Почему ковбои не кладут шляпу на кровать

Обновлено: 09.01.2025

Все фильмы про ковбоев показывают как в жару в американской пустые ковбои одеты как будто они попали в Сибирь. Плотная одежда, шляпа, плащ, зачем ?

Не претендую на истину, но думаю так

Ковбои могли долгое время быть вне дома (это же всадник - пастух изначально), а значит их могло занести в края куда более отдаленные и холодные (в северных районах тоже были ковбои), ну и естественно - сменную одежду они не носили с собой - ходили в том, что могло сослужить службу как в жару, так и в холод. Да и во время ночевок тоже

Шляпа защищала в том числе и от солнца, а плотная одежда и высокие сапоги были полезными при езде на лошади, легче удержаться в седле и т. д, поскольку ковбой практически все свое время в седле проводит, по сути

Тот же ковбойский платок мог защитить от пыли или послужить каким-то иным способом, например для перевязки ран. Также ковбои поверх штанов могли одевать своего рода гетры из кожи, называются чапсы, которые сильно помогали при езде по зарослям, от всякого рода колючек, кактусов и т. д.
____________

Как итог, даже получается, что одежда в основном подбиралась по принципу наиболее подходящей и удобной для езды, вне зависимости от климата. Разве что в северных районах еще больше утепляли одежду, используя шкуры животных вместо кожи для тех же штанов

Тоже самое что чалма у арабов. Я только не знаю, по идее тоесть такая одежда должна защищать от жары, хотя мне понять сложно такое самому.

В такой одежде создается свой микроклимат, нет прямого нагрева от солнца. Верхний слой одежды удерживает большую часть влаги (пота) обезвоживание наступит позже, чем у человека без одежды.

Люди тогда вообще плотно одевались, судя по фото. Точно могут ответить только те, кто сам был пастухом. )

Ночью и ранним утром холодно и даже сыро. Люди даже в Синайской пустыне и в Северной Африке зубами стучат (буквально), кутаются в одеяла. А днем - невыносимая жара. В американских полупустынях и спепях, думается, почти так же.

Там где стада - там слепни и прочая радость. Особенно не разденешься. Эти падлы способны прокусывать даже мокрую от пота майку. Значит даже днем, как-минимум, нужна непрокусываямая рубашка с длинными рукавами.

Солнце полезно лишь при ограниченных по времени солнечных ваннах на пляже и в высоких широтах. Когда ты постоянно на солнце - это ужасно. Обгораешь до ожогов. Нужна хотя бы легкая рубашка с длинными рукавами для защиты от солнца. Шляпа - обязательна, иначе не доживешь до вечера.

Пыль. Если ты не в одежде и взмок - пыль мгновенно оседает на тебе в виде грязи. А ведь пастухи могли быть в полях до полугода. Значит на рубашку надо одеть что-нибудь еще - пыльник какой-нибудь, который можно вытряхнуть или выбить обо что-нибудь. В голливудских фильмах в каждом городе обязательно присутствует сервис "горячих ванн" - спрос, думаю, был неимоверный, высшее наслаждение. )

Плащ-пыльник или пончо может служить не только защитой от пыли, но и от дождя и росы. Его можно постелить на землю или укрыться им. Палатка, спальник-кокон, надувной коврик - это, конечно, хорошо. Но ведь надо чтобы кто-то сторожил стадо по ночам и вне палатки. Судя по всему, многие ковбои даже из "отдыхающей смены" предпочитали спать открыто - в начале ночи в палатке душно. )

Плотные штаны и пр. обязательно нужны для езды в седле. Тонкие - протираются, задница и внутренние поверхности ног натираются.

Краги, лосины (в изначальном значении) - от росы и истирания штанов.

Высокие сапоги - от росы, для езды и чтобы труха всякая не попадала внутрь.

В ветренную погоду плотная одежда спасает еще и от ветра. Постоянный ветер, даже если он не холодный, изматывает, высушивает так, что кажется что даже и мозг высох.

Конечно, постоянно ходить во всем многослойном комплекте одежды - это нонсенс. На то он и многослойный и многопредметный, чтобы комбинируя разные вещи подбирать оптимальные сочетания под состояние внешней среды и собственное самочуствие.

Я, кстати, наблюдал людей, которые жарким летом на разгрузку вагонов норовили взять с собой в "поле" даже ватники. Когда работаешь - весь мокрый до трусов. Как остановился - ватничек на плечи. Ну, или на траву постелить - мягко и от холодной земли защита. Иначе организму хана и ревматизм гарантирован. )))

Шейный платок - от пота, пыли от стад (в виде повязки на лицо) и чтобы грязный грубый ворот не натирал сгоревшую на солнце шею (можно исп. в виде подвортничка). Платок постирать легче, чем рубаху или куртку. Для этого же, кстати, подобные платки использовали и во времена Второй мировой войны в Северной Африке.

Почему ковбои не кладут шляпу на кровать

1. Не открывайте зонт в помещении

Если вы попробуете это сделать, то серьезно испортите настроение аргентинцам. Они верят, что открытый зонт может навлечь беду на обитателей дома. Мокрый зонт оставляют стекать около двери или относят сушиться в ванную. По одной из самых правдоподобных версий, это суеверие родом из Европы XVIII века, когда привезенные из Китая зонты начали входить в моду. Вещь была непривычная, громоздкая, да еще и снабженная металлическими спицами. Открытый в помещении зонт становился причиной многих серьезных травм, особенно страдали глаза окружающих.

2. Берегитесь вторников

2. Берегитесь вторников

Самыми неудачными днями в Аргентине считаются не только «пятницы, 13», но и «вторники, 13». Это суеверие родом из Испании. Там говорят: «Во вторник не женись, не отправляйся в плавание, а лучше вообще не выходи из дома».

3. Не кладите шляпу на кровать

3. Не кладите шляпу на кровать

Шляпы в Аргентине вне моды — их носят все мужчины — от мала до велика. В гостях и дома головной убор оставляют на вешалке. Класть шляпы на диваны и кровать строго запрещено. Дело в том, что в конце XIX – начале XX века драки на ножах среди эмигрантов в Аргентине были в порядке вещей. Перед поединком головные уборы снимали. Поэтому брошенная шляпа — символ того, что в ближайшее время кто-то может расстаться с жизнью.

4. Держите равновесие

4. Держите равновесие

Если вы споткнулись, да еще на полу из плиток — к гадалке не ходи — ваша вторая половина вам изменяет. Ну, по крайней мере, так считают горячие аргентинские головы.

5. Обругайте сову!

5. Обругайте сову!

Представьте: гуляете вы по парку, и вдруг слышите сову! Уханье этой ночной птицы ничего хорошего не предвещает. Чтобы отменить плохое предзнаменование, нужно громко обругать сову. Правда, в последнее время все меньше аргентинцев в это верит — виной тому социальные сети, приравнявшие сов к котикам и разрушившие их мистический образ.

6. Опасайтесь рыжих

6. Опасайтесь рыжих

Если на улице вы столкнулись с обладателем ярко-рыжей шевелюры, будет у вас столько неудачных лет, сколько пуговиц на вашей одежде. Но если тут же дотронуться до одной из них, ничего плохого не произойдет. Страх к рыжим волосам появился еще во времена Инквизиции, когда считалось, что обладатели огненных шевелюр непременно колдуны и ведьмы.

7. Радуйтесь бабочкам

7. Радуйтесь бабочкам

Голубая приносит удачу. Большая бабочка, залетевшая в дом, предвещает приход долгожданного гостя. А если первая бабочка, которую вы увидели весной, была белой, счастье будет хранить вам верность следующие 12 месяцев.

8. Не обижайте пауков

8. Не обижайте пауков

Внезапно появившееся в доме насекомое приносит удачу и прибыль. Это суеверие в Латинскую Америку привезли с собой итальянские эмигранты. По легенде, бережно относиться к паукам начали еще в древности, когда верили, что паутина помогает заживлять раны.

9. Не ходите под лестницами

9. Не ходите под лестницами

Имеются в виду стремянки или те, которые прислоняют к стенам и деревьям. Сделавший это, как считается, бросает вызов самому Богу. Католики верят, что прислоненная лестница образует треугольник, символизирующий Святую Троицу.

10. Играйте в лотерею

10. Играйте в лотерею

Голубые офисы Национальной лотереи встречаются в Аргентине на каждом шагу. Пик их популярности приходится на рождественскую неделю, но и в обычные дни достаточно желающих испытать удачу. Билетов обычно покупают несколько, а их номера выбирают тщательнейшим образом. Аргентинцы верят, что, если до розыгрыша приложить билеты к спине горбатого или к животу беременной, то шансы выиграть главный приз увеличиваются многократно.

10 самых странных итальянских суеверий

Juli аватар

Суевериям не место в современном мире. Однако, в Италии считают иначе, т.к. жители этой страны до сих пор следуют старинным приметам. Почему итальянцы не кладут шляпы на кровать и не женятся по пятницам? Читайте в нашей статье.

Приметы и суеверия – кладезь народной мудрости. В культуре каждой страны существуют уникальные обряды и привычки, которые современному человеку могут показаться несколько странными и даже глупыми. Но на самом деле каждая примета имеет интересное историческое или религиозное объяснение. Особенно богата суевериями культура Италии. Что интересно, согласно результатам итальянских социологических опросов, большинство современных итальянцев до сих пор верят в силу старинных примет. Именно поэтому, отдыхая в солнечной стране, постарайтесь не разливать оливкового масла, не класть шляпу на кровать и не раскрывать зонт в помещении.

Вот 10 самых странных итальянских суеверий.

1. Разлить оливковое масло – к бедности.

Оливковое масло – основа итальянской кухни. В этой стране его добавляют практически во все блюда. Однако, если итальянская хозяйка разольёт масло во время готовки, это может надолго испортить ей настроение. Дело в том, что разлить оливковое масло в Италии расценивается как знак грядущих денежных проблем. Скорее всего, корнями данное суеверие уходит в глубокую древность, когда оливковое масло считалось очень дорогим и ценным продуктом.

2. «В пасть к волку!»

В Италии существует собственный аналог нашего пожелания удачи «Ни пуха, ни пера!» Дословно оно звучит как «В пасть к волку!» («In bocca al lupo!») Пожелание не самое приятное, однако, итальянцы считают, что такое словосочетание отгоняет от человека неприятности. А чтобы усилить эффект и добиться расположения высших сил, человек на это должен ответить: «Умри, волк!» («Crepi lupo!»)

3. Блюдо из чечевицы на новогодний ужин.

Кухня Италии богата вычурными деликатесами и изысканными блюдами. Однако, в новогоднюю ночь здесь принято есть простой чечевичный суп. Согласно старинному поверью, чем больше чечевицы человек съест на Новый год, тем больше денег он получит.

4. Нельзя касаться метлой незамужнюю девушку.

Подметая пол, будьте очень внимательны. Если вы случайно коснётесь метлой или веником ноги незамужней девушки, вы рискуете серьёзно испортить ей настроение. Дело в том, что одно из итальянских поверий гласит, что, обметая незамужнюю особу, вы можете отогнать от неё женихов. Кроме того, свободные итальянки никогда не садятся на край стола, т.к. это суеверие также пророчит одиночество.

5. Говоря тост, смотрите человеку в глаза.

«Чокаясь» или говоря тост, итальянцы пристально смотрят в глаза своим собеседникам. В противном случае человеку семь лет не будет везти в любви. По крайней мере, так гласит старинная итальянская примета. Кроме того, в этой стране нельзя «чокаться», если в вашем бокале налито не вино, а вода. Считается, что чокаясь бокалом с водой, вы привлекаете в свою жизнь бедность.

6. Не кладите головные уборы на кровать.

Шляпы и любые другие головные уборы ни в коем случае нельзя класть на кровать, т.к. этот ритуал связан со смертью. Именно так в Италии чтят память о недавно усопшем. Если же головной убор случайно оказался на кровати, это считается дурным знаком, который предрекает скорую смерть в доме.

7. Не ходите под лестницами и стремянками.

Пройти под лестницей или стремянкой – навлечь на себя большую беду. Подобное суеверие господствует не только в Италии, но и в других католических странах. Скорее всего, столь странная примета связана с ранними христианскими учениями, где форма вертикального треугольника олицетворяла Святую Троицу. Таким образом, идя под лестницей или стремянкой, человек словно оскверняет Святую Троицу.

8. Нельзя жениться в пятницу.

Пятница – единственный день, когда в Италии не проводятся свадебные церемонии. Вряд ли кто-то решится связать себя узами брака в последний день трудовой недели, т.к. в этой стране считается, что, поженившись в пятницу, молодожёны всю жизнь проведут в несчастьях.

9. Не раскрывайте зонтик в помещениях.

Войдя в помещение с раскрытым зонтом, вам придётся испытать на себе «косые» взгляды итальянцев. Оказывается, раскрытый зонт в этой стране символизирует печаль и невезение. Чтобы не привлечь беду в свою жизнь, многие итальянцы предусмотрительно сушат зонты в сложенном виде.

10. Не вставайте с левой ноги и не ешьте левой рукой.

Считается, что левая сторона подвластна дьяволу, поэтому с ней связано много странных примет и суеверий. Например, встать с левой ноги в Италии считается плохим знаком, который предрекает неприятности на целый день. Особенно не повезло левшам, т.к. итальянцы верят, что человек, который ест левой рукой, кормит дьявола.

Какими бы странными ни казались приметы и суеверия, они отображают часть культуры и истории целого государства. Поэтому постарайтесь относиться уважительно к странным привычкам своих итальянских друзей.

Юмор от конников: Страшилки конного мира: суеверия и предрассудки

Как и любое животное, прирученное человеком, лошадей окружают легенды, суеверия и предрассудки. Практически ни одна из приведенных ниже небылиц не претендует на то, чтобы быть правдой, тем не менее, во все эти чудесные приметы верят жители той или иной части света.

Хотя большинство людей гордо заявляют, что не подвержены суевериям, при виде черной кошки они одними из первых начинают прилагать максимум усилий, дабы не встретиться с милым животным на одной тропе. К счастью, конники гораздо проще относятся к «прекрасным брюнеткам» из семейства кошачьих, ведь на конюшне сложно не встретиться с одной из них в проходе или во дворе, так что же способно напугать конника?

Первое суеверие ковбойское и если вы предпочитаете олимпийским видам конного спорта езду в стиле «вестерн», оно в полной мере относится и к вам, ведь в вашем «конном гардеробе» наверняка есть немаловажный атрибут ковбоя – ковбойская шляпа. Так вот если ковбой положит свою шляпу на кровать, это сулит ему страшные неудачи. Однажды на арену финала Национального родео в США вышел ковбой в ужасно мятой шляпе. Как выяснилось позже, вечером накануне выступления мама случайно положила его шляпу на кровать, а в таком случае вернуть удачу можно лишь быстро вышвырнув головной убор из дома. После чего нужно в буквальном смысле «вытоптать» невезение из шляпы, что и проделал участник финала.

Лошади всегда считались одними из самых мудрых животных. Вероятно, именно в этой связи принято считать, что если беременная женщина проедет на лошади или осле, то ее ребенок обязательно вырастет мудрым и послушным.

Про верность лошадей испокон веков слагались легенды, да и в наши дни эта тема считается достойной экранизаций. Наши мудрые предки даже считали, что в случае смерти хозяина, лошадь может проронить несколько слез.

Существует несколько суеверий опасных не для человека, а для лошади. Например, лошадь, наступившая в лесу на волчий след, согласно распространенному суеверию, вскоре захромает. Нежелательно менять имя, данное лошади при рождении – это сулит неудачу ей и ее владельцу. Также общеизвестно, что прошедшему под лестницей грозит череда неудач. Наиболее распространенный метод избежать гнева судьбы – держать пальцы рук скрещенными. Но если руки заняты, а пути обхода лестницы с другой стороны нет, готовьтесь, сразу после совершения неугодного фортуне действия вас начнет преследовать неудача. Избавиться от дурного влияния можно лишь увидев трех лошадей, так что бросайте все дела и бегом на конюшню!

ИСЦЕЛЕНИЕ (не стоит проверять на себе!)

Всем нам знакомы «бабушкины» рецепты, многие из которых, к слову, довольно эффективны на ранних стадиях заболеваний. Народная медицина предлагает воспользоваться природными силами трав, в то время как древние крестьянские рецепты возлагают надежды на магические силы исцеления, связанные с лошадьми или способные повлиять на здоровье самих лошадей. Так, медные пенни, помещенные на дно ведра, из которого поят кобыл, были призваны избавить животных от унылого настроения и плохого поведения.

Что же касается лечения человеческих недугов, то согласно народному поверью, человек, вдыхающий дыхание лошади, может таким образом исцелиться от кашля, а употребленный в пищу волос из челки жеребца изгонит из организма человека всех паразитов. Еще один из «лошадиных» способов обезопасить свое здоровье – взять 3 волоска с холки осла, положить его в муслиновый мешочек и повязать на шею. Такие манипуляции обещают оградить вас от простуды, кашля и кори. Простуду изгоняют также и пегие лошади – достаточно проехать на одной из них верхом. А проехав на осле задом наперед, вы приобретаете иммунитет от укусов змей и зубной боли.

Талисман, амулет, оберег – все эти названия в равной степени обозначают магический предмет, должный защитить своего обладателя от угроз, болезней и неудач, помочь принять решение в трудной ситуации, указать путь или способствовать успеху в делах. Несколько тысячелетий человек жил бок о бок с лошадью, не удивительно, что с этим животным связаны некоторые талисманы.

Для тех, кто с детства мечтал овладеть изящными искусствами, важно знать, что если при строительстве дома заложить под пол череп лошади именно в том месте, где будет стоять пианино, то по окончанию строительства череп будет резонировать и усиливать звук музыкального инструмента.

Укрыть вас от пристального взгляда неудачи поможет волос из хвоста вороного жеребца, обвязанный вокруг запястья, который обещает уберечь от темных сил. Аналогичным амулетом служит гвоздь, которым некогда к копыту лошади была прибита подкова. Особую магическую силу он приобретает, если кузнец свернет его колечком.

Любителям прогулок по пересеченной местности хорошо известно, сколько опасностей поджидает лошадь и всадника за забором спорткомплекса. Отправляясь в поля или даже просто работая на плацу/в манеже, не забудьте прихватить с собой хлыст, изготовленный из ветки рябины (в современной версии поверья достаточно чтобы из рябины была изготовлена хотя бы рукоятка хлыста), - это оградит вашего четвероногого любимца от черной зависти и сглаза. Еще одним оберегом, ограждающим лошадь от опасностей и травм испокон веков считались ленточки, вплетаемые в хвост и гриву животного.

Одним из наиболее распространенных талисманов, используемых даже людьми, не имеющими отношения к лошадям, являются подковы. Существует много версий происхождения волшебной силы подков, а также способов их применения, и вот некоторые из них.

Ведьмы и любые темные силы по своей природе боятся лошадей, именно поэтому подкова, помещенная на дверь жилища, ограждает дом от злых сил. Согласно легенде однажды дьявол посетил Святого Дастина, дабы обмануть и искусить его. Святой Дастин, который был искусен в ковке лошадей, узнал, что перед ним сам дьявол и прибил его копытными гвоздями к стене. Удовлетворившись результатом, Святой продолжил работу, оставив дьявола страдать. Дьявол не смог долго терпеть таких мук и взмолился о пощаде. Тогда Святой Дастин отпустил лукавого, но прежде он взял с него обещание, что тот никогда не ступит в дом, на двери которого будет висеть подкова.

Лошадиные подковы считаются счастливыми в силу их живительных свойств, и защитных сил (особенно против темных сил). Подковы схожи своей формой с растущей луной и считаются лучшей защитой от сглаза. Это не только англо-саксонская легенда, подобные суеверия были распространены и среди халдеев, и египтян. Эти верования отсылают нас к древнему животному культу и распространенному изображению змея Уроборосса, кусающего себя за хвост – символ бесконечности и постоянного обновления всего живого. В то же время общепринятым было придание особого смысла магическим свойствам металла, в связи с чем все кузнецы считались немного волшебниками, ведь только им было под силу приручить огненных демонов и совладав с силой железа, заставить его принимать необходимые формы.

В большинстве европейских стран подкову вешают зацепом вверх, но в Ирландии, Британии и США люди верят, что подкову нужно вешать зацепом вниз, ведь в таком случае она подобна чаше, наполненной удачей, как же можно выливать такое сокровище?

В отсутствии метеостанций и лабораторий приметы были всегда тесно связаны со временем года, особенностями климата, природой той или иной местности или же представлениями о будущем. Верите или нет, но согласно народной примете, если лошади в леваде или загоне прижимаются хвостами к изгороди, – вскоре пойдет дождь.

Для тех, кто гордится своей удачей, следует знать, что при встрече с белой собакой, стоит оставаться молчаливым, пока вам не встретится белая (серая) лошадь, дабы не отвернуть от себя удачу. Напротив, встреча с пасущейся, запряженной или верховой лошадью серой масти по дороге в церковь обещает принести счастье и долгую совместную жизнь жениху и невесте. Страшным предзнаменованием считается ржание лошадь под дверью дома, предупреждающий, что кто-то из его обитателей вскоре заболеет.

Своеобразным народным средством для определения пола будущего жеребенка является «тест с гвоздем»: нужно взять волос из хвоста жеребой кобылы и привязать к нему гвоздь. Гвоздь на волоске нужно держать неподвижно над крупом кобылы. Если гвоздь остается неподвижным, то кобыла не жеребая. Если гвоздь вращается, очерчивая круг, то в скором времени она осчастливит вас кобылкой, а если гвоздь качается как маятник по прямой, то в вашей конюшне прибавится жеребчик.

Похожее суеверие существует и для жеребцов: если проследить за жеребцом в тот момент, когда он пьет воду из ведра или другой емкости (не автопоилки!), то по тому, насколько глубоко он опускает ноздри в воду, судят о том, насколько хорошим он будет производителем.

Черный и белый цвета всегда стояли особняком в цветовой гамме. Белый, как правило, ассоциировался с чем-то хорошим, а черный, наоборот, с темными силами, черной магией. А уж каким силам, темным или белым побеждать, всегда оставалось на совести рассказчика или толкователя.

Какая лошадь станет первой в скачках под силу угадать только хорошему специалисту или везунчику, а если вы не первый, и не второй, то на помощь можно призвать одну из примет про масть лошадей: вдруг поможет. Тем более известно, что большинство примет возникли не просто так, а появились согласно многолетним наблюдениям наших предков.

Итак, среди сотрудников ипподромов бытует мнение, что серые лошади и лошади с четырьмя белыми ногами не очень удачливы в скачках.

В свою очередь полностью белые (серые) лошади, согласно народному суеверию, способны предупреждать своего хозяина о приближении опасности и живут дольше, чем лошади темных мастей. Именно поэтому белые лошади считаются живым талисманом, отгоняющим смерть. Лошади с пятнами на шерсти также считаются волшебными.

Если вас угораздило разбить зеркало или рассыпать соль, чем вы неминуемо навлечете несчастье на свой дом и его жильцов, спасти вас сможет только белая лошадь. Ее нужно взять под уздцы и провести через дом, а затем обогнуть его снаружи, и удача снова вернется в ваш чертог. Возможно, для счастливых обладателей частных владений за городом, пусть даже и шестисоточных, этот способ вполне приемлем, и единственная неприятность в таком случае – необходимость уборки после завершения ритуала. Но что если вы рассыпали соль в квартире многоэтажного дома, а еще веселее – в комнате коммуналки? Вот тогда появление лошади в вашем доме может отпугнуть не только неудачу, но и соседей, а также, вполне вероятно, привлечь внимание врачей или органов правопорядка к вашей персоне… По-моему, довольно правдоподобная примета, не так ли?

В некоторых странах встреча с белой лошадью сулит счастье, в других – горе, в третьих при подобной встрече можно даже загадать желание, которое обязательно вскоре сбудется. Так, например, в землях Уэльса встреча с серой лошадью считается знамением смерти, аналогичным знаком в Англии и Германии считают белую лошадь, явившуюся во сне.

Конечно же, не стоит пугаться и со всех ног бежать вплетать своим любимцам ленты в гривы и хвосты и гнуть копытные гвозди, к любой ситуации нужно относиться с юмором, и верить только в хорошие приметы, ведь именно то, во что мы верим, чаще всего и сбывается. Так пусть же подкова на вашей двери будет всегда полна удачи, а ваши четвероногие друзья приносят вам только счастье и радость!

masterok


В статье одного из журналов была фраза : «В Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики».

Эта фраза может вызвать два вопроса: точно ли именно парики спасали, и откуда и зачем эти самые парики взялись. Журналист здесь неточен: сразу после того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, после чего жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!», парики еще были не в моде, прикрывались люди капюшонами. Только позже, когда капюшоны стали считаться уже плебейством и ушли к шутам, знать стала переходить на парики. С выливанием же нечистот из окон в Париже ничего не менялось на протяжении веков — бороться с этим славным обычаем начали лишь в 1780 году (впрочем, Робер Бюрнан указывает, что и к 1830 г. с выливанием помоев ничего не изменилось).

«Заметное распространение шляпы получили с конца XVI века. Широкополые шляпы, которые носили роялисты в Великобритании и мушкетеры во Франции в XVII веке, могли произвести впечатление, но не были практичными». (журнал «Ателье» №5, 2002 г.)

Так забывается история :-) Действительно ли широкополые шляпы были так не практичны, или, как обычно, причины их появления просто приятней не вспоминать?


Явно, что дорогие и с трудом отстирываемые парики не были призваны служить защитой от льющихся сверху помой и фекалий. Наоборот, нужна была защита самих париков от такой напасти. Услуги парикмахера, изготовлявшего парики, стоили дорого. Профессия стала модной — в одном Лувре цирюльников было 5000 душ. Прачка обходилась дешевле, но в отсутствие «волшебного просто Тайда» и других стиральных порошков, отмыть дерьмо от парика было сложновато. Для предотвращения проблем иногда использовался мешочек для волос (Haarbeutel) — в эпоху правления Людовика XIV длинные волосы (собственные или парик) вкладывались в длинный мешочек из тафты, украшенный лентой или розеткой. Мешочек предохранял волосы от «внешних воздействий», а одежду — от пудры и муки в прическе. Но мешочек надевать долго, да и для парадного туалета он, естественно, не использовался.

Греки до христианства шляпы (а-ля Гермес) только в путешествия надевали (или на полях, от солнца), а древним римлянам венков на голове было достаточно. В раннем средневековье вообще без полей обходились, чепец такой носили, типа буденовки — наследник классического фригийского шерстяного колпака.

Широкополые же шляпы стали носить роялисты в Великобритании и мушкетеры во Франции, то есть там, где дерьмо больше всего и выливали. Цилиндры с узкими полями — это изобретение сельских английских джентльменов. Им там на голову ничего не капало. А в ассоциируемых с образом лондонца котелках в начале XIX века красовались только английские лесники! (Опять же, в лесу дерьмо с неба не падает).

Лишь к 1850-му году этот головной убор попал в город. Здесь и возникновение «реверанса» (манера поклона) понятно.

В средневековой европе, к исполнению реверансов и поклонов относились с особым вниманием и в придворном обществе был учитель танцев, он же преподаватель изящных манер, реверансам обучающий. Что реверанс, или поклон, сопровождался снятием головного убора. Из энциклопедии : «Реверанс — почтительный поклон. Его характер зависел от формы и покроя одежды. Особое внимание в поклоне уделялось умению кавалера обращаться со своим головным убором. Он снимал шляпу перед поклоном и приветствовал даму». Реверанс был «не только приветствием, но и танцевальными фигурами, которые придавали бальной хореографии черты торжественного величия». Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

Вспомните, как тот самый первый скромняга-мушкетер (или кто он там был), который так поразил некую встретившуюся ему Даму, изогнувшись в танце-поклоне и ловко спрятав за спину свою шляпу, на которую только что вылил свою «ночную вазу» сонный бакалейщик со второго этажа. На вопрос удивленной Дамы наш Кавалер совершенно честно ответил: — «Это я из великого уважения к Вам!». Дама была поражена и рассказала о таком рыцарском отношении подругам. Те в свою очередь стали требовать аналогичного от своих кавалеров. Очень скоро уже мало кто понимал, зачем все это. Если же во время исполнения ритуала незадачливого кавалера совсем некстати кусали блохи, то па становились совсем замысловатыми, что и придавало реверансу те самые «черты бальной хореографии». Действие стало Традицией, и теперь мы на полном серьезе читаем о том, какой «величественностью и строгостью отличались реверансы и поклоны XV века».

Можно было бы не постулировать так однозначно, что «черты бальной хореографии» реверансу обязательно придавали блохи. Могли также быть и другие причины. Например, тот же упомянутый понос. Если не вовремя приспичит, то и не так станцуешь…

Что же касается того, откуда вообще взялись парики, то тут додумывать уже почти ничего не приходится, это и так давно известно.

Законодателем такой средневековой моды являлся сифилис.

В Средневековье города косила не только чума, холера и эрготизм, но и сифилис, любимое заболевание католической церкви, справедливо теперь иногда называемый «чумой Средневековья». Оспа, цинга и проказа нанесли относительно меньший вред. В Средние века католической церковью были объявлены грехом все половые отношения, не направленные на рождение детей. Однако это не помогло верхушке церковной конфессии — сифилисом страдали три Римских Папы:
Александр VI (1431 — 1503),
Юлий II (1443 — 1513),
Лев Х (1475 — 1521).
В 1530 году итальянский врач Д. Фракасторо порадовал любителей изящной словесности поэмой «Сифилис, или Французская болезнь». Считалось, что болезнь распространилась благодаря легкомысленным французам. Сифилисом переболело в то время почти все население южной Европы, от святых отцов до уличных нищих. Успешное применение ртутных препаратов для лечения столь распространенного в то время сифилиса принесло особую славу Парацельсу.

Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер, чей двухтомный труд «История повальных болезней «был переведен на русский и издан в С — Петербурге в 1868 году впервые обратил внимание на сифилис и другие болезни, как основу коренного изменения в поведении людей — например на то, что сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.

Не только кавалеров коснулась эта проблема, лысины появлялись тогда не только у них, но и у дам. И отнюдь не по причине мудрости последних. Но и эти лысины умело прикрывались париками. От слова парик, сходно зазвучавшего на всех европейских языках (perruque — франц., parrucca — итал., perücke — нем. и т.д.), родилось и название тех, кто эти парики делал — парикмахеров. Цирюльники ценились, и не только севильские. Эта профессия стала одной из самых высокооплачиваемых в мире. Поэтому разбогатевшие цирюльники наравне с виноторговцами становятся владельцами доходной недвижимости:

«Вплоть до XVIII века меблированные комнаты в Париже (их держали виноторговцы или цирюльники) – грязные, полные вшей и клопов – служили прибежищем публичным женщинам, преступникам, чужеземцам, молодым людям без средств, только что приехавшим из своей провинции…»
(Ф. Бродель. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. Т.1. – М., 1986. – С. 298.)

Те, кто был не болен, стали отращивать и показывать свои волосы — в эпоху позднего средневековья даже замужние женщины начинают открывать волосы, укладывая их соответствии с модой того времени.

Дело, вероятно, также не только в отношениях кавалеров и дам, а и в том, что в средневековье к «нечистым» относили страдающих не только проказой, но и многими другими заболеваниями, тем же сифилисом, например. А «нечистого» могли и вообще из города изгнать, даже поставив диагноз по ошибке — столь распространенный сифилис для врачей средневековья играл такую же роль, как ОРЗ для врачей советских. При любых сомнениях ставили диагноз сифилиса, следуя правилу «In dubio suspice luem»
(«В сомнительных случаях ищите сифилис»). Как тут без парика?

Это сейчас, на вопрос: «Что делают в парикмахерской?», любой ребенок ответит: «Стригут волосы!», удивляясь неосведомленности взрослых. Но тогда, когда сифилис вместе с сопутствующем облысением распространился и в Англии, семантика названия была вполне понятна: ведь не «haircutter» — «подстригатель волос» — назвали цирюльника, а «hairdresser» — «одеватель волос». Так в Англии появились те самые парики, которыми, как славной и древней Традицией, гордятся поныне судьи и лорды.

Широкие же народные массы же о сифилисе знают мало, слышали только краем уха. Тот же историк Иштван Рат-Вег в книге «Истории человеческой глупости» приводит такой пример народной грамотности:

«Другой отец требовал назвать его новорожденную дочь Сифилидой. Перепуганный чиновник старался убедить его, что речь, может быть, идет о Сильфиде? Но тот настаивал на Сифилиде, что, дескать, имя он слышал, что оно ему нравится. Конец спору был положен тем, что ему предъявили закон об именах от 1803 года и просьбу его отклонили, ибо ни в каком календаре такое имя не встречается, а исторических личностей с таким именем не было».

То что не волновало древних греков — боязнь стать лысым — давно существует уже на подсознательном уровне, борьба с облысением и ныне — доходный бизнес. Например, в Юго-Восточной Азии облысение, достаточно редко сейчас встречающееся, считается большой неприятностью и ассоциируется с каким-то заболеванием. Сейчас никто не помнит, с каким именно, просто существует народное мнение: если лысой — то больной. Но тогда, когда в ЮВА появились первые лысые европейцы — колонизаторы, связь была наглядной. Они женились на местных красотках, те умирали со временим вслед за европейцем, в памяти народа это осталось.

Те, у кого еще сохранились свои волосы, их, естественно, не мыли, а посыпали мукой. Или пудрой. Представьте себе, что должно было делаться в давным-давно немытых волосах, если их постоянно посыпать мукой. А прусские косы, смазываемые салом?! Не удивительно, что при описанной выше средневековой гигиене, в громадных прическах средневековых благородных дам нередко обнаруживали мышиные гнезда — дама могла месяцами не мыть голову, пока мода на прическу держалась. Ну а уж блохи на Прекрасных Дамах жили перманентно.

P/S А вообще о «немытой Европе» столько всего понаписано, до сих пор немного в шоке. Расскажу вам как нибудь версии, как там было …

А еще можно вспомнить чуть чуть ЗВЕРСКОЙ ЕВРОПЫ ну и еще немного средневековья - Дамские дуэли

Читайте также: