В этой современной игрушке есть образ медведя смотрящегося в зеркало
Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Постараемся немного увлечь родителей историей народной игрушки, чтобы они смогли рассказать об этом своим малышам.
Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.
Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.
Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.
Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".
Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.
Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях : "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.
Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".
Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.
Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.
Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.
Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.
Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.
Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.
Проект «История новогодней игрушки» в старшей группе Проект в старшей группе «История новогодней игрушки». Автор: Минина Галина Михайловна, воспитатель 1 категории Продолжительность проекта:.
Проект «История происхождения народной куклы» Проект «История происхождения народной куклы» Старшая логопедическая группа. МБДОУ №295 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель высшей.
Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.
Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.
Мишка — любимая детская игрушка, и в разных областях нашей страны эти игрушки делают по-разному: из дерева, меха, кости, глины, текстиля. В Государственном каталоге музейного фонда Российской федерации собраны экспонаты-медведи из российских музеев, и в Международный день защиты животных мы предлагаем вам посмотреть на эти игрушки.
Средние века
В Музее Москвы есть несколько глиняных фигурок, по всей видимости, изображавших медведей (у некоторых из них нет головы).
По детским игрушкам можно судить о том, насколько распространён был медведь на территории современной Москвы.
Богородская игрушка
В деревне Богородское Александровского уезда (ныне Сергиево-Посадский район) игрушки из дерева делают несколько веков.
Рассказывают, что основание этому промыслу положила какая-то старуха из местных жителей, которая первая из богородских крестьян сделала куклу из ольхового дерева
— сообщает А. Баранов, автор книги «Промыслы Владимирской губернии» , изданной в 1882 году.
Символ богородского промысла — резной деревянный медведь. Игрушка «кузнецы», которая изображает мужика и медведя, поочерёдно бьющих по наковальне, изображена на гербе Богородского.
Делать кузнецов было для богородских крестьян прибыльным занятием:
Их делают обыкновенно двое: один делает мужика, другой — медведя, потом соединяют их вместе. Кузнецы делаются из осины — вершка 3—4 в диаметре. [. ] Её распиливают на 10 чураков, из которых каждый разрубают потом ещё на две части, т. е. получают всего 20 обрубков. Из каждой чурки выйдет 10 кузнецов; следовательно, всего из осины выйдет 200 кузнецов, которых два кустаря сработают в две недели, по сотне в неделю
— и всего, по подсчётам А. Баранова, с игрушек из одной осины мастера получают прибыль в несколько рублей.
Скопинская игрушка
Керамические изделия и в том числе игрушки начали делать в городе Скопин Рязанской области в середине 17 века. Внешний вид скопинских медведей особенный, их сразу можно отличить от игрушек других промыслов (искусственный интеллект Яндекс.Дзена, проанализировав фото скопинского медведя, предлагает добавить тег «крокодил»). Скопинский медведь стоит на задних лапах, пасть приоткрыта, в лапах он держит гармонь, рыбку или малышей — младенцев или медвежат.
Филимоновская игрушка
Филимоновские полосатые медведи лидируют по степени непохожести на своих природных прототипов. У этих медведей очень вытянутое тело и морда, больше напоминающая кунью.
Это существо с длинной шеей у филимоновских мастеров часто изображается с зеркалом. Такому странному выбору аксессуара есть простое объяснение: когда медведь ловит рыбу, её чешуя блестит на солнце, напоминая зеркало.
Каргопольская игрушка
Своей безыскусностью и простотой форм каргопольские медведи напоминают игрушки средних веков.
Медведь — традиционный сюжет каргапольского игрушечного промысла, от других он отличается густыми бровями и тупой мордой с раскрытой красной пастью.
Сергиевская игрушка
По преданию, родоначальником деревянного игрушечного промысла в Сергиевом Посаде был сам преподобный Сергий.
Он будто бы вырезал («этим самым ножом в ножнице на ремешке») из липы птичек, коньков и дарил «на благословенье» детям
Сергиевские промыслы подарили миру русскую матрёшку — и все другие игрушки этого промысла также делаются из дерева и покрываются лаком.
Дорогие друзья, напоминаем вам, что провести своё исследование в первоисточниках можно, имея читательский билет РГБ. Для всех читателей нашей библиотеки открыт доступ к электронным книгам и архивам журналов ведущих мировых издательств.
Этот медведь выполнен в традиции филимоновской глиняной игрушки. Интересно, что у филимоновцев все зверьки сильно похожи: мастера лепят их с тонкой талией и длинной изогнутой шеей, которая плавно переходит в маленькую голову. Только форма самой головы, а также наличие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.
У коровы рога тянутся вверх и похожи на полумесяцы. Баранам вылепляют круглые завитки-баранки. Оленей легко отличить по изящным рожкам, похожим на ветвистые деревья. Коней можно узнать по вытянутым треугольным ушам. При этом фигурка медведя с зеркалом особенно загадочна: сказочный зверь почти не похож на своего реального прототипа.
Удлиненные пропорции игрушек зависят не от прихоти мастеров: они обусловлены свойствами местной глины «синики». Ее отличает повышенная жирность и пластичность — из-за этого во время сушки она дает усадку и трескается. Изделия приходится по нескольку раз «подтягивать» и проглаживать: в результате вытягиваются длинные красивые линии. Так шеи абсолютно всех животных изящно удлиняются, да и людские пропорции приобретают изысканную стройность.
В раскраске фигурок часто встречаются повторяющиеся символы. На игрушках нередко изображают знаки солнца — они напоминают о земной жизни, о свете и тепле, без которых не будет урожая. Солярные знаки выглядят как разные сочетания коротких и длинных линий и точек. В фигурке медведя такой символ виден на зеркале.
Кольцевые линии, идущие по изделию, — тоже символ солнца и заключенного в игрушку добра. В языческие времена замкнутый круг означал оберег, спасение. Он предотвращал вторжение злых сил. Помимо этих знаков, филимоновцы часто раскрашивают игрушки в елочку — она напоминает о древе жизни. Не менее любимы и символы засеянного поля.
Промысел зародился на Тульской земле в деревне Филимоново, ориентировочно в XVI веке. Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства детям и внукам. Много игрушек создавали в послевоенные 60–70-е годы XX века, когда люди еще не так активно переезжали в города. В то время государство основало производственные цеха — артели с подчинением Министерству местной промышленности. Но цеховые условия не лучшим образом сказывались на игрушке: всё же основной акцент делался не на качестве, а на количестве. Сегодня промысел снова переживает расцвет.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема: Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора.
Цель :
· знакомство с древней русской игрушкой,
· формирование навыков работы с пластическим материалом,
· развить интерес и любовь детей к народной игрушке.
Научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
— Мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.
— Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
3. Формирование новых знаний.
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь. птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Учащиеся заполняют таблицы в альбомах.
1. Филимоновские игрушки.
Это яркая веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных — оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.
Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.
У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога — круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя — деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, — то ли это животные, то ли люди ряженые.
Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.
Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.
Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.
2. Каргопольская игрушка.
Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».
Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.
Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.
Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.
Изображение животных типично для народной игрушки — это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь — хозяин леса.
Самый загадочный образ — Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).
Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.
Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой — в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.
После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная, для росписи характерны неяркие цвета — серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.
Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.
З. Д ымковская игрушка.
Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному — то дымковская, то вятская, то кировская.
По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья — гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.
Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения — народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи Характерный образ русского народного искусства — медведь: медведь с вожаком, медведь-охотник.
Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.
После обжига все фигурки покрываются белым цветом, Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных
элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы — или рассыпаются между ними — точки, черточки, тонкие линии.
Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами — кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.
Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором. Дымковская игрушка — самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.
Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора — колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).
Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.
У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.
Вывод. Заполненные таблицы.
В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.
- Как вы думаете, существует ли производство игрушек сувениров в Татарстане?
В Татарстане также существует производство игрушек-сувениров.
Шеморданская глиняная игрушка производится в пос. Шеморданы, Кукморского района, в соответствии с традициями татарских народных промыслов. Изделия выполняются исключительно вручную в форме мелкой пластики.
Актюбинские игрушки. В Азнакаевком районе в пос. Актюба налажено производство изделий из глины: национальные игрушки-сувениры. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит более 500 сюжетных композиций.
I V . Задание:
- создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла,
Материалы: пластилин, грунтовка (водоэмульсионная краска), стеклянный флакон для основы.
Закрепление полученных знаний.
Для закрепления полученных знаний составим синквейн.
1. Одним словом назовите тему урока (имя существительное) игрушка.
2. Двумя словами охарактеризуйте игрушку (2 прилагательных) народная, русская, красивая, древняя.
3. Опиши действие в рамках данной темы (3 глагола) обучает, символизирует, радует.
4. Определи отношение к теме фразой из 4-х слов игрушка это творение человека.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема: Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора.
Цель :
· знакомство с древней русской игрушкой,
· формирование навыков работы с пластическим материалом,
· развить интерес и любовь детей к народной игрушке.
Научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
— Мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.
— Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
3. Формирование новых знаний.
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь. птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Учащиеся заполняют таблицы в альбомах.
1. Филимоновские игрушки.
Это яркая веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных — оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.
Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.
У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога — круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя — деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, — то ли это животные, то ли люди ряженые.
Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.
Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.
Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.
2. Каргопольская игрушка.
Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».
Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.
Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.
Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.
Изображение животных типично для народной игрушки — это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь — хозяин леса.
Самый загадочный образ — Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).
Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.
Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой — в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.
После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная, для росписи характерны неяркие цвета — серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.
Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.
З. Д ымковская игрушка.
Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному — то дымковская, то вятская, то кировская.
По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья — гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.
Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения — народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи Характерный образ русского народного искусства — медведь: медведь с вожаком, медведь-охотник.
Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.
После обжига все фигурки покрываются белым цветом, Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных
элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы — или рассыпаются между ними — точки, черточки, тонкие линии.
Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами — кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.
Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором. Дымковская игрушка — самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.
Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора — колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).
Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.
У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.
Вывод. Заполненные таблицы.
В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.
- Как вы думаете, существует ли производство игрушек сувениров в Татарстане?
В Татарстане также существует производство игрушек-сувениров.
Шеморданская глиняная игрушка производится в пос. Шеморданы, Кукморского района, в соответствии с традициями татарских народных промыслов. Изделия выполняются исключительно вручную в форме мелкой пластики.
Актюбинские игрушки. В Азнакаевком районе в пос. Актюба налажено производство изделий из глины: национальные игрушки-сувениры. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит более 500 сюжетных композиций.
I V . Задание:
- создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла,
Материалы: пластилин, грунтовка (водоэмульсионная краска), стеклянный флакон для основы.
Закрепление полученных знаний.
Для закрепления полученных знаний составим синквейн.
1. Одним словом назовите тему урока (имя существительное) игрушка.
2. Двумя словами охарактеризуйте игрушку (2 прилагательных) народная, русская, красивая, древняя.
3. Опиши действие в рамках данной темы (3 глагола) обучает, символизирует, радует.
4. Определи отношение к теме фразой из 4-х слов игрушка это творение человека.
Читайте также: