Воспитание интереса к народной игрушке
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулика Мария Владимировна
Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учащихся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе .
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулика Мария Владимировна
Результаты экспериментального исследования по изучению влияния народной игрушки на духовно-нравственные качества младших школьников
THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process .
Текст научной работы на тему «Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста»
ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учашдхся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе.
Ключевые слова: игрушка, многофункциональность игрушки, образовательный процесс.
Игрушка - непременная принадлежность детства, поэтому весь смысл любой игрушки должен соответствовать интересам детей с учетом современной действительности.
Во все исторические эпохи игрушка была связана с ребенком, в процессе происходило формирование его умственных, физических и нравственных качеств. Исторические и экономические условия каждой эпохи накладывали отпечаток на форму, содержание игрушки, но, несмотря на это, некоторые игрушки обладают устойчивостью и универсальностью [1, с. 8].
Необходимо отметить, что ребенок, рожденный в конце ХХ - начале XXI в., использует игрушки, которые были распространены в более ранние века и эпохи. Все образы народной игрушки решены творчески. Творчество как фантазия, остроумие, смелость, изобретательность проявляется в этой области с особенной полнотой и многосторонностью.
Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помо-шью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление [2, с. 96].
Рассматривая значение народных игрушек в жизни детей младшего школьного возраста, необходимо проанализировать функции, которые несет в себе игрушка:
- культурологическая - заключается в том, что игрушка выступает объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития;
- эстетическая - в ней строго соблюдается «закон красоты». Эстетическая привлекательность -один из самых главных критериев при выборе той или иной игрушки. В то же время именно игрушка является «эталоном» красоты, которую ребенок проносит через всю свою жизнь;
- гуманизирующая - данная функция просматривается в том, что она создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей. Роль игрушки в этом процессе очень велика;
- воспитательная - заключается в воспитании сознательного отношения детей к ценностям этого мира, а также способна отражать ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Поэтому игрушка всегда отражает общечеловеческие ценности, характерные для всех стран и народов: материнство, добро;
- креативная - выступает в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Этот аспект используется в учебном процессе, когда ставится задача активизации творческих способностей ученика, повысить интерес к процессу обучения. В этом случае творчество может носить «субъективный характер», так как познание будет новое лишь для ученика;
- когнитивная - заключается в изучении знаний о мире с помощью предметно-пространственной среды на этом обобщении образов и восхождении мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному;
- информационная - заключается в том, что являясь источником информации о предметном мире, игрушка выступает средством предметного моделирования объектов;
- функциональная - позволяет ребенку узнать функцию назначения многих сложных вещей раньше, чем он сможет понять слова, которые характеризуют ту или иную функцию вещи;
- образовательная - заключается в использовании игрушки как дидактической единицы в обучении различным учебным предметам [3].
Как отмечает Г. Л. Дайн, игрушку используют в образовательном процессе в XIX в. Использование игрушки способствовало развитию средств обучения, в том числе и игрушки, которая используется и на учебных занятиях в школах. Начиная с 70-х гг. XIX в. в России выходило большое количество учебных пособий и обучающих игрушек. Среди них головоломки, пиротехнические забавы, «лабиринты», архитектурные игрушки, тематические наборы. С их помощью ребенок начинал свой первый опыт в различных областях знания [4, с. 104].
Необходимо отметить, что наравне с функциями народной игрушке присущи следующие отличительные черты:
- гуманизм (человечность, доброта);
- мягкость и лиричность;
- жизнелюбие и праздничность [1].
Современная педагогика предъявляет к игрушке следующие основные требования:
1) содействие воспитанию подрастающего поколения;
2) быть средством всестороннего развития детей, затрагивая умственные, нравственные, эстетические и физические качества ребенка.
Поэтому современные педагогические технологии уделяют большое внимание воспитательнообразовательному значению игрушки. Разрабатываются новые типы и образы игрушек, соответствующие по своему содержанию и оформлению различным возрастам и запросам детей.
Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывая волевые качества, способствуя развитию мелкой моторики.
Отражающая действительность, быт, родную природу, традиционная народная игрушка способствует формированию интересов детей, помогая воспитывать их активными и творческими людьми.
В своих проявлениях игрушка во все времена служила импульсом к действию, требуя от ребенка живого участия, при этом на ранних этапах в нее необходимо было вложить частичку своего труда, а впоследствии - вложить и творческое начало [5].
Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Готовый результат не должен украшать полку, а обязательно должен быть использован по прямому назначению.
Соглашаясь с мнением Г. В. Лабунской, мы можем сказать, что игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим школьником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь младшего школьника входит искусство.
Таким образом, значение народной игрушки в жизни детей обуславливается следующими положениями:
- во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности младшего школьника;
- во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожест-венный и этнокультурный компонент;
- в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формиро-
ванию ценностного отношения к окружающей действительности.
Анализируя приведенные выше теоретические знания, нами был поведен социологический опрос среди учащихся общеобразовательных школ города.
Так, отвечая на предложенные вопросы анкеты, мнения 59 детей распределились следующим образом:
- 15 детей отрицательно относятся к народной игрушке;
- 32 ребенка считают народную игрушку неотъемлемой частью культуры своего народа;
- 12 детей считают народную игрушку не нужной в современных условиях жизни, но при этом они могли бы посещать кружок по изучению и изготовлению игрушки, а также отметили, что игрушку можно использовать на уроках музыки (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1. Отношение учащихся к использованию народной игрушки на занятиях
Также в социологическом опросе принимали участие родители детей младшего школьного возраста. В результате были получены следующие данные:
Мнения 24 опрошенных родителей распределились следующим образом:
- 11 родителей уверены, что игрушка является одним из основополагающих компонентов воспитания ценностей у их детей;
- 10 родителей не знают практически ничего о народной игрушке и равнодушны к ней. Хотя некоторые родители могут допустить мысль о том, что игрушка может помочь в формировании ценностного отношения к миру;
- отрицательное отношение к народной игрушке высказали всего трое родителей, не мотивируя своего ответа (см. диаграмма 2).
■ отрицательное отношение I положительное отношение I нейтральное отношение
Диаграмма 2. Отношение родителей к формированию ценностей через народную игрушку
Анализируя анкеты с учетом возрастного ком -понента, мы заметили, что родители, чей возраст составляет 27-30 лет, в основном придерживаются мнения о том, что игрушка является пережитком прошлого и ее нельзя использовать в целях обучения и воспитания. Родители, чей возраст ограничивался 31-37 лет, высказали нейтральное отношение к игрушке, так как они мало знают о влиянии игрушки на сознание и психологиче-
После обработки и анализа данных анкет были разработаны следующие рекомендации. Так, учителям начальных классов, которые хотели бы использовать игрушку в качестве составной части урока, можно предложить следующее:
- классному руководителю придумать игрушку в виде одного из сказочных персонажей, который будет «ходить» в школу вместе с учениками. Учитель через эту игрушку будет следить за правописанием и прилежным поведением учеников;
- на уроках математики составлять задачи, используя сказочные мотивы и вводя народные игрушки в процесс обучения;
- на уроках внеклассного чтения - разделить класс на группы и устраивать состязания: «Кто быстрее поможет любимой игрушке пройти все препятствия», «Строим домик для тряпичной куклы» и т. д. За быстрое и правильное прочтение определенной части текста или за очень близкий пересказ ко -манда получает какую-то часть домика, карты и т. д.;
- для проведения внеклассной работы со школьниками 1-4-х классов организовать кукольный театр с самостоятельным изготовлением русских народных игрушек (глиняной, тряпичной) и разыгрыванием в нем спектаклей с использованием фольклорных мотивов;
- организовать цикл бесед по этике с использованием игрушки.
Опираясь на разработанные рекомендации, приходим к выводу о необходимости разработки спецкурса по дисциплине «народная игрушка».
Данный спецкурс составлен для учащихся начальной школы. Программа предусматривает различные виды деятельности - лекции, беседы, конкурсы и викторины, игры.
В ходе реализации дисциплины планируется проведение письменных работ, творческих зада-
скую сторону развития ребенка, но считают при этом возможным ее использование в процессе воспитания. Родители, чей возраст 39 и старше, высказались в пользу положительного влияния игрушки на процессы формирования ценностного отношения (см. табл.). Ведь посредством игрушки могут быть сформированы такие ценности, как трудолюбие, усидчивость, чувство красоты, доброты и т. д.
ний, а также организация выставок детских поделок.
1) познакомить учащихся начальных классов с историей возникновения игрушки и раскрытие проблем, связанных с современными игрушками;
2) дать представление об игрушках регионов России (севера, центра и юга).
- рассмотреть особенности всех видов народных игрушек (глиняной, тряпичной, деревянной);
- развитие творческого мышления;
- контроль усвоения теоретических знаний при помощи загадок, игр;
- развитие художественно-творческой деятельности путем включения в процесс самостоятельного решения изобразительно-пластических задач на основе региональной и национальной школы народной игрушки;
- зародить интерес к культурному наследию своего народа через народное художественное творчество.
В разработанный спецкурс «Народная игрушка» также входят:
- примерный тематический план занятий с учащимися 1-х классов;
- планы практических занятий;
Необходимо также отметить, что введение игрушки в общеобразовательный процесс должно сопровождаться рядом целевых ориентаций, таких как:
- преследование дидактической цели, которая проявляется в расширении кругозора, а также развитии общеучебных и трудовых навыков;
- воспитательная целевая ориентация включает в себя воспитание самостоятельности, формирова-
Отношение родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе
с учетом возрастных особенностей
Гипотеза 27-30 лет 31-37 лет Старше 39 лет
Отрицательное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 3 100 0 0 0 0
Положительное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 0 0 2 18 9 82
Нейтральное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 6 60 4 40 0 0
ние нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, коммуникативность;
- развивающая ориентация, когда развивается внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять, а также стимулирует развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
- социализирующие целевые ориентации заключаются в приобщении ребенка к нормам и ценностям общества, адаптируют к условиям среды.
В результате, исходя из основных положений государственного стандарта и авторских программ, игрушку можно применять в различных программах общеобразовательных школ.
Использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения педагога к ребенку до содержания программ - направлено на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
Таким образом, народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как имен-
но через нее ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения. При рассмотрении проблемного поля, можно отметить, что народная игрушка является составной частью проблем этнопедагоги-ческого взаимодействия учителя и ученика, поэтому проблемы этнокультурного образования связаны именно с содержательным компонентом [6].
Процесс подмены ценностей детского сознания не должен пройти для воспитания незамеченным. Как раньше, так и сейчас определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.
Педагогические исследования, основанные на изучении процесса игровой деятельности, показали, что нет одинакового подхода к созданию и отбору игрушек, поэтому педагог должен особым образом учитывать возрастные закономерности развития.
2. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути исторического развития. М.; Л.; АНСССР, 1936. 109 с.
3. Жданова Н. С. Многофункциональность игрушки - как фактор активного использования ее в учебном процессе // С. 5 - 8.
4. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981. 192 с., ил.
5. Блинова Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. М.: Детская литература, 1977. 189 с.
6. Малиновская С. М. Развитие идей этнопедагогики в историческом контексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 99-102.
Шулика М. В., ассистент, аспирант.
Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Ул. Королёва, 7, Белгород, Россия, 308034.
Материал поступил в редакцию 27.11.2013.
THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.
Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает формироваться социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_krayniy_variant.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
"Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игрушки "
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.
Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает формироваться социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственная и творческая активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.
Приобщение детей к национальной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».
Именно поэтому я считаю, что родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. И эта деятельность чаще всего сопровождается игрой с игрушкой. В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Народная кукла была и остаётся незаменимым спутником ребёнка с первых дней жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции (помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения). Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая её, ребёнок узнаёт историю своего народа. Кукла не рождается сама, её создаёт человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Самодельная кукла – она полна доброты, красоты, в ней есть душа. Куклы, сделанные в семье и передаваемые из поколения в поколение, содержали сокровенную родовую информацию, информацию любви и защиты от болезней, злых людей. При изготовлении народной куклы отсутствует понятие неудачи. Каждая кукла, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой.
Никому не секрет, что сегодняшнее поколение, а тем более сегодняшние дети, совсем ничего не знают о настоящей народной игрушке, когда-то здесь образовалась брешь, пустота. С большим сожалением смотришь на современные детские игрушки и видишь, как дети с ними обращаются, играют и понимаешь, что необходимо детям прививать совсем другие ценности. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Дети стремятся быть похожими и внешне и внутренне на эти новомодные куклы.
Возникает противоречие: как, играя современными игрушками развить духовный мир ребенка, основанный не на потреблении материальных ценностей, а на добре и чистоте мыслей, взглядов, поступков. Как не утратить свою индивидуальность в погоне за «чужим образом», сохранить свое «Я», свою уникальность и самобытность? Основным условием для решения данной проблемы, я считаю, в возможности использования самодельных игрушек, в том числе народных кукол. Такими куклами играли дети много лет назад на территории Руси. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. При изготовлении самодельных кукол, дети видят, насколько разными получаются их куколки, непохожими и неповторимыми. В процессе изготовления каждый ребенок, стремится украсить свою куклу в особенном стиле, придать ей черты неповторимости. В этом заключается проявление индивидуальности каждого ребенка. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Все вышеизложенное позволило определить цель моей работы:
Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное изготовление тряпичных кукол.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- познакомить с традициями русского народа;
- расширять и обогащать знания о куклах традиционной культуры;
- познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
- способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность э кспериментировать с тканью
- содействовать нравственно-патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- прививать основы культуры труда;
- способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе, создавать эмоционально-положительный настрой.
Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь объединить исторические традиции и рукотворчество детей и родителей посредством изготовления и выставки народной игрушки, используя в дальнейшем их для украшения и оформления интерьера дома и детского сада.
Алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы:
- Вводная часть (сформулировать цель работы)
- Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
- Определение последовательности работы
- Изготовление основы куклы
- Создание костюма куклы
- Оформление куклы
- Итог занятия (выставочная деятельность).
В процессе деятельности я использую следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
- показ;
- объяснение;
- наблюдение;
- импровизации;
- чтение художественных произведений;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- анализ и самоанализ.
- ткань разной фактуры, тесьма;
- нитки мулине, шерстяные нитки;
- лыко, пенька;
- береста, ветки деревьев;
- вата;
- солома
Формы взаимодействия с детьми:
- Ручной труд, конструирование
- Мастер-классы, творческие мастерские
- Творческие проекты
- Экспериментирование, проектирование, коллекционирование;
- Беседы, рассматривания, наблюдения;
- Решение проблемных ситуаций;
- Игры, викторины, чтение и обсуждение;
- Оформление выставок;
- Инсценировка и драматизация;
- Слушание, пение, танцы;
- Портфолио;
Формы взаимодействия с родителями:
- Творческие конкурсы;
- Творческие мастерские;
- Дни открытых дверей;
- Творческие проекты;
- Показ открытых занятий;
- Мастер-классы;
- Совместные посиделки;
- Консультации;
- Дискуссии;
- Информация на сайте ДОУ;
- Круглые столы;
- Родительские собрания;
- Показ и обсуждение видеоматериалов;
- Решение проблемных педагогических ситуаций;
- Выпуск газет, информационных листов, буклетов для родителей;
- Обновление информации для родителей на сайте организации.
- Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
- Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
- Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
- Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.
- Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол.
- Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы.
- Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы) .
- Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.) .
- Разработка перспективного плана.
Работа с детьми:
- Беседа «Мои любимые игры и игрушки».
- Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?», «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки?».
- Занятия – эксперименты: «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
- Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».
- Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Неразлучники»; «Пеленашка», «Кувадка», и др.
- Чтение художественной литературы: «М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек».
- Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
- Продуктивная деятельность детей: рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»; изготовление кукол «Зайчик-на-пальчик»; «Кукла на ложке».
- Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
- Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).
Результат опыта работы над данной темой:
В процессе взаимодействия педагог – дети - родители:
- дети начали проявлять интерес к народной игрушке, народно – прикладному искусству;
- овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- начали проявлять доброту, заботу и бережное отношение к игрушкам;
- возросла речевая активность в разных видах деятельности;
- сформировались знания о русской народной игрушке – кукле;
- освоили технику изготовления тряпичной куклы, очень хорошо стала получаться кукла на ложке.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости от успешных самостоятельных действий.
- освоили технику изготовления народной куклы;
- были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепились семейные связи;
- обогатили родительский опыт приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком;
- развитие творческих способностей родителей;
- повысили компетентность при выборе игрушки (предпочтение игрушкам, сделанной своими руками).
Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребёнка:
- процесс изготовления куклы приносит радость;
- работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук , активизируется словарь;
- играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли;
- застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию;
возможность оформления куклами и тряпичными игрушками интерьера детской комнаты.
В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.
Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.
Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».
Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».
Современные игрушки, изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.
Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа.
«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.
Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками»».
Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек; ну, а лето веселит «дымка». Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается приподнести детям.
Вот филимоновский петушок нарядный.
Весь такой он ладный,
У большого петуха все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем непрост,
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя –
Как корона у царя.
Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.
Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей. -2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 160 с.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия,1998. – 432 с.
4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек : планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.
Кукла в русском национальном костюме В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.
Памятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Роль народной игрушки
в воспитании дошкольника.
Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.
Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.
По содержанию игрушки можно подразделить на:
1. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребенок в повседневной жизни. К таким игрушкам относятся фигуры женщины, коня, медведя, петуха и т.д.
Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества . Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки , которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка . Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру .
2. Народная дидактическая игрушка – это игрушка , в которой отражена народная мудрость , весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка , как и всё народное творчество , отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям . Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребё нку : шары, бочонки, кольца и др.
В народной дидактической игрушке поставлена цель : дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы, они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны , они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой , ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус , развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога : поправки вносит сама игрушка .
3. Игрушки-самоделки – это игрушка, которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из коры деревьев и т. д.
Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Как влияет народная игрушка на развитие и воспитание дошкольников:
· способствует развитию у детей эстетического восприятия.
· может быть использована в процессе трудового воспитания дошкольников - последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд.
· способствует умственному развитию дошкольников.
· способствует решению задач сенсорного воспитания. Обследование игрушки осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм.
· народная игрушка содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании
· Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем мире. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).
Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления, привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно, но не знает, не замечает его качеств.
Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить , воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Простота народной игрушки , её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка.
Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зайцева Ольга Геннадьевна
В статье рассматривается народная игрушка как неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания. Ее использование в работе с детьми дошкольного возраста способствует усвоению ими духовных ценностей, заложенных в ней, формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зайцева Ольга Геннадьевна
Текст научной работы на тему «Традиционные ценности в народной игрушке»
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ
Зайцева Ольга Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования;
Гуманитарно-педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
Аннотация: в статье рассматривается народная игрушка как неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания. Ее использование в работе с детьми дошкольного возраста способствует усвоению ими духовных ценностей, заложенных в ней, формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.
Ключевые слова: народная игрушка, дети дошкольного возраста, художественные и педагогические традиции.
В конце 2015 г. президентом РФ В.В. Путиным была подписана «Стратегия национальной безопасности» [1], в которой сохранение и развитие культуры на традиционных духовно-нравственных ценностях востребовано национальными интересами страны, а их разрушение приравнивается к угрозе государственной безопасности. В этой связи, стратегической целью является сохранение и приумножение традиционных ценностей народов России.
Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его настоящего и прошлого ведет к разрушению связи между поколениями, наносит урон развитию человека и народа в целом.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому, очень важно, знакомить ребенка с культурой своего народа начиная уже с дошкольного возраста. Невозможно решать задачи нравственного, патриотического воспитания не дав детям представления и знания о национальных традициях своей Родины.
Многие черты личности, сформированные народом, являются насущными и необходимыми в воспитании подрастающего поколения. Народный кодекс воспитания многих этносов на первый план выдвигает - служение своему народу и стране. Воспитательный идеал выражается в подготовке героя для своей страны, несущий в себе собирательный образ лучших качеств данного народа. Каждый должен считать своим долгом, при необходимости, пожертвовать собой во имя своей Родины, ее благополучия. Герои русских народных сказок и былин, к примеру, долго странствуют по свету, мужают в борьбе с разными злыми силами. Добрые люди им помогают, да и сами герои не раз оказывают помощь людям, находящимся в руках злодеев. Моральный облик «героя своей страны» включает в себя такие черты, как доброта, отзывчивость, почтение к родителям и старшим, самопожертвование.
Сущностью народного идеала всегда было противопоставление добра - злу, красоты и порядка - мировому хаосу, жизнеустройства и преобразующих сил творчества - распаду и смерти, вечного - временному. В этом заложена нравственная, жизнеутверждающая сила народного творчества. Сегодня к нам постепенно возвращается национальная память, и мы с особым вниманием должны относиться к старинным традиционным обычаям, праздникам, фольклору, народной игрушке.
Народная игрушка - прошлое в настоящем. Живая традиция, сохраняющая связь поколений, народов, эпох. Это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей.
В народной игрушке фольклорная традиция синтезируется с традицией художественной. Ее отличает яркий художественный стиль народного творчества, в ней легко узнается знакомый образный язык, активное, жизнеутверждающее мировидение. Традиционная игрушка становится знаком, символизирующим народный стиль. Народной игрушке свойственны «врожденные» черты национальной культуры. Такова дымковская игрушка, богородская резьба, русская матрешка и пр., -живые носители традиционного народного творчества. В то же время известный исследователь в области народной игрушки Г.Л. Дайн [2, 186], отмечает, что в народной игрушке ярко выражен не только самобытный народный национальный характер, но также и универсальные, интернациональные черты общечеловеческой культуры. У разных народов встречаются одни и те же игрушки. Повторяются не только сами образы. Наблюдается поразительное сходство их форм конструкций, они оказываются близкими по цвету, орнаменту, росписи. Близость эта объясняется общечеловеческими потребностями. Всюду, где бы ни жили люди, перед ними всегда стояла общая важная задача - передать свой жизненный опыт следующему поколению. Народные игрушки были важным средством воспитания. Они рождались из естественной бытовой потребности, везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одним и тем же материалом.
Народная игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это атхетип представлений о добре, ставит перед собой благородную воспитательную задачу, учит добру, красоте, мудрости и сопереживанию.
Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на традиции предшествующих поколений, которые воспринимает с учетом задач, потребностей, интересов и условий своего времени.
Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, ее индивидуализацию. Они включают в себя, с одной стороны, духовные ценности этноса, а с другой, при помощи четко регламентируемых норм и правил, создают модель поведения для новых поколений, выступая при этом одним из важнейших воспитательных факторов.
Традиции выполняют целый ряд функций: устанавливают преемственность культур; являются формой хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению; производят отбор одобряемых обществом образцов поведения и эстетических, художественных ценностей. Выступая в роли коллективной памяти, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Это материальные и духовные ценности этносов: устное народное творчество, народное песенное и художественное творчество. Самое ценное в художественных промыслах - это люди, мастера и художники, хранители прекрасных традиций, замечательные творцы нового.
Мир народной игрушки - мир целостного человека, который создается условиями природного окружения и охватывается как бы одним взглядом, одним чувством, все живет в нем не порознь, а вместе: поля, леса, солнце, тучи, человек - вся земля, весь белый свет. Народный мастер, пользуясь благами природы, добытыми трудом на земле, чувствует себя внутри природы, он связан с жизнью села в целом. Народный мастер особенно чувствует свою сопричастность к культурной традиции родного края. В своем творчестве он сохраняет масштаб всеобщего, познает мир через самого себя такая причастность к целому и создает в каждой культуре свой национальный образ мира, свои образы-типы, поскольку в каждом искусстве сохраняется генетическая связь в самом переживании мира, в эмоциональных реакциях на явления и творческая переработка ее в психике человека.
Такое восприятие жизни, мира ведет к особому прочтению традиционного образа в народной игрушке, которому мы верим, потому что оно отражает не только
авторское понимание жизни, а понимание народное, отлитое временем, закрепленное в формах, традициях, несущих опыт, выработанное вековым народным сознанием.
Изучив место и роль народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста можно утверждать следующее: народная игрушка - неотъемлемая часть народной педагогики. Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Народная игрушка выступает важным фактором психического развития. Она влияет на развитие познавательной, эмоциональной сфер личности, ее творческих способностей, активизирует продуктивную деятельность, способствует формированию самостоятельности у детей.
Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Народная игрушка отражает художественные традиции, эстетические предпочтения и мировоззрение народа. Это обуславливает ее педагогическую роль как важного средства воспитания ребенка на национальных традициях. В исследовании О.Г. Батухтиной [3, 16] отмечается, что важным условием этого направления является ознакомление дошкольников с художественными и ремесленными традициями народной игрушки в сочетании с познавательным, эстетическим, нравственным и эмоциональным содержанием, а также воспитание правильного понимания ее культурно-исторического значения (произведение народного творчества, памятный подарок, традиционный национальный сувенир).
Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или интернет для взрослого. По мнению доктора психологических наук В.В. Абраменковой [4, с. 101], игрушка может выступать агентом национальной информационной безопасности. Кукла может быть политическим предметом или политическим фигурантом. В известной в 90-х годах телепередаче «Куклы», персонажи, напоминающие политических деятелей, изображались в гротеске, что не способствовало их популяризации. В свое время, в США, разразился политический скандал из-за «куклы-террориста» Бен Ладена, которая бойко распродавалась в магазинах. Вслед за этим появилась кукла-герой, изображающая президента Буша. Бизнес оказался выгодным, но создателя игрушек обвинили в антипатриотизме и подрыве национальной безопасности США. Однако он сумел убедить власти в том, что игрушки формируют адекватное отношение американцев к президенту и могут положительно повлиять на будущую избирательную кампанию.
Какова культура, таковы и игрушки. Народная игрушка представляет собой самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит средством связи поколений, в художественно-эстетическом содержании предметного окружения.
Народная игрушка - выступает культурным орудием, посредством которого в особой свернутой форме передается система духовных ценностей (исторических, нравственных, эстетических), сама суть человеческих отношений. Воплощенная в ярких образах, народная игрушка связывает настоящее с культурным прошлым народа, воспроизводит ценностное отношение к жизни, народный образ мира, формирует у детей психологию человека творца и созидателя.
Проблема окружения ребенка и в частности предметная среда, - актуальная проблема времени. Человеческая личность, характер народа и края - подгоняется сегодня под единый мировой стандарт и тем настоятельнее становится потребность в живом разнообразии предметного окружения детей, которое бы сохраняло традиционные духовно-нравственные ценности нашей культуры.
2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 192 с.
3. Батухтина О.Г. Формирование элементов национальной культуры средствами народной игрушки: Автореф. дис. . канд. пед. наук, 1999. 21 с.
Читайте также: