Маска народов мира своими руками
Мы, современные люди, привыкли считать маски атрибутом веселья, праздника, театра, карнавала. У наших предков эта вещь носила более серьезный характер. Она играла важную роль в ритуалах и обрядах многих народов мира.
Мы значительно отличаемся от наших предков – живем в современном мире, не разжигаем костры посреди дома и не танцуем вокруг них в масках, не приносим жертвы богам. Однако очень ценим и чтим традиции прошлых поколений, не пренебрегаем их символами. Этностиль сейчас популярен как никогда.
Маска– это элемент, который является воплощением жизни, религиозных представлений и культуры этноса. Ее смело можно назвать лицом нации. Интерес к этой вещице не потерян – эти этнические изделия используются в качестве оберега. Многие верят в их магические свойства: способность отгонять злых духов, оберегать от сглаза, защищать от многих напастей, исцелять, приносить счастье и благополучие в дом. Также маски народов мира используются в декорировании помещения.
Мода украшать интерьер именно этими изделиями пришла к нам еще в XIX веке. Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.
Изготовлялись маски всегда из подручных средств- дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.
Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).
Актуальность данного исследования для нас состоит в том ,что в этом году исполняется нашему округу 85- лет и в нашей программе по изо мы познакомились с темой масок. И нам захотелось более подробнее узнать про историю их появления и их роль в жизни человека .
Цель исследования- Изучить значение ритуальных масок народов Севера и влияние и роли их на жизнь современных людей, и изготовить собственные по мотивам народов Севера
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать историю масок;
- узнать о видах масок;
- рассмотреть разные виды масок народов мира и народов Севера;
- изготовить маски своими руками
Предмет исследования: традиционная культура народов Севера
Объект исследования: - маска.
Результатом нашего исследования и реализация стало изготовление 9 ритуальных масок: Масок шамана, Маски Хозяйки Тайги(УНТ) ,Маска Лесного духа, Маска огня, Макса медведя Пима, и другие.
Значимость и ценность данного исследования:
Нам очень хотелось создать свои маски в этническом северном стиле. Изучить опыт и значимость масок в жизни древних народов и сравнить значение и влияние масок на жизнь современного человека.
Методы - сбор информации, анализа, демонстрации, обобщения и выводов.
Глава 1. Маски , их виды и значение.
Маска надевается для создания нового удивительного образа, для защиты лица, для придания своему образу таинственности и загадочности.
Форма маски повторяет форму человеческого лица и имеет отверстия для глаз. Их изготавливают из различных видов материала, такие как: гипс, дерево, металл, кожа, ткань, папье-маше и многих других. К тому же, маски отличаются разнообразием декора: перья, разноцветные краски, пайетки и многое другое делают ее необыкновенной, придавая при этом индивидуальность образу.
В древности маски применяли для различных ритуалов, в церемониальных и эстетических целях. В настоящее время маски используется как дополнение к карнавальному костюму, как атрибут изысканности и вкуса
По предназначению «немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные
Глава2. Маски в искусстве
Маски народов Океании.
Взять, например, маску бога войны Ку народов Океании, что с Гавайских островов . Основа маски – это каркас из переплетенных прутьев, поверх которого идет канва из растительных волокон. А вот сверху на маске укреплены буквально сотни крохотных красных, желтых и черных перьев. Глаза маски сделаны из перламутра, зубы вставлены собачьи.
2.Маски народов Африки.
Еще в начале ХХ века многие художники Европы открыли для себя мир африканской скульптуры и масок . Они были просто потрясены тем неистовым примитивизмом, который содержала эта культура. Практически вся жизнь африканских племен была пронизана уверенностью в том, что существует параллельный мир духов. Каждое дерево и каждое животное, даже каждая гора и каждое дерево – все они имеют своего духа, то ли дружелюбного, то ли враждебного. Кроме этого кругом полно духов болезней и несчастий, а еще – умерших предков, которые продолжают приглядывать за оставшимися родными. Причем духи могут иметь как мужскую, так и женскую сущность, которая, кстати, вовсе не всегда благоволит противоположному полу.
Овеществляя духов африканец и вырезает маску. При этом кусок дерева становится чьим-то чужим лицом. Порой это высоченная маска крокодила или змеи – морда закрывает лицо, а вот туловище торчит наоборот – вертикально вверх. Африканец тщательно раскрашивает маску, он украшает – то ли бисером, то ли пучками волос и травы.
Маска может дать чувство защищенности
3.В культуре Древнего Египта погребальные маски занимают особое место. Вера в загробную жизнь отразилась на погребальном обряде. Наиболее ранняя из имеющихся на выставке масок принадлежит царю Пепи II, жившему в XXIII веке до н.э. Маска сделана из картонажа (склеенных кусков ткани) и раскрашена. Лицо Пепис крупным носом, большими черными глазами, обрамленными длинными бровями, безусловно, передано портретно. Вместе с тем известно, что Пепи II в момент смерти было 100 лет, а маска изображает его в расцвете сил. Такое несоответствие объясняется отождествлением человека и его изображения и стремлением в потусторонней жизни оставаться вечно молодым.
4.Множество значений имела маска в античной традиции . В Микенской Греции, в Этрурии и Риме она являлась принадлежностью погребального ритуала. Золотые пластины покрывали лица умерших, захороненных в гробницах Микен. В Этрурии при погребении разыгрывалось культовое действо в масках. В римском ритуале посмертная маска снималась с лица патриция, отливалась в воске и во время погребальной церемонии надевалась его преемником. Другие члены рода надевали маски прочих предков.
5.Венецианские маски - главным действующим лицом, а точнее персонажем, Венецианского карнавала конечно же, является венецианская маска. Немногие знают, что давным-давно карнавальный костюм состоял лишь из белой маски, черной накидки и черной треуголки, а размалеванные лица и фигуры из комедии дель арте появились значительно позже.
Одной из причин популяризации венецианских масок можно считать свирепствовавшую в 11 веке эпидемию чумы. Жители Венеции считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами.
Глава 3. Маски Севера
Такие маски исполнялись достаточно грубо и на вид были очень ужасны. Маски-личины должны были внушать страх и изображали духа, вселившегося в шамана. Обычай камлать в масках у Эвенков исчез, скорее всего, к середине XIX в., но маски сохраняли значение священного предмета культа.
Глава 4. Практическая часть исследования. Изготовление масок.
Когда мы собрали весь теоретический материал, мы подошли к этапу создания своих масок. Мы нарисовали свои эскизы масок по мотивам народов Севера. Затем мы слепили слепок из пластилина и его обклеили из бумаги-(техника папье- маше.)
Затем начинается самый волшебный и интересный этап- роспись маски. Просушка маски в несколько этапов и украшение маски( использование подручного материала: бусинки, мех и другое). Сами маски представлены в презентации и в приложении(фото)
Знаменательно, то, что наши маски ,уже нашли свое применение в нашей школе : для спектаклей и хранятся в школьном музее.
Мы, современные люди, привыкли считать маски атрибутом веселья, праздника, театра, карнавала. У наших предков эта вещь носила более серьезный характер. Она играла важную роль в ритуалах и обрядах многих народов мира.
Мы изучили историю появления маски и ее роль в жизни х народов. Узнали также роль и влияние маски на жизнь современного человека.
Изготовили создали свои ритуальные маски по мотивам народов Севера. Такие маски, что их можно использовать в театрализованных представлениях.
Результаты нашей работы хранятся в школьном музее.
Клод Леви-Строс. Путь масок// Леви-Строс К. Путь масок. Пер. с фр. А.Б. Островского. М., 2000, с. 20-97.
Сафронова Л.Маска как прием затрудненной идентификации //Культура сквозь призму идентичности. М.,Индрик,2006.
1.Фотографии масок
Этапы работы над маской
Посещение городского музея и изучение масок
От начало до конца - вид одной маски
2 Сафронова Л.Маска как прием затрудненной идентификации //Культура сквозь призму идентичности. М.,Индрик,2006.
3 Сафронова Л.Маска как прием затрудненной идентификации //Культура сквозь призму идентичности. М.,Индрик,2006.
Мастер-класс: африканские маски ручной работы. Украсим интерьер необычными изделиями из папье-маше.
Уникальные по красоте и изяществу настенные маски в африканском стиле.
Размеры: высота 36 см, ширина 22 см.
Папье-маше, лак, пейп-арт.
Маски продаются. Цену уточняйте у мастера.
Краткий мастер-класс:
1. Для основы используем поддон из-под продуктов: вспененный ПВХ.
Справка: папье-маше – масса, получаемая из бумаги и клея.
Бумага может быть любой (туалетная, газетная, более плотная). Клей ПВА (его можно по желанию чуть разбавить водой). Можно в каждом слое использовать разную по качеству и плотности бумагу. Можно изготовить густую однородную массу из туалетной бумаги и клея и работать с ней.
Первый вариант маски.
Учтите: по африканским поверьям маска – одушевлённое существо!
Используйте все возможные шпатели, лопатки для формирования силуэта.
3. Украшаем маску по фантазии макаронами, семечками, кручеными салфеточными нитями.
Второй вариант маски. Декор – макароны, семечки.
4. Сохнет изделие около 2 недель. Шкурим, шпаклюем, опять шкурим — так до гладкой, безукоризненной поверхности.
Маска побелела.
6. После полного высыхания покрываем черной акриловой краской всю поверхность.
Каждый ребёнок хочет быть самым красивым, интересным и оригинальным на творческом мероприятии. Маска – это потрясающий аксессуар, который дополняет любой образ. В этой статье мы рассмотрим: как сделать маски для детей своими руками.
Вам понадобится: пенокартон, ножницы, резинка, сантиметр, клей, лист бумаги, карандаш.
Мастер-класс
- Замерьте расстояние от ушка до переносицы ребёнка.
- Сложите лист бумаги пополам, отмерьте от сгиба получившиеся расстояние и нарисуйте крыло бабочки.
- Вырежьте шаблон.
- Приложите шаблон к лицу ребёнка и отметьте места прорези для глаз.
- Вырежьте глазки на бумажном шаблоне с небольшим запасом.
- Обведите шаблон на пенокартоне, затем вырежьте его.
- Сделайте украшение для маски из пенокартона (это может быть бровки, капельки, цветочки) затем приклейте их.
- Отмерьте размер резинки от одного ушка к другому, сделаете небольшие отверстия по краям маски и закрепите резинку.
Маска из рук
Вам понадобится: цветной картон, простой карандаш, ножницы.
Мастер-класс
Маска из рук готова! Рекомендую к просмотру данное видео!
Яркая маска
Вам понадобится: цветная бумага, простой карандаш, ножницы, резинка, клей.
Мастер-класс
Яркая маска из бумаги готова!
Маска черепашки – ниндзя
Вам понадобится: фетр оранжевого и зелёного цветы, простой карандаш, ножницы, клеевой пистолет, липучка.
Мастер-класс
Маска черепашки – ниндзя Микеланджело готова! Рекомендую к просмотру данное видео!
Лучшие рецепты соленого теста для лепки декоративных изделий Очень интересный вид рукоделия - .
Тарелка "Мадонна Рафаэля" Увидела МК по травлению потали Островской Елены в Стране мастеров и .
Мастер-класс по декупажу на вазе от fljuida. Описание применения декупажа на вазе. &.
Мини-бюро "Восток". Мастер-класс от "Base of Art". Мастер-класс выполнен декоратором .
-Метки
-Ссылки
-Музыка
-Фотоальбом
Мои цветы 09:42 25.07.2012 Фотографий: 14
-Рубрики
- Видео МК (575)
- видео-декупаж (137)
- видео-лепка (92)
- видео-декор (60)
- видео-разное (53)
- видео-материалы для творчества (31)
- видео-кулинария (30)
- видео-вязание (24)
- видео-папье маше (22)
- видео-куклы,игрушки (19)
- видео-роспись стекла (19)
- видео-плетение (16)
- видео-учимся рисовать (14)
- видео-роспись по ткани (9)
- видео-валяние (9)
- видео-мраморирование (9)
- Видео квиллинг (8)
- Видео-капрон (8)
- видео-точечная роспись (6)
- Загородная жизнь (4)
- видео-квартирный вопрос (2)
- ЛЕПИМ (557)
- Соленое тесто (128)
- Керамическая флористика (52)
- Полимерная глина,холодный фарфор (395)
- РОСПИСЬ (487)
- Батик, роспись по ткани (52)
- мраморирование (4)
- Витражи , роспись по стеклу (193)
- Рисуем (103)
- Роспись по камням (14)
- Точечная роспись (155)
- ТЕХНИКИ ДЕКОРА (85)
- Кракелюр (32)
- Золочение (22)
- Структурные пасты (21)
- Патина (11)
- Яичная скорлупа (6)
- Работаем с трафаретами (5)
- +-+ (43)
- ДИЗАЙН (14)
- ЮМОР (12)
- Аватары (3)
- ВЫШИВКА (1265)
- Вышивка крестиком (1068)
- Вышивка лентами (28)
- Детская вышивка и вязание (138)
- Подушки-вышивка крестиком (49)
- ВЯЗАНИЕ (488)
- Вязание крючком (75)
- Вязание спицами (305)
- Тапочки и носочки (53)
- Узоры спицами (84)
- ДАЧА (404)
- Сад, огород (159)
- Украшаем дачу (171)
- Цветы (97)
- ДЕКУПАЖ (762)
- Декупаж-М.К. (505)
- Декупаж-идеи для вдохновения (33)
- Картинки для декупажа (224)
- ЖИВОТНЫЕ И. (69)
- ЖУРНАЛЫ И КНИГИ (119)
- Аудиокниги (27)
- ИДЕИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (1958)
- Гипс (101)
- Декор (идеи) (73)
- Пейп-арт (29)
- Квиллинг (27)
- Фоамиран (21)
- Эпоксидная смола (20)
- Валяние (17)
- Поделки из пуговиц (15)
- Мозаика (15)
- Из ниток (13)
- Топиарий (12)
- Скрапбукинг (11)
- Помпоны (7)
- Филигрань (5)
- Sospeso Trasparente. (2)
- Дерево (2)
- Эмбоссинг (1)
- Бисер (60)
- Бутылки (205)
- Виниловые пластинки,СD-диски (40)
- Выпиливаем лобзиком (7)
- Коврики (37)
- Куклы,игрушки (128)
- Материалы для творчества (221)
- Мыловарение (10)
- Папье-маше (146)
- Пластиковые бутылки (58)
- Плетем из. (62)
- Свечи ,подсвечники,светильники (68)
- Творим (208)
- Трафареты и шаблоны (245)
- Украшения своими руками (52)
- Инструкции (100)
- ИСКУССТВО И ПОЭЗИЯ (374)
- Живопись,иллюстрации,графика (90)
- Кино (138)
- Мелодия (36)
- Стихи (113)
- КУЛИНАРИЯ (1265)
- 1 -2 блюда (179)
- Рыба и морепродукты (51)
- Мультиварка (5)
- Блюда из творога,сыра (98)
- Выпечка . (161)
- Выпечка сладкая (210)
- Готовим "Под шубой" (6)
- Десерты (90)
- Заготовки на зиму (98)
- Закуски и салаты (247)
- Кексы (55)
- Напитки (49)
- Печенье (38)
- Пирожки (6)
- Рулеты (11)
- Сладости без выпечки (63)
- Слоеное тесто (44)
- Украшаем торты (65)
- Украшения блюд (53)
- МАСТЕР-КЛАССЫ (295)
- Может пригодится (144)
- МОИ РАБОТЫ (38)
- МУДРЫЕ МЫСЛИ (31)
- НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ-МЕДИЦИНА (91)
- Физические упражнения (8)
- Программы (21)
- Рамочки для текста (4)
- РЕЛИГИЯ (23)
- Смайлы (1)
- ШТОРЫ (18)
- Это интересно (47)
-Поиск по дневнику
-Статистика
Сделать маску интерьерную
Сделать маску интерьерную
Давно хочется. Я их когда-то собирала - и была коллекция, правда, больше африканских. Кто-то из девчонок сказал, что африканские маски, если не знаешь их значения, держать в доме нельзя. И я, как послушная девочка, собрала и унесла к мусорному контейнеру. Правда, тогда я еще ни о каких рукоделках и не помышляла. Сейчас их бы мне - вот уж отвела бы душу. Вот и приходится искать советы и мастер-классы. Маски делаются из папье-маше
Для вдохновения покажу вам маски венецианские, которые мне очень нравятся
Две нижние маски принадлежат Nives Cicin-Sain, у нее много интересных работ, я выбрала такие. Но мастер-класс нашла только для очень простой маски, он лучше, чем ничего: хотя бы основы есть.
А теперь о том, как сделать простую маску, то есть - основу. А если кому-нибудь захочется сделать такую маску, как на фото ниже для ребенка - делайте.
Автор мастер-класса Татьяна Дубинская
1. Вырезаем в одной половинке картона, которая будет основой маски, овал под лицо. Из второй половинки вырезаем овал самой маски, расширяя его по периметру на 1.5-2 см. Черной линией на овале маски отмечен овал под лицо, равный овалу на основе.
Понятно, что вместо овала можно нарисовать любую форму – прямоугольник, трапецию, просто что-то аморфное, и т.д.
3. Одновременно со склеиванием надрезов, продвигаемся снизу вверх, вставляем маску в овал основы и скрепляем их между собой маскинтейпом.
4. Если у вас под подбородком образовалась дырка, что скорее всего произойдет, не отчаивайтесь, закройте её куском картона и обклейте маскинтейпом, потом все это закроется слоями папье-маше.
5. Так потихонечку продвигаемся, вкладывая овал маски в овал основы и закрепляя между собой по периметру маскинтейпом.
Вырезаем форму основы, ореол маски. Тут каждый делает что хочется, нужно только постараться оставить вокруг самой маски поля – минимум 1 см.
Проволока помогает придать основе любую форму, даже закрутить её в рог, что расширяет возможности в изготовлении маски.
У этой маски я сделала волнистый ореол. Над дыркой носа я приклеила согнутый пополам кусок картона, а по бокам маленькие пенопластовые формочки.
Можно выпускать куски проволоки и загибать их, можно вставлять дополнительные элементы и тоже обрамлять их проволокой, как на белой маске со звездочками (в конце подготовки модели все оклеивается маскинтейпом).
После первого, довольно трудоемкого, этапа можно дополнительно украсить маску рельефами, сделав их с помощью веревки. Веревку или приклеивают клеем Момент, или горячим клеем, или берут салфетки и приклеивают ими веревки клеем ПВА, хорошо похлопывая сверху жесткой кистью.
После того, как сформирована вся маска и все основные элементы на неё наклеены – веки, нос, губы, дополнительные украшательства из проволоки и веревки, наступает очередь папье-маше.
Не обязательно приклеивать папье-маше слой за слоем, можно сразу сделать слой, который будет в три слоя.
* Опускаем кусок газеты в воду, аккуратно выжимаем и расправляем на досточке, смазываем клеем. Работать лучше широкой плоской кистью.
* Затем еще кусок газеты таким же образом, и еще один кусок газеты – получили кусок папье-маше в три слоя.
* Отрываем аккуратно кусочки 2х2 см от полученного толстого слоя и наклеиваем на маску. Кусочки должны немного находить друг на друга. В местах с рельефами нужно делать кусочки меньше.
Большое количество жидкости тоже причина для образования морщин на папье-маше, старайтесь, когда набираете кистью клей, слегка отжать её о края баночки.
* Если вы выпустили проволоку для украшения маски, то достаточно обмотать её одним трехлойным слоем, как тугой повязкой.
* После полной просушки маски зашпаклевать и зашкурить (это уж зависит от вашей усердности) и начать самое интересное – раскрашивать и декорировать маску.
* После первого, довольно трудоемкого, этапа можно дополнительно украсить маску рельефами, сделав их с помощью веревки. Веревку или приклеивают клеем Момент, или горячим клеем, или берут салфетки и приклеивают ими веревки клеем ПВА, хорошо похлопывая сверху жесткой кистью.
На этой маске я приклеивала пластиковый шнур горячим клеем. Из пенопласта вырезала веки и губы и тоже приклеела.
Все части из пенопласта покрыть маскинтейпом, а шнур (веревку), если он пластиковый, заклеить одним слоем бумаги (туалетной). После того, как сформирована вся маска и все основные элементы на неё наклеены и закрыты маскинтейпом – веки, нос, губы, дополнительные украшательства из проволоки и веревки, наступает очередь папье-маше.
Я клеила папье-маше в три слоя из столовых салфеток – оранжевый цвет. На фотографии показан уже следующий этап работы – начало декорирования. Часть маски я сделала коллажем из тонкой цветной бумаги с текстурой.
Читайте также: