Ватные елочные игрушки история
Моя знакомая увлеклась елочными игрушками времен СССР. Как и многие, начала со стеклянных украшений времен своего детства, потом перешла на довоенные фигурки из ваты и картона.
Есть в ее коллекции так называемый «изокультовский» пионер, купленный на блошином рынке. Впрочем, его подлинность вызывает некоторые сомнения.
История артели «Изокульт»
Артель «Изокульт» работала в Ленинграде в 1930–1940 гг. и изготавливала елочные украшения из стекла, ваты, а еще кукол, деревянные игрушки и печатные игры.
Судя по всему, это было немаленькое производство, оно насчитывало несколько подразделений, в том числе цех елочных украшений.
В нем артельные мастера-художники создавали целые серии в виде сказочных персонажей и реальных людей. Украшения от «Изокульта» легко узнаваемы по художественному исполнению и выбранной мастерами артели тематике.
Изделия из ваты, которые ценят коллекционеры
«Изоткультовские» елочные украшения 30–40 годов прошлого века коллекционеры ценят за их изящество и реалистичность. Тематика игрушек разнообразна.
Здесь и герои русских народных сказок, сказок Пушкина и конечно, популярные в 40-х годах фигурки детей, живущих в счастливой стране Советов — пионеры, барабанщики, улыбающиеся карапузы с флажками или санками.
Пионеры, танцовщицы, клоуны выполнены с мастерством и фантазией. Это не те унылые штамповки периода позднего СССР: каждая фигурка, сформованная из ваты, выглядит, как маленькая скульптура.
Все они раскрашены вручную, а лица из папье-маше художники постарались сделать живыми, выразительными и реалистичными.
Расценки
Елочные украшения из ваты долговечнее своих стеклянных собратьев. Но все же до настоящего времени их дожило немного, а некоторые вообще сохранились в единственном экземпляре.
Большинство найденных раритетных игрушек оседают в частных коллекциях собирателей-энтузиастов. Поэтому большой удачей будет найти настоящую «изоткультовскую», а для этого нужно разбираться в теме и иметь насмотренность.
Цены на аукционах варьируются от 3000 до 8000 р., встречаются и более дорогие экземпляры. На стоимость влияет редкость находки и ее состояние.
Например, за «Девушку с муфтой» в хорошем состоянии просят 6500 р., а совершенно неповрежденный экземпляр «Девочки на качелях» выставлен за 8500 р. Если у фигурок имеются повреждения или утеряны элементы, они обойдутся дешевле, можно встретить экземпляры за 1500 р.
Кстати, тот «пионер» из коллекции подруги оказался новоделом. Что поделаешь, не повезло. Надеюсь, он обошелся ей не очень дорого.
В России отмечать Новый год стали 1 января 1700 года по указу Петра I.
Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили, в основном, на крышах питейных заведений.
Техника создания ватной игрушки очень схожа с техникой папье-маше, которая появилась еще до нашей эры , в Китае.
Первое упоминание об ватной игрушке можно найти с 1774 года.
Традиция украшать Рождественскую ель пришла из Германии, а первая праздничная елка в России датируется 1817 годом. Ее устраивала великая княгиня Александра Федоровна.
Первые ватные игрушки были с картонными лицами, сама игрушка делалась из ваты и обрабатывалась бертолетовой солью , для мерцания.
В России наряжать елку на Рождество стало очень модно в с середины 19в.
Однако позволить себе такую роскошь могли только обеспеченные люди.
Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого.
На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 – дом под Петербургом.
Так создание ватной елочной игрушки стало популярным и недорогим ремеслом.
Распространению ремесла способствовали дворянские дочери.
Воспитанницы институтов благородных девиц делали игрушку на уроках. Долгое время эту игрушку называли “царской игрушкой”.
Намного позднее игрушка получила повсеместное распространение, и превратилась в потешное ремесло. Самые предприимчивые крестьяне открывали артели по производству ватной елочной игрушки.
В специальных магазинах изящных вещей продавались вырубные листы с хромолитографическими изображениями из Дрездена. Из этих листов можно было вырезать лица тех же ангелов, детей или дедов Морозов и приклеить на ватную или тканевую игрушку. Это значительно упрощало изготовление.
Ватная игрушка уже несла определенное пожелание, так зайчик с колоском - пожелание хорошего урожая, для женщины -плодовитости, зайчик с колокольчиком- защита дома от нечистой силы, зайчик с сеном- сено, символизирует ясли, в которых лежал христос. Ангел с рогом изобилия – достаток в доме, ангел с фонариком помогает в поиске, ангел с сердцем- встреча с любовью…
На протяжении всего XIX века макушку рождественской ели украшали или Вифлеемская звезда, или фигурка Иисуса Христа. Обычно их делали из дрезденского картонажа и для большего эффекта подсвечивали свечами.
Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны.
В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.
Первой мировой войне мы обязаны и другим украшением, без которого невозможно представить современную елку – верхушкой в виде шпиля (навершия солдатских касок и шлемов).
В советские годы Вифлеемская звезда была заменена на красную кремлевскую.
С 1929 по 1936г. Рождественская елка была отменена. «Только тот, кто друг попов - Елку праздновать готов»
. Комсомольские патрули даже пытались проверять по домам, нет ли там елки. Те, кто продолжали соблюдать традиции рождественской елки, делали это в большой тайне, за занавешенными окнами, устанавливая маленькое деревце, которое легко можно было спрятать.
28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
С этого момента начинается эра советской елочной игрушки.
Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. Как и прежде, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла.
А вот сюжеты стали иными – библейских персонажей заменили красноармейцы, матросы, пионеры и колхозницы в красных косынках с серпом в руках. Также у советских граждан были популярны избушка на курьих ножках, румяные спортсмены и дворник с метлой.
Внучка у Деда Мороза появилась только в советские годы. В 1937 года в Колонном зале Дома Союзов впервые была устроена детская елка. Хозяином на этом празднике был Дед Мороз. Но ему нужен был помощник. Поначалу устроители елки хотели назначить таким помощником Снеговика-почтовика. Но потом вспомнили о героине пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» – прекрасной светловолосой девушке, вылепленной из снега. В конце 30-х годов фигурки Снегурочек стали ставить под елку. Их изготавливали из ваты или папье-маше. В одном из вариантов Снегурочка была пролетарской девочкой в сафьяновых сапожках и с красным флагом.
По елочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. Так, в 1938 году московские артели по производству елочных игрушек выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, станция Северный полюс и медведь-лыжник, разносящий почту.
Изготовлением ватной игрушки занимались в основном предприятия Москвы и Ленинграда. . Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, персонажей любимых детских сказок создавали лучшие художники и скульпторы.
В создании украшений из ваты использовали и опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек.
С развитием индустриализации , после 1966 года ватная игрушка стала частично механизированным трудом, поэтому коллекционной считается именно игрушка до 1966 года выпуска. В конце 70-хх годов игрушка перестала выпускаться совсем и технология была утеряна на долгие .
Сейчас этот вид искусства переживает свое второе,или даже третье рождение,все больше и больше мастеров создают авторскую ватную игрушку, дополняя ее другими техниками, что позволяет создавать разнообразные образы и воплощать любые задумки.
Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.
Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января. Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.
К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».
Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.
В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках.
Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.
В России отмечать Новый год стали 1 января 1700 года по указу Петра I. Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили в основном на крышах питейных заведений. Первая же елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году — считается, что обычай этот завела супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии.
С этого момента наряжать елку на Рождество стало очень модно. Однако была одна трудность. Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого. На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 — дом под Петербургом.
Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно. Под Рождество многие дамские журналы рассказывали читательницам, как сделать фигурку из ваты своими руками.
Вот выдержка из журнала начала XX века: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Еще можно использовать технику папье-маше. То есть наклеивать на каркас смоченные в клейстере кусочки бумаги. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».Из ваты делали самые разнообразные фигурки: ангелов с крыльями, райских птиц, девочек на коньках и мальчиков на лыжах. Часто головки у этих куколок были фарфоровые. Также в магазинах продавались вырубные листы с хромолитографическими изображениями. Из этих листов можно было вырезать лица тех же ангелов, детей или дедов-морозов и приклеить на ватную или тканевую игрушку.
Также до революции в России были очень популярны елочные игрушки в технике дрезденского картонажа. Это были фигурки, склеенные из двух половинок тисненого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Их производили машинным способом в Дрездене и в Лейпциге начиная с XIX века. Продавались эти фигурки в виде листов с вытисненными деталями, которые надо было самостоятельно выдавить, вырезать и склеить.
В России дрезденский картонаж можно было заказать по почте. Стоил он вполне доступно. 40 копеек — за лист несложных фигурок в виде птичек, зайчиков, слоников, львов. 1 рубль 20 копеек — за объемные фигурки: серебряные пушечки, самолетики, конные экипажи…Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны. В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. На этом заводе из цветного стекла изготавливались лампы, бутылки и пузырьки для аптек. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то и научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.
В 1925 году в Советском Союзе обычай отмечать Рождество был запрещен. В следующие десять лет елок в нашей стране не украшали. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
С этого момента начинается эра советской елочной игрушки. По технологиям елочные украшения 30-х годов не слишком отличались от дореволюционных. Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. Как и прежде, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла. А вот сюжеты стали иными — библейских персонажей заменили красноармейцы, матросы, пионеры и колхозницы в красных косынках с серпом в руках. Также у советских граждан были популярны избушка на курьих ножках, румяные спортсмены и дворник с метлой.По елочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. 1935 год. На экраны вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли — на елках появились ватные клоуны, акробаты и дрессированные собачки. В том же году открылось метро — и вот уже елки стали украшать миниатюрными красными метрополитеновскими фуражками. 1937 год. 20-летие Октябрьской революции. К этой дате был сделан стеклянный шар: на красных полотнищах четыре портрета — Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. А в 1938 году московские артели по производству елочных игрушек выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, устанавливающий на Северном полюсе красный флаг, станция «Северный полюс» и медведь-лыжник, разносящий почту. Кроме ватных игрушек был сделан и стеклянный шар с изображением папанинца с собакой в лагере у палатки.
В XX веке, после революции, история елочных игрушек прерывается почти на два десятилетия — ведь елку наряжали на Рождество, а этот религиозный праздник был в Советском Союзе запрещен. Но в 1935 году советское правительство решило вернуть детям волшебный зимний праздник и снова у нас стали наряжать елки, только уже не на Рождество на Новый год. Производство елочных украшений возродилось быстро — ведь были живы мастера, которые занимались этим еще в начале века. В том числе снова был налажен выпуск ватных елочных игрушек.
В Москве были организованы две артели — «Художественная игрушка» и «Все для ребенка». Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — «скелетики» для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и
посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие
чешуйки. Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки.
Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие — мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившиеся конкурсы новых образцов.
Однако XX век — век конвейера и массового производства. А технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-х годах ватная игрушка исчезла с прилавков магазинов. Ватных игрушек, сделанных в 30-е и 40-е годы прошлого века, осталось совсем немного. Этому поспособствовал еще тот факт, что помещали такие украшения обычно на нижних ветвях елки, чтобы дети могли потрогать их и даже поиграть с ними. В результате продолжительность жизни ватных игрушек резко сокращалась. Зато в последние годы, когда все больше людей обращается к старинным традициям рукоделия, к нам вновь возвращается и ватная игрушка — такая уютная, милая и домашняя, напоминающая о зимней сказке с белыми пушистыми сугробами!
Читайте также: