Фонокорректор своими руками конструктор
На каждом столбе уже давно идут срачи по поводу музыки с винила. Одна часть яростно минусует, ругает и всячески высмеивает идею слушать виниловые диски в век цифровых стримов высокого разрешения, как TIDAL, Qobuz и прочее, в крайнем случае снисходительно улыбается. Другая, не менее яростно отстаивает свою точку зрения, показывая аудиофильские системы за многие тысячи и выкладывает записи звука, доказывая, что хорошо отстроенная и дорогая виниловая система играет намного лучше, чем цифра. У обеих сторон есть и научные и не научные доводы в свою пользу.
Я, в свою очередь, столкнулся с ситуацией, когда реально старые записи без ремастеринга, попадаются в основном отвратительного качества, а новый ремастеринг убивает структуру старых добрых песен, после чего их слушать, я лично, не могу. Принимая точку зрения других, что ничего плохого в ремастерингах нет, для себя я для себя решил собрать чисто аналоговую систему под винил. И первое, оценив цены на нормальные современные вертушки, а так же на топовый винтаж, с учетом его возраста в 50+ лет и состояние, решил собрать винилокрут самостоятельно.
Так как основная часть, как тонарм, диск и двигатель, являются сложными технологическими приборами остановил свой выбор на нормальном винтажном доноре, от которого будет взято только диск и небольшой набор электрики, покупке нового, не сильно дорогого, но качественного, тонарма с иглой, и на полном изготовлении корпуса с всеми необходимыми доделками.
Подбор компонент
Первым делом надо было утвердить тип донора. Дома на тот момент стоял пассиковый привод Thorens 166 который играл очень неплохо, имел новый корпус из черного ореха собственного изготовления и имел возможность смены тонарма. Главным его минусом было отсутствие мало мальской возможности контроля скорости вращения диска. Примитивная электроника и двигатель, чья скорость была расчитана на 50Гц и напрямую зависила от стабильности напряжения и частоты в сети питания. Дабы выровнять скорость точнее необходим был входной стабилизатор напряжения и частоты переменного тока, другой возможности не было. В добавок - пасиковые проигрыватели звучат хорошо в основном на тихой мягкой музыке - как джазы, блюзы и классика. Рок на нем играл вяловато, да и несмотря на полную замену корпуса, кашеобразно из-за кучи резонансов.
Выбор донора пал на прямой привод (Direct Drive (DD)) который дает более агрессивный звук, и как в последствии выяснится, может играть тот же джаз и классику не менее нежно и аккуратно при правильной настройке.
Тонарм был выбран Jelco 750D как яркий представитель оптимального соотношения цена-качество. Более высокие по уровню уже шли с многократным превышением цены, а в своей ценовой категории тонармы Jelco не оставляли никого равнодушным.
Для корпуса был выбран дуб, как вязкое и низкорезонансное дерево с высокой плотностью, которое будет формировать общий вес корпуса без дополнительных материалов.
В результате поисков в объявлениях со вторых рук был куплен DD проигрыватель Micro Seiki DD24 тонарм Jelco 750D серого цвета, и набор дубовых досок под размер.
Внутренности проигрывателя MicroSeiki DD24
Первая часть
Проигрыватель был безжалостно разобран на части.
Все что осталось
Из всего набора был оставлен только трансформатор, управляющая схема, двигатель и питч контроль, которым с помощью обычной системы стробоскопа, можно регулировать скорость вращения.
Корпус был изначально задуман как многослойный, с прослойками антивибрационного материала, в качестве которого была выбрана байка, тонкие 3 миллиметровые полоски между 3см слоями дерева. Всего получилось 6 слоев.
Первая примерка слоев дерева
Обычно корпуса склеивают, но тут я наткнулся на выбор, залить клеем анти-вибро слои, тем самым убив саму идею многокомпонентного корпуса, либо - пойти на не клееный корпус. Второе победило, в результате чего корпус стянут стяжками 6 стяжками, что совместно с расположением слоев перехлестом, делает его полностью монолитным.
Крепление слоев с вырезанной шахтой для двигателя
После обработки корпуса напильником шлиф-машиной, внутрь корпуса была вмонтирована электроника с двигателем. Основной проблемой стало полное разделение двигателя и корпуса, по возможности разумеется. Для этого из Fimo пластика были вылеплены ножки, которые после запекания становятся достаточно твердыми, но имеют свойство сжиматься, как очень твердая резина, тем самым обеспечивая компенсацию микровибраций возникающих при вращении.
Далее, было проведено выравнивание положение двигателя относительно корпуса с помощью цифрового микрометра, дабы расстояние между диском и поверхностью было минимальным. На данный момент оно составляет примерно 2.5мм.
Шахта для электроники управления с задней стороны
Для первой примерки использовал то, что было под рукой, латунная пластина для крепления элементов управления выкрашенная в черный цвет.
Блок управления в процессе примерки
После того, как все было собрано, обеспечен контроль над скоростью вращения и смонтирован блок управления в первом приближении, оставалось найти тонарм, придумать систему крепления и попробовать прибор в деле.
Установка тонарма
Сам по себе поиск тонарма оказался нетривиален. Когда проект только задумывался, фирма Jelco работала, поставляла новые тонармы по приемлемым ценам, однако процесс создания пришелся на перый год короны, делал все в августе, и когда начал искать где купить новый тонарм, оказалось, что фирма Jelco закрылась. Причиной явилась как раз корона, возраст работников и, как написали на сайте самой фирмы, старость станков. Печальное событие произошло в апреле - что привело к резкому росту цен.
В результате тонарм был найден только со вторых рук, новые либо вызывали сомнение в новизне и подлинности, либо стоили уже примерно так же как и их более интересные дорогие собратья.
Свежеприобретенный тонарм
Тонарм надо было как-то поставить на место, которое изначально было запланировано на втором сверху слое дерева, но тут и скрывались основные проблемы. Дело в том, что обычно корпуса самодельных проигрывателей изготавливают из фанеры, заполняя их дробью или другими металлическими наполнителями, компенсируя малый вес корпуса. Фанера гораздо менее чувствительна к изменениям влажности и температуры, чем дерево, более стабильна и имеет гораздо более ровную поверхность, поэтому на фанерные подставки тонармы обычно крепят напрямую.
При условии, что тонарм требует очень точной соосности в вертикальной плоскости с осью вращения диска, и любые микро сдвиги от нее, приводят к искажению звука, в моем случае стал вопрос компенсации микро изменений поверхности дерева. Кроме этого начитавшись теории винилового звука, хотелось дополнительной изоляции тонарма от корпуса, несмотря на вес более 12кг, и несмотря на все демпфирующие приспособления.
Решение было принято - использовать пружинный подвес, 4 пружины с общим давлением до 2-3кг при небольшом сжатии. Давление подбиралось таким образом, чтобы при использовании никаких смещений не было, но при этом, чтобы достаточно легко можно было бы конфигурировать всю систему.
Тут я конечно допустил одну ошибку, которая в данный момент не влияет на качество, но в будущем вполне может привести к тому, что придется очередной раз все перерабатывать. Это отсутствие какой-либо возможности настраивать расстояние между осью вращения тонарма и шпинделем диска. При использовании одного тонарма, в этом нет необходимости, если удается правильно его расположить, но если будет необходимо его заменить, то придется заново изготавливать пластину для подставки.
Система подвеса - тестовый вариант
Для теста была выбрана пластина из композитного пластика, которая была под рукой, в дальнейшем заменена на алюминиевую. Шайбы под пружины тоже были изготовлены из Fimo, но в последствии допилены.
Первая примерка тонарма и первое проигрывание показало, что направление выбрано верно. Звук оказался намного лучше того, который можно было получить с имевшегося в наличии доработанного Thorens 166, более точный, яркий и детальный, несмотря на более дешевую иглу и незаконченный подвес и обработку.
Доработка проекта
В этом виде проект оставлять было нельзя, требовалось допилить все до нормального состояния, поэтому было полностью допилено и обработано дерево, шлифовка и обработка составом: льняное масло, воск, канифоль. Все это было растоплено перемешано и остужено. Полученным составом отшлифованное дерево было обработано и натерто замшевой тряпочкой.
Передняя пластина заменена на алюминиевую, винты крепления так же приобретены новые на али.
База для тонарма - 6мм алюминиевая пластина так же с новыми пружинами и креплениями.
Установлены ножки конусы - для регулировки горизонтального положения диска.
Вся электроника заземленная, двигатель с экраном, выходной кабель - экранированный клотц с распайкой земли на экраны, экраны заведены друг на друга со стороны тонарма и обрезаны со стороны входа в фонокорректор. Никаких шумов и посторонних наводок.
Конфигурация системы в которой играет проигрыватель:
Фонокорректор - ViktorLab, самодельный из Самары.
Усилитель ламповый однотакт (китай) доработанный, лампы 40-х годов, выходные 300B пока китай PSWane.
Акустика Klipsch Forte IV
Игла Nagaoka MP110
Планы и доработки
Один из недостатков винтажных систем - их старость, поэтому в ближайших планах доработка электроники, пересмотр и замена комплектующих на более современные, новые, замер и подгонка параметров вращения диска, при необходимости, доведение его до заводских параметров.
Есть желание дополнить проигрыватель для начала системой пассивного наблюдения за скоростью вращения на базе Ардуино. Далее возможно допиливание до автоматического контроля над скоростью с помощью замены ручного регулятора переменного сопротивления на электронный, с программным контролем.
Есть желание поменять опорные ножки, очень уж неудобные они для регулировки оказались.
Кривая RIAA является общепринятым стандартом для виниловых дисков. Он используется в течение длительного времени с 1954 года. К 1956 году новый стандарт, за которым закрепилось название «кривой RIAA», вытеснил конкурирующие форматы и захватил рынки США и Западной Европы. В 1959 году кривая RIAA была одобрена, а в 1964 году стандартизована Международной электротехнической комиссией. В 1976 году МЭК видоизменила стандартную кривую воспроизведения RIAA в области низких частот; нововведение встретило ожесточённую критику и не было принято промышленностью. В XXI веке подавляющее большинство производителей предусилителей-корректоров следует первоначальному стандарту кривой RIAA без изменений, введённых МЭК в 1976 году.
Частотная коррекция по стандарту RIAA может быть реализована как активными, так и пассивными фильтрами, и комбинациями фильтров двух типов. Многие используют корректоры, построенные полностью на пассивных фильтрах, в убеждении, что они звучат «лучше», но схема, показанная здесь, реализована комбинацией фильтров двух типов. Эта концепция была разработана мною задолго до появления Интернета, а показанная схема (с несколькими небольшими изменениями) была впервые опубликована на веб-сайте ESP в 1999 году.
Теоретическая и фактическая кривая RIAA
На приведенном выше графике показана теоретическая и фактическая АЧХ RIAA, нормализованная к 0 дБ на частоте 1 кГц. Большинство фонокрорректоров RIAA имеют дополнительный (и нежелательный) ноль на некоторой частоте выше 20 кГц. Этот дополнительный ноль отсутствует в описываемой конструкции, потому что в схеме используется пассивный фильтр нижних частот, который продлевает кривую АЧХ выше 20 кГц, при этом конечный предел значительно превышает 10 МГц (в зависимости от собственной индуктивности конденсатора).
Термины «полюс» и «нуль» нуждаются в некотором (в данном случае упрощенном) объяснении. Один полюс заставляет сигнал снижаться со скоростью 6 дБ / октава (20 дБ / декада), а один нуль вызывает рост с той же скоростью. Если после полюса вводится ноль (как показано выше), то эффект заключается в том, чтобы перевести АЧХ в горизонтальную форму. Горизонтальная АЧХ наблюдается на частотах от 500 Гц до 2100 Гц. Следующий полюс (2,100 Гц) заставит сигнал снова снижаться. «Неопределенный» ноль выше 20 кГц вызван тем, что многие предусилители не могут уменьшить свой коэффициент усиления ниже некоторого фиксированного значения, определенного схемой. Однако, не все корректоры обладают этой проблемой, нет ее и в приведенной схеме.
Следует отметить, что стремление к «идеальной» точности бессмысленно, так как многое зависит от иглы, тонарма и (конечно) записи. Когда вы покупаете винил, никто не скажет вам, какой эквалайзер был применен во время мастеринга, кроме того, АЧХ ухудшается после многократного воспроизведения. Поэтому, в конечном счете, вы должны позволить своим ушам стать последним судьей в том, что предпочтительно именно вам.
Схема фонокорректора
Представленный фонокорректор соответствует кривой RIAA, он очень «тихий» и обеспечивает гораздо лучшую звуковую эффективность, чем подавляющее большинство тех устройств, что приводятся в различных журналах. Как и в остальных каскадах предусилителя, в схеме фонокорректора используется ОУ NE5532. Он обладает низким уровнем шума, высокой скоростью и приемлемой ценой. Он идеально подходит для такого рода применения. Другим отличным ОУ является OPA2134.
Рис. 1. Схема фонокорректора
Конденсаторы с высокими емкостями могут быть неполярными электролитическими, так как через них не будет (практически) протекать постоянный ток. Тем не менее, они довольно большие по размеру, и стандартные электролитические или даже танталовые конденсаторы могут быть использованы вместо них. Полярные конденсаторы будут нормально функционировать без влияния постоянного напряжения, а тантал - мой нелюбимый тип конденсатора и поэтому не рекомендуется. Напряжение переменного тока, протекающего через С2L/R и C3R/L никогда не будет превышать ~5 мВ на любой частоте вплоть до 10 Гц, и эти конденсаторы не играют никакой роли в построении кривой RIAA. Не бойтесь увеличить значение, если хотите (100 мкФ не является проблемой).
Конденсаторы с низкими емкостями должно быть с точностью 2,5%, в противном случае будет трудно подобрать те, которые находятся ближе всего к требуемому значению. Будет происходить некоторое отклонение от идеальной кривой RIAA, если номиналы этих конденсаторов будут находятся слишком далеко от указанных значений. Наиболее важным является соответствие между каналами - он должно быть как можно более точным.
Резисторы - металлопленочные с точностью 1% и низким уровнем шума. Эта конструкция отличается от большинства других тем, что формирование низкой и высокой частоты выполняется независимо – активным фильтром НЧ и пассивным фильтром ВЧ. Из-за низкого значения выходного резистора, входное сопротивление следующего каскада снизится до 22 кОм и вызовет незначительное искажение кривой RIAA.
На рис. 1 показан только один канал, а другой использует оставшуюся половину каждого ОУ. Помните, что «+» питания подключается к контакту 8, а «–» питания - к контакту 4.
Общепринятое выравнивание кривой при 50 Гц не была полностью реализовано, так как большинство слушателей считают, что бас звучит гораздо более естественно без этого. В связи с этим можно сказать, что точности не хватает, но я до сих пор использую эту неточность и не выявил никаких проблем с низкочастотным шумом.
Обратите внимание, что нет необходимости использовать фильтр ИНЧ. Схема обеспечивает уровень -3 дБ в точке около 3 Гц. ИНЧ играют важную роль, особенно если вы используете сабвуфер. Отличным вариантом является хорошо демпфированная и изолированная платформа для проигрывателя. Я успешно использовал большую бетонную плиту, покрытую ковровым покрытием и демпфированную с использованием пенорезины. Для того, чтобы все сделать правильно, потребуются некоторые эксперименты. Как правило, хорошие результаты получаются при сжатии пеноматериала до 70% его нормальной толщины под весом бетонной плиты и проигрывателя. Полка, прикрепленная к стене, является еще одним хорошим методом обеспечения инфразвуковой изоляции.
Если все же будет иметь место низкочастотный шум, вы увидите энергичное движение диффузора, даже если нет баса. В таком случае я рекомендую включать в схему инфразвуковой фильтр (Project 99). Стандартная конфигурация - 36 дБ на октаву с ослаблением -3 дБ на частоте 17 Гц. Как правило, это помогает устранить даже самые сильные низкочастотные помехи, вызванные использование искривленных дисков. Обычно это помогает также устранить проблемы НЧ обратной связи, но они должны быть ниже частоты среза фильтра.
Характеристики кривой RIAA
Частота, Гц | Постоянна времени, мкс | Усиление, дБ | Норма, дБ | Отклонение, дБ |
20 | - | 62.25 | - | - |
50 | 3180 | 59.16 | 58.42 | 0.74 |
500 | 318 | 43.87 | 44.42 | -0.55 |
1000 | - | 41.42 | Эталонная | - |
2100 | 75 | 38,88 | 38,42 | 0,46 |
21000 | 22,17 | 21,42 | 21,42 | 0,75 |
Как видно из таблицы, отклонение от стандарта составляет менее 1 дБ, а коэффициент усиления на частоте 1 кГц составляет около 40 дБ (100), поэтому номинальные 5 мВ с выхода звукоснимателя даст 500 мВ. Это значение может быть увеличено в случае необходимости за счет увеличения значения резистора 100 кОм во втором каскаде. Необходимо проявлять осторожность, чтобы усиление не возросло слишком сильно и не вызвало клиппинг. Как можно заметить, второй каскад имеет коэффициент усиления 38 (31 дБ).
Это означает, что фактический уровень выходного сигнала на частоте 20 кГц обычно составляет в лучшем случае около 1 В RMS. Тем не менее, если усиление второго каскада увеличить слишком сильно, существует риск клиппинга. Это возможность маловероятна в связи с характером музыки - очень мало основной частоты любого инструмента (кроме синтезатора) выше 1 кГц, и большинство гармоник скатываются естественным образом на 3-6 дБ на октаву выше 2 кГц,– но она должна обязательно учитываться.
Одним из факторов, который часто упускается из виду в фонокорректорах, является емкостная нагрузка на выходе операционного усилителя на высоких частотах. Это устранено в данной конструкции, а так как NE5532 и OPA2134 могут с легкостью управлять нагрузкой в 600 Ом, то резистор 820/750 Ом изолирует выходной каскад от любой емкостной нагрузки. Первый каскад имеет 10 кОм в сочетании с конденсатором, поэтому емкостная нагрузка не является проблемой.
Каждый ОУ должен быть зашунтирован электролитическими конденсаторами 10 мкФ х 25 В от каждого плеча питания на землю и конденсаторами емкостью 100 нФ между выводами питания.
Заметим, что при использовании звукоснимателя с подвижной катушкой, должен быть использован повышающий трансформатор или предварительный усилитель со сверхнизким уровнем шума. Эта схема предназначена для использования со стандартным подвижным магнитом.
Фото завершенного узла
Зависимость уровня сигнала от частоты
Существует очень мало информации в сети и других местах, чтобы дать любому человеку представление о том, на каком уровне они должны ожидать звук на любой частоте. Изображение на рис. 2 было захвачено с использованием «Visual Analyzer» – одной из многих доступных компьютерных программ на основе быстрого преобразования Фурье. Сигнал был взят из FM-тюнера – вы можете увидеть резкий спад частотной характеристики выше 15 кГц и пилот-тон на частоте 19 кГц, используемый для декодирования 38 кГц FM-поднесущей. Захват был снят с австралийской "альтернативной" радиостанции, так что включает в себя несколько различных жанров музыки, а также речь.
Рис. 2. Типичная АЧХ
Захват был настроен для удержания максимального уровня, обнаруженного за время выборки (более 2-х часов), так что представляет собой самый высокий уровень, записанный по все полосе частот. Коррекция не использовалась на принятом сигнале, захватывался непосредственно эфирный сигнал. Хотя все выше 15 кГц удаляется, общая тенденция отчетливо видна. В то время, как всегда будут отклонения и исключения с различными музыкальными стилями, общая тенденция действует в широком диапазоне музыкальных стилей.
"Эталонный" уровень -9 дБ на частоте 1 кГц. Максимальные пиковые уровни наблюдаются между 30 Гц и 100 Гц, А уровень между 200 Гц и 2 кГц является достаточно «плоским», показывая примерно 3 дБ падения в границах этого диапазона частот. Наблюдается спад с крутизной 6 дБ в октаву в диапазоне 2-4 кГц, за которам следует ослабление в 10 дБ в диапазоне 4-8 кГц.
Больший интерес представляет амплитуда самых высоких пиков, потому что перегрузка будет иметь место на пиках, а не средних уровнях. На 10 кГц и чуть выше, есть пики при -18 дБ и некоторые дополнительные пики (-24 дБ) на частоте чуть ниже 15 кГц.
Исходя из этого, разумно ожидать, что худшем случае уровень сигнала на частотах выше 15 кГц не будет превышать -30 дБ, и это на 21 дБ ниже уровня на частоте 1Гц (чуть меньше, чем 1/10). Поэтому звукосниматель с выходом 5 мВ на эталонной частоте 1кГц не будет иметь больше 5 мВ на любой частоте около 20 кГц – это самый высокий уровень, которого мы можем ожидать.
При использовании рекомендуемых значений компонентов для эквалайзера RIAA максимально возможный уровень сигнала на выходе второй ступени составляет около 1 В RMS – довольно хорошо в пределах возможностей предложенных операционных усилителей. Даже если максимальный уровень будет 50 мВ (тот же результат на 20 кГц как и на 1 кГц), второй каскад по-прежнему будет ниже уровня перегрузки.
Дальнейшее повышение коэффициента усиления не рекомендуется, если вы не понимаете вероятный результат.
Общая АЧХ
Если схема корректора соответствует обратной кривой RIAA, то общая АЧХ должна быть ровной. Уже отмечалось, что представленный корректор имеет небольшое усиление в низкочастотной области, что можно увидеть на следующем графике.
Рис.3. АЧХ фонокорректора без фильтра ИНЧ и с использованием фильтра ИНЧ
Конечным результатом является усиление 1 дБ на частоте 40 Гц, при этом АЧХ падает на 36 дБ / октава ниже 20 Гц.
vimay Опубликована: 19.08.2017 Изменена: 05.10.2020 0 0
Вознаградить Я собрал 0 1
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.
Последние посетители 0 пользователей онлайн
Топ авторов темы
I_Avals 412 постов
Василичь 444 постов
Alex-007 373 постов
vovans 244 постов
Популярные посты
Василичь
Разработан мною простой для повторения и изготовлено мною уже более 150 этих фонокорректоров ламповых. Схема ниже. Этот фоно корректор в прямом сравнении звучит лучше корректоров ценой до 2700 фунтов.
Юрий III
13 февраля, 2018
Васильич! Клоун. Что ты знаешь о военной приемке. НИ ХЕРА . Ты НИКОГДА НЕ РАБОТАЛ НА РЕЖИМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. И учишь меня, у которого был первый допуск. И двадцать лет без права выезда
Изображения в теме
То есть, возможен вариант подключения датчика, когда выход датчика через резистор подключен на +пит (зачем?), и он становится как токовый?
Всё правильно, кроме одного: "нИкак" пишется так. Резюме: при подключении на 5-вольтовую линию нагрузки 10 Ом напряжения 5 и 12 В при полном напряжении сети в норме.
Это не пояснение, а безграмотная копипаста. Нинада. В чем конкретно я не прав? При "измерении" в любительских условиях кто контролирует, что микрофон в линейном режиме? И где можно посмотреть искажения конкретного капсюля из известных измерительных? Само преобразование в микрофоне суть процесс нелинейный. Насколько он нелинеен на конкретных частотах и при конкретных уровнях оценить довольно сложно хотя бы потому, что нужен эталон при прочих равных. А у кого он имеется дома?
И вообще, С 2000 позволяет посмотреть состояние шс. Инструкция в помощь. И посмотрите архив событий. Там видо как вы ШС берете и реакцию системы при этом. А если циферки справа слева от 0 понажимать.
Это надо к ноуту прибор(контроллер) подключать? По поводу работало раньше или нет, не могу сказать. Так как работаю здесь на предприятии недавно и насколько знаю раньше обслуживала все спец организация и претензий ни у кого не было. Но проблема обнаружилась когда пришлось датчики, в том числе и ручник, демонтировать и немного поставить в другое место, но кто демонтировал, он говорит даже провода не отсоединял, потом просто решил все проверить и вылезла такая проблема.
Еще раз посмотрел фото приборов. На Сигнал-20 нет ни одного зеленого шлейфа. Возможно, там нет такой индикации. Но шлейф №3, похоже, в норме, судя по другим. Возвращаемся к вопросам: а оно раньше работало? Посмотреть бы конфигурацию контроллера (программой Pprog).
Обмен опытом. Авторский ламповый фонокорректор из Санкт-Петербурга. Подробное описание конструкции, схема.
Скоро уж десять лет, как я произвожу небольшими партиями простой ламповый ММ-фонокорректор собственной разработки. Идея запустить в серию недорогой и доступный широким массам, влюбленных в музыку на виниле, как я сам, прибор возникла из простого человеческого стремления делиться лучшим, что у тебя есть, что радует и вдохновляет. Модель оказалась удачной и, распространившись среди меломанов, обрела некоторую популярность. Прибором часто интересуются, включают в тесты, его стали рекомендовать. Традиционно я даю своим изделиям имена полевых цветов. Вот и этот аппарат заслужил имя Viola, одновременно намекая на простой, но очень симпатичный цветок – фиалку и на музыкальный инструмент альт, диапазон и характер звучания которого, проявляя одну из своих характерных черт, Виола столь замечательно передает. Яркий, выразительный, тембрально насыщенный, но в тоже время комфортный звук, от которого не устаешь — это мне по вкусу!
Я глубоко признателен всем, кто, доверившись мне, решился принять в свою аудио семью мое изделие, поддержав тем самым его развитие. Удивительно, но именно этот несложный проект более других способствовал обретению мной новых знакомств, сближению с единомышленниками, некоторые из которых даже стали моими друзьями и коллегами. Разнородная критика (в том числе и нездоровая) также послужила для пользы дела, ведь именно благодаря придиркам осуществляется отладка потребительских свойств продукта, нацеленного на широкий круг пользователей.
Принципиальная схема Виолы имеет свою долгую историю. Она – воплощение моего технического опыт и знаний, демонстрация моего личного вкуса, моих музыкальных предпочтений, свидетельство того, как я слышу, или лучше - какими хочу услышать звуки музыки. Впрочем, целиком за мою аудио философию отвечает другой фонокорректор, старший брат Виолы – Шемрок (Shamrock). Этот, стремящийся к бескомпромиссности, наполненный авторскими идеями, агрегат дорог, тяжел и масштабен. Но на сей раз не о нем.
Предлагаю свою версию «народного фонокорректора» в качестве некой иллюстрации собственных понятий о конструировании хорошо звучащего аудио-аппарата. Когда из того, что под рукой можно создать нечто вполне достойное, не заглядываясь на чужеземные деликатесы. Именно здесь уместно заметить, что советская электронная промышленность оставила нам до сих пор неисчерпанный запас бесценных даров. В их числе радиолампы, которые и доныне остаются прекрасным подспорьем для приложения творческих сил и приобщению к прекрасному. Мы, меломаны, хотим слушать музыку много и долго. И для этого нам нужны: с одной стороны – прекрасно звучащие, с другой – дешевые, доступные и надежные компоненты. А с отсутствием золотого тиснения «audiofiler» на этикетке мы как-нибудь смиримся. Посему, оставив брата аудиофила в мечтах о лучшем звуке – привычном для него состоянии вечной неудовлетворенности, обратимся к щедротам родного военпрома и приступим, наконец, к рассмотрению принципиальной схемы фонокорректора по имени Виола.
Внимание! Приведенная ниже схема имеет высоковольтное питание, неквалифицированное обращение с которым может стать угрозой для жизни и здоровья.
Взяв за правило, не использовать редкие или просто неразумно дорогие комплектующие, мной неспроста применены здесь отличные по звуку, долговечные и надежные отечественные лампы. Они настолько распространены и дешевы, что любая беспокойная меломанская душа, желающая дальнейшего аудио совершенства, обретает с ними широкие возможности для индивидуальной селекции звука. Мне, например, пришлись по сердцу лампы 6Н2П-ЕВ 80-го, олимпийского года выпуска. Применив их в первом каскаде усиления, я приобрел целую коробку этих ламп и теперь осмысленно комплектую ими свою продукцию. Кстати, довесок «ЕВ» – очень важен, т.к. лампы без него имеют значительно более низкие качественные показатели.
Половинка двойного триода с высоким коэффициентом усиления 6Н2П-ЕВ в первом каскаде моего фонокорректора включена классически, с общим катодом. Чтобы получить достаточное усиление, не используя катодный конденсатор, который хотя и устраняет местную обратную связь, но, на мой взгляд, нехорош для звука, резистор R4 имеет минимально допустимое значение. Отрицательное смещение на сетке лампы, порядка 0,7-0,8 вольт, за которое он отвечает, удовлетворяет условию, когда еще не возникает постоянный сеточный ток, препятствующий ничтожно слабому сигналу звукоснимателя полноправно управлять лампой, а влияние ООС слишком мало, чтобы пагубно сказаться на усилении. В результате, имеем: +35дБ и никаких «вредных» конденсаторов в катоде.
Для характеристики звукоснимателя немаловажно, какой нагрузкой на входе в устройство будет воспринят сигнал. Стандартное сопротивление согласования ММ-картриджей – 47кОм. С учетом разброса реальных входных параметров лампы, что позволяет подбирать экземпляр на свой вкус, возникает необходимость в уточнении значения резистора R1. Его значение, определенное статистическим путем, составило 58кОм и тогда комплексное входное сопротивление для большинства экземпляров ламп приблизится к стандартному.
Каскад №2. 6Н3П-ЕВ – уникальный, не имеющий зарубежных аналогов, отечественный двойной триод, известный своей линейностью и музыкальностью. Фиксированное смещение на сетке этой лампы обеспечено с помощью постоянного напряжения, взятого из общей для всех ламп стабилизированной накальной цепи. Благодаря такому решению, катод может быть просто заземлен. Установленный режим покоя каскада определяет положение рабочей точки, которая находится достаточно близко к области предельных параметров – в наиболее линейной зоне. Из-за избыточного выделения тепла анодный резистор R5 должен быть составным – 2х2Вт. Итак, усиление второго каскад: порядка 26дБ, без всяких ООС и лишних резисторов и конденсаторов в звуковой цепи.
Обычно корректирующая RIAA-цепь расположена сразу за первым каскадом усиления. Мне же представляется, что подвергать частотному выравниванию следует уже полностью усиленный по амплитуде сигнал. Последовательное прохождение сигнала через два инвертирующих каскада усиления с подобным характером нелинейных искажений, отчасти приводит к взаимной компенсации привнесенных ими гармонических доминант. После же того, как с помощью корректирующей цепи уровни высоких частот основного сигнала будут понижены, вместе с ними окажутся подавлены и высокочастотные составляющие искажений. Т.е. полоса гармонического спектра сузится, сохранив присутствие лишь ближайших к основному тону компонентов. Это скажется на итоговой благозвучности изделия, проявляясь, как незамутненное звучание с приятным тембром, благодаря присутствию в спектре преимущественно ранних гармоник (см. технические характеристики).
Цепь коррекции рассчитана так, что состоит только из элементов типовых номиналов. На представленном ниже графике видно, что реальная АЧХ коррекции не отклоняется от стандарта более, чем на 0,25дБ. Выше 10кГц, с помощью необязательного для цепи конденсатора С4, возможно дополнительно обеспечить незначительный подъем характеристики, достигающий уровня +2дБ на границе измерений. Не стоит смущаться его наличием. В реальности, с учетом всевозможных объективных обстоятельств, среди которых, например, емкость фоно кабеля, погрешность установки вертикального угла воспроизведения звукоснимателя (VTA) и пр., уровень сигнала в этой области частот получается заниженным, поэтому некоторое искусственное приращение представляется вполне уместным. Очевидно, что исключение С4 из схемы возвращает характеристике стандартный вид.
Третий, последний, активный элемент представляет собой катодный повторитель (1/2 6Н3П-ЕВ) непосредственно связанный с предыдущим каскадом. Такая связь – хороший способ, при определенных условиях, избавиться от межкаскадной емкости, ведь количество разделительных элементов в устройстве всегда хочется свести к минимуму. Катодный повторитель не увеличивает амплитуду сигнала, его задача – обеспечить устройству низкое выходное сопротивление, позволяющее сопрягаться с последующим компонентом аудиосистемы. С детства напуганный «страшными сказками» о катодных повторителях, с возрастом, получив собственный опыт, я так и не нашел отрицательных черт в этом простом и эффективном техническом решении. Так как входное сопротивление усилителей редко бывает меньше 10кОм, выходное сопротивление 180Ом, обеспеченное катодным повторителем, совместно с конденсатором С7, достаточно высокой емкости, создают подходящие условия согласования со стандартным усилительным оборудованием, учитывая и реактивные параметры межкомпонентных кабелей.
Несколько слов о выходной нагрузке. На мой взгляд, некоторое искусственное «утяжеление» выхода может пойти на пользу звуковой картине. Поскольку нагрузка любого усилительного каскада формирует его специфический гармонический спектр, окрашивающий звучание, то, уменьшение значения нагрузочного резистора позволяет эти краски несколько сгустить. Для проявления эффекта в схему введен подключаемый нагрузочный резистор R15 и если входное сопротивление усилителя высоко (50…100кОм), он может придись весьма кстати. По моим наблюдениям, с его участием звучание становится более разборчивым, артикулированным, тембрально выверенным, очищенным от эфирного шума, хотя немного более тихим, что, конечно, поправимо с помощью ручки громкости. К сожалению, оптимальное значение «утяжелителя» не определено и номинал R15 указан лишь ориентировочно, со звездочкой. Вероятно, оптимум будет для каждого свой. Применение этой «фишки», которая, на мой взгляд, может сыграть интересную, а иногда решающую роль, роль специфической добавки, благодаря которой возникнет совершенная очерченность звучания и выраженный эффект присутствия, я оставляю на усмотрение тех, кто соберется повторить описываемую конструкцию. Желая им успеха, все же, советую не пренебрегать данным способом звукового тюнинга.
Питание – вот где нельзя экономить на емкостях. Оно общее для обоих каналов, но каждый канал имеет собственную ветвь, что является гарантией отличного межканального разделения и не усугубляет одну из явных проблем воспроизведения стерео записи с винилового носителя.
Коротко о типах конденсаторов. В модуль коррекции хорошо подошли бумагомасляные – К40У-9 или слюдяные – К31-11, а вот в качестве разделительных С1 и С7 стоит применить полипропиленовые (MKP) или лавсановые (К73-16), как и С6.
В завершении, предоставляю наиболее полный перечень технических характеристик фонокорректора Виола:
Фонокорректор — усилитель, восстанавливающий исходный спектр записанного на пластинке звукового сигнала, усиливающий выходное напряжение головки звукоснимателя до типичного уровня линейного выхода.
Размещаю пост, в основном, чтобы фото процесса не потерялись и может кому-нибудь будет интересен такой корпус.
Разведено все на двух печатных платах. Для противников печатных плат: можно сошлифовать дорожки, использовать плату с уже готовыми отверстиями, с шелкографией, и с пайкой на скрутках.
Трансформатор заказывал в тортранс по характеристикам 220/130v 0.03A/22v 0.5A. Остальные радиодетали купить – не проблема.
Корпус из нержавеющей стали толщиной 3мм. Детали вырезаны лазерной резкой.
Потом все равно пришлось обращаться к профессиональным сварщикам для устранения дефектов
После сварки и зачистки швов было несколько вариантов дальнейшей обработки:
покрасить (но тогда можно было не заморачиваться с нержавейкой), матировать или сатинировать. Решил попробовать отпескоструить.
Отверстие в середине с резьбой для крепления трансформатора. Потом было заварено и отшлифовано.
Снаружи после отполировал в зеркало, было нелегко после пескоструя.
Передняя панель осталась с одной стороны матовая.
Также поэкспериментировал со стеклом для передней панели
Соглашусь, что цветок сверху довольно спорное решение. Это мой первый опыт с витражным стеклом, получилось далеко не с первого раза и с большими трудозатратами.
Если есть вопросы по схеме, можно найти ответы на форуме, там есть много полезной информации, которая поможет избежать моих ошибок. Печатку, если нужно, выложу позже, после успешных тестов, но если честно, не думаю что буду дальше им заниматься.
Файлы для резки нужно немного откорректировать, сейчас понимаю, что можно сделать намного проще. Целесообразности в экране скорее всего нет, корпус следовало сделать немного длиннее, чтобы от ламп до трансформатора было 20см. Цветок наверно можно убрать. И нужно пересмотреть крепление для передней панели, пришлось для надежности сверлить отверстия.
Для меня это был первый и наверно последний фонокорректор. Первый опыт с витражным стеклом, сваркой и с полировкой нержавейки. Возможно, если появится свободное время, займусь ламповым усилителем в таком дизайне, но это не точно).
Результатом в целом доволен, но затрат не думаю что стоит. insta
И еще несколько фото.
Читайте также: