Полог у кровати в старину

Обновлено: 22.01.2025

Вспомним Чехова: "Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование. " Может быть, еще более надо приветствовать существование кровати - вещи, как все знают, совершенно незаменимой.

В средние века кровати в знатных домах непременно снабжались пологом на четырех столбиках. Это диктовалось не соображениями роскоши, а необходимостью: еще не вошло в традицию стеклить окна (первые опыты такого рода - в высшей степени дорогостоящие - датируются началом XVI века) , поэтому в спальнях гуляли жестокие сквозняки. Английские аристократы чрезвычайно ревностно относились к своим кроватям. Отправляясь в путешествие, аристократ непременно высылал вперед постельничих с постельными принадлежностями (куда входил и полог) : в любом месте ночевки его должна была ожидать только личная кровать - и никакая другая, В XVI веке стали популярны кровати на колесиках: их выталкивали из-под главной кровати в тех случаях, когда почетные гости желали, чтобы рядом ночевали их слуги.

У древних саксов проблема кровати решалась просто: гостю вручали мешок и пук соломы, после чего хозяин считал себя свободным от забот о ночлеге постояльца.

В некоторых районах Китая кровати складывались из кирпича: под ложем разводили огонь, после чего спящие - их могло быть несколько человек - имели все основания не бояться ночных холодов. В принципе, "коммунальные" кровати были известны в различных районах Азии. Порою такой ночлег оборачивался серьезными неприятностями. Вообразим следующую картину. Вокруг прогоревшего костра укладывается по кругу с десяток человек ногами к углям. Покрывало общее - огромный кусок плотной невозгораемой материи. Спать тепло - слов нет. Однако не забудем про горячие угли, выделяющие угарный газ. Головная боль наутро была не худшим исходом подобного ночлега: иной раз люди угорали так, что "коммунальная" ночевка оказывалась для них последней в жизни, а невозгораемая материя - саваном.

Прежде всего - сохранение тепла и защита от сквозняков. во-вторых, никто из черни не имел права лицезреть нагость господина и госпожи. ну и наконец - насекомые всякие летают, твари, спать мешают

На счет-"во-вторых, никто из черни не имел права лицезреть нагость господина и госпожи. ", не правда Ваша. Прчитайте книгу "Человек, который смеётся", там прямо сказано, что знать не замечает тех, кто им прислужиает, и потому могут находиться в их присутстви, в любом виде.
Тому пример и публичиные процедуры одевания вельмож.

потому что были очень высокие потолки, а человеку неуютно спать в огромной комнате с высоким потолком. Вот для него и делали такй маленький домик. Дети так делают.

Холодно очень было спальни не отапливались (в Англии до сих пор не топят) в кровать клали жаровню а то и служанку а насекомых в таких кроватях было достаточно в Эрмитаже можно увидеть золотые с драгоценными камнями грабельки которыми средневековые дамы элегантно чесоли места укусов а особо продвинутые кавалеры ловоли блоху на теле любимой и носили при себе в особых флаконах

Печь, зыбка и не только: На чём спали русские крестьяне до появления кроватей

На чём спали русские крестьяне до появления кроватей.


Современные люди придирчиво относятся к выбору спального места. Есть самые разные модели кроватей, можно купить матрас любой жесткости с нужным наполнителем. Но ещё лет этак 100 назад многие крестьяне и о кроватях и не слыхали. В этом обзоре о том, что заменяло людям привычную сегодня кровать.

Что такое полати и как на них спали

Спать на печи было удобно и тепло./Фото: maxpark.com

Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.

Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.

Ларец таинственный, а проще - сундук

Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.

В сундуках не только хранили ценные вещи, на них еще и спали./Фото: ethnoboho.ru

Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.

Зыбка или спи, младенец мой прекрасный

Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.

Маленькие дети спали в подвесных люльках./Фото: links-stroy.ru

Делали колыбели из прочного дерева, служили они долго, на них ставился год рождения малыша. Передавались такие кроватки от поколения к поколению. На дно колыбельки укладывалась солома, которая покрывалось старой одеждой или ветошью. В семьях побогаче делали перину, которую набивали пухом. Люльку обычно подвешивали, в избах - за подтопком, во дворе – на дерево. В потолочное бревно-опору крепилось кольцо с мотком проволоки (пружина), на которой подвешивалась люлька, а с ее углов спускались веревки, связанные в петлю и надеваемые на пружину.

Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.

Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.

Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов

Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.

Для тюфяка использовали мешковину./Фото: st.depositphotos.com

Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.

Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.

Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.

Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.

Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.

Лыковый матрас. Наполнялся обработанной корой ивы или липы. Такие модели стоили дешево, но имели плохое качество - они плесневели.

Первые кровати

По мнению историков, слово кровать могло произойти от древнеславянского слова «кров». Если перечитать Слово о полку Игореве, то можно заметить, что там этот термин используется - князь Святослав увидел во сне тисовую кровать.

Полати обычно располагались над печкой./Фото: ic.pics.livejournal.com

Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.

Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.

И всё таки царицей избы была русская печь. Мы собрали для наших читателей малоизвестные факты из истории традиционной русской печи .

Полог у кровати в старину

Конкурс проводится в соответствии с планом работы НИРС федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Конкурс направлен на развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы и поискового творчества, а также привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности университета.

Конкурс проводится с целью стимулирования интеллектуального потенциала учащихся 1-9 классов образовательных организаций Волгоградской области, способствующего личностному развитию путем привлечения их к выполнению проектных работ с использованием информационно-коммуникационных технологий. Проектные работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.

К участию приглашаются студенты неязыковых специальностей вузов и сузов г.Волгограда и Волгоградской области и обучающиеся 3-11 классов общеобразовательных учебных заведений г.Волгограда и Волгоградской области с творческими проектами в области изобразительного искусства, литературы, фотографии, видео, музыки, хореографии, театра и др. на иностранном языке (немецком или английском).

Конкурс посвящается проблемам, связанным с изучением природы Волгоградской области и направлен на привлечение внимания учащихся к научным исследованиям и достижениям, развитие творческого подхода к научной деятельности, формирование нового взгляда на интеллектуально-творческую деятельность среди жителей города Волгограда и Волгоградской области. К участию в Конкурсе допускаются школьники с 1-го по 11-й класс, проживающие на территории Волгоградской области, г. Волгограда и прилегающих территорий.

Конкурс ориентирован на воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Волгоградской области, занимающиеся краеведением, поисковой и исследовательской работой. Возраст участников конкурса от 12 до 18 лет.

Конкурс ориентирован на повышение доступности культурно-исторического наследия региона, представленного в музеях образовательных учреждений области, за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся, ведущие активную поисково-исследовательскую работу в сотрудничестве с музеями образовательных учреждений Волгоградской области.

Курсы организованы подготовительным отделением Волгоградского государственного социально-педагогического университета для школьников, обучающихся в педклассе Новониколаевского района Волгоградской области. В рамках сетевого образовательного сообщества старшеклассники - слушатели курсов получат опыт педагогической деятельности по организации работы исследовательских коллективов, состоящих из школьников в возрасте 10-13 лет.

Конкурс проводится в соответствии с планом работы Министерства образования и науки Волгоградской области на 2014 - 2015 учебный год и посвящен празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций Волгоградской области и Республики Крым.

Конкурс посвящен изучению знаний в различных отраслях психологии и направлен на активизацию исследовательской и творческой работы обучающихся высших и средних учебных заведений г. Волгограда и Волгоградской области. Все работы, предоставленные на конкурс, будут опубликованы на сайте Мирознай.

Конкурс исследовательских работ по изучению истории и культуры Новониколаевского района Волгоградской области "Моя малая Родина" ориентирован на патриотическое воспитание обучающихся на основе изучения родного края, повышение доступности в сети Интернет культурного, исторического, природного наследия района. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования района.

Ресурс предназначен для учителей Новониколаевского района Волгоградской области - слушателей курсов повышения квалификации по программе "Организация, внедрение и сопровождение научно-исследовательских, образовательных и просветительских сетевых проектов с использованием современных информационных технологий".

К участию приглашаются студенты 1 и 2 курса очного отделения неязыковых факультетов вузов и обучающиеся 3-11 классов общеобразовательных учебных заведений г.Волгограда и Волгоградской области с творческими проектами в области изобразительного искусства, литературы, фотографии, видео, музыки, хореографии, театра и др. на иностранном языке (немецком или английском).

Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально неблагополучных семей

Организатором Конкурса является министерство образования и молодежной политики Волгоградской области. Принять участие в Конкурсе могут педагогические работники образовательных организаций Волгоградской области, в чью компетенцию входят вопросы организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.

В этом семинаре мы обсудим вопросы, связанные с методикой организации работы учебно-исследовательских коллективов, проведением конкурсного исследования, подготовкой и публикацией его результатов в областном конкурсе "Музей-школа-музей" 2013 года.

В этом семинаре мы обсудим вопросы, связанные с методикой организации работы учебно-исследовательских коллективов, проведением конкурсного исследования, подготовкой и публикацией его результатов в областном конкурсе "Моя малая Родина: природа, культура, этнос" 2013 года.

Зачем над кроватями знати раньше натягивались балдахины?

Балдахин (итал. baldacchino — «шёлковая ткань из Багдада» ) — нарядный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла.


Появились балдахины на древнем Востоке, где, на ассиро-вавилонских и древнеперсидских барельефах, над царём носили большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и зноя.
Изображение балдахина в живо­писи и скульптуре «осеняет» , защищает. В традиционном искусстве Китая симво­лизирует «счастливую судьбу» , покрови­тельство. Во многих культурах балдахин — символ власти.
С XII веке в западно-европейском романском, а затем и в готическом искусстве под влиянием арабского Востока появляются каменные балдахины в качестве наверший статуй; они «осеняют» изображаемые персонажи. В древнерусском искусстве принято назва­ние сень.

Иоахим Эйтевал
Марс и Венера в любовной утехе, застигнутые богами


Это образ небесного свода, воплощение идеи высоты, атрибут царского могущества, власти, а также символ небесного покровительства. На Востоке наделялся магической функцией защиты от дурных сил. В китайском буддизме считается одним из восьми элементов, приносящих удачу. Балдахин из нескольких ярусов является аналогом пагоды. Другое значение связано с выражением королевского достоинства. Если балдахин квадратной формы, то его символика связывается с символикой земли, если круглой, то с символикой неба и солнца. Балдахин, или сень, являлся обязательным элементом герба монархических государств. Под особым навесом, или балдахином, в ряде традиций (к примеру, у античных этрусков, в иудаизме) проводится брачная церемония. В живописи художники часто использовали символику балдахина. Иоахим Эйтевал («Марс и Венера в любовной утехе под балдахином, застигнутые богами» , 1610, Музей Поля Гетти, Лос Анджелес) , Рембрандт Харменс ван Рейн («Даная» , 1636, Эрмитаж, Санкт-Петербург) , Жан Огюст Доминик Энгр («Антиох и Стратоника» , 1840, Музей Конде, Шантильи) и многие другие.
Рембрандт Даная

У них в этих шикарных поместьях и рыцарских замках было очень плохо с отоплением. Системы отопления были несовершенныеми, да и с топливом, вероятно, проблемы периодически возникали. При этом эти самые замки были довольно щелястыми, а об оконном остеклении понятие было весьма смутное. Поэтому кровати и закрывали балдахинами и пологами. Чтобы спать было тепло. Они еще и одевались для сна весьма основательно: теплые рубахи, специальные кофты, ночные колпаки у мужчин и чепцы у женщин. Вот Вам придет в голову на ночь шапку натягивать?

Тепло - это само собой. Но основная идея появления балдахинов над кроватями появилась по другой причине.

ЗЫ: я сплю голышом.

Чеснова Анна Мудрец (19382) а вот это как раз не важно: слуг и свиту всегда можно выставить за дверь покоев. Истинная причина появления балдахинов - именно сохранение тепла. Вы, кстати, попробуйте представить себе повседневное (дневное) одеяние любой дворянки или дворянина. Да любой современный человек, будучи настолько тепло одетым в доме (в помещении) просто по меньшей мере обливался бы потом, а по большому счету мог бы получить тепловой удар.

Чтобы не падали с потолка насекомые. Кроме того, знать жила в просторных каменных зданиях, с большим количеством переходов и коридоров, в кототрых часто был сквозняк, поэтому был еще и полог от сквозняков.

почему знати -то? сейчас над детскими кроватями обязательно вешают. от дурного глаза так скажу. от злых духов. защита от темных сил.
над любой кроватью балдахин нужно вешать.
у меня нет, т. к. люблю открытое пространство.

Когда появились первые кровати, почему наши предки спали дважды за ночь, а Петр I – сидя в шкафу

Спящие дети. Автор: Василий Григорьевич Перов.


Удивительная штука - сон. Человек посвящает ему треть жизни, но что мы знаем о том, как спали люди не то, что тысячелетия, а всего пару веков до нас? Исследователям пришлось переворошить большое множество различных жизнеописаний, исторических летописей, проанализировать немало старинных картин и гравюр, прежде чем рассказать нам о том, в каких условиях спали простолюдины и великие мира сего в разные эпохи истории человечества.

Сон в саду. Автор: Владимир Волегов.

Сон - это физиологический процесс восстановления организма каждого человека. И во сне каждый из нас проводит чуть ли не треть своей жизни, а это где-то 6-8 часов ежедневно. И мы себе даже представить не можем как во время ночного отдыха до недавнего времени большинство простых людей обходилось без элементарных удобств: кровати, подушек и одеял, и что атрибуты комфортного сна в быту появились совсем недавно. Удивительно, но еще около пяти веков тому назад кровати были доступны только самым богатым слоям общества. Сейчас же мы и помыслить не можем свой сон без них.

Первые кровати человечества

Спящий фараон.

Первые примитивные кровати из пальмовых жердей или прутьев, скреплённых верёвками, появились в Древнем Египте около трех тысячелетий до нашей эры тому назад. И лишь спустя века, во дворцах фараонов начали появляться прототипы кушеток с подставками для головы и упором для ног. Постепенно традиция спать на таких приспособлениях распространилась и среди знати древнеегипетской цивилизации. Пройдут века, прежде чем мода на такие кушетки не перейдет к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.

Атрибуты для сна в Средневековье

Сон Иакова. Автор: Хусепе Рибера.

К примеру, вот как располагалась на ночь большая ирландская семья: "подальше от двери, у самой стены, – старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине постели – мать с отцом, дальше сыновья, а уж с самого краю – гости дома".

Святое семейство. Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн.

И что интересно, определенных часов для сна и бодрости так же никто не придерживался – спать ложились тогда, когда стемнеет, а вставали, когда рассветёт. А что бы не страдать пересыпом, было заведено за ночь спать по два раза небольшими отрезками времени. От этого и бытовало понятие - первый и второй сон.

К средине ночи просыпались и 2-3 часа бодрствовали. В это время было принято заниматься сексом, поэтому были так и многодетны семьи в старину, а так же молились, что-то делали по хозяйству и даже ходили в гости к соседям. А потом ложились и досыпали 3-4 часа до рассвета. Такому виду сна современные ученые придумали название - «бимодальный» сон, распространенный повсеместно.

Сон. Автор: Рафаэль Санти.

Также был распространен послеобеденный сон. В произведениях искусства мы часто видим изображение крестьян, спящих днем в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.

Theodoros Ralli.

И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха.

Бретонский шкаф-кровать для сна.

К концу Средневековья в Северной Европе широкое распространение получили такие шкафы, где спали уже не только знатные господа, а и их приближенные. А спали сидя, потому как считалось, что в горизонтальном положении могут находиться только покойники.

Сон и его сводный брат Смерть. (1874). Автор: Джон Уильям Уотерхаус.

Позже хотя и начали сооружать ложа, но по-прежнему спали сидя, подложив под спину подушки. Поэтому и кровати в то время были хоть и широкие, но короткие. Но простой люд по- прежнему спал на земляном или каменном полу, устраиваясь кто как мог. Обычным делом было спать «по месту работы»: прачка – у корыта, истопник – у печи.

Как спали наши предки на Руси.

«На полатях». (1989). Чайников Григорий Леонтьевич.

На Руси в отличие от стран Европы дело обстояло иначе. Наши пра-прадеды в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Еще с начала нашей эры восточные славяне строили добротные избы с полатями, большими печами. Правда на печах спать начали с 13-14 века, когда появились дымоходы. А до того печи топились по черному и спать на них было невозможно.

Изба с полатями.

Для отдыха служили полати, занимавшие пол избы. Их сооружали в виде деревянных лежанок, расположенных свыше метра от пола, а то и под потолком, где было и вовсе тепло. На них, как правило, спали дети и старики, а взрослые располагались - по широким лавкам. Позже старики и дети перебрались на теплые печи.

Русская печь.

Что касаемо остальных атрибутов бедные люди спали на тюфяках из мешковины, набитых, чем придется. В ходу были соломенники – матрасы, набитые соломой, и сенники с сеном и мхом, сшитые из холщовой ткани. Некоторые матрасы набивали конскими волосами, водорослями, корой ивы или липы. А зажиточные господа могли позволить себе перину – матрас, набитый перьями и пухом.

Бабушкин сундук.

Еще частенько приходилось хозяевам спать на сундуках, которые специально изготавливали с плоской крышкой.

Какое новшество для сна Петр I хотел внедрить в России

До сих пор, спальный шкаф, которым пользовался Петра I в Голландии можно увидеть в городе Заандаме.

Удивительный факт из истории жизни Петра I, не особо любившего роскошь. Как-то, побывав в Голландии, он привез оттуда привычку спать в кровати-шкафу. Подобные сооружения, похожие на комод с двумя дверцами, были популярны в холодных регионах Европы. Их преимуществом было в то, что здесь никогда не дуло. Петр Алексеевич пытался внедрить такое спальное место среди своих подданных и в России, однако это новшество, к счастью, не прижилось.

Автор: John Maler Collier.

На Руси в богатых домах кровати начали появляться во времена Петра – в 17 веке, а в крестьянских избах – только к концу 19 столетия. И лишь век 20 принес с собой традиционные спальные комнаты, и кровати, и подушки, и ночную одежду. К слову, ещё в середине XX века в Германии, например, отдельная спальня была редкостью.

Сон в живописи

Как оказалось, сон - весьма популярная тема в живописи. Спящие образы людей художники изображали во все эпохи.

Автор: Victor Gabriel Gilbert.

Автор: Domenico Fetti.

Автор: Courbet Gustave.

Автор: Albert Joseph Moore.

Автор: Зичи Михаил Александрович.

Автор: John Simmons.

Автор: Harry Mitten Wilson.

Автор: Henry Lafon.

Автор: Jean- Baptiste Regnault.

Автор: Jean- Franois Rafaеlli.

Автор: John Lavery.

Автор: Rowland Wheelwright.

 Полдень: Отдых от работы. (1890 г.) Автор: Винсент Ван Гог.

Сон. Автор: Грейс Карпентер Хадсон.

Автор: Antoni Vila Arrufat.

Автор: Лев Чистовский.

Сон на лугу. Автор: Клапоух Ю.А.

Однако с появлением электричества все поменялось, и люди отошли от «бимодального» сна, хотя многими практикуется полуденный сон, что позволяет повысить работоспособность и улучшить самочувствие.

В наши дни современный человек стремится создать себе для сна комфортные условия, так как во сне происходит устранение неполадок во всех системах и органах, восстановление иммунитета. Мы спим, чтобы просыпаться здоровыми.

Удивительные истории о том, как и по сколько часов спали знаменитые художники, ученые, политики - в обзоре

Читайте также: