Все о хохломской игрушке
Старинный русский промысел, отсчитывающий свою историю с 17 века, зародился в Нижегородской губернии. Дух и традиции народа, мощное художественное начало умельцев-волжан передает и хохломская игрушка. О том, как она появилась, чем отличается от игрушек других направлений, наконец, как самому расписать хохломскую матрешку, читайте далее.
История
Как возникла хохломская роспись, доподлинно сказать нельзя. Но с максимальной точностью специалисты могли установить, что случилось это в 17 столетии, что связано зарождение творческого направления может быть со старообрядцами, прятавшимися от гонений в заволжских лесах. Хохломой же называлось село, ставшее главным торговым центром региона, туда свозили продукцию на реализацию. Так и закрепилось название села за одним из самых красивых промыслов России.
Отличительные особенности направления – золотой цвет, который делает расписное изделие настоящей роскошью. Хохломскую посуду поставляли даже на царский двор, потому ошибочно думать, что занимались ее изготовлением поголовно все жители региона. Это были настоящие умельцы, мастера, подражать которым было непросто. Спрос имела не только посуда и утварь, но и игрушка. Традиционные узоры и цвета стали покрывать фигурки животных и людей.
Достоинства хохломской игрушки
Мастера-игрушечники брали для работы подходящие породы дерева – липу, осину, березу. Из инструментов пользовались топором, ножом да долотом. Каждая такая игрушка – целый мир для малыша, который получает ее в руки. Приоритетные красный, черный и золотой цвета играли на солнце, переливались, рождали интересные фантазии в голове ребенка. Игрушки хохломы всегда нарядные, яркие, привлекательные. Они используются и непосредственно для игры, но могут быть и привлекательным интерьерным элементом.
Семеновское предприятие «Хохломская роспись» предлагает современному покупателю уже новые игрушки, описание которых можно найти в каталоге на их сайте. Традиционен спрос на матрешки, они различаются и по декоративному оформлению, и по размеру, и по количеству кукол в комплекте. Изготавливаются сегодня в широком ассортименте и красочные новогодние хохломские игрушки: от простых копилок до больших наборов с несколькими героями.
Хохломская матрешка
У русской матрешки – японские корни. Мудрец Фукурама с несколькими фигурками внутри, привезенный с острова Хонсю, вдохновил русских умельцев на создание отечественной адаптации. Появилась матрешка в 19 веке, а в 1900 году она завоевала медаль на Всемирной выставке в Париже. По эскизам С. Малютина в Сергиевом Посаде сделали первую матрешку, и промысел этот быстро распространился по России, так как местные мастера уже умели вытачивать предметы, вкладывающиеся друг в друга (пасхальные яйца, например).
Особенности матрешки из Хохломы (или как ее правильно называть, семеновскую матрешку):
- красный, черный и золотой цвет доминируют в ее росписи;
- желтый, зеленый и коричневый цвета помогают передать точность рисунка;
- растительный орнамент стилизованный, но достаточно подробный, детализированный;
- выглядит такая игрушка более нарядной, чем Вятская, например.
Но если вы сами решили нарисовать эскиз и перенести его на деревянную заготовку, которая должна стать хохломской матрешкой, начинайте с простого. Ажурная хохлома – умение, которому требуется последовательное развитие.
Как расписать хохломой матрешку?
В токарном цехе делают заготовки, которые иногда можно найти в магазинах для творчества. Семеновские мастера делают роспись в три этапа, и на каждом этапе работает свой художник.
Для работы вам понадобятся:
- деревянная заготовка;
- краска: анилиновые, акриловые или на водной основе – гуашь будет найти проще всего;
- кисти беличьи разных размеров (у каждого мастера свои предпочтения, но № 2 самый ходовой);
- лак для покрытия – акриловый, например;
- карандаш для нанесения контуров;
- вода для смачивания кисти;
- палитра.
Хохломская роспись – матрешка поэтапно:
1. Прогрунтуйте матрешку с использованием клея на воде и крахмале, грунтуйте деревянную заготовку широкой кистью.
2. На деревянную заготовку вам нужно перенести рисунок – нарисовать личико, черты лица, руки и крупные элементы узора. Этот этап не всем удается сразу: нужна строгая симметрия, четкость линий. Потому вначале на заготовке можно отметить точки, по которым вы будете сверять симметрию.
3. Начинающим следует брать максимально простые эскизы, без детализации, чтобы работа не остановилась еще на этапе карандашного наброска. Но если вы приобрели набор для творчества, где все уже готово к росписи, то необходимый карандашный набросок уже будет нанесен на заготовку.
4. Когда вы с этим справились, пора брать в руки краски. Желтым цветом, аккуратными мазками закрашивайте платочек. Желтый платок традиционен для семеновских матрешек.
5. Далее переходите к росписи сарафана. Возьмите красную краску, ровными, неспешными мазками закрашивайте сарафан. Ручная работа требует усидчивости, потому не спешите сделать все быстрее.
6. Донышко закрашивать не нужно, фрагмент остается «пустым», дабы можно было увидеть структуру дерева. Не закрашивается и передник, так как цветочный узор рисуется сразу по деревянному основанию.
7. Рукава прокрашиваются белой краской, так наряд матрешки получится более праздничным, торжественным.
8. Приступайте к оформлению передника. Узор выбирайте любой, кому-то больше нравится выписывать розы, кому-то – ромашки. Цветок рисуется дугообразными движениями (двойным мазком). Для большей красоты добавьте бутоны по краям от центрального цветка.
9. Теперь к цветкам следует подвести зеленые листья. Прорисовывать листочки удобно тонкой кистью. Какими будут листья, зависит от ваших умений и навыков. Если они достаточные, то карандашного наброска не нужно, но если вы новичок – ориентируйтесь по наметке. Пустоты можно заполнить зелеными тонкими травинками.
10. Красным цветом для яркости матрешки легкими нажимами кисти можно обозначить ягодки.
11. Теперь можно выписывать личико. В основном для этого используется красный и черный цвет, глазки матрешке можно нарисовать голубые, яблочки на щечках – розовые. Волосы у игрушки разделены прямым пробором, чаще они темные.
12. Оцените работу – если цветовых включений больше не требуется, больших пустот нет, матрешку можно лакировать.
Мастер-класс по росписи матрешки вы также можете посмотреть в данном видео.
На создание такой матрешки много времени не уйдет. Даже новичок справится за пару часов, а то и быстрее. А дальше вы можете экспериментировать, например, расписывать лошадок или взяться за роспись ложек.
О том, как самостоятельно создать дымковскую игрушку, читайте в статье: «Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками».
Все это интересно и увлекательно. Помимо прекрасного результата вас ждет арт-терапия, которая поднимает настроение, уменьшает стресс и дает возможность отвлечься от суеты.
Словом «хохлома» называют декоративную роспись деревянной мебели или посуды золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне. Существует два основных типа росписи: «верховая» — красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. При этом заволжские мастера не используют в работе золото. Они вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.
Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы.
Во второй половине XIX века возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 году ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем в Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали пользоваться даже члены царской семьи. Так, в 1882 году императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при.
В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
Хохлома – это старинный русский промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. Этот вид народного творчества представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды. История хохломы для детей, место зарождения творчества и его разновидности, кратко для дошкольного возраста.
Что относится к народному творчеству
Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.
Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.
Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.
Что такое хохлома и ее отличительные признаки
Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.
На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах. Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры. Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.
Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.
Разновидности хохломы
Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:
- фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
- верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.
Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.
«Пряник»
Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.
«Травка»
«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.
«Ягодка»
Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.
«Кудрины»
Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.
Как и когда возникла хохлома
Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.
Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.
Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.
Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.
Роспись на предметах быта
Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.
Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Содержание:
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Виды богородских игрушек
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
1. Скульптурная игрушка
2. Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
Кузнецы, закрепленные на плашках;
Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Наряду со шкатулками из Палеха и Федоскино, гжельской посудой и жостовскими подносами, хохломская роспись являет нам изящество и богатство народного промысла. Хохломские предметы доступны в любом сувенирном магазине. Возьмёшь в руки яркую плошку и подумаешь — как её создавали? Из каких красок получились золотые завитки? Чем покрывают хохломские ложки и миски, чтобы сделать не только красивыми, но и практичными?
Музей «Золотая хохлома»
С хохломской росписью мы познакомились на её родине, в городке Семёнов Нижегородской области. Специально туда заехали, чтобы узнать, как создают «золотую хохлому». Об этом нам рассказали в тамошнем музее.
Часы работы музея: ежедневно с 9 до 18. По субботам — с 9 до 13 часов. По воскресеньям — с 10 до 16 часов.
Адрес: улица Чкалова, 18.
Попробуем на наглядных примерах приобщиться к истории хохломской росписи, взглянуть как она развивалась из поколения в поколение.
Почему роспись называют хохломской, а делают в городе Семёнов?
По сей день в именовании промысла сохранилось название старинного села Хохлома Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь впервые появились деревянные предметы с удивительным узором. Хохлома была большим и богатым селом и именно сюда крестьяне из окрестных деревень привозили на продажу свои творения. Хохломские диковинки быстро завоевали рынок. Но производить и продавать расписные штуки в Семёнове оказалось экономически выгоднее. Село Хохлома затерялось в Костромской глубинке. Основанный в 1779 году город Семенов примостился под боком у богатого купеческого Нижнего Новгорода. Центр промысла переехал в Семёнов, но сохранил историческое название — хохломская роспись.
Хохломская роспись. Как начиналась?
Есть в Семёнове несколько преданий о родоначальнике промысла. Говорят, что в XVII веке после церковного раскола появились в нижегородских глухих лесах раскольники-старообрядцы. Были среди них мастера-иконописцы. Знали они один секрет. Могли обычную липовую доску сделать «драгоценной», не используя ни капли золота. Крестьянам очень понравилась роспись старообрядцев. Они и сами кое-что умели. Старожилы этих мест славились умением мастерить деревянную посуду. Так и зародился обычай украшать самые простые и нужные вещи. Стали крестьяне украшать свою посуду росписью. В ходу у них были только три цвета: красный, чёрный, золотой. Первые рисунки не отличались сложностью.
Чашка хлебница с кортиком. Роспись «пряник» и «травка», с.Покровское
Особым шиком у мастеров считалось вырезать посуду из дуба. Дуб — дерево твёрдое, неподатливое. Немало пота проливал резчик, вытачивая ковш из цельного куска дерева. Зато служил такой ковш нескольким поколениям. Да и мастер показывал своё умение, силу и терпение.
Хохломская диковинка
Среди повседневных предметов делали мастера и совершенно особенные. Они и избу украшали, и место не занимали даром, служили с пользой. Взгляните ни большую расписную вазу. При случае в неё цветы можно поставить. Или кваску для гостей налить.
А в обыденной жизни, стоит только перевернуть вазу вверх ногами, превращалась она в удобный табурет. Украсил вазу-табурет художник П.И.Воронин из села Ново-Покровское в 1893 году. Узор на вазе называется «переплёт».
Хохломская роспись. Рисунок «переплёт»
Вам показалось, что «переплёт» не совсем вяжется с нашими представлениями о хохломской росписи? В конце XIX века местные мастеровые стали приглашать профессиональных художников. Они разрабатывали новые рисунки. «Переплёт» — один из таких искусственно внедрённых узоров. Но хохломская роспись его не приняла. Не понравился «переплёт» местным артельщикам и не прижился.
Мастер-резчик Антип Ермилович Ершов
У хохломских предметов всегда два создателя — резчик и художник. Были среди них выдающиеся мастера. Например, резчик Антип Ермилович Ершов. Какие шедевры создавал! И косолапого с поводырём, и ковш-утицу, и ратника на коне. Самой удивительной вещью Антипа Ермиловича считается цепь. Мастер выточил её из цельного бревна. Цепь не сохранилась, а её принцип показан на ложках.
В 30-е годы в Семёнов приезжал художник Пётр Кончаловский. Впечатлённый талантом мастера, он написал портрет А.Е.Ершова.
П.Кончаловский. Портрет А.Е.Ершова
Хохломская роспись. Секреты «золота»
Как из заготовки получить изящная вещь, которую не стыдно поставить на стол? Сначала деревянную болванку вытачивает мастер и придаёт ей нужную форму, тщательно шлифует. Заготовку в хохломском промысле называют «бельём».
Второй этап — грунтовка. На «бельё» наносят тонкий слой очищенной глины и дают просохнуть.
Третий этап — оливенье. Поверхность покрывают слоями олифы. Олифа — варёное растительное масло, льняное или конопляное. После нанесения каждого слоя заготовка должна полностью высохнуть. Только потом её покрывают следующим слоем. Последний, четвёртый слой должен оставаться немного вязким, не до конца просохшим. Этап оливенья очень важен, он сильно влияет на качество будущей росписи.
Дальше заготовку покрывали полудой — серебром либо оловом. Наш экскурсовод держит лужёную заготовку.
Сейчас уже не используют ни олово, ни серебро, покрывают заготовку алюминиевой крошкой.
Сверху наносили узор масляными красками. Основные пигменты — киноварь (красный) и сажа. Поверх росписи наносили льняное масло и сушили в тёплой печи. Непокрытые красками части заготовки получались «золотыми». Сочетание полуды и льняного масла давало золотой цвет.
На нижнем снимке нам показывают вазу с традиционной хохломской росписью. Чёрным цветом закрашен фон. Листья остались золотыми, непрокрашенными.
Откуда мастера Нижегородских сёл брали олово и серебро? Очевидно, что основными заказчиками хохломского промысла были монастыри. Скорее всего, они то и снабжали артели необходимым металлом. Одним из заказчиков был Троице-Сергиев монастырь.
Хохломская роспись в советское время
После 1917 года семейные мастерские и сельские артели стали государственными. Но мастера не спешили раскрывать секреты, которые узнали от отцов и дедов. Ученикам приходилось шпионить за резчиками и художниками, чтобы вызнать ту или иную тонкость.
Художественная школа в Семёнове открылась ещё в 1916 году. Выжила и выстояла благодаря стараниями Георгия Петровича Матвеева.
Мастера выпускали не столько произведения искусства, сколько утилитарные вещи. Кто не помнит журнальных столов и детских стульчиков, расписанных хохломской росписью? У нас в доме по сей день стоит такой. В музее мы подивились на хохломские лыжи. Сами такой роскоши не помним. Но экскурсовод заверила нас, что они были на потоке и с удовольствием раскупались.
Производились и единичные предметы с советской тематикой.
Не чужды мастерам оказались и мотивы из русских сказок. Узнали?
В советское время изменилась и технология производства. Изделия стали покрывать лаком.
Хохломская роспись «под фон» и «кудрина»
С течением времени в хохломской росписи выработались основные приёмы. Их три:
— Золотое травное письмо.
— Кудрина — фоновое письмо или «под фон», самая сложная роспись. Мастер «выводит» контур и закрашивает фон чёрным, реже — красным цветом. Листья и цветы остаются незакрашенными. После обжига они приобретают золотой тон.
— Травное — верховое письмо. Художник выводит «криуль», то есть основную линию. На неё «насаживает» элементы росписи — ягоды, листья, капли, завитки.
Золотая хохлома в XXI веке
В Семёнове сохранились старые традиции. Не боятся мастера и новых веяний. В большом зале музея выставлены работы наших современников.
На производстве давно используют не только дерево, но и стекло, фарфор, металл, кожу. Наверное, скоро научатся украшать пластик. 🙂
Чай привычнее пить из фарфора или стекла. Да и металл более подходящий материал для самовара.
Эксперименты смело проникают в художественную сферу. Кроме традиционных хохломских цветов можно видеть непривычный зелёный. Однажды на фабрике стало известно, что в Семёнов собирается народная артистка Людмила Георгиевна Зыкина. Певица очень любила ландыши. Специально для неё мастера создали сервиз «Ландыши». Эксклюзивный цвет остался в производстве.
Поразил нас комплект «Московия». Мастер Торопов полгода вырезал разнообразные предметы. Расписывали «Московию» 12 художниц.
Для одной из выставок изготовили трон, украшенный короной. На нём восседал Борис Николаевич Ельцин. Шахматы перед троном вырезал Торопов.
Прекрасным украшением интерьера служит декоративный камин.
Картинная рама особенно подходит для осеннего пейзажа. Золотые краски природы прекрасно сочетаются с традиционными цветами хохломской росписи.
Необычно выглядит дорожный или охотничий несессер. Казалось, что подобные вещи давно канули в Лету. Их не пускают в серию, а делают по спецзаказам. Чем не оригинальный подарок высокому начальнику? Да и послу вручить не стыдно!
В зале современных шедевров есть возможность внимательно рассмотреть роспись. Красная кудрина на чёрном фоне придаёт поверхности торжественность.
Оригинальные часы выполнены с вкраплениями зелёного цвета. Такой рисунок называется «фантазия».
Хохломская роспись в религиозном искусстве
С 1991 года традиции хохломских вещей вернулись к своим истокам. Промысел появился благодаря иконописным традициям, к ним и вернулся. Почти 30 лет на фабрике действует иконописная мастерская.
Отличие хохломской иконы от икон других школ заключается в том, что только в Семёнове поверхность доски покрывают лаком.
Поступают на фабрику заказы на изготовление иконостасов, киотов.
Есть в музее и фирменный магазин. Не ушли и мы пустые. Показываю свои приобретения. Две миниатюрные вазочки для коллекции.
И два винных бокала в дорожную сумку.
Экскурсии в Семёнове
Экскурсия по любому городу с гидом делает его музеем под открытым небом. Дома и площади представляются экспонатами, поворачиваются к гостям своей невидимой стороной и рассказывают удивительные истории.
Семёнов Музейно-туристический центр «Золотая хохлома»
«Озвучить» голос города вам поможет экскурсовод по Семёнову. Господа, не пугайтесь времени экскурсии — 7 часов. Гид предлагает трансфер из Нижнего Новгорода и обратно. Думаю, если вы приедете в Семёнов самостоятельно, то экскурсия займёт гораздо меньше времени. В неё включены посещения музеев, перерыв на обед. По желанию можно включить мастер-классы.
Еженедельный групповой тур в Семёнов из Нижнего Новгорода на целый день предлагает компания Тез.тур (TEZ.tour). В автобусную поездку включено посещение двух музеев. Это «Золотая хохлома» и «Дом Семена Ложкаря». Также вам покажут фабрику «Хохломская Роспись». Небольшая экскурсия по городу входит в маршрут. Подробности по ссылке:
Если решите задержаться на родине золотой хохломы, взгляните на наш путеводитель по Семёнову.
Читайте также: