Кто и когда изобрел лего
Все выпускаемые на данный момент серии конструкторов LEGO, и даже более. Эксклюзивные наборы и раритетные конструкторы предыдущих годов.
"Включаем серые клеточки после каникул"
“ Только лучшее является достойным”
Оле Кирк Кристиансен (основатель компании LEGO®)
Давно известный факт, что обучение ребенка, независимо от его возраста, лучше всего проходит в игровой форме. Таким образом, материал усваивается гораздо интереснее и легче, а соответственно и эффективнее. Не стоит наседать на своих непосед с учебниками и разнообразными методическими пособиями. Подобными способами можно добиться лишь отрицательного отношения к учебе и минимальный процент усвоения материала. Нужно понимать, что учебный процесс должен быть увлекательным, тогда от него и польза будет!
На сегодняшний день на российском рынке существует множество развивающих игр и игрушек для детей разного возраста. Одним из ярких примеров этого являются детские конструкторы LEGO, в основе которого лежат простота и универсальность. Игровые наборы LEGO полностью отвечают запросам своих покупателей, постоянно меняясь и совершенствуясь, он прочно занял свое место в детских комнатах. Ведь получая в подарок коробку с конструктором, ребенок получает будущий мир, создавая который и играет, и учится, и развивается одновременно.
Помимо основного ассортимента наборов LEGO, которые продаются в фирменных магазинах по всему городу, можно выделить и новое направление в конструировании - LEGO Education (обучающие образовательные конструкторы и робототехника), покорившее учебные центры по всей Европе. Неизменным остается лишь то, что всю продукцию LEGO условно можно поделить на несколько серий: наборы для малышей, для детей школьно возраста и наборы для всей семьи.
Почему же многие родители доверяют обучение своих детей продукции LEGO? Потому что образование и безопасность являются главными звеньями компании, что подтверждается многолетними исследованиями и сотрудничеством с педагогами и специалистами по детскому развитию. Какие же еще можно выделить преимущества?
- Во-первых, даже просто перебирать кубики в руках – это уже полезно! А если эти кубики цветные, различные по форме и размеру, то вдвойне лучше. Развивается мелкая моторика пальчиков, улучшаются внимание и память. Проявляются творческие способности и смекалка у ребенка.
- Во-вторых, во всех наборах содержится большое количество реалистичных минифигурок различных профессий, фигурок животных, а так же деталей для сборки разнообразных транспортных средств и зданий. Все это позволит изучать окружающий мир и профессии людей, не отрываясь от игры.
- В- третьих, широкий ассортимент настольных игр и наборов с известными киногероями и героями мультфильмов. Отличная возможность для ролевой игры в компании друзей или родителей!
- И в-четвертых, безупречное качество конструктора LEGO, низкий процент брака, а так же максимальная реалистичность готовых моделей. Очень важно, что бы игра была не только увлекательной, но и безопасной.
Вот сколько преимуществ в одном даже самом маленьком наборе с конструктором LEGO. Более широкие возможности по обучению можно получить с игрой в LEGO Education.
Креативность, решение проблем и командная работа.
Все решения LEGO Education основаны на практическом подходе к обучению, при котором ученик активно вовлечен в свой собственный учебный процесс. Вместо простого запоминания чужих работ и достижений, ученики, даже самые маленькие, сталкиваются с задачами, которые побуждают их использовать свое воображение, навык решения проблем и работы в команде. Подразделение LEGO Education включает в себя следующие разделы:
- Развивающие (для самых маленьких). Позволит углубленно изучить окружающий мир и социальное устройство.
- Образовательные (для детей старшего возраста, учащихся начальных и средних классов). Ребята в игровой форме учатся основам механики и получают возможность конструирования простейших механизмов. Созданные модели расскажут школьникам о физике и движении тел. Наборы объясняют принцип действия пневматических цилиндров, работу ветряной мельницы, знакомят с солнечной батареей и вольтметром.
- Робототехника (для учащихся старших классов и институтов). Ученики могут строить модели LEGO, используя моторы и датчики для подачи энергии, соединять модели с компьютером и, пользуясь простыми инструментами программирования, задавать поведение модели.
Говоря о конструкторах LEGO, вот что на самом деле прячется под понятием «игрушка». И это далеко не полный список всех преимуществ. Занимаясь с продукцией LEGO, дети не просто играют, они работают с набором межпредметных тематических заданий и развивают свои навыки не только в познании окружающего мира, но и в науке, технологиях, проектировании, а так же в языке и грамотности.
Благодаря подобным игрушкам можно открыть детям увлекательнейший мир, который они создадут собственноручно! И это не маловажно, ведь подобные действия станут мощным мотивирующим фактором для изучения математики, физики, информационных технологий и других смежных наук.
Защелкивающиеся кубики из пластмассы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня словом LEGO часто называют модульную систему при описании сложных технических решений. При этом многие воспринимают знаменитый датский конструктор всего лишь как игру, пусть и развивающую. Однако уже 40 лет в школах разных стран мира созданные на его основе учебно-методические комплекты с успехом служат практическими пособиями на уроках физики, химии, биологии, математики, информатики и многих других дисциплин. В наши дни с помощью специально разработанных решений дети не только осваивают школьную программу, но и учатся справляться с задачами градостроения, робототехники и других областей «взрослого» знания.
LEGO Education: история создания конструкторов для учебы
Использовать популярный конструктор на уроках школьные учителя начали еще в 60-х годах XX века. Присмотревшись к этому опыту, спустя два десятилетия компания создала специальный департамент развития образовательных решений и выпустила целую серию конструкторов для школы и внеклассного обучения. Сегодня все они производятся под брендом LEGO Education.
В состав этих наборов входят как детали из стандартных серий, так и некоторые уникальные элементы. Сложность и комплектация зависят от возрастной группы, для которой предназначен конструктор. Особенность учебных наборов заключается в том, что с их помощью можно строить модели для постановки опытов в рамках школьной программы, собирать различные механизмы по прилагаемой инструкции и конструировать собственные. Поэтому во всех учебных наборах, помимо кубиков, есть учебно-методические пособия различной тематики и на разных языках.
Многообразие конструкторов LEGO и идей, которые можно воплотить с их помощью, кажется поистине неисчерпаемым. Но в основе этой бесконечности лежит единственный краеугольный камень, он же самозащелкивающийся кубик. Прототип современных кирпичиков в 1949 году разработал основатель компании Оле Кирк Кристиансен. В 50-х годах XX века его сын Готфрид значительно усовершенствовал конструкцию: помимо шипов на верхней плоскости кубикам добавили трубочки в нижней полой части. Это сделало сцепление значительно более надежным и не теряющим прочности даже через много лет. Именно благодаря такой конструкции можно строить из кубиков LEGO очень большие и сложные модели. Кстати, все современные конструкторы полностью совместимы с кирпичиками, выпускавшимися начиная с 1958 года.
В 1998 году в рамках направления Education был выпущен первый конструктор LEGO MINDSTORMS для создания программируемых роботов. Одновременно появилось и специальное программное обеспечение для управления ими. В состав наборов этой серии входит модульный микрокомпьютер, который управляет роботами, сервоприводы и датчики различного типа и назначения. Создавать алгоритмы для микрокомпьютера позволяет особый язык программирования и специальное фирменное ПО, которое устанавливается на настольный ПК, ноутбук или планшет. Именно с этим решением в Россию пришло понятие образовательной робототехники, которая закладывает у ребенка прочные основы системного мышления и позволяет ученику применять знания информатики, математики, физики, естественных наук, технологии, а также на практике знакомиться с инженерным творчеством.
В будущее – прямо из-за парты
STEAM-обучение – образовательная концепция, основанная на прикладном междисциплинарном подходе: школьные дисциплины интегрируются в единую систему обучения, где дети решают единую задачу, используя знания и навыки из различных предметных областей. STEAM – это аббревиатура, образованная из первых букв названий дисциплин, преподаваемых в рамках концепции: S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное дело), A – art (искусство), M – mathematics (математика). На сегодняшний день STEAM-обучение признано одной из наиболее прогрессивных и эффективных образовательных концепций.
Набор SPIKE Prime, увидевший свет в 2019 году, позволяет наилучшим образом реализовать STEAM-подход к обучению.
Задачи, которые ученики решают в процессе коллективной работы над учебными проектами, состоят из двух частей: моделирования роботов или механизмов и последующего программирования их функций в среде Scratch с помощью приложения SPIKE. Именно так сегодня работает большинство взрослых специалистов, в какой бы области знания они ни были заняты.
Приложение SPIKE дополнено учебными курсами, которые отвечают требованиям российских государственных образовательных стандартов. Большинство проектов рассчитано на 45 минут школьного урока. Это позволяет учителям использовать обучающую платформу для ежедневных занятий по стандартной или расширенной программе.
Юные инженеры преобразуют городскую среду
Дети любят не только играть, но и соревноваться, общаться с ровесниками, заниматься общим делом, причем делать это в непринужденной, свободной обстановке. Детское любопытство, тяга к творчеству и созиданию лежат в основе международной образовательной программы FIRST LEGO League (FLL) для ребят от четырех до шестнадцати лет.
FLL — самое популярное международное робототехническое соревнование, которое проводится на базе конструкторов LEGO. Сегодня в нем принимают участие более 90 тысяч команд из 103 стран мира, в состязаниях участвуют более миллиона обучающихся. Соревнования проводятся в трех возрастных группах: 4–6, 6–9 и 10–16 лет. Участники в начале учебного года получают практическую задачу, на решение которой отводится 3–6 месяцев. Затем проект нужно представить на региональном, потом на национальном, а в случае успеха – на одном из мировых чемпионатов FLL. Каждый год посвящен решению определенной актуальной мировой проблемы.
В России соревнования проводятся с 2012 года. В феврале 2020-го в Красноярске под эгидой некоммерческой общественной организации «Лаборатория по робототехнике "Инженеры будущего"» состоялся самый масштабный всероссийский чемпионат, темой которого стало градостроительство. В соревнованиях приняли участие 1200 школьников – 185 команд из 45 регионов России и четырех стран. Участникам предстояло подготовить проекты по темам «доступность городской среды для разных категорий населения» и «рациональное использование пространств при плотной городской застройке».
Дом для всех
Абсолютным победителем чемпионата стала команда «Морошка» из Архангельской области, состоящая из ребят 8–9 лет. Они представили на конкурс проект «Дом для всех», в котором удобно и комфортно и детям, и взрослым, и пожилым, и людям с ограниченными возможностями.
Чтобы добиться поставленной цели, школьникам пришлось немало потрудиться. «Работа над проектом началась со знакомства с основами строительства и проектирования зданий. Каждый из ребят брал на себя изучение определенной темы, после чего они делились добытыми знаниями друг с другом на занятиях. Затем появился первый чертеж дома, который постепенно превратился в модель из деталей LEGO. По мере сборки возникали новые идеи, что-то меняли, что-то убирали. Когда собрали дом полностью, решили показать его специалисту и пригласили в студию архитектора. Так ребята провели первую презентацию своего проекта, а заодно получили ответы на оставшиеся вопросы. После этого дом разобрали и собрали снова, уже с учетом новых знаний, исправив все ошибки», – рассказывает тренер команды Ирина Чашина.
Отличительными чертами собранной школьниками модели стали подъезды с широкой автоматической дверью, пандусом, удобной лестницей с перилами и лифты особой конструкции. Во дворе устроены безопасная пешеходная зона и детская площадка, включающая зону для детей с ограниченными возможностями и небольшой скейтодром. Интересно, что попасть на площадку можно прямо из дома, не выходя на улицу.
Модель полностью выполнена из деталей LEGO Education SPIKE Prime. Многие ее элементы механизированы. Самые простые механизмы – это качели для детей с ограниченными возможностями и наклонный пандус на входе в подъезд. Использован и целый ряд механизмов с моторами и передачами. К примеру, автоматическая дверь подъезда приводится в движение механизмом с тремя передачами – зубчатой, коронной и передачей с зубчатой рейкой. В конструкции лифтов и подъемного крана использована ременная понижающая передача, а карусель для детей с ограниченными возможностями, спроектированная таким образом, чтобы она находилась на одном уровне с поверхностью земли, приводится в движение с помощью коронной понижающей передачи.
При этом все движущиеся механизмы управляются компьютером. Алгоритм их работы ребята программировали в приложении LEGO Education WeDo 2.0, а управление моделью осуществляется с помощью входящих в учебный набор датчиков и с клавиатуры ноутбука.
Кровля для жизни
Интересную градостроительную идею предложили школьники из Нижнего Новгорода – участники команды MeGAZ. Ребята спроектировали и построили из конструктора LEGO Education девятиэтажный четырехподъездный жилой дом с эксплуатируемой кровлей, на которой расположены зоны отдыха и спортивные площадки, перемежающиеся участками зелени.
Перед тем как приступить к реализации своей идеи, школьники провели опрос и выяснили, что жители их города хотели бы видеть на крышах своих домов. Исследование проводилось по всем правилам: были подготовлены опросные листы, после чего каждый из участников команды провел интервью со своими одноклассниками, жителями своего дома и прохожими на близлежащих улицах. В соответствии с результатами исследования и осуществлялась планировка крыши, которая состоит из четырех модульных зон: детской игровой площадки, спортивной площадки с игровым полем, беговой дорожкой и тренажерами, зоны отдыха с искусственным водоемом, газонами и летним кинотеатром, а также гостевой зоны, доступ в которую открыт как жителям дома, так и гостям. По сути, гостевая зона – это коммерческая территория, от которой ТСЖ может получать прибыль. Доступ в каждую зону обеспечивают лифты, выведенные на крышу прямо из подъездов. В перспективе ребята собираются добавить к проекту отдельный панорамный лифт, установленный на боковой стене здания для доступа в гостевую зону.
После опроса жителей участники команды встретились со специалистами Нижегородского строительного университета (ННГАСУ) и обсудили с ними свои идеи. В результате к первоначальному замыслу добавились новые детали: ограждения, лифтовые шахты с выходом на крышу, вентилируемое покрытие кровли и т. д.
«По замыслу ребят перед началом строительства дома будущие жильцы могут самостоятельно выбрать принцип зонирования кровли в соответствии со своими предпочтениями. Еще одна идея – большое количество зеленых насаждений на крыше. Это должно улучшить экологию города и снизить концентрацию углекислого газа в воздухе. А предустановленные системы очистки крыши от воды и снега позволят использовать природные осадки для повседневных нужд ТСЖ», – рассказывает куратор команды Людмила Федосова.
Этот проект реализует одну из наиболее востребованных концепций современного градостроения, которая пользуется популярностью в мегаполисах с плотной застройкой и дефицитом свободных площадей. Сегодня подобные архитектурные решения все чаще можно встретить в Китае, крупных городах США и Канады. С недавних пор озеленение и благоустройство крыш практикуют и российские архитекторы.
Безбарьерная городская среда
Проект команды Siberian Hearts красноярской средней школы № 149 решает одну из наиболее острых проблем современного города – организацию пешеходных переходов для людей с ограниченными возможностями. Ребята нашли оригинальный подход – прикрепили к пешеходному мосту монорельс, по которому перемещается подвесная кабина, похожая не те, что используются на канатных дорогах.
«Перед ребятами стояла задача: найти в городе проблемные точки и предложить решение. Поэтому свою работу они начали с консультации с руководителем проекта "Шаг за шагом" Натальей Каптелининой, которая и привлекла их внимание к проблеме, не имеющей решения уже много десятков лет: человек, передвигающийся на коляске, фактически не имеет возможности пересечь главную транспортную артерию города – улицу Вейнбаума», – рассказывает куратор команды Максим Турушев.
Проблема заключается в том, что конструктивные особенности пешеходного моста, соединяющего Театральную площадь с площадью перед зданием городской администрации, не позволяют оборудовать пандус или лифт. Юные инженеры предложили интересную альтернативу – закрепленный на несущей конструкции моста дугообразный монорельс с механизмом канатной передачи, который будет перемещать над дорогой оборудованную автоматическими дверями кабину. Останавливаться она будет на уровне тротуара, а для вызова горизонтального «лифта» достаточно просто нажать кнопку. При этом пользоваться необычным средством передвижения смогут не только люди с ограниченными возможностями, но и пешеходы с детскими колясками, велосипедам и т. д.
Участники команды уверены, что предложенное ими решение универсально и его можно использовать на любом пешеходном мосту. По мнению красноярских проектировщиков, проект имеет все шансы после некоторой доработки быть реализованным. Мэр города Сергей Ерёмин высоко оценил работу школьников и рассказал о намерении обсудить проект на совещании в городской администрации.
Конструкторы, обучающие материалы и образовательные программы LEGO Education помогают детям не только изучать предметы школьного курса, но и постигать их взаимосвязь, а также учиться командной работе и решению проектных задач. Такой формат образования как нельзя лучше готовит школьников к жизни в современном мире, где взрослым каждый день приходится решать тысячи задач на стыке дисциплин и использовать цифровые модели.
Я прекрасно помню, как году эдак в 2003 подставлял под настольную лампу пластмассовую фишку из Cheetos с маской одного из биониклов (Tahu, если быть точным), чтобы затем закрыть ее рукой и через маленькую щель между пальцев смотреть, как маска светится в темноте. И одно это уже вызывало восторг. Да, денег на дорогую игрушку от LEGO в то время не было, но друзья во дворе без проблем давали поиграть в своих биониклов. В школе же на переменках счастливые обладатели Бороков (с выкидывающимися вперед головами) пускали их в бой, чтобы выяснить, чей же крепче и не развалится от очередного удара.
Серия конструкторов BIONICLE ощущалась очень свежо: необычные коробки в виде капсул, детали, непохожие на аналогичные из других наборов LEGO и истории, связанные с неким островом Mата Нуи, напечатанные во вкладышах - все это создавало невероятную атмосферу. Плюс ко всему, популярность подкреплялась мультфильмами, играми, коллаборацией с известными брендами, рекламой по телевизору и еще черт знает чем. Вишенкой на торте стал выпуск поддельных биониклов от сторонних фирм с причудливыми названиями - что лучше может сказать о популярности, чем это?
Пару недель назад на популярной доске объявлений я случайно увидел в продаже нового запечатанного бионикла из коллекции 2001 года (а ведь прошло уже 20 лет), вспомнил то время и задался вопросом - а куда же они делись, раз были настолько популярны?
Нельзя сказать, что на стыке веков дела у компании Lego шли из рук вон плохо, отнюдь. Однако продажи наборов, созданных по мотивам серии Звездных войн и Гарри Поттера, зависели от частоты выхода кинокартин, а также требовали лицензионных отчислений. Собственные же наборы (на примере RoboRiders и Throwbots - прародителей BIONICLE) не были столь популярными. Плюс ко всему, не все виды бизнеса (от парков аттракционов до компьютерных игр) приносили достаточную прибыль. Компании было необходимо создать нечто новое, что сможет увлечь потенциальных покупателей.
Датчанин Кристин Фабер, трудившийся в маркетинговой фирме Advance (партнер LEGO) - вот человек, который придумал саму концепцию Bionicle, вдохновившись. Да-да, лечением собственной болезни. Но обо всем по порядку.
Сначала по мотивом нестандартных наборов конструкторов LEGO Technic вместо машин Кристин решил создать конструктор, напоминавший человеческое тело и так появились Cybot'ы. И из них, в свою очередь, уже родились те самые Throwbots и RoboRiders в 1999 и 2000 годах, соответственно.
Следующим шагом стало создание концепции "Doo Heads" (которые уже сильно походили на BIONICLE) - роботов в масках на головах, которые могли отстреливаться, однако тестирование на фокус-группе показало, что дети плохо реагировали на съемные головы. И вот - следующим шагом в развитии конструктора с конечностями и суставами стал BIONICLE. И да, по задумке Кристина Фабера сама концепция и мир должны были быть столь же масштабными, как и LEGO Star Wars, над наборами которых Кристиан работал до этого.
Дело в том, что курс лечения Фабера представлял собой регулярные инъекции, который тот получал раз в две недели. И вот, те самые уколы казались художнику отправкой новой волны защитников на борьбу с болезнью. Фабер представлял, как группа борцов прибывает на неизвестный им остров в полном беспамятстве - с единственным знанием, что им необходимо одолеть некое зло. Остров же был чем-то вроде живого организма. Отсюда родились и название (BIOlogical chroNICLE - биологическая хроника), и упаковки-контейнеры (напоминавшие Фаберу капсулы с лекарствами), в которых герои пребывали на морской пляж.
Сценарист Аластер Суиннертон и писатель Боб Томпсон (возглавивший творческую команду Bionicle) придумали историю и персонажей, менеджер по дизайну LEGO Мартин Андерсен (предложивший использовать наработки из Throwbots) руководил разработкой визуальной стороны игрушек, а Кристин Фабер создавал визуальный облик мира, который был вдохновлен темой острова Вуду и реалити-шоу Expedition Robinson.
Рекламная компания новой серии конструкторов LEGO была агрессивной: статьи в журналах, ролики по ТВ, комиксы, flash-игры, знакомящие с миром BIONICLE, а позже - полноценные компьютерные игры, полнометражные фильмы и даже книги. История игрового мира и острова Mата Нуи подавалась через фирменный рекламный журнал LEGO LEGO Mania (который на пике популярности читало порядка 2млн человек) в виде комиксов (за авторством Грега Фаршти). Там же появлялись и образы героев из новых коллекций, которые выводились в продажу. Все это принесло новой серии известность и любовь, а LEGO - немалую прибыль (только за первый год продаж выручка составила порядка 160 млн долларов). И именно BIONICLE спас в 2003 году LEGO от банкротства, ведь на него приходилось 25% общего дохода компании.
Обороты росли, новые герои появлялись все чаще (необычные злодеи, подводные жители и "легендарные гиганты"), а продуктовая линейка обновлялась быстрее прежнего. Дошло до того, что под брендом Bionicle выпускались кроссовки Nike, игрушки для Happy Meal из McDonald's и даже зубные щетки Colgate.
Сегодня, 28 сентября, в датском городе Биллунне открывается развлекательный комплекс «LEGO-Дом» (LEGO House) — огромное здание, возведенное по образцу моделей популярного конструктора, но из настоящих строительных материалов. Необычный дом уже сняли на видео с помощью дрона. Посмотрим, как он выглядит с высоты птичьего полета, и заодно разберемся, так ли уж безобидно повальное увлечение разноцветными кубиками.
Этот дом одержим
Музей, построенный по инициативе компании LEGO, получил прозвище «Дом кирпичика» (Home of the Brick). В нем разместят множество интерактивных выставок (естественно, все в той или иной степени посвящены легендарному конструктору), три ресторана, конференц-зал, магазин и общественные пространства.
Кроме того, в здании будет установлено «Дерево творчества» (Tree of Creativity), сделанное из 6,3 миллиона деталей LEGO. Его высота составит около 15 метров. Процесс производства всех кирпичей для создания инсталляции длился около 24 тысяч часов, еще более тысячи часов ушло на сборку конструкции.
Общая площадь комплекса — 12 тысяч квадратных метров. Для сравнения: экспозиционная площадь Центрального дома художника в Москве — 9 тысяч квадратных метров. «LEGO-Дом» спроектировало архитектурное бюро Bjarke Ingels Group.
Джеспер Вилструп, генеральный директор «LEGO-Дома»: «Это здание — воплощение смысла игры в LEGO и ценностей, которые пропагандирует компания. В основе архитектурной концепции комплекса — обычный игрушечный кирпичик, символизирующий организованное творчество — суть игры в конструктор. Мы не случайно выбрали под строительство дома площадку в Биллунне. Здесь стартовало LEGO-приключение. И изначально мы планировали, что "LEGO-Дом" станет местом, где смогут отдыхать и развлекаться не только туристы, но и обычные горожане. Именно поэтому доступ к пространству площадью около двух тысяч квадратных метров, расположенному в самом сердце здания, будет бесплатным. Мы надеемся, что это место естественным образом станет точкой сбора наших гостей».
Предполагается, что ежегодно музей будут посещать 250 тысяч человек, в пиковые дни — до 2,5 тысячи человек. Пройти на местную LEGO-площадь можно будет без билета, бесплатными сделают и многие другие развлечения.
Интересно, что идея построить музей возникла еще семь лет назад, то есть его создатели явно не торопились. Строительство началось в 2014-м. Биллунн выбрали, как уже отмечалось выше, неслучайно — именно в этом городе в 1949 году началось производство конструктора, от которого сходят с ума миллионы людей в разных странах мира.
Доигрались
Сходят с ума — это не метафора. У многих любовь к датскому конструктору приобретает причудливые, если не сказать уродливые формы. Так, весной 2016-го в американском штате Теннесси полиция задержала нарушителя, проникшего в чужой дом, только чтобы поиграть в датский конструктор. Забравшись в коттедж, мужчина снял обувь, собрал несколько фигурок из LEGO, принадлежащего малолетнему сыну хозяев, и выпил стакан воды. Прибывшие на место полицейские окружили дом и в течение часа наблюдали за действиями нарушителя. Убедившись в том, что он безоружен, стражи порядка задержали мужчину и отправили его на психиатрическое освидетельствование в больницу.
Осенью того же года американские СМИ сообщили о необычном аресте — в штате Флорида полиция была вынуждена задержать двух мужчин — 46-летнего отца и его 19-летнего (!) сына — после того, как они подрались из-за LEGO. Сын обнаружил, что отец выбросил все наборы конструктора, завязалась ссора, быстро переросшая в потасовку.
О том, что LEGO может негативно влиять на психику (особенно детскую), в 2013 году заявил сотрудник Кентерберийского университета в Новой Зеландии Кристоф Бартнек. Он опубликовал исследование, свидетельствующее о том, что LEGO-герои с годами становятся злее: с 1990-х число выпускаемых компанией фигурок со счастливыми лицами неуклонно снижалось, а агрессивных персонажей, напротив, стало заметно больше. Создателям фигурок стоит задуматься о том, как игра с «плохими» из LEGO влияет на детей, указал Бартнек.
У взрослых свои физические проблемы с популярным конструктором. Наступивший на один из кирпичиков, как правило, испытывает очень неприятные ощущения. Портал Nerdist даже составил рейтинг наиболее враждебных для ног деталей. Первое место в нем занял обычный белый куб размером не более сантиметра.
В 2015 году LEGO выпустила полторы тысячи пар специальных тапочек, в которых можно смело наступать на детали конструктора — но их разыграли через интернет. В серийное производство обувь так и не поступила.
Садись, пять! В кубе
Так или иначе, пусть даже давясь и калеча ступни, человечество играет в LEGO уже на протяжении почти 70 лет, и конструктор на самом деле давно перестал быть просто игрушкой. Теперь это национальный символ (не зря датский астронавт Андреас Могенсен, в 2015 году отправившийся на Международную космическую станцию, взял с собой 26 фигурок LEGO), объект коллекционирования и неисчерпаемый ресурс для рекордистов.
LEGO активно используют, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, или, как минимум, «хайпануть».
Так, «Дерево творчества» в новом музее не побьет дубайское достижение: там из 439 тысяч кирпичей LEGO собрали модель небоскреба «Бурдж-Халифа», ставшую самым длинным в мире сооружением, сделанным из деталей датского конструктора. Высота игрушечного здания достигает 17 метров.
Другой выдающийся LEGO-рекорд еще в 2013 году установил датчанин Хенрик Людвигсен, построивший из деталей конструктора железную дорогу протяженностью около четырех километров. Работа над дорогой продолжалась в течение шести часов, энтузиасту помогали друзья. Игрушечный поезд проходит путь от начала до конца за три с лишним часа.
Открыть свой музей LEGO мог бы американский морской пехотинец, который хранит в своем доме более тысячи наборов датского конструктора. Кайл Агон начал собирать LEGO, когда ему было пять лет. В доме морпеха наборы расставлены по полкам и столам и занимают довольно много места. В 2012 году американец зарегистрировал свое достижение в Книге рекордов Гиннеса и заявил, что пока больше не планирует покупать новые наборы конструктора.
За свою историю Lego перебрала множество деревянных, круглых, рукописных вариантов, пока не нашла себя — последнему логотипу компании уже 46 лет.
В 1932 году плотник и столяр Оле Кирк Кристиансен основал свой бизнес в датской деревне Биллунд. Он производил стремянки, гладильные доски, табуретки и деревянные игрушки. Его сын Готфрид Кирк Кристиансен начал работать с ним с 12 лет.
В 1934 году компания Оле и её продукция получили название Lego — сокращение от двух датских слов «leg godt», означающих «играй хорошо». Первый логотип компании использовался на корреспонденции, отгрузочных наклейках и других печатных материалах, но не на игрушках.
В 1936 году логотип изменился — чернильный оттиск Lego Fabriken Billund впервые использовали на деревянных игрушках.
Следующая итерация логотипа появилась в 1939–1940 годах. Этот логотип был тёмным, с тёплыми и деревянными цветами, напоминал гравюру на дереве. Он наклеивался на деревянные игрушки на протяжении десяти лет.
С 1946 по 1950 год компания экспериментировала со стилем.
В 1949 году Lego выпустила предшественника «кирпичика» — Automatic Binding Bricks.
Для первых пластиковых игрушек Lego в 1950 году выпустила отдельный логотип в круглом обрамлении.
В 1951 году Lego Mursten (Lego Bricks) заменил собой название Automatic Building Bricks, потому что сын Оле хотел добиться более широкого признания бренда Lego.
С 1953 по 1955 год логотип сменился трижды: компания экспериментировала с начертанием букв.
На какое-то время в 1954 году компания даже возвращалась к «деревянному» стилю.
Первый овальный логотип Lego появился в конце 1954 года в каталогах Lego Mursten. Компания не стандартизировала цвета, и есть различные варианты, которые зависели от цвета каталога.
В 1955 году появился обновлённый логотип, который, по предположению издания Logodesignlove, мог быть нарисован от руки. В первый раз его использовали в наборе System of Play.
Первый похожий на классический логотип появился в конце 1955 года и продержался до 1959 года. Он получил стандартные цвета и дизайн, использовался во всех деревянных и пластмассовых игрушках.
В 1960 году появился первый логотип с острыми гранями. Так компания подчёркивала основной продукт — кирпичик Lego.
Weetabix Castle был рекламным набором для производителя сухих завтраков Weetabix, 1970 год logodesignlove
В 1973 году Lego начала производство и распространение в США и разработала универсальный логотип, который должен был стать единым всемирным и узнаваемым логотипом компании. Lego удалось — именно это изображение стало олицетворением Lego для всех современных поколений детей и взрослых.
Форма фона намекает на квадратные кирпичики компании, а фирменный шрифт Lego Font, которым написано слово Lego, разработан «мягким и легкомысленным». Его закруглённые края и пузырьковая форма передают «идею веселья». Компания использует яркие и привлекающие внимание цвета — красный и жёлтый.
В 1998 году начертание Lego в логотипе стало тоньше, чтобы лучше выглядеть в «цифровую эпоху». Также в последней итерации логотипа Lego увеличила размер букв, что вместе с яркими цветами помогает коробкам с инструктором выделиться на полках и привлечь детей.
Видимо, отношусь к тому 0.00000000001% людей, которые не фанатеют от LEGO. При том, что бренд, очевидно, переживёт и наших правнуков.
Может быть, меня избаловали в детстве игрушками, однако ни тогда, ни сейчас я не понимаю, как можно променять реализм на кубики.
Как можно было играть в леговских квадратных «солдатиков» при живых G.I. Joe? Как без слез катать квадратные «машинки», когда есть Matchbox, Hot Wheels и Burago? И, наконец, как леговский Бэтмен или Черепашки-ниндзя (в отличии, например, от нетленок Playmates) могут хотя бы отдалённо изобразить драку?
Наверное, дело в модели и сценариях игры. Но, чёрт возьми, не ситком же по Марвелу разыгрывать.
Читайте также: