Виды народных игрушек в детском саду
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Технологии использования народной игрушки в развитии дошкольников
Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа.
Игрушки «рождались» в труде, народные мастера учились у одного учителя природы, поскольку работали с естественными материалами (глина, дерево, лоза, солома, ткань, береста, кости и рога), передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.
Что же такое игрушка? Есть много определений, одно из которых дано в словаре Ожегова: «Игрушка-это вещь, служащая для игры»[5, с. 147]. На страницах толкового словаря живого великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» [3, с. 68]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.
Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства-погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил.
Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для матери-земли.
«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык» (Б.А.Рыбаков) [6, с. 62].
Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек, многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки гармоничное ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные мастера делают игрушки серьезно и с «душой», заботясь о будущем поколении. По утверждению А.Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно, для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир-игрушечное царство» [23, с. 95].
К художественно-педагогическому потенциалу народной игрушки во все времена обращались ученые, педагоги, психологи, искусствоведы, историки, этнографы, художники. По словам Бенуа: «Русская народная игрушка-это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше не найти нигде» [18, с. 76].
Педагоги Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам, А.С. Макаренко, С.И. Сорокина, Е.Л. Флерина занимались проблемами значения народной игрушки, особенностями использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, ее психолого-педагогических возможностей воздействия на ребенка [7].
Крупская Н.К. писала о возможности народной игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Славина, А.П. Усова. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.
Знакомство младших дошкольников с народной игрушкой осуществляется путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения мини музеев, изготовление кукол-куваток, разучивание подвижных и дидактических игр, а так же путем анализа традиционных народных промыслов.
Проводя работу по ознакомлению младших дошкольников с народной игрушкой, решается целый комплекс задач:
познакомить детей с русскими народными игрушками;
прививать любовь и бережное отношение к народным игрушкам;
расширять сенсорный и культурный опыт детей в процессе приобщения к духовным ценностям народного искусства;
учить приемам игры с народными игрушками (матрешки, волчки, бирюльки), правильно их называть, определять из чего они сделаны;
стремиться к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми;
воспитывать патриотические чувства через ознакомление детей с народным творчеством.
Организованная систематическая работа с детьми по ознакомлению с народной игрушкой, влияющая на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, невозможна без развивающей среды, способствующей развитию игровой деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал особое значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой» [10].
С этой целью в группе создают патриотический уголок, сенсорный и изоцентры, где присутствуют экспонаты декоративно-прикладного искусства.
Здесь ведется работа по формированию у дошкольников эстетического отношения к своему окружению, подготовка к эмоциональному восприятию произведений искусства. Именно здесь дошкольники получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда, к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с художниками и мастерами, создающими красоту. Они учатся не только видеть красоту, но и понимать ее ценность. Народная игрушка присутствует как «гостья» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.
Приобщение младших дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Организованная образовательная деятельность проводится, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: обязательно присутствует сюрпризность, художественное слово, музыкальные образы.
Знакомство детей с произведениями народного творчества способствует художественному развитию младших дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности цветовых и пластических решений. Проведение организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен.
Младшие дошкольники в организованной образовательной деятельности выполняют задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписывают дымковскую барышню, коня, усваивают навыки росписи матрешки, тем самым воспитывается чувство красоты, любознательность, это помогает понять с самого раннего возраста, что они часть великого русского народа.
Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений тактильный, визуальный, звуковой. Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру.
Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают в нашем детском саду народные праздники и традиции, где широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички). В русском фольклоре каким-то особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность; сохраняются особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, где воспевается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи художественной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.
1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Н.А. Виноградова. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.
3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Синтез, 2007. – 264 с.
5. Головчиц, Л.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: Владос-Пр., 2013. - 320 c.
7. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. - 2009. - №2. - С. 66-69.
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 416 c.
9. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
10. Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2011. - 878 c.
«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач.
Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.
Прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.
Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.
Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми, тряпичные игрушки и из талаша.
Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.
Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.
Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.
Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.
Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы, игрушки из талаша.
Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.
Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей поможет выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив группы.
Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.
Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.
Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.
Краткосрочный проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.
Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект в аллергической группе на тему: «Народная игрушка». Актуальность. Знакомить детей с народной игрушкой, развивать.
Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.
Проект «Русская народная игрушка — матрешка» проект «Русская народная игрушка — матрешка» Первая младшая группа. Воспитатель: Дмитриева Н. В..
Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.
Конспект занятия «Народная игрушка Дона» Тема: «Народная игрушка Дона». Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки. Задачи: 1. Содействовать.
Наталья Васильева
«Народная игрушка в воспитательно– образовательной работе ДОУ».
«Народная игрушка говорит о том, что народ - топкий психолог, который умеет видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями» - утверждает Е. А. Флерина.
Утверждение, что ребенок развивается в игре давно ни у кого не вызывает сомнения. Известный врач и педагог Аркин называл этот вид деятельности «ПСИХИЧЕСКИМ ВИТАМИНОМ». В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность.
Родители и педагоги могут влиять на содержание и сюжеты детских игр, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, принимая непосредственное участие в игре, а также подбирая соответствующие игрушки.
Игрушка незаменимый спутник ребенка с первых дней рождения. Её специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. Надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.
Итак, тема моей работы : «Народная игрушка в воспитательно – образовательной работе детского сада» на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной, поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам и способствует развитию его личности.
Научные разработки Ариэль Голана, А. Дорофеевой, Н. Ивановой, О. Л. Князевой, Л. А. Лялиной, в которых исследуются возможности использования народной игрушки в воспитательно-образовательной работе детского сада, лишний раз подтверждают значимость работы в данном направлении. Так же исследованием народной игрушки занимались Е. А. Покровский, Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущения тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым.
А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Ответы на эти вопросы я решила найти, поработав с родителями : провела анкетирование среди родителей по нескольким важным вопросам: «Какими игрушками предпочитает играть ваш ребенок?», «Есть ли у вас дома народная игрушка?».
Получены следующие результаты:
90% детей играют только современными игрушками (барби, машинки, роботы, и т. д.) – народными игрушками – 10%. Результаты ответа на второй вопрос показали, что народная игрушка есть только в 25% семей.
Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.
Именно поэтому я решила активно включить в игры детей народную игрушку. Каким образом? Здесь удачной находкой оказался метод проектов - как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Мною разработан проект «Куклы наших бабушек», который заключается в следующем:
Мой проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка образно красочна, оригинально по замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Игрушка становится тем важнейшим объектом, на который ребенок проецирует свой мир и который начинает выполнять необходимую для ребенка роль посредника между внешним и внутренним миром.
Участники проекта представлены на слайде.
Дидактические цели проекта: Возрождение народной традиции средствами народной игрушки.
• Познакомить детей с историей народной игрушки;
• Воспитывать интерес к народным промыслам;
• Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами)
Вопрос, на который мы должны найти ответ, представлен на слайде:
Народная игрушка – обязательные спутники детства для ребенка?
Темы самостоятельных исследований включало в себя разделы: «Это интересно»;
«Работа с родителями»; «Ручной труд»; «Проведение акции».
Любой проект предполагает определенный этапы работы :
1 этап организационно-подготовительный
На этом этапе проведены следующие мероприятия:
• Диагностическое обследование родителей и детей по проблеме проекта
• Подбор литературного материала (детский фольклор, традиции, легенды);
• Расширение образовательного пространства в группе:
-создание библиотеки детской литературы об истории народной игрушки;
-создание условий для изготовления тряпичных кукол.
• Проведение мастер – класс по теме «Куклы, изготовленные без помощи иглы».
• Изучение истории народной тряпичной игрушки.
2 этап – практический
Этот этап заключается в следующем:
• Проведение акции «Оберег на счастье добрым людям».
Акция – комплекс мероприятий, действий помогающий лучше узнать обозначенную проблему, проявить гражданскую позицию, отношение к чему – либо.
• Организация однодневного музея для детей «Забытые куклы наших бабушек»;
• Открытие мастерской добрых дел для детей и взрослых «Куклы, изготовленные без помощи иглы»;
• Акция «Куклы для детского дома»;
• Акция «Мама, подари мне куклу»
3 этап – заключительный
• Развлечение для детей «В гостях у Петрушки» (показ кукольного театра).
• Открытие фотосессии по теме «Куклы изготовленные руками ребенка и мамы»;
• Повторное анкетирование родителей и детей (Данное анкетирование показало, что в каждой семье появилась народная игрушка, сделанная руками родителей, дети играют ими не только в детском саду, но и дома).
• Выпуск буклетов для родителей «Народная игрушка в жизни ребенка».
Наш проект оказался содержательным, эффективным и с успехом реализованным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта:
1. Созданы буклеты для родителей «Играйте с ребенком в народные игрушки!».
2. Разработаны конспекты занятий «Кукла – кормилица», «Как появилась кукла»;
3. Организован в группе мини-музей самодельных кукол «Куклы наших бабушек»;
4. Составлен сценарий развлечения «В гостях у Петрушки».
В данной форме работы с детьми и родителями произошло слияние двух важных тем: проектная деятельность и возрождение народной традиции через изготовление тряпичных игрушек.
Итак, подводя итоги проделанной работы можно сказать следующее:
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, предаваемые веками. Сейчас невозможно воспроизвести исторический тип народного воспитания, так как бессмысленно пытаться воссоздать уклад жизни традиционной семьи. Однако вполне доступно использовать методы такого воспитания, адаптируя их нынешним условиям. Мы, педагоги, можем раскрыть заложенный потенциал в каждом ребенке через включение в традиционную культуру.
Свое выступление я хочу завершить народной мудростью :
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим».
3. Богданов В. Поиграем?//Костер. - 2001. - № 4. – C. 22.
4. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. - Л. : Просвещение, 1988. - 334 с.
5. Дорофеева А. Каргополь. Народная игрушка. Мир в картинках: наглядное дидактическое пособие: Для детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 8 с.
6. Дорофеева А. Филимоновская народная игрушка : 3-7 лет. Мир в картинках: наглядное дидактическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 8 с.
7. Иванов Н. Урок народной игрушки. //Юный художник. - 1999. – № 11-12. - C. 24-27.
8. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. Изгаршевой Л. Ф. - М. : Просвещение, 1982. – 175с.
9. Кей Х. Куклы, игры и игрушки. /Пер. с англ. Н. Е. Юркевич. - М. : Астрель, 2003. - 79 с.
Русская игрушка – живая ветвь многовекового народного искусства. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и в течении всей жизни. Младенец получал погремушку, подрос малыш – вот тебе пирамидка или каталка, колечки да кубики. Еще вырос – бери духовой пугач или свистульку. Играй на здоровье. В каждом доме дети играли с тряпичными куклами. Народная игрушка тем и ценна для нас, что из поколения в поколение передает представления о красоте, быте, труде русского народа, донесла до нас животворную силу народного искусства. Мы бережно храним народную игрушку, как памятник культуры, как наше духовное достояние.
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_igrushki.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад № 2447
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ»
Подготовила вос-ль гр.№ 19
Никитина Ольга Анатольевна.
2012 – 13 уч. год
В современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.
Дидактические игры – являются формой обучения и имеют игровую и обучающую задачу. Решение задачи в дидактических играх требует большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Они имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация (группировка), обобщение, выделение признака, исключение предмета или признака, системный осмысленный поиск по условию, выявление оснований классификации, исключение лишнего и многие другие.
Развитие интереса детей к дидактическим играм, формирование игровой деятельности достигается тем, что педагог постепенно усложняет задачи, не спешит подсказывать игровые действия.
Материальным центром дидактической игры являются игрушки, игровые пособия, бытовые предметы, природные материалы.
Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка расширяет кругозор, воспитывает интерес к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, способствует развитию самостоятельности и самодеятельности. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки.
Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения детей.
Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал из которого сделаны. Дети в процессе игр с игрушками должны иметь возможность потрогать их, разглядеть, постучать, переставить, собрать, и опять собрать, одеть, создать звучание – в общем полноценно поиграть.
Дети могут многократно повторять одни и те же действия, поэтому педагогу необходимо постепенно переводить детскую игру на более высокий уровень.
Дидактические игрушки поднимают содержание дидактических игр на более высокий уровень, разнообразят правила игры, игровые действия и помогают педагогу успешнее решать дидактические задачи.
В работе с детьми используются народные дидактические игрушки: разноцветные шары, пирамидки, матрешки, неваляшки, бирюльки, вкладыши, богородские игрушки и игрушки Крутца, куклы в русских народных костюмах; предметы русского быта: изделия из соломы, деревянная и глиняная посуда, домашняя утварь.
Использование произведений народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми разнообразит их впечатления, непосредственность переживаний и общения.
Русская игрушка – живая ветвь многовекового народного искусства. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и в течении всей жизни. Младенец получал погремушку, подрос малыш – вот тебе пирамидка или каталка, колечки да кубики. Еще вырос – бери духовой пугач или свистульку. Играй на здоровье. В каждом доме дети играли с тряпичными куклами. Народная игрушка тем и ценна для нас, что из поколения в поколение передает представления о красоте, быте, труде русского народа, донесла до нас животворную силу народного искусства. Мы бережно храним народную игрушку, как памятник культуры, как наше духовное достояние.
Существует множество промыслов русской народной игрушки: глиняной, деревянной, матерчатой и соломенной. Игрушки каждого промысла имеют свой стиль, форму, декоративную роспись, материал, но вместе с тем, их объединяют традиционные образы, темы, сюжеты.
Знаменитые глиняные дымковские игрушки, расписные филимоновские и абашевские свистульки. Этими игрушками воспитывается у детей слуховое внимание, сообразительность, выдержка.
Создатели игрушек использовали традиционные способы художественной обработки материала, выработанные приемы лепки и украшения посуды, росписи и отделки бытовой утвари. Рассматривая лепные игрушки дети учатся лепить предметы по образцу, расширяются их представления о народных промыслах, росписях, русской культуре.
Тряпичные куклы шьются мастерицами в русских нарядах: ткань, лен, бусы, пуговицы. Известны куклы из ткани Смоленской, Орловской, Архангельской, Вологодской, Ярославской области и др. Игры с куклами способствуют усвоению детьми последовательности действий с куклой, установлению взаимосвязей между ними (кукла проснулась, обедает, гуляет, купается, ложится спать).
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. Это позволяет детям использовать свои знания в самостоятельной творческой игре с куклой. Дети охотно разговаривают с куклой, появляется желание играть с ней, беречь куклу – отношение детей к кукле переносится на сверстников.
Разнообразием и красотой отличается русская деревянная игрушка. Её история уводит нас в глубь веков, повествуя об ушедших в прошлое детских играх и развлечениях. Из дерева точили погремушки, куклы, коней-каталок, пирамидки, берестяные мячи, короба, музыкальные свистульки, трещотки, балалайки, матрешек.
Дети учатся группировать предметы по материалу, цвету, применению, находить предметы по характерным признакам, описывать предмет, не называя его, сравнивать предметы, замечать признаки сходства, определять пространственное расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.
В России с незапамятных времен привыкли из белой пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Да русским именем назвать – Матрена, вот и получилась, деревянная игрушка - Матрешка.
Матрешка - русская кукла с румянцем на щеках, с платочком на голове, в сарафане, в украшенным цветами фартуке - Богородская, Семеновская, Похлов-майданская, Загорская и другие. Деревянные красавицы сделанные мастерицами такие разные, но такие родные. Играть с матрешками интересно – в большой матрешке еще матрешки разного размера, целая семья – от большой до маленькой. В игре с матрешками нужно учить детей замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.
Все эти игрушки, рожденные многовековым житейским опытом и народной мудростью и сейчас с ранних лет в играх детей. Они приучают ребенка труду и самостоятельности, передают от старшего поколения младшему навык мастерства. Яркие страницы вписали народные мастера в историю русской игрушки, в историю нашей культуры. В их рукотворных изделиях отражены стремление к прекрасному и вкус народа, любовь к детям, народное остроумие, мудрость и талантливость.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Консультация для воспитателей
Знакомство с народной игрушкой
Воспитатель: О.Н.Чигарева
МДОАУ № 103, 2020 г.
В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов патриотического воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Игрушки "рождались" в труде, народные мастера учились у одного учителя - природы, поскольку работали с естественными материалами (глина, дерево, лоза, солома, ткань, береста, кости и рога), передавая через них свой взгляд на мир, своё мироощущение.
В народной игрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения - в этом сила ее влияния на ребенка. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой.
Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки и др.).
Народная игрушка не просто радует, забавляет и эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Народная игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность.
Важно разделять группы народных игрушек, среди которых одни могут быть предназначены для детей, а другие - быть предметом эстетического быта.
Программа ДОУ предусматривает ознакомление детей со следующим видами народной игрушки:
- Игрушки "Матрешка": «Ванька-встанька», бирюльки.
Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек. Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый… и даже золотили блестками.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
1. Скульптурная игрушка
2. Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это: кузнецы, закрепленные на плашках;пляшущий мужичок с пружиной внутри;курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Филимоновская народная игрушка "родилась" в Тульской области в деревушке под названием Филимоново. Все игрушки сделаны в виде свистулек, а в галерее образов присутствуют барыня, всадник, конь и олень. Каждая игрушка имеет свой определенный цвет и отличительные черты. Например, в образе барыне обязательно присутствие высокой юбки-колокола, а у офицера - шпаги и коня. Большое внимание мастера уделяют общему виду игрушки, тогда как лица фигурок практически не раскрашиваются, а лишь обозначаются те места, где находятся глаза, нос и рот.
Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади. Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными.
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке.
Неваляшка – это очень старая детская игрушка. В русском фольклоре она носит поэтичное название «ванька-встанька». Принцип устройства такой куклы достаточно прост. За основу берется скругленный полый сосуд, внутри которого установлено грузило. Благодаря этим элементам игрушка не может опрокинуться на бок, она всегда встает. Важной особенностью ваньки-встаньки является то, что благодаря своим размерам, форме и конструкции он абсолютно безопасен для детей.
Бирю́льки — сбор игрушечных предметов ( посуды , лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра .
Бирюльки высыпаются кучей на ровную поверхность. Игроки с помощью специального крючка поочередно вынимают по одной бирюльке, стараясь не пошевелить соседние. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. Выигрывает собравший больше всего бирюлек, либо первым набравший заранее оговоренное количество.
В переносном смысле «играть в бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне важное.
Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности. Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помощью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.
Читайте также: