Кровать в древнем египте
Культура любой народности проходит свой определенный путь развития, меняясь на каждом этапе. Нередки случаи, когда финальная стадия совершенно не напоминает свой прообраз. Как правило, все начинается с изготовления самых примитивных предметов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем начинается меняться форма, появляются декоративные украшения. Но однажды случается довольно резкий поворот – изменяются стили, формы и т. п. В основном это происходит под влиянием более сильных стран.
Но бывает и наоборот – могущественные государства, захватывая территории других стран с уже устоявшимися направлениями архитектуры, оформления жилых помещений, не насаждают свою культуру, а полностью перенимают стили у порабощенных народов. В лучшем случае минимально изменяется внешнее оформление.
Посмотрим, как такое случилось на примере различных видов мебели Древнего Рима, сумевшего покорить немало государств, создавшего Великую Римскую Империю.
Необычный путь развития культуры Древнего Рима
Из истории нам известно, что римляне были весьма воинствующим народом. Овладев территориями вокруг своего города, они продолжили усиливать армию, чтобы в дальнейшем расширить свои границы до «окраин света».
Что и было успешно воплощено в жизнь. За довольно короткий период были покорены весь Аппенинский полуостров, Карфаген, Греция, все эллинические государства. Даже могучему Египту пришлось оказаться под римской властью – он стал его провинцией. Римская тень простерлась над всем Средиземноморьем.
Как правило, все завоеватели стараются максимально насадить свою веру, культуру среди покоренных народов. У римлян все пошло не по накатанному пути – в начале своих захватнических походов они намного отставали от более развитых стран, например, Греции, Египта. Вероятно, поэтому они в первую очередь переняли у древних греков практически всю культуру, начиная от религии и кончая архитектурой, различными типами мебели.
Конечно, была проведена определенная адаптация под свои основы, но она была минимальна. Разглядывая образец мебели, изготовленный древнеримскими ремесленниками, можно не задумываясь сказать, у какого народа он был позаимствован – Греция, Египет, страны Азии… Влияние греческой культуры становится максимальным после 146 года до н. э. (полное завоевание Греции).
Нельзя утверждать, что в Риме изготавливали точные копии греческой мебели – основа была оставлена, а с течением времени были разработаны собственные стили декоративной обработки, украшения изделий. Наивысшего расцвета производство мебели достигло в период правления императора Августа (31-14 года до н. э.).
Производство мебели в Древнем Риме – материалы, инструменты, технологии
Как и все народности, древнеримские мастера основную часть мебели изготавливали из древесины. Использовались ее различные породы – туя, кедр, ясень, олива, клен. Для интарсии применялись – пальма, самшит, платан, черное дерево. Как и греки, более солидную, дорогостоящую мебель выполняли из камня (в основном, мрамора), отливали бронзовые изделия сложной формы.
Римляне переселяли из Греции мастеров, передающих свои знания местным столярам. В их распоряжении был практически полный набор ручных инструментов – рубанки, стамески, долота. Точеные детали со сложным профилем обрабатывались на токарных станках лучкового типа.
Переняв все основные виды мебели у греческих мастеров, римляне немало потрудились над ее оформлением. Поскольку они старались окружить себя роскошью во всем, начиная с одежды и кончая архитектурой, то и мебель не оставили в стороне. В отличие от греков, предпочитающих в оформлении темы растений и животных, римские мастера намного обогатили существующие стили, добавив лавровые венки, лотосы, играющих амуров и психей.
Для подчеркивания богатства и роскоши многие виды мебели украшались резными узорами, декоративными накладками из серебра, драгоценных камней, слоновой кости, панциря черепахи. Часто такие изделия страдали от излишней перенасыщенности и излишества украшений. Однако, декоративные розетки и подобные накладные элементы помогали скрыть погрешности изготовления.
Какие новые технологии освоили римляне? Их мастера владели гравировкой, позолотой, инкрустацией, мозаикой, более богатой резьбой по дереву, камню. Из совершенно новых технологий – металлическая пластика, изготовление плетеной мебели для сидения (практически не изменившаяся до нашего времени). Недорогие плетеные кресла были совершенны как по конструкции, так и по изготовлению.
Различные виды мебели в Древнем Риме
Культура и искусство Древнего Рима достигли наивысшего расцвета в период императорской власти, были сложнее и многограннее по сравнению с греческими. Судя по описаниям, рисункам, археологическим находкам римский дом был богато оформлен от мозаичного пола до кессонных потолков.
Соответственно, такие помещения и должны были быть обставлены на высоком уровне. Римляне великолепно справлялись с этой задачей – вся мебель была изготовлена на высоком уровне, богато оформлена. Нередки случаи, когда перенасыщенность украшений придавала некую аляпистость изделию, но на это предпочитали закрывать глаза. Тем более, что в производстве мебели участвовали покоренные греки и рабы – желание господина для них было законом и за эстетическую сторону они не несли ответственность.
Всю древнеримскую мебель можно условно разделить на две крупные группы:
· мебель, изготовленная их дерева, украшенная резьбой, инкрустацией, позолотой, декоративными накладками из различных ценных материалов;
· мебель декоративная, неподвижная. Она изготавливалась из мрамора (белого и цветного), украшалась мозаикой.
Также существовала бронзовая мебель, она стоит ближе к первому типу. Мебель всех групп имеет общие пропорции и стили декоративных украшений.
Обратите внимание: вся древнеримская деревянная мебель повторила судьбу греческой – ни один ее образец не сохранился до нашего времени. На фотографиях изображена мебель, восстановленная современными мастерами по описаниям, рисункам.
Рассмотрим, какая мебель была в обиходе у римлян, какие у нее были отличия от древнегреческих образцов.
Мебель для сидения
Римляне использовали несколько видов мебели для сидения. Все они имели общее название «селла» (sella) и разделялись на три категории:
Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) изготавливали из бронзы, древесины с точеными ножками, плоским сиденьем. Одним из самых распространенных видов табуретов были почетные курульные или парадные (sella curulis), он предназначался для чиновников высшего ранга – консулов, преторов. Изначально он изготавливался, как и его дальний египетский родственник, в складном варианте – Х-образные ножки и мягкое сидение. Более поздние варианты сохранили только форму, их выполняли уже без возможности складывания.
Почетные курульные стулья для глав семейств – solium располагались в храмах, купальнях, таблиниумах, имели свое постоянное место. Их часто выполняли из мрамора с рельефными узорами, ножками в виде звериных лап. Для удобства рядом располагалась скамеечка для ног (scabellum).
Солидным изделием было sella imperatoris – курульное императорское кресло, сидеть на нем имел право только император. Оно имело высокую спинку, подлокотники в виде грифонов, сфинксов, львов и т. д. Все кресло было богато украшено различными узорами, драгоценными камнями.
На базе греческого клисмоса был создан более массивный cathedra с полукруглой спинкой. В отличие от Греции, им пользовались как женщины, так и мужчины.
Также были широко распространены особые скамьи – bisellium, двухместная парадная скамья, сидеть на которой имел право только один человек. Этим подчеркивалась честь, оказанная ему за особые заслуги.
Кровати, ложа
Большую часть времени римляне проводили в положении полулежа. Как и греки, они не только принимали пищу, но и решали множество вопросов, возлегая на ложе – читали, писали, заключали различные сделки.
Ложе для принятия пищи (lectus tricliniaris) изготавливали по типу древнегреческого – высокие точеные или резные ножки, плетеное основание, на которое укладывали матрасы, подушки.
Для проведения обеда и последующих бесед три ложа располагали в П-образном порядке вокруг прямоугольного стола.
Кровати для отдыха (lectus cubicularis, lectus genialis) имела мягкую обивку и богатую драпировку. Ножки выполнялись точеными или резными сложной формы. Высота таких кроватей была значительно ниже, чем у ложа. Уровню знатности владельца соответствовали богатые и сложные украшения из серебра, золота, инкрустации слоновой костью, панцирем черепахи.
На базе кроватей этого типа возникли носилки, используемые знатными римлянами для передвижения по городу.
Столы
Разновидностей столов было немного, но практически все они представляли собой произведения искусств. Круглые столы опирались на три ножки, выполненные в виде сильно изогнутых звериных лап с богатым украшением.
Прямоугольные столы не имели отдельных ножек и опирались на две параллельные плиты. Они всегда были украшены рельефными узорами.
Столовые доски выполнялись гладкими, но иногда покрывались мозаикой или инкрустацией из различных камней.
Более всего ценились столешницы, выполненные из африканской туи (римляне называли его «citrus»). В зависимости от рисунка древесины менялась ее стоимость. Менее состоятельные римляне заказывали фанерованные столовые доски.
Обеденные столы изготавливались небольшой высоты. Как и греки, после трапезы римляне помещали столы под ложа.
Шкафы, сундуки
Шкафы не пользовались популярностью у древних римлян. По описанию известно, что их применяли только в крупных лавках для хранения товаров.
В домах устанавливали сундуки различных размеров для хранения одежды, различных ценных вещей. К сожалению, о сундуках до нас дошло очень мало информации. Известно, что самый крупный из них назывался арка (arca), имел постоянное место в артрии, никогда не передвигался. Для прочности снаружи обивался листами железа – своеобразный античный сейф.
Заключение
Древний Рим, пройдя довольно интересный путь развития культуры, сумел, переняв у Древней Греции практически все виды мебели, превратить их в мебель собственного «римского» стиля. Главное, что они внедрили – это нигде не повторяемые способы декорирования поверхностей. Резьба и рельефные украшения стали намного богаче, появились позолоченные детали, металлическая пластика (чеканка).
Одним из главных признаков римской мебели являлось частое перенасыщение узорами, придающее иногда аляпистость изделию. Однако, трудно утверждать, являлось ли это минусом в императорские времена.
Римское искусство является заключительной стадией всего античного искусства. Но оно не пропало бесследно, к римскому стилю постоянно обращались дизайнеры, создав, например, романский стиль.
«Наполеоновский» стиль (ампир) стал практически точной копией стиля Древнего Рима.
Арман Меблi
Египтяне не различали кровати для дневного отдыха и кровати для ночного сна, она также не лежали во время еды.
Реконструкция древнейших кроватей: пальмовые жерди или прутья, соединённые верёвками или кожаными полосками.
Самые старые модели были сделаны из пальмовых жердей или прутьев, скреплённых верёвками. Позже египетские мастера изобрели конструкцию на шипах и с растяжками, а деревянные рамы кроватей стали оклеивать слоновой костью или черным деревом. Подобные образцы были во множестве найдены в гробницах первой династии (3100-2890 гг. до н.э.). Среди них встречаются экземпляры, сделанные из круглых жердей, соединённых причудливо вырезанными ножками в форме ног животных - начиная с тяжеловесных ног быка и заканчивая лёгкими копытцами газели или хищными когтистыми лапами, очень похожими на львиные.
Деревянная рама египетской кровати(3100-2907 гг. до н.э) кожаные ленты продевались в прямоугольные отверстия брусьев и составляли упругую сетку.
Многие кровати были сделаны с наклоном, чтобы голова находилась выше ног. Матрацев археологи так и не нашли, хотя встречали их изображения. Матрацы могли быть сплетены из шнуров и накрыты тканью или шкурами.
Вместо подушек египтяне использовали подставку для головы в форме полумесяца.
Как и многие другие африканские народы, египтяне использовали вместо подушек подставки для головы, изготовленные из камня, слоновой кости или дерева. Доска в ногах предохраняла спящего от соскальзывания.
Рисунок на стене: кровать, подставка для головы, стул и сундук.
Большинство сохранившихся предметов времён Древнего Египта дожили до нашего времени в гробницах. Египтяне считали, что для комфортной загробной жизни тело человека должно быть сохранено - лучше всего мумифицировано, а гробницы должны быть оборудованы всеми необходимыми предметами, в том числе и мебелью. Это всё должно было обеспечить как духовные, так и физические потребности умершего.
Кровать найденная в гробнице Тутанхамона (1336-1327 гг. до н.э.) Сделана из дерева, покрытого гипсом. Она состоит из нескольких частей: две боковины в форме коров, изголовье и сплетённый из верёвок матрац, скреплённые спинкой со стороны ног.
Рисунки и модели, найденные в захоронениях, также дают представления об ежедневной жизни простых людей. Их дома были обставлены скромно. Самые бедные ограничивались матрацами, набитыми травой или шерстью. Кровати были занавешены пологом - защитой от москитов. Часто это была тонкая густая сеть - уже в те древние времена египтяне умели плести сети (Греческий историк Геродот писал, что современные ему египтяне ловили рыбу сетями)
Рисунок высокой египетской кровати с подставкой для головы.
Похоронная камера Нахтамона, жреца Амона времён правления Рамзеса II, изображение кровати. на которой размещена мумия (1279-1212 гг. до н.э.)
История мебели в Древнем Египте
Любая эпоха оставляет после себя множество предметов с особенностями, присущими только этому периоду развития человечества. Это касается как монументальных строений (дома, замки, дворцы), так и предметов повседневного пользования. Взглянув на обычные, казалось бы, образцы мебели, такие как стулья, столы, кресла и многие другие, несложно определить в какую эпоху они были изготовлены – Древний мир, период Возрождения или Средние века…
Художники и мастера в каждой стране старались придать изготавливаемой мебели формы, присущие только этой стране в период их жизни. Узоры, покрывающие мебель, также были характерны определенному времени. Многое зависело и от способов обработки материалов.
Начнем знакомство с самых ранних эпох, узнаем, какие характерные черты присущи мебели определенного периода. Наш первый шаг – Древний Египет.
Ступени развития мебельного искусства в Древнем Египте
Египет является древнейшим государством, оставившим после себя образцы мебели. Благодаря древнеегипетскому обычаю помещать в захоронениях предметы, необходимые для жизни в потустороннем мире, до нас дошли хорошо сохранившиеся экземпляры. Практически вся мебель изготавливалась из различных пород древесины, завозимой из других стран. Инкрустацию выполняли, как правило, из слоновой кости, камней различного цвета (малахит, бирюза и т. д.).
Египтян можно смело называть родоначальниками многих видов мебели. Самые древние образцы мебели, найденные археологами, принадлежат ранней династической эпохе (3400-2980 гг. до н. э.). Ими являются обычные и складные табуреты, изготовленные из древесины с ножками, вырезанными из цельных слоновых бивней в форме копыт быков. Хорошо сохранились обломки ларцов из черного дерева. Все это найдено в царских погребениях.
Эпоха III династии (2980-2000 гг. до н. э.) оставила после себя стулья, кровати, ларцы разных размеров. Последние изготавливались из черного дерева, инкрустировались слоновой костью и различными полудрагоценными камнями – бирюзой, зеленым и синим малахитом, ляпис-лазурью. Ножкам придавалась форма львиных лап или копыт быка. Характерная черта – передние и задние ножки соответствовали по форме передним и задним лапам (копытам) животного.
Во времена эпохи Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) мебельное и столярное искусство достигло пика развития. Многие изделия поражают своей фундаментальностью. К примеру, каждая створка дверей большого Карнакского храма имела размеры 5 м ширины и 20 м высоты. Собирались они из множества деревянных деталей, скрепленных деревянными гвоздями и клиньями, расположенными под углом 45° в разных направлениях. Такая технология позволяла избежать появление щелей.
Материалы, используемые египетскими мебельщиками
Самым распространенным материалом для изготовления мебели являлась древесина. Наиболее ценными считались породы черного дерева, сикомор, кедр, оливковое дерево, смоковница, тис. Их завозили из других стран, поскольку местные породы деревьев (финиковая пальма, нильская акация) имели более мягкую древесину и плохо поддавались обработке.
Для внешней отделки применяли различные полудрагоценные камни, серебряную и золотую фольгу, цветной фаянс. Часто присутствовала инкрустация ценными породами древесины, контрастной по цвету с основным материалом.
Инструмент и технологии
Инструменты, используемые египетскими столярами, были весьма несовершенны. Известно, что они пользовались деревянными молотками (киянками), тесалом, большой двуручной пилой, топорами, лучковой пилой. На фресках можно найти изображения, как ремесленники использовали их для изготовления мебели.
Инструменты той эпохи, несмотря на то, что изготавливались из металла, не позволяли добиваться высокой точности. Поверхность деревянных заготовок доводили до необходимого состояния методом пришабривания тяжелыми камнями, затем вышлифовывалась пемзой.
Местные деревья не позволяли получать большие заготовки, поэтому ремесленники вырабатывали различные способы прочного соединения нескольких деталей. Ласточкин хвост, различные виды прямых шипов, шпунт и гребень родились именно в Древнем Египте.
Стулья, табуреты имели крепления в виде поперечных соединений, расположенных под углом, или дугообразных деревянных шипов, врезанных в угловые части. В отличие от более поздних технологий, когда изгибалась заготовка, египетские мастера придавали необходимый радиус стволу дерева на корню в течение нескольких лет.
Внешней отделке уделялось особое внимание. Несовершенными столярными инструментами невозможно было получить идеальную поверхность. Даже самые дорогие изделия выглядели несовершенными без богатой декорации. Поэтому сначала любую мебель покрывали довольно толстым слоем замазки, скрывающей все дефекты. Затем она окрашивалась в белый цвет и украшалась яркими орнаментами. В зависимости от дороговизны мебели на ее отделку пускали различные полудрагоценные камни, слоновую кость, цветной фаянс либо ограничивались геометрическим орнаментом.
Древнеегипетским мастерам был известен метод фанеровки поверхностей дорогими сортами древесины. Конечно, получить шпон они еще не могли и отделочные пластины были довольно толстыми, но декорирование дешевой древесины получалось весьма солидно.
Для самой изысканной мебели применяли декор из серебряной и золотой фольги. Основание ножек очень искусно выполняли также из серебра, золота или вырезали из слоновой кости.
Краски, используемые для отделки мебели, имели только семь цветов – белый, красный, зеленый, желтый, голубой, черный, коричневый. Их использовали только в чистом виде, никогда не смешивая.
Различная древнеегипетская мебель
Мебель Древнего Египта легко отличить от какой-либо другой. Ей присущи характерные черты, не встречающиеся нигде в мире. Так получилось, потому что Египет был защищен пустынями и морем от других стран и его развитие происходило в индивидуальном направлении.
Благоприятные условия (природные, экономические), сложившиеся в долине Нила, способствовали развитию коллективного труда, образованию устойчивой государственной системе. Искусство египтян также отличалось строгостью и упорядоченностью. Выработанные художественные формы оставались неизменными в течение не одного тысячелетия.
Перейдем к обзору различных типов мебели Древнего Египта, дошедших до нашего времени, восстановленных мастерами-реставраторами.
Стулья
В Древнем Египте стульями пользовались богатейшие сановники, лица, занимающие высокие государственные посты. На фресках часто можно встретить изображения писцов, работающих сидя на полу. В быт простых египтян стулья и табуреты пришли позднее.
Самыми ранние стулья были на невысоких ножках, показывающие, что египтяне, как и все народы Азии и Востока, предпочитали работать или отдыхать, сидя на корточках.
В дальнейшем ножки стали удлинять с определенным смыслом – чем выше положение в обществе, тем выше его стул. Для высокопоставленных вельмож изготавливали стулья из ценных пород древесины, с подлокотниками, высокой спинкой. Украшали их различными инкрустациями из дерева, слоновой кости, металлов.
Только фараон имел право сидеть на троне, изготовленном самыми лучшими мастерами. Весь он украшался золотом, серебром, бронзой, имел подлокотники, переходящие в золотые львиные головы. В отличие от других стульев трон имел мягкое сиденье.
Первоначально даже у фараона был трон весьма скромный в сравнении с более поздними образцами.
Самыми первыми предметами для сидения были примитивные табуреты. Они имели очень короткие ножки, сиденье заменяли переплетенные из волокон растений или кожаных ремней.
Во II тысячелетии до н. э. египтяне разработали интересную форму табуретов, напоминающую современный складной вариант. Его конструкция представляла две деревянные рамы, соединенные простейшими шарнирами. Сиденьем служило натянутое кожаное полотно. Такие походные табуреты пользовались огромной популярностью у армейских командиров высокого ранга.
Практически все стулья имели общую черту – вогнутые сиденья, повторяющие форму тела. Гораздо позже сиденья стали выполнять плоскими и обшивать несколькими слоями ткани.
Именно египтяне первыми стали изготавливать стулья со спинками. Сначала они были прямыми, лишь в дальнейшем спинкам стал придаваться наклон.
Кровати
Не исключено, что египтяне первыми решили отказаться от отдыха на циновках, лежащих на полу. Самые первые постели представляли собой деревянную раму, установленную на ножки. Ложем служили натянутые и переплетенные ремни или веревки.
Более поздние кровати изготавливали также из твердолиственных пород древесины, но с более совершенными формами. Ножки, как правило, выполняли в форме звериных лап, направленных в одну сторону. Какого-либо стандарта не существовало – были кровати на высоких ножках и совсем немного приподнятые над полом.
Подушками в Древнем Египте не пользовались. Из-за жаркого климата гораздо рациональнее было использование подголовников, выполненных из дерева, глины, слоновой кости, камня. К тому же они помогали сохранить пышные прически.
Столы и сундуки
Столы по конструкции были весьма разнообразны. Известны три вида столов – обеденный, рабочий и легкий типа «креденцы». Последний имел весьма скромный вид и состоял из стоек, перемычек, распорок.
Столешницы могли быть круглыми и прямоугольными, изготавливали из глины и алебастра, покрывались орнаментом и росписью. Известны столики с одной, тремя или четырьмя ножками.
Самым распространенным вариантом был стол на одной ножке, который переносили по надобности из одного помещения в другое. Такой стол имел круглую столешницу и предназначался для одного-двух человек. На пиру каждый гость получал по отдельному столику.
Столики на прямых невысоких ножках служили подставками для сосудов с водой, фаянсовых ваз. Существовали специальные стойки для ваз. Они представляли собой конструкцию из высоких жердей, оканчивающихся опорой для установки посуды.
Сундуки и ларцы изготавливались по технологии, схожей с изготовлением саркофагов. В каркас из деревянных рам вставлялись поперечные планки. Такая конструкция предохраняла от появления щелей и коробления древесины. В наиболее дорогих экземплярах применялось соединение типа «ласточкин хвост».
Изготавливали сундуки в форме параллелепипеда на ножках различной высоты. Отличие было лишь в размерах, отделке и форме крышки. Чаще всего крышка выполнялась полукруглой, но встречались и нестандартные формы.
Как и любая мебель, сундуки покрывались богатой росписью, отделкой цветными камнями, драгоценными металлами. Ларец с наиболее богатой отделкой найден в гробнице Тутанхамона (около 1347-1337 гг. до н. э.), вся поверхность расписана изображениями его подвигов.
Подводя итог, можно смело сказать, что именно культура Древнего Египта стала прародительницей большинства видов современной мебели. Уже в древности египетское искусство оказало огромное влияние на художественное и культурное развитие многих народностей. Его элементы можно встретить в оформлении древнеримской мебели.
Вторую жизнь искусство Древнего Египта получило после похода Наполеона в 1798 году. Европейцы, восхищенные необычными формами египетской мебели, стали внедрять ее в свои изделия. Особо ярко выделялась мебель в стиле «ампир», сложившимся после 1800 года, особенно во французской мебели.
В современном мире тоже не обходят вниманием Древний Египет, много образцов мебели (столы, стулья) своим стилем напрямую перекликаются со своими прародителями.
История мебели в Древней Греции
Любой стране, любому народу свойственна способность развиваться в определенном направлении. Никто другой не повторяет этот путь, возможно лишь слияние культур в последующем развитии. Это касается как произведений искусств высшего уровня, так и более повседневных (столярное и мебельное ремесло, дизайн быта и т. п.).
Что касается мебели, то смело можно утверждать, что в древнем мире каждая народность изготавливала в первую очередь довольно примитивные изделия, необходимые для создания более комфортных условий быта.
И только после надежного оттачивания технологии производства начинали уделять внимание внешнему виду мебели, украшать их различными способами – инкрустацией, резьбой, цветной росписью. Изделия для высокопоставленных лиц покрывали декорациями из камней, золота, серебра.
Если мастеров Древнего Египта называют родоначальниками многих видов современной мебели, то Древняя Греция дала немало направлений в ее «облагораживании». Стили оформления мебели, выработанные на основе древнегреческого искусства, прошли через много веков вплоть до нашего времени. Узнаем сегодня, что особенного могли выпускать мастера Древней Греции, в чем заключалась особенность их искусства.
С чего начиналась художественная культура Древней Греции
Несмотря на уникальность культуры любой народности, она не возникает на пустом месте. Греция не является исключением. Основой для нее стало эгейское направление. После завоевания островов Эгейского моря, Балкан и других прилегающих территорий в Элладе (Древней Греции) стало активно развиваться собственное направление художественной культуры. Рассмотрим на примере различных видов мебели, как это происходило.
Как и любой народ, греки начинали изготовление различных видов мебели с самых примитивных образцов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем, будучи отличными мореплавателями, эллины стали налаживать контакты с различными странами, перенимать их достижения в изготовлении деревянной мебели.
К примеру, некоторые виды стульев явно ведут свое начало из Древнего Египта, тяжелые кресла – из стран Азии. Позже в Греции стало развиваться собственное направление, декорирование продукции различными типами орнаментов, не встречающимися ни в одной стране. В основном это были геометрические и растительные элементы. Основой для них служили акант, пальметта, различные виды листьев, лотос и другие цветы, выполняемые в четких очертаниях и яркой раскраске.
В отличие от богатого египетского наследства оригинальные образцы древнегреческой мебели не сохранились до наших времен. Изучать это направление приходится по различным рельефным фрескам и богато оформленным рисункам на вазах, танаграм (небольшим терракотовым статуэткам).
Познакомимся поближе с видами мебели, используемые в Древней Греции, рассмотрим, из каких материалов ее изготавливали, какими технологиями владели мастера-мебельщики.
Материалы и технологии, применяемые для изготовления мебели в Древней Греции
Как и во всем мире древнегреческие мебельщики для своей продукции использовали различные виды древесины, такие как клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех, черное дерево. Кроме этого, для изготовления мебели использовали более прочные материалы – мрамор, бронзу.
Во время архаического периода (VI век до н. э.) стиль мебели, изготавливаемый древнегреческими мастерами, полностью повторял азиатские образцы. Практически все типы мебели имели жесткие прямоугольные каркасы с прочной обшивкой. В дальнейшем греческие мебельщики постепенно отошли от данного влияния и стали изготавливать мебель собственной разработки, не повторяющей ни одно из существующих направлений.
V-III века до н. э. считаются «золотым периодом» развития всех искусств Древней Греции. Мебельное производство также сделало большой шаг вперед. Тяжелые прямоугольные формы стали заменяться на более изящные, украшенные резьбой и орнаментами. В отличие от египетских образцов оформление мебели не было строго символичным, поэтому мастера смело украшали свои изделия растительными и геометрическими орнаментами. В итоге реалистичность и красота удачно совмещалась с высоким художественным вкусом.
Мебель, как и архитектура, развивалась в двух основных направлениях – дорическом и ионическом. Первый был более лаконичным, второй отличался легкостью и изяществом. В основе обеих стилей лежала наука о пропорциях, эталоном которой являлось «золотое сечение».
Немалое влияние на развитие более элегантной мебели послужило применение инструментов, неизвестных в других странах. Одними из них были рубанок и более совершенные токарные станки.
Среди технологий в Древней Греции применялись интарсия, шпонирование поверхностей дорогими сортами древесины, мозаика. Пожалуй, самым необычным было изготовление гнутых древесных заготовок при помощи пара (в Европе этот метод освоили только в XIX веке!). Также был известен способ рамочно-филенчатой вязки, соединение заготовок деревянными шпунтами и шпонками. Вся продукция раскрашивалась сочными яркими красками.
Различная древнегреческая мебель
По своему образу жизни древние греки были в первую очередь общественными существами. Мужчины большую часть жизни проводили вне дома – участвовали в гражданской деятельности на агоре, в религиозных церемониях, в гимназиях. Могли провести ночь в открытых портиках (климат это вполне позволял).
Поэтому изначально даже у зажиточной части населения дома не были обставлены многими видами мебели. Обустроенными являлись только общественные здания (храмы, театры, стадионы и т. д.). В них устанавливали долговечные мраморные стулья, кресла.
Кресла в театре Диониса в Афинах
Только после войн с персами греки стали уделять больше внимания своему жилью. Дома стали считаться «личной крепостью», их стали обносить заборами. Одновременно внутренние помещения заполнялись различной мебелью, изготавливаемой уже без влияния внешних стилей.
В обиходе у древних греков находились пять основных видов мебели:
стулья и табуреты;
Познакомимся поближе с различными видами древнегреческой мебели, которые были восстановлены по описаниям и изображениям.
Обратите внимание: повторим, что до нашего времени практически не сохранилось ни одного образца мебели Древней Греции, кроме каменных кроватей и кресел. На фотографиях изображена мебель, восстановленная нашими современниками по описаниям, изображениям на посуде, фресках.
Табуреты, стулья и кресла
Существовало два основных вида табуретов (дифрос). Первый практически без изменений дошел до нашего времени. Он имел четыре ровные ножки, плоское плетеное сиденье, был довольно мобильным – легко перемещался и не имел определенного места в доме.
Позднее прямые ножки стали изготавливать на токарном станке, украшая резными узорами. Такие табуреты именовались парадными дифросами.
Второй тип табуретов больше подходил под определение небольшого столика. Был более тяжелым, часто изготавливался из мрамора и бронзы. У такого табурета было постоянное место в доме, использовали его по необходимости: как табурет и как небольшой столик.
На все табуреты для большего комфорта клали мягкие подушки, набитые водорослями или травой.
Довольно популярными были складные варианты дифросов, явно пришедшие в Грецию из Древнего Египта. Такой табурет раб носил за хозяином вместе с подушкой, чтобы он в любой момент мог присесть для беседы, отдыха.
Стулья, изготавливаемые во время архаического периода, несли явные оттенки древнеегипетского направления. Они имели жесткую конструкцию, изобилующую прямыми углами.
Вершиной изготовления стульев стал клисмос – легкая, элегантная конструкция с дугообразными ножками. Изготавливался из гнутой древесины с бронзовыми элементами. У греков считалось, что клисмос – это стул для женской половины общества.
Мужчины предпочитали располагаться в более тяжелых конструкциях – креслах (троносах). Все они были снабжены подлокотниками, спинками, часто имели мягкие сиденья. Ранние троносы изготавливались из дерева и практически полностью повторяли формы египетской мебели.
Для высокопоставленных лиц тронос изготавливался из мрамора, был богато оформлен росписью и рельефными фигурами. Для украшения применяли драгоценные камни и благородные металлы. Присутствовала подставка для ног.
Образцами каменной мебели, дошедшей до нас, являются кресла в древнегреческих театрах. Как правило, они устанавливались для обеспеченных и высокопоставленных лиц.
Существовал еще один особенный вид диванчиков – для путешествий. Их устанавливали на спину мула, длинные ножки зажимали туловище, фиксируя положение. По краям садились двое человек, опираясь на спинки, и комфортно проводили все путешествие. Эти диванчики, возможно, послужили основой для создания древнегреческих кроватей – клине.
У древних греков столы использовали только по прямому назначению – для принятия пищи. Изготавливали их из дорогих пород дерева или бронзы. Столы (трапедзы) могли быть круглыми, прямоугольными, квадратными. На одной ножке или на трех – для большей устойчивости на неровном полу.
Изначально столы имели простейшие формы, в дальнейшем их стали украшать различными рельефными узорами в виде голов птиц, звериных лап, растений.
Трапедзы не выполнялись высокими – греки имели обычай принимать пищу лежа и по окончании обеда стол задвигался под ложе.
В Древней Греции кровати (клине) прошли интересный путь развития. Первоначально они использовались по прямому назначению – для сна и отдыха. Клине представляли собой неглубокий ящик, установленный на невысокие ножки. На плетеную основу стелили шкуры, позднее их заменили на матрасы. Кстати, греки первыми стали применять подушки – матерчатые мешки набивали травой, шерстью, пухом и т.п. и клали под голову для удобства.
К V веку до н. э. у греков выработалась привычка есть лежа. Кровати стали внешне изменяться – появились более удобные спинки и своеобразные подлокотники. Высоту ножек подгоняли под размер трапедзы – стол после принятия пищи должен был свободно поместиться под клине. Для большего удобства рядом с кроватью часто устанавливали невысокую скамеечку.
Изготавливали клине из твердых пород дерева, бронзы, мрамора. Высокие ножки стали украшать резьбой, волютами. Кровати обеспеченных представителей населения отделывали драгоценными камнями, золотом, серебром.
Сундуки
В Элладе не существовало такого понятия, как шкафы. Одежду, фрукты, все необходимые вещи греки хранили в сундуках. Изначально форма и способ изготовления были позаимствованы у египтян. В дальнейшем греческие сундуки получили высокие ножки – вероятно, для удобства обслуживания.
Сундук считался одним из самых ценных вещей в доме. Чаще всего он изготавливался из древесины, стенки соединялись штифтами и шпонками. Крышки были двух видов – плоские или выпуклые. Стенки покрывались яркими красками.
Если принято считать, что древние египтяне являются родоначальниками многих видов мебели, то греков можно смело называть ее дизайнерами. Благодаря своеобразному развитию древнегреческой культуры мебель, заимствованная у других народов, полностью сменила внешний вид, была облагорожена неповторимым греческим стилем оформления.
Практически в любое время дизайнеры постоянно обращались к древнегреческому направлению изготовления мебели. Сегодня также не забыт этот стиль – часто можно встретить стулья, полностью повторяющие формы клисмос, диваны, выполненные в стиле клине.
Кровать в древнем египте
Пожалуй, ни один дом не обходится без кровати. Мы настолько привыкли к этому, что порой даже не задумываемся о, том, что она обладает своей историей, уходящей далеко в прошлое. Кровать прежде всего ассоциируется с отдыхом, но при этом играет в нашей жизни огромную роль. Ведь треть своей жизни мы проводим в кровати.
В современном мире существует огромный выбор кроватей на любой вкус и цвет. Мягкая, твёрдая, анатомическая, с пружинами и без и даже роботизированные, способные поднять нас тогда, когда особо вставать не хочется. Но при всём богатстве выбора основным критерием всё же является комфорт.
Когда появилась кровать?
С развитей сельского хозяйства люди стали переходить к оседлому образу жизни. Не было нужды кочевать в поисках пищи. В этот момент стали появляться первые капитальные жилища, которые постепенно снабжались атрибутами удобства или, как принято стало называть гораздо позже, мебелью.
Первые шаги сделали древние египтяне. Именно они стали поднимать спальное место над уровнем пола. Причём это делали богатые люди, в то время как простолюдины спали в основной массе на ковриках и о матрасах даже не помышляли. Если первые кровати располагались на камнях или выдолбленных нишах в стене, то позже зажиточные египтяне стали применять в качестве каркаса для матраса дерево. Так зародилась кровать в том виде в котором мы привыкли видеть её сейчас. Египтяне украшали кровать золотом и драгоценными камнями не из-за того, что много было денег. Они относились к ней как к чему-то особенному, как к проводнику между реальностью и миром грёз. Существовали особенные кровати, которые служили местом зачатия будущих правителей. Поэтому при покупке кровати хорошо задумайтесь, может и у вас правитель вырастет.
Кровать в Древнем Египте.
Естественно знатные египтяне травой матрасы не набивали. Предпочитали шерсть, причём набивали не только матрас, но и подушки. В качестве покрытия использовали льняные покрывала – так родилось постельное бельё. Чуть позже от подушек отказались в пользу опоры под голову, которую делали из дерева и умягчали небольшим слоем шерсти. Своего рода прототип дивана современного. Подголовники были не совсем удобными хоть и обладали своеобразной выемкой под шею. Историки связывают отказ от подушек с тем, что египтяне обладали своеобразными причёсками, которые при использовании обычных подушек непременно портились к утру.
Кровать в Древнем Риме.
Римляне перехватили кроватную эстафету у египтян. При этом внесли свои коррективы. Часто использовали дополнительную обшивку с трёх сторон, что напоминало современную кушетку. Для римлян своего рода кушетка была культовым местом и использовалась не только для сна, но и во время приёма пищи. Если мы привыкли собираться за столом, то римляне собирались за кушетками. Вкушали еду непременно, лёжа на левом боку, расстанавливая кушетки по кругу. Три кушетки в форме буквы «П» образовывали триклиний, которых в доме зажиточных римлян могло быть несколько. И опять же, кровать была роскошью и многие простые люди спали на полу, используя тряпичные мешки, набитые соломой. Так что если вы спите на кровати, то можете ощутить себя зажиточным римлянином.
Почему кровать «оторвали от земли?
Всё довольно просто. В то время как люди отправлялись в мир сновидений к ним присоединялись различные живые организмы, в особенности хладнокровные. Многие погибали от укусов ядовитых змей и насекомых. О сквозняках тогда никто не думал – мелочь. Те же пресловутые крысы могли откусить кусочек уха, пока вы дремлете. Именно по этой причине египтяне стали приподнимать спальное место. Кто знает, если бы не было всякого рода живностей может и до сих пор спали бы на полу.
Развитие кровати.
Как и всё в этом мире кровать не стала исключением и подверглась своего рода эволюции. В Средние века кровать стала приобретать привычные формы. Теперь это уже не массивные культовые предметы роскоши, а всё более привычная мебель. При этом она оставалась признаком богатства, но была доступна простым людям. Естественно в обычной простой форме. Люди со средствами стали снабжать кровать навесом или балдахином. Если от ползучих тварей как-то огородились, то от летающих кровососов требовалась защита. Стали использоваться редкие ткани, всё то же золото и драгоценные камни. В общем всё то, что могло показать богатство обладателя данного предмета мебели. В то время кровать была самым дорогим предметом мебели.
Лишь в 18 веке монументальные кровати с тяжёлыми балдахинами стали уступать место простым конструкциям. Украшение в виде резьбы по дереву считалось обыденным. Отдельные спальные комнаты стали считаться нормой и каждый член семьи пытался создать свой собственный уголок в доме. Но это в Европе. На Руси по старинке жили вместе, укрепляя институт семьи.
Модернизация кровати.
В это же кровать и её формы развивались вплоть до 19-го века. Но бы ла одна проблема – многие испытывали неудобства и дискомфорт. Матрасы требовали очевидной модернизации, ибо старое решение уже не устраивало. Наполнитель в матрасах быстро скомкивался и требовал замены. И тут на исходе до 19-го века, канадец Джеймс Маршалл впервые продемонстрировал своё изобретение – пружинный матрас. Это стало революцией в кроватной истории. Пружины могли подбираться под любой вес человека и при этом оставались достаточно комфортными и долговечными. При этом кампания Маршалл производит матрасы и по сей день.
Кровать в наше время.
Пружинные матрасы актуальны и по сей день. Но прогресс не стоит на месте. С развитием технологий появляются новые материалы. К примеру матрас с наполнителем из специальной пены, которая полностью копирует ваше тело, предоставляя неописуемых комфорт. Если говорить о самих кроватях, то их форма стала довольно разнообразной – от простой кровати до кровати в виде гоночного авто или яхты. Потребительское отношение к жизни выразилось в многообразии предлагаемых вариантов, порой не самых хороших.
Человечество прошли длинный путь от травы на земле до «умных» кроватей. Но единственной целью было достижение максимального комфорта для человека. Важно не сколько вы спите, важно как вы спите. Хороший сон залог отличного самочувствия. Поэтому к выбору кровати подходите с особой тщательностью. И лучше следить за «кроватными» новинками, чем за какой-нибудь цифровой безделушкой. Лично моё мнение. А что думаете вы?
Читайте также: