Как сделать прическу 1900 годов
Интерес к модным элементам в макияже начала XX века по сей день остается неизменным. Современные мастера макияжа при создании своего творения нередко берут за основу образы прошлых эпох. Большое значение для разнообразия работ художников стилистов и гримеров сегодня имеют сведения о тенденциях в макияже прошлых лет. В театральных постановках, кинематографе и различных областях художественной деятельности сейчас востребована стилизация модных образов эпохи начала XX в.
Для описания женского облика 1900-х гг. необходимо проанализировать, как выглядели дамы, в контексте макияжа. Изучить образ женщины конца XIX в., выявить особенности, которые остались неизменными в начале XX в., а также определить, какие элементы образа поменялись на рубеже в новом столетии, сравнить макияж женщины и элементы, составляющие его конца XIX и начала XX вв.
Интересно также выявить, какими средствами декоративной косметики они достигали ухоженного внешнего вида. Важно исследовать развитие косметической промышленность, определить основные торговые косметические марки, проанализировать, как влияли на модный женский макияж средства декоративной косметики, которые выпускали в рассматриваемый период. Охарактеризовать развитие основных косметических марок и их продукции.
В моде последнего десятилетия XIX века стройность фигуры, стремление к возвышенной простоте. Основой является стиль прерафаэлитов, предшествующий модерну. Кожа должна была быть бледной, дамы стремились использовать отбеливающие крема и рисовую пудру, для ликвидации пятен кожи, морщин, а так же небольших шрамов от оспы. В моде были темные или небесные брови, необходимые оттенки достигались путем добавления в состав частиц жженой гвоздики и сока грецкого ореха. Яркая помада считалась вульгарностью, губы должны были быть бесцветные либо нежно розоватых оттенков [1].
Женский костюм 1900-х гг. совершенно не отвечал анатомическому строению женской фигуры, но, тем не менее, он обладал бесспорной композиционной слаженностью и эмоционально-эстетической привлекательностью. Необычный профиль, S-образный изгиб фигуры, создававшийся корсетом особой формы, придавал специфическую форму бедрам, акцентировал внимание на объем груди и абсолютно прямую линию живота. Изгиб фигуры акцентировался также покроем и деталями костюма. Женский силуэт был стройным и изящным, сравнимый с благородными очертаниями античной формы [3]. Костюм периода начала XX века отличался роскошью и богатством материалов, отделок, украшений. Художник - декоратор Г.Климт (1862-1918) писал соблазнительных женщин в изысканных туалетах, нарядных платьях с обилием декора.
Румяна выпускались нежных оттенков, которые считались неотъемлемой частью макияжа. Румяна наносили на область щек и иногда на мочки ушей.
В начале XX века брови были не очень широкими, однако достаточно густыми. Брови подводили карандашом [7].
На рубеже веков модно было носить длинные густые волосы, которые укладывали в фантазийные прически (например, волны, букли, фрагменты кос) и сильно скручивали волосы. Украшения, которые вплетали в прическу, могли быть в форме насекомых или анемонов стиля модерн. Днем дамы носили шляпы с вуалью или обилием кружева, цветов, перьев. Для вечернего выхода эти сооружения припудривали золотой пудрой. Для завивки волос использовали горячие щипцы. В 1901 г. фиксировали элементы прически шпильками, сделанными из тонкой золотой проволоки [8]. Нередко у богатых дам подобные шпильки были украшены бриллиантами, рубинами, изумрудами, отделаны эмалью, либо резьбой из кости или черепахи.
В начале 1900-х гг. красота и соблазнительность не граничили с гигиеной. Уход за волосами был весьма прост, порой он ограничивался лишь расчесыванием гребнем и нанесением на них ароматического масла. В различных торговых марках шампунь только начал выпускаться. Поначалу для изготовления средства для мытья волос использовали черное мыло (дегтярное мыло) и варили его с содой. В 1904 г. был еще один рецепт мыла из поташа, в котором соединялись кокосовое и оливковое масла [8].
В 1909 г. Элизабет Арден (настоящее имя - Флоренс Найтингейл -дочь канадских фермеров) основала свою фирму в Нью-Йорке, назвав её Elizabeth Arden. Элизабет Арден родилась в 1878 г., окончила медицинский колледж, и уже в колледже заметила, что мазь из жженых белков, которой обрабатывали кожу пациентов, делала кожу очень мягкой и гладкой [7]. После этого Арден решила посвятить себя созданию крема. Работала сначала в химической лаборатории, потом в косметическом салоне. После основания собственной фирмы в 1910(16) г. открыла свой первый косметический салон на Пятой Авеню - самой престижной улице Нью-Йорка [8]. Элизабет Арден разработала целый комплекс косметических процедур по уходу за кожей. С развитием различных способов по уходу за кожей лица и тела, становится модным посещать салоны. В дальнейшем Elizabeth Arden выпустит линию декоративной косметики.
В современных журналах конца XIX и начала XX века появлялись реклама и статьи о развитии косметических марок и средств.
В данной статье подробно рассмотрен женский макияж 1900-х гг. Проанализировав самые известные косметические марки и их продукцию, удалось определить средства, при помощи которых дамы достигали ухоженного внешнего вида. Имея некий спектр оттенков различных средств декоративной косметики, вырисовался макияж, каким он действительно был в рассматриваемый период. Удалось путем сравнения женских образов конца XIX и начала XX века выявить элементы макияжа, подвергнувшиеся особым изменениям. Изучив немного историю основания и развития косметических марок, становится очевидным, какое огромное значение имело становление именно косметической индустрии.
При создании современных образов, при стилизации мастера по гриму и визажу, безусловно, обращаются к заимствованиям из прошлых эпох. Интерпретация облика 1900-х г. при создании современных театральных картин, кино, встречается достаточно часто. Идеи и замыслы начала XX века возвращаются в современное общество благодаря мастерам, порой используя лишь только новые материалы и более расширенный спектр оттенков и качества декоративных средств, позволяющих создать ощущение подлинности.
1. Poucher W.A. Poucher's perfumes, cosmetics and soaps. Printed in Manufacture and Application of Perfumes Poucher, W.A. Chapter & Hall, 1993. 379 p.
2. Паке Д. История красоты. М.: Аресель, 2003. 160 с.
3. Дзеконьская-Козловская А. Женская мода XX века / сост. и пер. О. Пустоваловой. М.: Легкая индустрия, 1977. 475 с.
4. Зелинг Ш. Мода век модельеров 1900-1999 / сост. и пер Ю. Бу- шуева, Г. Яшина. М., 2000. 546 с.
5. Шарм & Шик / сост. и пер. А.Н. Васильковой. М.: Слово/Slovo, 2006. 400 с.
6. Ladies' home journal. Lablache face powder // Топос: [сетевой журнал]. 2007. pds . lib . harvard . edu (20.12.09).
7. Sherrow V. For appearance' sake: the historical encyclopedia of good looks, beauty, and . Greenwood Publishing Group, 2001. 299 р.
8. Женщины модерна // Топос: [сетевой журнал]. 2009. liveinternet . ru (18.12.09).
9. Guerlain: 180лет в мире моды// Топос: [сетевой журнал]. 2006. elle . ru(15.12.09).
Мода к началу ХХ века меняется быстро. В ХХ веке одежда становится более простой – мужчины начинают носить костюмы темных цветов из удобных тканей, женские юбки укорачиваются, из моды выходят кринолины и корсеты. Мода на прически также изменяется. Но наибольшее влияние на прически, женские, начала ХХ века оказала Первая мировая война.
Первая мировая война, которую тогда просто называли Великой, началась в конце июля 1914 года. В войне были задействованы, так или иначе, практически все государства Земли. Война стала самой жестокой в истории. До этого еще никогда люди не уничтожали друг друга с такой жестокостью и с применением самых передовых достижений науки и техники.
К примеру, именно в Первую мировую впервые были использованы отравляющие газы. Надежда на разум рухнула. До первой мировой просвещенные умы Европы верили – достижения науки никогда не будут использованы в военных целях. Человек, обладающий знаниями, никогда не станет убивать себе подобных разумных людей.
Первая мировая война стала настоящим шоком для европейцев, ужасом, временем, уничтожившим всю веру в силу разума. По итогам Первой мировой войны свое существование прекратили четыре великие империи – Российская, Османская, Германская и Австро-Венгерская. Потери в Европе составили около 10 млн. убитых солдат, около 12 млн. убитых мирных жителей, 55 млн. раненых. Война длилась четыре года – до ноября 1918 года.
Императрица Александра Федоровна с дочерьми Татьяной и Ольгой, 1914 год, - сестры милосердия
Первая мировая стала, возможно, первой войной, когда на фронт массово уходили не только мужчины – солдаты, но и женщины – сестры милосердия. Именно от сестер милосердия, которые вытаскивали раненых солдат с поля боя, и пошла мода на короткие стрижки, которые станут так популярны в Европе в 1920-е годы.
Великая княжна Ольга (дочь императора Николая II) в платье сестры милосердия в госпитале, 1915 год
Стричь коротко волосы сестер милосердия заставила сама жизнь в условиях фронта – во время военных действий нет возможности ухаживать за длинными волосами, которые на протяжении длительного периода истории считались обязательным атрибутом женской красоты. Сестры милосердия стриглись под мальчика – ровно или выстригая волосы в кружок, иногда практически выбривали голову наголо. Благо, что под их головными уборами волос не было видно.
Завивка волос перманентом. Германия, 1929 год
Прибор для перманентной завивки, 1920-е годы
Сушка волос феном, 1920-е
Короткая стрижка, 1920-е
Носили и стрижки боб, каре.
Традиционное сочетание короткой стрижки с яркой помадой, 1920-е
С короткими стрижками женщины носили яркий макияж – ярко красили глаза и губы. Также активно носили и накладные ресницы.
В 20-е годы ХХ века меняется и сам идеал женской красоты. В этот период красивой считалась активная, решительная, самостоятельная и независимая женщина (мотогонщица, летчица, революционерка) с фигурой девочки- подростка – длинные ноги, плоская грудь, худощавая и, конечно же, с короткой стрижкой.
Короткая стрижка, на фото – Коко Шанель
В 1920-е годы женские короткие стрижки были в моде и в Советском Союзе – здесь они считались признаком революции, независимости трудящейся женщины, признаком женщины нового коммунистического общества в противовес старому буржуазному, в котором женщины носили традиционные прически из длинных волос.
Этапы завивки
В 1930-е годы поменяется идеал красоты - как в СССР, так и в Европе, к примеру, в Германии, начнет цениться образ женщины-матери, хранительницы семейного очага. Красивыми начнут считаться женщины с широкими бедрами, большой грудью, но тонкой талией. Короткие стрижки выйдут из моды.
Что касается мужских причесок начала ХХ века, то в моде были короткие стрижки с различными проборами. При этом волосы часто гладко зачесывались назад при помощи геля. Также модны были и прически с зачесом на одну сторону. В Советском Союзе в 1920-е годы рабочие часто выбривали головы наголо.
Август Маке. 'Витрина шляпного магазина'. 1913.
Дамский силуэт начала 1910-х гг. – завышенная талия, узкие рукава, прямая юбка, немного расширяющаяся книзу за счёт небольшого трена – позволял сделать акцент на немыслимой, вызывающей шляпе.
Дамские причёски и шляпы Прекрасной Эпохи.
«Твои глаза ещё невинны,
Как цветик голубой,
И эти косы слишком длинны
Александр Блок.
Шляпная мода ‘ Belle é poque ’ поражает своим разнообразием и фантазией,
В моде - легкие чёлки из завитков или тонких прядей, как бы растрёпанные ветерком. Пушистые кудряшки на лбу придавали женскому лицу некоторую милую наивность, которая так подходила Женщине – Цветку!
Однако и в России были свои замечательные мастера. Так, Иван Андреевич Андреев был не только широко известен у себя на Родине, но и получил признание в Париже. Сын крепостного крестьянина, получившего вольную в 1861 году, Андреев пешком пришёл в Москву и поступил в ученики к цирюльнику Артёмову.
Хозяева вставали в семь часов пить чай. Оба злые. Били, чем попало и за всё,- всё не так. Пороли розгами, привязавши к скамье. Раз выкинули зимой на улицу и дверь заперли. Три месяца в больнице в горячке лежал…
…Агапов был человеком состоятельным и известным – в его мастерскую, располагавшуюся неподалёку от Тверской, был открыт доступ только самым обеспеченным москвичам. К тому моменту, как Андреев поступил к нему на работу, Агапов сам уже не стриг, а только распоряжался…
Со временем талантливому молодому человеку удалось не только стать мэтром парикмахерского мастерства, но и скопить достаточно средств для открытия собственного салона на Кузнецком мосту. Андреев был настоящим фанатиком своего дела – он ездил в Европу – учиться у своих коллег, изучал новинки парикмахерской техники, осваивал передовые косметические средства.
Такое соперничество было весьма полезно – соревноваться с французскими куафёрами тогда решались немногие…
В 1900 году на Парижской Всемирной выставке Иван Андреев соревновался с лучшими европейскими куафёрами. За три свои причёски он получил три первых приза! В честь Андреева был устроен бал [12] .
Знаток московской жизни Владимир Гиляровский так писал о знаменитых парикмахерах своего времени: «Но все-таки, как ни блестящи были французы, русские парикмахеры Агапов и Андреев (последний с 1880 года) занимали, как художники своего искусства, первые места. Андреев даже получил в Париже звание профессора куафюры, ряд наград и почетных дипломов.
Славился еще в Газетном переулке парикмахер Базиль. Так и думали все, что он был француз, на самом же деле это был почтенный москвич Василий Иванович Яковлев. Модные парикмахеры тогда очень хорошо зарабатывали: таксы никакой не было.
Вместе с тем, большой популярностью пользовались скромные канотье – шляпы из соломки, напоминающие плоскую тарелку: поля ровные, тулья плоская, вокруг неё – лента. Впервые канотье стали носить молодые люди, увлекавшиеся греблей (canotier – гребец). Со временем безыскусная, но изящная соломенная шляпка гребца перекочевала в дамский гардероб.
Без канотье был невозможен ни велосипедный костюм, ни, скажем, костюм для лаун-тенниса. Шляпки для принятия водных процедур были самых различных фасонов – от беретов с помпонами, до чепчиков с кружевами и шляп, напоминающих головные уборы 1830-х гг.
Надо сказать, что шляпы 1890-х гг. при всей их затейливости, имели весьма неширокие поля. Здесь необходимо вспомнить такое понятие, как ритм костюма, то есть - убывание или нарастание объемов в чередовании конструктивных деталей. Эстетская мода конца века просто не могла создать шляпы, которые бы соперничали своей шириной с рукавами – жиго, иначе нарушилась бы вся гармония образа. Дамский силуэт 1890-х – это небольшая, но роскошная шляпка – высокий воротник – широкие плечи – осиная талия и, наконец, юбка, напоминающая раскрывшийся цветок вьюнка (тоже весьма неширокая). Шляпа (вернее, её ширина), таким образом, не должна была отвлекать внимание от головокружительного контраста массивных плеч и тончайшей талии.
Зимой дамы надевали каракулевые шапочки и меховые шляпы. Впервые появились головные уборы из трикотажа.
Гребень во все времена и у всех народов был важным аксессуаром для создания причёсок из длинных волос, а у древних славян гребни считались магическими предметами – достаточно вспомнить русские сказки, чтобы это понять. Гребень никогда не терял своей актуальности, однако, в истории причёски можно найти периоды, когда они были остро модны.
Возникновение нео – ампирных тенденций, а также подражание модам 1830-х гг., интерес к японизму, - всё это породило новую волну моды на гребни. Их создавали из различных пород дерева, рога, кости, черепахового панциря, драгметаллов, украшали каменьями и резьбой. Недорогие образцы делали из целлулоида.
К началу XX века эти странные (на наш взгляд) представления были ещё живы – женщины не решались распускать волосы на всеобщее обозрение. Клео де Мерод и Айседора Дункан осмеливались танцевать и позировать для фото с распущенными волосами, но могла ли себе это позволить молодая (а тем более – немолодая!) леди?
Чёрный цвет, столь любимый в начале XX века, ожидание конца света, спиритические сеансы, увлечённость магическими ритуалами – всё это признаки глубокой печали, которая томила людей. Дама в чёрном платье, в шляпе с чёрными страусовыми перьями как будто носила траур по кому-то (или по чему-то?) близкому. Она словно прощалась с тем понятным и удобным стилем жизни, который навсегда остался в веке девятнадцатом…
Гардероб
В 19 столетии из моды вышли средства для стягивания талии, девичий силуэт напоминал фигуру мальчугана. В моду вошли мужские рубашки с поясами. На боках сорочки проходили два грубых шва.
Для создания индивидуального гардероба женщины использовали натуральные полотна: шёлк, ситец, лён, тонкий трикотаж.
Широкие пояса, ремни присутствовали как декоративные аксессуары практически на всех платьях, туниках, удлинённых сорочках
Элементы декора
Наряды в чикагском стиле обязательно декорировали дополнительными аксессуарами: шляпками, длинными перчатками, бижутерией. До двадцатых годов существовало правило: девушки не появлялись в общественных местах без головного убора.
Это считалось предосудительным фактором. После инновационного переворота в моде слабый пол получил некоторое послабление в уставе, дамы могли выходить на улицу с непокрытой головой. Но манера носить шляпки, удлинённые перчатки считалась нормой поведения солидных независимых дам. Головные уборы для дневных прогулок напоминали очертания колокольчика. Вечерние наряды декорировали стразами, сеточками, крупными бусинами, лентами.
Мейкап в стиле ретро
Эталон красоты присутствовал не только в гардеробе, аксессуарах, причёске, но и в макияже. Красавица имела кожу цвета слоновой кости, чёрные брови, яркие губы. Взор прелестницы углублялся грамотным нанесением теней фисташкового, серого, чёрного цветов. На верхней губе карандашом вырисовывались острые уголки, поверхность губ покрывалась ярко-красной, бордовой или морковного цвета помадой.
Ретро причёски 20–х
Шевелюра с прямыми длинными волосами обрамлялась широкой лентой с элементами декора или ободком. Девушки создавали дополнительный объём на уровне макушки, чёлки при помощи начёса. В моде присутствовали завитые локоны, густые чёлки с косыми проборами.
Как создать ретро образ в домашних условиях самой?
- Волосы расчесать.
- Отделить широкую прядь в области лба.
- На локоны накрутить крупные бигуди.
- Завитые пряди собрать на затылочной области в пучок.
- Длинную прямую чёлку зафиксировать невидимками на одной из сторон причёски.
- Поверх волос надеть широкую ленту, ободок со стразами.
- Укладку зафиксировать лаком.
Собрать волосы в пучок можно на правом или левом боку. Чёлку завить на крупные цилиндры, не фиксировать, оставить свободно ниспадающей.
Причёски для дам с короткими волосами
Впервые короткую стрижку предложил парикмахер из Франции Антуан. В 1909 году актрисе Э. Лавальер предстоял выход в спектакле: роль молодой девушки. Эва на то время уже отпраздновала сорокалетний рубеж. Французский парикмахер срезал шикарные пряди актрисы. Лавальер не пожалела о своём поступке, так как визуально короткие волосы вернули её лицу молодость.
Энтузиазм девушек состригать волосы подстегнул пример К. Шанель. Модельер рассталась со своими прядями в порыве эмоционального кризиса.
Как утверждают историки, Шанель не выносила на публику настоящую причину изменения в своей внешности
Самая первая короткая стрижка. Технология выполнения простая: локоны состригаются до линии, выше ушных раковин; короткие волосы накручиваются на бигуди маленького диаметра. Стрижка подчёркивает романтический образ девушки, акцентирует внимание на главных аспектах женской красоты: глаза, губы, овал лица.
Гарсон
Техника выполнения в стиле ретро
- Чистые пряди смочить сладким сиропом (3 чайные ложки сахарного песка на стакан воды), отвар семени льна.
- Накрутить волосы на металлические шпильки.
- Дождаться высыхания локонов естественным путём.
- Снять шпильки.
- Пальцами рук уложить волны.
Современная техника выполнения
Причёски на средние и длинные волосы в ретро-стиле
Перед укладкой волос специальными щипцами для завивки шевелюра пропитывалась составом льняного семени. Отвар применялся вместо фиксатора. Локоны завивались в упругие волны и укладывались пальцами рук. Для выполнения причёски парикмахер должен обладать профессиональными качествами.
Кокетливая причёска с волнистыми короткими локонами подходит прелестницам с квадратным и овальным типом лица.
- Волосы увлажнить из пульверизатора.
- Нанести на локоны фиксатор (мусс, гель).
- При помощи плойки уложить пряди в S-образные волны.
- Обильно сбрызнуть аэрозольным фиксатором.
При помощи обычной плойки и фиксирующих средств создаётся ретро образ женщины – аристократки. Гламурный вид каре на коротких волосах/средней длины придают мягкие волны.
- На чистые увлажнённые локоны нанести фиксирующее средство (термозащитный гель для укладки).
- Кончиком расчёски сделать косой пробор.
- Разделить шевелюру на зоны.
- При помощи щипцов для завивки создать из каждой пряди отдельный виток. Направление завивки: к затылочной области.
- Витки зафиксировать по отдельности каждый при помощи невидимок.
- После полного высыхания/остывания причёски снять невидимки.
- Кудри одной из сторон причёски зафиксировать декорированной прищепкой для волос кзади.
- Вторую сторону причёски встряхнуть аккуратно пальцами рук.
- Сбрызнуть фиксирующим средством.
В заключение: украсить причёску широкой лентой, ободком со стразами, маленькой шляпкой с сеточкой.
Ретро-укладка на длинные волосы
Читайте также: