Что такое код да винчи
Вчера в Риме показали самую первую и ранее никогда не выставлявшуюся работу Леонардо да Винчи – изображение архангела Гавриила, выполненное на керамической плитке размером 20 на 20 сантиметров.
Картина, ранее хранившаяся в коллекции аристократической семьи Фениче из города Равелло, примечательна не только тем, что в лице архангела можно заметить черты самого Леонардо – в конце-концов, художники часто придают изображаемым им персонажам сходство с самим собой, но и тем, что над нижней губой Гавриила имеется число 72, ставшее уже фирменным кодом Да Винчи. Об этих-то цифрах мне и хочется рассказать поподробнее. Дело в том, что число 72 несколько лет назад было обнаружено и на самой известной работе да Винчи – «Мона Лиза». Открытие сделал итальянский исследователь Сильвано Винчети. Он заметил, что цифры начертаны под арочным мостом на заднем плане картины, а помимо них ученый сумел отыскать внутри левого зрачка Джоконды спрятанную букву S.
Длительное время цифрам 72 на полотне «Мона Лиза» ученые не придавали серьезного значения. Деталь была классифицирована, как «мелкая и незначительная», а в январе 2011 года историк Карла Глори предположила, что они всего лишь означают дату разрушения деревни Боббио – трагедия произошла в 1472 году во время наводнения в окрестностях города Пьяченца (регион Эмилия-Романья).
Согласно данной версии, мост, изображенный на заднем плане картины «Мона Лиза», – это Понте Гоббо или Старый мост дьявола, он и по сей день находится в Пьяченце и соединяет два берега реки Треббия – притока бурной и полноводной По. Известно, что в 1472 году во время разлива Треббии мост серьезно пострадал и был частично разрушен.
На фото: мост Гоббо в окрестностях Пьяченцы
До недавнего времени теория, озвученная Карлой Глори, всем казалась наиболее убедительной. Однако найденный на самом ранней работе Леонардо код 72 заставляет усомниться, а правда ли, художник обозначил на заднем фоне «Джоконды» дату наводнения в окрестностях Пьяченцы? Что могут означать таинственные цифры 72? Давайте разберемся.
1. По словам Сильвано Винчети, отыскавшего цифры на картине «Мона Лиза», они могут указывать на мужское и женское начала, а также двойственность человеческой природы. В этом случае, число 7 ассоциируется с Богом-отцом, поскольку оно имеет важную символику в христианстве (7 дней создания мира), а также сакральный смысл в иудаизме и кабале. Цифра же 2 указывает на два пола (женский и мужской), а также двойственность человеческой природы, в которой сочетаются земное и божественное начала.
2. Джузеппе Папаньи – специалист по истории искусств и эзотерики – отметил, что данное сочетание цифр вполне может быть немного-немало, а зашифрованным тайным именем Бога, которое, как полагали в Средние Века и эпоху Возрождения, состоит из 72-х букв. «В точности такие же цифры мы можем увидеть на портрете Галеаццо Санвитале, который написал Франческо Пармиджанино в 1524 году (сегодня картина находится в музее Каподимонте в Неополе). Они расположены на медальоне, который Галециано держит в руке, как бы демонстрируя зрителю. Кроме того, цифры 72 можно заметить и на керамике Николо да Урбино, созданной в 1525 году», – говорит ученый.
Портрет Галеаццо Санвитале Франческо Пармиджанино
3. А вот Карло Мутти, автор работ о живописи и алхимии, утверждает, что данные цифры – символ алхимической ртутно-серной теории. В данном случае, 7 ассоциируется как с числом планет и дней недели, так и количеством известных в то время металлов, а цифра 2 означает соединение серы и ртути, которое, согласно учению алхимиков, и порождает металлы. Итак, Ртуть (Меркурий) – это летучее и пассивное женское начало, стихии воздуха и воды. Сера же (Сульфур) – мужское и активное начало, стихии огня и земли.
Они являются королем и королевой, в результате их алхимического брака рождаются 7 металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Появление того или иного металла зависит от процентного содержания в нем ртути и серы, золото же – совершенный металл, но, чтобы он вызрел, необходимо выявить идеальное сочетание ртути и серы. Тогда человек получит возможность создавать эликсир, способный не только превращать материю в золото, но и исцелять от любых болезней.
Как известно, алхимией во времена Ренессанса увлекались все прогрессивные деятели, и Леонардо не был исключением. Так что, мне лично кажется, в числе 72 могли быть зашифрованы все три теории сразу. В конце-концов, друг другу они не противоречат, скорее одна дополняет другую.
«Код да Ви́нчи» (англ. The Da Vinci Code ) — роман, написанный американским писателем и журналистом Дэном Брауном и изданный в 2003 году издательством «Random House» (русское издание издательства «АСТ», Москва, 2004, ISBN 5-17-022457-5). «Код да Винчи» стал продолжением другого популярного романа Брауна 2000 года «Ангелы и демоны». Книга стала международным бестселлером: она переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 60 миллионов копий. «Код да Винчи» возглавляет список бестселлеров журнала «Нью-Йорк Таймс», многие считают роман лучшей книгой десятилетия. Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месте Марии Магдалины в истории христианства.
Содержание
Предшественники
Идея романа навеяна книгой Майкла Бэйджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Священная кровь и Святой Грааль» [1] , изданной в 1982 году. Нужно отметить, что имя одного из главных героев книги, Лью Тибинга (Leigh Teabing), является контаминацией имен Ли (Leigh) и Бэйджента (Baigent — анаграмма Teabing). Впоследствии Ли и Бэйджент подали в суд на Брауна, утверждая, что «Код да Винчи» является не самостоятельным произведением, а художественной версией их собственной книги, однако в 2006 суд отклонил их иск. Сам Браун, не отрицая знакомства со «Священная кровь и Святой Грааль» (которая упомянута явно в главе 60), среди главных источников информации назвал всё же книги Маргарет Старберд и «Откровение тамплиеров» Линна Пикнета и Клайва Принса. [2]
В свою очередь книга "Священная кровь и Святой Грааль" основана на исследованиях и гипотезах немецкого историка и археолога Отто Рана, изложенных в его книге «Крестовый поход против Грааля» («Kreuzzug gegen den Gral»,1933)
Свой протест также заявил научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, заявивший что часть идей была заимствована из его книги [3] .
Религиозная критика
Роман мог бы остаться незамеченным различными христианскими религиозными деятелями, если бы он не имел такого успеха, и если бы на первой странице книги не утверждалось об истинности описываемых событий. В критике обращается внимание на большое количество неточностей в изложении истории, толковании исторических фактов и использование разного рода неподтверждённых легенд.
Архиепископ Анджело Амато призвал всех католиков бойкотировать фильм «Код да Винчи». Амато назвал книгу Брауна как «пронзительно антихристианской .. полной клеветы, преступлений и исторических и теологических ошибок относительно Иисуса, Евангелия и враждебную церкви». Анджело Амата является вторым человеком в Ватикане после Папы Римского. Амато сказал, что книга, написанная Дэном Брауном, была чрезвычайно успешна, во всем мире частично благодаря тому, что он назвал «чрезвычайной культурной бедностью большого количества верующих христиан».Амато призывает христиан с большим усердием «отклонять ложь и дешёвую клевету». Он сказал, что, если бы «такая ложь и клевета были направлены на Коран или Холокост, они справедливо вызвали бы мировое восстание». Он добавил: «Ложь и клевета, направленные против Церкви и христиан, остаются безнаказанными». Амато предложил, чтобы Католики во всем мире начали организованные протесты против фильма «Код да Винчи» точно так же, как были протесты против фильма Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) «Последнее искушение Христа» в 1988 году. [4]
Наиболее активным из критиков в России был о. Андрей Кураев, собравший многие факты в отдельном материале [5] на своем миссионерском портале.
Сюжет
По сюжету книги её главный герой, доктор Роберт Лэнгдон, профессор религиозной символогии Гарвардского университета, должен распутать убийство Жака Соньера, куратора Лувра. Тело Соньера было найдено внутри Лувра обнаженным и расположенным так же, как на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», с зашифрованной надписью на его туловище. Эта надпись указывает на то, что ключ к тайне убийства нужно искать внутри знаменитых работ Леонардо да Винчи. Анализ таких работ Леонардо, как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», значительно помогает в решении этой загадки. Некоторое время спустя Роберт встречает внучку Жака Соньера - Софи Невё. Её семья (мать, отец, брат) погибла в автокатострофе. Теперь Софи и Роберту предстоит распутать множество тайн и загадок.
Главному герою романа предстоит решить две главные загадки:
- Что за тайну защищал Соньер, и почему он был убит?
- Кто убил Соньера и кто спланировал это убийство?
В романе есть несколько параллельных сюжетных линий, в которых участвуют различные персонажи. В конце книги все сюжетные линии собираются вместе в Рослинской часовне и разрешаются.
Распутывание загадки требует решения серии головоломок. Секрет заключается в местонахождении Святого Грааля, в тайном обществе, так называемом Приорате Сиона, и в ордене Тамплиеров. Католическая организация Опус Деи также играет важную роль в сюжете.
Критика русского перевода
Русский перевод романа, выпущенный издательством АСТ в 2004 г., был подвергнут критическому анализу российским лингвистом, теоретиком перевода Д.И. Ермоловичем. В своей статье «Хоть довинчивай» [6] он привел значительное число примеров логических, лексико-фразеологических и терминологических неточностей, искажений и пропусков, допущенных переводчиком романа в таких областях знаний, как религия, история, искусство, география, математика, информатика и др.
Плоды успеха
С момента выпуска в 2003 по май 2006 года «Код да Винчи» и четыре другие книги Брауна, также вошедшие в список 15 прошлогодних американских бестселлеров, принесли автору более 260 миллионов долларов. Можно отметить, что за тот же период вместе взятые первые пять книг о Гарри Поттере принесли Джоан К. Роулинг лишь около 59 миллионов долларов. В мае 2006 года состоялась премьера крупнобюджетной экранизации романа — см. Код да Винчи (фильм).
Читайте также: