Волшебник изумрудного города елочные игрушки
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения художника, которого знают и взрослые, и дети. Достаточно назвать один из них — Буратино — и вы улыбнетесь, вспоминая задорного деревянного мальчишку в колпачке с кисточкой. А ведь есть и другие… но давайте по порядку.
Леонид Викторович Владимирский родился в Москве в 1920-м году. Семья его не имела отношения к искусству. Отцовская страсть к собирательству марок стала первой ступенькой к раскрытию художественного таланта мальчика. Леня часами перерисовывал марки и дополнял сюжеты новыми деталями. После школы по совету отца он поступил на инженерный факультет МИСИ, а на третьем курсе ушел на войну. Вернувшись, поступил на художественный факультет ВГИКа. Дипломная работа молодого художника произвела фурор — это был первый в истории ВГИКа цветной диафильм «Руслан и Людмила» в 80 кадрах. Он и стал отправной точкой его профессиональной реализации.
Леониду предложили место главного художника студии «Диафильм». За три года Владимирский нарисовал там 400 рисунков для 10 диафильмов, а в 1953 году создал образ Буратино. Нарисованный с 5-летней дочери Леонида Викторовича человечек оказался настолько узнаваемым, что вскоре стал культовым. Владимирского пригласили оформлять книгу о Буратино, и художник решил связать свою жизнь с книжной иллюстрацией.
Однажды он наткнулся на сказку «Волшебник Изумрудного города». Леонид Викторович был настолько впечатлен ею, что разыскал Александра Волкова и предложил ему совместную работу над циклом книг о Волшебной стране. Впервые повесть с иллюстрациями Владимирского увидела свет в 1959 году. За следующие 20 лет два мастера создали целую серию о Волшебной стране. Книги имели оглушительный успех, бесконечно переиздавались, Владимирский оформлял различные варианты изданий.
Оказывается, не все знают, что путешествие Элли и Тотошки растянулось на несколько книг и позже «перешло по наследству» к младшей сестре Элли — Энни.
Сначала Волков написал «Волшебника Изумрудного города». Сказка, которая появилась на основе повести «Удивительный волшебник из страны Оз», получила второе рождение после публикации с рисунками Владимирского в 1959 году. Девочка Элли попадает в Волшебную страну и узнает, что сможет попасть домой только после встречи с Гудвином, могущественным правителем Изумрудного города. Элли переживет удивительные приключения, обретет друзей и врагов, окажется в фантастических местах и узнает много нового о себе и мире вокруг. И… получит желаемое!
Успех книги вдохновил Александра Волкова на продолжение. Так появился «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Злобный столяр, ожививший волшебным порошком целую армию дуболомов, поработил Изумрудный город и стал следующим противником храброй Элли. Ей приходится вернуться на помощь друзьям, которых Урфин заточил в темницу. С Элли отправляется моряк Чарли Блек, ведь схватка предстоит нешуточная. И опять маленькая девочка побеждает, а вредный столяр получает по заслугам!
К большому моему сожалению (и не только моему, что уж там), информации о работе данного предприятия, в интернете и иных источниках крайне мало. Я бы даже сказала, непропорционально мало, тому количеству своеобразных, скромных, но очень милых елочных игрушек, которые осели в наших домах и в заветных коробочках с новогодними семейными сокровищами.
Вряд ли хоть одна елочная коллекция обойдется без этих человечков. Округлых, покатых, символично утрированных "малышей" и "малышек".
Производственное объединение «Актюбхимпласт» было создано в Актюбинске ( тогда Казахская ССР) в 1972 году на ул. Кобозева, на основе лакокрасочного завода и завода осветительных приборов. Из небольшого предприятие выросло в полноценное с цехами, штатом и многочисленными партиями игрушек. Основу работы производства составили три цеха:
- химический
- пластмассовый
- зеркальный
- самый поздний - цех, где непосредственно изготовлялись елочные игрушки
Из известных имен, у основания Актюбхимпласта стоял художник-оформитель Сергей Кабаков. Он начал свою трудовую деятельность аж в 1978 году и проработал до самого конца истории предприятия (до 1991 г.) Также, среди штата художественной мастерской числились известные в Актюбинске мастера: Мисюрин, Симонов, Телеушев, Колесов. В 80-е присоединился дизайнер В. Гуреев. Имена не чуждые для тех краев, в частности для Актюбинска.
В сети, можно найти вариации интересного интервью Сергея Кабакова. Вот несколько цитат из оного:
Разрисовщик Сергей, ставший лет через пять дизайнером заводоуправления, сам разрабатывал модели и мастерил из алюминия, позже из ковкого чугуна, пресс-формочки. Фотоснимки одной из разработанных им новинок сохранились у Сергея Ивановича до сегодняшнего дня. Это золотые рыбки с хвостами из серебристой мишуры. Хвосты получались разными, в зависимости от того, как приклеить пучок нитей. Одной из любимых серий, по словам художника, были игрушки «Мальчиши-малыши».
– Я создал стеклянного карапуза, глядя на собственную фотографию в детстве, – смеется мужчина, доставая из большого семейного альбома тот самый снимок. – Вот он я, с краю, в шапке-ушанке. К тому же у меня самого уже подрастал сын. В наборе было восемь игрушек, каждая имела характерные черты. Я хотел, чтобы, глядя на елочную игрушку, люди видели в ней своих маленьких шалунишек.
Игрушки артели очень хорошо знакомы коллекционерам и простым увлеченным собирателям. Многие мечтают украсить ими свою коллекцию и свою ретро-ёлочку на новый год. Эти игрушки ценятся (и в прямом и в переносном смысле), уходят за большие деньги на аукционах (иногда баснословно большие!) Если же сохранились естественным образом в семейной коллекции, ими по праву гордятся и хвастаются. Если не сохранились (или таковых не было изначально), настойчиво ищут среди лотов и предложений винтажного "рынка".
Игрушки артели "Культигрушка" отличает высокой уровень художественности и визуальной эстетичности. Без преувеличения! Эти игрушки не просто "украшение на ёлку" и уж тем более не "вещь", а маленькое произведение искусства. В большинстве случаев, это не разрозненные игрушки, а наборы. Полновесные, продуманные проекты гармоничные с точки зрения цветовой гаммы, формы и даже (что крайне важно) сюжетной целостности!
Увы, история самой артели представлена крайне фрагментарно. Точных сведений о её создании, работе, именах нет, они банально отсутствуют.
Как минимум в свободном доступе (будем на это надеяться. Ведь всегда есть шанс, что в дальнейшем всплывут новые сведения из архивов, при работе профессиональных исследователей с совершенно другими темами).
Скорее всего, история зарождения артели "Кульигрушка" стандартна и не особо отличается от истории создания других подобных производств первой половины двадцатого века. Во времена НЭПа происходило слияние промысловых и ремесленных "частников" в так называемые промысловые артели. Это было крайне выгодно всем участникам и сторонам, ибо такой трансформации охотно способствовало само государство, предоставляя артелям всевозможные льготы. Например, при соблюдении планки цен, которые не должны были быть больше государственных на аналогичную продукцию, артели освобождались от большинства налогов и контроля над розничным ценообразованием. Превышение тоже (к слову) допускалось, но не более чем на 10-13 %. Первая пятилетка характеризуется активным ростом числа подобных артелей. Кроме этого, государство определяло цены исходного материала для работы и того, требовалось для обслуживания производства. Это тоже оказалось довольно выгодно, так как купировало рвачество маленьких чиновников на местах. Льготы для артельных производств сохранялись даже в годы войны.
Родина артели "Культигрушка" Ленинград. Приблизительным годом основания считается 1928. Конкуренцию по созданию ёлочных украшений в те годы (30-е) составляла только артель "Изокульт". Причем, профиль у "Изокульта" был широким. Елочные игрушки из стекла, ваты, декоративные изображения первых лиц государства, куклы и другие игрушки, не имеющие отношения к новому году. Но в 1947 году "Изокульт" прекратила свое существование. "Культигрушка" продолжала трудиться. Однако, выпуск игрушек артели (увы) был ограниченным, а сама артель тоже просуществовала не очень долго, если измерять в масштабах истории страны и вселенной.
Артель "Культигрушка" производила стеклянные и ватные игрушки, среди ассортимента числятся и легендарные наборы для всем хорошо известной "Ёлки-малютки". У игрушек артели были свои "отцы", то есть разработчики, среди которых известны К.А.Воинова, Н.А.Барышева, Т.И. и Е.В. Королёвы. Повторюсь, это всего лишь малая часть имен, но других мы пока не знаем.
Не смотря на белые пятна в истории артели, отсутствие имен и производственной "летописи", известен очень важный факт - в годы Великой Отечественной, артель стоически осуществляла помощь фронту и внесла в общее дело Победы ощутимый вклад. С 1942 года артель налаживает производство специальной посуды (ампул), созданной по разработкам сотрудников Института переливания крови, позволяющей особым образом хранить и закупоривать кровяные растворы для раненых бойцов. Вклад - неоценимый!
Далее, Хрущёв постановил передать государству все артельные предприятия. В 1968 г. артель вошла в Производственное объединение "Ленинградская игрушка", а примерно в 1970 году стала всего лишь некрупным филиалом (филиал №2), прекратив самостоятельное существование. Конечно, до распада и закрытия было еще далеко, несколько десятков лет, но произошло оно ожидаемо и банально. В "святые" (это сарказм) 90-е. Удивительно? Нет. В 1992 году ЛПО "Ленигрушка" было приватизировано и на этой базе возникло ЗАО "Орбита", которое было реорганизовано в 2010 году под "ноль". И собственно . всё. Но это официальная история "по бумагам". Номинальное существование не означает полноценную жизнь предприятия. Производство и создание игрушек прекратилось еще в девяностые.
Характерно и удивительно, что. Мы не знаем имен и стопроцентных фактов.
Но мы до сих пор. Держим в руках игрушки артели. Восхищаемся ими, бегает за ними по блошиным рынкам и роемся в интернете. Бережём, гордимся и ловим в них отблески своего детства, юности своих родителей, молодости бабушек-дедушек. Это маленькое, стеклянное, хрупкое чудо, пережившее не только людей, но и кирпичные стены заводов и цехов.
Самые известные игрушки артели "Культигрушка" (не все)
Дело было так: деткам в саду перед сном читают по одной главе из книги Волшебник Изумрудного города. Тут воспитатели написали в общий ЧАТ о том, что в этом году елка в группе будет тематической. Сами детки выбрали тему " Волшебник изумрудного города". Поэтому просьба помочь украсить елочку в данной теме и приготовить украшения своими руками. Ну и понеслось. В голове сразу возникла идея фетровых игрушек с героями из этой книги. Благодаря Совместному пошиву у меня мильён фото в процессе. Поэтому осторожно, много фото:
Это Элли. Самое тяжелое для меня это ровные стежки, но я ооочень старалась. Решила всех сделать по правилам. чтобы отдельно тело и отдельно одежда. А не просто обойтись без самого тела и сшивать между собой одежду без основы из самого тела. Так часто делают для игрушек из фетра
С ней долгооо возилась. Уже одежду сшила, а лицо не могла придумать. И в конце придумалось и вот, что вышло. Рубашка из мягкого фетра 0,5мм с х. б. кружевом. Юбка с подкладкой из фатина. Башмачки серебристые, как и по книге от злой волшебницы, из искус. кожи. Покупала себе такую для бантиков и тут она очень в тему. Доспехи дровосеку тоже из нее делала. И веревочка из серой бархатной ленты 0,3 мм. Мне ооочень понравилось их одевать ))))
А это Страшила. Очень даже приятный мужчинка вышел )))
Это дровосек. Очень старалась сделать его приближенным к оригиналу, а не просто сереньким человечком для елочки.
В конце не понравилось расположение его топора и я его "закинула" ему на плечо. Доспехи у него из шикарного материала.. кож. зама с блестящей основой. На груди сердце. все по правилам ))))
Это маленький и уютный Тотошка
А это Лев. Грива из натурального меха )))
Как-то так ))) Главные критики это дети.. типа похожи или не похожи на героев книги. Они сказали, что похожи и это для меня главное.
Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
Абакан, Александров, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Борисоглебск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Воскресенск, Воткинск, Выборг, Выкса, Вязьма, Гатчина, Глазов, Горно-Алтайск, Грозный, Губкин, Дзержинск, Димитровград, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Евпатория, Екатеринбург, Ессентуки, Железногорск, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Ишим, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канск, Кашира, Кемерово, Керчь, Кинешма, Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Крым, Кстово, Кузнецк, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магадан, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Миасс, Минеральные Воды, Михнево, Мичуринск, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Ногинск, Обнинск, Одинцово, Ожерелье, Озеры, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пушкино, Пятигорск, Ржев, Россия, Россошь, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сарапул, Саратов, Саров, Севастополь, Северодвинск, Сергиев Посад, Серпухов, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Ступино, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тихвин, Тобольск, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Феодосия, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ялта, Ярославль
Читайте также: