Кровать в стиле людовика

Обновлено: 23.01.2025

История кресла Людовика XIV, чем оно отличается от кресла Людовика XV и XVI, версии от других дизайнеров, в том числе и стул «Призрак Людовика», а также куда поставить такое сидение.

Варвара Ефремова

Старинное кресло в стиле Людовика в квартире — это примета роскоши и индивидуального стиля. Разбираемся, чем отличаются друг от друга разные кресла Людовика XIV, XV и XVI, кто из дизайнеров делал реплики и версии этих стульев, и самое главное, — в какую комнату их лучше поставить.

История кресла и стула Людовика XIV

Стиль Людовика XIV ещё называют Большим стилем. Он сформировался в один из самых ярких периодов французской истории. Основная его идея была возвеличить короля в постройках, мебели и других предметах этого стиля. Оттого Версаль такой громадный, а его кресла все как один напоминают трон. Людовика XIV сравнивали с Юлием Цезарем и Александром Македонским, поэтому иначе быть не могло.

Кресло Людовика 14: обивка мануфактуры Бове по рисунку Ж. Берена, 1690 годы

В 1663 году, через два года после обретения абсолютной власти, Людовик XIV назначил смотрителя за королевской мебелью. В письме о назначении король писал: «Ничто так ясно не свидетельствует о великолепии великих принцев, как их блистательные дворцы и драгоценная мебель». Стремясь прославить монархию, Людовик XIV приступил к грандиозным строительным программам, которые предполагали разработку и изготовление роскошных комплектов мебели. Подражая пышным вкусам своего наставника, кардинала Мазарина, он заказал серию из семидесяти шести деревянных шкафов; некоторые из них были украшены лаком, но многие демонстрировали сочетания драгоценных материалов, таких как лазурит, агат, мрамор, серебро и слоновая кость. Король также предпочитал резную и позолочённую деревянную мебель, кресла и стулья всегда были богато украшены. К сожалению, не все эти предметы дошли до наших дней, но многие из них можно сейчас увидеть в Версале и в коллекциях отдельных музеев.

В конце XVII века удобство сиденья повысилось, при этом оно сохранило свою внушительную и угловатую форму. Знаменитое кресло в стиле Людовика XIV с глубоким сиденьем и с подвижной подушкой появилось около 1673 года. Говорят, что в нём был шестерёнчатый механизм, и спинка откидывалась назад.

Стул и кресло времён Людовика XIV: резное дерево, высокая спинка, золочёная ткань, растительные узоры на обивке

В наше время можно найти стулья и кресла в стиле Людовика XIV: они будут выполнены с таким же мастерством и плавно впишутся в современные интерьеры рококо, барокко или классические.

Интересно: роскошную мебель эпохи Людовика XIV называли ещё мебелью в стиле Буль — по фамилии целого поколения придворных фабрикантов мебели. Основал мебельную династию Андре-Шарль Буль, умелый краснодеревщик, а его дело продолжили после смерти сыновья Жан, Пьер и Карл.

Стул Gran arm beige — этот тот же стиль Людовика XIV, но уже в новом современном исполнении

Мебель Людовика XIV иногда называют триумфом позолочённого дерева. Предметы часто изготавливались из цельного дерева: каштана, ореха или дуба. Некоторые из них не были украшены. Но чаще всего они были расписаны яркими пигментами, такими как красный, зелёный, позолота или серебро.

Людовик XIV называл себя королём-солнцем, поэтому на мебели его времени можно часто увидеть солнце, лик Аполлона (бог солнца) и две переплетённые буквы L.

«Парадный портрет Людовика XIV», написанный Гиацинтом Риго в 1701 году; хранится в Лувре

Как выглядит кресло и стул Людовика XIV

Отличительные элементы кресла Людовика XIV:

  • высокая спинка (как у трона);
  • обильная золочённая резьба;
  • каркас из ели;
  • металлические накладки (моду на украшения в виде позолочённых или латунных накладок ввёл мебельщик Буль, о котором в этой статье уже упоминалось);
  • ножка в форме буквы S в виде лапы животного с когтями или копыта;
  • символика короля солнца: солнце с лучами, лик Аполлона;
  • инкрустация;
  • яркие краски на обивке гобеленового типа.

Кресло из дворца Людовика 14 с пышной позолочённой резьбой

Современный стул в стиле Людовика XIV

Набор стульев в стиле Людовика XIV в современной интерпретации

Как выглядит кресло Людовика XV

Так как многие путают стили мебели Людовика XIV и Людовика XV, предлагаем ознакомиться с отличительными чертами кресла Людовика XV:

  • широкое сидение;
  • обитая спинка, сидение и валики на подлокотниках;
  • подушка на сидении (съёмная или закреплённая);
  • обтекаемая, более удобная форма, по сравнению с тронообразным стулом Людовика XIV;
  • спинка немного отклонена назад для удобства сидящего;
  • роспись;
  • украшения в виде лент;
  • изогнутые деревянные ножки;
  • каркас из дуба.

Кресла Людовика XV выглядят воздушными, благодаря своей пузатой и изогнутой форме, когда кресла и стулья Людовика XIV смотрятся скорее тяжеловесно.

Кресло времён Людовика XV: на ручках подушечки, пастельные тона, лёгкая воздушная форма

Стул Людовика XV может иметь спинку в форме скрипки или выгнутую. Оттенки — пастельные, более нежные, которые намекают на роскошь, расслабление и на придворные пустяки.

Стул Людовик XV: спинка в форме скрипки, мягкое сидение и пастельные тона обивки

А вот как в наше время может выглядеть кресло в стиле Людовика XV

Отличия кресел Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI

Удобная таблица, чтобы различать кресла трёх Людовиков.

— спинки сидений жёсткие, прямоугольные, вертикальные, иногда обиты мягким;

— само сидение прямоугольное;

— подлокотники доходят до края сидения;

— ножки под сидением соединены растяжками.

Даты появления и распространения кресла: 1720-1750. Людовик XV — это символ рококо. Считается, что социальная значимость женщин повлияла на изменение формы стульев и кресел этого времени: они стали более глубокими, чтобы в них помещались обширные женские платья.

— спинки сидений обрамлены изогнутым деревом;

— спинки сидений чаще всего имеют форму округлого овала;

— у спинок мягкий угол наклона;

— верхний изгиб рамы спинки украшен резьбой или центральным медальоном;

— подлокотники уменьшились, чтобы вместить женские пышные юбки;

— ножки в форме буквы S.

Даты появления и распространения кресла: 1750-1800. Этот стиль противопоставляет себя пышности Людовика XV и тяготеет к величественности стиля Людовика XIV. Сдержанные геометрические формы с отсылками к древней греческой архитектуре.

Королевские опочивальни: 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами

До начала XV века известны лишь некоторые описания постельного белья в домах и замках. Застилать повсеместно кровати тканями в Европе начали лишь в эпоху Ренессанса, да и то в домах богатых людей. Постельное бельё было исключительно белым, с кружевами или белой вышивкой. Барокко и рококо ввели моду на сложнейшие вышивки весьма фривольного содержания. А первой знатной дамой, при которой распространилась мода на постельное бельё, была мадам де Помпадур.

Итак, черпаем вдохновение, путешествуя по разным эпохам, замкам. Наслаждаемся декором и цветовыми гаммами спален. Восторгаемся всей роскошью и красотой интерьеров.

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 1

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 2

Спальня королевы. Кровать. Здесь родились 19 королевских детей и умерло 2 французских королевы и 2 принцессы. Первоначально это были покои Марии-Терезии, супруги Людовика XIV; затем Марии Лещинской, супруги Людовика XV. Последней владелицей комнаты была Мария-Антуанетта.

Версаль. Большой Трианон

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 3

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 4

Bedroom of Mme du Barry, Petit Trianon

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 5

Versailles: Chаteau de Versailles — Salon de Mercure

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 6

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 7

From the Hotel Lauzun period room
Metropolitan Museum of Art

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 8

Покои Екатерины Медичи в замке Шенонсо

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 9

Спальня Жозефины (Замок Фонтенбло)

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 10

Emperor's small bedroom (Замок Фонтенбло)

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 11

Королевские покои (Замок Фонтенбло)

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 12

Королевский замок Амбуаз (Amboise)
Опочивальня Генриха II

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 13

Спальня Людовика XV

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 14

Парадные королевские апартаменты
Оформление выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке.

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 15

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 16

Esterh?zy Palace (Bratislava)

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 17

Neuschwanstein Castle (Лебединый камень)
Королевская спальня

В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль». Справа над кроватью — «Прощание Тристана с Изольдой». Из балконного окна спальни открывается изумительный вид на девственно-романтичное ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высот/

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 18

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 19

Королевские опочивальни 20 роскошных спален с прекрасными интерьерами, фото № 20

Дворец Линдерхоф (Schloss Linderhof)
Самая большая комната в замке — спальня короля Людвига Баварского

Интересные факты о кроватях


В природе не существует ни одного человека, не имеющего представление о кровати. Люди считают, что знают о кроватях абсолютно все. Но они очень заблуждаются на этот счет. Не верите? Убедитесь в этом сами, прочитав нашу статью. В ней мы раскроем 19 интереснейших информационных данных о кроватях:


Огромнейшей коллекцией кроватей располагал Французский король Людовик четырнадцатый. В его владениях насчитывалось 413 различных кроватей. Ему бы не хватило и года, чтобы каждую ночь проводить на новой постели. Сегодня же в мире огромное разнообразие кроватей, львиную долю которых можно посмотреть на сайте и даже, в случае если она вам понравится, купить, не выходя из дома.

На фото кровать Людовика 14 в Версале


Понятие «кровать» произошло от древнегреческого «клине», что было близко по значению современному слову «поликлиника». Под поликлиникой в древней Греции понимали здание со множеством кроватей.

Народы Китая наделяли постель божественной силой. Они считали ее символом новой жизни. И не зря! Как показывают демографические показатели, в Китае наблюдается наибольший процент рождаемости.

Постель Наполеона и его возлюбленной украшали бюсты сфинкса, что являлось символикой величайшей империи.

на фото знаменитая походная кровать Наполеона


Кровать, когда-то находившаяся в расположении Петра первого, хранится в целости и сохранности по сегодняшний день. Она находится в городе на Ниве в загородной резиденции императора.


Французы написали целое произведение, посвященное кроватям, под названием "L'élit", что означает «избранный».

Постель может служить не только средством для сна. Она может применяться и в качестве тренажера. Не можете в это поверить? Это действительно так. В первой половине 90-х годов врач Штауфер для своей больной жены, которой требовалось восстановить больную спину, изобрел тренажер. Никаких упражнений на нем выполнять было не нужно, достаточно просто лежать без движения. Это было крайне неудобно. Длительное лежание в положенной позе способствовало задействованию разных мышечных групп. Данное изобретение существует сейчас, оно немного видоизменено, усовершенствованно, применяется для излечения от остеохондроза.

Известный писатель Марк Твен, назвал постель одним из самых опасных мест на Земле. Лежа на них, доживает свои последние дни множество людей.

Кровати подразделяются приблизительно на десять видов. Наибольшее распространение получили: классические, раскладные диваны, кресла-кровати.


Обладательницей крупнейшей кровати являлась француженка Ла Паива, к тому же ее кровать считалась самой дорогой. Ее цена составляла около ста тысяч франков.

Самой огромной кроватью в истории человечества является кровать, выпущенная в конце 1990-х годов. Страной изготовителем являлись Нидерланды. Ее длина превышала 5 метров, а ширина была более 3 метров.


Жители Китая, по-видимому, очень любили подолгу нежиться в постели, именно они создали кровати подогревом.

В русских преданиях кровать нередко выступала в качестве важной составляющей жизни главных героев. Помните сказку об Илье Муромце?

В Англии создали постель, имеющую форму кареты, ее радиус составлял 3 фута. Она проектировалась, изготавливалась целых 6 месяцев. Ее стоимость колеблется в пределах 47 тысяч долларов.

Кровати не всегда имели прямоугольные форму, данный вид они приняли только в начале 19 столетия. До этого периода народы России доверяли свой сон русским печкам, полатям. В странах Европы люди спали на высоченных кроватях. На них нельзя было взобраться, не прибегая к помощи лестниц.

Постели королей имели навесы. Они помогали дольше удерживать тепло, так как во дворцах было прохладно.

a_les_sandro

04.10.2018
Это четвертый пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. Цитаты приводятся с указанием страниц источника.

DSC00495.jpg

Ушедшая, казалось бы, в историю эпоха Людовиков еще долго вдохновляла многих мастеров на создание великолепных дворцовых интерьеров. Так, в 1853 году Гаральд Боссе, обращаясь к наследию Людовика XV, оформил для императрицы Марии Александровны Будуар «с фигурным альковом, ажурными решетками-перголи, богатой лепниной и затейливыми резными рамами на стенах, которые многократно отражались в зеркалах, размещенных даже на потолке…» (с. 189).

Э. П. Гау. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны. 1861 г. Фрагмент

DSC00496.jpg

«В комплект мебели для Будуара входили разного вида диваны, кушетки, стулья и кресла, среди которых явно угадывались французские прототипы “королева” (фр. a la reine)…» (с. 190).

Каталог поясняет: «Все эскизы, ориентированные на модные французские образцы, лично утверждались хозяйкой. Прототипом представленного предмета мебели является широкое кресло со сквозными подлокотниками волнистого силуэта, прозванное еще в XVIII веке “королева”» (с. 227).
Асимметричную кушетку «современники называли “козеткой” или “козеской”» (с. 228) — мы назовем ее дормезом.

Кресло-королева, козетка, плевательница. Санкт-Петербург, 1853 г. По проекту Г. Боссе

DSC05820.jpg

Наконец, «своеобразной квинтэссенцией оформления Будуара можно назвать художественное решение плевательницы — изобретения 1810-х годов, — имеющей вид пластичной двустворчатой раковины с вертикальной ручкой в виде перевитых стеблей…» (с. 190). В XIX веке плевательницы были частью интерьера и служили для изящного сплевывания жевательного табака.

DSC00484.jpg

Другой пример мебели в стиле рококо можно найти у А. И. Штакеншнейдера, который «в любом из своих замыслов… проявлял удивительную изобретательность. Нередко ему удавалось привнести мотивы рококо даже в интерьеры, решенные в совсем другом художественном ключе» (с. 190).

А. Х. Кольб. Павильонный (Мавританский) зал в Малом Эрмитаже. 1864 г.

DSC00481.jpg

Речь о Павильонном зале «в здании Малого Эрмитажа, который сам архитектор считал “мавританским”» (с. 190). Так, около 1857 года «по эскизам А. И. Штакеншнейдера для Павильонного зала, оформление которого… зодчий начал в 1850 году» (с. 230), был специально создан гарнитур в стиле Людовика XV, состоявший из диванов, стульев и каминного экрана. Судя по акварели, первоначальная обивка была интенсивного пунцового цвета. Ткань на каминном экране драпировалась в виде расположенного по центру узла, к которому от краев сбегались складки материи.

Стул, экран каминный. Санкт-Петербург, около 1857 г. По проекту А. И. Штакеншнейдера. Мастерская братьев Гамбс

DSC00509.jpg

Сохранилось изображение интерьера спальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце, построенном «по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1862 году на Дворцовой набережной для третьего сына императора — великого князя Михаила Николаевича» (с. 239). Известно, что выполненная в стиле второго рококо ореховая мебель — всевозможные столики, стулья, кресла разных форм и размеров, кушетки, а также кровать — была «гамбсовой».

Э. П. Гау. Интерьер опочивальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце. 1864 г. Фрагмент

DSC00505.jpg

В коллекции Эрмитажа есть изголовье и изножье от кровати, происходящей из усадьбы Голицыных-Строгановых Марьино. Интересно, что «общий вид этих деталей практически полностью совпадает с кроватью из Новомихайловского дворца…» (с. 236).

Изножье кровати. Санкт-Петербург, 1840–1850-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00492.jpg

Среди мебели, изготовленной братьями Гамбс, есть подлинные шедевры. Речь в первую очередь о бюро и рабочей шкатулке розового дерева, украшенных вставками из расписного фарфора.

Бюро, корзинка для бумаг, шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00487.jpg

Предметами, подобными шкатулке, «редко пользовались в быту… их создавали скорее как дорогие безделушки, украшение интерьера, некий символ своего времени и стиля рококо. Именно в этом качестве шкатулка красовалась в одном из интерьеров Зимнего дворца» (с. 224). Речь об Угловой гостиной первого этажа, выходившей «окнами на Неву и Адмиралтейство» (там же).

Шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00490.jpg

Бюро некогда находилось в Белой (Розовой) гостиной Зимнего дворца. Каталог сообщает: «Подобные бюро изящных рокайльных форм, украшенные фарфоровыми вставками… заказывали в качестве дорогих подарков не только члены императорской семьи, но и богатые столичные жители. При этом тематика росписей на фарфоре часто варьировалась, а вместо розового дерева иногда использовали ценный палисандр» (с. 224).

Бюро. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

DSC00510.jpg

Мебель в стиле Людовика XV была необычайно популярна не только в интерьерах императорской фамилии. Так, из дворца Бобринских, находившегося в Санкт-Петербурге на Галерной улице, происходит гарнитур, состоящий из стульев, кресла-бержерки, софы, кушетки, а также оставшихся за кадром кутаных кресел и кресла-королевы. Действительно, «в эпоху историзма подражание различным формам прошлого породило большое разнообразие вариантов» (с. 246).

Софа, стул, кушетка, кресло-бержерка. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг.

DSC00500.jpg

«Непременной частью комфортной обстановки считалась кутаная мебель со стеганой обивкой капитоне… С 1830-х годов, благодаря изобретению обивок с пружинами, подобные композиции быстро входят в моду. Честь изобретения пружин, вероятно, принадлежит австрийцам. “Некий Георг Джунигл получил в 1822 году патент, подтверждающий современные методы обивки мебели. В нем упоминаются металлические пружины”. В России одними из первых, кто внедрил в производство в 1830-х годах пружины, были братья Гамбс» (с. 191).
Сиденье асимметричной софы как раз снабжено пружинами, поэтому, «близко повторяя предметы середины XVIII века и, возможно, имея в основе конструкцию того времени, она… относится к эпохе историзма…» (с. 226). Подобными кушетками часто меблировали будуары или спальни, где они могли оказаться стоящими рядом с зеркалами-псише.

Софа. Россия, 1850–1860-е гг.
Зеркало-псише. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг. Мастер Г. Будылин

DSC00499.jpg

В гостиных порой можно было встретить двойные канапе, названные «сиамскими близнецами». «Необычное название этой композиции связано с известной парой младенцев, сросшихся в области грудных клеток. Чанг и Энг Банкеры (1811–1874), родившиеся в Сиаме, много лет гастролировали с цирком и стали знаменитыми» (с. 242).

Канапе «сиамские близнецы». Россия, вторая половина XIX в.

DSC00507.jpg

К так называемому ореховому рококо относится столик с двойным изгибом ножек и двойными фигурными проножками.

Столик. Россия, середина XIX в.

DSC00508.jpg

Его столешница украшена вышитой бисером вставкой.

DSC00516.jpg

В стиле орехового рококо решено и кресло с расширяющейся веерообразной спинкой. Фронтальная часть основания украшена трельяжной сеткой. Судя по прямому срезу передней стороны сиденья и основания, «к креслу, вероятно, приставлялась подножная скамеечка» (с. 248) — так получался шезлонг.

Кресло. Россия, третья четверть XIX в.

О следующем экспонате — стуле каталог рассказывает интересную историю: «Стул происходит из коллекции Юрия Эрастовича Озаровского, известного артиста императорских театров, педагога и страстного любителя старины. В 1914 году в Соляном городке, купив небольшой флигель, он открыл свой частный музей, назвав его “Старый домик”. Рассматриваемый стул он поместил в “Елизаветинскую комнату”, считая его подлинником того времени» (с. 244). Коллекционер не учел того, что пружинных сидений — «достижения историзма» — при Елизавете не знали.

DSC00565.jpg

Стоящее справа кресло происходит из дворца Юсуповых. Навершие спинки «украшено марьяжными гербами рода князей Юсуповых… и графов Рибопьеров» (с. 244).

Стул. Россия, вторая половина XIX в.
Кресло. Санкт-Петербург, конец 1850-х гг.

DSC00566.jpg

У раскладного игрального столика из дворца Шуваловых две столешницы: «…одна с наборной шахматно-шашечной доской, вторая — с сукном для карточной игры. Сначала доски складываются, подобно скатерти, вдоль, а затем поперек» (с. 235).

Столик раскладной игральный. Санкт-Петербург, середина XIX в.

DSC00522.jpg

Мебель в стиле второго рококо можно было встретить не только в столице, но и в городах, значительно от нее удаленных. Пример тому — интерьер одной из комнат вятского губернатора. Как видно, кабинет был меблирован креслами со стеганой бархатной обивкой наподобие тех, что представлены слева и справа от постера. Производство подобной мебели было налажено в России повсеместно.

П. М. Шестаков. Интерьер кабинета с зелеными обоями в губернаторском доме в Вятке. 1859 г.
Кресла. Россия, 1850–1870-е гг.

DSC00513.jpg

Интересно, что в эпоху историзма разные стили могли благополучно уживаться в одном и том же предмете мебели. Взять, например, бюро-цилиндр.

Бюро-цилиндр. Россия, 1830–1860-е гг.

DSC00514.jpg

С одной стороны, в его конструкции прослеживаются черты рококо: ножки-кабриоли, волнистая фронтальная часть, напоминающая формы комодов-бомбе, фигурный подзор.

DSC00515.jpg

С другой стороны, в отделке применена свойственная ампиру техника жакоб, предусматривающая декорировку латунными полосами.

DSC00478.jpg

Эпоха историзма породила и другие удивительные межстилевые союзы. Так, представленный комплект мебели из Зимнего дворца «подобран из предметов, оформленных в стилях Людовика XV [кресло-бержерка и кресло-маркиза] и Людовика XVI [табурет-банкетка]» (с. 254).

Кресло-бержерка, табурет-банкетка, кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.

DSC00479.jpg

Тому есть простое объяснение: «Подобные образцы мебели типичны для ассортимента крупных мебельных фабрик по всей Европе. По каталогам различных производств закупали мебель… для многочисленного обслуживающего персонала, жившего во дворце: фрейлин, учителей, воспитателей и т. д. Вероятно, в одной из таких комнат стояли и представленные кресла с табуретом» (с. 254).

Кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.

DSC00485.jpg

В стиле Людовика XVI исполнено кресло из Библиотеки ранее упомянутого Новомихайловского дворца. Овальная спинка и боковины кресла выполнены в технике капитоне.

Кресло. Санкт-Петербург, 1860-е гг.

DSC00486.jpg

Спинка и передняя царга украшены резными перекрещенными факелом и колчаном.

DSC00527.jpg

Стул и стол, изготовленные на фабрике братьев Лизере, «были, вероятно, частью обстановки Александровского дворца в Царском Селе» (с. 250).

Стул, стол. Санкт-Петербург, 1883 г. Фабрика братьев Лизере

В целом «мебель, сделанная в стиле Людовика XVI, имела относительно простые прямолинейные конструкции, украшенные изящными резными элементами в виде перевитых лент, цветочных гирлянд, каннелированных колонок и т. д.» (с. 195). На выставке она была представлена довольно скромно.

Но это не повод для расстройства, особенно по сравнению с тем, что «к концу XIX века с развитием городской инфраструктуры владельцы крупных гостиниц и дорогих меблированных комнат как в Европе, так и в России стали отдавать предпочтение нарядной комбинированной обстановке в духе всех Людовиков сразу (XIV, XV и XVI). В эпоху модерна это унифицированное убранство повсеместно получило шутливое название “Louis the Hotel”» (с. 197).
Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. — СПб, 2018.

Читайте также: