Как раньше заправляли кровать
Конкурс проводится в соответствии с планом работы НИРС федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Конкурс направлен на развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы и поискового творчества, а также привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности университета.
Конкурс проводится с целью стимулирования интеллектуального потенциала учащихся 1-9 классов образовательных организаций Волгоградской области, способствующего личностному развитию путем привлечения их к выполнению проектных работ с использованием информационно-коммуникационных технологий. Проектные работы могут быть представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.
К участию приглашаются студенты неязыковых специальностей вузов и сузов г.Волгограда и Волгоградской области и обучающиеся 3-11 классов общеобразовательных учебных заведений г.Волгограда и Волгоградской области с творческими проектами в области изобразительного искусства, литературы, фотографии, видео, музыки, хореографии, театра и др. на иностранном языке (немецком или английском).
Конкурс посвящается проблемам, связанным с изучением природы Волгоградской области и направлен на привлечение внимания учащихся к научным исследованиям и достижениям, развитие творческого подхода к научной деятельности, формирование нового взгляда на интеллектуально-творческую деятельность среди жителей города Волгограда и Волгоградской области. К участию в Конкурсе допускаются школьники с 1-го по 11-й класс, проживающие на территории Волгоградской области, г. Волгограда и прилегающих территорий.
Конкурс ориентирован на воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Волгоградской области, занимающиеся краеведением, поисковой и исследовательской работой. Возраст участников конкурса от 12 до 18 лет.
Конкурс ориентирован на повышение доступности культурно-исторического наследия региона, представленного в музеях образовательных учреждений области, за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся, ведущие активную поисково-исследовательскую работу в сотрудничестве с музеями образовательных учреждений Волгоградской области.
Курсы организованы подготовительным отделением Волгоградского государственного социально-педагогического университета для школьников, обучающихся в педклассе Новониколаевского района Волгоградской области. В рамках сетевого образовательного сообщества старшеклассники - слушатели курсов получат опыт педагогической деятельности по организации работы исследовательских коллективов, состоящих из школьников в возрасте 10-13 лет.
Конкурс проводится в соответствии с планом работы Министерства образования и науки Волгоградской области на 2014 - 2015 учебный год и посвящен празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций Волгоградской области и Республики Крым.
Конкурс посвящен изучению знаний в различных отраслях психологии и направлен на активизацию исследовательской и творческой работы обучающихся высших и средних учебных заведений г. Волгограда и Волгоградской области. Все работы, предоставленные на конкурс, будут опубликованы на сайте Мирознай.
Конкурс исследовательских работ по изучению истории и культуры Новониколаевского района Волгоградской области "Моя малая Родина" ориентирован на патриотическое воспитание обучающихся на основе изучения родного края, повышение доступности в сети Интернет культурного, исторического, природного наследия района. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования района.
Ресурс предназначен для учителей Новониколаевского района Волгоградской области - слушателей курсов повышения квалификации по программе "Организация, внедрение и сопровождение научно-исследовательских, образовательных и просветительских сетевых проектов с использованием современных информационных технологий".
К участию приглашаются студенты 1 и 2 курса очного отделения неязыковых факультетов вузов и обучающиеся 3-11 классов общеобразовательных учебных заведений г.Волгограда и Волгоградской области с творческими проектами в области изобразительного искусства, литературы, фотографии, видео, музыки, хореографии, театра и др. на иностранном языке (немецком или английском).
Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально неблагополучных семей
Организатором Конкурса является министерство образования и молодежной политики Волгоградской области. Принять участие в Конкурсе могут педагогические работники образовательных организаций Волгоградской области, в чью компетенцию входят вопросы организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.
В этом семинаре мы обсудим вопросы, связанные с методикой организации работы учебно-исследовательских коллективов, проведением конкурсного исследования, подготовкой и публикацией его результатов в областном конкурсе "Музей-школа-музей" 2013 года.
В этом семинаре мы обсудим вопросы, связанные с методикой организации работы учебно-исследовательских коллективов, проведением конкурсного исследования, подготовкой и публикацией его результатов в областном конкурсе "Моя малая Родина: природа, культура, этнос" 2013 года.
Для чего в деревнях выкладывают подушки горкой и другие необычные привычки наших бабушек
Те, кто когда-то жил в деревне или приезжал туда в гости к бабушкам и дедушкам, проводил там летние каникулы, замечали, что здесь свои традиции, отличные от городских. И это относится ко многим вещам, начиная от интерьера помещений и заканчивая внешним видом.
Одной из таких традиций или привычек можно назвать оформление спального места, кроватей. Они здесь всегда красиво и необычно выглядели. Главная особенность – расположение подушек. Их всегда укладывали одну на другую горкой. Нередко получалось достаточно высокое сооружение, которое поверх обязательно накрывали тюлевой накидкой или красивым отрезом белой легкой ткани с вышивкой.
1. Почему подушки выкладывались горкой
Конечно, в детстве мы привыкали к такой расстановке вещей и воспринимали ее как должное. Но у людей из города, не имеющих никакого представления о сельской жизни и порядках, горка из подушек всегда вызывала легкое недоумение и удивление.
Многие и сейчас считают, что это какая-то традиция, нечто схожее с красивым и загадочным ритуалом. На деле же все гораздо проще и прозаичнее. Прежде всего, все дело в привычке, укоренившейся за много десятилетий. На втором месте находится эстетичность и порядок. И последнее – во времена отсутствия изобилия различных товаров именно подушки символизировали достаток в доме, определенный социальный уровень семьи. Чтобы доказать это всем, подушки выкладывались на самое видное в избе место и заботливо накрывались красивой тканевой накидкой. Дополнением являлся, конечно же, ковер, повешенный на стену.
В настоящее время критерии богатства и достатка совсем другие. Традиция с демонстрацией подушек постепенно исчезает даже в сельской местности.
2. Нож и ножницы под подушкой
Еще одна привычка деревенских бабушек, с которой часто можно было столкнуться в селах, имеет мистические корни. На протяжении многих веков люди со страхом относились к болезням, плохим сновидениям, порчам и сглазам, и всегда старались предупредить возникновение напасти. Заядлые материалисты над подобными суевериями могут разве что посмеяться. Но и они нередко испытывают смутное беспокойство, если им приснился кошмар или черная кошка перешла дорогу.
Деревенские жители в качестве защиты от всего неизвестного и потустороннего использовали простые предметы, а именно ножницы и ножи. В наше время тоже можно встретить представителей старшего поколения, которые свято верят в то, что это их спасет от негатива. Особенно это характерно для сельских бабушек.
Нож и ножницы кладутся под подушку перед тем, как лечь спать. Первое, что приходит в голову из объяснений, это защита от возможных разбойников и воров. Но такое предположение ошибочно. В реальности же ситуация выглядит несколько иначе. Эти предметы и в самом деле являются защитой. Только защита эта не от живых. Считается, что именно эти режущие инструменты могут стать отличным оберегом от плохих сновидений, потусторонних посетителей и негатива любого вида. Люди безоговорочно верят в то, что именно нож под подушкой не позволяет нечистой силе добраться до них ночью, в период, когда душа особо уязвима.
Аналогичную функцию выполняют и ножницы. Только их обычно клали под детские подушки, особенно в случае, если малыш спал беспокойно или предполагали, что его кто-то сглазил.
3. Зачем бабушки постоянно носят платки
Ну и напоследок, стоит упомянуть о привычке деревенских бабушек носить платки. Они даже во двор без этого универсального головного убора не выходят, не говоря уже о том, чтобы показаться с непокрытой головой на людях.
На этот счет тоже бытуют разные мнения, но главным фактором остается традиция и религия. С древних времен считалось, что каждая замужняя женщина обязана ходить в платке – с непокрытой головой неприлично.
С практической точки зрения, такой подход к внешнему виду тоже легко объясним. В правильно подобранном головном уборе летом не жарко, а зимой не холодно. Нет необходимости следить за наличием прически, укладкой. В селе это достаточно актуально, учитывая жизненный уклад женщин. Платки имеют невысокую стоимость, поэтому приобрести их можно в ассортименте. Носить эти изделия можно по-разному. Есть несколько способов завязывания их на голове.
Конечно, есть и другие интересные традиции в деревенской местности, но они не настолько яркие, запоминающиеся и известные.
Зачем заправлять кровать: 6 причин, о которых вы могли не знать
Родители, бабушки и дедушки с детства учили нас, что кровать нужно обязательно заправлять. Таким образом они приучали детей и внуков к порядку. Но, оказывается, есть и другие причины, чтобы это делать, о которых мы не знали.
Зачем нужно заправлять кровать: 6 неочевидных причин
Дело тут вовсе не в порядке и не в эстетической стороне вопроса. Есть даже научные обоснования необходимости приводить постель в порядок!
Итак, зачем же нужно заправлять кровать?
1. Чтобы лучше высыпаться
Не обошлось тут и без американских учёных, которые провели интересное исследование. В результате выяснилось, что все те люди, которые привыкли застилать постель каждое утро, намного лучше спят, чем те, кто пренебрегают этим занятием. Участие в исследовании приняло полторы тысячи человек, и все, кто заправлял кровать, вообще не жаловались на сон.
2. Чтобы улучшить жизнь в целом
Что бы кто ни говорил, а любая привычка нас дисциплинирует, пусть даже речь о такой мелочи, как заправленная кровать. Научно доказано, что это влияет на участки головного мозга, которые отвечают за самоконтроль, отношения с окружающими и даже за финансовое благополучие.
3. Чтобы постельное бельё дольше вам служило
Оказывается, даже американский институт домоводства рекомендует ежедневно заправлять постель. Благодаря этому можно уменьшить количество складок, заломов и впоследствии износа подушек и постельного белья. Эта простая привычка поможет вам сэкономить деньги на покупку нового комплекта.
4. Чтобы чувствовать себя счастливой и умиротворённой
Автор книги “Проект счастья” Гретхен Рубин решила провести среди своих читателей опрос, чтобы узнать, что делает их счастливыми и спокойными. Оказывается, порядок в доме помогает чувствовать себя более комфортно. И да, такая мелочь как красиво заправленная кровать тоже помогает испытывать умиротворение и счастье.
5. Чтобы навести порядок в голове
Уже не один психолог проводил исследования, которые помогают найти взаимосвязь между чистотой в доме и здоровой психикой. Если вам тяжело сразу навести идеальный порядок в доме, начните с мелочей. Протрите пыль, сложите вещи и заправьте кровать, чтобы “очистить” окружающее пространство. Доказано, что наведение порядка в доме помогает упорядочить мысли!
6. Чтобы избавиться от бессонницы
Большинство наших соотечественниц всегда заправляет кровать, так что остаётся только порадоваться тому, что эта полезная привычка уже часть нашей жизни. Согласитесь, ведь раньше вы и не задумывались о том, насколько это полезно!
«Зачем все усложнять» - спросил американец, увидев, как я заправляю кровать
Недавно нам с мужем пришлось переночевать у друзей-американцев — семейной пары, проживающей в Мичигане. Вечер прошел за разговорами, ночью тоже все было спокойно — городок небольшой и тихий, никаких бурных событий в нем не происходит, так что выспались мы замечательно.
Наутро я встала пораньше и по привычке принялась застилать кровать. Оказалось, что хозяева тоже уже поднялись, они подошли к двери гостевой комнаты, чтобы позвать нас пить кофе. Ответив, что сейчас идем, я обернулась — американцы с удивлением смотрели на мои манипуляции с одеялом. А когда я попросила у них покрывало, они и вовсе не знали, что сказать.
Наконец, хозяин поинтересовался, зачем я трачу время на то, чтобы как-то по-особому уложить постельные принадлежности. Они обычно просто закидывают кровать одеялом, ведь вечером снова придется ее разбирать.
Вероятно, эстетическая сторона вопроса во внимание не принималась. Попыталась объяснять, почему поступаю именно так, и мой рассказ начался с маленького экскурса во времена советского детства.
Дома, в детском саду и в пионерских лагерях детей в СССР приучали правильно застилать постель. Простыня должна была лежать ровно, без складочек. На нее укладывали одеяло, причем существовало несколько способов аккуратно подогнуть края.
Поверх накидывали покрывало, расправляя и разглаживая его, а подушку нужно было взбить и поставить уголком. На этом церемония заканчивалась. Во взрослой жизни мы действовали так уже на автомате, и каждое утро, поднимаясь, в первую очередь застилали кровать.
Американцы внимательно выслушали мой рассказ, однако, похоже, так и не поняли, зачем русские превращают обыденное действие в целый ритуал. Продолжая беседу, я попробовала проанализировать, откуда же пошла эта удивительная для жителей США русская привычка.
В старину постельных принадлежностей на Руси было больше: к ним относились и поднизи, закрывающие кровать до самого пола, и разные накидки. Многочисленные подушки укладывались по величине, одна на другую.
Вся эта красота раньше изготавливалась вручную. От своих родителей я знаю, что массово покупать текстиль в России начали только в пятидесятых годах прошлого века. А сохранившиеся изделия, доставшиеся от бабушек, считаются антиквариатом, который можно довольно дорого продать.
Еще одна сторона вопроса — какая польза для человека в ежедневной процедуре застилания кровати, кроме той, что постельные принадлежности будут в порядке. В какой-то мере эти привычные действия дисциплинируют, не дают расслабляться.
То есть, они похожи на гимнастику в начале рабочего дня. Да и общий вид комнаты с тщательно прибранным спальным местом становится совершенно другим.
С этим американцы согласились, но все же остались при своем. Ведь утром и так нужно сделать довольно много дел — принять душ, приготовить завтрак, отвезти в школу детей, а потом ехать на работу.
Уже после окончания разговора я пришла к выводу, что они в каком-то смысле современнее нас. Например, раньше для заварки чая люди использовали фарфоровый чайник, ситечко и другие предметы сервировки. А теперь нужно просто положить в чашку порцию заварки в пористой бумаге с ниточкой и ярлычком. Быстро, удобно и все продумано.
Примерно та же ситуация и с постелью: покрывал у наших американских друзей нет, даже пододеяльников я не видела. Одеяла американцы стирают прямо в машинке — они легкие и достаточно тонкие. Хлопот меньше, а результат, в общем-то, тот же.
Пожалуйста, напишите в комментариях, стоит ли, по-вашему, россиянам отказаться от привычки застилать каждое утро кровать. Или, наоборот, стоит научить этому иностранцев.
Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности
Культура сна в старой Руси отличалась от современной и сегодня может показаться достаточно странной. Удивительно, но привычные ныне кровати появились в деревнях только в 20 веке. Но и кроме этого существовали особые правила сна, требующие исполнения. Вряд ли современный человек сможет выспаться, следуя им. Читайте, почему крестьяне спали в одежде, где было самое комфортное спальное место, для кого оно предназначалось и почему сон следовало делить на части.
Спальные места, распределяемые по уровню комфортности
Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.
Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.
У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.
Какая кровать? Пожалуйте на нары.
Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.
Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.
Как крестьяне сон на две части делили
Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.
Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.
Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой
Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.
Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.
Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.
И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.
Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов
Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.
Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.
Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.
Читайте также: