Устное народное творчество дымковская игрушка
Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:
1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за
Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки.
Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия
Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска
союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за
врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать
погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.
Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день
поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым
гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки : уточек, козликов, барашков и
глиняные расписные шары.
Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного
материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного
промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем
сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.
Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому
времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы:
языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма
игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.
Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней.
Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века,
позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.
После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его
возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной,
бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с
художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем
Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную
дымковскую игрушку.
Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в
облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е. А. Кошкина
достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа
дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году
и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А. А. Мезриной)
нравилось создавать образы животных, а мастерица Е. И. Пенкина предпочитала воплощать в
своих композициях бытовые сюжеты.
В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически
прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их
Система образов и сюжетов
Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с
современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет
их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики
и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно
выделить пять основных типовых групп:
Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках,
водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды;
кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки,
исполненные величественности и достоинства.
•Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами
меньше по размеру и выглядят проще.
•Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана,
козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных.
Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко
расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с
инструментами в руках.
•Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков –
яркие фигурные хвосты.
•Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют
разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное
гулянье, катание на санях и многие другие.
•Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У
дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных –
устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не
выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.
Изготовление дымковской игрушки
Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком.
Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.
Лепка дымковской игрушки
Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки,
потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на
местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается
Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее
конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика,
закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки.
Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная
шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или
Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка
изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к
изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши,
СушкаПеред обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от
размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот
процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.
В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне
прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.
Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что
является более безопасным и менее трудоемким.
В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед
нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.
Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке.
Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки
Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная
традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными:
не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали
неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например,
когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной
Цвета дымковской игрушки
Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками
Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:
Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки.
Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.
Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной
льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы
орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из
волоса хорька или колонка.
Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих –
украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.
Существует определенная традиция нанесения росписи:
1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек. 3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое
покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.
Дымковская роспись
Орнамент состоит из различных геометрических фигур:
•ромбов и зигзагов,
•кругов и полосок.
•Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера
и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет
двух абсолютно одинаковых игрушек. Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми
и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.
•Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки
из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине
мира русского человека.
Дымковская роспись в детском саду
Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих
студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному
искусству в детском саду и общеобразовательной школе.
Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные
символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.
Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым
интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных.
Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по
дымковским канонам.
Дымковская игрушка в XXI веке
Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается
ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая
фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и
остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти,
символом русской народной культуры.
В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как
энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при
поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке.
Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка,
играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры
выполнены в классическом дымковском стиле.
Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на
открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Ребенок и народные игрушки
Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе
большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания.
Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но
часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками
массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут
помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.
Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом
раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки,
дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.
•В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла,
рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных
народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.
•Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные игры с фигурками. Народные
игрушки заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С
их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок
или придумать свои истории.
•Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и
посвященные народным узорам и игрушкам. Ребенок с удовольствием раскрасит
дымковского барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть,
дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое
хобби или даже профессию.
«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.
Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.
Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.
Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.
Содержание:
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.
Виды дымковской игрушки
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Технология изготовления
Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.
Роспись дымковской игрушки
Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.
Раскраска велась в строгой последовательности:
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_dymkovskaya_narodnaya_igrushka_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,
в которых воплощается Родина».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».[5]
Родина, для каждого человека, воплощается в своих личных и дорогих сердцу образах: территории и природе, традициях, обрядах и просто в привычках народа, особенностях языка и быта, народно-прикладном искусстве и фольклоре, и еще во многом другом. Источником таких ярких образов для детей дошкольного возраста является приобщение их к культуре своей страны. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
В культуре каждого народа, как известно, есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства - это народные игрушки.
Что же такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: «Вещь, служащая для игры»[4]. На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «Игрушка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям»[2]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.
Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей. Так же все исследователи сходятся во мнении, что народная игрушка, созданная по строгим канонам, выработанным столетиями, вместе с песнями, сказками, праздниками, с детства воспитывает вкус и чувство красоты, закладывает фундамент понимания связи со своим народом, с определённой частью земли - Родиной. [3]
Конечно, в современном мире много игрушек. Огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус, но не все игрушки одинаково полезны. Большая часть современных игрушек, развивает в ребёнке не всегда добрые и светлые чувства. [1] Хотя изначально они предназначены именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка. Это еще одна причина, по которой нужно обратиться к истокам и просто необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Ведь народная игрушка – это всегда добро. Она привлекает внимание детей в первую очередь своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего.
Детство – это время игры и нет ничего целесообразнее, как использовать народную игрушку в игровой деятельности детей для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры, в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей. Ведь, недаром, народные игрушки занимали важное место в жизни наших далёких предков. Изначально они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни.
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу. Е. Л. Флерина считает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство [7].
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к родине, к окружающей природе, с которой ребенок встречается с малых лет. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [].
Блестящую художественную и педагогическую функцию в истории русского народного творчества представляет Дымковская глиняная игрушка. А.П.Усова на этот счёт писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка» [6].
Дымковские игрушки удивляют своими пластичными формами, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. [8] Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы – барыни, козлы, кони, олени, петухи с расписными хвостами и многие другие персонажи.
Этот промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских, но процесс изготовления игрушки не изменился, его можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись [8].
Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают [8]. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника [7].
В век научно-технического прогресса, информационных технологий и электроники народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка. Но именно она всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки . Хотя, именно семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Так почему бы не сделать своей маленькой семейной традицией создание народных игрушек. Ведь что, как не игрушка, в дошкольном возрасте, сможет лучше раскрыть в душах маленьких граждан чувство гордости за нашу страну, восхищаясь мастерством её умельцев.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей очень значима и актуальна в наше время. Я считаю, что русская народная игрушка - это одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Но самое важное, что народная игрушка способствует формированию патриотических чувств, находя отклики в сердцах и умах будущих патриотов, и, сколько бы лет, столетий не прошло - самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть «народной». Она никогда не наскучит, не выйдет «из моды», всегда будет востребована и любима. Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь.
Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они делали сами, и, как говорил А.И. Деньшин, человек, который много сделал, для того, чтобы промысел дымковской игрушки не канул в прошлое: «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!» Эти слова стали моим девизом в дальнейшей работе над темой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством народной игрушки – Дымковского чуда!
Дымковские игрушки веселые, жизнерадостные вводят нас в такой мир, “ в который без них мы никогда не попали бы, который и не пригрезится и во сне”,– писал художник Ефимов. Игрушки не совсем похожи на настоящих животных, птиц, людей, потому что выдумка, фантазия мастеров настолько изменила настоящие образы, что получились необычно сказочные игрушки.
Дымковская игрушка – едва ли не единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров .
Истоки этого искусства теряются в глубокой древности, но вряд ли когда-нибудь станет возможным связать их с конкретным временем. Однако приуроченность дымковской игрушки к древнему празднику Свистопляски, который сам трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла, ровно как и разный состав игрушек, подтверждают в ней пласты разновременного происхождения.
Среди дымковских игрушек лишь шары и свистульки обладали непосредственной игровой функций, вероятно, сохранившейся издревле. Фигурки же и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не подражали фарфоровой пластике. Под её влиянием на древних корнях народной глиняной игрушки родилось новое самобытное искусство.
Это искусство доказало свою жизнеспособность и современность в каждую эпоху, испытав на себе позитивные и негативные веяния. Перелистав вновь страницы этой книги и возобновив в памяти её иллюстративный ряд, можно ещё раз убедиться, как менялась игрушка со временем, отражая его в недрах своих строгих канонических форм.
Постепенно фигурки освобождались от остатков древнего содержания и обретали характер малой народной скульптуры, в которой, с одной стороны нарастала декоративность, с другой – она обогащалась новыми темами и сюжетами, почерпнутыми из реальной жизни и овеянными народной фантазией.
Так постепенно сложился неповторимый мир образов дымковской игрушки и её самобытный художественный строй, сформировались условные выразительные средства и качества мастерства, устойчиво сохраняющиеся на протяжении всего пути развития. Типичные родовые признаки глиняной игрушки вида народного искусства – лаконизм и обобщённость лепки, изображение фигур в фас или профиль, состояние «движения в покое», наличие собирательных оразов-типов , в которых живые наблюдения слились с поэтической фантазией, - всё это приобрело в дымковской игрушке конкретные формы выражения в чисто местных приёмах лепки, раскраски и орнаментальной росписи, композиционных особенностях. От приготовления глины до завершения росписи обожжённой и побеленной фигурки весь процесс её создания состоит из строго регламентированных последовательных операций и приёмов, которые составляют существо профессионального мастерства дымковского искусства, его художественную систему, его канон.
Канон в народном искусстве, в том числе и в дымковском, - это не оковы для творчества, а своего рода необходимая школа профессионализма, законы его условного языка. Поэтому путь к любому мастерству в дымковской игрушке лежит и поныне через постижение канона, свободное владение им, а затем и более широкое знание традиций местного искусства.
Дымковская игрушка прошла большой путь не только в своём внутреннем развитии. Он обусловлен её новым местом и условиями жизни в современной культуре. Если до великой Октябрьской социалистической революции она служила убогим средством заработка и как большинство народных промыслов была известна главным образом в пределах Вятской губернии и её округе, - то сегодня это полноправная и незаменимая часть советского народного искусства, его истории и современности, которую знают и любят за пределами нашей страны.
История дымковской игрушки позволяет наглядно проследить диалектическое развитие в ней коллективно и индивидуального начал как движущей силы народного творчества. Анализ многих авторских манер мастериц из разных поколений, как каждая развивала что-то своё в общем стиле дымковского искусства, как новое всегда рождалось на почве старого. И заключалось оно не только в новизне сюжетов и композиций, но также в обновлении традиционных образов, в поисков вариантов пластики и росписи, характеров персонажей.
Развитие дымковской игрушки можно уподобить вечному символу народному творчества – могучему древу жизни, из корней которого растёт мощный ствол этого искусства, а крона тем ветвистее и шире, чем больше талантов развивает его разных направлениях .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч.
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци.
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки».
Цель: познакомить с народным промыслом, изготовлением и росписью дымковской игрушки.
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме.
-Владеть речью как средством общения и культуры.
-Обогащать словарный запас детей.
-Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
Оборудование: посылка, дымковская игрушка, иллюстрации «Дымковские игрушки», шаблоны «Дымковская Барышня», цветные краски, кисточки, салфетка, баночка непроливайка, палитра, клеёнка на столах.
Словарная работа: орнамент, слобода, дымковская роспись, мастера – умельцы.
Методы и приемы: словесный (худ, слово, беседа, наглядный, информативно - рецептивный (осмысление) практический.
Ход занятия.
(дети становятся в круг)
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
В: Ребята, нам пришла посылка…Как вы думаете, что в ней?
Ответы детей…
Посмотри, как хороша,
Эта девица – душа
Щёчки алые горят,
(народное творчество)
Стихотворение читает ребёнок…
В некотором царстве,
В Русском государстве,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова
Есть селенье Дымково.
В той далёкой стороне –
Так рассказывали мне,
Там живут мастеровые
Да умелые такие!
Мастерят они игрушки
Для Никиты и Танюшки,
Для Андрея, Коли, Даши,
И для всех ребяток наших.
А игрушки непростые
Звонкие, да яркие
Для ребят подарки!
(Вывешиваются картинки на доску)
Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины….
Игрушки не простые,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Эти игрушки называли дымковские.
Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет. Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска», к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
В: -Скажите, мне, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (Барышни, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух и т. д.)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее распространё нные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Дети читают стихи:
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока,
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост
-Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,
Красной краскою горя, как корона у царя!
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг, птица важная - индюк!
В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне:
Конь копытом гордо бьет
Молодца домой везет.
За студёною водицей
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь, прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива
В: Давайте немножко разомнёмся…
Физминутка «Игрушки»
Привезли мы глину с дальнего бугра
(руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
(руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
(лепят «ладошками»)
А потом распишем
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь»,
(лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет.
(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки,
(машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки!
(руки вперед)
В: Как вы думаете, ребята, легко изготовить дымковскую игрушку?
Дети - Трудно и долго.
Воспитатель - Значит как нужно обращаться с игрушками?
Воспитатель - Ребята, мастера- умельцы приготовили нам глину, чтобы мы лучше с ней познакомились.
Как узнать, тяжелая глина или легкая?
/проводим опыт - один ребенок опускает комочек глины в стакан с водой/
Дети делают вывод: глина тяжелая, так как тонет в воде. - Твердая или мягкая глина?
Исследуют комочек влажной глины.
Вывод: влажная, сырая глина - мягкая, пластичная, податливая.
/повтор слов «пластичная, податливая»/
Исследуют кусочек сухой глины.
Вывод: сухая глина - твердая.
- Хрупкая или прочная глина?
/ Опыт: ломают кусочек сухой глины руками/
Вывод: глина хрупкая.
Вывод: Как нужно обращаться с глиняными игрушками? Почему?
(Бережно, они хрупкие, могут сломаться).
/Дети вытирают руки/
В: Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:
Не лошадь, а… лошадка
Не утка, а… уточка
Не курица, а… курочка
Не собака, а… собачка
Не петух, а… петушок
Не козел, а… козлик
В: А теперь я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.
Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков.)
-Ну что ребята, мы побывали в гостях в селе Дымково. Вам понравилось?
Пора отправляться домой (усаживаются в автобус).
- Где мы побывали? (Мы побывали в селе Дымково)
- Какие игрушки описывали? (Мы описывали дымковские игрушки барыню и индюка)
- В какие игры играли? (Мы играли в игру : «Скажи какой», «Назови ласково», «Один - много»)
В: Ребята, а в нашей посылке есть ещё сюрприз для вас…
(Шаблоны «Барышня» для рисования)
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.
«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.
Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.
Конспект НОД «Дымковская игрушка» Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись). Задачи: образовательные:.
Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.
Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Цель: • Познакомить детей с дымковской.
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.
Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.
Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.
Читайте также: