Кровать в старину как заправляли
Конкурс проводится в соответствии с планом работы НИРС федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Конкурс направлен на развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы и поискового творчества, а также привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности университета.
Конкурс проводится с целью стимулирования интеллектуального потенциала учащихся 1-9 классов образовательных организаций Волгоградской области, способствующего личностному развитию путем привлечения их к выполнению проектных работ с использованием информационно-коммуникационных технологий. Проектные работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.
К участию приглашаются студенты неязыковых специальностей вузов и сузов г.Волгограда и Волгоградской области и обучающиеся 3-11 классов общеобразовательных учебных заведений г.Волгограда и Волгоградской области с творческими проектами в области изобразительного искусства, литературы, фотографии, видео, музыки, хореографии, театра и др. на иностранном языке (немецком или английском).
Конкурс посвящается проблемам, связанным с изучением природы Волгоградской области и направлен на привлечение внимания учащихся к научным исследованиям и достижениям, развитие творческого подхода к научной деятельности, формирование нового взгляда на интеллектуально-творческую деятельность среди жителей города Волгограда и Волгоградской области. К участию в Конкурсе допускаются школьники с 1-го по 11-й класс, проживающие на территории Волгоградской области, г. Волгограда и прилегающих территорий.
Конкурс ориентирован на воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Волгоградской области, занимающиеся краеведением, поисковой и исследовательской работой. Возраст участников конкурса от 12 до 18 лет.
Конкурс ориентирован на повышение доступности культурно-исторического наследия региона, представленного в музеях образовательных учреждений области, за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся, ведущие активную поисково-исследовательскую работу в сотрудничестве с музеями образовательных учреждений Волгоградской области.
Курсы организованы подготовительным отделением Волгоградского государственного социально-педагогического университета для школьников, обучающихся в педклассе Новониколаевского района Волгоградской области. В рамках сетевого образовательного сообщества старшеклассники - слушатели курсов получат опыт педагогической деятельности по организации работы исследовательских коллективов, состоящих из школьников в возрасте 10-13 лет.
Конкурс проводится в соответствии с планом работы Министерства образования и науки Волгоградской области на 2014 - 2015 учебный год и посвящен празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций Волгоградской области и Республики Крым.
Конкурс посвящен изучению знаний в различных отраслях психологии и направлен на активизацию исследовательской и творческой работы обучающихся высших и средних учебных заведений г. Волгограда и Волгоградской области. Все работы, предоставленные на конкурс, будут опубликованы на сайте Мирознай.
Конкурс исследовательских работ по изучению истории и культуры Новониколаевского района Волгоградской области "Моя малая Родина" ориентирован на патриотическое воспитание обучающихся на основе изучения родного края, повышение доступности в сети Интернет культурного, исторического, природного наследия района. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования района.
Ресурс предназначен для учителей Новониколаевского района Волгоградской области - слушателей курсов повышения квалификации по программе "Организация, внедрение и сопровождение научно-исследовательских, образовательных и просветительских сетевых проектов с использованием современных информационных технологий".
К участию приглашаются студенты 1 и 2 курса очного отделения неязыковых факультетов вузов и обучающиеся 3-11 классов общеобразовательных учебных заведений г.Волгограда и Волгоградской области с творческими проектами в области изобразительного искусства, литературы, фотографии, видео, музыки, хореографии, театра и др. на иностранном языке (немецком или английском).
Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально неблагополучных семей
Организатором Конкурса является министерство образования и молодежной политики Волгоградской области. Принять участие в Конкурсе могут педагогические работники образовательных организаций Волгоградской области, в чью компетенцию входят вопросы организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.
В этом семинаре мы обсудим вопросы, связанные с методикой организации работы учебно-исследовательских коллективов, проведением конкурсного исследования, подготовкой и публикацией его результатов в областном конкурсе "Музей-школа-музей" 2013 года.
В этом семинаре мы обсудим вопросы, связанные с методикой организации работы учебно-исследовательских коллективов, проведением конкурсного исследования, подготовкой и публикацией его результатов в областном конкурсе "Моя малая Родина: природа, культура, этнос" 2013 года.
Для чего в деревнях выкладывают подушки горкой и другие необычные привычки наших бабушек
Те, кто когда-то жил в деревне или приезжал туда в гости к бабушкам и дедушкам, проводил там летние каникулы, замечали, что здесь свои традиции, отличные от городских. И это относится ко многим вещам, начиная от интерьера помещений и заканчивая внешним видом.
Одной из таких традиций или привычек можно назвать оформление спального места, кроватей. Они здесь всегда красиво и необычно выглядели. Главная особенность – расположение подушек. Их всегда укладывали одну на другую горкой. Нередко получалось достаточно высокое сооружение, которое поверх обязательно накрывали тюлевой накидкой или красивым отрезом белой легкой ткани с вышивкой.
1. Почему подушки выкладывались горкой
Конечно, в детстве мы привыкали к такой расстановке вещей и воспринимали ее как должное. Но у людей из города, не имеющих никакого представления о сельской жизни и порядках, горка из подушек всегда вызывала легкое недоумение и удивление.
Многие и сейчас считают, что это какая-то традиция, нечто схожее с красивым и загадочным ритуалом. На деле же все гораздо проще и прозаичнее. Прежде всего, все дело в привычке, укоренившейся за много десятилетий. На втором месте находится эстетичность и порядок. И последнее – во времена отсутствия изобилия различных товаров именно подушки символизировали достаток в доме, определенный социальный уровень семьи. Чтобы доказать это всем, подушки выкладывались на самое видное в избе место и заботливо накрывались красивой тканевой накидкой. Дополнением являлся, конечно же, ковер, повешенный на стену.
В настоящее время критерии богатства и достатка совсем другие. Традиция с демонстрацией подушек постепенно исчезает даже в сельской местности.
2. Нож и ножницы под подушкой
Еще одна привычка деревенских бабушек, с которой часто можно было столкнуться в селах, имеет мистические корни. На протяжении многих веков люди со страхом относились к болезням, плохим сновидениям, порчам и сглазам, и всегда старались предупредить возникновение напасти. Заядлые материалисты над подобными суевериями могут разве что посмеяться. Но и они нередко испытывают смутное беспокойство, если им приснился кошмар или черная кошка перешла дорогу.
Деревенские жители в качестве защиты от всего неизвестного и потустороннего использовали простые предметы, а именно ножницы и ножи. В наше время тоже можно встретить представителей старшего поколения, которые свято верят в то, что это их спасет от негатива. Особенно это характерно для сельских бабушек.
Нож и ножницы кладутся под подушку перед тем, как лечь спать. Первое, что приходит в голову из объяснений, это защита от возможных разбойников и воров. Но такое предположение ошибочно. В реальности же ситуация выглядит несколько иначе. Эти предметы и в самом деле являются защитой. Только защита эта не от живых. Считается, что именно эти режущие инструменты могут стать отличным оберегом от плохих сновидений, потусторонних посетителей и негатива любого вида. Люди безоговорочно верят в то, что именно нож под подушкой не позволяет нечистой силе добраться до них ночью, в период, когда душа особо уязвима.
Аналогичную функцию выполняют и ножницы. Только их обычно клали под детские подушки, особенно в случае, если малыш спал беспокойно или предполагали, что его кто-то сглазил.
3. Зачем бабушки постоянно носят платки
Ну и напоследок, стоит упомянуть о привычке деревенских бабушек носить платки. Они даже во двор без этого универсального головного убора не выходят, не говоря уже о том, чтобы показаться с непокрытой головой на людях.
На этот счет тоже бытуют разные мнения, но главным фактором остается традиция и религия. С древних времен считалось, что каждая замужняя женщина обязана ходить в платке – с непокрытой головой неприлично.
С практической точки зрения, такой подход к внешнему виду тоже легко объясним. В правильно подобранном головном уборе летом не жарко, а зимой не холодно. Нет необходимости следить за наличием прически, укладкой. В селе это достаточно актуально, учитывая жизненный уклад женщин. Платки имеют невысокую стоимость, поэтому приобрести их можно в ассортименте. Носить эти изделия можно по-разному. Есть несколько способов завязывания их на голове.
Конечно, есть и другие интересные традиции в деревенской местности, но они не настолько яркие, запоминающиеся и известные.
Печь, зыбка и не только: На чём спали русские крестьяне до появления кроватей
Современные люди придирчиво относятся к выбору спального места. Есть самые разные модели кроватей, можно купить матрас любой жесткости с нужным наполнителем. Но ещё лет этак 100 назад многие крестьяне и о кроватях и не слыхали. В этом обзоре о том, что заменяло людям привычную сегодня кровать.
Что такое полати и как на них спали
Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.
Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.
Ларец таинственный, а проще - сундук
Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.
Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.
Зыбка или спи, младенец мой прекрасный
Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.
Делали колыбели из прочного дерева, служили они долго, на них ставился год рождения малыша. Передавались такие кроватки от поколения к поколению. На дно колыбельки укладывалась солома, которая покрывалось старой одеждой или ветошью. В семьях побогаче делали перину, которую набивали пухом. Люльку обычно подвешивали, в избах - за подтопком, во дворе – на дерево. В потолочное бревно-опору крепилось кольцо с мотком проволоки (пружина), на которой подвешивалась люлька, а с ее углов спускались веревки, связанные в петлю и надеваемые на пружину.
Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.
Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.
Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов
Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.
Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.
Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.
Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.
Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.
Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.
Лыковый матрас. Наполнялся обработанной корой ивы или липы. Такие модели стоили дешево, но имели плохое качество - они плесневели.
Первые кровати
По мнению историков, слово кровать могло произойти от древнеславянского слова «кров». Если перечитать Слово о полку Игореве, то можно заметить, что там этот термин используется - князь Святослав увидел во сне тисовую кровать.
Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.
Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.
И всё таки царицей избы была русская печь. Мы собрали для наших читателей малоизвестные факты из истории традиционной русской печи .
Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности
Культура сна в старой Руси отличалась от современной и сегодня может показаться достаточно странной. Удивительно, но привычные ныне кровати появились в деревнях только в 20 веке. Но и кроме этого существовали особые правила сна, требующие исполнения. Вряд ли современный человек сможет выспаться, следуя им. Читайте, почему крестьяне спали в одежде, где было самое комфортное спальное место, для кого оно предназначалось и почему сон следовало делить на части.
Спальные места, распределяемые по уровню комфортности
Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.
Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.
У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.
Какая кровать? Пожалуйте на нары.
Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.
Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.
Как крестьяне сон на две части делили
Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.
Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.
Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой
Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.
Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.
Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.
И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.
Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов
Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.
Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.
Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.
«Гаджеты» наших прабабушек: для чего нужны мутовка, рубель и валёк
Агата Кристи уверяла: «Лучшее время для планирования книги – это когда вы готовите еду». Сложно не согласиться: даже современной женщине приходится столько времени тратить на домашнюю рутинную работу, что порой хочется кого-нибудь. сделать жертвой детективной новеллы. И это при наличии облегчающих труд домохозяйки чистящих / моющих средств и бытовой техники! А ведь нашим прабабушкам и прапрабабушкам было гораздо тяжелее, хотя даже в далёком прошлом у женщины были приспособления для облегчения домашнего труда. Данный материал посвящается «старинным гаджетам» и не менее старинным «лайфхакам».
1. Что может быть страшнее стирки, или Конь с вальком в помощь
«Опять вещей в корзине для стирки насобиралось…», – обречённо констатирует факт современная женщина. Нытьё от хорошей жизни? Но ведь даже 10 минут на распределение грязных вещей для «загрузок» по цвету и рекомендуемому режиму стирки, а затем ещё полчаса на «выгрузку» и развешивание 20 пар носков и прочей бельевой мелочи – это драгоценное время и силы и без того уставшей от «многовекторности» домашних обязанностей женщины. А сколько времени тратили на стирку наши прабабушки?
Валёк – «бита» для белья
Живописцы подтверждают: «бабу постарила» стирка. (Э. Н. Ярнефельт «День стирки»; А. А. Осмеркин «Прачка»)
Основным «гаджетом» наших прабабушек был так называемый «пральный (то есть «стиральный») валёк» (один из диалектных вариантов – «прач») – деревянный плоский брусок для «катания» и «битья» белья. Валёк «выдавливал», «выбивал» из ткани «продукты жизнедеятельности». Эта привычная для женщин прошлых веков процедура была весьма энергозатратной и требовала изрядной физической силы. Забавный факт: в 19 веке женщин лёгкого поведения в качестве наказания заставляли работать в прачечных.
Бочка: в шаге от стиральной машины активаторного типа
Странно, что это устройство не приобрело широкую популярность: конструкция для стирки в виде бочки на горизонтальной оси практически в одном шаге от стиральной машины активаторного типа.
В мыльной воде бельё крутилось и отстирывалось очевидно лучше, чем методом «битья». Единственный, но существенный минус устройства – необходимость вручную приводить в движение такой «барабан».
Наиболее разумные и находчивые использовали животных в качестве помощников: ослик, например, ходил по кругу с бочкой, в которой мыльный раствор очищал одежду, не повреждая ткань. В середине 19 века один калифорнийский золотоискатель придумал устройство для стирки большой партии белья, которое приводилось в движение десятью запряжёнными мулами. Правда, количество рубашек, которые можно было единовременно постирать (примерно полтора десятка или полторы дюжины), не впечатляет: на каждого мула по две рубашки – это как-то несерьёзно.
Способ моряков: лень = прогресс
Речникам повезло ещё больше: после подобной «стирки» в пресной воде никаких дополнительных манипуляций не требовалось. Существовало такое понятие (в основном в диалектах), как «сухоперка» – это стирка без моющих средств, а также предмет одежды (чаще всего рубаха), не требующий тщательной стирки.
2. Рубель: глажка белья – дело накачанных женщин
О неподъёмном чугунном утюге с углями внутри рассказано-перерассказано. А вот до появления утюга способ глажения был гораздо более экзотичный – механический. Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку, а затем, положив на свёрток рубель (он же «валёк», только гладильный), «катали» его по ровной жёсткой поверхности с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля (прямоугольной доски с закруглёнными зарубками на рабочей поверхности и рукояткой) разминала жёсткую после стирки ткань и разглаживала «морщины».
Рубель часто украшали замысловатыми узорами и преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье (вырезав в дополнение к узору инициалы девушки), а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность». «Декоративно-утилитарные» вариации рубеля часто намеренно изготавливались похожими на женский силуэт: утолщённый конец рукоятки напоминал голову, а рабочая часть – туловище.
3. Мутовка – миксер энергичных прабабушек
С помощью этого незамысловатого «гаджета» можно было идеально перемешать продукты и даже взбить различные смеси. Название «мутовка» – от глагола «мутить», т.е. «мешать» . Палочка с 4–5 «рожками» на конце – прототип венчика и миксера – не требовала особых навыков в использовании: мутовку вертикально погружали в ёмкость, а затем верхнюю часть интенсивно крутили, зажав между ладонями. При определённой сноровке белки можно было взбить не хуже, чем миксером.
Кстати, мутовку сделать было очень просто – сама природа подарила идею. Фрагмент тонкого ствола сосны или ели с мутовчатым расположением (т. е. на одной высоте) отходящих в разные стороны веточек – это уже практически готовая мутовка. Боковые веточки укорачивались до 3–5 сантиметров, рукоятка шлифовалась, чтобы не травмировать ладони. И можно мутить пироги!
4. Голик-деркач – «отдраиватель» полов
До рождения спасителя бабушек Мистера Пропера для очистки полов использовали «голик» , или «деркач» – старый веник из веток без листьев. Поскольку в старину полы были некрашеными (хорошо, если вообще были!), грязь постепенно въедалась в древесину, и простого выметания сора было недостаточно. В таких случаях старый голик использовали в качестве наждака для очищения пола от въевшейся грязи. Самый необременительный способ – катать по полу ногой, предварительно бросив под голик-деркач дресву (крупный песок или мелкий щебень).
5. Семейство Тыквенные – поставщик посудных «ёршиков»
Итак, не все старинные «гаджеты» и «лайфхаки» бесполезны и суровы. Но убедить домохозяек в лояльности современного мира постарается статья 10 силиконовых штучек: копеечные помощники из магазина китайских товаров .
Читайте также: