La noire секреты
ЧТО? L.A. Noire, самый таинственный и интригующий проект Rockstar Games.
ГДЕ? Лондон, не Лос-Анджелес.
По идее, этой статьи не должно было быть. Лондонское мероприятие состоялось не для прессы, а для локальных дистрибьюторов из разных стран (чтобы те знали, как лучше рекламировать новую игру). Тем не менее агентам «Игромании» удалось проникнуть на эту «закрытую вечеринку», и потому не откажем себе в удовольствии вставить тут фразу Дэнни Де Вито из фильма, в честь которого названа эта статья. Друзья, все, что вы сейчас прочитаете, — это не для печати. По большому секрету.
И строго между нами.
Особенности переиздания
В отличие от предыдущих обзоров, начать статью хотелось бы с графики, а точнее с ее отличий по сравнению с оригиналом. Сразу стоит сказать, что волшебства не произошло и перед нами лишь немного приукрашенная игра. Дальность прорисовки местности немного увеличилась, на PS4 Pro и Xbox One X добавили разрешение 4K, а консоли PS4 и Xbox One могут похвастаться полноценным Full HD (1920x1080).
Однако какого-то существенного прироста в визуальной составляющей не наблюдается. Даже на момент выхода игра явно не была самой красивой, а сейчас и подавно выглядит уж слишком устарело. Модели тел персонажей какие-то пластмассовые, детализация местности по-прежнему прихрамывает, а спецэффекты выглядят слишком деревянно. Если сравнивать L.A. Noire на PS4 с PS3-версией, то разница более заметна, нежели пытаться найти отличия с игрой на PC. На персональных компьютерах игра выглядит ничуть не хуже, чем на консолях нынешнего поколения.
Анализ особенностей графики можно проводить очень долго, затрагивая то один, то другой элемент, но в целом, картинка не воспринимается как-то свежо и современно. Однако визуальную часть L.A. Noire, как и ее оригинальную версию по-прежнему спасает анимация лиц персонажей. Даже в 2017 году видеть такую игру актеров можно только разве что в последних играх от Quantic Dream, которые в свою очередь представляют собой интерактивное кино. L.A. Noire, на секундочку, предлагает игрокам открытый мир, экшен-составляющую и квестовую часть, а посему такие проработанные лица можно считать и сейчас технологическим прорывом.
Маленькой, но довольно приятной особенностью переиздания L.A. Noire является фото-режим, которого не было в оригинале. Сделан данный режим вполне неплохо, позволяя нам при помощи нажатия двух стиков, остановить игру в любой момент геймплея и сделать скриншот. Стоит заметить, что режим имеет довольно обширный функционал. Мы можем не только менять расположение камеры, но и делать фокусировку снимка, добавлять различные эффекты и задействовать все наше воображение, чтобы потом снимок можно было поставить в качестве фона для рабочего стола.
К сожалению, переиздание на всех системах работает при частоте кадров 30 FPS. Учитывая немаленький возраст L.A. Noire, а также возможности PS4 Pro и Xbox One X, очень странно, что разработчики не добавили в игру каких-то дополнительных графических настроек, наподобие того, что есть в Rise of the Tomb Raider. На этом основные отличия переиздания L.A. Noire от оригинала, к сожалению, заканчиваются.
Геймплей
Игры про полицейских с открытым миром, экшеном и расследованиями можно пересчитать по пальцам, но ни одна из них не может предложить то, что содержится в L.A. Noire. Данный продукт — это не просто какая-то там новая часть True Crime, а полноценный детектив с интересной механикой расследования преступлений. Экшен и погони на автомобилях по открытому миру — лишь дополнение к квестовой части игры.
Каждое дело предстоит расследовать с самого начала и до конца, без пропусков моментов с допросами свидетелей, поиском улик и доказательств. В целом, каждое дело выглядит следующим образом: мы приезжаем на место преступления, осматриваемся и ищем улики, затем опрашиваем свидетелей, снова ищем улики, и уже после этого пытаемся сложить все в единую картину. Завершающим этапом в расследовании является момент с попыткой уличить человека во лжи или выудить из него всю правду.
Поначалу такая механика производит наиприятнейшие впечатления и заставляет окунуться в игру с головой, но уже на десятом-одиннадцатом деле выполнять одно и то же становится все скучнее. Из-за того, что почти всю механику игры нам позволяют пощупать уже в самом начале, ближе к концу геймплей немного выдыхается. Чтобы как можно больше получить от игры, мы не рекомендуем проходить ее за два-три дня, а попытаться растянуть прохождение на более длительный период времени с перерывами между заданиями.
Как и было описано выше, ключевой особенностью игры по-прежнему можно считать отличнейшую анимацию лиц персонажей, большую часть из которых сыграли настоящие актеры, известные по телесериалам и фильмам. Разработчики сделали реалистичные лица не просто так, а дополнили этой особенностью геймплейную часть. Дело в том, что при допросе свидетелей мы должны не только основываться на логических фактах, но и выполнять роль настоящего психолога. Выполнено это так, что при лжи персонажи часто скрывают глаза и ведут себя неестественно. Благодаря такой механике мы должны внимательно следить за всеми движениями и мимикой лиц персонажей. В большинстве случаев выглядит все это очень реалистично и не кажется чем-то вторичным и неинтересным.
Проблемой квестовой части является только то, что при обвинении персонажей механика иногда дает сбой. К примеру, мы собрали все доказательства, разобрались в деле до мельчайших подробностей и уже уверены в том, что персонаж, которого мы допрашиваем, является виновным. Однако выбирая в блокноте наиболее логическое обвинение, оказывается, что оно является неверным, вследствие чего нам нужно начинать сначала. Последствий при неправильном раскрытии преступления никаких нет, если не считать штрафов после уровня, ни на что почти не влияющих. Все что есть, так это загрузочный экран после неудачи и повторный допрос. Из-за этого некоторые могут просто наугад выбирать обвинения, не боясь, что в сюжете что-то пойдет не так, либо герой получит понижение. Все-таки этот момент можно и нужно было обыграть более интересно и разнообразно.
Второй частью игры, помимо квестов и несложных головоломок, является экшен. Поначалу все происходит как в какой-нибудь Mafia или GTA. Мы мчимся по городу, исследуя открытый мир и участвуем в перестрелках с противниками. Если останавливаться на экшен-элементах подробнее, то можно найти в них множество недостатков. Физика машин выполнена аркадно даже по сравнению с Grand Theft Auto: San Andreas, а стрельба вызывает больше раздражения, нежели удовольствия. К примеру, мы не видим, сколько у нас патронов, а управление не позволяет вообще никак изменить раскладку кнопок или хотя бы посмотреть, какое действие выполняет та или иная клавиша. Враги в перестрелках ведут себя очень глупо, не пытаясь как-то обойти нас или перегруппироваться.
GTA LA
Главный джентльменский фетиш — шляпа — отработан в игре по полной. Ее надевают, ее модно носят, она может упасть, если герою дадут коленом в нос…
Главного героя зовут Коул Фелпс, он только что вернулся с полей сражений Второй мировой, а теперь служит в полиции. В игре будет несколько крупных дел (глав), и после каждого дела Коула будут повышать: так он пройдет путь от «гаишника» до оперативника убойного отдела. С каждым витком карьеры напарники Коула будут меняться, но будут и сквозные персонажи, с которыми мы не раз столкнемся на протяжении всей игры.
Предъявите ваши доказательства!
Лос-Анджелес обещают воссоздать в мельчайших подробностях, даже с учетом расположения домов на не самых знаменитых улицах.
Тут важно сделать отступление. О чем вообще речь? Почему мы должны кому-то верить или не верить? Во-первых, контекст и здравый смысл. Грубо говоря, если у собеседника руки по локоть в крови, а он говорит, что ни при чем, есть смысл усомниться в его словах. Во-вторых, жесты и мимика. Тут вам пригодятся все знания о разговорной психологии, какие только сможете собрать. Куда смотрит собеседник, как он говорит, дергается или ведет себя уверенно — все это подскажет, как себя вести. Стоит отметить, что для записи жестов и лицевой анимации была создана отдельная студия и разработана уникальная технология motion scan, позволяющая в мельчайших деталях передавать речь героев. Ее ключевая особенность — реалистичное воспроизведение движений глаз и бровей.
Итак, мы не верим собеседнику. Можем попробовать надавить. Коул повысит голос, махнет кулаком или стукнет им по столу (возможно — и по лицу собеседника).
В допросе вам всегда показывают, верно ли вы выбрали вариант ответа. Однако пока точно не известно, что будет, если несколько раз ошибиться.
Но если у вас есть что-то весомое, то выбрать нужно третий вариант, и вот тут начинается самое интересное. Вас автоматически переносит в блокнот, и вот только сейчас, впервые, вы можете выбрать что-то из громадного списка собранных фактов и улик. В нашем случае мы смогли предъявить подозреваемой фото, на котором был запечатлен ее муж как раз на месте преступления, или почти что в буквальном смысле ткнуть допрашиваемого носом в разорванные трусы.
Такого в играх никогда не было. Геймплей строится на том, что вы внимательно смотрите и слушаете, погружаетесь в историю. То, что вы верно выбираете метод допроса, лишь доказывает ваше адекватное восприятие истории. То есть, если у вас уже есть на руках доказательства, не нужно кричать на собеседника — ему уже нечем крыть, это очевидно.
Введя такую систему диалогов, Rockstar не насаждают каких-то нелепых мини-игр, не растягивают игровой процесс. Они лишь обостряют наши чувства, заставляя внимательнее следить за расследованием.
Место преступления
Ну и конечно, ее могут сбить пулей!
Тридцать процентов — это GTA. Остальные семьдесят (а то и больше) — это расследования. Как только вы узнаете о совершенном преступлении, нужно выехать на место (освоитесь в городе — будете знать каждый закуток и без карты), а там уже заняться оперативной работой.
Первый этап — сбор улик. Вы просто ходите по месту преступления и ищете важные предметы. Никаких излишеств или, боже упаси, пиксельхантинга. Коул сам повернет голову в сторону улики, вам останется лишь подобрать ее (хотя будут и более сложные варианты, вроде записки, спрятанной в выхлопной трубе). Не нашли всех улик? Ничего страшного, можете переходить к следующей части расследования. Правда, в ней вам будет сложнее. Каждая улика «складируется» в блокноте Фелпса, словно в инвентаре, вместе с известными ему фамилиями, местами и фактами. Нет улики — меньше пространства для маневра во время допроса.
Герой Аарона Стейтона — ветеран с неустроенной жизнью, но в нашем эпизоде он вел себя как бойкий новичок, который всегда лезет на рожон.
Это и есть вторая часть расследования. Проще говоря, это диалог. Тут может быть разговор с потерпевшим или подозреваемым — с кем угодно. Важно то обстоятельство, что это не стандартная RPG-рутина, не формальный разговор, когда вам лишний раз говорят то, что уже и так ясно. Это настоящий поединок, словесная дуэль. Настоятельно советуем обратить пристальное внимание на следующие абзацы, потому что в них речь пойдет о самой потрясающей, на наш взгляд, системе диалогов на свете.
Допустим, вы подошли к потерпевшей: вот место аварии ее автомобиля, вокруг ходят врачи и полицейские, а дама косо смотрит на вас и еле-еле ворочает языком. Она пьяна. Тем не менее начинается разговор, вы спрашиваете, что случилось. Она говорит.
Дальше у вас есть три варианта ответа: верю; не верю и давлю; не верю и убеждаю доказательствами. Все! Никакого трепа раньше времени. Никаких избитых фраз. Концентрированный психологический выбор. Скажем больше: за все время лондонской презентации Фелпс поверил собеседнику ровно один раз, в то время как «нет» говорил раз сорок! Вместо ненужной болтовни вы, словно разведчик, «прокачиваете» собеседника, сражаетесь с ним в интеллектуальной дуэли.
Бульвар Сансет
(Sunset Blvd, 1950, режиссер Билли Уайлдер)
Сценарист Джо Гиллис, чей труп выловили из бассейна, принадлежащего забытой звезде немого кино, рассказывает свою историю с того света. Балансируя между драмой, детективом, голливудской сатирой и комедией (в оригинальном сценарии герой рассказывал историю трупам в морге, но на тестовых показах аудитория так громко гоготала над этими эпизодами, что их пришлось убрать), Билли Уайлдер («В джазе только девушки», «Двойная страховка») снял настоящую нуар-классику со всеми положенными атрибутами: голливудской звездой, Лос-Анджелесом, голосом за кадром и, конечно, убийством.
Китайский квартал
(Chinatown, 1974, режиссер Роман Полански)
Частный детектив Джейк Гиттис нанят богатой женой лос-анджелесского чиновника, которая подозревает своего мужа в измене. Взявшись за дело, Гиттис оказывается в лабиринте, где за каждым поворотом: махинации с землей, водоснабжением и инцест. Полански (который тут совершает знаменитый выход в роли гопника с перочинным ножиком) взял классическую нуар-формулу и усложнил ее в десять раз: разобраться в хитросплетениях «Чайнатауна» с первого раза практически невозможно, да и не нужно. Здесь действует не традиционная, детективная, а какая-то гипнотическая, потусторонняя интрига. Фраза «Forget it, Jake. It’s Chinatown» входит во все списки самых важных киноцитат в мире.
Секреты Лос-Анджелеса
(L.A. Confidential, 1997, режиссер Кертис Хенсон)
Три детектива (отличник, психопат и коррупционер) расследуют одно и то же убийство в Лос-Анджелесе. Каждый — своими методами. Если Полански усложнил классический нуар в десять раз, то Кертис Хенсон — как минимум в сто. Коррупция, полное отсутствие политкорректности, пресыщенные голливудские продюсеры, настоящие и фальшивые кинодивы, многосложные предательства и разоблачения… L.A. Confidential — это одновременно уважительный поклон всем классическим голливудским нуарам и самодостаточное жанровое произведение.
Сюжет
Несмотря на то, что игра вышла около шести лет назад и многие о ней уже почти все знают, мы не могли обойти стороной сюжетную часть. Игра переносит нас в тело молодого полицейского по имени Коул Фелпс, вот-вот вернувшегося со Второй мировой войны, получившего Серебряную Звезду и желающего очистить улицы Лос-Анджелеса от преступности. Изначально мы играем, как обычный патрульный, но буквально спустя несколько несложных дел нас повышают до детектива. Строгий начальник, опытный напарник по имени Стефан Бековски, а также до мелочей проработанный отдел полиции заставляют нас поверить в то, что мы в Лос-Анджелесе 1947 года, пытаемся внести свой вклад в борьбу с преступностью.
Время от времени нам показывают коротенькие флешбэки, позволяющие узнать прошлое главного героя и то, каким он был во время своей службы. Нам сразу дают понять, что Коул Фелпс далеко не идеальный парень, иногда действующий в угоду собственным амбициям. От этого сюжет только выигрывает, заставляя персонажа оживать в наших глазах и более подробно вслушиваться в каждую сказанную им фразу.
По мере развития сюжетной линии мы не раз будем становиться свидетелями того, насколько обманчиво может оказаться первое впечатления. Честный и принципиальный коп Фелпс будет испытывать проблемы в личной жизни, ругаться с собственной женой и идти иногда против законных методов при допросе свидетелей. В конце концов, нам показывают, как может измениться человек, который слишком твердо стоит на своем, не пытаясь прислушиваться к остальным людям.
Сюжетная линия по-настоящему начинает раскрываться ближе ко второй половине игры. Вначале мы видим множество непонятных сцен, к примеру, флешбэки газет с психиатром и бывшими военнослужащими. Однако спустя некоторое время все вопросы, возникающие при первой части игры, обретают ответы. Мы повстречаем того самого друга Джека Келсо, который постоянно становится героем флешбеков про войну, узнаем, какую аферу прокручивают некоторые высокопоставленные люди с целью нажиться на ветеранах, а также станем свидетелями множества убийств, происходящих в городе и имеющих некоторую связь.
Серьезных дыр в сюжете, которые видны невооруженным глазом, в L.A. Noire нет. Игра по-настоящему увлекает своей внутриигровой историей, но все развитие в повестввоании приходится на вторую половину прохождения, а поэтому затянутое начало может немного отпугнуть, людей привыкших видеть интригу сразу после нажатия на кнопку «Новая игра».
Черная орхидея
По нашим сведениям, игра выйдет на РС.
Один лишь этот факт позволяет L.A. Noire претендовать на звание самой кинематографичной игры в истории — вот уж где действительно ставят на сюжет! А ведь мы еще ни слова не сказали о сеттинге.
О нуаре на РС знают главным образом благодаря Max Payne. Кожаный плащ, непроглядная ночь, закадровые монологи, вечный дождь за окном… Ничего этого в L.A. Noire нет.
Мрачное настроение здесь достигается совсем другими средствами. Здесь очень здорово показано противоречие между роскошным фасадом американской жизни и ее омерзительной изнанкой.
Джаз, шампанское, шляпы — в конце сороковых Америка переживает экономический бум. В то же время с войны начинают возвращаться солдаты, и им нет места в этом новом мире. Неудержимое веселье и острое социальное напряжение. Голливуд, карьера в кино — и вся грязь кинобизнеса (продемонстрированное нам дело было о том, как продюсер изнасиловал девушку из провинции, которая мечтала получить роль в одном из его фильмов).
Тут нет места беспредельному пафосу, никто не причитает о вечных ценностях, зато очень много цинизма, коррупции и правды. Честное слово, когда расследуемое нами дело вдруг завершилось самым прагматичным образом, просто от сердца отлегло — с нами наконец-то говорят как со взрослыми, а не разыгрывают опереточные трагедии.
Один сериал, который необходимо увидеть до релиза L.A. Noire.
Сериал Mad Men, главное телесобытие со времен Lost, успел побывать на страницах всех глянцевых изданий мира. В любви к нему расписались все — от Vanity Fair и The New Yorker до, скажем, «Коммерсанта». Mad Men — это подробное жизнеописание сотрудников нью-йоркского рекламного агентства в Америке пятидесятых (а затем — в шестидесятых). Каждый сезон состоит из скромных по нынешним меркам 12-14 серий и снимается по году. Результат — набор не телевизионных эпизодов, а точеных театральных пьес. Mad Men противопоставляют не столько большому кино, сколько литературе, — на экране, кажется, не происходит вообще ничего: герои очень много пьют, курят, отпускают шутки по поводу женщин, негров и евреев и хватают за задницы секретарш с осиными талиями. Действие не просто буксует или медленно развивается, его как бы и нет вовсе (ситуация несколько меняется к третьему и четвертому сезону). Mad Men смотрят ради другого — фантастических, тонких, умнейших диалогов и маниакального внимания его создателей к деталям. Все, начиная женскими заколками и заканчивая формой бутылок кока-колы, в Mad Men имеет свой смысл и дополнительное значение. Художник сериала дает многочисленные интервью, где рассказывает, как он перевернул блошиные рынки Нью-Йорка в поиске нужной пивной крышки; об эволюции причесок героинь написан не один философский текст; к каждому сезону прилагается специальный культорологический гид, который помогает людям, не обремененным знаниями об американском быте пятидесятых, понять, что же все-таки происходит на экране.
Именно поэтому трудно представить лучших людей для того, чтобы воссоздать в L.A. Noire Лос-Анджелес пятидесятых. Постановкой кат-сцен в L.A. Noire занимается режиссер из команды Mad Men, а главную роль играет Аарон Стейтон, постоянный актер сериала. Казалось бы, зачем Rockstar, мастерам стилизации, понадобились услуги сторонних людей именно в этот раз? Дело в том, что любая культурная среда в их исполнении неизбежно окрашивается фирменным рокстаровским идиотизмом. Они патологически неспособны рассказать серьезную историю, не сорвавшись на смех в самый ответственный момент. Этот подход прекрасно работает где угодно, кроме нуара, где любой смешок моментально переводит действие в фарс. Пока авторы Mad Men кропотливо расставляют полигональные стаканы с виски по виртуальным столам, купите их сериал и посмотрите, на что эти люди способны.
Вообще, приятно смотреть, как Rockstar и Team Bondi работают со структурой игрового процесса. С одной стороны, все понимают, что во главе угла должен стоять сюжет. С другой — надо все-таки развлекать игрока геймплеем. И они сшивают эти две извечно отторгаемые материи.
Rockstar Games нечасто радует своих поклонников новыми анонсами игр, а поэтому любую новость от этих разработчиков многие воспринимают с особым интересом. Так случилось и с анонсом переиздания культового детективного экшена в открытом мире L.A. Noire, оригинальная версия которого вышла в 2011 году на PS3, Xbox 360 и PC. Давайте разберемся, стоит ли игра того, чтобы называться полноценным переизданием и может ли она подарить новый опыт в 2017 году, когда игры сделали серьезный шаг вперед.
Читайте также: