Технология создания глиняной игрушки
Тема Занятия: Лепка пластовой рыбки жгутовым способом.
Оборудование: глина, салфетки для лепки, фотографии и рисунки рыб различных форм.
Цель занятия: Освоить новый способ лепки пластовых игрушек - «от жгута».
Задачи занятия: Закрепить умение скатывать жгутики одинаковой толщины, отработать умение заглаживания, умение составлять узоры из заданных сегментов.
Ход занятия: Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии ИЗО мы с вами начали интересную тему - рисование декоративных рыбок, а сегодня продолжим эту тему на лепке. Попытаемся воплотить рисунок в материале, в глине. Пластовых рыб мы уже лепили раньше, эта тема вам знакома, но сегодня вы узнаете новую, более сложную, но и более интересную технику пластовой лепки - «от жгута».
Посмотрите на образец. Педагогом демонстрируется образец. Весь рисунок составлен как бы из маленьких «колбасок», жгутиков, которые, причудливо извиваясь, образуют тело рыбки.
Чтобы работа получилась крепкой и аккуратной, необходимо начать с контура туловища.
(Какую геометрическую форму напоминает туловище рыбы, хвост, плавники) Учащиеся отвечают на вопросы. Очень важно правильно соединять элементы - жгутики накладываются внахлёст, один на один, а не встык.
После завершения контуров тела рыбки начинается самое интересное - вы придумываете узоры для украшения своей работы.
Это могут быть жгуты, скрученные в спираль, капельки или шарики. Педагогом демонстрируются виды украшений. Единственное условие - между ними не должно быть дыр, иначе игрушка не будет прочной и будет разваливаться. Обращайте внимание на толщину получившегося пласта- он должен быть примерно 0,7-1 см.
После того, как узор создан на брюшке, плавниках и хвосте, мы разглаживаем его. Обобщая и заравнивая чересчур выпуклые (или вогнутые) места.
Подписываем свою работу.
еперь - волшебный момент: аккуратно переворачиваем рыбку. Все узоры стали хорошо заметны. Можно добавить что-то: налепить или отпечатать зрачок, нанести графику.
Вы - большие молодцы, хорошо потрудились. Давайте соберём всех рыбок на отдельную салфетку - получился настоящий аквариум. Теперь наши рыбки будут сохнуть, потом отправятся на обжиг и станут настоящей керамикой! И на следующих занятиях мы будем заниматься уже РОСПИСЬЮ керамических изделий.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Сбежали игрушки» Художественно-творческая деятельность дошкольников. Тема: Сбежали игрушки Цели занятия: 1. Закрепить с детьми способ изображения -рисование.
Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с глиняной игрушкой» Конспект занятия «Знакомство с глиняной игрушкой» (старшая группа) Цель мероприятия: приобщение учащихся к декоративному искусству, к его.
Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.
Педагогическая технология создания портфолио дошкольника ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Педагогическая технология портфолио дошкольника» Технология портфолио дошкольника: Портфолио — копилка личных достижений ребенка.
Проект создания детской коллекции «Чудеса народных промыслов: игрушки не простые — глиняные, расписные» Продолжительность проекта: 1 месяц Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Возраст детей: 4 - 5 лет Значимая для детей проблема,.
Совместная игровая деятельность с детьми трех лет и старше. Объемные игрушки из гофрокартона в технике «Квиллинг» Техника «Квиллинг» или (бумагокручение) Это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и.
Конспект занятия «Учимся лепить птиц по мотивам народной глиняной игрушки» (в рамках тематической недели масленица) Подготовительная группа Тема: Учимся лепить птиц по мотивам народной глиняной игрушки. (в рамках тематической недели масленица) Цель:.
В рамках проекта «Творение рук человеческих». Знакомство с глиной. Роспись глиняной игрушки. В этом году я работаю над долгосрочным проектом " Творение рук человеческих". В рамках этого проекта было запланировано знакомство детей.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МК ДОУ «Кировский детский сад»
« ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»
Исполнитель: Петров Ваня
Воспиатанник подгот. группы
Кировского детского сада
Руководитель: Бухтоярова Ирина Анатольевна
Кировского детского сада.
1. ВВЕДЕНИЕ ………. 2
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………. 4
· История создания глиняной игрушки
· Выбор изделия, материала и оборудования
· Этапы выполнения проекта
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. …. 9
· Результаты проделанной работы
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. 10
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы: У меня много разнообразных красивых игрушек из современных материалов. Мне нравится ими играть. Но меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием .
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны . В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.
Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.
Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).
Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.
Гипотеза: я предположил ,что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга.
Цель исследования: – Узнать как можно больше о глиняной игрушке, её истории, особенностях .
1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.
2. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.
3.Приобщиться к искусству народного промысла.
4.Слепить и оформить изделия народного промысла дымковскую
филимоновскую, каргопольскую глиняную игрушку.(слайд 2)
Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.
Из большого многообразия народных промыслов глиняной игрушки основной проблемой моей работы является выбор моделей, которые я буду лепить.
Методы исследования: Посещение занятий кружка лепки из глины, рассматривание образцов игрушек, репродукций и иллюстраций, материалы из Интернет-ресурсов.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (слайд 3)
Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.
Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки являются образным отражением окружающего ребенка быта.
Поэтому, скорее всего, в древности культовое и игровое значение тесно переплетались между собой, а затем обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X - XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.
В XVI - XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.
Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Для выбора проекта изделия, мне необходимо ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.
Дымковская игрушка (слайд 4)
Это что за хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале
Узор дети расписали.
Постарались от души,
Ах! Плясуньи хороши!
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.
Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону.
Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки.
Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. А в росписи и в лепке для народной мастерицы нет ограничений. У индюка хвост похож на диванную подушечку с фестонами, на козлике – штанишки с кружевами. В таких изделиях фантазия тесно переплетается с реальностью. И в любой игрушке всегда соблюдаются требования, которые налагают на нее материал, форма и закон взаимодействия цветов.
Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают.
Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой.
Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.
Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.
Филимоновская игрушка (слайд 5)
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.
Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.
Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.
В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.
Каргопольская игрушка (Слайд 6)
В Каргополье есть игрушка
Очень старая. Зверек
Небольшой, на щечках мушки,
Нет его короче ног
Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.
В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.
Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.
Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду. Животных в отличие от людей часто изображают со свистком. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.
Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую старину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, косые кресты, крапинки. Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, коричневая. Применяются приемы из сплошной окраски, комбинация из пятен и сочетание штрихов.
Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.
Свои исследования я поместил в сравнительную таблицу (см. Приложение ).
В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.
Роспись по побелке свойственна дымковской и каргопольской игрушкам, а гусиным пером расписывались только филимоновские игрушки, т.к. предварительно они не обрабатывались грунтовкой.
На дымковскую игрушку наносили строго геометрические узоры из полос, клеток, кругов и очень яркими красками. Для филимоновской игрушки геометричность была не обязательна, зато штрихи, веточки, листики расписывались яркими красками вразброс по всему фону. А каргопольскую игрушку расписывали просто, и блекло полосками, штрихами, ромбами, овалами, крестами с ограниченным набором красок.
Для выбора проекта изделия я изучил историю происхождения глиняной игрушки, основные районы народного промысла, тип и характеристику игрушек, а также цветовую гамму и элементы росписи, которые применялись для создания глиняной игрушки.
Я тоже пожелал стать немного мастером и изготовить игрушки по мотивам промыслов Дымки, Филимоново, Каргополя.
Определиться с материалом и оборудованием мне помогла руководитель моего проекта Ирина Анатольевна.
Глина, встречающаяся в природе разнообразна по составу. Но не всякая глина пригодна для лепки. Для своей работы я использовал местную глину, добытую в с. Первомайское Мишкинского района.
Пластичность глиняного теста зависит не только от ее структуры и состава, но и влажности. Если глина слишком сухая, ее сбрызгивают водой (см. Приложение ).
Глина готова к работе.
Теперь с помощью стеки можно приступить к лепке игрушки.
(Практическая часть. Поэапное выполнение.) (слайды 7,8,9)
После сушки игрушки приступаю к грунтовке и росписи изделия (Слайд 10 ).
В презенации я показал как я лепил каргопольскую игрушку.
На занятиях кружка лепки из глины «Волшебная глина»(слайд 11) я много узнал о народных промыслах и изготовил дымковскую барышню и филионовского козлика.(слайд 12) Эти работы представляю вашему вниманию.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 12)
Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, а также опробовав теоретические исследования на практике можно сделать вывод:
· Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.
· У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.
· Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.
· Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.
Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976
2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006
3. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987
4. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988
5. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982
6. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987
7. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980
8. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987
9. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997
-меня заинтересовали игрушки из глины .Они необычные, красочные их не встретишь в нашем магазине. Что бы побольше узнать о них я занялся исследованием.
Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры.(слайд 1).
- Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.(слайд 2)
- Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, росписью по белому фону(слайд 3).
- Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области.(слайд 4)
- Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки,(слайд 5)
- Результат моей проектной работы(Фото)(слайд 6,7,8,9)
Моя гипотеза о том что все глиняные игрушки имеют одну родину и мало чем не отличаются друг от друга не подтвердилась
Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)
В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.
Ну что ж, приступим!
Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.
Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.
Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.
С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.
Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.
Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.
Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.
Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)
Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.
Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.
Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)
Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.
Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).
Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.
Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).
Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.
Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.
Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.
Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.
Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.
Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.
Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.
Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.
Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.
В шахматном порядке собираю все капельки в ирокез. Получается вот так.
Дальше с помощью шила я делаю текстуру шерсти, просто продавливаю маленькие полосочки на глине. Заполняю всю верхнюю часть мордочки и соединяю с ирокезом.
Теперь нужно сделать ушки. Снова делаю два шарика, из них делаю капельки и раскатываю.
С одной стороны на обоих ушках делаю шерсть. С помощью шила сгибаю их. Сажаю на мордочку и примазываю, придаю нужную форму. Решила добавить дырок в одно ухо, а другое сделать порванным, викинг, как ни как:)
В конце рисую улыбку. С мордочкой закончили:)
Отправляю её в печку, не снимая с шарика из фольги. После того как мордочка запечётся, даю ей остыть и только потом аккуратно снимаю с шарика. Вот что получилось в итоге.
В следующем мастер-классе я покажу, как леплю все остальные части — лапки, хвостик и украшение на шею:)
Большое спасибо, что были со мной и проявили интерес. Надеюсь, моя статья была полезна, до новых встреч!
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
История глиняной игрушки
Основные приемы работы с глинной
Инструменты и материалы
Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины
Сувенир «Кот и рыба»
Сувенир «Кот с мешком»
− Приемы работы с глиной
− Идеи для творчества
Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.
Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.
История глиняной игрушки
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.
В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.
Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.
В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.
До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.
Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.
Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы
Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.
Основные приемы работы с глинной
Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.
Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.
К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.
После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.
Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)
Инструмент и материалы
Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.
Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.
Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.
С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).
Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки : филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.
А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)
Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.
Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.
Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)
Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)
1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)
2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)
3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)
4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)
5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).
6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)
7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.
Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.
Читайте также: