. К войне же было отношение как к печальной необходимости.
Если варвары все-таки нападали, военные кампании строились на идее краткосрочной и успешной обороны. Правда, в боях не всегда везло, и порой приходили оккупанты, но китайцы не падали духом и были уверены, что со временем всё образуется.
Так и получалось. Каждый раз побеждали их терпение и труд. И всё возвращалось на круги своя.
Постоянная и боеспособная армия была им не нужна. Более того, правящий дом рассматривал армию как угрозу своему спокойствию. Китайские династии не были заинтересованы в её усилении, наоборот, проводилась политика подавления инициативы у военных, бюрократизации армии и разделения управления войсками. (Заметим, такую-же политику по отношению к Красной армии проводил Сталин в 30-х, 40-х годах и в начале войны)
На протяжении многих веков у китайцев воспитывалось недоверие к военным. Армию пополняли уголовными преступниками, которых направляли туда для службы в качестве наказания.
Хороший человек не может служить в солдатах - так считали китайцы.
В то же время их военная наука руководствовалась парадоксальным представлением о том, что настоящий китайский воин побеждает не воюя.
Самодостаточность и удаленность страны объясняют много любопытного в национальном характере китайцев.
Уже 2000 лет, как в Китае вырублены леса, но эта самая скудность растительного и животного мира привела к тому, что китайцы накопили богатейшие и не имеющие себе равных в мире сведения о целебных и питательных свойствах трав, грибов, цветов и насекомых, о повадках зверей, рыб и птиц.
Китайцы создали декоративные сады и рукотворные ландшафты. И только китайцам понятна философская значимость расположения камней-валунов, старых деревьев, поворотов тропинок, тихих водоемов и искривленных крыш.
Среди почитаемых камней предметом особого поклонения была яшма.
Узоры на яшме считались прообразом небесных узоров мироздания. А сам камень был воплощением творческой силы Неба.
Постигнуть яшму, её форму, цвет, узор и звучание могли только люди с утонченным вкусом.
Яшма была символом державной власти. Яшмовые подвески украшали одежду и головные уборы важнейших её обладателей. Мужчин и женщин. Из неё делали государственные печати.
Самая высокая похвала для китайского ученого мужа - быть уподобленным яшме. Любопытно, что яшмовые пластины в древнем Китае были уважаемым музыкальным инструментом.
Модный в эпоху Тан белый и серо-зеленый фарфор, «издавал голос скорбящей яшмы», если ударить по нему палочкой. И это была самая высокая характеристика этого фарфора.
В глубокой древности китайцы считали яшму настолько священной, что ограничивались самой минимальной обработкой этого камня.
(Тому есть другое объяснение. Яшма – один из самых твердых камней в природе, она имеет коэффициент твердости 6 по шкале Мооса).
Скульптурные группы из яшмы стоили баснословно дорого.
В середине YI в н. э. тюрки основали в степях нынешней Монголии огромное государство, простиравшееся далеко на запад. Кочевники доставляли много неприятностей китайцам. В 626 году их хан Сиэли в очередной раз напал на Китай и остановился в нескольких милях от китайской столицы. Чтобы выиграть время юный император Ли Шиминь поехал со свитой навстречу.
Китайцы говорили о мире и упрекали кочевников в том, что они нарушили прежние договоренности. Переговоры прошли успешно. Но секрет был в том, что китайцы выиграли время, подошла китайская армия, и стала разворачиваться в боевой порядок.
Захватчикам предстоял разгром и теперь уже кочевники запросили мира. Кажется странным, но молодой китайский император согласился на мир и неудачливого противника одарил подарками.
Любопытно и то, что его генералы как будто не возражали. Похоже, они были готовы к такому повороту дел, хотя победа была у них в руках.
Захватчики благополучно удалились и не понесли наказания.
Расчет императора был сделан по китайски правильно. Кочевники не станут повторять свой поход по той причине, что увидели мощь китайской армии, это во-первых, и во вторых, у них нет причин для обиды.
Удивительно. Почему-то в степном государстве по возвращении армии из похода всё чаще стали возникать проблемы. И всего через четыре года грозная держава хана Сиэли перестала существовать.
Как будто молодой китайский император заглянул вперед и всё это специально подстроил. Но возможно другое. Китайцы действовали по каким-то особым, только им известным правилам. И благодаря им победили не воюя.
Лишь недавно, в 70-х годах 20-го века эти особые китайские правила открыл для европейцев аспирант Харро фон Зенгер из Швейцарии.
А было так. Однажды он услышал от уважаемой дамы, профессора Бо: «Тридцать шестая стратагема: бегство - лучший выход в безнадежной ситуации».
Аспирант задал вопрос: «Если тридцать шестая стратагема побег - лучший выход, то что же такое стратагемы с первой по тридцать пятую?»
Его совершенно поразил ответ Бо: «Не знаю». Зенгер никогда ранее не слышал, чтобы эрудит Бо Чженьши кому-нибудь говорила: «Не знаю».
Слово стратагема по-китайски звучит иначе. Это слово означает стратегический план, в котором заключена какая - то хитрость. Обычно это план долговременный, а действия по его реализации носят непрямой и неочевидный характер. Реализация стратагемы требует от автора усилий и большой выдержки.
До последнего времени стратагемы были у китайцев секретным национальным достоянием. Их хранили в тайне, как когда-то секреты производства шелка и фарфора.
Понятие стратагемности подразумевает военную тотальность, где цель оправдывает любые средства.
В китайской традиции методы стратагемности не требуют моральных оправданий. Проигравший партию в шахматы не вправе считать себя обманутым. Ему полезнее признать, что противник лучше владеет сутью игры, ее тонкостями и стратегическим видением.
В отличие от европейцев в Китае рассматривают создание коварных планов как дело обычное и не особенно тяготятся этим. Характерны названия некоторых стратагемм:
№ 3. Убить чужим ножом.
№ 5. Грабить во время пожара.
№ 9. Наблюдать за огнем с противоположного берега.
№10. Прятать за улыбкой кинжал.
№25. Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками
№28. Заманить на крышу и убрать лестницу.
Названия перечисленных стратагем отдают уголовщиной.
Считают, что аморальность стратагем критиковал еще Конфуций. Однако стратагемность появилась задолго до него. Эта традиция происходит из глубокой древности как попытка обобщения приемов военной и дипломатической борьбы в условиях Срединной Империи.
Настоящий китаец должен обладать искусством выбора нужной стратагеммы, а затем неуклонно по ней действовать.
Всего стратагемм 36.
Стратагема №17 звучит так: «Бросить кирпич, чтобы получить яшму»
Обретение «яшмы» - цель, выбрасывание кирпича - средство достижения цели.
«Я вижу, что он беспрестанно бросает на меня взгляды.
Это меня радует.
Я бросаю ему кирпич, чтобы получить яшму.
Из его печали я надеюсь получить свое счастье».
(Гуань Юши «Великолепная пара» )
В данном случае кирпич обозначает вопрос женщины, изображающей негодование: «Почему вы мне докучаете?» Боль, которую вызывает раздраженный тон вопроса,- это кирпич, который она бросает тайно любимому ею мужчине. Однако таким образом она предоставляет ему возможность завязать разговор. Более близкое знакомство - это та «яшма», которую в результате получит женщина.
В примере с императором Ли было вот что.
Богатые подарки, переданные танским императором в 626 г были «кирпичами». Теперь надо было потрудиться, чтобы взамен кирпичей получить яшму. Китай и дальше продолжал уменьшать противостояние. Но непростые китайцы одновременно подогревали разногласия как внутри тюркской державы, так и внешние для степняков, с соседними странами.
Время яшмы наступило через четыре года. К 630 году держава хана Сиэли оказалась в полной изоляции. Её войска были разгромлены, а государство восточных тюрков уничтожено.
Свидетельство о публикации №210100300217
Ой, спасибо! А есть у вас рассказ, где (по их китайским оценкам) они себя сами перемудрили?
Ну это Вы своей мудростью поделились.
Меня же интересует самокритичность китайцев. Встречалось ли Вам именно это качество в искренном и письменном проявлении? Спрашиваю у Вас как у знатока их культуры.
Скрытая агрессивность ещё страшнее открытой. Можно ли считать обороной то, что работает на уничтожение противника на территории противника?
Спасибо. Китайцев нельзя считать чересчур мудрыми. Пускай они себя такими считают.
То, что Китай великая держава - им крупно повезло, но это временно.
Надо было поставить заслон сильной Японии. Оттого получился Китай.
Настанет время и сверхдержавы Китай снова не будет.
С уважением
Читайте также: