Выгодно ли продавать игрушки ручной работы
Приветствую вас, рукодельницы и рукодельники! Меня зовут Виктория, мне 35 лет и из них почти 20 лет я занимаюсь вязанием. В какой-то момент я пришла к мысли, что хочу зарабатывать на своём любимом хобби, и решила попробовать себя в вязании на продажу.
Целью данной статьи не является попытка вас в чём-то убедить — всего лишь личный опыт, который, возможно, будет полезен вам, как был полезен мне. ☺
Автор канала Paradosik_Handmade
Как я пробовала вязать на продажу, ч. 1: инстаграмная лихорадка
Когда-то вязание было уделом бабушек и клуш, теперь же рукоделие — это очень большая и востребованная ниша. Вяжут нынче все, от младенцев до дедушек. Появилось огромное множество статей, как заработать на вязании. Красивые слова о том, как же это легко, просто и приятно.
Никогда не читала подобные статьи, честное слово. Я вообще ещё тот скептик и циник. Но все знакомые и родные активно уговаривали попробовать «собственный бизнес», ведь я так хорошо и красиво вяжу — обязательно заработаю кучу денег. Муж радостно поддержал и я ринулась в пучину фриланса и хэндмейда.
Первое, что мы сделали с мужем — это отправились на Садовод (если вязальщицы говорят, что они покупают исключительно дорогущую итальянскую пряжу — они в 80% случаях привирают, потому что даже среднего качества пряжа стоит сейчас дорого и на вязание хорошего свитера вы потратите не меньше, чем 1000—1500 рублей) и закупились пряжей на 6000 рублей. Был конец мая, поэтому пряжу я брала лёгкую и тонкую, ведь первая моя коллекция приходилась на летний сезон. Тогда я ощущала эйфорию и некий азарт — покупать пряжу я обожаю, как и любая вязальщица!
Дальше был заведён инстаграм с соответствующей тематикой и я принялась за дело — вязать и набирать подписчиков. Немного забегая вперёд, скажу, что одновременно творить и продвигать свой блог/сайт/страницу в соцсетях крайне сложно. И то и другое требует много времени. В итоге ни продвижения нормального, ни продуктивности в вязании.
Так выглядит мой инстаграм на сегодняшний день, пишу туда редко
Так как самым популярным ресурсом на тот момент (да и сейчас он не теряет своей актуальности) был инстаграм, я старалась основную активность проявлять именно там. Задача была не простой — набрать хотя бы тысячу подписчиков с нуля, без каких-либо материальных вложений. Для начала я попросила всех своих друзей подписаться на меня, оставила ссылку на своей странице во вконтакте (единственной соцсети, где я тогда обитала) и. нет, не стала ждать результата.
Я вязала и одновременно мониторила инстаграм: подписывалась на других вязальщиц, вязальные сообщества, участвовала в лайк-таймах и разборах, и выкладывала как минимум один пост в сутки. Зарегистрировалась на фейсбуке и привязала инстаграм к нему, чтобы видеть статистику посещений и делать кросспосты.
Мой рабочий день выглядел так: в 7.00 я вставала вместе с мужем, мы завтракали, он уходил на работу и я садилась вязать. Одновременно я отвлекалась на инстаграм, чтобы поучаствовать в лайк-таймах. Делала я это со всей ответственностью, на которую была способна. Потому что, во-первых, халявщикам лайки не ставят (люди тоже не дураки), а во-вторых, мне просто совесть не позволяла не отвечать взаимностью тем, кто уже поставил мне лайк (да и сама я старалась лайкнуть как можно большее количество рукодельниц). Чтобы не словить бан, я делала перерывы — не больше 50 лайков за час. Для этого даже ставила будильник на телефоне. К сожалению, больше 400 лайков на пост таким способом набрать всё равно не удавалось, и вскоре мой энтузиазм утих и участвовать в лайк-таймах я перестала.
Однако это дало мне некую базу для дальнейшего развития — мои посты стали самостоятельно (хоть и ненадолго) попадать в топ, их можно было увидеть на первых местах среди интересного по достаточно популярным тегам.
Количество подписчиков росло и за полгода я сумела набрать 1500, без накруток, ботов и «взаимоподписок» (личных подписок у меня было не больше 40). Почти каждый день кто-нибудь писал мне в директ или под постами. но покупателей не было. Интересовались схемами узора, описаниями, просто писали приятные комментарии (неприятные тоже были, но очень мало).
Изредка спрашивали цену на готовую вещь (я не вязала на заказ, предпочитая продавать уже готовое), но дальше спроса дело не шло. И вот, когда я уже почти отчаялась, у меня захотели купить вещь. и купили!
Первую вязаную вещь я продала через полгода, благодаря инстаграму, за 5000 рублей.
Та самая первая вещь, которая была продана — голубой свитер оверсайз английской резинкой. Автор Paradosik_Handmade
Радости моей не было предела! Я вновь загорелась энтузиазмом и надеждой на лучшее (уже грезила большими продажами) и на этой волне было решено наконец-то зарегистрироваться на Ярмарке Мастеров.
Как я пробовала вязать на продажу, ч.2: интернет-площадки и шоурумы
Полгода я билась в поисках того, как же всё-таки «легко» заработать на вязании, не забывая при этом про само вязание. Я вязала с раннего утра и до позднего вечера, без выходных и отпусков. Ведь от того, сколько вещей я свяжу, зависел мой заработок. Так мне казалось в начале. Очень скоро стало очевидно, что готовое изделие — это даже не 50% успеха, а всего лишь 30%.
Я перелопатила горы статей о том, как начать зарабатывать на вязании. Мозг уже кипел от всех этих кричащих заголовков «Начни зарабатывать прямо сейчас, нужно всего лишь. ». Вся эта дребедень сводилась к одному — нужно всего лишь отнести деньги дяде/тёте за его онлайн-курс (бесполезный по большей части) или оплатить онлайн-площадку/шоурум и рекламу на ней.
Но проблема была в том, что у меня не было средств на раскрутку. А были бы, я бы, наверное, даже не стала заниматься вязанием на продажу. Просто оставила бы вязание в качестве хобби. Однако реальность сурово намекала. За полгода на «вольных хлебах» я продала только одну вещь. Возможно, такой результат считался бы неплохим для домохозяйки, жаждущей заработать себе на «шпильки и булавки», но я-то хотела работать и зарабатывать!
А потому, скрепя сердце, я решила пойти на платную площадку по продаже хэндмейда. Выбор пал на Ярмарку Мастеров. Отзывов о ней было много и большинство — положительные. Сайт казался удобным и интересным (я не раз заходила на него, просто чтобы полюбоваться чужими работами).
И вот, я оплатила базовый аккаунт и загрузила свои немногочисленные готовые работы. Я тщательно подбирала им название, старалась придумать интересное описание, проставляла самые популярные теги. Но, увы. Попасть на первую страницу по запросу (или хотя бы в одну из первых) мне так и не удалось ни разу. Кто-то скажет, что вещь была недостаточно интересна, красива, востребована. Возможно. Но в вязании очень сложно угадать востребованность, часто «популярное» и «востребованное» — это совершенно разные категории.
Ярмарка Мастеров — крупнейшая русскоязычная торговая площадка для продажи вещей ручной работы
Среди популярных работ на первой странице ЯМ встречалось очень много оригинальных дизайнерских. На такие работы спрос, как правило, небольшой, но полюбоваться ими приходят многие. Меня интересовала ниша «востребованности», но здесь нужно было иметь наработанную базу — подписчиков, раскрученный аккаунт (читай — проплаченный, а не базовый уровень), большое количество работ, отзывов по ним. Всё это новичку обычно не доступно.
Но я не отчаивалась и продолжала вязать, параллельно ища какие-то реальные рычаги воздействия.
Муж предложил купить полку в шоуруме. На счастье, у него как раз был такой знакомый, владеющий шоурумом в Москве.
Шоурум в Москве! В мечтах мне уже грезились десятки. нет, сотни проданных свитеров (когда я буду успевать их вязать — я пока не думала)! Однако пришлось быстро спуститься на грешную землю: полка в шоуруме оказалась реальной деревянной полкой малюсеньких размеров где-то на задворках. Места получше стоили уже существенно дороже, но и они не гарантировали продаж, а потому вкладываться в них сразу смысла не было.
Шли месяцы, но покупать готовые вязаные вещи никто не спешил. Не было и откликов на Ярмарке Мастеров. Ощущения, что что-то я делаю не так, меня не покидали. Возможно, проблема не в онлайн-площадках и шоурумах, а всё-таки в самих изделиях? С этим смириться было сложнее всего, но, когда в один прекрасный день, мне удалось продать вторую вещь — пришлось посмотреть правде в глаза: далеко не каждая, даже хорошо связанная вещь, найдёт своего покупателя. Важно вязать именно то, что хочет большинство, а не то, что нравится тебе.
Как я пробовала вязать на продажу, ч.3: заключительная-мучительная (печальный опыт — тоже опыт)
Чтобы понять, что же я делаю не так, мне понадобился год. Целый год, за который я успела связать не больше 20 вещей (это при том, что вязала я с утра и до позднего вечера, не давая себе никаких поблажек!).
Я старалась вязать что-то интересное, оригинальное — то, чего нет и не было у других. И это, пожалуй, была моя первая и главная ошибка.
Розовый свитер с ромбами и косами. Автор Paradosik_Handmade
Мне очень хотелось выделиться среди других мастеров, но одновременно я боялась переборщить. Мне казалось, что я сохраняю некий баланс между оригинальностью, повседневностью и узнаваемостью лично моих моделей.
Я была где-то посередине — никаких выкрутасов вроде сложносочинённых узоров из розочек,но и не «ширпотреб». Меня коробило с тех вещей, которые массово вязали в определённые периоды, и потому я старалась делать что-то совершенно противоположное.
Очень популярный в 2017 кардиган «Лало», фото взято из интернета для примера
И, видимо, зря. Хотя бы на первых порах, чтобы раскрутить свои аккаунты и наработать клиентскую базу, нужно было вязать именно востребованные в данный момент вещи. Как было, например, со знаменитым свитером «Рубан», который буквально лез из всех щелей.
Свитер «Рубан», фото взято из интернета для примера
Феномен его популярности мне непонятен до сих пор, ведь если отбросить чисто внешнюю эстетику, данная вещь в быту бесполезна: что это за зимний свитер из толстенной пряжи, который едва прикрывает талию, но при этом оголяет плечи, а его рукава такие широкие, что не пролезут ни в одно зимнее пальто?! Куда его носить? Разве что, попозировать для фото. Весь интернет был завален этим позированием.
Пришлось признать горькую истину: чтобы продавать, нужно массово создавать простые, но востребованные вещи. Либо вещи на пике популярности, как кардиган «Лало» или свитер «Рубан», но это рискованный вариант, так как популярность проходит быстро. иногда буквально моментом.
Классика же вечна. Осталось только выбрать свою нишу в ней. Выбрать оказалось не так просто — хотелось вязать самое разное, под настроение. Но нужно было вязать востребованное, через не хочу. Тогда-то и связалась первая проданная вещь — это был простой свитер оверсайз английской резинкой. Но именно на него оказался выше всего спрос.
Голубой свитер оверсайз, автор Paradosik_Handmade. Фото прислала довольная заказчица
Первая продажа вдохновляла, но вязать точно такой же свитер снова (пусть и в другом цвете) мне совершенно не хотелось — однообразие убивало! Я и так просиживала ежедневно по 12-ть часов за вязанием, делая перерывы только на обед и туалет.
Я решила, что небольшое отхождение от правила не помешает, и начала вязать другой свитер, хоть и в похожем стиле. В это же время, от благодарного клиента, мне поступил запрос на ещё такие же свитеры, как тот, что я продала. Заказ нужно было выполнить в короткие сроки, к грядущему зимнему сезону.
И тут передо мной встала реальная проблема: рук у меня, как и глаз, только пара, а сами сутки не резиновые — я физически не смогу связать даже несколько свитеров за неделю. Тем более, таких объёмных. Увы, заказ этот взять я не смогла.
Я надеялась, что новая связанная вещь так же заинтересует, но подобного спроса уже не было. Чуть позже я продала её по цене себестоимости и решила завязать с вязанием на продажу, выйдя на другую работу.
Мятный пуловер оверсайз. Автор Paradosik_Handmade
Это был хоть и грустный, но полезный опыт длиною в год, из которого я вынесла следующее:
1. Прежде чем начать вязать вещи на продажу, нужно чётко определить свою целевую аудиторию — лучше не гнаться за популярным или шибко оригинальным. Старые-добрые классические вещи, связанные качественно и быстро, всегда будут в цене;
2. Лучше иметь уже готовые площадки для раскрутки своих вещей — блог о вязании, инстаграм на данную тематику, страница во вконтакте, что угодно с наработанной аудиторией. Одновременно вязать и раскручивать свои страницы в соцсетях будет сложно;
3. Как бы ни хотелось обойтись малой кровью, но вложить начальный капитал хотя бы в онлайн-площадку, типа Ярмарки Мастеров, для продажи придётся. Хотя мой личный опыт, пусть и нерелевантный, говорит о том, что выгоднее вкладываться в инстаграм и активно раскручивать свой аккаунт. Так или иначе, совсем ничего не делая, продать не получится;
4. Придётся много. очень много вязать. Если вы думаете, что будете уделять вязанию пару часов в день, то лучше сразу откажитесь от этой затеи — волка ноги кормят, а вязальщицу — руки. И чем быстрее эти руки вяжут, тем лучше;
5. Набраться терпения и ждать, параллельно продолжая вязать и раскручивать свои вязальные страницы. Времени может уйти много, и не всем в итоге везёт.
Зарабатывать на вязании действительно можно, но для этого нужно быть хорошей вязальщицей и маркетологом параллельно. Либо иметь людей, которые могут помочь в раскрутке вашего маленького начинающего бизнеса, и тогда всё обязательно получится. или нет. У меня не получилось, но я ни о чём не жалею, ведь столько лет я хотела попробовать вязать на продажу и банально боялась. И пусть этот опыт оказался немного печальным, зато теперь я точно знаю, что хочу от вязания и как могу на нём зарабатывать (не продажей, это точно). ☺
Сейчас я уже не только делаю чудесных кукол, но и обучаю других, продавая мастер-классы через интернет.
Вы можете взять мой опыт на вооружение - каждый может овладеть каким-то видом ремесла, главное - нащупать, что из того, что вы хорошо можете делать, будет продаваться.
1. Выбрав, чем заниматься, определитесь, будете ли вы учиться самостоятельно, или у кого-то.
- Учиться самостоятельно можно постепенно, тратясь на материалы по возможности, информации по разным видам рукоделия в сети МОРЕ, только успевай читать - но возможно, вы потратите какое-то кол-во денег на не подходящие материалы и инструменты, а так же, в поиске точной технологии. В частности, я потратила целых полгода почти ежедневной работы на самостоятельное освоение куклоделия!
- Купить обучение проще и надежнее, вы избежите ошибок, которые могут отбить желание учиться. Требуется вложения некоторой суммы денег сразу, но вполне возможно, что оно быстро окупится.
2. Чтоб продавать через интернет, нужно:
- выбрать какой-то один вид рукоделия (ваши покупатели должны воспринимать вас как профи в своем деле)
- сделать несколько (3-4) качественных работ по интересной цене
- сфотографировать и сделать понятное описание
- выставить где-то в сети, скажем, на Ярмарке и в своем блоге, на продажу (понятно, что для этого нужно сделать магазин на Ярмарке и сам блог)
- указать, как вы будете принимать оплату и делать доставку
- не забывать привлекать чем-то людей в свой блог
Желаю вам удачи в творчестве и в продажах!
Копирование разрешается только со ссылкой на источник и указанием автора.
Многие женщины прекрасно умеют шить, вязать и увлекаются прочими видами рукоделия, однако никогда не задумываются о том, чтобы заработать на своем хобби деньги. За основу возьмем базу плана по созданию игрушек в стиле Тедди.
- Продукт
- Анализ спроса
- Производственный план
- Себестоимость готового изделия
- Ценообразование
- Способы продвижения продукции
- Правовой аспект
- Выводы
Продукт
Первое, что вы должны сделать это определится, что не посредственно вы будете изготовлять: букеты из конфет, эксклюзивные торы на заказ, мягкие игрушки или, что то другое.
В нашем случае продуктом выступают мягкие игрушки, выполненные в стиле Тедди. Это особая технология производства, при которой все конечности игрушки являются подвижными, при этом крепления могут быть разных видов – болтовые, шплинтовые, нитяное. Традиционная игрушка Тедди – это медведь, но сегодня имеет место быть новый термин «друзья мишек Тедди» - это любое животное (коты, собаки, зайцы, коровы, лошади, жирафы). Главное – это соблюдение технологических основ шитья.
Анализ спроса
Пример анализа по запросу «Мишки Тедди»:
По запросу «Игрушки ручной работы»
По запросу «Хэнд мэйд»:
Производственный план
Следующими вопросами, на которые вы должны найти для себя ответы, являются: Как изготавливать игрушки? Какое для этого потребуется оборудование и материалы? Какое требуется помещение для начала деятельности?
Требования к помещению
Неоспоримым преимуществом данного вида деятельности является, то, что для начала бизнеса нет необходимости арендовать производственную площадь, игрушки можно изготавливать в домашних условиях.
Технология изготовления
Процесс изготовления мягких игрушек может осуществляться как в ручную, так и с использованием швейной машины. Основа любой игрушки составляет выкройка, на основании, которой происходит процесс изготовления.
Пример выкройки немецкого медведя:
Важно помнить, что создав свою уникальную выкройку, вы становитесь ее правообладателем.
Оборудование и материалы
Для полноценного домашнего производства игрушек в стиле Тедди потребуется следующее оборудование:
Игорь и Анастасия Скуратовы – супруги-предприниматели из Барнаула, мастера по изготовлению авторских кукол под брендом Astrowolki . Окончили факультет психологии Алтайского государственного университета. Увлеклись созданием кукол в 2016 году и постепенно превратили своё хобби в бизнес, в котором оба сейчас заняты фулл-тайм.
Анастасия Скуратова с детства не любила шить. Но в 2013 году они с будущем мужем Игорем отмечали годовщину начала их отношений – и договорились подарить друг другу подарки, сделанные своими руками: были студентами, выкроить деньги на что-то более серьёзное не имели возможности.
За вдохновением Анастасия отправилась в магазин сувениров ручной работы и увидела там текстильных котов. Девушка внимательно их изучила, и ей показалось, что она может повторить такую игрушку, добавив в неё что-то от себя. Она решила сшить кота и кошку с деталями, напоминающими их с Игорем.
Супруги до сих пор хранят эту кошачью парочку, ведь она стала точкой отсчёта в развитии их как мастеров по созданию авторских кукол.
С тех пор Анастасия начала пробовать шить и других кукол, а со временем её хобби заинтересовался и Игорь. Они постепенно учились новым приёмам и параллельно вели канал на YouTube, где рассказывали о том, как сшить подобные сувениры самостоятельно.
Также они завели два паблика во «ВКонтакте» (у каждого был свой «магазин») и пробовали там продавать результаты своего творчества. Однако тогда много денег это не приносило – мастера просили за персонажей 2-3 тысячи рублей.
В 2016 году молодые люди поженились и стали делать и продавать кукол вместе. Сначала их страницы в соцсетях назывались «Лавка Скуратовых», но вскоре они поняли: продвигать персонажей нужно не только в России, но и за рубежом. Для этого потребовалось сделать ребрендинг – нужно было название, понятное англоязычной аудитории. Они искали его целый месяц, и однажды придумали странное слово Astrowolki, которое отражает нетипичный стиль их кукол.
Выход на зарубежную аудиторию и создание аккаунта в Instagram вывело семейное дело на новый уровень: в 2018 году супруги поняли, что могут целиком посвятить себя производству персонажей и зарабатывать на жизнь только этим.
Создавать кукол Анастасия училась по мастер-классам в интернете. Но зачастую ей не нравились ни техники, ни результат. В конце концов она стала экспериментировать: брала материалы и смотрела, как они себя ведут при разном использовании.
«Одно время я шила шарнирных кукол – они мягкие, у них подвижные руки и ноги. Каждая их деталь прошита на машинке, – рассказывает девушка. – Нам с Игорем нравится, как они выглядят, но мне не нравится их шить. Работа на швейной машине для меня невыносимый труд. Однажды я окончательно решила: буду работать только руками».
Сейчас супруги создают только авторских каркасных кукол. У них есть собственный стиль, их персонажи узнаваемы, мастера сформировали оригинальное творческое видение методом проб и ошибок.
Работу над созданием кукол Игорь и Анастасия поделили. «В какой-то момент мы осознали, что каждому из нас нравятся разные этапы производства персонажа, – говорит Анастасия. – Я не люблю работать с выкройками, мне по душе «гибкие процессы», а Игорю не нравится делать каркасы и тела. Каждый взял на себя то, что ему по душе, и работать стало намного комфортнее».
Свои работы мастера предпочитают называть не куклами, а персонажами. «Мы относимся к ним как художники-иллюстраторы, – объясняет Игорь. – Придумываем им характер, небольшую историю. Всё это отражается на том, как они выглядят: выражение лица, цвет волос, татуировки на теле, в том числе скрытые под одеждой. Каждая деталь имеет значение и что-то рассказывает о персонаже. Впрочем, наши покупатели часто придумывают о них совсем другие истории».
В основном Игорь и Анастасия делают кукол в одном экземпляре и не повторяют их. Но бывают исключения. Например, несколько лет назад они придумали странных существ – брунов. Это смесь медведя, хорька и тролля. Брунов больше никто не делает, и они стали узнаваемым продуктом марки Astrowolki.
Идеи для персонажей мастера черпают из обычной жизни. «Иногда видишь в человеке, герое фильма или иллюстрации какую-то деталь, которая цепляет. И из неё со временем рождается целостный образ, – говорит Анастасия. – У нас есть чат, куда мы кидаем такие идеи. Допустим, «розовые волосы» или «красная кожа», или «акула с пластиковой бутылкой в голове». Потом садимся, обсуждаем их, выбираем самые интересные, додумываем концепцию».
Игорь дополняет, что сначала создается характер персонажа, а уже потом его внешний вид. Прежде чем приступить к работе, мастера рисуют эскиз. Следующий этап – каркас и объём, а затем уже одежда и другие детали внешнего вида.
В качестве каркаса используется медная проволока, объём создается с помощью рулонного синтепона. «Без «кожи» наши персонажи похожи на скульптуры, - замечает Игорь. – Внешние детали мы делаем из натуральных тканей – хлопок, лён, шерсть. Синтетику почти не используем. С натуральными тканями проще работать: они почти не тянутся, держат форму, их можно красить, красиво продырявить. Почти все материалы закупаем в Барнауле».
Семья Скуратовых сделала уже больше сотни персонажей. Работа над большой куклой (рост 37 см) занимает от двух до трёх недель. Часто они сложные, со множеством деталей. На работу над маленьким персонажем (20 см) уходит одна-две недели. В основном делаются сразу нескольких кукол параллельно, чтобы мастера имели возможность переключиться и отдохнуть.
«Я могу три дня делать персонажу кожу и очень устаю именно от этого процесса, тогда переключаюсь на другую работу, – говорит Анастасия. – Обычно мы не планируем заранее, что вот в такой-то месяц нам надо сделать столько-то персонажей. Стараемся опираться на собственные ощущения. Нам важно работать в комфортном ритме, чтобы было интересно, и мы не перегорали. Потому что заказов много».
Дороже всего стоят персонажи, которых создают по индивидуальному заказу. Их цена зависит от сложности работы. Среди тех, что выставляются на продажу, большие куклы стоят от 50 тысяч рублей, средние – 15-20 тысяч рублей, маленькие – 10-15 тысяч рублей.
«Чаще всего покупают небольшие работы, – говорит Анастасия. – Самые сложные и крупные денег приносят меньше всего – их заказывают реже, а работать над ними дольше».
Основной канал продаж у бренда Astrowolki – Instagram. 85% покупателей – женщины 25-45 лет. Однако есть и мужчины, которые купили уже несколько работ. «Что они с ними делают? Наверное, коллекционируют, – говорит Игорь. – Просто любят такие куклы. «Селят» у себя в доме существо, которое создает определённое настроение. Это как картину купить».
Среди заказчиков Скуратовых есть семейная пара художников из США, они рисуют комиксы и заказывают своих персонажей в объёме, а потом используют их на презентациях и выставках.
Те, кто делает индивидуальные заказы, иногда просят, чтобы персонаж был похож на какого-то их родственника или друга. Например, присылают фото своей мамы в молодости. Мастера обсуждают все детали, делают эскиз, согласовывают его и приступают к работе. «Зачастую заказчики дают нам свободу творчества, потому что они и приходят к нам за нашим стилем и видением. Мы редко вносим какие-то правки в эскизы», – говорит Анастасия.
Детям изделия барнаульцев покупают крайне редко, хотя они довольно крепкие и их даже можно стирать, если замараются. Однажды куклу купила девочка, которая потратила на неё накопленные деньги с карманных расходов. Её мама очень гордилась тем, что дочь купила предмет искусства.
Чаще всего персонажей Astrowolki покупают жители Австралии, Великобритании и США. Также есть заказчики в Китае, Сингапуре, Бразилии. Половина подписчиков бренда в Instagram – россияне, но они почти никогда ничего не покупают. Игорь и Настя предполагают, что просто в России не так много людей, которым нравится стилистика их персонажей.
В insta-аккаунте Astrowolki чуть больше семи тысяч подписчиков. Эту аудиторию Игорь и Анастасия собрали с помощью инструментов бесплатного продвижения. В частности, они используют хэштеги. «Многие говорят, что хэштеги не работают, но это не так, - говорит Анастасия. – Они работают, просто ими неправильно пользуются». Вот каким принципам следуют Скуратовы:
Нужно выбирать хэштеги, по которым меньше 300 тысяч постов, или хотя бы меньше 1 млн. Тогда есть шанс, что публикация попадёт в топ и расположится вверху ленты хэштега.
Хэштег надо подбирать так, чтобы твой пост в его ленте смотрелся хорошо, вписывался в неё визуально, чем-то выгодно выделялся.
При продвижении по хэштегам важно делать качественный визуальный контент, как и при использовании других инструментов продвижения в Instagram.
«Наш контент абсолютно не вписывается в ленты хэштегов о текстильных куклах. Там очень однотипные работы в одной стилистике, которую любит определённая аудитория и она не наша, – говорит Анастасия. – Мы там никому не интересны. Наша аудитория смотрит другой контент».
Через хэштеги с неочевидными смысловыми связями высока вероятность привлечь новую аудиторию, потенциальных покупателей персонажей, отмечает Игорь. Ведь человек может попросту не знать, что ему понравятся куклы Astrowolki, если он их никогда не видел.
«Многие думают, что текстильные куклы – это розовощёкие девочки с глазами-бусинками и другие варианты себе не представляют, - говорит он. – После того, как человек видит наши работы, его картина мира расширяется».
Другие платформы для продвижения пока не планируются использовать, потому что это дополнительная работа – там иная аудитория и подходы. Пока изучать всё это нет необходимости.
Игорь и Анастасия говорят, что для Барнаула они зарабатывают неплохо, но можно и больше. У художников, на которых они равняются, шире аудитория и выше цены. Их самая дорогая работа стоила $750. А те художники, которые им нравятся, просят за своих кукол $1250.
Анастасия отмечает, что у них с Игорем подписчиков в Instagram не так уж и много. У раскрученных художников их число доходит до 200 тысяч. При этом аудитория Astrowolki очень отзывчивая, вовлечённая, качественная – работы, как правило, быстро покупают.
Скуратовы регулярно повышают стоимость своих кукол, потому что количество заказов растёт. Когда они перестают справляться с потоком, увеличивают цену примерно на 30%. После повышения цен, спрос на персонажей не падает. Постоянные заказчики продолжают работать со Скуратовыми, потому что ценят их труд и понимают его сложность.
«Мы ориентируемся на свой уровень жизни и на то, насколько усложнилась работа, - говорит Анастасия. – Например, как-то перед Новым годом взяли очень тяжёлый заказ и попросили за него 20 тысяч рублей. Делали его, наверное, месяц. Сразу не оценили степень необычности – это была новая для нас форма, нестандартная фигура. К тому же до этого мы не делали сложные пальцы, а здесь было нужно. Ещё и с заказчиком сложились не очень хорошие отношения. После этого мы сразу повысили цену на больших кукол почти вдвое, потому что ощутили всю сложность своей работы. И то, насколько нам важно делать её качественно».
У Игоря и Анастасии есть разные мысли по поводу дальнейшего развития их дела, но они на них сильно не зацикливаются, потому что меняется и мир, и их видение бренда. Одно из направлений, которое они рассматривают, – обучающие блоги для русскоязычной аудитории. Игорю интересно делать контент о том, как продавать кукол и зарабатывать на этом. А Анастасия хочет делиться знаниями о процессе создания персонажей.
«Когда я работала психологом, несколько раз запускала тренинги по развитию творческого мышления. Цель была в том, чтобы люди создавали некий оригинальный предмет искусства. Но оказалось, что им интересно другое – они хотели, чтобы я им показывала, что делать, а они бы просто повторяли», - говорит Анастасия.
Скуратовы также рассматривают возможность взять третьего человека в свою команду – обучить его и работать вместе. Но, скорее всего, это будет непросто.
Также мастера хотят немного изменить порядок работы – начать продавать не готовых персонажей, а идеи: выкладывать в интернет эскизы, из которых люди смогут выбирать понравившиеся и делать на них предзаказ, так будет формироваться очередь. Скуратовы считают, что подобный формат сотрудничества будет удобнее для всех.
Бросать своё занятие Скуратовы не собираются. «С каждым годом всё становится только лучше и интереснее, поэтому мы продолжим развивать своё дело», - говорит Игорь.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360
Анна Устинова, 26 лет, живет в г. Дзержинске Нижегородской области. Окончила Нижегородский государственный технический университет (специальность «Связи с общественностью») и Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (бакалавриат «Государственное и муниципальное управление»). В течение двух лет работала педагогом в Центре художественных ремесел, после чего в 2013 году открыла собственную творческую мастерскую «Моя морковь». В 2014 году была признана «Предпринимателем года» в Нижегородской области (номинация молодежный бизнес-проект).
Анна с детства занималась в Центре художественных ремесел, освоила несколько видов рукоделия - вышивание, лоскутное шитье, изготовление тряпичных кукол и т.д. Ездила на различные конкурсы и выставки, занимала призовые места. Однако после школы поступила в дзержинский филиал НГТУ - на модную специальность «Связи с общественностью». Забегая вперёд, отметим, что компетенции, полученные в стенах альма-матер, а также коммуникабельность и открытость пригодились в бизнесе.
Началась учёба и Анна на время забыла о любимом ремесле. Однако университет же и вернул её на творческий путь. На одном из семинаров студенты-первокурсники рассказывали о себе и своих увлечениях. Аня, естественно, описала своих тряпичных кукол. Студенты и преподаватели заинтересовались народным творчеством и предложили провести мастер-класс. На первый «урок» собрались педагоги, на второй пришли студенты. Прознав про студентку-мастерицу, преподаватели из главного корпуса НГТУ пригласили ее к себе.
Дальше были ярмарки и выставки в Нижнем Новгороде, знакомые и незнакомые просили о мастер-классах, начали поступать первые заказы на эксклюзивные сувениры. Одновременно с этим в университете Анна взялась за проект по обережной кукле, вместе с командой единомышленников ездила в «экспедиции» по деревням в поисках лоскутных оберегов, записывала обряды и инструкции, собирала архивные данные, изучала теорию вопроса. Например, обнаружила, что среди огромного множества разнообразных тряпичных кукол нет местной, растяпинской (Растяпино – поселок, на месте которого в 1929 году был основан город Дзержинск) или хотя бы нижегородской.
В какой-то момент Анне пришла в голову идея создать мастерскую. В 2013 году ее проект «Семь вечеров с русской тряпичной куклой» получил грант Нижегородской области - 300 тысяч рублей. Также был получен грант от московского центра «Православная инициатива» на организацию серии мастер-классов. Мастерица приобрела швейные машины, ткани, нитки, прочее оборудование и расходные материалы, и объявила набор на курсы.
Рассчитывала обучить одну группу, но желающих набралось на пять. С каждым новым занятием или заказом приходила уверенность, что Анна нашла себя и что начатое дело нужно продолжать.
В нужный момент помог дзержинский бизнес-инкубатор. Сразу несколько человек посоветовали Анне участвовать в конкурсе бизнес-проектов начинающих предпринимателей. И она рискнула. Пришла, поделилась своими идеями и планами, показала, на что способна.
Поначалу жюри бизнес-конкурса отнеслось к идее мастерской скептически, что неудивительно - в городе химиков предпочтение отдается техническим проектам. Однако Анне Устиновой рекомендовали составить бизнес-план, зарегистрироваться в качестве ИП и все-таки подать заявку на конкурс поддержки молодых предпринимателей.
Детальная проработка бизнес-проекта и создание своего ИП – это те барьеры, страх перед которыми мешает многим инициативным и творческим молодым людям открывать своё дело. Составить план работы и развития на три года вперёд, предусмотреть риски, сформировать смету расходов, продумать источники дохода, изучить ситуацию в нужном сегменте рынка, подготовить кучу документов…
По словам Анны, на деле все это не так страшно и трудно. Конечно, пришлось углубиться в экономику, вникнуть во всё, посоветоваться с опытными специалистами. Но результат того стоил: Анна зарегистрировала ИП и написала бизнес-проект, который единогласно приняли все члены конкурсной комиссии бизнес-инкубатора.
«На момент регистрации ИП у меня не было конкурентов в городе. Это был абсолютно новый для Дзержинска проект, и это сыграло определенную роль, - говорит Анна Устинова. – Кроме того, я зарегистрировала сразу два вида деятельности: производство игр и игрушек, и розничную продажу сувениров народных промыслов. Это был важнейший аргумент в получении гранта и места в бизнес-инкубаторе – так как проект простой торговли не может участвовать в подобных конкурсах.»
Бизнес-инкубатор предоставил помещение на условиях льготной аренды, Анна дала объявление о наборе групп в соцсетях. Здесь как раз и пригодились знания по пиару. Одновременно она открыла отдел в Центральном универмаге, где продавались мягкие игрушки ручной работы, куклы-обереги, украшения, сувенирное мыло, магниты. Сарафанное радио – лучшая реклама: всем покупателям и мастерицам Аня вручала свои визитки и приглашала в мастерскую новых участниц.
Анну стали приглашать с мастер-классами в детские сады и школы. Так появились постоянные клиенты в Володарске, где Аня с учениками начальной школы готовит подарки родителям на Новый год, День матери, 8 марта, 23 февраля, День Победы. В Дзержинске школа №22 приглашает Анну в жюри творческих конкурсов, заказывает эксклюзивные призы, дарит мастер-классы самым активным классам и победителям больших школьных соревнований. Постоянные клиенты приглашают мастерицу на детские дни рождения как альтернативу аниматорам: именинник и гости заняты и уходят с праздника с сувениром.
Сейчас мастерская волшебного дела «Моя морковь» – постоянный участник ярмарок на «Рождественской стороне» в Нижнем Новгороде, на «Дзержинском Арбате», ее приглашают на Дни города в райцентры Нижегородской области.
Первые «морковные» мастер-классы проходили в помещении бизнес-инкубатора, на его базе велись занятия два года. Потом Анна приняла решение покинуть его стены (хотя льготная аренда предоставлялась на три года) - чтобы не зависеть от внешних факторов и расписания работы муниципального учреждения.
В 2015 году мастерская перебралась в просторное и удобное помещение в центре города (двухкомнатная квартира, которую хозяйка превратила в девичью «светёлку»: в одной комнате – большой стол для групповых занятий, в соседней – Анина мастерская), сейчас здесь занимаются несколько взрослых и детских групп. Приходят мамы с детьми и бабушки с внуками, молодежь, школьники и дошкольники.
Одно занятие для взрослых стоит 150-200 рублей, для детей – 50-100 рублей, месячный курс – 500 рублей. Сувенирные магниты продаются по 50-100 рублей, мягкие игрушки – от 150, куклы, сшитые по индивидуальному заказу, - от 500. Занимаются вышиванием, декупажем, валянием из шерсти, куклами-оберегами, шьют тильд и мягкие игрушки, готовят сувениры к праздникам, елочные игрушки, магниты, украшения. Одно из последних направлений – циклы занятий по созданию мягких игрушек ручной работы: мастерицы шьют их несколько занятий, потом рисуют лица, одевают.
Хозяйка мастерской непрерывно занимается саморазвитием: каждые полгода осваивает новые техники, чтобы было чему обучить своих мастериц, покупает новые интересные материалы, оборудование.
Анне помогает ее мама - готовит выкройки, режет заготовки для оберегов, сама проводит мастер-классы – по точечной живописи, акварели, рисованию кукольных лиц. А сестра проводит мастер-классы по лепке из глины. Одна из фишек «морковных» мастер-классов – непременное чаепитие после вечера рукоделия. На радость детям в мастерской живет кролик.
Таких мастерских в городе больше нет. Однако в соцсетях то и дело появляются предложение о наборе групп на те или иные платные мастер-классы, несколько раз инициативные рукодельницы инкогнито приходили «на разведку». Впрочем, на данный момент этот нелегальный бизнес не мешает «Моркови».
«Изначально вообще не было цели что-то заработать, это был культурно-социальный проект, который, развиваясь, превратился в самоокупаемый бизнес, идейный центр с постоянным развитием и путешествиями. Именно благодаря этому получилось оставить основную работу, дополнительные заработки и полностью окунуться в атмосферу творчества»
Анна намерена и дальше развивать оба направления своей деятельности: стационарные и выездные мастер-классы и магазин-ателье. Диверсификация и синергия делают бизнес самоокупаемым и рентабельным.
Анна рада, что доходов хватает на саморазвитие, новое оборудование, аренду, расходные материалы. Учитывая экономический кризис в стране и, в частности, рост безработицы в Дзержинске, в сентябре Анна снизила цены на свои изделия и услуги: оргвзнос за участие в мастер-классах сейчас стоит меньше, чем год назад, цены снизились на 50-100 рублей. И люди идут. А люди – это главная составляющая Аниной «Моркови» и жизни.
Читайте также: