Зачем вешали ковры на стену у кровати
Возрождение славной татарской традиции — вешать ковры на стену — совпало с появлением реально готишных построек типа хрущёвка. На самом деле ковры наблюдались и в сталинках задолго до появления хрущей, но массово, действительно, распространились при последних. Внутренние стены хрущёвок были фантастически тонкими, из-за чего в отдельно взятой квартире можно было услышать абсолютно всё, что творится у соседей. Самым простым решением шумоизоляционной проблемы были ковры, которые вешались на стену, укладывались на пол и хотя бы частично заглушали звуки из соседних квартир. Первыми до таких финтов додумались «интеллигенты» , нищие работники НИИ, КБ и других продвинутых учреждений. Быдло же подтянулось позже, решило что Ковры являются символом благосостояния (поскольку стоил недёшево и его нужно было «доставать» ) и начало укладывать их на кресла, диваны, стены, но никогда не укладывало Ковёр на пол, так как он же непременно портился от хождения по нему в грязных носках и быдляцких ботинках, а стирать и пылесосить его никто не собирался.
традиция вешать ковры в СССР на стену пришла к нам из царской России. Ковры дворяне и помещики вешали на стену, чтобы отдать дань турецкой моде. Вешался ковер, на него две скрещенных янычарских сабли, пистолеты или ружье. Все дело в том, что еще издавна ковры занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т. е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешалось, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешенный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, даровал успех и благоденствие.
Обычай застилать полы коврами, а также вешать ковры на стену характерен для многих народов. Историк Н. И. Костомаров писал, что у русских в ХVI и ХVII столетиях в домашнем устройстве «…был обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног…».
для уюта и для звукоизоляции. сейчас вот не вешают на стены и не кладут на пол и все звуки по всему дому слышны. а раньше тихо в квартире было
Как-то надо было украшать скудный интерьер. На стене ковер. В серванте хрусталь. На тумбочках салфеточки кружевные. Да и купить ковер было сложновато. Я помню времена своего далекого детства, когда на ковры записывались, отмечались, а потом приходила, через пару лет, открытка с приглашением приобрести ковер. Так что, такое сокровище рука не поднималась бросать под ноги.
Стены, в основном, были побелены, потому над кроватью (а ставить железное сооружение перпендикулярно стене никому в голову не приходило), обязательно какой-никакой коврик вешался. В вое послевоенное детство это были в основном полосы ткани. Вскоре после войны в моду вошли рисованные коврики. С повышением благосостояния начали появляться и настоящие. В 60-е годы в общежитии в качестве ковриков над кроватью мы использовали полосы обоев.
В спальне обязательно возле кровати должен был висеть ковер, чтобы не пачкать стены и вообще с ковром комфортнее..
раньше в СССР после войны такое себе могли позволить только богатые люди, потом когда можно было это делать всем начали делать так все ( по привычки ) но это уже не в моде, лучше когда стены чистые и белые, а не на ней весит что то такое [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] ( скоро и газон начнут вешать )
Чаще всего ради звукоизоляции, чтобы не слышать, что происходит за стеной. Сейчас множество вариантов для решения этой проблемы, мы в акустик групп обращались.
Почему раньше вешали ковры на стену?
Молодому поколению гораздо привычнее ковёр, расположенный на полу, а настенный экземпляр зачастую вызывает вопросы либо усмешки. Давайте разберёмся, зачем в СССР вешали ковры на стену, а также рассмотрим примеры современного использования советских узорчатых полотен.
Почему они так ценились?
У многих народов ковры с различными символами несут религиозный и энергетический подтекст. Особенно ими славится Турция – ковроткачество является древним ремеслом и играет важную роль в культурном наследии страны.
В Европе первые ковровые изделия стали появляться в XVI веке и позволить их себе могли только особы королевских кровей. А в России любовь к коврам возникла во времена Петра I, когда активно развивалась торговля с другими государствами.
В Советском Союзе качественный ковёр считался символом престижа. Изделия привозили из Азербайджана, Грузии и Туркменистана, за ними выстраивались очереди, их выписывали по блату и приобретали у перекупов – любовь к красивым полотнам в СССР трудно было переоценить.
Демонстрация вкуса и достатка
Ковры в СССР приобретались надолго, передавались из поколения в поколение и служили прекрасным подарком. В эпоху дефицита это особенно ценилось. Наличие ковра считалось одним из способов похвастаться своим состоянием, а порой и связями . Но большинству граждан для его приобретения приходилось копить несколько месяцев.
Ближе к концу XX века изделия продавались уже без очередей и записи – купить их можно было в обычном мебельном магазине, но для этого, при зарплате 130 рублей, нужно было откладывать по 50 рублей около полугода.
Вместо картины
Яркие ковры с растительными орнаментами ценились за свою декоративность. Занимая немалую часть стены, они сразу становились главной изюминкой интерьера. Этому способствовала и насыщенная расцветка: наиболее распространёнными считались красные оттенки.
Также ковёр спасал владельцев квартиры от ремонта: любое повреждение (выцветшие обои, трещины или пятна на стене) можно было скрыть живописным полотном с узорами. Кто догадается, что за ним дефект?
Поддержание моды
В Советском Союзе ковры стали популярными не только из-за своих эстетических функций. Впервые попав в дом к человеку, украсившему ими свою стену, гость испытывал настоящее восхищение – полотно выглядело богато и оригинально.
Многие жители страны стремились заполучить такое же роскошное изделие, чтобы было "как у людей".
Создание уюта
Настенный ковёр удивительным образом преображал комнату. Рассматривать мягкое и красивое полотно с растительным орнаментом было гораздо приятнее, чем пустые стены. А поскольку оно чаще всего вешалось возле кровати или дивана, большинство советских детей с удовольствием засыпали за разглядыванием замысловатых узоров и до сих пор вспоминают это с чувством ностальгии.
Настенные ковры обладали высочайшим качеством: сделанные из натуральной шерсти, они не выцветали и не стаптывались благодаря своему особому местоположению. Правда, изделия накапливали пыль и требовали периодической чистки.
В качестве утеплителя
Толстые и тёплые советские ковры в тонкостенных хрущёвках выступали защитой от холода, особенно если кровать стояла возле "уличной" или подъездной стены. Они не только сохраняли тепло, но и минимизировали уровень шума. Ворсистая поверхность хорошо поглощала звуки, идущие от соседей, и защищала приватность самих владельцев.
По этим же причинам ковёр до сих пор украшает стены многих квартир: это самый простой способ звукоизолировать комнату, не тратясь на дорогой ремонт.
В современном интерьере
Сегодня ковры уже не являются символом престижа, к тому же нынешнее поколение не испытывает столь сильной потребности в демонстрации своего благосостояния. Главная задача современного интерьера – отразить характер своего владельца, оставшись функциональным и гармоничным . Именно поэтому качественные и отлично сохранившиеся советские изделия снимают со стен, относят в химчистку и кладут на пол.
Ковры великолепно смотрятся в скандинавском стиле, эклектике и даже лофте. Но мода циклична, поэтому всё большую популярность приобретают и настенные ковры – правда, не советские, а дизайнерские или в виде гобеленов.
В Советском Союзе красочные тканые полотна, размещённые на стене, стали настоящим символом эпохи. Как видим, существовало множество весомых причин, чтобы располагать их столь нетрадиционным способом.
masterok
Это уже целое направление в интернет-юморе: фото с ковром на стене. Это кажется смешным и нелепым сейчас.
Кто-то из болтливых российских сатириков бросил однажды обидную фразу: дескать, во всем мире ковры кладут на пол, чтобы было комфортно ходить по дому, и только русские вешают их на стены, чтобы показывать гостям вместо картин. На самом деле это, конечно, не так: и за границей любят увешивать стены коврами, и у нас уважают ходить босиком по теплому ковру.
Но все же как могли появиться в СССР ковры на стенах?
Традиция вешать ковры в СССР на стену пришла к нам из царской России. Ковры дворяне и помещики вешали на стену, чтобы отдать дань турецкой моде. Вешался ковер, на него две скрещенных янычарских сабли, пистолеты или ружье. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешенный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, даровал успех и благоденствие.
Посмотрите картины русских художников, жанровые сцены, описывающие быт помещиков. Ковры на стенах — нередкое явление. Также почитайте Пушкина, Лермонтова. Описывая быт офицеров-дворян, здесь частенько можно встретить описание комнаты, где висит персидский ковер. Особенно тех, офицеров, что побывали на Кавказе. Тогда это недоумения ни у кого не вызывало….
Обычай застилать полы коврами, а также вешать ковры на стену характерен для многих народов. Историк Н. И. Костомаров писал, что у русских в ХVI и ХVII столетиях в домашнем устройстве «…был обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног…». Первые заграничные ковры стали прибывать в Россию с развитием купечества и торговли в ХVI-ХVII веках. В ХVIII веке на Петербургской шпалерной мануфактуре, основанной в 1717 году, был налажен выпуск отечественных шпалер. К началу ХIХ века ковры стали неотъемлемой частью изысканного дворцового интерьера.
Турецкий ковер и сейчас представляет собой настоящее произведение искусства. Повесить такую роскошь на стену — почему бы и нет? Вешаем же мы на стену всякие картины из бисера, вышивки, панно…
При СССР ряд признаков «роскошной» жизни переняли и массы. В деревнях ковров не было, но были разные такие типа коврики с изображением оленей, цариц, гор…
Когда народ стал побогаче, стали покупать настоящие ковры. Развешивая ковры, люди значительно уменьшали распространение звука и делали стены теплее.
Вот еще некоторые интересные вопросы и ответы на них: вот например вы знаете Почему так рисуют СЕРДЦЕ? и Едят ли ежи яблоки с грибами? Может быть вы думаете, что Кошки видят в темноте, как днем? или не знаете Почему в России — царь, а в Европе — король?. Вот уверен, что вы не знаете кто совершил первое кругосветное путешествие и Почему у дятла не болит голова ?
Функциональное назначение настенных ковров в СССР
Пережиток империализма, символ мещанства – настенный ковёр. Он вошёл в обиход в домах строителей коммунизма во время массового строительства жилья во времена правления Никиты Сергеевича Хрущёва и Леонида Ильича Брежнева.
Настенный ковер в СССР считался роскошью. Его покупка для многих семей была нелёгким решением. Чтобы купить престижный шерстяной ковёр от пола до потолка во всю стену, приходилось долго копить или брать кредит. Для многих, наличие ковра, который позднее стали с издёвкой и пренебрежением называться «пыленакопителем», было необходимостью.
С какой целью на стены вешали ковры в СССР?
Ковры разного размера из шерсти и с синтетической нитью появлялись в собственных квартирах обеспеченного слоя населения. Были они неотъемлемой частью и комнат в общежитиях и бараках. Есть несколько причин, зачем в СССР вешали ковры на стену.
Эстетика
Красота ковров по сравнению с обоями, напечатанными на бумажной основе – величина неоспоримая. Но бумаги для оклейки стен катастрофически не хватало, а те партии обоев, что появлялись в продаже, имели ряд недостатков:
- нестабильную окраску, которая могла поплыть даже от использования обойного клея;
- разницу в насыщенности цвета;
- однотипность рисунков;
- большие партии одной расцветки, поставляемые во все хозяйственные магазины.
Ковры советских времен помогали компенсировать убогость оформления стен, вносили в советское единообразие элементы шарма и роскоши, скрывая границы обоев из разных партий. Также они закрывали строительные огрехи: видимые стыки в гипсокартонных межкомнатных перегородках, углы помещений, разительно отличающиеся от идеала, заданного стандартами.
Ковры в спальнях
Главная причина, почему вешали ковер на стену в детской комнате, спальне – это короткий отопительный сезон: с конца октября до середины апреля. Чтобы не болеть, защитить от простуды детей, советские люди таким образом утепляли стены кирпичных и блочных домов.
Вторая причина – создание необходимой шумоизоляции. Несмотря на отсутствие секса в СССР, далеко не храп был причиной появления ковров с обеих сторон межкомнатной перегородки, как внутри одной квартиры, так и разделяющих соседей. Наличие ковровых покрытий давало возможность разговаривать в комнатах так, чтобы суть беседы была недоступна соседям. Фактически ковры играли значимую роль в быте 50-80-х годов 20-столетия.
Возвращаются в оформление интерьеров шерстяные и синтетические ковры. Этот винтажный предмет обихода используют в качестве связующего звена меблировки и других предметов интерьера, для придания комнате домашнего уюта, зонирования большого или непропорционально вытянутого помещения.
Ассортимент современных ковров значительно шире, чем был представлен в мебельных магазинах времён СССР. К традиционным ковровым рисункам добавились динамические, психоделические рисунки.
Зачем раньше вешали ковры на стены?
Зачем раньше
Ковер – распространенное во многих домах и разнообразное в ценовом плане изделие, которым сейчас никого не удивишь. Но у этого элемента интерьера богатая история. И если современному человеку не придет в голову положить его куда-либо еще, кроме как на пол, то прежде коврами украшали стены.
Появление и распространенность ковров
Ковер как часть интерьера появился очень давно – его история измеряется тысячами лет. Первые подобные изделия относят к 16-11 вв. до н. э. Причем ковры были распространены всюду: от кочевых племен до знатных дворцов. Соответственно отличалась и техника их изготовления, используемые материалы.
Кочевые народы ткали ковры самостоятельно, и их функция заключалась в обогреве юрт, легких домов. С их помощью утепляли не только полы, но и стены, двери. Для богатых домов эти изделия создавались искусными мастерами. Оценивались они значительно дороже. В целом ковры считались предметами искусства и символом достатка, так как их изготовление вручную требовало существенных затрат по времени и усилий.
Пазырыкский ковёр. на рубеже V-IV века до н.э. (200 × 183 см)
Интересный факт: самым древним из сохранившихся ворсовых ковров является экспонат, датируемый 5 веком до н. э. Пазырыкский ковер, найденный в одноименном кургане на Алтае, теперь выставлен в Эрмитаже. Точное место его изготовления до сих пор не установлено.
В русском языке слово «ковер» позаимствовано из тюркского. Самые ранние упоминания встречаются в Повести временных лет. Распространение ковров связывают в первую очередь с восточными странами – в частности с Персией, которая длительное время не имела конкурентов в этой сфере. Пока не появились новые виды красителей. Тогда производство ковров начало развиваться в Турции, Китае, потом и в Европе.
Считается, что в Российской империи они обрели популярность за счет восточных традиций. Свидетельством того, что ковры вешали на стены еще в 19-м веке, являются произведения знаменитых русских поэтов – Пушкина и Лермонтова, а также картины художников. Они описывали и изображали быт русских офицеров, дворян, помещиков.
При СССР ковры на стенах обрели особую популярность (в частности после массового строительства «хрущевок»), и причин для этого было множество. Большинство из них обусловлено практическими функциями тканых изделий.
Основная причина – утепление стен и звукоизоляция. Ковры чаще всего развешивались в спальнях рядом с кроватями. Таким образом, во время сна человек не испытывал дискомфорт из-за соседней холодной стены. В домах были достаточно тонкие стены, поэтому дополнительный барьер в виде ковра позволял снизить уровень шума.
Обыкновенный советский интерьер
Обзавестись коврами в это время было несложно, так как они производились на советских фабриках из синтетических материалов и стоили недорого. Совсем другое дело – обои, которые считались дефицитным товаром. Чтобы выйти из положения и сэкономить на отделке помещения, на стену вешали ковер, а под ним зачастую оставался участок без обоев.
Либо с помощью тканого полотна маскировали те участки, где обои испортились. К слову, такой же хитростью пользовались и в случае со знаменитым шкафом – «стенкой». Но этот предмет интерьера считался весьма ценным.
Ковры придавали советскому интерьеру дополнительный уют. Всем, кто вырос в это время, наверняка не понаслышке знаком процесс внимательного рассматривания замысловатых узоров перед сном. Куда более ценными считались качественные ковры из натуральной шерсти. Их достать было сложнее, поэтому за этими предметами роскоши выстраивались длинные очереди. Такой ковер вешали на самое видное место в доме и ценили как символ достатка.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также: