Намаз сидя на кровати

Обновлено: 23.01.2025

Когда и как совершаются желательные намазы в течение дня

Расскажите более подробно о желательных намазах в течение дня – когда и как их следует совершать (к примеру, о таких намазах, как духа, аввабин, ишрак и др)?

" عليكم بقيام الليل، فانه دأب الصالحين قبلكم، وقربة الي ربكم ، ومكفرة للسيئات، ومنهاة عن الإثم"

Выстаивайте ночные молитвы, поистине, это образ действий праведных предков, средство приближения к вашему Господу, искупление от грехов и защита от греха [3]

Самое лучшее время для совершения тахаджуд намаза – это последняя часть ночи. Однако, если человек боится, что не встанет ночью на тахаджуд-намаз, он может совершить нафиль-намаз перед сном.

" من صلى الغداة في جماعة ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس، ثم صلى ركعتين كانت له كأجر حجة وعمرة، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: تامة تامة تامة "

«Кто совершит утренний намаз (фаджр) с джамаатом, а затем останется сидеть на своем месте, совершая зикр до восхода солнца, и после него совершит два ракаата, он получит награду, равную награде за хадж и умру».

قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: " يقول الله عز وجل: يا ابن آدم، لا تعجزني من أربع ركعات في أول نهارك، أكفك آخره "

«Аллах Всевышний сказал: «Если сын Адама не забудет совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, Я исполню все его нужды до конца его (дня)» [6]

Время совершения намаза ишрак начинается примерно через двадцать минут после восхода солнца, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья и становится настолько ярким, что на него трудно смотреть невооруженным глазом (7). Его время выходит к середине утра, когда солнце находится на полпути между восходом и зенитом.

(То есть, для определения этого времени нужно поделить пополам время от восхода солнца (к примеру, пять утра) до полудня (12 часов дня): 7/2=3,5. И прибавить ко времени восхода: 5+3,5=8,5. Таким образом, в данном примере, время намаза ишрак истекает к половине девятого утра – прим. переводчика).

Но лучше всего совершать этот намаз сразу, как только наступает его время – через 12-15 минут после восхода солнца, из предосторожности, - через 20 минут.

عن ابي هريرة رضي الله عنه قال: اوصاني خليلي صلي الله عليه وسلم بصيام ثلاثة ايام من كل ِشهر، وركيتي الضحي، وان اوتر قبل ان ارقد .

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) завещал мне, чтобы я держал пост три дня в каждом месяце, совершал два ракаата намаза духа и совершал три ракаата витр-намаза перед сном» [11]

Время намаза духа наступает после выхода времени намаза ишрак и выходит во время наступления времени заваль (время, когда солнце в зените). Наиболее предпочтительным считается совершать этот намаз, когда пройдет четверть дня [12]

«Кто бы ни совершил шесть ракаатов после магриба, и, если он не будет разговаривать ни с кем между ними (этими двумя молитвами), (награда за это) будет равна 12 годам поклонения» [14]

Минимальное количество ракаатов намаза аввабин – 6 ракаатов (включая два ракаата сунны муаккада после магриб намаза) (15) и максимальное – 12 ракаатов [16]

Это два ракаата нафиль намаза, которые совершают из уважения к мечети при входе в нее. Их можно совершать в любое время дня, кроме трех периодов времени макрух (на восходе солнца, в полдень и незадолго до захода солнца).

«Когда кто-то из вас входит в мечеть, ему следует совершить два ракаата намаза до того, как он сядет» [17].

عن جابر بن عبد الله رضي الله عنهما، قال: "أتيت النبي صلى الله عليه وسلم وهو في المسجد فقال: صل ركعتين "

«Я пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он был в мечети. Он велел мне совершить два ракаата (поскольку я вошел в мечеть)» [18].

Считается желательным совершить тахиятуль-вуду – намаз после омовения до того, как у человека высохнут части тела, которые он омывал.

عن أبي هريرة رضي الله عنه: أن النبي صلى الله عليه وسلم قال لبلال: «عند صلاة الفجر يا بلال حدثني بأرجى عمل عملته في الإسلام، فإني سمعت دف نعليك بين يدي في الجنة» قال: ما عملت عملا أرجى عندي: أني لم أتطهر طهورا، في ساعة ليل أو نهار، إلا صليت بذلك الطهور ما كتب لي أن أصلي "

Абу Хурейра (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Билялю (радыАллаху анху):

- О, Биляль, скажи мне, что ты совершаешь из религии и за что (за какое поклонение) ты больше всего надеешься (получить награду), ибо я слышал твои шаги впереди меня в Раю?

- Я не знаю более надежного (в смысле награды) для себя действия, кроме того, что я не совершаю омовения (утром или вечером) без того, чтобы не совершить с ним всех молитв, которые мне предписано совершать [19]

Для его совершения необходимо совершить омовение, совершить два ракаата намаза, прочитать восхваление Аллаху, салават Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), а затем произнести следующее дуа:

لاإله إلا الله الحليم الكريم سبحان الله رب العرش العظيم الحمد لله رب العالمين أسئلك موجبات رحمتك وعزائم مغفرتك والغنيمة من كل بر والسلامة من كل إثم لا تدع لي ذنبا الا غفرته ولا هما إلا فرجته ولا حاجة هي لك رضا إلا قضيتها يا أرحم الراحمين

Ля иляха илляЛЛахуль-халимуль-карим субханаллахи рабиль-а’ршиль a’зым альхамдулилляхи Раббиль-алямин ас’алюка муджибати рахматик ва а’заима магфиратик валь-ганимата мин кулли бирр вас-салямата мин кулли исм ля тадали замбан илля гафарта ва ля хамман илля фарраджта ва ля хаджатан хия ляка ридан илля кадайтаха йа архама р-рахимин

Нет бога, кроме Аллаха, Совершенного, Мудрого, нет бога, кроме Аллаха, Великого и Могущественного. Хвала Аллаху, Господу великого Трона. Все хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя (о, Аллах) всего, что ведет меня к Твоей милости и Твоему полному прощению, обогащению всем благим и свободу от всех грехов. Не оставляй моих грехов без того, чтобы Ты не простил их; никакого беспокойства, без освобождения меня от него; никакой нужды, в которой есть благо, без исполнения ее, о Самый Милосердный!

Салят ат-Тасбих – это намаз, за который обещано множество вознаграждений всякому, кто совершает его (1).

Абдулла ибн Мубарак (пусть Аллах помилует его) сказал, что намаз тасбих – это такая молитва, привычку к которой должен иметь каждый человек, и не следует отстраняться от участия в этой молитве [2].

Перед тем, как научить своего дядю способу этой молитвы, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

يَا عَبَّاسُ، يَا عَمَّاهُ، أَلَا أُعْطِيكَ، أَلَا أَمْنَحُكَ، أَلَا أَحْبُوكَ، أَلَا أَفْعَلُ بِكَ عَشْرَ خِصَالٍ، إِذَا أَنْتَ فَعَلْتَ ذَلِكَ غَفَرَ اللَّهُ لَكَ ذَنْبَكَ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ، قَدِيمَهُ وَحَدِيثَهُ، خَطَأَهُ وَعَمْدَهُ، صَغِيرَهُ وَكَبِيرَهُ، سِرَّهُ وَعَلَانِيَتَهُ (سنن أبي داود، باب صلاة التسبيح)

О, дядя! Разве я не дал тебе, разве я не одарил тебя, разве я не вознаградил тебя, разве я не научил тебя десяти вещам, с помощью которых Аллах простит твои грехи – прошлые и будущие, новые и прежние, которые ты совершил сознательно или по ошибке, большие и малые, скрытые и явные (Сунан Абу Дауд).

إِنِ اسْتَطَعْتَ أَنْ تُصَلِّيَهَا فِي كُلِّ يَوْمٍ مَرَّةً فَافْعَلْ، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ جُمُعَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ شَهْرٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ سَنَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ، فَفِي عُمُرِكَ مَرَّةً

Если у тебя будет возможность совершать этот намаз раз в день, делай это. Если нет, делай это хотя бы раз в неделю. Если нет, то хотя бы каждый месяц. Если ты и этого не сможешь, то хотя бы раз в год. Если ты это не сможешь, то (соверши его) по крайней мере, раз в жизни.

Намаз тасбих – это желательный намаз в четыре ракаата, во время которого следует прочитать по 75 раз в каждом ракаате следующий тасбих (итого, 300 раз тасбих во время намаза):

سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ

1. Сделайте намерение на совершение четырех ракаатов желательного намаза. Как вы это делаете обычно, начинайте намаз с чтения дуа сана:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالي جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

  • тааввуза (Аузубилляхи мина шшайтани рраджим) ( أعوذ بالله من الشيطان الرجيم ),
  • тасмии (Бисмилляхи ррахмани ррахим) ( بسم الله الرحمن الرحيم ),

7. Произнеся тасми' (Сами'аллахи лиман хамида سمع الله لمن حمده ), встаньте в вертикальное положение и скажите тахмид (Раббана лякаль-хамд ربنا لك الحمد ) как вы обычно делаете в намазе.

15. Повторите вышеописанные действия для остальных трех ракаатов таким же образом; с единственной разницей – начинайте следующие ракааты с произнесения 15 тасбихов вместо произнесения дуа сана, тааввуза и тасмии.

1. НЕ произносите тасбих в начале каждого ракаата. Прочитайте его 15 раз (вместо 10) ПОСЛЕ произнесения суры аль-Фатиха и другой суры после нее.

2. В конце каждого ракаата (после второго саджда) сядьте в позицию джальса (как для чтения дуа аттахият) и произнесите 10 раз тасбих. В конце первого и третьего ракаата, прямо перед совершением следующего ракаата, произнесите такбир (Аллаху Акбар) только один раз, чтобы подняться из руку в сидячее положение, т.е. нет необходимости снова повторять такбир, чтобы встать на второй или четвертый ракаат.

3. Когда сидите во втором и четвертом ракаате, произнесите тасбих перед тем, как начать ташшахуд (дуа ат-тахият) [6].

2. Если забудете произнести тасбих, либо не прочитаете его нужное количество раз, можно произнести его в следующий раз, когда будете снова произносить тасбих [8].

3. Не считайте тасбих вслух, можно считать его легким надавливанием на пальцы руки и разгибая их, когда произносите каждый тасбих [9].

سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه

Намаз тауба – это просто два ракаата, которые человек может совершить, когда он нуждается в прощении Аллаха Тааля. Считается желательным (12) прочитать этот намаз для совершения таубы.

Когда человек намеревается совершить этот намаз, ему следует взять омовение [13] и затем сделать намерение на два ракаата намаза. Этот намаз совершается как обычный нафиль-намаз, где каждый может читать любые суры после суры Фатиха. После завершения намаза следует поднять руки для дуа, выразить смирение и плакать перед Аллахом Тааля, прося Его прощения. [14]

حَدَّثَنِي أَبُو بَكْرٍ وَصَدَقَ أَبُو بَكْرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، أَنَّهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: " مَا مِنْ عَبْدٍ يُذْنِبُ ذَنْبًا، فَيُحْسِنُ الطُّهُورَ، ثُمَّ يَقُومُ فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ، إِلَّا غَفَرَ اللَّهُ لَهُ، ثُمَّ قَرَأَ هَذِهِ الْآيَةَ: <وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ>إِلَى آخِرِ الْآيَةِ (سنن أبي داود، باب في الإستغفار)

«Нет ни одного, кто бы совершил грех, а затем очистил себя и встал, и совершил два ракаата, прося Аллаха о прощении, и Аллах не простил бы его. Затем (после намаза) следует прочитать такой аят:

«А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, и вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, – а кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и (при этом) они не упорствовали в том, что они совершили, и они знают…» (3, 135).

[4] Есть разногласие между учеными, являются ли намазы ишрак и духа одним и тем же нафиль-намазом или это два разных намаза.

Алляма Аляуддин Али Муттакы аль-Хинди указал на то, что он считает намазы ишрак и духа двумя разными намазами, дав название двум главам в своей известной книге Канзуль-умаль «Салят аль-ишрак» и «Салят ад-духа» (Канзуль-умаль).

Алляма Зуфар Ахмад Усмани подробно обосновывает, что это два разных намаза в своей книге И’ляу с-Сунан [И’ляу с-Сунан, 7: 29-30, Идаратуль-Куран]

Муфтий Махмуд аль-Хасан Гангохи [Фатава Махмудия, 21: 463; 5: 334, Даруль-ифта Джамия Фарукия, Карачи]

[Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар, 1: 371, H. M. Saeed Company; Махмудия, 5: 334, Даруль-ифта Джамия Фарукия, Карачи]

[12] قال في العلائية وندب أربع فصاعدا في الضحى علي الصحيح من بعد الطلوع إلى الزوال ووقتها المختار بعد ربع النهار

حدثنا أبو كريب يعني محمد بن العلاء الهمداني الكوفي، قال: حدثنا زيد بن الحباب، قال: حدثنا عمر بن أبي خثعم، عن يحيى بن أبي كثير، عن أبي سلمة، عن أبي هريرة، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من صلى بعد المغرب ست ركعات لم يتكلم فيما بينهن بسوء عدلن له بعبادة ثنتي عشرة سنة. وقد روي عن عائشة، عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: من صلى بعد المغرب عشرين ركعة بنى الله له بيتا في الجنة.حديث أبي هريرة حديث غريب، لا نعرفه إلا من حديث زيد بن الحباب، عن عمر بن أبي خثعم. وسمعت محمد بن إسماعيل: يقول: عمر بن عبد الله بن أبي خثعم منكر الحديث وضعفه جدا .

[1] وَفِيهَا ثَوَابٌ لَا يَتَنَاهَى وَمِنْ ثَمَّ قَالَ بَعْضُ الْمُحَقِّقِينَ : لَا يَسْمَعُ بِعَظِيمِ فَضْلِهَا وَيَتْرُكُهَا إلَّا مُتَهَاوِنٌ بِالدِّينِ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني)

أَمَّا صَلَاةُ التَّسْبِيحِ فَقَدْ أَوْرَدَهَا الثِّقَاتُ وَهِيَ صَلَاةٌ مُبَارَكَةٌ فِيهَا ثَوَابٌ عَظِيمٌ وَمَنَافِعُ كَثِيرَةٌ (البحر الرائق، ج ٢، ص ٢٩، ايج ايم سعيد كمبني)

[2] وقال عبد الله بن المبارك صلاة التسبيح مرغب فيها يستحب أن يعتادها كل حين ولا يتغافل عنها (حاشية الطحطاوي علي مراقي الفلاح، ج ١، ص ٤٨٨، مكتبة الأسد)

قَالَ الْمُلَّا عَلِيٌّ فِي شَرْحِ الْمِشْكَاةِ : مَفْهُومُهُ أَنَّهُ إنْ سَهَا وَنَقَصَ عَدَدًا مِنْ مَحَلٍّ مُعَيَّنٍ ، يَأْتِي بِهِ فِي مَحَلٍّ آخَرَ تَكْمِلَةً لِلْعَدَدِ الْمَطْلُوبِ ا هـ .

قُلْت : وَاسْتُفِيدَ أَنَّهُ لَيْسَ لَهُ الرُّجُوعُ إلَى الْمَحَلِّ الَّذِي سَهَا فِيهِ وَهُوَ ظَاهِرٌ ، وَيَنْبَغِي كَمَا قَالَ بَعْضُ الشَّافِعِيَّةِ أَنْ يَأْتِيَ بِمَا تَرَكَ فِيمَا يَلِيهِ إنْ كَانَ غَيْرَ قَصِيرٍ فَتَسْبِيحُ الِاعْتِدَالِ يَأْتِي بِهِ فِي السُّجُودِ ، أَمَّا تَسْبِيحُ الرُّكُوعِ فَيَأْتِي بِهِ فِي السُّجُودِ أَيْضًا لَا فِي الِاعْتِدَالِ لِأَنَّهُ قَصِيرٌ . (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧٢، ايج ايم سعيد كمبني)

وَفِي الْقُنْيَةِ : لَا يَعُدُّ التَّسْبِيحَاتِ بِالْأَصَابِعِ إنْ قَدَرَ أَنْ يَحْفَظَ بِالْقَلْبِ وَإِلَّا يَغْمِزُ الْأَصَابِعَ . (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧٢، ايج ايم سعيد كمبني)

(قَوْلُهُ وَعَدُّ الْآيِ وَالتَّسْبِيحِ) أَيْ وَيُكْرَهُ عَدُّ الْآيَاتِ مِنْ الْقُرْآنِ وَالتَّسْبِيحِ وَكَذَا السُّوَرُ لِأَنَّهُ لَيْسَ مِنْ أَعْمَالِ الصَّلَاةِ أَطْلَقَهُ فَشَمِلَ الْعَدَّ فِي الْفَرَائِضِ وَالنَّوَافِلِ جَمِيعًا بِاتِّفَاقِ أَصْحَابِنَا فِي ظَاهِرِ الرِّوَايَةِ وَرُوِيَ عَنْهُمَا فِي غَيْرِ ظَاهِرِ الرِّوَايَةِ أَنَّ الْعَدَّ بِالْيَدِ لَا بَأْسَ بِهِ كَذَا فِي الْعِنَايَةِ وَغَيْرِهَا لَكِنْ فِي الْكَافِي وَقَالَا لَا بَأْسَ بِهِ فَجَزَمَ بِهِ عَنْهُمَا وَعَلَّلَ لَهُمَا بِأَنَّ الْمُصَلِّيَ يَضْطَرُّ إلَى ذَلِكَ لِمُرَاعَاةِ سُنَّةِ الْقِرَاءَةِ وَالْعَمَلِ بِمَا جَاءَتْ بِهِ السُّنَّةُ فِي صَلَاةِ التَّسْبِيحِ «وَقَالَ - عَلَيْهِ السَّلَامُ - لِنِسْوَةٍ سَأَلَتْهُ عَنْ التَّسْبِيحِ اُعْدُدْنَهُ بِالْأَنَامِلِ فَإِنَّهُنَّ مَسْئُولَاتٌ مُسْتَنْطَقَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ» وَقَوْلُهُ فِي الْهِدَايَةِ قُلْنَا يُمْكِنُهُ أَنْ يَعُدَّ ذَلِكَ قَبْلَ الشُّرُوعِ إنَّمَا يَأْتِي هَذَا فِي الْآيِ دُونَ التَّسْبِيحَاتِ اهـ .

قَالُوا وَمَحَلُّ الِاخْتِلَافِ هُوَ الْعَدُّ بِالْيَدِ كَمَا وَقَعَ التَّقْيِيدُ بِهِ فِي الْهِدَايَةِ سَوَاءٌ كَانَ بِأَصَابِعِهِ أَوْ بِخَيْطٍ يُمْسِكُهُ أَمَّا الْغَمْزُ بِرُءُوسِ الْأَصَابِعِ أَوْ الْحِفْظُ بِالْقَلْبِ فَهُوَ غَيْرُ مَكْرُوهٍ اتِّفَاقًا وَالْعَدُّ بِاللِّسَانِ مُفْسِدٌ (البحر الرائق، ج ٢، ص ٢٩، ايج ايم سعيد كمبني)

قِيلَ لِابْنِ عَبَّاسٍ : هَلْ تَعْلَمُ لِهَذِهِ الصَّلَاةِ سُورَةً قَالَ : التَّكَاثُرُ وَالْعَصْرُ وَالْكَافِرُونَ وَالْإِخْلَاصُ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني)

[12] وَذَكَرَ الشَّيْخُ إسْمَاعِيلُ عَنْ شَرْحِ الشِّرْعَةِ : مِنْ الْمَنْدُوبَاتِ صَلَاةُ التَّوْبَةِ وَصَلَاةُ الْوَالِدَيْنِ وَصَلَاةُ رَكْعَتَيْنِ عِنْدَ نُزُولِ الْغَيْثِ وَرَكْعَتَيْنِ فِي السِّرِّ لِدَفْعِ النِّفَاقِ وَالصَّلَاةُ حِينَ يَدْخُلُ بَيْتَهُ وَيَخْرُجُ تَوَقِّيًا عَنْ فِتْنَةِ الْمَدْخَلِ وَالْمَخْرَجِ ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ . (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧٣، دار المعرفة)

[14] و إذا أراد التوبة يصلي ركعتين صلات التوبة، و يمد يديه الي الله تعالي و يقول: اللهم اني أتوب اليك منها، لا أرجع اليها ابدا. و يتضرع بخشوع و خضوع و حياء و بكاء و حضور. (غنية الناسك في بغية المناسك، ص ٣٤، إدارة القرآن و العلوم الإسلامية)

О положениях, связанных с совершением молитвы сидя или лежа


Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Каждый мусульманин и мусульманка обязаны совершать молитву полноценно, стоя, с ее поясными и земными поклонами. И все эти положения являются условиями молитвы, оставление чего делает ее недействительной. И нет среди ученых разногласий относительно этого вопроса. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/89, “аль-Муфхим” 2/342.

Однако есть такие ситуации и положения, когда молитву можно совершать сидя, пешком и даже лежа.

Приведем с дозволения Всевышнего Аллаха эти положения:

О совершении молитвы сидя или лежа по причине состояния здоровья

‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня был геморрой, и я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, как мне совершать молитву. Он сказал: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лежа на боку»”. аль-Бухари 1117.

Это касается каждого, кто испытывает затруднение с полноценным совершением молитвы, будь то больной, беременная и т.п. Имам Ибн Къудама сказал: “Ученые единогласны в том, что тот, кто не в состоянии совершать молитву стоя, может молиться сидя”. См. “аль-Мугъни” 1/443.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) навестил больного и увидел, что тот совершает молитву лежа на подушке. Он взял подушку и отбросил ее в сторону. Тогда тот человек взял трость, чтобы молиться, опираясь на нее, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял трость и отбросил ее в сторону, сказав ему: «Молись на земле, если можешь. Если же нет, то обозначай поклоны движениями головы, при совершении земного поклона склоняя ее ниже, чем при совершении поясного поклона». аль-Байхакъи 2/306. Хадис достоверный. См. “Асль сыфа ас-саля” 1/97.

Этот хадис ясно указывает на то, что человек не должен прибегать к совершению молитвы сидя или лежа, если только он действительно не в состоянии совершать ее полноценно.

Ученые разошлись относительно границ «трудности», которые позволяют человеку по состоянию здоровья совершать молитву сидя. Например, имам Ибн Къудама передал слова от Михрана ибн Хусайна, что если кто-то по мирским делам в состоянии стоять и передвигаться, то не позволительно ему не стоять таким же образом и в молитве. А хафиз Ибн Хаджар сказал: “Абдуллах сын Ахмада рассказывал: «Моего отца как-то спросили о больном: «Когда ему следует молиться сидя?» Он ответил: «Если стояние его ослабляет». А Исхакъ не делал условием отсутствие возможности, а считал достаточным наличие затруднения. И известно у шафиитов, что отсутствие возможности – это наличие сильной трудности в стоянии, или же опасение увеличить тем самым болезнь, или погибель”. См. “Фатхуль-Бари” 2/470.

А шейх Ибн ‘Усаймин о границах «трудности» сказал, что если человек делая молитву стоя, испытывает трудности и беспокойство, теряет из-за этого смирение в молитве и совершая ее, желает поскорее дочитать суру «аль-Фатиха», чтобы сделать поясной поклон, то это и есть состояние, когда человек может делать молитву сидя. См. «Шарх аль-мумти’» 4/461.

Таким образом, если больной не может спокойно и полноценно делать молитву стоя или совершать земные поклоны, то с него снимается именно то, что он не может, и он делает то, что может. Например, если ему тяжело стоять, то он делает намаз сидя, однако не оставляет сразу все обязательные элементы намаза, а например если может, то встает на поясной поклон, а потом снова садится. Однако, если боль-ному тяжело совершать именно земной поклон из-за операции и т.п., но при этом он может спокойно стоять в молитве, то ему не позволено совершать ее всю скажем лежа. Как гласит важное шариатское правило: “То, что невозможно достичь полностью, не оставляется полностью”. См. “Маусу’атуль-къауа’ид аль-фикъхия” 8/954, “Бахджату къулюб аль-абрар” 185.

О совершении молитвы сидя, верхом или пешком по причине сражения, опасности, и т.п.

Что же касается опасности во время сражения, различных затруднений и т.п., то в подобных случаях можно совершать обязательную молитву верхом на животном или в транспорте. Всевышний Аллах сказал: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом» (аль-Бакъара 2: 239).

Имам аль-Багъауи сказал: “Смысл этого аята: «Если вы не в состоянии совершить молитву смиренно и надлежащим образом по причине страха, то делайте ее пешком передвигаясь или же верхом на животном». Это во время сражения, когда человек молится пешком или верхом, по направлению к Каабе или нет, имитирую жестами поясные и земные поклоны, делая земной поклон ниже, чем поясной. Также, если на человека нападает хищник или он спасается от потопа и бежит вперед, то дозволено совершать молитву жестами”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 1/290.

Аль-Азракъ ибн Къайс рассказывал: “Однажды, когда во время боевых действий с хариджитами, я увидел совершавшего молитву человека (это был сподвижник Абу Барза аль-Аслями), который не выпускал из рук узды своего коня. И вдруг конь тронулся с места, а этот человек последовал за ним. И тогда один из хариджитов принялся повторять: “О Аллах, накажи этого старца!” — когда же этот старик закончил молиться, он сказал: “Поистине, я слышал ваши слова, но я принимал участие в шести (или: в семи; или: в восьми) военных походах вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и видел, какую снисходительность он проявлял в подобных случаях! А мне, конечно, было лучше отойти назад вместе с конем, чем позволить ему убежать и вернуться на привычное место, так как тогда я оказался бы в трудном положении”. аль-Бухари 1211.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Дозволяется совершать обязательную молитву на верховом животном, если есть опасение отстать от своих спутников (по причине полноценного совершения молитвы)”. См. «аль-Ихтиярат аль-‘ильмия» 74.

Шейх Ибн аль-Къасим сказал: “Если человек боится отстать от своих спутников в случае, если он спустится с животного (для полноценного совершения молитвы) или же опасается за себя, то он может молиться верхом. Так же если ему тяжело забраться на животное после того, как он спустится, он может молиться верхом. И он должен (во время молитвы на животном) повернуться в сторону Каабы, если может сделать это”. См. “Хашия ар-рауд” 3/356.

О совершении молитвы в транспорте

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о совершении молитвы на корабле, он ответил: «Молись стоя, если только не боишься утонуть». ад-Даракъутни 152, аль-Баззар 68, аль-Хаким 275. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Байхакъи, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Этот хадис указывает на то, что основа – это полноценное совершение молитвы, которое спадает при отсутствии возможности ее сделать, как следует.

Шейх аль-Альбани сказал: “Положение молитвы в самолете такое же, как и на корабле. Следует молиться стоя, если это возможно. Если же нет, то сидя, имитируя поясные и земные поклоны”. См. “Асль ас-сыфа ас-саля” 1/102.

Тот, кто едет на машине, или поезде, или корабле, или самолете и он опасается того, что время установленное для молитвы выйдет прежде, чем он остановится или достигнет своего места, или у него нет возможности остановить машину для полноценного совершения молитвы и т.п., то он обязан совершить обязательную молитву в пути. И он обязан повернуться в сторону Каабы, если есть для этого возможность. Также он обязан совершать все обязательные условия молитвы, которые способен совершить. И если человек не в состоянии в транспорте совершать молитву стоя, однако может делать земной поклон, находясь скажем на койке в вагоне и т.п., то ему нельзя оставлять совершение того, что он может сделать полноценно. Если же для человека в пути на транспорте является сложным повернуться в сторону Каабы или же выполнить какое-либо обязательное движение молитвы, то эта обязанность снимается с него. И человек обязан совершать молитву своевременно, даже если при этом он будет не в состоянии совершить некоторые обязательные столпы молитвы. Все это имеет отношение к словам Всевышнего Аллаха, который сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун 64: 16).

Однако, если человек является путником и знает, что непосредственно в поездке совершить молитву полноценно не получится, то если есть возможность ему следует объединить молитву до пути, или же после пути по прибытию, если прибытие совпадает с подходящими для объединения молитвами. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/120-124, “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 15/244-252.

О том, что добровольные молитвы можно делать как стоя, так и сидя и даже лежа без каких-либо причин, однако награда за такую молитву не будет полноценной

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Уитр верхом на животном, в какое бы направление не шло животное. Но он не совершал на верховом животном обязательные молитвы”. Муслим 700.

‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о молитве сидя, и он сказал: «Если совершит стоя, то это лучше, а если совершит сидя, то ему пол награды совершившего намаз стоя. А если совершит лежа, то ему пол награды совершившего сидя»”. аль-Бухари 1115.

Имам ат-Тирмизи, который также приводил этот хадис в своем сборнике, сказал: “Некоторые ученые говорили, что это касается добровольных молитв! Хасан аль-Басри говорил: “Если человек желает, то он может совершить добровольную молитву и стоя, и сидя и лежа!” Суфьян ас-Саури относительно этого хадиса сказал: “Молитва сидячего – это пол награды стоячего, касается здорового, кто делает так без причины. А что касается того, кто совершает сидя молитву по причине болезни или еще какой-либо веской причины, то ему запишется награда как у совершившего намаз стоя”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/209-210.

Однако молитва, которую совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидя, даже без причины, была полноценной по награде. ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мне сообщили, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва, совершаемая сидя – это половина молитвы». Тогда я пришел к нему и обнаружил, что он молится сидя. Я положил руку на его голову, и он спросил: «Что с тобой, ‘Абдулла ибн ‘Амр?» Я сказал: “О посланник Аллаха, ты говорил: «Молитва, совершаемая сидя – это половина молитвы», а сам молишься сидя”. На что он ответил: «Конечно, но поистине, я не подобен кому-либо из вас»”. Муслим 735.

Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в комментарии к этим словам пророка (мир ему и благосло-вение Аллаха) говорил: “Т.е. награда моей молитвы, которую я совершаю сидя, подобна награде молитвы, совершаемой стоя. Ибн Хаджар говорил: «Из особенностей пророка (мир ему и благословение Аллаха) то, что награда его добровольных молитв, которые он совершал сидя, была подобна награде совершаемых молитв стоя, независимо от того, делал он их сидя по причине или же без»”. См. “Миннатуль-мун’им” 1/463.

Можно ли совершить молитву в транспорте, верхом или без земного поклона по причине дождя и слякоти?

Многие мусульмане часто задаются вопросом: «Можно ли совершить молитву в машине или на скамейке и т.п. во время дождя и слякоти, если при полноценном совершении молитвы испачкается одежда грязью или это создаст затруднение при совершении земного поклона из-за наличия воды?»

Относительно этого вопроса есть разногласия среди ученых. Группа ученых считала это недозволенным и не веской причиной для того, чтобы оставлять такие столпы молитвы, как стояние, поясной и земной поклоны. При этом они опирались на известный хадис от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Мы совершали затворничество в мечети вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в течение второй половины Рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Поистине, мне было возвещено о Ночи предопределения, а потом меня заставили забыть о ней. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады Рамадана. И, поистине, я видел во сне, что совершаю земной поклон в воде и глине. И пусть же тот, кто совершал затворничество вместе с посланником Аллаха, вернется обратно», и мы вернулись. В то время мы не видели на небе ни облачка, но вдруг появились тучи и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я увидел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершает земные поклоны в воде и глине, и я увидел также следы, оставленные глиной на его лбу”. аль-Бухари 2016.

Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения в подобной обстановке молитвы в лужу или в грязь, как и нет запрета совершать молитву верхом в подобной обстановке. Имам Ибн Къудама сказал: “Хадис от Абу Са’ида касается Медины, где пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву в своей мечети. И внешне хадис указывает на то, что грязи (глины) было мало, и она не касалась ничего, кроме носа и лба. Однако дозволяется это (не совершать земной поклон на землю) когда грязи много и она испачкает одежду и тело, а также земной поклон повлечет вред”. См. «аль-Мугъни» 2/325.

Другие ученые сказали, что в подобной обстановке можно совершать молитву верхом на животном, и в качестве довода они опирались на хадис Я’ли ибн Мурры ас-Сакъафи (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды, когда мы были с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути, мы оказались в тесном месте, и начался дождь. Наступило время молитвы, под нами было мокро, а сверху дождливое небо. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел Билялю произнести азан и икъама, выдвинулся вперед и совершил с людьми молитву верхом на своем животном. И он имитировал жестами (поясные и земные поклоны), наклоняясь во время земного поклона ниже, чем при поясном”. Ахмад 4/173, ат-Тирмизи 411, ад-Даракъутни 1429, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/256.

Но ученые разногласили относительно достоверности этого хадиса. Например, хафиз ‘Аб-дуль-Хаккъ аль-Ишбили называл иснад этого хадиса достоверным, а имам ан-Науауи называл его сильным. См. «аль-Маджму’» 3/106, “аль-Ахкам аль-уста” 2/41.

Но имам аль-Байхакъи, Ибн аль-Къаттан и Ибн аль-‘Араби считали этот хадис слабым по причине неиз-вестности передатчика ‘Умара ибн ‘Усмана. См. “ат-Тальхыс” 1/212.

И шейх аль-Альбани также склонился к тому, что данный хадис слабый.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Что касается хадиса от Я’ли ибн Мурры, то иснад его слабый, однако смысл его правильный. Молитва в слякоти на верховом животном, совершенная жестами, является действительной, если человек опасается выхода времени молитвы и не может спуститься (с животного) из-за тесного места, или же из-за причины грязи и воды”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 2/202.

И то же самое говорил шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр, приводя этот хадис в качестве довода на то, что при нужде можно совершать и обязательную молитву верхом.

Также те, кто считал, что грязь и вода являются причиной, дозволяющей совершать молитву верхом, в качестве довода опирались на поступок сподвижника – Анаса ибн Малика. Анас ибн Сирин рассказывал: “Как-то мы выдвинулись с Анасом ибн Маликом из Куфы и достигли места Атыт, то земля была глинистая и мокрая. Он совершил (по этой причине) обязательный намаз на верховом животном, а затем сказал: «Я никогда не совершал обязательную молитву верхом до этого дня»”. ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики заслуживают доверия. И имам аш-Шаукани подтвердил его достоверность. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/162, “Найлюль-аутар” 3/534.

После того, как имам ат-Тирмизи привел вышеупомянутый хадис от Я’ли ибн Мурры, он сказал: “Также передается и от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что во время дождя и грязи он совершил молитву верхом на животном. И на это опирались обладающие знанием, и это мнение Ахмада и Исхакъа”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/268.

Имам Ибн Къудама сказал: “Если совершение земного поклона наносит вред, и человек опасается намочиться, испачкать слякотью руки и одежду, то он может совершить молитву на верховом животном, обозначая земные поклоны наклоном. Если же он не на животном, то он имитирует земной поклон, и не обязан совершать его на землю. От Анаса передается, что он совершил молитву на своем верховом животном из-за воды и слякоти. Такой же поступок передается и от Джабира ибн Зайда. И поступать так велели Тауус и ‘Уммара ибн Гъазия”. См. “аль-Мугъни” 2/323.

Допустимо ли для тех, кто испытывает боли в коленях, совершать намаз сидя?


Всевышний распределил религиозные обязанности в зависимости от возможностей рабов. Если верующий ограничен в возможностях или у него недостаточно сил для исполнения того или иного поклонения, наша религия делает ему послабление.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

دَعُونِي مَا تَرَكْتُكُمْ، إِنَّمَا هَلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ بِسُؤَالِهِمْ وَاخْتِلَافِهِمْ عَلَى أَنْبِيَائِهِمْ، فَإِذَا نَهَيْتُكُمْ عَنْ شَيْءٍ فَاجْتَنِبُوهُ، وَإِذَا أَمَرْتُكُمْ بِأَمْرٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ

«Оставьте меня в покое до тех пор, пока я оставляю в покое вас. Поистине, живших до вас погубило множество вопросов, которые они задавали своим пророкам, и их разногласия с ними. Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что сможете». (Бухари, 7288; Муслим, 1337; Ибн Хиббан, 18)

Облегчение в поклонении предусмотрено и для того, кто совершает намаз, если у него возникают серьёзные трудности при выполнении его составных частей.

Как известно, человек, не имеющий проблем со здоровьем и других препятствий, обязан совершать намаз, соблюдая все условия и выполняя все его элементы, а вставание во время совершения обязательного намаза является одним из его элементов (рукнов).

Следовательно, когда верующий совершает обязательный намаз, он должен делать это стоя, однако тому, кто не в состоянии совершать намаз стоя, разрешается молиться, склонившись. Если он всё же не в состоянии совершить намаз и склонившись, то можно совершить его сидя.

Исходя из своих возможностей и состояния, человек может совершать намаз, сидя на коленях, либо скрестив ноги или отведя их вбок, либо выпрямив и направив в сторону киблы, если он не может подогнуть ноги под себя.

От Ибн Бурайды передаётся, что ‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал:

كَانَتْ بِي بَوَاسِيرُ، فَسَأَلْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الصَّلَاةِ، فَقَالَ: صَلِّ قَائِمًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ

«Я страдал от геморроя и спросил у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) о том, как мне молиться. Он сказал: "Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать это, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать и это, то совершай его, лёжа на боку». (Бухари, 1117; Ибн Маджа, 1223; Абу Давуд, 952; Тирмизи, 372)

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее:

«Если молящийся не в состоянии (не способен) стоять во время намаза, он совершает его, согласно вышеприведённому хадису и иджма (единогласному мнению учёных Ислама), сидя в той позе, в которой пожелает, ибо вышеупомянутый хадис универсален, то есть не указывает на определённую позу.

И награда того, кто вынужденно (имея уважительную причину) совершил намаз сидя, не меньше той, которую получает тот, кто совершает намаз стоя, так как у него была на то уважительная причина.

Имам Ар-Рафи‘и сказал: "Под неспособностью стоять мы не подразумеваем только отсутствие возможности стоять, такое же решение действительно в случае риска (опасения) смерти, утопления, прогрессирования заболевания, в случае боязни сильного затруднения или головокружения у того, кто плывёт на корабле"».

Стоит отметить, что верующему дозволяется совершать суннат-намазы сидя, даже если он не имеет на то уважительной причины. То есть любой вполне здоровый человек, который способен совершить намаз стоя, имеет право совершать суннат-намазы сидя и даже лёжа.

Однако тот, кто совершает суннат-намаз сидя, будучи в состоянии помолиться стоя, получает вознаграждение, равное лишь половине вознаграждения за намаз, совершённый по всем правилам. Аналогичное решение действительно и относительно того, кто совершает суннат-намаз лёжа, имея возможность молиться сидя.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее:

«Тот, кто в состоянии молиться стоя, согласно иджма, имеет право совершать желательные намазы сидя, будь это ратибат-намазы или другие суннат-намазы, потому что желательных намазов очень много, а требование стоять ведёт к затруднению в их совершении или вовсе к отказу от них.

Также, согласно более аргументированному мнению (асахх), можно совершить желательные намазы лёжа, даже если имеется возможность совершить их стоя, ибо в хадисе, который передаёт имам Бухари (1116) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ ‌صَلَّى ‌قَائِمًا ‌فَهُوَ ‌أَفْضَلُ، وَمَنْ صَلَّى قَاعِدًا فَلَهُ نِصْفُ أَجْرِ الْقَائِمِ، وَمَنْ صَلَّى نَائِمًا فَلَهُ نِصْفُ أَجْرِ الْقَاعِدِ

"Лучше всего совершить намаз стоя, а тот, кто совершил его сидя, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершённый стоя, а тот, кто совершил его лёжа, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершённый сидя".

Когда человек совершает намаз лёжа, лучше делать это на правом боку, но можно и на левом. Тот, кто совершает желательный намаз лёжа, должен садиться для совершения поясного и земного поклонов. Стоит отметить, что у того, кто совершил намаз сидя или лёжа, награда уменьшается, если он сделал это, имея возможность помолиться стоя (или сидя), в противном случае (если он не имел такой возможности) его награда не уменьшается».

Как видите, тому, кто совершает намаз, лучше совершить его стоя, и без необходимости даже суннат-намазы нежелательно совершать сидя. Однако тот, кто из-за болезни, опасаясь за своё здоровье или по другой уважительной причине совершит суннат-намаз сидя, получит такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

Из всего вышеприведённого вытекает, что лёгкая боль в коленях не даёт верующему права совершать обязательный намаз сидя, но если у него сильные боли или он боится за своё здоровье, он может совершить намаз сидя.

Он может совершать суннат-намазы сидя, сколько пожелает, но за них он получит вознаграждение, равное только половине той награды, которую получает человек, совершивший желательный намаз стоя.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Как правильно сидеть в намазе


В наших мечетях часто можно увидеть, что во время чтения «ташаххуда» (аттахията), мусульмане не всегда следуют сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В этой статье мы расскажем об этой сунне подробнее.

Таваррук (араб. تَوَرُّكٌ ) происходит от глагола تَوَرَّكَ (садиться, опираться на бедро; проживать; останавливаться (где بـــ )) из корня وَرِكٌ (бедро) и означает – сидение на бедре. В терминологии шариата «таваррук» – это сидение молящегося на левом бедре, просунув левую ногу под голень правой и опираясь пальцами правой стопы в пол так,

чтобы они были направлены в сторону киблы. Эта поза сидения является сунной в последнем ташаххуде трёх или четырёхракаатного намаза.

В «Сахих аль-Бухари» (1/210 №828) передаётся, что однажды Абу Хумайд Ас-Са’иди сказал:

كنت أحفظ كم لصلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم رأيته…فإذاجلس في الركعتين جلس على رجله اليسر ىون صب اليمنى وإذاجلس في الركعة الآخرة قدم رجله اليسر ىون صب الأخرى وقعدعلى مقعد ته

«Я лучше всех из вас запомнил, как молился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует… Усаживаясь, после совершения (первых) двух ракатов, он садился на свою левую ногу и поднимал вертикально ступню правой, а когда усаживался после совершения последнего ракаата, продвигал вперёд свою левую ногу, поднимал правую ступню и сидел на (левой) ягодице».

В «Фатху-ль-Бари» (2/354) Хафиз ибн Хаджар Аль-’Аскалани упомянул, что этот хадис является очень убедительным доказательством в пользу имама аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, который выделил различие между положениями (в сидении) в первом и последнем ташаххуде (аттахияте). Таким образом, хадис ясно показывает, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сидел в позе «ифтираш» во время первого сидения (для чтения первого «ташаххуда») и в позе «таваррук» во время последнего.

В «СахихибнуХиббан» (5/184) приводится такой риваят хадиса от абуХумайда:

وجلس على شقها لأيسرمتورك ا

«Он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сидел на своей левой голени в позе «таваррук».

Также это передает аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра» (2/72), имам Ахмад в своей книге «Муснад» (5/424), также ат-Тирмизи приводит похожее и говорит (про этот хадис) — «хадис хасан, сахих» (2/105).

Хадис Абу Хумайда, приводимый в «Сахих аль-Бухари» ясно показывает различие в том, как сидел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в двух сидениях (во время чтении ташаххуда): в первом (ташаххуде) он (да благословит его Аллах и приветствует) сидел в позе «ифтираш», а втором — в позе «таваррук». (Также, во всех сидениях, кроме сидения для чтения последнего «ташаххуда» сунной является сидеть в позе «ифтираш». Если надо совершить саджатуссахви, в последнем ташаххуде также желательно сидеть в позе «ифтираш») .

А Аллах знает лучше.

Мухаммад Мусаев


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Может ли человек совершать намаз сидя, если он сильно устал?


Пятикратный обязательный намаз является одним из самых важных столпов Ислама. Первое, за что человек будет спрошен в День воскрешения – это намаз. Если человек выдержит этот отчёт, для него дальнейший спрос будет облегчён.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا

«Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы. Если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных". А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же». (Тирмизи, 413; Абу Дауд, 864)

Совершать пятикратный обязательный намаз необходимо, соблюдая все его условия и составные части. Следует также исполнить все желательные действия намаза. Что касается вставания во время совершения обязательного намаза, то это является одной из его составных частей (рукнов).

Следовательно, когда человек совершает обязательный намаз, необходимо делать это стоя. Если он не имеет возможности совершать намаз стоя, он может совершить его наклонившись. Если он и так не может его совершить, то имеет право совершить намаз сидя.


Со слов ‘Имрана ибн Хусайна (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он страдал от геморроя и спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как ему молиться. Он сказал:

صَلِّ قَائِمًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ

«Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать это, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать и это, то совершай его, лёжа на боку». (Бухари, 1117; Ибн Маджа,1223; Абу Давуд, 952; Тирмизи, 372)

Однако молящемуся разрешается совершать суннат-намазы сидя, даже если человек имеет возможность совершить их стоя. Также можно совершать обязательные намазы сидя в том случае, если при совершении намаза стоя кружится голова, или в других подобных случаях.

Учёные-богословы в своих книгах приводят в виде исключения некоторые случаи, когда человеку разрешается совершить обязательный намаз сидя.

Имам Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге Мугни аль-мухтадж пишет об этом следующее:

«Если человек на корабле опасается, что утонет или что у него будет головокружение, он совершает намаз сидя, и он не должен возмещать намаз, совершённый таким образом.

Если у молящегося, когда он совершает намаз стоя, случается недержание мочи, а когда совершает сидя, моча не идёт, он совершает намаз сидя и не обязан возмещать этот намаз.

Если человеку, у которого болят глаза, доверенный врач сказал: "Если будешь молиться лёжа на спине, есть возможность вылечить тебя", то он имеет право не стоять во время совершения намаза.

Если больной может совершить намаз стоя, когда он молится индивидуально, а молясь в джамаате, он может совершить стоя лишь часть намаза, а остальное – только сидя, такому человеку лучше молиться индивидуально.

Однако его намаз, совершённый вместе с джамаатом, считается действительным, даже если он совершил его часть сидя».

Как видите, совершение намаза стоя имеет такое большое значение, что предпочтительнее совершить его стоя отдельно, если при совершении в коллективе трудно стоять. Если получается исполнить этот рукн намаза, то предпочтительнее молиться отдельно, упуская такое важное достоинство, как совершение намаза в джамаате.

Поэтому без необходимости нежелательно сидеть даже при совершении суннат-намазов. Однако тот, кто по болезни или другой уважительной причине совершит суннат-намаз сидя, получит такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

Тот же, кто совершил желательный намаз сидя, имея возможность совершить его стоя, получает вознаграждение, равное половине вознаграждения за намаз стоя. То же касается и того, кто совершает намаз лёжа.

Из всего вышеприведённого явствует, что простая усталость не даёт права молящемуся совершать обязательный намаз сидя. Он может совершить суннат-намазы сидя, но за них он получит вознаграждение, равное только половине той награды, которую получает человек, совершивший желательный намаз стоя.

Исключением может быть случай, когда человек совершенно обессилел и устал так, что у него не осталось сил совершать намаз стоя. В этом случае он может совершить намаз сидя. Но каким бы уставшим ни был человек, если он может стоять на ногах, он должен совершить намаз стоя.

Стоит отметить, что, если человек начнёт совершать суннат-намазы стоя, он может продолжить его сидя и завершить сидя. Точно так же разрешается совершить сидя и фарз-намаз, если человек не может его продолжить стоя.

Читайте также: