Ватные елочные игрушки старые
Новый год — это счастливый и веселый праздник. Создавать что-то прекрасное, красивое, а главное, своими руками, в этот период хочется особенно. Ведь велико желание радовать своих близких и любимых людей красивыми вещами и необычными задумками.Особенно красиво и мило смотрятся игрушки из ваты, по старинной технологии делать их несложно, главное, знать секрет этих новогодних украшений и иметь фантазию.Такие игрушки можно преподносить в подарок, они могут составить оригинальную композицию в помещении, к тому же такую «советскую» игрушку можно повесить на елку, ведь ретро изделия всегда придают колоритности и оригинальности.
История ватных елочных игрушек
Известные мастера
Многие современные известные рукодельницы создают старинные игрушки, используя для этого технологии, некогда придуманные нашими бабушками и дедушками.Одной из таких рукодельниц является Елена Васько, новогодние игрушки из ваты в ее исполнении пользуются большой популярностью. Мастер-классы, секреты и особенности создания этих кукол вдохновляют многих на то, чтобы делать самостоятельно такие елочные украшения.Немалой популярностью в этой области пользуются и такие мастера, как Ирина Черепанова и Наталья Родина. Их уроки легко можно найти в интернете, они являются наглядным пособием того, как сделать чудесные творения из ваты.
Подготовительные работы
Елочные игрушки из ваты имеют преимущество в том, что создаются из подручных материалов и не требуют больших затрат. История повествует о том, что наши предки не знали, как сделать игрушки для елки, или же не имели возможности их приобрести. Именно поэтому и родилась такая технология.Итак, потрясающие винтажные, колоритные и красивые елочные игрушки создаются из следующих материалов:
Особое внимание стоит обратить на то, что лица для игрушек часто делаются из соленого теста. Если предполагается несколько игрушек, то лучше всего заготовки создать заранее.Технология создания лиц из теста такова: нужно взять две части муки и одну часть соли, развести водой, добавить краску телесного цвета, чтобы придать заготовкам естественный цвет. После этого можно лепить лицо, но не нужно делать его сильно плотным.Важно сделать выемку сзади. Делать можно личико на пальце, чтобы оно не растеклось.Далее следует процесс запекания заготовок, для этого можно использовать духовку или открытую сковороду. Запекаются заготовки в течение получаса. Сверху их необходимо раскрасить: нарисовать глаза, рот, брови и т. д. Затем заготовку покрыть прозрачным лаком, можно использовать обычный лак для ногтей.Заранее также нужно подготовить вату: окрасить ее в разные цвета. Для этого используются анилиновые красители для ткани. Как сделать вату цветной? Нужно размотать куски ваты, положить их в кастрюлю. Заранее в кастрюле развести краситель и довести воду до кипения. На несколько минут вату нужно оставить в воде с красителем, затем отжать и вывесить сушиться.Желательно заранее продумать, какие цвета будут нужны, и подготовить все необходимые оттенки.
Технология создания
Немного фантазии, мастерства и терпения — и ваше уникальное елочное украшение получится. Ниже приведена инструкция создания Деда Мороза и Снегурочки — традиционных символов Нового года, всегда актуальных.
Обязательно необходимо придать форму игрушке. Для этого аккуратно сгибают ручки, а также поправляют ножки. Из заготовок нужно выбрать подходящее лицо и приклеить его к созданной ранее проволочной петельке. Голова легко приклеивается на обычный клей ПВА. После этого всю конструкцию нужно оставить, чтобы она хорошо просохла и приняла нужную форму.Для Снегурочки необходимо создать косу. Она делается тоже из ваты. В этом деле поможет техника обычного плетения кос. После того как подсохнет клей, делается шапочка, она нужна и Снегурочке, и Деду Морозу. Но у Снегурочки под шапку аккуратно заправляется коса.
Символы года
Не только Снегурочку и Деда Мороза можно делать с помощью такой техники. Символично из ваты создавать символы года. На примере создания козы можно увидеть, как с помощью все тех же материалов: проволоки, бумаги и ваты создаются игрушки. Особенность этого метода заключается в том, что предварительно вату не окрашивают в воде. Но это подойдет далеко не для всех животных. Коза может быть белой, потому вата в покраске не нуждается. Но здесь есть другая особенность — создание наряда для животного. Изготовить его можно из ткани. Придумывая ретроигрушки, можно одевать их в национальную одежду, всегда красиво смотрятся вышивки, рюши.Заготовки голов здесь не нужны. Вся игрушка создается с помощью бумаги и ваты, все части тела скатываются из этих материалов. Не забываем про клей. Когда игрушка создана, оставьте ее просушиться, и приступайте к созданию наряда. Кубанский сарафан с вышивкой отлично подойдет в качестве одежды. Особенно изобретательные смогут одеть животное в шубку все той же Снегурочки или Деда Мороза.Безусловно, кто-то может сказать, что подобные изделия не в моде, и в современном мире можно приобрести невероятное количество вариантов игрушек для елки. Но такие чудесные украшения найти невозможно. Создание таких игрушек для елки можно сделать семейным делом, и по вечерам изготавливать игрушки с помощью этой техники. Участвовать в этом могут даже маленькие дети. Это будет возможностью прикоснуться к прекрасному, развить свои творческие способности. А также приложить руку к созданию новогодних украшений для елки.Такие «старые» игрушки можно сделать дома совершенно не сложным способом. При этом их можно преподнести в подарок в качестве сувенира или дополнения к основному презенту. Такие игрушки дарят абсолютно необыкновенное, сказочное настроение. На елку их вешать — также особое удовольствие.И дело даже не в красоте таких изделий и их оригинальности, а в том, что вещи, созданные собственноручно, ценятся особенно. Чем больше таких игрушек, тем колоритнее будет украшена елка. Тем более что создать с помощью такой техники можно абсолютно любую игрушку.
Фото мастер-класс «Ребятки наелочку»
Исключительно красивый фото-урок отмастера ChirunArt. Игрушки выполнены встаринной технике «вата + клейстер». Материалы иинструменты:
В итоге у мастера получилась такая красота: Смотрите похожие мастер-классы: В статье использованы фото работ: Комаровой Людмилы,ChirunArt.
Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.
Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января. Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.
К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».
Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.
В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках.
Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.
Приветствую вас на канале "Квартал мастеров". Сегодня будет не знакомство с творчеством мастера, а экскурс в историю ватной ёлочной игрушки. Статью подготовила и прислала мне мастер-кукольник Марина Лосева. Далее будет от лица автора.
Автор статьи Марина Лосева
Друзья мои, приглашаю вас поговорить о елочной ватной игрушке.
В каждой семье есть вещи, которые трепетно сохраняются как память о ком-либо или о чем-либо.
В нашей семье бережно хранятся елочные ватные игрушки. Их немного, Они уже довольно старенькие и потертые, но от этого не менее дороги . Вместе с ними хранятся аж три Деда Мороза! Все они, и игрушки, и Деды Морозы разных годов изготовления. И в какой-то степени по ним можно прослеживать историю ватных игрушек.
Каждый год, наряжая елку их приятно брать в ладошки и чувствовать их нежность и теплоту. Занявшись созданием кукол, я решила познакомиться и с историей возникновения, и создания ватной игрушки.
Как оказалось, история ватной игрушки интересна и занимательна.
Ватная игрушка изначально появилась как украшение на елку. Раньше елку наряжали не на Новый год, а на Рождество 25 декабря. Возникла эта традиция в Средневековье у германских народов.
В России летоисчисление велось от Сотворения мира и Новый год начинался с 1 сентября.
Указом Петра I № 1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года» повелевалось летоисчисление нового года считать с 1 января по году 1700 от Рождества Христова, а не с 1 сентября 5508 лет от Сотворения мира. «…А в знак того доброго начинания и нового столетнего века … учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых …» Правда никаких украшений на тех ветках не было. И до начала XIX века елки в России в домах так и не ставили. Инициатором этого действа считается великая княгиня, по происхождению из Пруссии, Александра Федоровна. Елка была установлена 24 декабря 1817г. в личных покоях императорской семьи, Москве. До начала 1840-х годов рождественские елки были исключительно дворцовыми. В середине сороковых годов «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». По традиции макушку елки венчала Вифлиемская звезда.
Первая, для общественного увеселения, ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. «Установленная в зале вокзала огромная ель с одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги»
Со второй половины XIX века на ёлках начали развешивать различные картонные игрушки: гирлянды, китайские фонарики, стеклянные шары, сначала немецкого, затем российского производства. Но эти украшения были дороги. В результате, в качестве альтернативы, появились невоспламеняющиеся ватные игрушки. Их можно было приобрести в магазине (например, Гебгардта и у Петто в Петербурге) или изготовить самостоятельно.
В дамских журналах того времени печатали поэтапное создание ватной игрушки. По аналогии современного мастер-класса.
Олег Бадаев запись закреплена
Марина Ковалёва запись закреплена
Моя девочка Снегурочка!Не судите строго - это моя первая ватная игрушка
очень красивая
Сергей, спасибо! Я старалась
Марина,
Ирина Иванова запись закреплена
Серёга Сорокин запись закреплена
Серёга Сорокин запись закреплена
Продажа.,цирковой слон с дефектом., остальные кот в сапогах, рыбка, собачка, девочка целые, цена за всё 700р+пересылка, отзывы имеются.
Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.
Старые новые игрушки
Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.
После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.
Украшения из ваты
Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.
Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.
Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.
Массовое производство
Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.
Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.
Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».
Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.
Игрушки из стекла
Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.
В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.
В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.
Стеклянное производство
Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.
Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.
Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.
Картонажные украшения
Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.
В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.
Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.
Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.
Читайте также: