Тайна третьей планеты игрушки киндер
С уходом Романа Качанова популярное кукольное кино прекратило существование. Именно популярное, потому что героев, подобных Чебурашке и старухе Шапокляк, не создал никто, гениальной «Варежке» противопоставить тоже пока нечего. Что еще удивительнее, Качанов смог реализоваться и в рисованной мультипликации, ибо «Тайну третьей планеты» и «Наследство волшебника Бахрама» в свое время цитировали все советские дети. Качанов знал какие-то тайны профессии, доступные только избранным. Бывший боксер, внешне грузный, «глыбоватый» человек с выдающейся челюстью, он был тонким знатоком детской души и ювелиром в своем деле. Качанова называли великим наставником, но, к сожалению, он не успел заняться преподаванием вплотную. Зато те, кто учился у мастера непосредственно за мультстанком, сегодня лучшие в кукольной анимации
Тем не менее мультфильм «Тайна третьей планеты», как и предыдущие работы автора, оказался более чем успешным проектом: получил Государственную премию СССР, был дублирован на несколько языков и оказался в прокате США, Великобритании, Италии, Франции и других европейских стран. Среди актеров, озвучивавших героев картины, — Кирстен Данст, Джеймс Белуши, Жан Рено и Адриано Челентано.
Достоинств у «Тайны…» действительно множество, среди них — «ожившие» персонажи мультфильма, которые сначала были сыграны актерами, а уже потом отрисованы художниками. А капитан Зеленый и Алиса вообще оказались родственниками мультипликаторов: их портреты художница Наталья Орлова копировала с мужа — режиссера-документалиста Тенгиза Семенова — и семилетней дочери — в будущем известной актрисы Екатерины Семеновой.
Мы предполагали, что будет много фантастического, а рядом действуют живые люди. <…>Во многом это кино у нас получилось благодаря обстановке в группе. Мы проработали два с половиной года и ни разу не поссорились.
…>
Нужно сказать, что только после появления мультфильма на экранах в Институте востоковедения узнали, кто скрывается под псевдонимом Кир Булычев. Опубликовав свой первый рассказ в 1961 году, писатель больше двадцати лет боялся, что его могут уволить за столь несерьезное для научного сотрудника занятие.
…Я никогда не был знаком со старшими коллегами, и ни один писатель не поил чаем резвого мальчонку и не передавал мне лиру.…>
Первая же рецензия, в которой говорилось обо мне и опубликованная по появлении моего второго или третьего опуса, сообщала, что я подавал надежды, но исписался, а все, что создал, украл у более достойных литераторов. Даже девочку Алису стащил у уважаемого Льюиса Кэрролла.
Я представитель определенной категории массовой литературы, я даже не шестидесятник, а семидесятник (явление, в отличие от шестидесятничества, не воспетое и не исследованное). Кстати, именно на семидесятые и восьмидесятые годы падает моя активная деятельность в кино. А ведь мало кто сегодня помнит, что я написал сценарии к дюжине полнометражных фильмов и несметному числу короткометражек. К тому же мне удалось занять пустующую экологическую нишу фантастики для детей, постарше тех, которые уже были обласканы Эдуардом Успенским.
В ролях : Юрий Андреев , Владимир Дружников , Владимир Кенигсон , Василий Ливанов , Юрий Волынцев , Всеволод Ларионов , Григорий Шпигель , Игорь Ясулович , Рина Зеленая, Ольга Громова , Петр Вишняков
Вчера Московский городской суд отклонил кассационную жалобу художницы киностудии "Союзмультфильм" Натальи Орловой на решение по иску ЗАО "Кондитерская фабрика 'Ландринъ'". Суд признал необоснованными претензии художницы, требовавшей компенсации в размере 2,2 млн рублей за использование персонажей мультфильма "Тайна третьей планеты" для оформления шоколадных яиц. Однако эксперты отмечают, что количество таких исков увеличится в ближайшее время в связи со вступлением в силу нового закона об авторском праве.
Напомним, что в сентябре 2006 года госпожа Орлова направила иск к компании "Ландринъ" в Головинский суд Москвы — в связи с якобы незаконным использованием фабрикой персонажей мультфильма "Тайна третьей планеты" ("Союзмультфильм", 1981 год). Вчера была поставлена точка в затянувшемся конфликте между петербургской компанией "Кондитерская фабрика 'Ландринъ'" и бывшей сотрудницей киностудии "Союзмультфильм". "Московский городской суд отклонил кассационную жалобу художницы Натальи Орловой, оставив в силе решение суда первой инстанции. Таким образом, конфликт завершился полной победой компании "Ландринъ", доказавшей, что госпожа Орлова никогда не являлась и не является обладателем исключительных имущественных прав на героев мультфильма", — отметил Никита Иванов, юрист компании "Ландринъ".
Фабрика "Ландринъ" основана в 2003 году. Проектная мощность фабрики составляет 60 млн штук продукции в год. Основные брэнды: "Подружка", "Сказка на ладошке", "Петрушка" и другие. Оборот за 2006 год составил около $70 млн. Владельцы компании — физические лица. По собственным оценкам, компания занимает около 40% рынка шоколадных яиц России.
По словам представителей фабрики, в течение года в рамках серии "Тайна третьей планеты" было продано около 2 млн штук яиц с сюрпризом и на сегодня выпуск этой продукции прекращен. На момент вынесения судебного решения имущественные требования госпожи Орловой к кондитерам составляли 2,2 млн рублей. Художница посчитала, что ее авторские права нарушены, так как именно она нарисовала персонажей к мультфильму "Тайна третьей планеты", снятому по произведению писателя Кира Булычева. Наталья Орлова недовольна, что образы нарисованных ею героев использованы фабрикой без ее согласия. Кроме того, она не получила гонорар за использование образов, а ее авторство нигде не указано.
При этом на момент создания мультфильма госпожа Орлова работала в объединении "Союзмультфильм", которое и обладает правами на данное произведение. "С 'Союзмультфильмом' у нас подписаны все необходимые документы, так же как и с Кирой Сошнинской, вдовой писателя Кира Булычева, автора произведения "Тайна третьей планеты", — пояснили в компании "Ландринъ". По мнению экспертов, инициаторы спора, вероятнее всего, надеялись на несовершенство текстов договоров, составлявшихся в 1980-е годы. "В советское время контракты между художниками и объединением 'Союзмультфильм' часто были довольно общими", — поясняют в компании "АРС-Патент". Представители Натальи Орловой, как и сама художница, вчера были недоступны для комментариев.
Для "Ландрина" это первый случай судебного разбирательства по вопросу авторских прав. "У нас подписаны лицензионные договоры с мультипликационными студиями Disney Pixar, Sony animation и др., и ни с одной из компаний таких проблем не возникало", — рассуждает владелец фабрики "Ландринъ" Игорь Маркитантов. По его мнению, количество скандалов вокруг авторских прав будет увеличиваться с каждым годом, так как в ближайшее время вступит закон с новыми поправками, устанавливающий новые правила работы в этой сфере. С ним соглашаются и юристы компании "Городисский и Партнеры". "Поправки к закону дают больше возможностей для недобросовестных маневров. В результате количество споров вокруг авторских прав, безусловно, вырастет", — говорит Виктор Станковский, директор петербургского офиса юридической фирмы "Городисский и Партнеры".
Мария Шевченко
Я уже писал, что моя дочь меня иногда ставит в тупик вопросом: "Папа, а какой твой самый любимый мультфильм?". Ведь ей нужен конкретный ответ. А любимых в детстве было много. Об одном из них я уже писал. Пришла очередь рассказать о другом. Мультфильме с которого началась любовь к фантастике. Мультфильму, которому в этом году исполнилось 35 лет. "Тайна третьей планеты"
Именно из этого мультфильма многие узнали о московской школьнице из XXI века Алисе Селезнёвой. Книги о её приключениях конечно гораздо старше, но Булычёв в то время был в остром дефиците, и о литературном персонаже знали ещё далеко не все.
Были правда ещё диафильмы Девочка из XXI века, Новые приключения Алисы из XXI века, но скажу честно, я их в то время тоже не видел
Режиссёр Роман Качанов, подаривший зрителям знаменитого Чебурашку, работал над "Тайной третьей планеты" четыре года. От персонажей своего мультфильма он хотел добиться максимально точных движений. Изначально режиссёр хотел использовать специальную технику – так называемый "эклер", когда актёров сначала снимали, а потом уже прорисовывали. Позже Качанов решил, что всё дело не в точности, а в фантазии: "эклер" заменили традиционной анимацией, а внешний вид всех героев придумала художница Наталья Орлова
Вот как она вспоминала о начале работы над мультфильмом:
- Подошёл ко мне Роман Абелевич Качанов: "Наташа, ты бы не хотела поработать со мной художником-постановщиком? Я сейчас запускаю фантастический фильм по книжке Кира Булычева". Я оторопела: "Роман Абелевич, какая фантастика! Я даже не знаю, как утюг устроен, не говоря уже обо всех этих кораблях космических. "
Писатель и учёный Кир Булычёв любил давать своим литературным персонажам имена родственников и друзей. Алиса названа в честь его дочери, а Селезнёва – это фамилия её бабушки. Во внешнем виде героев мультфильма приняли участие уже другие люди, родственники художницы Натальи Орловой. Алиса, как многие считают, похожа на её дочь, актрису Екатерину Семёнову
"Катя как раз того же возраста была, вертелась всё время вокруг меня. Я, конечно, специально с неё Алису не рисовала, но характер всё равно похожий получился. Это всё подсознательно происходит. Вот, например, капитан Зелёный: одни говорят, что он на Булычёва похож, а другие – на моего мужа, Тенгиза Александровича".
Сложнее всего было "найти" образ фантастических персонажей, например, Громозеки. В книге он – инопланетянин с огромными ногами, носом, похожим на воздушный шар, и двенадцатью руками. С точки зрения анимационной технологии двенадцать рук сделать было очень трудно, поэтому остановились на шести
"С Громозекой была очень большая проблема. Не знаю, сколько разных вариантов я уже перерисовала. Нужен был огромный персонаж, летающий в каком-то непонятным аппарате. Я уже отчаяться успела, а тут как-то неожиданно всё получилось: сидела на кухне, открывала консервную банку. Посмотрела на неё – вон же он, летательный аппарат! И сразу дело пошло. "
Но если при изображении главных героев Орлова и другие художники были ограничены каноном, то на вселенной мультфильма они отыгрались вовсю. Гротескные инопланетяне, похожие на видения из снов, пёстрая психоделическая цветовая гамма, множество мелких фоновых деталей, придающих абсурдному миру глубину и убедительность, — всё это напоминало не традиционные советские мультфильмы, а скорее «Жёлтую подводную лодку». Такой видеоряд в сочетании с атмосферным электронным саундтреком от Александра Зацепина создавал не только у детей, но и у взрослых чувство погружения в мир безумной, но притягательной фантазии. Качанову удалось уловить только-только зародившееся веяние моды и развить его — в дальнейшем лучшие советские мультипликаторы восьмидесятых пошли именно по пути гротеска и фантасмагории
Булычёв и Качанов прекрасно понимали, что из «Путешествия Алисы» в первоначальном виде получился бы сумбурный двухчасовой фильм. Поэтому в сценарий вошла краткая выжимка книги — история о борьбе путешественников с «Пегаса» против космических пиратов. За борт сюжета вылетели все второстепенные и недостаточно яркие персонажи, включая трёхногого Третьего Капитана и командира «Пегаса» капитана Полоскова (его должность унаследовал колоритный механик-пессимист Зелёный). Под нож отправились главы, не развивающие центральный сюжет. Что Булычёв изменил добровольно, а на что пошёл под давлением Качанова, теперь уже не узнать, но знаменитого пирата Крыса в «Глота с планеты Катрук» переименовал наверняка режиссёр. Кроме «Тайны третьей планеты», имя «Глот» не встречается нигде. И в «Гостье из будущего», и в новеллизации мультфильма, написанной в 1997 году, Булычёв вернул пирату каноническое имя
Экспериментальный, дерзкий видеоряд сопровождался куда более консервативной озвучкой, к которой Качанов сумел привлечь множество советских звёзд. Громозека получил самый узнаваемый голос — Василия Ливанова. Говоруна озвучил Владимир Кенигсон, чьим голосом говорили Шапокляк, Кентервильское привидение и Луи де Фюнес в советском дубляже, профессора Селезнёва — Всеволод Ларионов (Попугай в мультфильме «38 попугаев»), а Колину бабушку — Рина Зелёная, всем известная как черепаха Тортилла и миссис Хадсон из «Шерлока Холмса». Актёрам удалось вдохнуть жизнь в диалоги, которые в мультфильме, к сожалению, утратили часть юмора, присущего первоисточнику, местами стали суховатыми и сугубо информативными. Но и той доли булычёвского стиля, что в них сохранилась, хватило, чтобы фильм разлетелся на множество цитат и крылатых фраз. Даже те, кто не знаком с книгами Булычёва, слышали про планету Шелезяку, на которой «воды нет, раститэлности нет», про птицу Говорун, что «отличается умом и сообразительностью», и про Громозеку, который заказывает в ресторане ровно четыреста капель валерьянки
После "Тайны третьей планеты" было снято ещё пять фильмов о приключениях Алисы, самым известным из которых стала "Гостья из будущего".
Зарубежному зрителю наш мультфильм тоже пришёлся по душе настолько, что его дублировали во многих странах мира. Например, в Америке Алиса говорит голосом Кирстен Данст, а Говорун - голосом Джеймса Белуши, профессора Селезнёва во Франции озвучивал Жан Рено, а Громозека заговорил по-итальянски с помощью Адриано Челентано (небольшой фрагмент мультфильма с американской озвучкой можно посмотреть здесь)
Повторюсь, благодаря этому мультфильму и «Гостье из будущего» Алиса Селезнёва стала не просто известным персонажем, но символом советской фантастики и целой эпохи. А Булычёву мультфильм принёс Государственную премию СССР, известность и. разоблачение. До этого историк и востоковед Игорь Всеволодович Можейко скрывал тайну своего псевдонима, опасаясь, что за «несерьёзную» внерабочую деятельность может получить нагоняй. «Тайна третьей планеты» «легализовала» Булычёва, и с этого момента экранизации его книг последовали одна за другой. Правда, сам писатель признавал, что эта работа Качанова — единственная мультэкранизация, которую он считал безоговорочно удачной. К остальным у него были претензии
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Я уже писал, что моя дочь меня иногда ставит в тупик вопросом: "Папа, а какой твой самый любимый мультфильм?". Ведь ей нужен конкретный ответ. А любимых в детстве было много. Об одном из них я уже писал. Пришла очередь рассказать о другом. Мультфильме с которого началась любовь к фантастике. Мультфильму, которому недавно исполнилось 35 лет. "Тайна третьей планеты"
Именно из этого мультфильма многие узнали о московской школьнице из XXI века Алисе Селезнёвой. Книги о её приключениях конечно гораздо старше, но Булычёв в то время был в остром дефиците, и о литературном персонаже знали ещё далеко не все.
Были правда ещё диафильмы Девочка из XXI века, Новые приключения Алисы из XXI века, но скажу честно, я их в то время тоже не видел
Режиссёр Роман Качанов, подаривший зрителям знаменитого Чебурашку, работал над "Тайной третьей планеты" четыре года. От персонажей своего мультфильма он хотел добиться максимально точных движений. Изначально режиссёр хотел использовать специальную технику – так называемый "эклер", когда актёров сначала снимали, а потом уже прорисовывали. Позже Качанов решил, что всё дело не в точности, а в фантазии: "эклер" заменили традиционной анимацией, а внешний вид всех героев придумала художница Наталья Орлова
Вот как она вспоминала о начале работы над мультфильмом:
- Подошёл ко мне Роман Абелевич Качанов: "Наташа, ты бы не хотела поработать со мной художником-постановщиком? Я сейчас запускаю фантастический фильм по книжке Кира Булычева". Я оторопела: "Роман Абелевич, какая фантастика! Я даже не знаю, как утюг устроен, не говоря уже обо всех этих кораблях космических. "
Писатель и учёный Кир Булычёв любил давать своим литературным персонажам имена родственников и друзей. Алиса названа в честь его дочери, а Селезнёва – это фамилия её бабушки. Во внешнем виде героев мультфильма приняли участие уже другие люди, родственники художницы Натальи Орловой. Алиса, как многие считают, похожа на её дочь, актрису Екатерину Семёнову
"Катя как раз того же возраста была, вертелась всё время вокруг меня. Я, конечно, специально с неё Алису не рисовала, но характер всё равно похожий получился. Это всё подсознательно происходит. Вот, например, капитан Зелёный: одни говорят, что он на Булычёва похож, а другие – на моего мужа, Тенгиза Александровича".
Сложнее всего было "найти" образ фантастических персонажей, например, Громозеки. В книге он – инопланетянин с огромными ногами, носом, похожим на воздушный шар, и двенадцатью руками. С точки зрения анимационной технологии двенадцать рук сделать было очень трудно, поэтому остановились на шести
"С Громозекой была очень большая проблема. Не знаю, сколько разных вариантов я уже перерисовала. Нужен был огромный персонаж, летающий в каком-то непонятным аппарате. Я уже отчаяться успела, а тут как-то неожиданно всё получилось: сидела на кухне, открывала консервную банку. Посмотрела на неё – вон же он, летательный аппарат! И сразу дело пошло. "
Но если при изображении главных героев Орлова и другие художники были ограничены каноном, то на вселенной мультфильма они отыгрались вовсю. Гротескные инопланетяне, похожие на видения из снов, пёстрая психоделическая цветовая гамма, множество мелких фоновых деталей, придающих абсурдному миру глубину и убедительность, — всё это напоминало не традиционные советские мультфильмы, а скорее «Жёлтую подводную лодку». Такой видеоряд в сочетании с атмосферным электронным саундтреком от Александра Зацепина создавал не только у детей, но и у взрослых чувство погружения в мир безумной, но притягательной фантазии. Качанову удалось уловить только-только зародившееся веяние моды и развить его — в дальнейшем лучшие советские мультипликаторы восьмидесятых пошли именно по пути гротеска и фантасмагории
Булычёв и Качанов прекрасно понимали, что из «Путешествия Алисы» в первоначальном виде получился бы сумбурный двухчасовой фильм. Поэтому в сценарий вошла краткая выжимка книги — история о борьбе путешественников с «Пегаса» против космических пиратов. За борт сюжета вылетели все второстепенные и недостаточно яркие персонажи, включая трёхногого Третьего Капитана и командира «Пегаса» капитана Полоскова (его должность унаследовал колоритный механик-пессимист Зелёный).
Под нож отправились главы, не развивающие центральный сюжет. Что Булычёв изменил добровольно, а на что пошёл под давлением Качанова, теперь уже не узнать, но знаменитого пирата Крыса в «Глота с планеты Катрук» переименовал наверняка режиссёр. Кроме «Тайны третьей планеты», имя «Глот» не встречается нигде. И в «Гостье из будущего», и в новеллизации мультфильма, написанной в 1997 году, Булычёв вернул пирату каноническое имя
Экспериментальный, дерзкий видеоряд сопровождался куда более консервативной озвучкой, к которой Качанов сумел привлечь множество советских звёзд. Громозека получил самый узнаваемый голос — Василия Ливанова. Говоруна озвучил Владимир Кенигсон, чьим голосом говорили Шапокляк, Кентервильское привидение и Луи де Фюнес в советском дубляже, профессора Селезнёва — Всеволод Ларионов (Попугай в мультфильме «38 попугаев»), а Колину бабушку — Рина Зелёная, всем известная как черепаха Тортилла и миссис Хадсон из «Шерлока Холмса».
Актёрам удалось вдохнуть жизнь в диалоги, которые в мультфильме, к сожалению, утратили часть юмора, присущего первоисточнику, местами стали суховатыми и сугубо информативными. Но и той доли булычёвского стиля, что в них сохранилась, хватило, чтобы фильм разлетелся на множество цитат и крылатых фраз. Даже те, кто не знаком с книгами Булычёва, слышали про планету Шелезяку, на которой «воды нет, раститэлности нет», про птицу Говорун, что «отличается умом и сообразительностью», и про Громозеку, который заказывает в ресторане ровно четыреста капель валерьянки
После "Тайны третьей планеты" было снято ещё пять фильмов о приключениях Алисы, самым известным из которых стала "Гостья из будущего".
Зарубежному зрителю наш мультфильм тоже пришёлся по душе настолько, что его дублировали во многих странах мира. Например, в Америке Алиса говорит голосом Кирстен Данст, а Говорун - голосом Джеймса Белуши, профессора Селезнёва во Франции озвучивал Жан Рено, а Громозека заговорил по-итальянски с помощью Адриано Челентано.
Повторюсь, благодаря этому мультфильму и «Гостье из будущего» Алиса Селезнёва стала не просто известным персонажем, но символом советской фантастики и целой эпохи. А Булычёву мультфильм принёс Государственную премию СССР, известность и. разоблачение. До этого историк и востоковед Игорь Всеволодович Можейко скрывал тайну своего псевдонима, опасаясь, что за «несерьёзную» внерабочую деятельность может получить нагоняй. «Тайна третьей планеты» «легализовала» Булычёва, и с этого момента экранизации его книг последовали одна за другой. Правда, сам писатель признавал, что эта работа Качанова — единственная мультэкранизация, которую он считал безоговорочно удачной. К остальным у него были претензии
Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Этот культовый фантастический советский мультфильм мы засмотрели, буквально, до дыр и растащили его на цитаты. По популярности в СССР он не уступал серии мультфильмов про Чебурашку. Кстати, автор всех этих шедевров — режиссёр-мультипликатор Роман Качанов. Как снимали наш любимый мультфильм?
Фантастический мультфильм, снятый по повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы» из цикла «Приключения Алисы» стал любимым мультфильмом в нашей стране. Кто его создатели? Как его рисовали? И почему он стал таким популярным?
Кир Булычёв — это Игорь Можейко
Для тех кто не знал или забыл. Кир Булычёв — псевдоним учёного историка-востоковеда Игоря Можейко, ну и, по совместительству — писателя-фантаста.
Долгое время писатель скрывал, что пишет фантастическую литературу. Можейко был доктором исторических наук, известным востоковедом, он опасался того, что руководство Института востоковедения не одобрит его хобби. Тайна раскрылась, когда в 1982 году Игорь Можейко получил Государственную премию за участие в создании «Тайны третьей планеты».
Четыре года работы
50-минутный мультфильм снимали четыре года, начав в 1977 году, а выпустив лишь в 1981. Работа была огромной и кропотливой, за это время художники нарисовали тысячи эскизов.
От кукол к анимации
К моменту работы над «Тайной третьей планеты» Роман Качанов был уже известен своими работами над мультфильмами «Варежка», «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк». Никто не сомневался, что результат его работы будет замечательным.
Алиса — дочь художницы
Автором-художником стала режиссер-мультипликатор, сценарист и художник-постановщик, Наталья Орлова. Интересно, как рождались образы главных героев. Так, Алису «сыграла» дочь Натальи, Катя, которую мы сейчас знаем как актрису Екатерину Семёнову. Она всё время крутилась возле матери, когда та искала образы, и как-то так получилось, что Алиса стала походить на девочку.
Громозека из банки
Очень трудно давался Наталье Орловой Громозека. Делов том, что он не был детально описан у самого Булычёва, только: «восемь рук, ноги как у слона и нос как воздушный шар». Художнице сложно было придумать, как всё это собрать в единое целое.
Наталья Орлова вспоминает: «Я сидела, рисовала, хотела изобразить космический корабль, но не получалось никак. Я увидела на кухне железную банку из-под консервированной кукурузы. В то время были большие банки, я стала ее открывать и меня как током ударило — Боже мой, это и есть Громозека!»
Читайте также: