Икона с больным на кровати
На иконе Целительница Пресвятая Богородица изображена стоящей во весь рост у постели больного клирика, к которому явилась Сама Матерь Божия в ответ на горячую молитву и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.
1 октября (18 сентября по старому стилю) Святая Церковь почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия видно, что история этой иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед Её святым образом.
Святой образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница», является одной из древнейших икон Божией Матери и относится ко временам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (4 век). Эта икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
Цилканский кафедральный храм
К сожалению, со временем древний образ был утерян. Сейчас трудно установить доподлинно, как выглядел грузинский оригинал. Вероятно, на нем была изображена Богородица, исцеляющая одного или нескольких болящих.
Так или иначе, иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике врача, склонившегося над одром больного, получили довольно широкое распространение и полюбились верующим.
В России получила известность другая икона Божией Матери «Целительница», история написания которой связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVII столетия , и описанным в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».
Один из церковнослужителей (певчий) Наварнинской церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!» Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Это чудо послужило поводом к написанию образа Богородицы «Целительница».
Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону.
Чудотворную икону поместили в Московском Алексеевском женском монастыре, находившимся тогда на месте Храма Христа Спасителя.
Алексеевский монастырь в Москве — не сохранившийся православный женский монастырь, находившийся на месте Храма Христа Спасителя
В 30-х годах XIX века в связи со строительством Храма Христа Спасителя монастырь был перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу (Красное Село). После разорения Ново-Алексеевского монастыря большевиками в 1926 году, чудотворную икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках (Кедровская церковь).
Существует много списков чудотворной иконы, обладающих такой же целительной силой, как и оригинал. Например, в 1682 году по молитвам к одному из них выздоровела дочь коломенского священника, страдавшая тяжелой и неизлечимой болезнью спинного мозга. Это было большим чудом.
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского . На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
Чаще всего образ Пресвятой Богородицы «Целительница» встречается в больничных храмах и часовнях, богадельнях, палатах клиник. И неудивительно: ведь к кому же ещё, как не ко Христу и к Его Пречистой Матери в первую очередь обращаться верующему человеку в тяжелые минуты болезни и страданий?
Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.
В 1992 году в честь иконы «Целительница» был освящен новый Храм иконы Божией Матери Целительница при НИИ клинической психиатрии научного центра психического здоровья РАМН на Каширском шоссе (Москва, Каширское шоссе, 34). Помещение храма было построено в начале 80-х годов XX века для нужд НИИ и устроено средствами самого института и его сотрудников. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.
Каждый день множество больных молится Богу и Божией Матери о выздоровлении, однако болезнь оставляет далеко не всех. Как это объяснять? В чем тайна тех людей, молитвы которых были услышаны? Как человеку молиться, чтобы Бог исполнил его просьбу?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо задуматься о смысле своей жизни. Если я живу только для себя — зачем я нужен в этом мире? Если я больше забочусь о своем теле, чем о своей душе — что мне останется, когда тело откажется мне служить? Болезнь — это не только боль и проблемы, но и шанс посмотреть на себя со стороны, переоценить свои ценности, сместить акценты, по-иному расставить жизненные приоритеты.
Не секрет, что чаще всего люди обращаются к Богу тогда, когда им плохо . Но обращение это может быть разным. Зачастую человек приходит в храм, ставит свечи и считает, что теперь Бог должен исполнить все его желания. А Бог никому ничего не должен.
Вспомним чудо исцеления больного клирика, ставшее поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница». Прежде всего, поражает поведение болящего Викентия. В его молитве не было ни одного прошения. Клирик только лишь прославлял Бога и Деву Марию, благодарил Их и с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины. И исцеление этого человека, которое, вроде бы как, произошло исключительно по просьбе ангела-хранителя (ведь сам Викентий не просил о своем выздоровлении), по большому счету, было ничем иным, как ответом Богородицы на смирение болящего.
Когда нас посещает какая-то проблема или недуг, то первой реакцией чаще всего бывает именно ропот: «Господи, за что?», — спрашиваем мы у Неба. И молимся, чтобы полоса неудач скорее сменилась светлыми беспечальными днями. Викентий же явил совершенно иную поведенческую парадигму, и, даровав ему исцеление, Богородица, по сути, благословила его позицию, указав и нам некий образец поведения.
Второй, не менее примечательный момент: Дева Мария исцелила клирика не сразу, но лишь спустя некоторое время — когда он уже был при смерти. Святые отцы всегда предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ. Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя». Нам же остается лишь ждать. Однако ожидание это — не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик и безнадега. Ожидание благ от Бога — это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога — благо. Такое ожидание и такое доверие, образец которых явил нам Викентий, и подражать которому призваны все христиане.
Вознесенное от чистого сердца любое прошение обязательно услышит Матерь Божия. И в самых тяжелых ситуациях люди обращаются к ней за помощью, как к последней надежде.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.
Тропарь, глас 4
Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ «Целительнице», подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.
Тропарь, глас 1
Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и верно поклоняющимтися Целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко Всемогущая.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
Икона Богородицы Целительница
Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное»:
«Случилось мне читать в книге Петра Дамиана такую вещь. Некий клирик Нивирнинской Церкви тяжко болел смертной болезнью. И был у него обычай каждый час, когда били часы, воздавать хвалу Пресвятой Богородице ангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная!» — прилагая к тому некую к Ней молитву и творя это днем и ночью. Если же засыпал когда, то с боем часов пробуждался и совершал обычное моление. И столько Владычицу нашу почитал таким правильцем, сколько часов во дни и в ночи миновало.
И вот когда лежал он на одре болезни и готовился к смерти, является ему вдруг Пресвятая Владычица наша Богородица и, чуть приоткрыв девический Свой сосок и стиснув его, окропляет млеком уста болящего и становится невидима. От сего случившегося вскочил больной, быстро облекся в клирические свои ризы и побежал в церковь. Войдя в хор, он стал на своем месте посреди поющих клириков, изумляющихся и трепещущих от внезапной перемены в нем и негаданного выздоровления — ведь никто уже не чаял видеть его живым. Когда же спросили о причине его здравия, тогда открыл он пред всеми, прославляя Целебницу свою Премилостивую, как покропила Она уста его — следы того млека еще оставались на его устах. О, преславное чудо!
Ведь могла Премилосердная Целебница иным каким образом исцелить раба Своего, словом или прикосновением, однако этот странный способ врачевания явила: те уста Девическим покропила млеком, что каждый час Девицу Пречистую восхваляли, здесь еще, на земле, мзду воздавая им. Чтобы все, видя и слыша, возблагодарили едиными устами и единым сердцем препрославленную Деву Богородицу.»
Несмотря на то, что к Пресвятой Деве за помощью в исцелении от различных недугов верующие обращались издавна, в России лишь в конце XVIII века прославился список чудотворного образа под названием «Богоматерь Целительница», находившийся в Московском Алексеевском женском монастыре.
В книге И. Токмакова «Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря», изданной в 1889 году помещено описание чудотворной иконы «Целительница»: «Размером она небольшая: в вышину семь, а в ширину шесть вершков; помещена в серебряно-вызолоченный складень с эмалевыми украшениями. На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону. Риза украшена множеством бриллиантов и других драгоценных камней; одежда на Богоматери сплошь низана жемчугом. Ценность украшений доходит до четырех тысяч руб.
Икона находится в Крестовоздвиженской церкви, в соборном монастырском храме, как иногда называют эту церковь, на южной стороне. Самый складень с иконою вставлен в каменном столбе, поддерживающем свод собора; пред иконою – особый помост, имеющий с двух сторон небольшие каменные ступени; перед иконою подсвечник с девятью лампадами».
В путеводителе «Москва Златоглавая» (УКИНО «Духовное преображение», М., 2007) указывается, что в 1930-х годах монастырь упразднили, а чудотворный образ был перенесен в храм Воскресения Христова, что в Сокольниках.
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.
В 1992 году в честь иконы «Целительница» был освящен новый больничный храм при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.
Описание и значение иконы Целительница, в чем помогает и тексты молитв
Православные христиане много веков почитают Богородицу. «Целительница» одна из икон, на которой запечатлен ее светлый лик. Верующие со словами молитвы обращаются к образу Матери Божией, прося святую освободить от тяжелого недуга свое бренное тело, страдающую душу или избавить от несчастья. Значение иконографии точно обозначено в названии.
История происхождения
Первые упоминания о чудодейственной силе образа Святой Божией Матери, запечатленного на православной иконе, относится к IV веку. Его написали в Иверии (территория современной Грузии), когда там жила Нина — известная христианская просветительница. Эта святая привела свой народ к православию.
В России тоже почитали образ, названный «Богоматерь Целительница». Он был создан в XVIII веке. За основу русской иконографии было взято чудесное знамение. Его подробно описал Дмитрий Ростовский (святитель). Он рассказал о чудесном исцелении неизлечимо больного церковного служителя в своей книге «Руно орошенное».
Описание и значение в православии
На полотне иконы в полный рост изображена пресвятая Богородица, исцеляющая безнадежного больного. Она стоит у постели немощного клирика, на ней красно-синие одежды, украшенные жемчугом, у головы нимб. На створках складня слева выписан образ Архангела Михаила, справа — Архангел Гавриил. Два святых словно поддерживают икону. Вся поверхность ризы складня украшена бриллиантами.
Первое чудо исцеления произошло с певчим из Наварнинской церкви. Звали его Викентий Бульвиненский. Он всегда входя в двери храма, падал ниц перед святым образом Богородицы, каждый раз произнося молитву. К несчастью он серьезно занемог. У больного загноился язык, он не мог издать ни одного звука, его мучили невыносимые боли. Временами клирик впадал в беспамятство.
Каждый раз, приходя в сознание, он повторял в мыслях слова своей ежедневной молитвы. Однажды он увидел в изголовье своей кровати Ангела-Хранителя в образе прелестного юноши. Тот прочел молитву, прося исцелить больного. У кровати явилась сама Матерь Божия.
Она окропила своим молоком уста неизлечимо больного и исчезла. После этого певчий в одну секунду выздоровел, тут же отправился на службу в церковь, где к удивлению всех стал петь. Это чудо исцеления было запечатлено в сюжете иконы. Богословский смысл иконографии в том, что верующий должен непрестанно молить Богородицу об исцелении и ожидать его, не впадать в состояние уныния. Придет нужное время, и Господь ответит на просьбу, облеченную в молитву.
В чем помогает
«Целительница» прославилась целым рядом чудесных исцелений верующих от самых разных болезней. Поэтому ее списки есть во множестве церквей, расположенных вблизи больниц.
Исцеление от болезней разной тяжести
Верующие идут с молитвами к иконам с образом Божией Матери. Молясь, они просят избавить их от всяческих болезней. Икона облегчает лечение психических расстройств, сильнейших депрессий.
Излечение ран и травм
Лечение серьезных травм проходит успешно, если человек обращается со словами молитвы к Божией Матери.
Пострадавшим на войне
До революции во имя «Целительницы» освящали военные госпитали, в них солдат лечили от ран, полученных в сражении. Образом Богородицы освятили:
- приход госпиталя Александра III;
- в Москве храм, построенный при Старо-Екатерининской больнице.
До наших дней эти исторические строения не дошли. Традицию освящения возродили в 1992 году в Москве.
Иконой «Целительница» освятили новый храм, который возвели рядом с институтом Клинической психиатрии.
Помощь при родах и беременности
К образу святой обращаются, если не могут зачать ребенка. Икона помогает сохранить плод, выносить и благополучно родить младенца, избежать выкидыша. С «Целительницей» легче переносят токсикоз. Богоматерь может исцелить плод, находящийся в чреве матери, от тяжелого недуга.
Помощь в скорбях
Перед ликом святой люди молятся об усопших близких.
Защита от несчастий
Святой образ может защитить от несчастий. К нему обращаются в молитвах, если необходимо освободиться от любой зависимости (наркотики, алкоголь, курение, игры).
Как правильно молиться
Просящий должен обращаться к иконе с молитвой, идущей из глубины души. Искренность в общении с Божией Матерью является важным условием. У Святого образа можно просить исцеления себе или близкому человеку. Молиться можно на протяжении всего лечения. Описаны случаи, когда Богоматерь являлась к верующему, страдающему от боли, во сне. Она указывала ему на лик святого, которому тот должен усердно молиться. Больные, кто четко выполнял указания, чудесным образом исцелялись.
Молитвой нельзя заменить лечение. К врачам обращаться необходимо. Только Божия помощь и человек творят настоящие чудеса исцеления. Нельзя отказываться от назначенного лечения. Во время него нужно непрестанно произносить слова молитвы.
Икону «Целительница» можно поставить недалеко от постели больного.
Во время домашней молитвы:
- зажечь перед образом церковную свечу;
- можно молиться, не вставая с кровати;
- сначала полностью погрузиться в себя, потом медленно говорить слова молитвы;
- креститься дважды после прочтения каждой молитвы;
- целовать руку или одежды образа на иконографии;
- заканчивая молитву, перекреститься.
Если сложно, то необязательно дословно произносить молитву, можно обратиться к Божией Матери своими словами. В храме за близкого человека, который серьезно болен, стоит заказать водосвятный молебен, в записке написать имя болящего. Необходимо, чтобы он был крещеным. Богослужение проводят перед иконой Божией Матери «Целительница». После окончания богослужения набирают для больного святую воду. Он ее должен выпивать каждый день натощак перед молитвой.
Тексты
С благословения священника верующий может читать акафист Богородице и молитву иконе «Целительница» вне стен храма (дома, больничной палате). Тем, кто только начинает молиться и читать акафист, песнопения и саму молитву стоит прослушать в записи. Их печатные тексты есть в каждом молитвослове.
Молитва
«Прսмս, о Всеоблагословꬲнная ս Всꬲмощная Госпожꬲ Владычսца Богородսцꬲ Дꬲво, сսя молսтвы, со слезамս Тꬲбꬲ нынꬲ прսносսм от нас, нꬲдостойных раб Твоսх, ко Твоꬲму цꬲльбоносному образу пꬲниꬲ возсылающսх со умиленսꬲм, яко Тꬲбꬲ Самой здꬲ сущꬲй и внꬲмлющꬲй молꬲнսю нашꬲму.
По коꬲмуждо бо прошꬲнию սсполненսꬲ творսшս, скорбս облегчаешս, нꬲмощным здравսꬲ даруꬲшս, разслабленսя ս нꬲдужные սсцеляеши, от бꬲсных бꬲсы прогоняꬲши, обидимыꬲ от обսд սзбавляеши, прокажꬲнные очսщаеши ս малыꬲ дети мսлуеши; ꬲще же Госпожꬲ Владычицꬲ Богородице, и от уз ս темнսц освобождаешս ս всякսе многоразличսя страстս врачуешս, вся бо суть возможна ходотайством Твоսм к сыну Твоему, Христу Богу нашему.
О Всепетая Матս, Пресвятая Богородице! Не переставай молսться о нас, нꬲдостойных рабах Твоսх, славящսх Тя ս почսтающих Тя, ս поклоняющսхся с умսлением Пречսстому образу Твоꬲму, ս надежду սмущսх нꬲвозвратну ս веру нꬲсумнꬲнну к Тꬲбꬲ, Прսснодꬲвꬲ Прꬲславней и Нꬲпорочной, нынꬲ ս прսсно ս во вꬲкս вꬲков. Амսнь».
Акафист
Акафист это церковный гимн, прославляющий Богородицу. Он состоит из 13 хвалебных песен (кондаков) и 12 пространных песен (икосов). Сначала читается кондак, потом соответствующий икос. Пространные песни не читают отдельно от хвалебных. Песнопения здоровые люди всегда исполняют стоя, тяжелобольные произносят текст лежа. Древнегреческое слово акафист означает неседальное пение.
Последний кондак повторяют троекратно, это древняя традиция. В тексте 13 хвалебной песни звучат слова, обращенные к самой Божией Матери: «О Всꬲпꬲтая Мати Сладчайшꬲго Гoспoда нашꬲго Иcуcа Хриcта, мսлостивно прսми сиꬲ малоꬲ молꬲниꬲ нашꬲ, սзбав нас от всякսя напастս, болꬲзни и внꬲзапныя смꬲрти и сподоби нас наслꬲдниками бытии Царствия нꬲбесного и со всеми святымս воспꬲватս Cыну Твоꬲму ս Богу нашꬲму:Аллилуսа».
Чтение акафиста разрешено во все дни, кроме периода Великого поста. Зачитывать песни нужно утром. После троекратного чтения 13 кондака произнести текст первого икоса, первого кондака, после этого произнести молитву.
День празднования
Память иконы церковь празднует ежегодно. Святой день всегда приходится на одну и ту же дату — 1 октября. Уже много лет в России и других странах мира в этот день отмечают Международный день пожилых людей. Это символично.
Где находится оригинал
Грузинский оригинал «Целительницы» хранился в Карталинии (область современной Грузии). Его считали собственностью Цилканского кафедрального храма. Он был утерян. Сведения о нем отсутствуют.
Московскую икону, творящую чудеса исцеления, сначала хранили в Алексеевском женском монастыре.
Когда наступили 30-е годы 19-го века, ее перевезли в Красное село. Там она некоторое время провела в стенах Ново-Алексеевского монастыря. Позднее икону, творящую чудеса исцеления, передали на хранение в храм Воскресения Христова, он находится в Сокольниках.
Где можно найти известные списки
Известна чудодейственная сила списков. Копии с запечатленным на них образом Богородицы можно увидеть в палатах клиник, храмах и больничных часовнях, открытых при медицинских центрах. Молятся иконе во многих богадельнях. К Богородице люди обращаются с просьбами, когда им по-настоящему плохо. Они просят об исцелении. Не всех осчастливливает Божья Матерь своей помощью.
Она избавляет от недугов людей, которые думают о смысле жизни, благодарны за нее Богу, всегда прославляют Господа и Деву Марию. Как и в далекой древности, святая исцеляет болящих в ответ на их смирение. Во славу иконы «Целительница» в России построено несколько храмов:
- Онкологический диспансер г. Пермь;
- областная больница № 2 г. Тюмень;
- Медицинский центр Центрального банка РФ.
Сюжет, изображаемый на списках, может отличаться в мелочах, но на всех, без исключения, Богородица стоит, протягивая к больному свою руку. На протяжении столетий Царица Небесная помогала страдающим от недугов христианам. Чудесные исцеления не редкость, они происходят и с нашими современниками.
Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»
Икона с больным на кровати
Чудотворная Икона Пресвятой Богородицы Целительница
Икона «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.
Празднование: 1 октября (18 сентября)
Образ Богоматери, стоящей у постели больного, был написан во времена просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины (IV век). История написания иконы Богоматери Целительница связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVIII столетия.
Клирик Наварнинской церкви Викентий имел привычку при входе и выходе из храма вставать на колени и произносить краткую молитву Богородице: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!»
Однажды он тяжело заболел: у него начал гнить язык, больной терял сознание от страшных болей. После очередного приступа Викентий, как обычно, прочитал свою молитву к Богородице. И тут же увидел около изголовья постели очень красивого юношу. Клирик сразу понял, что это его ангел-хранитель.
Ангел посмотрел с состраданием на больного, а потом обратился к Пресвятой Богородице, прочитав молитву об исцелении. И вдруг перед больным явилась Богоматерь, сочувственно взглянула на Викентия и исчезла. А он в тот же момент почувствовал себя абсолютно здоровым и пошел в церковь на богослужение, пел на клиросе и рассказал изумленному народу о произошедшем чуде.
Это предание послужило иконографическим сюжетом для иконы, на которой изображена Божия Матерь, стоящая у постели больного клирика. В таком виде этот образ дошёл до нас. Известно, что в конце XVIII века икона Божией Матери "Целительница" находилась в Алексеевском девичьем монастыре и прославилась многими чудесами. По молитве перед ней исцелялись и поныне исцеляются больные и страждущие.
Молитва — это разговор с Богом, а любой разговор возможен только с личностью. Поэтому начинается молитва с признания Бога не "чем-то там, наверху", абстрактной "высшей силой", а конкретной Личностью, обладающей бесконечной свободой, и в то же время бесконечно любящей каждого из нас. Такого Бога нельзя подкупить, но Его можно попросить. И ожидая дара Божия, нельзя оставаться неблагодарным, нельзя не давать ничего взамен.
Но чего Бог хочет от человека? Господь Сам отвечает на этот вопрос: "Милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9:13). Для Бога имеет значение не количество прочитанных молитв и поставленных свечей, а наше отношение к Нему и к людям, которых Он любит не меньше, чем нас. Задумавшись об этом, начав менять свою жизнь, приходишь к выводу, что душа нуждается в исцелении не меньше, чем тело.
Второе условие для молитвы — это доверие Тому, у Кого просишь. Бог — не щука из сказки о Емеле. Он не даст того, что будет во вред, даже если человеку это представляется крайне необходимым. Хотя, если очень упорно просить, то в воспитательных целях может и дать. Так что будьте осторожны в своих желаниях и в конце молитвы добавляйте "если будет на то воля Твоя". Помните, что молитва — это не технология, а живое общение, результат которого нельзя запрограммировать.
Необходимо сказать ещё о такой крайности, как чрезмерная надежда на Бога, когда при излечимой болезни человек не обращается к врачу, а начинает ездить по святым местам, пить воду из целебных источников, молиться перед чудотворными иконами. Он оказывается в положении утопающего из анекдота, которому Бог посылал вертолет, а он отказывался на нем лететь в надежде на чудесное избавление от потопа. Вполне вероятно, что такой человек не получит помощи от святынь и начнет предъявлять Богу претензии: "Я так усердно Тебе молился, а Ты меня не исцелил! " Ответом ему будет: "Я создал врача, он ждал тебя в своем кабинете, а ты не захотел к нему прийти".
Что общего у людей, получающих исцеление от христианских святынь? Искренняя вера в Бога, бесконечное доверие и любовь к Нему. Это чувства, которые не купишь и не подделаешь, но просто испытать их доступно каждому из нас. Если они есть в сердце, то каждое мгновение бытия наполняется радостью — независимо от внешних обстоятельств жизни. Это самое главное чудо, которое только может произойти с человеком. А если главное чудо произошло — почему бы не произойти и другим чудесам?
Так давайте же задумаемся над феноменом исцеления, исходящим от Чудотворной Иконы "Целительницы". В чем секрет, что от этой иконы происходит по милости Божьей такое количество чудесных исцелений, что удивляет даже видавших все на своем веку врачей? В чем же заключается секрет?
Этот вопрос не простой и не праздный. Ответим на него так: как правило, больной выздоравливает либо от лекарств, либо от хирургического скальпеля, либо от крепости организма и от духа.
Известная пословица «В здоровом теле – здоровый дух» не всегда верна. Иногда оказывается, что в больном теле – здоровый дух. В лечебной практике нередки случаи, когда безнадёжный больной, приговорённый консилиумом врачей к смерти, вдруг неожиданно для этого консилиума выздоравливает. Консилиум учёл действие лекарств, учёл сопротивляемость организма, но не учёл силу духа, которую вообще трудно да и невозможно учесть. Это похоже на войну. Даже гениальные полководцы ошибались, когда они, думая, что победят только количеством войск и силою оружия, и не учитывая духовную силу противника, проигрывали сражения и целые войны.
В истории таких примеров достаточно. Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лк,1-35) – говорит нам Евангелие. Это часто и происходит с выздоравливающим безнадёжным больным. Врач должен проникать в сокровенные тайники больного. И вот, когда начинаешь проникать в эти тайники, видя, как безнадёжный больной вдруг выздоровел, неожиданно для себя узнаёшь поразительные вещи. Доверительно расспрашивая больного или его близких, узнаёшь, что об этом больном усердно, со слезами молились, и он получил исцеление.
Или узнаёшь, что больного помазали маслом из лампады преподобного князя Даниила – и больной получил исцеление. Третьему принесли в больницу артос, и он его с верой принимал, и получил исцеление. Четвёртого соборовали, исповедовали и причащали Святых Христовых Таин, и он получил исцеление.
Исцеления! Исцеления явные! Врачи тут ни при чём. Это известно многим врачам, и поэтому верующие врачи – не редкость. Велика сила Таинства Исповеди, велика сила Причащения Святых Христовых Таин. Человеку эту тайну не постичь, он может только ощутить на себе действие этой силы. Говорят: «Мы заменим церковные обряды обрядами гражданскими». Но кто так говорит, тот не знает, что в Церкви, кроме обрядов, есть ещё святые Таинства, которые ничем не заменишь.
Здесь действует Божественная благодать. И вот эта-то благодать, «немощные врачующая и оскудевающие восполняющая. », и поднимает безнадёжно больного с постели.
Читайте также: