Жостовская роспись павловопосадские платки вологодское кружево дымковская игрушка
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале собраны самые яркие и известные из них.
Дымковская игрушка
Жостовская роспись
Хохлома
Городецкая роспись
Уральский малахит
Гусевской хрусталь
Матрешка
Финифть
Тульский самовар
Палехская миниатюра
Гжель
Павловопосадские шали
Вологодское кружево
Шемогодская резная береста
Тульский пряник
Оренбургский пуховый платок
Полховско-Майданская роспись
Филимоновская игрушка
Абрамцево-Кудринская резьба
Вятские кружева
Роспись елочных игрушек
==============================================================
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской обл.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Шемогодская резная береста
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Оренбургский пуховый платок
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.
Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.
О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Роспись елочных игрушек
Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале посмотрим на самые яркие и известные из них.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
Это один из старейших русских промыслов, которым вятские мастера занимаются на протяжении вот уже 400 лет. Появление игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, когда из рук женщин слободы Дымково выходили глиняные свистульки в виде барашков, коняшек, козлов или уточек.
В 30-е годы XX века появилось не только большое количество вариаций весенней игрушки на тему бытовых и сказочных сюжетов, но и было разработано много новых орнаментов и цветовых сочетаний. Каждая игрушка – уникальна и единственна, ведь она лепится и расписывается мастером каждый раз заново. При этом в мире аналогов этого глиняного чуда нет.
Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Хохломская роспись появилась в деревне Хохлома, на левом берегу Волги. Однако есть большие количество и других версий появления этого старинного народного промысла. Традиционные сочные ягоды рябины в золоченым листьях на черном фоне вряд ли могут оставить равнодушными. Позднее с растительным орнаментами было добавлено изображение птиц, рыб и зверей.Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.
Городецкая роспись
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Уральский малахит
Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.
Гусевской хрусталь
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области. Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
Тульский самовар
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
Палехская миниатюра
Небольшой городок в Ивановской области Палех с давних времен славился иконописным промыслом. Еще со времен татаро-монгольского ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать. В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу – Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами. В XX веке палехские мастера вынуждены изменить сюжетную направленность свои работ – сказки Пушкин, сценки из деревенского быта, революционные мотивы.
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Павлопосадские шали
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
Вологодское кружево
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Шемогодская резная береста
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.
Тульский пряник
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Оренбургский пуховый платок
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
22 %
Аннотация к книге "Чудеса народных промыслов России"
Книга "Чудеса народных промыслов России" из серии "Удивительная Русь" посвящена ремёслам, большинство из которых возникло ещё в глубокой древности.
Автор поставила перед собой уникальную задачу: в сказочной форме рассказать не только об истоках мастерства, но и о том, как жили простые люди в старину, во что верили, что любили, в чём искали вдохновение для своего творчества.
Матрёшки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовская роспись по металлу, павловопосадские платки, вологодские кружева, дымковская игрушка, оренбургские пуховые платки, городецкая роспись, поморские птицы счастья, великоустюжское чернение по серебру - эти и многие другие самобытные ремёсла - поистине сокровищница многонациональной России.
Книга предназначена для детей и их родителей, а в целом - для широкого круга читателей, интересующихся уникальной русской культурой, эстетическими традициями.
Книга щедро снабжена познавательными выносками, содержащими исторические.
Книга "Чудеса народных промыслов России" из серии "Удивительная Русь" посвящена ремёслам, большинство из которых возникло ещё в глубокой древности.
Автор поставила перед собой уникальную задачу: в сказочной форме рассказать не только об истоках мастерства, но и о том, как жили простые люди в старину, во что верили, что любили, в чём искали вдохновение для своего творчества.
Матрёшки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовская роспись по металлу, павловопосадские платки, вологодские кружева, дымковская игрушка, оренбургские пуховые платки, городецкая роспись, поморские птицы счастья, великоустюжское чернение по серебру - эти и многие другие самобытные ремёсла - поистине сокровищница многонациональной России.
Книга предназначена для детей и их родителей, а в целом - для широкого круга читателей, интересующихся уникальной русской культурой, эстетическими традициями.
Книга щедро снабжена познавательными выносками, содержащими исторические факты, дополнительный материал о ремёслах, пояснения.
В презентации представлен обзор следующих народных художественных промыслов России:
- Богородская игрушка.
- Дымковская игрушка.
- Мазыкская (шуйская) игрушка.
- Филимоновская игрушка
- Гжельская роспись.
- Городецкая роспись.
- Жостовская роспись.
- Мезенская роспись.
- Палехская миниатюра РОСПИСЬ.
- Хохломская роспись
- Полхов-Майданская роспись.
- Великоустюжское чернение по серебру.
- Вологодское кружево.
- Гусевский хрусталь.
- Матрешка.
- Оренбургский платок.
- Павловопосадские набивные платки.
- Птица счастья.
- Скань, филигрань, зернь.
- Тульский самовар.
- Уральская резьба по камню.
- Финифть.
- Шемогодская резная береста.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rossii.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народные художественные промыслы России Матафонова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ№1» г. Северобайкальска
Цель – познакомиться с народными художественными промыслами России. Народные художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы - это национальное достояние русского народа.
Изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Богородская игрушка(резьба) Скульптурная Подвижная
Возникла в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина. Монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью . Традиционные образы дымковских игрушек —няньки с детьми, водоноски, бараны, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Все они выполнены в ярких контрастных цветах, призывающих показать радость жизни. Д ы м к о в с к а я и г р у ш к а
Мазыкская ( шуйская ) игрушка Изготавливают с помощью топора без использования других инструментов.
Птица счастья Деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Птица счастья вешается в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.
Филимоновская игрушка Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными. Большинство изделий являются “свистульками”. В росписи всегда используются чередующиеся полоски. Элементы росписи
Гжель (гжельская роспись) Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Традиционным цветом для росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Может наносится тонкий золотой декор или платина.
Городецкая роспись Роспись по деревянным предметам. Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица» и сложная сюжетная роспись.
Роспись кованых металлических (жестяных) подносов. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) Жостово ( жостовская роспись)
Мезенская роспись Роспись по дереву. Одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный
Прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки. Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. Палехская роспись (миниатюра)
Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой . Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Полхов-Майданская роспись Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.
Великоустюжское чернение по серебру Украшение черненёнными рисунками различных серебряных изделий.
Вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках). Типичный материал для вологодских кружев — лён.
Гусевский хрусталь Огромный ассортимент всевозможных изделий из цветного и прозрачного хрусталя, изготовление на заказ эксклюзивных работ, а также авторский хрусталь. Скульптуры, вазы, наборы бокалов, украшения интерьера.
Матрешка Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более.
Оренбургский платок Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).
Павловопосадские набивные платки Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани. Стиль: объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов.
Скань (филигрань) Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань с зернью
Тульский самовар Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр.
Уральская резьба по камню Сырьём для камнерезов служат местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие). Одним из самых популярных сюжетов являются Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой.
Финифть Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Шемогодская резьба Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом », используется при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок. Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводят геометрические узоры .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда
1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст.
Народные промыслы России
Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе.
Народные промыслы России
Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детейс народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деяте.
"Народные художественные промыслы"
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на .
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" .
Работа с детьми дошкольного возраста по овладению декоративным рисованием.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением английского и немецкого языков №1955
структурное подразделение 6
Доклад по самообразованию на тему:
«Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами»
Подготовила: воспитатель гр.№8
Комарова Е.Н.
Москва, 2015
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
В свое работе мы придерживаемся обязательного минимума содержания по декоративно-прикладному рисованию программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы с применением парциальных программ: «Цветные ладошки» Лыковой И.А., "Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации" Грибовской А.А, "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" Швайко Г.С., "Изобразительная деятельность в детском саду" Аверьяновой А.П.
Работа с детьми дошкольного возраста по овладению декоративным рисованием начинается со средней группы, продолжается в старшей и подготовительной группе. Мы сейчас только будем начинать эту интересную работу.
Наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (дымковскими, хохломскими, филимоновскими и т.д.), планируем со временем включить ознакомление детей с вологодскими кружевами, павловопосадскими платками, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России.
Планируем построить свою работу так, чтобы знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети должны познакомиться с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, научиться на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, мы предполагаем развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Обучение декоративному рисованию рассчитана на три года. В каждой возрастной группе предусматривается определенное количество занятий: в средней группе - одно занятие в месяц (9 в год), в старшей и подготовительной группе - два в месяц (18 в год). В подготовительной группе проводится итоговое занятие по данной программе в форме развлечения - ярмарка. Предполагаемое количество занятий на изучение одной темы - 3-5.
Работая с детьми средней группы мы ставим перед собой следующие цели:
- Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.
- Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.
- Составлять узоры на полосе, прямоугольнике, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
- Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.
- Воспитывать интерес к промыслам России
- Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
- Познакомить с новыми видами декоративно прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городец, гжель, полхов - майдан.
- Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
- Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах росписи; выделять разнообразие используемых материалов (дерево, глина, фарфор и др.).
- Составлять узоры по мотивам знакомых видов росписей, продолжать учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
- Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы коней.
- Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Подготовительная к школе группа
- Познакомить с народными игрушками - калининскими, загорскими, семеновскими; с новыми видами промыслов - жостово, вологодские кружева, павловопосалские платки
- Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять характерные особенности, присущие тому или иному виду: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
- Учит проявлять творчество в оформлении работ по мотивам народных промыслов, учить украшать объемные изделия (посуды, досок, матрешек и др.).
- Воспитывать любовь к различным видам искусства.
- Развивать художественный вкус.
Основные темы программы
Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.
Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.
Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.
Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.
Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.
Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.
Подготовительная к школе группа
Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).
Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей
Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы
Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.
Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из гжельских цветов, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.
Познакомить с платками павловопосадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.
Вашему вниманию представляем календарно-тематическое планирование по декоративно-прикладному рисованию.
Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,
Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.
В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
- Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
- Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
- Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Формы организации работы с детьми
1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Занятия по декоративному рисованию.
3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.
4. Выставки. На них могут быть представлены:
- один подлинный предмет (например, дымковский конь);
- предметы одного вида (дымковские игрушки);
- предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
- сравнение двух-трех видов.
Итогом работы может быть проведение выставки в изоуголке, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию.
- Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;
- сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;
- использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;
- упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;
- показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;
- использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;
- проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз. ");
Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.
Для достижения высоких результатов большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСПИСЬЮ
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественн.
Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами
На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узна.
Ознакомление детей дошкольного возраста с народным промыслом Гжель
Данная презентация предназначена для ознакомления детей дошкольнного возраста с народным промыслом "Гжель".
Дидактические игры для ознакомления детей дошкольного возраста с народным промыслом Архангельской области – Мезенская роспись.
Кто такие поморы и как они жили? Как работали и как отдыхали? Какие у них были обычаи, обряды и традиции? Чем украшали свой дом и быт? Помочь детям найти ответы на эти вопросы - значит восстанов.
ПРОЕКТ "ЗНакомство детей дошкольного возраста с народными промыслами"
Проект реализован в средней группе. Представлен материал по знакомству детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, хохломой.
Отчет по самообразованию "Агрессивность детей дошкольного возраста
Материал будет полезен педагогам ДОУ.
Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой
В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культ.
Читайте также: